Пособие от 22.07.2011
Автор: Сафаревич Д.

Договор займа в свете валютного законодательства Республики Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

ДОГОВОР ЗАЙМА В СВЕТЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Договор займа

Договор займа - один из наиболее распространенных видов договоров в предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Более того, заемные отношения - главная составляющая нормального имущественного оборота. Однако несмотря на свою распространенность в гражданских правоотношениях, до сих пор у субъектов хозяйствования возникают определенные вопросы на этапе заключения и исполнения договоров займа, особенно если их предмет - иностранная валюта.

В данном материале рассмотрим договоры займа, заключенные в иностранной валюте.

Основные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок заключения и исполнения договора займа в иностранной валюте (без учета ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте):

- Гражданский кодекс РБ (далее - ГК);

- Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон);

- Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72);

- Инструкция о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15 (далее - Инструкция № 15).

Договор займа в иностранной валюте между резидентами

Рассмотрим основные положения законодательства, регулирующие возможность заключения договоров займа в иностранной валюте между резидентами Республики Беларусь.

В п.3 ст.760 ГК установлено, что иностранная валюта может быть предметом договора займа на территории РБ с соблюдением правил ст.141, 142 и 298 ГК.

В настоящее время разрешено использование иностранной валюты:

- между физическими лицами - резидентами, не выступающими при проведении валютных операций в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - физические лица-резиденты) в случаях предоставления займов, возврата займов и процентов за пользование ими (ст.11 Закона, пп.29, 30 Правил № 72), - при проведении валютной операции как на территории РБ, так и за пределами РБ (договор займа может быть заключен без каких-либо ограничений по срокам). До выхода Закона сложилась неоднозначная судебная практика по поводу возможности заключения договоров займа в иностранной валюте между физическими лицами - резидентами, что нашло отражение в решении Конституционного Суда РБ от 19.07.2002 № Р-145/2002 «О правовом регулировании заключения физическими лицами договоров займа в иностранной валюте». Однако точку в данном вопросе поставил все-таки Закон, который предусмотрел в ст.11 право физических лиц - резидентов на использование иностранной валюты между собой при предоставлении займов, возврате займов и процентов за пользование ими;

- между физическим лицом - резидентом и субъектом валютных операций - резидентом - при осуществлении валютной операции по предоставлению займов, возврату займов, процентов за пользование ими (п.30 Правил № 72) - при проведении валютной операции только за пределами РБ (договор займа может быть заключен без каких-либо ограничений по срокам).

Договор займа в иностранной валюте с участием нерезидентов

Остановимся на основных положениях законодательства, регулирующих возможность заключения договоров займа в иностранной валюте с участием нерезидентов.

В настоящее время разрешено использование иностранной валюты:

- между физическим лицом - резидентом и физическим лицом - нерезидентом по валютным операциям, предусматривающим предоставление займов, возврат займов и процентов за пользование ими (подп.29.2 п.29 и п.30 Правил № 72), - при проведении валютной операции как на территории РБ, так и за пределами РБ;

- между физическим лицом - резидентом и субъектом валютных операций - нерезидентом - при осуществлении валютных операций по предоставлению займов, возврату займов, процентов за пользование ими (п.30 и подп.31.4 п.31 Правил № 72) - при проведении валютной операции как на территории РБ, так и за пределами РБ;

- между субъектом валютных операций - резидентом и физическим лицом - нерезидентом - при осуществлении валютных операций по предоставлению займов, возврату займов, процентов за пользование ими (п.30 и подп.31.4 п.31 Правил № 72) - при проведении валютной операции как на территории РБ, так и за пределами РБ;

- между физическими лицами - нерезидентами - при осуществлении валютных операций по предоставлению займов, возврату займов, процентов за пользование ими (подп.29.2 п.29 Правил № 72) - при проведении валютной операции на территории РБ;

- между субъектами валютных операций - нерезидентами - в т.ч. при осуществлении валютных операций по предоставлению займов, возврату займов, процентов за пользование ими (ст.16 Закона, п.44 Правил № 72);

- между субъектом валютных операций - резидентом и субъектом валютных операций - нерезидентом - в т.ч. при осуществлении валютных операций по предоставлению займов, возврату займов, процентов за пользование ими (при условии соблюдения ст.10 Закона, пп.15, 17 Правил № 72).

Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами

Прежде чем рассмотреть ограничения, которые установлены валютным законодательством РБ в отношении договоров займа, отметим, что по Закону валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции (далее - текущие операции) и валютные операции, связанные с движением капитала (далее - капитальные операции). При этом Перечень текущих операций, установленный в ст.5, 6 Закона, не является исчерпывающим. Согласно абзацу 17 ст.6 Закона к операциям неторгового характера относятся и иные операции, перечень которых определяется Президентом РБ или по его поручению Советом Министров РБ, а также международными договорами Республики Беларусь. В настоящее время перечня иных операций неторгового характера в валютном законодательстве нет. Поэтому действует следующее правило: все, что не является текущей операцией (все, что не указано в ст.5, 6 Закона), - капитальная операция.

Может возникнуть вопрос: зачем вообще нужно было классифицировать валютные операции на текущие и капитальные? Классификация в данном случае важна, так как прежде всего связана с режимом осуществления валютных операций.

Текущие валютные операции проводятся между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка РБ, без ограничений (часть первая ст.10 Закона). Однако необходимо упомянуть Указ Президента РБ от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» (далее - Указ № 240). Указом № 240 в целях оперативного регулирования отношений на внутреннем валютном рынке, обеспечения стабильности курса национальной валюты, ограничения оттока капитала из страны предоставлено право Нацбанку РБ устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются резидентами РБ, в соответствии с Законом ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций. Используя предоставленное право, Нацбанк РБ в п.15 Правил № 72 указал, что текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений. Для проведения текущих валютных операций разрешений (лицензий) Нацбанка РБ не требуется, за исключением валютных операций, предусматривающих перевод субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в т.ч. в виде пожертвований), которые проводятся на основании разрешения Нацбанка РБ.

Понятие капитальных операций расшифровано в ст.7 Закона. В ст.10 Закона содержится общее правило: резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Нацбанка РБ, если иное не установлено Законом или Президентом РБ. Нерезидентам для осуществления указанных валютных операций получения разрешений Нацбанка РБ не требуется.

Осуществления капитальных операций физическими лицами - резидентами

При анализе порядка совершения капитальных операций необходимо остановиться на осуществлении валютных операций физическими лицами - резидентами.

Исходя из части первой ст.10 Закона физические лица - резиденты осуществляют текущие операции без ограничений. Что касается капитальных операций, то физические лица - резиденты осуществляют указанные операции в 2 режимах: на основании разрешения Нацбанка РБ и без разрешения Нацбанка РБ (п.16 Правил № 72).

Исчерпывающий перечень капитальных операций, требующих получения физическими лицами - резидентами разрешения Нацбанка РБ установлен в ст.10 Закона:

1) приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

2) приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

3) приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству РБ к недвижимому имуществу;

4) размещение денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;

5) предоставление займов на срок, превышающий 180 дней;

6) перевод денежных средств по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями.

Только перечисленные валютные операции требуют получения разрешения Нацбанка РБ на их проведение. Все остальные осуществляются без разрешения Нацбанка РБ.

Таким образом, физическое лицо - резидент не может предоставить заем нерезиденту на срок, превышающий 180 дней, без разрешения Нацбанка РБ. В то же время может получить заем без всяких ограничений, например, сроком на 10 лет под 50 % годовых с направлением суммы займа на оплату денежных обязательств заемщика, минуя его счет в банке. Никаких разрешений Нацбанка РБ в данном случае не понадобится.

Осуществления капитальных операций субъектами валютных операций - резидентами

Порядок совершения капитальных операций субъектами валютных операций - резидентами намного жестче, чем у физических лиц - резидентов. Если физические лица - резиденты осуществляют капитальные операции в 2 режимах: на основании разрешения Нацбанка РБ и без разрешения Нацбанка РБ, то субъекты валютных операций - резиденты в 3:

1) на основании разрешений Нацбанка РБ - валютные операции, указанные в п.18 Правил № 72;

2) без разрешений Нацбанка РБ - валютные операции, указанные в ст.10 Закона;

3) в уведомительном порядке - валютные операции, указанные в п.20 Правил № 72.

Исходя из анализа ст.4-7 Закона валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами по предоставлению, получению и возврату займов независимо от срока пользования денежными средствами, относятся к капитальным операциям.

Правила № 72 устанавливают перечень капитальных операций, осуществляемых субъектами валютных операций - резидентами на основании разрешений Нацбанка РБ.

Прежде всего остановимся на такой операции как предоставление нерезиденту валютных займов. Подпункт 18.6 п.18 Правил № 72 установил, что такая валютная операция осуществляется только на основании разрешения Нацбанка РБ. Ранее субъекты валютных операций - резиденты имели возможность предоставлять займы нерезидентам на срок до 180 дней без разрешения Нацбанка РБ (это была текущая операция, осуществляемая без ограничений). В настоящее время предоставление займа нерезиденту вне зависимости от срока пользования денежными средствами влечет для субъекта валютных операций - резидента необходимость получения разрешения Нацбанка РБ.

Теперь о получении займа от нерезидента. Подпункт 18.8 п.18 Правил № 72 устанавливает необходимость получения разрешения Нацбанка РБ на получение займов при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1) процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает следующие уровни: при проведении операций в долларах США, евро - 14 % годовых; при проведении операций в иных иностранных валютах, белорусских рублях - увеличенный на 5 процентных пунктов размер ставки рефинансирования соответствующего центрального (национального) банка, действующей на дату получения кредита и (или) займа субъектом валютной операции - резидентом;

2) процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа) и размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают 0,01 % за каждый день просрочки (3,65 % годовых). Для расчета данного уровня в случае, если в договоре размер неустойки (штрафа, пени) выражен фиксированной суммой, осуществляется ее пересчет в процентное выражение. В соответствии с письмом Нацбанка РБ от 22.01.2010 № 31-14/30 «О применении норм отдельных актов валютного законодательства» для пересчета фиксированной суммы, в которой выражен размер неустойки (штрафа, пени), в процентное выражение можно использовать следующую формулу:

Размер процента за каждый день просрочки = (сумма неустойки (штрафа, пени) х 100) /
/ (сумма основного долга по договору х 365)

3) в договоре между субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установлена обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени));

4) сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке. На практике под данное условие часто подпадают договоры, в которых прямо прописывается, что сумма займа направляется заимодавцем на счет третьего лица (резидента либо нерезидента) в счет оплаты задолженности заемщика перед этим третьим лицом;

5) исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;

6) кредитодатель или заимодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны). Перечень оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утвержден Указом Президента РБ от 25.05.2006 № 353.

Пример

Заимодавец - резидент оффшорной зоны. Однако изначально заимодавец был обычным нерезидентом. Затем происходит перемена лиц в обязательстве на стороне нерезидента. Вместо первоначального кредитора появляется резидент оффшорной зоны. В таком случае требуется разрешение Нацбанка РБ на возврат займа. Если возврат займа осуществляется резидентом третьему лицу - резиденту оффшорной зоны, разрешение Нацбанка РБ не требуется. При возврате займа резиденту оффшорной зоны оффшорный сбор не уплачивается (ст.233 Особенной части Налогового кодекса РБ).

 

В соответствии с п.30 Инструкции № 15 на проведение валютных операций, указанных в подп.18.8 п.18 Правил № 72, Нацбанк РБ выдает разрешения до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данным валютным операциям. Иными словами, на момент получения займа разрешения еще может и не быть. Но для возврата займа нерезиденту резидент обязан получить разрешение Нацбанка РБ.

Перечень документов, которые необходимо представить в Нацбанк РБ субъекту валютных операций - резиденту для получения разрешения, порядок и сроки их рассмотрения, основания для отказа в выдаче (продлении срока действия) установлены в п.19, подп.32.6 п.32 Инструкции № 15.

В письме Нацбанка РБ от 11.01.2010 № 31-14/12 «О применении норм Правил проведения валютных операций» содержится убедительная просьба в случае, если договор займа (кредита) содержит условия, указанные в подп.18.8 п.18 Правил № 72, при наличии которых требуется получение разрешения Нацбанка РБ на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, в целях обеспечения исполнения резидентами своих обязательств перед нерезидентами в рамках проведения таких валютных операций и сокращения оснований для отказа в выдаче разрешений настоятельно рекомендовать клиентам обращаться за разрешением до момента исполнения нерезидентом своих обязательств перед резидентом - субъектом валютных операций.

Получение от нерезидента займа вне зависимости от срока пользования денежными средствами при отсутствии условий, содержащихся в подп.18.8 п.18 Правил № 72, не влечет обязанности субъекта валютных операций - резидента получать разрешение Нацбанка РБ. Такие валютные операции осуществляются субъектами валютных операций - резидентами (за исключением банков) в уведомительном порядке. В соответствии с п.28 Инструкции № 15 субъекты валютных операций - резиденты при проведении валютной операции, связанной с движением капитала, для которой установлен уведомительный порядок, заполняют и представляют в банк уведомление по форме согласно приложению 5 к Инструкции № 15. Уведомление заполняется до совершения расчетов субъектами валютных операций - резидентами по валютной операции, связанной с движением капитала, а по валютным операциям, предусматривающим поступление денежных средств на счета субъектов валютных операций - резидентов, - в течение 7 рабочих дней с даты зачисления денежных средств на их счета.

Уведомление заполняется при совершении каждого платежа. Это значит, что если единовременно совершается капитальная операция, уведомление заполняется на всю сумму. Однако если данная операция осуществляется несколькими платежами, на каждый платеж - уведомление (на сумму конкретного платежа).

Расчеты по импорту

Необходимо рассмотреть договор займа в контексте Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178).

В соответствии с подп.1.2 п.1 Указа № 178 действие данного Указа не распространяется на внешнеторговые операции, проводимые в соответствии с договорами страхования (всех видов), договорами займа и кредитными договорами.

Согласно подп.1.10 п.1 Указа № 178 при импорте расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются только со счетов импортеров, за исключением расчетов, производимых с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами. Датой проведения платежа по импорту считается дата зачисления денежных средств на счет нерезидента, с которым резидентом заключен внешнеторговый договор (подп.1.7 п.1 постановления Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций»).

 

 

От редакции: С 16 ноября 2011 г. п.1 постановления № 101 на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 04.11.2011 № 497 изложен в новой редакции.

 

В соответствии с подп.20.10 п.20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112 (далее - Инструкция № 112), субъект валютных операций - резидент вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РБ для проведения следующих валютных операций: осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим получение от нерезидентов кредитов и (или) займов в иностранной валюте.

Основание для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям - документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки.

2 марта 2011 г. вступило в силу постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 25.02.2011 № 240/5 «О расчетах по импорту некоторых товаров» (далее - постановление № 240/5). Оно стало очередным звеном в цепочке мер по ужесточению внешнеэкономической деятельности резидентов в сфере импорта.

До 2 марта 2011 г. Инструкция № 112 разрешала покупку иностранной валюты субъектам валютных операций - резидентам на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для осуществления расчетов с нерезидентом по всем текущим валютным операциям. Напомним, что к текущим валютным операциям относятся и расчеты по импорту. В соответствии с подп.20.1 п.20 Инструкции № 112 клиент мог без проблем приобрести иностранную валюту для расчетов по импорту как у банка, так и на бирже.

Однако устоявшаяся схема коренным образом меняется. Постановлением № 240/5 установлено, что:

- до 1 марта 2012 г. проведение импортером расчетов с нерезидентом по внешнеторговому договору, общая сумма денежных обязательств (примечание 1) импортера по которому превышает 50 000 евро в эквиваленте (примечание 2) и предусматривающему импорт товаров согласно приложению к данному постановлению, осуществляется исключительно за счет:

1) имеющейся в распоряжении импортера выручки в иностранной валюте;

2) имеющейся в распоряжении импортера иностранной валюты, полученной им в качестве:

вкладов в уставный фонд;

иностранной безвозмездной помощи;

дивидендов и иных доходов от инвестиций;

процентов по договорам займа, заключенным с нерезидентами;

процентов за размещение иностранной валюты на счетах, открытых в банках;

процентов по обязательствам банков;

3) иностранной валюты, полученной по договорам займа (кредитным договорам), заключенным с нерезидентами, на срок не менее 1 года;

4) иностранной валюты, полученной по кредитным договорам, заключенным с банками Республики Беларусь, на срок не менее 1 года;

5) в иных случаях при наличии разрешения Нацбанка РБ.

Постановлением № 240/5 запрещена покупка иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для погашения суммы основного долга по договорам займа (кредитным договорам), заключенным с нерезидентами, на срок не менее 1 года, а также по кредитным договорам, заключенным с белорусскими банками на срок не менее 1 года, в течение 1 года с даты их заключения.

Договор займа в соответствии с законодательством РБ является реальным. Это означает, что он вступает в силу с даты зачисления денежных средств заемщику, т.е. в течение 1 года с момента получения резидентом денежных средств по договору займа от нерезидента покупка иностранной валюты недопустима.

Обратите внимание!

В соответствии с п.8 Правил № 72 при совершении валютных операций между резидентом и нерезидентом допускается изменение валюты обязательств при изменении денежных обязательств резидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях. Иными словами, получив валютный заем и использовав его для расчетов по импорту, резидент-заемщик может заключить с нерезидентом-заимодавцем дополнительное соглашение об изменении валюты обязательства, в соответствии с которым возврат займа будет осуществлен в белорусских рублях.

 

Вслед за постановлением № 240/5 Нацбанк РБ направил банкам письмо от 01.03.2011 № 21-18/32 «О применении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь» (далее - письмо № 21-18/32). В данном письме Нацбанк РБ разъяснил, что при исполнении постановления № 240/5 клиентам и банкам необходимо руководствоваться следующим.

По п.3 постановления № 240/5 банки осуществляют контроль при покупке иностранной валюты для погашения суммы основного долга по договорам займа (кредитным договорам), заключенным с нерезидентами на срок не менее 1 года, а также по кредитным договорам, заключенным с белорусскими банками на срок не менее 1 года, в целях недопущения их погашения в течение 1 года с даты их заключения. Для осуществления данного контроля клиент указывает в заявке на покупку иностранной валюты (платежном поручении на перевод с покупкой) дату заключения договора займа (кредитного договора) и цель его использования (при использовании для расчетов по импорту товаров - код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (до 10 знаков)).

Подпункты 20.1, 20.5 и 20.10 п.20 Инструкции № 112 применяются в части, не противоречащей постановлению № 240/5.

Согласно п.16 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее - Инструкция № 46), при проведении клиентами валютных операций банк обязан потребовать представления документов, необходимых для осуществления банком функций агентов валютного контроля. Конкретный перечень документов определяется банком самостоятельно с учетом требований пп.7 и 8 Инструкции № 46.

В соответствии с п.18 Инструкции № 46 ответственность за непредставление и несвоевременность представления документов (сведений), необходимых банку для осуществления функций агентов валютного контроля, а также за недостоверность содержащейся в них информации возлагается на клиентов.

До недавнего времени (со 2 октября 2008 г. по 24 января 2011 г.) банки в соответствии с действующим законодательством не требовали от клиентов-резидентов при проведении валютной операции, связанной с возвратом денежных средств в соответствии с кредитным договором или договором займа, документы, подтверждающие поступление кредита (займа) на счет клиента-резидента в банке.

Однако с 24 января 2011 г. в связи с письмом Нацбанка РБ от 13.01.2011 № 21-18/5 «О контроле банков за проведением клиентами платежей в пользу нерезидентов за счет купленной иностранной валюты» выстраивается следующая схема работы. При исполнении банками платежных поручений клиентов со специальных счетов для хранения купленной на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь иностранной валюты и платежных поручений на перевод с покупкой Нацбанк РБ рекомендовал банкам требовать от клиентов на основании ст.27 Закона и подп.8.3 п.8 Инструкции № 46 дополнительного представления при исполнении платежных поручений клиентов (заемщиков, кредитополучателей) при расчетах по кредитным договорам и договорам займа, полученным от нерезидентов, - документов, подтверждающих поступление кредита (займа) на счет клиента в банке (например, выписка по счету клиента, заверенная подписями ответственных лиц и печатью банка), либо документов, подтверждающих поступление товаров, получение охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг, оплаченных за счет кредита, займа, привлеченного без поступления на счет заемщика, кредитополучателя в банке на основании соответствующего разрешения Нацбанка РБ.

В случае непредставления клиентом в банк указанных выше подтверждающих документов, необходимых банку для осуществления функций агента валютного контроля, банк отказывает клиенту в проведении валютной операции на основании подп.28.2 п.28 Инструкции № 46.

Действие данного письма распространяется на платежи за счет купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты (например, экспортной выручки это не касается).

Обратите внимание!

Банк может отказать клиенту в проведении валютной операции в случаях, указанных в п.28 Инструкции № 46.

 

В соответствии с п.30 Инструкции № 46 при поступлении клиенту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, банк обязан после зачисления данных денежных средств на счет клиента уведомить Комитет государственного контроля РБ.

Уведомление Комитета государственного контроля РБ осуществляется в 2 случаях:

1) несоответствие валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства;

2) непредставление информации по внешнеторговым операциям, предусмотренной в п.25 Инструкции № 46 (при поступлении денежных средств).

В настоящее время действует запрет на авансовые платежи по импортным внешнеторговым договорам в соответствии с постановлением Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт». При этом Нацбанк РБ разрешил осуществлять авансовые платежи по импортным внешнеторговым договорам за счет иностранной валюты, полученной по договорам займа (кредитным договорам), заключенным с нерезидентами (письмо Нацбанка РБ от 15.04.2009 № 31-14/132 «Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по импорту за счет полученных займов (кредитов) в иностранной валюте»), а также за счет иностранной валюты, полученной после 15 ноября 2008 г. в качестве процентов по договорам займа, заключенным с нерезидентами (письмо Нацбанка РБ от 11.06.2009 № 31-14/240 «Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по импорту»).

 

 

От редакции: С 13 мая 2015 г. постановлением Правления Нацбанка РБ от 05.05.2015 № 277 утратило силу постановление № 165, соответственно, субъектам хозяйствования разрешено совершение авансовых платежей по внешнеторговым договорам.

 

При заключении договоров займа с нерезидентами субъектам валютных операций - резидентам необходимо учитывать положения Декрета Президента РБ от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» и Инструкции о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Управления делами Президента РБ от 17.09.2010 № 9 (далее - Инструкция № 9). В частности, Инструкция № 9 к иностранной безвозмездной помощи относит и беспроцентные займы. Рекомендуем клиентам указывать в договорах займа хотя бы минимальные процентные ставки, чтобы избежать лишних проблем (установленного порядка регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ и использования беспроцентных займов).

До сих пор встречаются договоры займа, по которым директор юридического лица, с одной стороны, заключает его с самим собой, как физическим лицом, с другой стороны. Такие договоры противоречат гражданскому законодательству, что отражено в п.19 постановления Пленума ВХС РБ от 28.10.2005 № 26 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок» и п.12 постановления Пленума ВХС РБ от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров». Выход из данной ситуации - предоставление директором доверенности работнику организации на заключение договора займа.

При выборе валюты расчетов субъекты валютных операций - резиденты должны учитывать ограничения, предусмотренные пп.23, 24 Правил № 72.

При изменении валюты обязательства субъекты валютных операций - резиденты также должны учитывать ограничения, установленные в Правилах № 72.

Обратите внимание!

Проанализированные в материале разрешенные валютным законодательством РБ случаи использования иностранной валюты при проведении валютных операций по предоставлению займов, возврату займов, процентов за пользование ими рассматриваются применительно к безналичным расчетам. При использовании наличной иностранной валюты законодательством РБ дополнительно установлены существенные ограничения.

 

Иногда у субъектов хозяйствования возникает вопрос: не будет ли предоставление резидентом беспроцентного займа другому резиденту безвозмездной спонсорской помощью в свете Указа Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»? На наш взгляд, ответ на этот вопрос содержится в части второй п.1 данного Указа, где одним из признаков безвозмездной (спонсорской) помощи установлена ее безвозвратность. В договоре займа основная обязанность заемщика - возврат полученной суммы займа. Поэтому действие данного Указа не распространяется на беспроцентные займы.

Ответственность за нарушение субъектом валютных операций - резидентом норм и запретов, установленных валютным законодательством РБ применительно к договорам займа, предусмотрена ст.11.2, 11.47, 11.53 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Неоднозначен вопрос о возможности предоставления физическими лицами - резидентами и субъектами валютных операций - резидентами процентных займов. В отношении физических лиц - резидентов может возникнуть подозрение в осуществлении ими незаконной предпринимательской деятельности. В отношении субъектов валютных операций - резидентов в случае предоставления займа за счет привлеченных денежных средств - в осуществлении банковской деятельности без соответствующей лицензии. Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

 

Примечание 1. Общая сумма денежных обязательств по внешнеторговому договору определяется с учетом суммы обязательств по всем дополнительным соглашениям (спецификациям) к нему.

Примечание 2. Для определения эквивалента используется официальный курс белорусского рубля к соответствующим иностранным валютам, установленный Нацбанком РБ на день представления в банк платежной инструкции на проведение платежа.

   

22.07.2011 г.

   

Денис Сафаревич, юрист

 

От редакции: В постановление Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании постановлений Правления Нацбанка РБ от 17.10.2011 № 448 (со 2 ноября 2011 г.) и от 21.04.2014 № 256 (с 14 мая 2014 г.) внесены дополнения и изменения.

С 28 августа 2013 г. в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З внесены изменения и дополнения.

С 24 октября 2013 г. в Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 51-З внесены изменения и дополнения.