Пособие от 21.11.2013
Автор: Овсейко С.

Договорные отношения в сфере транспорта


СОДЕРЖАНИЕ

 

Договор перевозки

   Разновидности договора перевозки

   Общая характеристика договора перевозки

   Форма договора перевозки

   Обязанности перевозчика

   Обязанности грузоотправителя (пассажира)

   Права грузополучателя

   Ответственность сторон по договору перевозки

Договор фрахтования и договор аренды транспортного средства с экипажем

   Отличие договора аренды от договора перевозки

   Форма договора аренды транспортного средства с экипажем

   Обязанности сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем

   Ответственность по договору аренды транспортного средства с экипажем

Аренда транспортного средства без экипажа

Договор доверительного управления

Договоры организационного типа

Договор транспортной экспедиции

Договор буксировки

Договор залога (ипотеки)

Договоры транспортного страхования

Другие виды договоров

 

Материал помещен в архив

 

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

Транспортная деятельность - совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность, другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях (ст.1 Закона РБ от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности»).

Отношения по перевозке (за исключением перевозок собственным транспортом (так называемых технологических)) должны оформляться договорами, основной из которых - договор перевозки, хотя на транспорте используются и другие виды договоров: фрахтования (чартер), аренды транспортного средства (с экипажем и без экипажа), транспортной экспедиции, об организации перевозок, буксировки, доверительного управления, страхования и др.

Существуют 3 варианта оформления договорных отношений:

1) транспортной накладной или коносаментом (реальные договоры перевозки конкретного груза);

2) путем акцепта оферты путем совершения конклюдентных действий;

3) в обычном порядке.

Иногда выделяют еще четвертый вариант - приобретение пассажиром билета непосредственно в автобусе.

Договор перевозки

Нормы главы 40 «Перевозка» Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) носят рамочный характер безотносительно к виду транспорта и детализируются в дальнейшем в отдельных транспортных кодексах и уставах. При этом «рамочными» их можно назвать с известной оговоркой: согласно п.2 ст.738 ГК правила главы 40 ГК применяются к перевозкам постольку, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами. Другими словами, в случае коллизии с этими кодексами и уставами приоритетом обладают именно они, а не глава 40 ГК, т.е. ГК не создает «рамки» для транспортных кодексов, но лишь формулирует некую общую тенденцию правового регулирования.

Разновидности договора перевозки

Существуют 2 основных разновидности договора перевозки:

1) договор перевозки груза, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату;

2) договор перевозки пассажира, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить, если иное не определено законодательными актами, установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.

Общая характеристика договора перевозки

В традиционной классификации гражданско-правовых договоров договор перевозки реальный либо консенсуальный, двусторонне обязывающий, возмездный, меновый, разовый. Особое внимание следует обратить на первый признак. В отличие от большинства видов договоров, урегулированных ГК, договор перевозки является не консенсуальным, а реальным. Впрочем, транспортные кодексы, уставы и прочие нормативные правовые акты об отдельных видах перевозки серьезно корректируют данные нормы ГК, в большинстве случаев отдавая приоритет консенсуальной модели договора перевозки.

Чтобы организовать взаимодействие между перевозчиком и грузоотправителем в долгосрочной перспективе (планировать перевозки), могут заключаться договоры организационного типа (договоры об организации перевозок), как правило, на год. Но такой организационный договор нельзя даже рассматривать в качестве предварительного: его цель - создать предпосылки для заключения разовых договоров перевозки в будущем.

В отдельную категорию выделена перевозка транспортом общего пользования, которую перевозчик в силу законодательных актов либо выданной лицензии обязан осуществлять по обращению любого гражданина или юридического лица на основании публичного договора.

Форма договора перевозки

Форма договора перевозки имеет свою специфику: заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз) либо удостоверяется билетом и (или) иным документом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Обязанности перевозчика

Основные обязанности перевозчика:

1) подача транспортного средства под погрузку в установленный договором срок в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (ст.745 ГК). Обязанность осуществлять погрузку (выгрузку) может возлагаться как на одну, так и другую сторону (как определено законодательством (примечание 1) или договором);

2) осуществление доставки в срок, определенный законодательством или договором, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок (ст.746 ГК).

Специфику имеет правовое положение перевозчика в прямом смешанном сообщении. В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой в таких случаях перевозчики выступают в роли третьих лиц, на которых должником (т.е. договорным перевозчиком) возложено исполнение обязательства, возникающего из заключенного им договора перевозки.

Обязанности грузоотправителя (пассажира)

Основная обязанность грузоотправителя (пассажира) - оплата. Причем в случаях, когда в соответствии с законодательством установлены льготы по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Закон РБ от 14.06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 239-З) предусматривает перечень определенных категорий лиц, имеющих право:

• на льготы по проезду на городском пассажирском транспорте и автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в сельской местности (ст.13);

• льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (ст.14);

• льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения (ст.15) (примечание 2).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2015 г. следует руководствоваться ст.13-15 Закона № 239-З в редакции Закона РБ от 01.01.2015 № 232-З.

 

Закон № 239-З предусматривает, что финансирование расходов по предоставлению социальных льгот, предусмотренных им, осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Порядок компенсации перевозчикам регламентируется, в частности, Положением о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по проезду на пассажирском транспорте общего пользования, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 07.03.2008 № 345.

В счет обеспечения провозной платы и других платежей по перевозке перевозчик имеет право удержания (ст.340 ГК) на переданные ему для перевозки грузы.

Права грузополучателя

Одна из особенностей договора перевозки грузов - своеобразный субъектный состав: не являясь стороной договора, грузополучатель имеет права требования к перевозчику. В юридической литературе особенности правового статуса грузополучателя объясняют через юридическую конструкцию договора в пользу третьего лица (ст.400 ГК), другие точки зрения в настоящее время отвергаются.

Ответственность сторон по договору перевозки

Основным обязанностям сторон соответствуют и специальные нормы ГК об ответственности, причем ГК содержит специальные нормы, которые касаются ответственности только перевозчика. Ответственность грузоотправителя также может иметь место, но:

• ответственность за неисполнение основной обязанности - осуществить оплату ничем не отличается от стандартной ответственности за исполнение денежных обязательств;

• ответственность за вред, причиненный транспортным средствам свойствами груза (протекание, запах и т.п.), внедоговорная и регулируется общими нормами о деликтах (глава 58 ГК) (примечание 3);

• специфические виды ответственности, например, за опоздание начала загрузки (разгрузки), ввиду своей индивидуальной специфики должны согласовываться непосредственно в договоре. Законодательством устанавливаются лишь условия освобождения от такой ответственности (п.2 ст.748 ГК).

Гражданско-правовая ответственность перевозчика (независимо от вида транспорта) характеризуется следующими тенденциями:

1) размер ее, как правило, ограничен. Отход от полного возмещения убытков в договорах перевозки объясняется спецификой транспортной деятельности: возмещение убытков в полной сумме может привести к неожиданно крупным убыткам перевозчиков, которые должны будут компенсироваться ростом тарифов за перевозку. Ограничение ответственности относится к любым нарушениям договора перевозки, но, как правило, не затрагивает умышленные действия нарушителя;

2) соглашения перевозчиков с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена законодательством (п.2 ст.748 ГК);

3) вина как основание ответственности. Но при этом, в отличие от общих норм ГК, вина перевозчика характеризуется не в общей форме, а в виде примерного перечня обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности;

4) обязательный претензионный порядок и сокращенные сроки исковой давности по договорам перевозки.

Гражданский кодекс регламентирует следующие виды ответственности сторон договора перевозки.

 

Ответственность Размер ответственности Основания привлечения к ответственности (освобождения от ответственности)
Перевозчика за неподачу транспортных средств В соответствии с договором Освобождается от ответственности, если нарушение произошло вследствие:
1) обстоятельств непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
2) прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном законодательством;
3) в иных случаях, предусмотренных законодательством
Отправителя за неиспользование поданных транспортных средств










   
Установлен законодательством, а также соглашением сторон
Перевозчика за задержку отправления пассажира или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в транспорте городского и пригородного сообщения) Неустойка в размере, установленном законодательством.
В случае отказа пассажира от перевозки по причине задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату
Если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающих жизни и здоровью пассажира, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика
Перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
1) в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
2) в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
3) в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Дополнительно возмещается провозная плата (если она не входит в стоимость груза)
Если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело

 

Обязательный претензионный порядок установлен ст.751 ГК и применяется независимо от требований Хозяйственного процессуального кодекса РБ. Порядок и сроки предъявления претензий, а также ответов на них регулируют отраслевые кодексы и прочие нормативные правовые акты.

 

Справочно

Срок предъявления претензии по внутренним автомобильным перевозкам установлен 6 месяцев (п.115 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 (далее - Правила автомобильных перевозок грузов)), железнодорожным к Белорусской железной дороге об уплате неустойки - 45 дней, остальные претензии - 6 месяцев (п.140 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 02.08.1999 № 1196 (далее - Устав железнодорожного транспорта)), морским - 6 месяцев (ст.316 Кодекса торгового мореплавания РБ (далее - КТМ)), внутренним водным по перевозке грузов - 1 год, багажа - 6 месяцев (ст.163 Кодекса внутреннего водного транспорта РБ (далее - КВВТ)), авиационным - 14 дней в случае повреждения груза, 21 день - в случае просрочки в его доставке, 2 года - в случае утраты груза (п.298 Авиационных правил перевозок пассажиров, багажа, грузов, утвержденных постановлением Минтранса РБ от 12.08.2009 № 70).

Пункт 138 Устава железнодорожного транспорта гласит, что передача другим организациям или гражданам права на предъявление претензий и исков, вытекающих из перевозки грузов железнодорожным транспортом, не допускается, за исключением случаев передачи такого права в т.ч. организации, осуществляющей транспортно-экспедиционную либо страховую деятельность, или их законным представителям. Аналогичные нормы содержатся в ст.121 Воздушного кодекса РБ (далее - ВК), ст.310 КТМ, п.110 Правил автомобильных перевозок грузов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 июля 2015 г. следует руководствоваться Уставом железнодорожного транспорта в редакции постановления Совета Министров РБ от 10.07.2015 № 586.

С 15 марта 2018 г. следует руководствоваться п.110 Правил автомобильных перевозок грузов с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 07.03.2018 № 187. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в 1 год с момента, определяемого в соответствии с законодательством (п.3 ст.751 ГК), пассажира - 3 года, однако отдельные транспортные кодексы и уставы их изменяют.

Договор фрахтования и договор аренды транспортного средства с экипажем

По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст.741 ГК).

В главе 34 (§ 3 «Аренда транспортных средств») ГК имеется ст.603, которая определяет, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

На первый взгляд речь идет о дублировании правового регулирования одного и того же вида договора, но обращает на себя внимание, что в ст.741 ГК он сформулирован как консенсуальный, тогда как в ст.603 ГК - как реальный (примечание 4). Разница эта подчеркивается в юридической литературе: договор фрахтования (чартер) рассматривается просто как консенсуальная разновидность договора перевозки. Одновременно выделяется отличная от чартера конструкция договора фрахтования судна на время (тайм-чартер), который применяется как для перевозки грузов и пассажиров, так и в иных целях (научные экспедиции, эксплуатация морских богатств, экскурсии, путешествия и т.п.) и является разновидностью договора аренды транспортных средств с экипажем.

Полагаем, введение в ГК второго и третьего «перевозочных» договоров спорно. Если при перевозке водным или воздушным транспортом договор фрахтования действительно имеет существенные особенности, отличающие его от договора перевозки, то подобное дублирование, в частности, для автомобильного транспорта выглядит искусственным. Выбор той или иной правовой формы используется здесь скорее для целей налогового планирования, а не для регламентации истинного волеизъявления сторон.

Отличие договора аренды от договора перевозки

Наиболее заметное отличие договора аренды транспортного средства с экипажем от договора перевозки в том, что предметом первого является предоставление имущества (с обслуживающим персоналом), тогда как второго - услуга. Поэтому в первом случае договор прекращается в связи с истечением срока аренды, тогда как во втором - в связи с оказанием услуги (выполнением перевозки). Говоря проще, договор перевозки заключается, как правило, на одну перевозку, а договор аренды с экипажем может заключаться как на одну, так и на несколько.

Форма договора аренды транспортного средства с экипажем

Договор аренды транспортного средства с экипажем заключается в письменной форме, но без необходимости регистрации (даже если транспортное средство приравнено к недвижимости). К такому договору применимы все общие нормы ГК об аренде, за исключением правил: 1) о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и 2) о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (ст.603, 604 ГК).

Обязанности сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем

Распределение обязанностей сторон по содержанию и эксплуатации транспортного средства, арендуемого с экипажем, также имеет особенности.

 

Арендодатель Арендатор
Поддержание в надлежащем состоянии сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей
-
Услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, которые должны обеспечить его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды (договором может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору)
-
Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены, - требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора.
Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.
Если договором аренды не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель
-
-
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в т.ч. расходы на оплату топлива, других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в случае, когда такая обязанность вытекает из добровольно принятого обязательства по заключению договора страхования
-
-
Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законодательством или договором аренды (п.2 ст.587 ГК)

 

Существует определенная правовая аномалия в том, что, хотя в трудовых отношениях с экипажем состоит арендодатель, обязательные для исполнения указания (касательно заключения договоров перевозки и их исполнения) дает арендатор, который к тому же вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (ст.609 ГК).

Ответственность по договору аренды транспортного средства с экипажем

Ответственность по договору аренды с экипажем имеет следующие особенности:

• в случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законодательством или договором аренды (ст.610 ГК);

• ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами главы 58 ГК. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (ст.611 ГК).

Аренда транспортного средства без экипажа

В отличие от договора фрахта договор аренды транспортного средства без экипажа - это чистый договор аренды, мало отличающийся от прочих его разновидностей. Основные отличия между этими двумя видами договоров аренды транспортных средств следующие:

1) арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством, а не пользуется экипажем арендодателя;

2) арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, тогда как в случае фрахта капитальный ремонт обязан проводить арендодатель;

3) если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности (ст.615-617 ГК).

С другой стороны, договоры перевозки, а также аренды арендатор заключает самостоятельно, как и в случае фрахта. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, как и при аренде с экипажем, несет арендатор в соответствии с правилами ГК о деликтной ответственности (ст.618, 619 ГК).

Договор доверительного управления

Объектом доверительного управления согласно ст.896 ГК могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Транспортные средства также подходят под это положение.

Более того, ст.24 КВВТ и ст.15 КТМ предусматривают специальные правила, касающиеся доверительного управления судами. При этом срок доверительного управления ограничивается 5 годами, и оно подлежит обязательной регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге. Кроме того, в соответствии с п.41 ст.22 Налогового кодекса РБ доверительный управляющий обязан в течение 10 рабочих дней со дня заключения договора доверительного управления имуществом проинформировать в письменной форме налоговый орган по месту постановки на учет о заключении такого договора.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.6 ст.69 Налогового кодекса РБ, изложенного в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З.

 

Ни КВВТ, ни КТМ не уточняют состав передаваемого в доверительное управление объекта, а именно с экипажем либо без экипажа. По мнению автора, возможны оба варианта. Это сближает договор доверительного управления с договорами аренды транспортного средства. Однако:

1) пользование имуществом арендатор осуществляет в своих интересах, а не в интересах выгодоприобретателя;

2) платежи движутся в противоположных направлениях - арендатор платит собственнику, а не собственник - доверительному управляющему;

3) объем передаваемых полномочий при аренде меньше (владение и пользование либо только пользование).

Договоры организационного типа

Уже упоминавшийся договор об организации перевозок направлен на организационное, техническое и коммерческое взаимодействие между сторонами (своего рода транспортный конвейер). Статья 752 ГК регламентирует содержание таких договоров об организации перевозок:

1) по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (ст.22, 39 Закона № 278-З);

2) в договоре об организации перевозок пассажиров определяются маршрут, количество рейсов, сроки и другие условия предоставления транспортных средств для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок.

Сюда же можно отнести договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.), заключаемые между перевозчиками различных видов транспорта в соответствии со ст.753 ГК. Впрочем, по своей юридической природе такие договоры ближе к договору транспортной экспедиции, нежели собственно к договору перевозки, поскольку смешанная перевозка регламентируется именно нормами ГК о договоре транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции - это самостоятельный вид договора «транспортной группы», регламентированный главой 41 «Транспортная экспедиция» ГК, а также Законом РБ от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2006 № 1766. Договор транспортной экспедиции можно рассматривать как перевозку с элементами посредничества либо чистое посредничество в организации перевозки (т.е. экспедитор осуществляет ее как собственным транспортом либо транспортом других транспортных организаций), иногда - с предоставлением дополнительных услуг (подготовка груза к перевозке, погрузка-выгрузка, таможенные операции и т.п.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 февраля 2019 г. Правила № 1766 утратили силу постановлением Совета Министров РБ от 18.02.2019 № 104. Основные положения, определяющие правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности, перенесены в Закон РБ от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности». Комментарий см. здесь.

 

Договор буксировки

Договор буксировки урегулирован КВВТ (ст.93-99) и КТМ (ст.184-190). Первый из них предусматривает, что в соответствии с договором буксировки внутренним водным транспортом одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности доставить буксируемые суда, плоты или иные плавучие объекты в пункт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать их получателю, указанному в коносаменте, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить суда, плоты или иные плавучие объекты к буксировке и оплатить буксировку.

При необходимости осуществления систематических буксировок по аналогии с перевозкой возможно также заключить договор об организации буксировок, в котором устанавливаются ответственность сторон, объем, сроки, условия осуществления, оплаты буксировок и порядок расчетов за них, а также иные условия организации буксировок. Правила буксировки судов, плотов и плавучих объектов по внутренним водным путям Республики Беларусь утверждены постановлением Минтранса РБ от 20.11.2009 № 98.

В КТМ выделена морская буксировка - когда владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иное сооружение, способное осуществлять плавание, на определенное расстояние или в течение определенного времени, и портовая буксировка - для выполнения маневров на акватории порта, включая ввод судна или иного сооружения, способного осуществлять плавание, в порт или вывод их из порта. Эти виды буксировки различаются с точки зрения ответственности:

1) ответственность за убытки, причиненные при морской буксировке буксируемому судну или иному сооружению, способному осуществлять плавание, либо находящимся на нем людям и имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что убытки причинены не по его вине;

2) ответственность за убытки, причиненные при портовой буксировке буксирующему судну либо находящимся на нем людям и имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного сооружения, способного осуществлять плавание, если не докажет, что убытки причинены не по его вине.

Впрочем, на основании письменного соглашения возможно перераспределение ответственности.

При всем сходстве с договором перевозки у договора буксировки имеются важные отличия. Дело не только в расположении объекта (при перевозке, как правило, «внутри», при буксировке - «снаружи»). Буксировщик не принимает буксируемый предмет и находящееся на нем имущество под свою охрану и не имеет над ним полного управления. Он обязан предоставить тягу и вести судно или плот в определенном направлении, давая возможность преодолевать препятствия и избегать аварии.

Договор залога (ипотеки)

Автомобили и отдельные объекты железнодорожного транспорта могут быть объектами залога, а транспортные средства, приравненные к недвижимому имуществу - его разновидности, - ипотеки.

Однако в первом случае существует перечень государственных предприятий, организаций, учреждений и государственного имущества, которые не могут являться предметом залога, утвержденный Указом Президента РБ от 16.07.1997 № 389, который включает в т.ч.:

1) автомобильные дороги общего пользования, мосты, путепроводы, тоннели, предприятия дорожного хозяйства, находящиеся в государственной собственности;

2) железнодорожные пути, инженерные обустройства, искусственные сооружения, предприятия как имущественные комплексы республиканских унитарных предприятий, входящих в состав Белорусской железной дороги и непосредственно обеспечивающих деятельность железнодорожного транспорта;

3) внутренние водные пути;

4) объекты, предприятия, системы и средства, связанные с управлением воздушным движением и контролем за воздушным пространством, центры метрологии и летно-испытательные станции гражданской авиации;

5) метрополитен и городской электрический транспорт.

Кроме того, объекты, перечисленные в Законе РБ от 15.07.2010 № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства», находящиеся только в собственности государства, не могут быть предметом залога, доверительного управления, если иное не установлено актами Президента РБ (п.6 ст.8 данного Закона).

Во втором случае правила ипотеки воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, судов плавания «река-море», космических объектов устанавливаются законодательными актами (п.2 ст.2 Закона РБ от 20.06.2008 № 345-З «Об ипотеке»). Речь идет о КВВТ (ст.25) и КТМ (ст.241-255). Первый из них предусматривает, что судно, зарегистрированное в Государственном судовом реестре Республики Беларусь или судовой книге, а также строящееся судно, право собственности на которое зарегистрировано в Государственном судовом реестре Республики Беларусь, могут быть заложены с целью обеспечения денежного обязательства договором собственника судна или строящегося судна (залогодателя) и кредитора (залогодержателя) с последующей регистрацией ипотеки в том же судовом реестре или судовой книге, в которых зарегистрированы судно или право собственности на строящееся судно. Если судно или строящееся судно находятся в общей долевой собственности, то может быть заложена любая доля в судне или строящемся судне. Судно или строящееся судно, находящиеся в общей совместной собственности, могут быть заложены с согласия всех собственников.

В КТМ содержатся гораздо более детальные правила, касающиеся, в частности, формы и существенных условий договора ипотеки (ст.242), государственной регистрации (ст.244), очередности удовлетворения требований (ст.245), различных сделок с предметом ипотеки, принудительной продажи в случае неисполнения обеспеченного ипотекой обязательства (ст.250-254), прекращения ипотеки (ст.255).

Договоры транспортного страхования

В транспортной деятельности основными видами страхования являются:

1) страхование транспортного средства («КАСКО»);

2) страхование груза (карго);

3) обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

4) обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.

Два первых - виды добровольного страхования имущества (ст.821 ГК), третий и четвертый - это обязательные виды страхования ответственности за причинение вреда (ст.823 ГК). Последние детально регламентированы главами 11, 12 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2014 г. вместо глав 11 и 12 Положения № 530 действуют главы 13 и 14 Положения № 530 в редакции Указа Президента РБ от 14.04.2014 № 165.

 

Кроме того, существует так называемый комплексный договор внутреннего страхования, фактически объединяющий в себе первый и третий виды.

Определенную специфику имеет морское страхование, которому посвящены ст.167, 204-208 КТМ, согласно которым в области торгового мореплавания может осуществляться добровольное страхование судна, а также жизни, здоровья и имущества пассажиров, грузов и багажа, фрахта, жизни и здоровья членов экипажа судна, находящихся на борту судна при исполнении ими трудовых обязанностей, судна, в т.ч. строящегося судна, гражданской ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц.

Другие виды договоров

Упомянем только те виды договоров, которые называются и специально регламентируются в законодательстве.

1. Договор оказания услуг морского агента (ст.196-200 КТМ), по которому одна сторона (морской агент) обязуется за вознаграждение совершать юридические действия в области торгового мореплавания в качестве постоянного представителя другой стороны (судовладельца) в определенном порту или на определенной территории.

2. Договор оказания морских посреднических услуг (ст.201-203 КТМ), по которому одна сторона (морской брокер) обязуется от имени и за счет другой стороны (доверителя) оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования, договоров буксировки и договоров морского страхования.

3. Договор морского круиза (ст.191-195 КТМ), по которому одна сторона (организатор круиза) обязуется по заданию другой стороны (участника круиза) оказать услуги по организации и (или) осуществлению морского путешествия (круиза) по определенной программе (морская перевозка, питание, бытовое и экскурсионное обслуживание и т.п.), а участник круиза обязуется уплатить установленную плату.

4. Договор на выполнение авиационных работ (ст.108, 109 ВК), по которому подрядчик (эксплуатант воздушного судна) обязуется выполнить для заказчика авиационные работы в порядке, сроки, объеме и на условиях, предусмотренных этим договором. Заказчик обязуется предоставить подрядчику (эксплуатанту воздушного судна) предусмотренный договором объем авиационных работ в установленные сроки и оплатить их выполнение.

5. Договор об оказании услуг по организации автомобильных перевозок пассажиров (ст.23 Закона № 278-З), который заключается заказчиком автомобильных перевозок (грузоотправитель, грузополучатель, экспедитор) пассажиров с оператором автомобильных перевозок пассажиров, и может предусматривать следующий комплекс услуг:

- формирование схемы маршрутной сети на территории административно-территориальной единицы в соответствии с потребностями населения в передвижении;

- подготовка и проведение конкурсов на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, а также заключение договоров об организации таких автомобильных перевозок;

- разработка и ведение паспортов маршрутов автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;

- обследование состояния дорог, улиц городов (населенных пунктов), пассажирских терминалов и остановочных пунктов на маршрутах автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;

- диспетчерское управление и контроль за выполнением автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, а также в нерегулярном сообщении автомобилями-такси;

- изучение пассажиропотоков на маршрутах автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении и внесение при необходимости изменений в расписания либо интервалы движения транспортных средств;

- координация расписаний либо интервалов движения транспортных средств по маршрутам автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;

- определение объема автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортом общего пользования;

- ведение учета объема выполненных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортом общего пользования;

- продажа билетов на проезд по маршрутам автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении и проверка их наличия у пассажиров;

- обслуживание пассажиров и автомобильных перевозчиков на пассажирских терминалах;

- иные услуги по организации автомобильных перевозок пассажиров в соответствии с законодательством.

6-7. Договор на эксплуатацию подъездного пути и договор на подачу и уборку вагонов (п.82 Устава железнодорожного транспорта) и др. (примечание 5).

По своей сути все эти договоры - разновидности хорошо известных ГК видов договоров: поручения (два первых), возмездного оказания услуг (третий, пятый и седьмой), подряда (четвертый), шестой - смешанный договор (п.2 ст.391 ГК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 июля 2014 г. в п.2 ст.391 ГК внесены изменения на основании Закона РБ от 08.01.2014 № 128-З. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Примечание 1. В международной торговле эту функцию выполняют Инкотермс, в которых распределение обязанности по погрузке (разгрузке) транспортного средства - один из основных вопросов. Но поскольку покупатель и продавец далеко не всегда осуществляют перевозку собственным транспортным средством (т.е. не имеют фактической возможности осуществить соответственно погрузку и разгрузку), в большинстве случаев это вопрос распределения расходов на осуществление данных операций.

Примечание 2. Также см. указы Президента РБ от 01.03.2010 № 126 «О государственной поддержке инвалидов», от 29.04.2011 № 176 «О государственной поддержке пенсионеров» и др.

Примечание 3. О деликтной, а не договорной ответственности идет речь, в частности, в ст.754 ГК - об установленной ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. При этом законодательством или договором перевозки может быть предусмотрена повышенная (по сравнению с установленной главой 58 ГК) ответственность перевозчика.

Примечание 4. В Законе РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (ст.20, 21) (далее - Закон № 278-З) оба договора (применительно к перевозке как пассажиров, так и грузов) сформулированы как консенсуальные, а предметом договора фрахтования определено предоставление всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для автомобильной перевозки пассажиров. Единственное отличие: договор перевозки заключается в регулярном сообщении, договор о фрахтовании - в нерегулярном.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2018 г. следует руководствоваться ст.20-23 Закона № 278-З с изменениями, внесенными Законом РБ от 17.07.2017 № 50-З. Комментарий см. здесь.

 

Примечание 5. В нормативных правовых актах и юридической литературе упоминаются и другие виды договоров: узловые соглашения и договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов (на железнодорожном транспорте), букинговый договор и договор о спасании (на морском) и т.п.

 

21.11.2013

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук