


Материал помещен в архив
ДОГОВОРЫ ОБ ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА, ЗАКЛЮЧАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Для удовлетворения потребностей в различных формах обучения работники организации заключают соответствующие договоры с учреждениями образования (далее - УО) либо иными лицами, которые вправе оказывать образовательные услуги.
Необходимо учитывать, что в качестве второй стороны (исполнителя) по договорам об обучении могут выступать УО, причем по некоторым договорам (образовательным программам) только государственные учреждения образования, а в разрешенных случаях - также другие организации и индивидуальные предприниматели.
Для оказания образовательных услуг лицензии требуются только в случаях, перечисленных в п.27 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450:
1) подготовка кадров с профессионально-техническим образованием;
2) подготовка кадров со средним специальным образованием;
3) подготовка кадров с высшим образованием;
4) переподготовка и повышение квалификации кадров со средним специальным и высшим образованием.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. следует руководствоваться п.27 перечня № 450 в редакции Указа Президента РБ от 26.11.2015 № 475. |
Кроме того, в соответствии со ст.29 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - КоО) УО (иные организации, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) обязаны проходить аккредитацию, что дает им право на выдачу выпускникам документов об образовании.
Соответствующие отношения между сторонами регулируются следующими основными нормативно-правовыми актами:
• Кодексом Республики Беларусь об образовании;
• постановлением Минобразования РБ от 21.07.2011 № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования» (далее - постановление № 99);
• Трудовым кодексом РБ (далее - ТК).
Так, нормы ТК применяются в случае, когда оплата за обучение производится за счет средств нанимателя. В частности, из ст.19 ТК следует, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия об обязанности отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств нанимателя.
В п.2 ст.733 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) прямо указано, что правила главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК применяются к договорам оказания услуг по обучению. Однако нормы главы 39 ГК могут применяться к договорам об обучении лишь субсидиарно (п.2 ст.4 КоО), т.е в части, не урегулированной КоО и прочими нормативно-правовыми актами в сфере образования.
При этом одним из признаков и отличительной особенностью всех договоров возмездного оказания услуг является то, что исполнитель, оказывая услуги, в то же время не гарантирует результат. В соответствии с п.1 ст.733 ГК он обязан лишь совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а результат (применительно к образовательным услугам это может быть как получение документа об образовании, так и знаний) зависит не только от исполнителя, но и от заказчика (обучающегося). Это нашло отражение во всех типовых формах договоров, где предмет договора сформулирован именно как процесс, а не его результат.
В практике организаций договоры об обучении наиболее часто встречаются в следующих ситуациях:
а) оплата участия работников в семинарах (в т.ч. с направлением в командировку в другой город или за рубеж);
б) подготовка и переподготовка работников (получение первого или второго высшего образования, как правило, в заочной форме);
в) обучение и проверка знаний руководителей и специалистов в сфере охраны труда.
Направление работника на различные краткосрочные курсы, семинары (включая приглашение лекторов в организацию (банк), где работают слушатели) опосредуется обычно одной из 2 образовательных программ:
• образовательная программа обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и иных видов обучающих курсов) - это образовательная программа, направленная на удовлетворение познавательных потребностей в определенной сфере профессиональной деятельности или области знаний;
• образовательная программа обучения в организациях - образовательная программа, направленная на формирование профессиональных навыков, необходимых для выполнения работниками организаций своих должностных обязанностей (пп.10, 11 ст.242 КоО). Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуются в очной и заочной формах получения образования (п.14 ст.242 КоО).
В таких случаях заключается, как правило, договор о платных услугах в сфере образования. Согласно ст.77 КоО оказание УО, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, услуг в сфере образования на платной основе, за исключением подготовки научного работника высшей квалификации (специалиста, рабочего, служащего), переподготовки руководящего работника (специалиста, рабочего, служащего), повышения квалификации руководящего работника (специалиста, рабочего, служащего), профессиональной подготовки рабочего (служащего), стажировки руководящего работника (специалиста) на платной основе, осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования. Существенными условиями такого договора являются:
- предмет договора, которым в соответствии с Типовой формой договора о платных услугах в сфере образования (форма утверждена постановлением № 99) (далее - Типовой договор) является оказание перечисленных в самом договоре платных услуг в сфере образования.
![]() |
Обратите внимание! Предмет договора о платных услугах в сфере образования отличается от большинства других договоров в сфере образования, в которых предметом обычно выступает обучение в соответствии с одной из образовательных программ (подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировки) соответствующего уровня (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское) с присвоением соответствующей специальности, профессии, квалификации. |
Помимо самих образовательных услуг, которые «потребляются» в самом процессе их оказания, УО выдает документ об обучении, каким в данном случае является справка об обучении. Согласно п.9 ст.99 КоО справка об обучении выдается обучающимся, не завершившим освоение содержания образовательных программ, или обучавшимся в учреждении образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), не прошедшем государственную аккредитацию, или освоившим содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, иных видов обучающих курсов).
![]() |
Обратите внимание! Статьей 101 КоО выдача документов об образовании регламентируется как обязанность, причем не делаются различия ни между образовательными программами (от высшего и послевузовского образования до курсов и лекториев), ни между исполнителями (от УО до индивидуального предпринимателя), ни между самими документами (от диплома до справки); |
- срок обучения (в соответствии с п.7 ст.244 КоО определяется исполнителем самостоятельно);
- стоимость обучения, порядок ее изменения. Типовой договор предусматривает, что стоимость обучения определяется исходя из затрат на него, утверждается приказом руководителя исполнителя и на момент заключения договора составляет определенную сумму в белорусских рублях. Однако данная сумма может изменяться в связи с перечисленными в договоре обстоятельствами (например, изменение тарифной ставки 1-го разряда, прочих цен и тарифов). При этом изменение стоимости обучения должно утверждаться приказом руководителя исполнителя, который в течение 7 календарных дней доводится до сведения заказчика (плательщика). Типовой договор содержит также условие, касающееся числа дней со дня издания соответствующего приказа, в течение которых должна быть произведена доплата разницы в стоимости;
- порядок расчетов за обучение. Типовой договор о платных услугах в сфере образования может быть 2-сторонним либо 3-сторонним (если обучение оплачивает третья сторона, в частности, организация). Условие о расчетах предусматривает оплату на текущий (расчетный) счет исполнителя в пределах временного интервала, указанного в договоре. Однако при этом Типовой договор предусматривает право стороны выбрать любой другой порядок расчетов. Это не характерно для типовых договоров, условия которых (в отличие от примерных), как правило, не могут изменяться сторонами (п.4 ст.396 ГК);
- ответственность сторон, которая в типовой форме касается только нарушения сроков оплаты (предусмотрена пеня в размере 0,1 % за каждый день просрочки), а также так называемой деликтной ответственности (за ущерб имуществу УО и т.п.);
- прочие условия. Такие условия изложены в рубрике «Права и обязанности сторон» Типового договора, кроме того, стороны вправе сформулировать их сами путем заполнения рубрики «Дополнительные условия договора (по договоренности сторон)». Среди прав и обязанностей сторон обращают на себя внимание два:
исполнитель имеет право определять самостоятельно формы, методы и способы осуществления образовательного процесса (подп.6.1 п.6 Типового договора);
плательщик (в нашем случае банк) имеет право получать от исполнителя сведения о результатах обучения заказчика (подп.6.5 п.6 Типового договора).
Организация может направлять работника не только на семинары, курсы и т.д. на территории РБ, но и за ее пределами. В последнем случае отношения в связи с оказанием образовательных услуг регулируются в силу коллизионных норм п.4 ст.1125 ГК уже не КоО, а иностранным правом. Однако важное значение имеет в таких случаях белорусское валютное законодательство, тем более, что за последние годы оно несколько раз менялось в части возможности оплаты участия в семинарах и проживания в гостиницах за рубежом. В настоящее время оплата командировочных расходов работников за рубежом, а равно переводы денежных средств, связанные с участием в конференциях и семинарах, изъяты из сферы действия Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» как «операции неторгового характера» (примечание 1), что означает, в числе прочего, нераспространение на них ограничений на авансовые платежи по импорту, установленные постановлением Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт». Так, в письме Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 24.11.2008 № 39/187, № 31-14/1527 «О разъяснении порядка применения постановления Правления Национального банка от 11 ноября 2008 г. № 165» определено, что предварительная оплата командировочных расходов осуществляется без представления ходатайств и получения разрешения Национального банка РБ на проведение соответствующих платежей.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 мая 2015 г. постановлением Правления Нацбанка РБ от 05.05.2015 № 277 утратило силу постановление № 165, соответственно, субъектам хозяйствования разрешено совершение авансовых платежей по внешнеторговым договорам. |
Подготовка (обучение), переподготовка, стажировка, инструктаж, повышение квалификации и проверка знаний работников по вопросам охраны сформулированы в ТК как обязанность и нанимателя (п.9 ст.226), и работников (п.4 ст.232). Таким образом, в отличие от других видов образования организация обучения в сфере охраны труда является обязательной для нанимателей. Обучение осуществляется в соответствии с КоО, и его результатом является проверка знаний по вопросам охраны труда.
Согласно ст.19 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», а также п.28 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее - Инструкция № 175), проверка знаний осуществляется в комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда (примечание 2) нескольких уровней:
1) комиссии организаций - где проходят проверку знаний по вопросам охраны труда работники;
2) комиссии вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, - где проходят проверку знаний руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты, руководители (специалисты) служб охраны труда (примечание 3), члены комиссий организаций;
3) комиссии местных исполнительных и распорядительных органов - только что указанные лица, если организация не находится в подчинении республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству РБ, другой организации, а также наниматели - физические лица и при невозможности создания комиссии организации - работники этих организаций;
4) комиссии вышестоящих исполнительных и распорядительных органов - члены комиссий местных исполнительных и распорядительных органов, заместители руководителей этих органов, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда;
5) республиканская комиссия - члены комиссий республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, областных и Минского городского исполнительных комитетов, заместители руководителей этих органов и организаций, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2014 г. следует руководствоваться Законом № 356-З в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З. Требования к обучению, стажировке, инструктажу и проверке знаний по вопросам охраны труда изложены в ст.25 новой редакции Закона. |
![]() |
Обратите внимание! Руководители и специалисты по охране труда должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже 1 раза в 3 года. Подтверждением служит удостоверение по охране труда, выданное по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 175 (пп.39, 42 Инструкции № 175). |
Получение высшего образования опосредуется образовательными программами, перечисленными в ст.204 КоО, включая образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую подготовку специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием (бакалавр), а также II ступени (магистратура), где обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра. Образовательные программы высшего образования реализуются в очной и заочной формах получения образования в учреждениях высшего образования, перечисленных в п.2 ст.207 КоО. Получение первого высшего образования именуется подготовкой, второго - переподготовкой (примечание 4), которые осуществляются на основании:
• договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе (ст.64 КоО);
• договора о переподготовке руководящего работника (специалиста) на платной основе (ст.66);
• договора о переподготовке рабочего (служащего) на платной основе (ст.68) и некоторых других.
Условия договора
Существенными условиями договора являются:
1) предмет договора - переподготовка работника при освоении содержания указанной образовательной программы по указанной специальности (в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», утвержденным постановлением Минобразования РБ от 02.06.2009 № 36, далее - ОКРБ 011-2009) с присвоением определенной квалификации в дневной, вечерней либо заочной форме получения образования. В случае успешного освоения учебных программ выдается уже не документ об обучении, а документ об образовании: диплом о высшем образовании, диплом магистра, диплом о переподготовке на уровне высшего образования (ст.98 КоО).
2) специальность, по которой будет осуществляться переподготовка, а также квалификация. В соответствии с ОКРБ 011-2009:
- специальность - это вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта, - подсистема группы специальностей;
- квалификация - подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках специальности, направления специальности.
Для некоторых видов договоров дополнительно указываются:
• направление специальности - подсистема специальности как разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности профессионально-технического, среднего специального и высшего образования I ступени;
• должность - служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности;
• специализация - составляющая специальности или направления специальности профессионально-технического, среднего специального и высшего образования I ступени, обусловленная видом применяемых знаний и особенностями профессиональной деятельности в рамках специальности или ее направления;
• профессия - род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта;
3) срок получения образования. Согласно ст.206 КоО срок получения высшего образования I ступени в дневной форме получения образования составляет от 4 до 5 лет с возможностью увеличения по наиболее сложным специальностям, а также в вечерней и заочной форме обучения на 1 год. Срок получения высшего образования II ступени - 1-2 года;
4) стоимость обучения, порядок ее изменения. Несмотря на либерализацию в области ценообразования в сфере образовательных услуг продолжает действовать ограничение по уровню рентабельности: согласно Указу Президента РБ от 28.02.2006 № 126 «О некоторых вопросах высшего и среднего образования на платной основе» (далее - Указ № 126) стоимость обучения при реализации в т.ч. образовательных программ высшего образования на платной основе в государственных УО определяется в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов по конкретной специальности (направлению специальности, специализации) в данном учреждении образования при рентабельности не более 30 %. При этом руководители государственных учреждений образования вправе предоставлять в период получения высшего, среднего специального образования скидки со сформированной стоимости обучения перечисленным в Указе № 126 категориям студентов;
5) порядок расчетов за обучение (как и многие другие условия аналогичен договору о платных услугах в сфере образования);
6) ответственность сторон. Помимо так называемой гражданско-правовой ответственности (договорной или деликтной), обучающийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ст.126-136 КоО), видами которой являются замечание, выговор, отчисление;
7) прочие условия. Как до момента заключения договора, так и после обучающийся проходит различные испытания (экзамены и т.п.) с целью проверки знаний.
Первая ситуация регламентируется ст.57, 58 КоО, в соответствии с которыми, в частности, прием лиц в УО, организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, для получения образования осуществляется в рамках предельной численности обучающихся, установленной специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, если его наличие предусмотрено законодательством о лицензировании, а когда для осуществления образовательной деятельности наличие специального разрешения (лицензии) не требуется - в соответствии с контрольными цифрами приема, с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. В целях отбора лиц, наиболее подготовленных для получения образования, могут проводиться конкурс, проверка способностей (примечание 5).
Вторая ситуация (текущая и итоговая аттестация студентов) регламентирована ст.214, 215 КоО. Если студенты не прошли соответствующую аттестацию, возникают основания для изменения и прекращения образовательных отношений.
Изменение образовательных отношений
Изменение образовательных отношений (ст.78 КоО) осуществляется по инициативе обучающегося либо исполнителя в связи с:
1) изменением формы получения образования;
2) переводом на другую специальность (направление специальности, специализацию);
3) предоставлением отпуска;
4) переводом с обучения на платной основе на обучение за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
5) реорганизацией исполнителя;
6) изменением законодательства.
Основанием для изменения образовательных отношений является соответствующее решение руководителя исполнителя. Если для возникновения образовательных отношений необходимо заключение договора, то решению руководителя предшествует внесение соответствующих изменений и (или) дополнений в договор.
Прекращение образовательных отношений
Прекращение образовательных отношений (ст.79 КоО) может наступить как в связи с получением образования, так и досрочно, причем в последнем случае:
• по инициативе обучающегося (при переводе к другому исполнителю либо по собственному желанию);
• по инициативе исполнителя в случаях:
- неуспеваемости по 3 и более учебным предметам (учебным дисциплинам, практике);
- невыполнения индивидуального плана работы магистранта (аспиранта, адъюнкта, докторанта, соискателя);
- неликвидации академической задолженности в установленные сроки;
- непрохождения итоговой аттестации без уважительных причин;
- длительного отсутствия (более 30 дней, а для лиц, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых (за исключением лиц, осваивающих содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование), более 3 дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года;
- невнесения платы за обучение в сроки, предусмотренные актами законодательства или соглашением сторон;
- систематического (повторного в течение учебного года) неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания и некоторых других;
• по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося и исполнителя, в случаях:
- ликвидации исполнителя;
- аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность, в т.ч. по обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих образовательную деятельность;
- ликвидации обособленных подразделений, реорганизации исполнителя;
- вступления в законную силу приговора суда, которым обучающийся осужден к наказанию, исключающему продолжение получения образования;
- смерти обучающегося.
Основанием для прекращения образовательных отношений (отчисления) является решение руководителя исполнителя об отчислении. Если для возникновения образовательных отношений необходимо заключение договора, то при досрочном прекращении образовательных отношений по инициативе обучающегося решению руководителя исполнителя об отчислении предшествует расторжение договора.
Невозможность исполнения договора об оказании услуг по обучению (финансовый аспект)
В типовых договорах об оказании услуг по обучению специально не урегулированы финансовые аспекты невозможности исполнения договора, а также одностороннего отказа от него. Здесь подлежат применению нормы ст.735, 736 ГК о возмездном оказании услуг, в соответствии с которыми:
а) в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законодательством или договором возмездного оказания услуг;
б) в случаях когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законодательством или договором возмездного оказания услуг;
в) заказчик вправе отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;
г) исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Льготы работникам, получающим высшее образование
Трудовым законодательством предусмотрен целый ряд льгот работникам, получающим высшее образование. Причем согласно ст.214 ТК они дифференцируются в зависимости от того, имеется ли направление (заявка) нанимателя либо нет, а также от того, какое по счету получаемое образование.
1. Работникам, успешно обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, в вечерней или заочной форме получения образования по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенными с ними договорами (на подготовку специалистов, коллективным или трудовым), при получении первого высшего образования предоставляются в качестве минимальных следующие гарантии:
- на период 4 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) и (или) сдачи государственных экзаменов работники имеют право на сокращенную рабочую неделю на 1 рабочий день или соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели) для подготовки к занятиям с оплатой не менее 50 % средней заработной платы по основному месту работы. Кроме того, наниматель вправе предоставлять в течение указанных 4 месяцев дополнительно по желанию работника еженедельные свободные от работы дни без сохранения заработной платы (ст.215 ТК);
- на период установочной или лабораторно-экзаменационной сессии в учебном году предоставляется отпуск:
на 1-м и 2-м курсах - до 20 календарных дней;
на 3-м и последующих курсах - до 30 календарных дней;
на период сдачи государственных экзаменов - 20 календарных дней;
на период подготовки и защиты дипломного проекта (работы) - 90 календарных дней. При этом за время этих отпусков за работником сохраняется средняя заработная плата (ст.216 ТК) (примечание 6).
2. В случае же отсутствия направления (заявки) нанимателя, договора на подготовку специалистов либо иных оснований, предусмотренных в коллективном или трудовом договоре, а также при получении второго и последующего среднего специального, высшего образования работнику могут (с согласия нанимателя) предоставляться отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью, предусмотренной ст.216 ТК.
В качестве льготы можно также рассматривать право работников, получающих в т.ч. высшее образование в вечерней или заочной форме получения образования, на получение трудового отпуска за первый год работы до истечения 6 месяцев работы (ст.166 ТК). В последующие годы наниматель обязан предоставить трудовой отпуск по желанию обучающегося работника перед или в период прохождения текущей и итоговой аттестации, сдачи кандидатских экзаменов, а также во время каникул в учреждении образования (ст.168 ТК).
В ряде случаев у УО существуют льготы в части налогообложения, что учитывается и при формирования цен (тарифов) на обучение.
Налог на добавленную стоимость
Реализация образовательных программ, в частности, среднего специального, высшего, послевузовского образования; дополнительного образования взрослых (за исключением образовательной программы обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, иные виды обучающих курсов), образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности), а также некоторые другие услуги освобождаются от НДС (подп.1.28, 1.29 п.1 ст.94 Налогового кодекса РБ, далее - НК).
Налог на прибыль
С 1 января 2012 г. от обложения налогом на прибыль освобождается прибыль учреждений образования от приносящей доходы деятельности (подп.1.135 п.1 ст.140 НК).
Подоходный налог с физических лиц
Суммы, перечисляемые третьими лицами в счет оплаты обучения, могут облагаться подоходным налогом у обучающихся и относиться при этом к доходам, полученным в натуральной форме (подп.2.1 п.2 ст.157 НК). Однако не признаются объектом обложения подоходным налогом с физических лиц доходы, полученные плательщиками в размере:
• превышения размеров платы за оказываемые учреждением образования услуги в сфере образования над фактически вносимой суммой платы за соответствующие услуги в сфере образования в этом учреждении образования;
• стоимости обучения плательщиков, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых, при их переподготовке, профессиональной подготовке, повышении квалификации, стажировке за счет средств бюджета, организации или индивидуального предпринимателя, являющихся местом их основной работы (службы, учебы) (подп.2.10 и 2.14 п.2 ст.153 НК).
К оплате обучения могут применяться социальные и стандартные налоговые вычеты.
Социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, уплаченной плательщиком в течение налогового периода за свое обучение в УО РБ при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, кроме процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных им на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования. Вычету подлежат также суммы, уплаченные плательщиком за обучение лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (п.1 ст.165 НК).
Если налогоплательщик имеет право на социальный налоговый вычет, а средства на обучение предоставляются в виде безналичной оплаты организацией или индивидуальным предпринимателем стоимости обучения налогоплательщика в УО РБ при получении первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования, а также в виде расходов на погашение кредитов (включая проценты по ним) банков РБ, фактически израсходованных плательщиком на получение такого образования, то такие доходы также освобождаются от подоходного налога с физических лиц при представлении плательщиком организации или индивидуальному предпринимателю справки (ее копии) учреждения образования (п.3 ст.165 НК).
Стандартный налоговый вычет из налоговой базы применяется в размере 123 000 бел.руб. в месяц и предоставляется для родителей на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца, к числу которых относятся, в частности, обучающиеся старше 18 лет, получающие в дневной форме получения образования общее среднее, специальное, первое профессионально-техническое, первое среднее специальное, первое высшее образование (подп.1.2 п.1 ст.164 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В 2018 году размер стандартного налогового вычета установлен в размере 30 бел.руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (абзац 11 п.1, приложение 10 к Указу Президента РБ от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении»). |
Обеспечение стипендией
Обеспечение стипендией относится к основным правам обучающегося (подп.1.11 п.1 ст.31 КоО), однако ст.42 КоО ограничивает ее получение дневной формой получения образования и перечисленными в ней образовательными программами (профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования, образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование), а также условиями успешной успеваемости и т.д.
Стипендию обучающемуся может выплачивать и направляющая организация. В этом случае выплаты, осуществляемые обучающимся работникам, в размере, превышающем размер стипендии, устанавливаемый в соответствии с законодательством, не учитываются при обложении налогом на прибыль у направляющей организации как затраты (подп.1.3 п.1 ст.131 НК). У самих обучающихся стипендии, надбавки к стипендиям за успехи в учебе, научной и общественной работе, доплаты к стипендиям, материальная помощь обучающимся, выплачиваемые за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств Фонда социальной защиты населения, освобождаются от подоходного налога (подп.1.11 п.1 ст.163 НК).
Образовательные услуги за рубежом
В случаях, когда образовательные услуги оказываются за рубежом (курсы, семинары и т.п.), организация обязана удерживать в качестве налогового агента суммы налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (подп.1.12.7 п.1 ст.146 НК) по ставке 15 %.
Плательщиками НДС на территории РБ иностранные организации в таких случаях являться не будут (если только образовательные услуги фактически не оказывались на ее территории) (подп.1.3 п.1 ст.33 НК; п.1 ст.3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. вышеназванный Протокол утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
Примечание 1. Статья 6 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле».
Примечание 2. Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда».
Примечание 3. Согласно ст.227 ТК должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в организациях других сфер деятельности - свыше 200 человек.
Примечание 4. Переподготовка может осуществляться и на основании образовательных программ дополнительного образования взрослых, например, образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, - образовательная программа, направленная на присвоение новой квалификации на уровне высшего образования (п.3 ст.242 КоО).
Примечание 5. Правила приема в высшие учебные заведения утверждены Указом Президента РБ от 07.02.2006 № 80.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июня 2018 г. следует руководствоваться Правилами приема в высшие учебные заведения с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 12.06.2018 № 232. |
Примечание 6. Порядок исчисления среднего заработка регламентирован Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В НК на основании законов РБ от 26.10.2012 № 431-З, от 31.12.2013 № 96-З, от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З, от 13.06.2016 № 372-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения. С 25 июля 2014 г. в Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З на основании Закона РБ от 08.01.2014 № 131-З внесены изменения и дополнения. С 17 января 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией № 47 с изменениями, внесенными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 04.01.2018 № 4. |
05.09.2012 г.
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук