


Материал помещен в архив
ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ НАУКИ
Научная деятельность представляет собой творческую деятельность, направленную на получение новых знаний о природе, человеке, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения (ст.1 Закона РБ от 21.10.1996 № 708-XIII «О научной деятельности», далее - Закон № 708-XIII) (примечание 1).
Субъектами этой деятельности согласно ст.7 Закона № 708-XIII могут быть:
• физические лица;
• временные научные коллективы (далее - ВНК);
• научные организации - т.е. юридические лица, осуществляющие выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (далее - НИОК(Т)Р), одним из органов управления которых в соответствии с учредительными документами является ученый (научно-технический) совет и которые прошли в установленном порядке аккредитацию научной организации (примечание 2);
• учреждения, обеспечивающие получение высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров.
Также участниками научной деятельности могут быть физические и юридические лица, которые приобрели в установленном законодательством порядке право на участие в этой деятельности в качестве ее инвесторов, заказчиков, а также те из них, которые осуществляют информационное, патентно-лицензионное, программное, организационно-методическое, техническое обеспечение научной деятельности, а также обеспечение единства измерений в сфере научной деятельности. При этом отношения между субъектами и (или) участниками научной деятельности строятся на договорной основе либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Субъекты и участники научной деятельности при заключении договора имеют право на выбор сторон договора, определение обязательств и условий взаимоотношений, не противоречащих законодательству (ст.8 Закона № 708-XIII).
Финансирование научной деятельности может быть как бюджетным, так и внебюджетным. Однако работы, имеющие значение для реализации приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, формирования перспективных научных направлений, независимо от источников финансирования работ, которые выполняются организациями независимо от форм собственности и подчиненности и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) на территории РБ, подлежат государственной регистрации в соответствии Положением о порядке государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденным Указом Президента РБ от 25.05.2006 № 356 (далее - Указ № 356). Данным Положением, в частности, определяются порядок государственной регистрации этих работ и требования к ведению государственного реестра работ.
Государственная регистрация работ осуществляется по результатам их экспертизы, которую проводят:
1) республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, НАН - работ, выполняемых организациями, находящимися в ведении (подчинении) этих органов и организаций,
2) Государственный комитет по науке и технологиям РБ - работ заявителей, не находящихся в ведении (подчинении) указанных органов и организаций, в т.ч. ИП.
Государственная регистрация работ, а также ведение государственного реестра осуществляются государственным учреждением «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы». Для этого организация-исполнитель в месячный срок с даты заключения договора на ее выполнение (издания приказа руководителя организации-исполнителя на выполнение работы структурным подразделением такой организации) направляет в данное учреждение следующие документы:
а) регистрационную карту на выполняемую работу по форме, утверждаемой согласно приказу Госкомитета по науке и технологиям РБ от 06.08.2009 № 219.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2017 г. следует применять регистрационную карту, утвержденную приказом Госкомитета по науке и технологиям РБ от 02.02.2017 № 34; |
б) копию договора на выполнение этой работы (при его наличии);
в) техническое (научное) задание или технико-экономическое обоснование этой работы;
г) календарный план на проведение работы, утвержденный руководителем организации-исполнителя.
Согласно п.5 Положения о порядке проведения экспертизы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.2006 № 1283, срок проведения экспертизы работ не должен превышать 10 рабочих дней со дня их поступления в соответствующий государственный орган.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июня 2017 г. постановление № 1283 на основании постановления Совета Министров РБ от 05.06.2017 № 425 утратило силу. |
Статья 3 Закона № 708-XIII выделяет 3 вида научной деятельности:
1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований.
Фундаментальные научные исследования - теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний (примечание 3) об основных закономерностях развития природы, человека, общества, искусственно созданных объектов. Фундаментальные научные исследования могут быть ориентированными, т.е. направленными на решение научных проблем, связанных с практическими приложениями. В свою очередь прикладные научные исследования - это исследования, направленные на применение результатов фундаментальных научных исследований для достижения конкретных практических целей;
2) подготовка и аттестация научных работников высшей квалификации - вид научной деятельности, включающий в себя учебные мероприятия и проведение научных исследований в целях приобретения научным работником высшей квалификации;
3) апробация результатов научных исследований - вид научной деятельности, состоящий в проведении проверки результатов научных исследований в целях установления их пригодности для достижения конкретных целей.
Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ
Основным договором, которым оформляются результаты научной деятельности (главным образом фундаментальных и прикладных исследований), является договор на выполнение НИОК(Т)Р.
Предмет договора
Предметом этого вида договора являются работы, а именно (ст.1 Закона № 2105-XII):
• научно-исследовательские работы (далее - НИР) (научные исследования) - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения. Научные исследования могут быть фундаментальными и прикладными;
• опытно-конструкторские работы (далее - ОКР) - комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии);
• опытно-технологические работы (далее - ОТР) - комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и (или) технологических процессов и по изготовлению технической документации на них.
Договор на выполнение НИОК(Т)Р урегулирован отдельной главой 38 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), которая содержит его определение: по договору на выполнение НИР одна сторона (исполнитель) обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (далее - ОК(Т)Р) - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а другая сторона (заказчик) обязуется принять работу и оплатить ее (п.1 ст.723 ГК) (примечание 4). При этом договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).
Таким образом, под одной статьей в данной главе ГК объединены, по сути, 2 вида договоров. Разница между ними определена, в частности, в ст.724 ГК: 1) НИР исполнитель обязан провести лично, привлекая третьих лиц только с согласия заказчика; 2) для ОК(Т)Р он вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц, к отношениям с которыми применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (ст.660 ГК). Такая дифференциация обусловлена более важной ролью, какую играет научная квалификация в случае НИР. Личный (творческий) характер отношений сторон в данном случае означает и невозможность уступки требования к заказчику без его на то согласия по договору на выполнение НИР (п.2 ст.359 ГК). Такой запрет прямо предусмотрен в п.41 Примерной формы договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, утвержденной постановлением Госкомитета по науке и технологиям РБ от 13.11.2009 № 25 (далее - Примерный договор). По причине запрета ст.725 ГК устанавливает режим конфиденциальности в отношении сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 августа 2013 г. постановление № 25 на основании постановления Госкомитета по науке и технологиям РБ от 26.07.2013 № 12 утратило силу. Аналогичная норма содержится в п.40 Договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, финансируемых полностью или частично за счет государственных средств, утвержденного данным постановлением. |
На такого рода сведения может распространяться режим охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (ст.139 ГК), служебной и коммерческой тайны (ст.140 ГК). Правовая охрана в одних случаях наступает автоматически в силу создания (объекты авторского права, например, компьютерные программы и базы данных), в других - нуждаются в определенных действиях по охране (служебная и коммерческая тайна, ноу-хау), в третьих - требуют более серьезных формальностей вплоть до получения свидетельства (топологии интегральных микросхем) или патента (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения). Во многих случаях дополнительно к договору на выполнение НИОК(Т)Р потребуется заключение лицензионного договора (исключительная либо неисключительная лицензия) либо договора об уступке исключительных прав (если договором о выполнении НИОК(Т)Р предусмотрено, что патент оформляется на имя исполнителя). Все эти вопросы должны изначально определяться в договоре на выполнение НИОК(Т)Р.
Пунктом 20 Примерного договора определено, что имущественные права могут принадлежать: а) заказчику; б) совместно заказчику и исполнителю; в) исполнителю - государственной организации.
После передачи результатов НИОК(Т)Р заказчику исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд (п.2 ст.726 ГК).
Обязанности исполнителя и заказчика
Другие обязанности исполнителя по договору на выполнение НИОК(Т)Р:
1) выполнить работу в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику результат в предусмотренный договором срок;
2) согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
3) своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре;
4) незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;
5) гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц (ст.727 ГК).
Обязанности заказчика:
1) передавать исполнителю необходимую для выполнения работы информацию;
2) принять результаты выполненных работ и оплатить их.
Кроме того, договором может быть также предусмотрена обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу (технико-экономические параметры) или тематику работ (ст.728 ГК).
Иные условия договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ
Одним из существенных признаков договора на выполнение НИОК(Т)Р является своеобразное распределение рисков между сторонами: согласно п.3 ст.723 ГК, если иное не предусмотрено законодательством или договором, риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение НИОК(Т)Р несет заказчик. Поэтому в отличие от договора подряда, где предметом договора является результат работ, предмет договора на выполнение НИОК(Т)Р - работы как таковые. В этом случае полностью актуальна поговорка «отрицательный результат - тоже результат». Отсюда второе существенное отличие: если в договоре подряда действует принцип «нет результата - нет оплаты», то согласно ст.729, 730 ГК:
• если в ходе НИР обнаруживается невозможность достижения результатов вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, заказчик обязан оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности получить предусмотренные договором на выполнение научно-исследовательских работ результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре;
• если в ходе выполнения ОК(Т)Р обнаруживается возникшая не по вине исполнителя невозможность или нецелесообразность продолжения работы, заказчик обязан оплатить понесенные исполнителем затраты.
Ответственность исполнителя за нарушение договоров на выполнение НИОК(Т)Р наступает только в случае его вины. При этом исполнитель обязан возместить убытки, причиненные им заказчику, в пределах стоимости работ, в которых выявлены недостатки, если договором предусмотрено, что они подлежат возмещению в пределах общей стоимости работ по договору. Убытки включают в себя только реальный ущерб, а упущенная выгода подлежит возмещению лишь в случаях, непосредственно предусмотренных договором (ст.731 ГК).
К договорам на выполнение НИОК(Т)Р применяются также некоторые нормы ГК, касающиеся договора подряда, о:
1) начальном, конечном и промежуточном сроках выполнения работ (ст.662 ГК);
2) цене работы, твердой и приблизительной смете (примечание 5) (ст.663 ГК);
3) последствиях неявки заказчика за получением результата работы (ст.693 ГК).
Примерный договор предусматривает предварительное составление технического задания, включающего следующие условия:
1) основание для выполнения НИР - наименование документа, на основании которого выполняется работа;
2) сроки выполнения (указываются начальный и конечный сроки);
3) цель, задачи и исходные данные для выполнения НИР;
4) этапы НИР;
5) основные требования к результатам НИР (технические, экономические и др.);
6) способ реализации НИР;
7) перечень документации, предъявляемой по окончании НИР;
8) порядок рассмотрения, сдачи и приемки НИР (необходимость рецензирования, рассмотрения на научно-техническом совете исполнителя, составления отчетов по этапам НИР и их приемки комиссией);
9) требования по обеспечению конфиденциальности;
10) приложения.
Цена работ (пп.9, 10 Примерного договора) является приблизительной и исчисляется исходя из цен, тарифов, тарифных ставок (окладов), действующих на момент подписания настоящего договора. При существенном возрастании в период действия договора стоимости материалов и оборудования, используемых исполнителем для выполнения работы, а также при возрастании в установленном порядке размеров оплаты труда работников цена работы может изменяться с учетом этих обстоятельств. Оплата производится после приемки работы в течение выбранного сторонами срока.
Приемка работы (каждого этапа) оформляется путем направления исполнителю:
а) акта приемки-сдачи работы (этапа);
б) комплекта научной, технической и иной документированной информации, предусмотренной и оформленной отчетом;
в) акта (протокола) комиссии по приемке опытных (головных) образцов партий, изготовленных по договору (для договоров, выполнение которых предусматривает приемочные испытания опытных (головных) образцов (партий) новой техники).
Согласно п.4 ст.723 ГК условия договоров на выполнение НИОК(Т)Р должны соответствовать законодательству об исключительных правах (интеллектуальной собственности). Однако в самих этих договорах предметом являются работы, а не результаты интеллектуальной деятельности. Если стороны хотят сделать результаты интеллектуальной деятельности предметом договора, а не его «побочным продуктом», то вместо договора на выполнение НИОК(Т)Р они могут заключить договор о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности, по которому автор принимает на себя обязательство создать в будущем произведение, изобретение или иной результат интеллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительные права на использование этого результата (п.1 ст.986 ГК). Такой договор должен определять характер подлежащего созданию результата интеллектуальной деятельности, а также цели либо способы его использования. Стороной такого договора (в отличие от договора на выполнение НИОК(Т)Р) выступает физическое лицо (примечание 6).
Статья 986 ГК вводит 2 ограничения на условия договора о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности:
1) такие договоры, обязывающие автора предоставлять какому-либо лицу исключительные права на использование любых результатов интеллектуальной деятельности, которые этот автор создаст в будущем, ничтожны;
2) условия договора, ограничивающие автора в создании в будущем результатов интеллектуальной деятельности определенного рода либо в определенной области, признаются недействительными.
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы за счет средств бюджета
В случаях когда НИОК(Т)Р проводятся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (примечание 7), в т.ч. средств государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов (примечание 8), действуют также нормы Указа Президента РБ от 31.08.2009 № 432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами» (далее - Указ № 432).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 августа 2013 г. Указ № 432 на основании Указа Президента РБ от 04.02.2013 № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» утратил силу. |
Пункт 4 Указа № 432 предусматривает, что существенными условиями договора на выполнение НИОК(Т)Р помимо иных условий в соответствии с законодательными актами являются:
• определение обладателя (обладателей) имущественных прав на результаты научно-технической деятельности (далее - НТД);
• право использования сторонами договора, в т.ч. исполнителем, создаваемых результатов НТД для собственных нужд, осуществления предпринимательской деятельности, а также порядок и условия реализации такого права;
• предоставление (непредоставление) государственному заказчику права требовать от исполнителя, который в соответствии с актами законодательства имеет право на получение охранного документа или которому выдан охранный документ на результаты НТД, являющиеся объектом права промышленной собственности, передачи права на получение охранного документа либо его уступки в порядке, установленном актами законодательства;
• право государственного заказчика, не являющегося обладателем имущественных прав на результаты НТД, на безвозмездную передачу ему имущественных прав на результаты НТД в случае, если они не используются исполнителем в течение одного года после выполнения договора, в рамках которого они созданы;
• ответственность исполнителя за эффективное использование государственных средств в соответствии с их целевым назначением.
Бухгалтерский аспект
Инструкция по бухгалтерскому учету результатов научно-технической деятельности, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.06.2006 № 75, определяющая порядок бухгалтерского учета расходов на выполнение НИОК(Т)Р, предусматривает, что в случае достижения результатов они отражаются в качестве:
а) имущественных прав на результаты НТД, признанных в установленном законодательством порядке нематериальными активами;
б) материальных объектов, в которых выражены результаты НТД (образцы новых материалов, приборов, установок, изделий различного назначения и др.).
Если же в результате НТД активы не созданы, произведенные затраты являются расходами организации и списываются в течение срока, установленного организацией, но не более 3 лет.
Аналогично в налоговом учете: в соответствии с подп.2.7 п.2 ст.130 Налогового кодекса РБ (далее - НК) затраты на научные исследования и (или) ОКР и ОТР отражаются в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг) в случае, если результатом их выполнения не стало создание амортизируемого имущества (нематериальных активов).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. в подп.2.7 п.2 ст.130 НК на основании Закона РБ от 30.12.2014 № 224-З внесены изменения. |
В соответствии с п.4 Положения по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденного постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118, результаты НИОК(Т)Р приходуются по окончании работ как объекты нематериальных активов при выполнении следующих условий: а) подтверждена (определена) возможность промышленного освоения создаваемого объекта; б) определена возможность использования объекта интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности организации и (или) передачи объекта по лицензионным или авторским договорам; в) подтверждены затраты по созданию и доведению до промышленного использования данного объекта; г) могут быть определены будущие доходы от реализации или использования данного объекта.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. постановление № 118 на основании постановления Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета» утратило силу. В связи с этим можно руководствоваться Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 25. |
Налоговые льготы
Имеется целый ряд налоговых льгот по НИОК(Т)Р:
• освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь НИОК(Т)Р, зарегистрированных в государственном реестре в установленном порядке (подп.1.23 п.1 ст.94 НК);
• до 1 января 2016 г. здания и сооружения (их части) научных организаций, научно-технологических парков, центров трансфера технологий освобождены от уплаты налога на недвижимость (подп.1.23 п.1 ст.186 НК) и земельного налога (подп.1.31 п.1 ст.194 НК);
• физические лица, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, имеют право на профессиональный налоговый вычет по подоходному налогу в размере фактически понесенных расходов либо по нормативу (подп.1.3 п.1 ст.168 НК).
Особенности договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ для государственных нужд
Согласно п.2 ст.732 ГК к контрактам на выполнение НИОК(Т)Р для государственных нужд (примечание 9) применяются правила ст.718-722 ГК, посвященные подрядным работам для государственных нужд.
Для белорусской науки характерно главным образом государственное финансирование науки (за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов). Однако бюджетное финансирование НИОК(Т)Р и НИОК(Т)Р для государственных нужд - это не одно и то же. Признак последних - включение в госпрограммы социально-экономического развития республики в качестве приоритетных для социального, экономического и тому подобного развития государства.
В соответствии с частью третьей ст.10 Закона № 708-XIII научные организации могут участвовать в проведении НИОК(Т)Р для государственных нужд. Работы осуществляются на основе государственного контракта на выполнение НИОК(Т)Р для государственных нужд и финансируются за счет средств бюджета и внебюджетных источников.
Аналогичная норма содержится в ст.17 Закона № 2105-XII, согласно которой выполнение научно-технических программ для государственных нужд осуществляется в соответствии с государственным контрактом на поставку научно-технической продукции на конкурсной основе.
Порядок формирования государственных нужд на научные исследования, а также научно-техническую продукцию определяются Правительством РБ, а именно:
• Положением о порядке разработки, финансирования и выполнения государственных программ научных исследований, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 12.08.2010 № 1196.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2018 г. Положение № 1196 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров РБ от 11.04.2018 № 278; |
• Положением о порядке разработки и выполнения научно-технических программ, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.08.2005 № 961 (далее - Положение № 961);
• Инструкцией о порядке предоставления отчетов о выполнении объемов поставок научно-технической продукции для государственных нужд, утвержденной постановлением Комитета по науке и технологиям при Совете Министров РБ от 28.11.2003 № 27.
Положение № 961 определяет, что программы - это комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения заданий по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, ОК(Т)Р, завершающихся созданием новой или усовершенствованной технологии, видов товарной продукции или услуг, а также организационно-технических решений производственного, административного, коммерческого или иного характера (далее - инновации), освоением (внедрением) в производстве разработанных инноваций и выпуском на этой основе вновь освоенной продукции. Программы разрабатываются по приоритетным направлениям научно-технической деятельности и могут являться научным обеспечением государственных народнохозяйственных и социальных программ.
Государственная научно-техническая программа разрабатывается для решения наиболее значимых народнохозяйственных, экологических, социальных и оборонных проблем. Государственная программа может выполняться в рамках государственной комплексной целевой научно-технической программы. Программы также могут быть региональными и отраслевыми.
Разработка программ и подготовка проектов перечней программ осуществляются на конкурсной основе.
Государственными заказчиками могут выступать:
а) государственных и отраслевых программ - республиканские органы государственного управления, иные государственные организации;
б) региональных программ - областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета (примечание 10).
После утверждения программ государственные заказчики в месячный срок заключают договоры на их выполнение с головными организациями - исполнителями программ (примечание 11), а также с исполнителями работ по заданиям программ, включая работы по организации и освоению в производстве разработанных в рамках этих заданий инноваций и выпуску на этой основе продукции. Головная организация - исполнитель программы на основании заключаемого с государственным заказчиком договора вправе заключать договоры с исполнителями работ по заданиям программы, включая работы по организации и освоению в производстве разработанных в рамках этих заданий инноваций и выпуску на этой основе продукции (п.11 Положения № 961).
В заключаемых договорах предусматриваются условия выполнения заданий программы, дальнейшего использования полученных результатов, а также ответственность сторон, включая обязательства по возврату в бюджет средств, использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства.
![]() |
Обратите внимание! В договоры, заключаемые с исполнителями работ по заданиям программы, могут включаться положения, определяющие право исполнителей привлекать к исполнению договоров соисполнителей в соответствии с законодательством. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы в рамках заданий программ подлежат государственной регистрации в случаях, установленных Указом № 356. |
Кроме того, в соответствии с частью первой ст.13 Закона № 2105-XII конкурсный отбор заданий государственных научно-технических программ и инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета, осуществляется на основе результатов государственной научно-технической экспертизы, для проведения которой привлекаются на договорной (контрактной) основе научные организации, высшие учебные заведения, общественные организации ученых, а также отдельные ученые и специалисты, в т.ч. зарубежные.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 мая 2016 г. ст.13 Закона № 2105-XII на основании Закона РБ от 11.05.2016 № 364-З изложена в новой редакции. Положения части первой ст.13 Закона № 2105-XII действуют в части пятой ст.11 этого Закона. |
Объектами экспертизы, как определено в Положении о порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 29.10.2007 № 1411, являются:
а) проекты заданий государственных, региональных и отраслевых научно-технических программ;
б) разделы научного обеспечения государственных народно-хозяйственных и социальных программ;
в) международные научно-технические проекты, выполняемые в рамках международных договоров РБ;
г) инновационные проекты, финансируемые из республиканского бюджета за счет средств, предусматриваемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;
д) научно-исследовательские работы, ОК(Т)Р в форме инновационного проекта и работы по организации и освоению производства научно-технической продукции, финансируемые за счет средств инновационных фондов через Белорусский инновационный фонд.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2015 г. Положение № 1411 на основании постановления Совета Министров РБ от 22.05.2015 № 431 утратило силу. |
Государственный контракт
К порядку заключения государственного контракта в силу ст.720 ГК применяются нормы ст.497, 498 ГК, согласно которым он заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принятого исполнителем. Для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного контракта является обязательным.
Что касается исполнителя, то для него заключение государственного контракта является обязательным:
1) если заказ размещается по конкурсу, победителем которого объявлен победитель (в таком случае государственный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса);
2) в других случаях, предусмотренных законодательством, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта.
Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется исполнителю, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.
Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении установленного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение суда.
В силу ст.721 ГК государственный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и условиях финансирования и оплаты работы, способах обеспечения обязательств сторон (примечание 12). Если государственный контракт заключается по результатам конкурса, то его условия определяются в соответствии с конкурсной документацией.
![]() |
Обратите внимание! При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ, стороны согласно ст.722 ГК должны согласовать новые сроки, а если необходимо, - и другие условия выполнения работы. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. |
Инновационная деятельность
В Беларуси активно формируется законодательная база для инноваций, под которыми Закон № 2105-XII понимает создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. В частности:
• Указ Президента РБ от 09.03.2009 № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
• Указ Президента РБ от 07.09.2009 № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности»;
• Указ Президента РБ от 04.04.2006 № 202 «Об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, предназначенных для обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности»;
• Положение о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденное Указом Президента РБ от 03.01.2007 № 1;
• Положение о порядке конкурсного отбора и реализации проектов и работ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, в том числе инновационных фондов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2006 № 1329, и др.
Наряду с серьезными льготами финансового и налогового характера ими предусмотрен механизм возвратного и безвозвратного финансирования на долевой основе соответствующих инновационных проектов. В частности, приказом Госкомитета по науке и технологиям РБ, Минфина РБ и Минэкономики РБ от 30.07.1999 № 201а/207/76 утверждена форма Типового договора на создание (передачу) научно-технической продукции и финансирование инновационного проекта на возвратной основе (далее - Типовой договор № 201а/207/76) (примечание 13).
Финансирующей стороной Типового договора № 201а/207/76 выступает Белорусский инновационный фонд (далее - Белинфонд), доля участия которого в финансировании определяется самими сторонами. За пользование средствами исполнитель уплачивает Белинфонду проценты в размере ставки рефинансирования. Согласно подп.6.2 Типового договора № 201а/207/76 результаты НИОК(Т)Р переходят в собственность исполнителя только при условии полного возврата средств Белинфонду.
Договоры о передаче прав на использование результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ
Если договор на выполнение НИОК(Т)Р - это договор подрядного типа и его предметом являются работы, то договор о передаче прав на использование результатов НИОК(Т)Р (далее - договор о передаче НИОК(Т)Р) - это договор об отчуждении, разновидность договора купли-продажи, предметом которого является охраняемая информация и результаты интеллектуальной деятельности.
Основной НПА в указанном случае - Указ № 432, который распространяется на приобретение и передачу (включая: а) полную или частичную передачу другим лицам имущественных прав на результаты НТД; б) предоставление другим лицам права использования результатов НТД; в) иные действия, не противоречащие законодательству) имущественных прав на результаты НТД, созданные полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. средств государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Согласно Указу № 432 материальные объекты (образцы новых материалов, приборов, установок, изделий различного назначения и др.), в которых выражены результаты НТД, созданные в процессе исполнения договоров на выполнение НИОК(Т)Р, могут приобретаться и передаваться одновременно с приобретением и передачей имущественных прав на эти результаты.
Типовой договор о передаче прав на использование результатов НИОК(Т)Р утвержден приказом Госкомитета по науке и технологиям РБ от 29.09.2006 № 245 (далее - Типовой договор № 245) и распространяется на случаи как возмездной, так и безвозмездной передачи, когда передающая сторона является:
• государственным заказчиком НИОК(Т)Р;
• государственной организацией - исполнителем НИОК(Т)Р;
• организацией, частично финансирующей проведение НИОК(Т)Р за счет собственных средств.
Передача согласно Типовому договору № 245 может быть как исключительной (когда передающая сторона имеет право использовать результаты НИОК(Т)Р для собственных нужд, но отказывается от передачи такого права третьим лицам), так и неисключительной (без таких ограничений).
Объем предоставляемых прав определяется сторонами и включает право на:
1) опубликование в открытой печати и иное обнародование результатов НИОК(Т)Р (публичные выступления, демонстрация на выставках и другие виды обнародования);
2) использование результатов НИОК(Т)Р в деятельности принимающей стороны (с указанием, где конкретно будет применяться);
3) приобретение исключительных прав на объекты права промышленной собственности, созданные при выполнении НИОК(Т)Р, включая патентование (примечание 14) результатов НИОК(Т)Р или охрану их в режиме нераскрытой информации (ноу-хау);
4) распоряжение правами на результаты НИОК(Т)Р, являющиеся объектами права промышленной собственности, в т.ч. предоставление права на использование объектов права промышленной собственности и уступку исключительных прав на объекты права промышленной собственности;
5) передачу права на использование результатов НИОК(Т)Р, не являющихся объектами права промышленной собственности.
Заключение данного договора может не затрагивать вопросы исключительных прав (прежде всего, патентного законодательства). Предоставление прав на распоряжение правами на результаты НИОК(Т)Р, являющиеся объектами права промышленной собственности, в т.ч. предоставление права на использование объектов права промышленной собственности и уступку исключительных прав на объекты права промышленной собственности, оговаривается:
а) отдельным договором (примечание 15);
б) разделом (разделами) данного договора, подлежащим регистрации в установленном порядке.
При этом необходимо учитывать, что для получения патентоспособности и прочей правовой охраны результаты НИОК(Т)Р должны быть определенным образом объективированы. Так, ст.2-4 Закона № 160-З предъявляют следующие требования к их внешнему выражению:
• изобретение - продукт или способ, является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Вместе с тем при этом не считаются изобретениями:
а) открытия, а также научные теории и математические методы;
б) решения, касающиеся только внешнего вида изделия и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
в) планы, правила и методы интеллектуальной деятельности, проведения игр или осуществления деловой деятельности, а также алгоритмы и программы для электронно-вычислительных машин;
г) простое представление информации;
• полезная модель - техническое решение, относящееся к устройствам и являющееся новым и промышленно применимым;
• промышленный образец - художественное или художественно-конструкторское решение изделия (т.е. предмета промышленного или кустарного производства), определяющее его внешний вид и являющееся новым и оригинальным.
Положение о порядке стимулирования использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 31.08.2006 № 1103, распространяется как на передачу результатов НИОК(Т)Р по договорам, так и использование в производственном процессе, его обслуживании и управлении, и регламентирует систему мер материального стимулирования использования результатов НИОК(Т)Р, предусматривая выплату вознаграждения:
а) разработчикам НИОК(Т)Р за использование результатов в производстве;
б) лицам, содействующим использованию результатов НИОК(Т)Р в производстве.
При этом действие данного Положения не распространяется на отношения, связанные с выплатой вознаграждений за создание и использование объектов авторского права и объектов права промышленной собственности, а также использование результатов НИОК(Т)Р, выполняемых за счет собственных средств организаций для собственных нужд.
Договор о временном научном коллективе
Временный научный коллектив - добровольное объединение физических лиц без образования юридического лица, создаваемое в целях осуществления научной деятельности в порядке и на условиях, определяемых законодательством и договором, для обеспечения своевременного выполнения работ по решению перспективных научно-технических и социально-экономических проблем, проведения НИОК(Т)Р, направленных на создание и освоение новых видов продукции и технологий, новых организационно-технических решений производственного и социально-экономического характера (ст.1, 11 Закона № 708-XIII).
Деятельность ВНК регулируется Положением о порядке создания и об условиях деятельности временных научных коллективов, утвержденным Указом Президента РБ от 26.06.2009 № 349, и предусматривает следующие основные особенности:
1) деятельность, осуществляемая в рамках ВНК, не является предпринимательской деятельностью;
2) временный научный коллектив формируется, как правило, по инициативе организации, для которой необходимо выполнение научных исследований и разработок;
3) временные научные коллективы не ведут бухгалтерского учета и не составляют бухгалтерской отчетности;
4) временные научные коллективы не являются плательщиками налогов, сборов (пошлин) и не подлежат постановке на учет в налоговых органах;
5) членами ВНК могут быть научные работники, иные физические лица, имеющие опыт работы, необходимый для выполнения научных исследований и разработок, а также студенты высших учебных заведений;
6) заказчик обеспечивает деятельность ВНК посредством: предоставления помещений и иного имущества, выплаты членам ВНК вознаграждений за проводимые научные исследования и разработки; исчисления и удержания подоходного налога и иных платежей с суммы выплачиваемого членам ВНК вознаграждения; ведения бухгалтерского учета и т.п.;
7) решения ВНК, за исключением решений по вопросам, отнесенным к компетенции руководителя, принимаются с согласия всех членов ВНК;
8) особые основания прекращения ВНК.
В рамках деятельности ВНК не допускается:
• проведение его членами научных исследований и разработок в рабочее время, определенное по месту основной работы в соответствии с трудовым договором;
• участие руководителя заказчика в составе ВНК, руководитель которого заключает (заключил) договор на выполнение научных исследований и разработок с этим заказчиком.
При этом физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора, может быть одновременно членом не более двух ВНК.
В остальном договор о ВНК можно признать разновидностью договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) с субсидиарным применением к нему норм главы 54 ГК.
Постановлением Госкомитета по науке и технологиям РБ от 14.09.2009 № 15 утверждена Примерная форма договора о создании и деятельности временного научного коллектива и Примерная форма договора между заказчиком и руководителем временного научного коллектива на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Договоры о подготовке научных работников высшей квалификации
Подготовка научных работников названа в Законе № 708-XIII в качестве одного из ее видов, хотя она находится на стыке научной деятельности с образованием.
Статьи 60, 61 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - КоО) выделяют 2 вида договора о подготовке научного работника высшей квалификации:
1) за счет средств республиканского бюджета, который заключается между государственным учреждением образования (государственной организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования) (примечание 16), гражданином и организацией, имеющей потребность в подготовке научного работника высшей квалификации;
2) на платной основе за счет средств юридических лиц, ИП, физических лиц или собственных средств гражданина. Такой договор заключается между учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования) и гражданином, а также юридическим лицом (ИП, физическим лицом), осуществляющим оплату стоимости обучения (при его наличии).
Типовые формы 2 данных договоров утверждены постановлением Совета Министров РБ от 28.07.2011 № 1016 «О регулировании некоторых вопросов в сфере подготовки научных работников высшей квалификации».
Большинство условий этих договоров совпадает. Так, по обоим договорам исполнитель обязуется утвердить тему диссертации, индивидуальный план, назначить научного руководителя в течение 2 месяцев со дня издания приказа о зачислении, а обучающийся - предоставить «на выходе» диссертацию для предварительной экспертизы (примечание 17).
Условие о цене сформулировано как подлежащее изменению исполнителем в одностороннем порядке с учетом инфляционных процессов и изменения индекса цен на основании нормативных актов в сфере ценообразования, а также в случае изменения или дополнения индивидуального плана обучающегося.
В обоих договорах упомянуто предоставление общежития (примечание 18), но без твердого обязательства со стороны исполнителя.
Направление на работу с установлением сторонами обязательной отработки в договоре на подготовку научного работника высшей квалификации за счет бюджетных средств выражено безусловно, тогда как в другом договоре - с оговоркой: если использовались средства юридических лиц или ИП.
Важные отличия 2 договоров:
а) в первом договоре указано, что обучающийся, направленный на работу (примечание 19) в соответствии с данным договором и не отработавший установленный срок обязательной работы, обязан возместить в республиканский бюджет средства, затраченные государством на его подготовку.
Возмещение средств осуществляется в порядке, установленном ст.88 КоО, а также Положением о порядке возмещения в республиканский и (или) местный бюджет средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего, утвержденным постановлением № 821;
б) первым договором предусмотрена обязанность исполнителя ежемесячно выплачивать обучающемуся в дневной форме получения образования стипендию в размерах, установленных законодательством (Указ Президента РБ от 06.09.2011 № 398 «О социальной поддержке обучающихся»), во втором договоре такая обязанность отсутствует;
в) второй договор четко оговаривает вопросы оплаты, график платежей (по 50 % годовой суммы в течение апреля и ноября), устанавливает пеню 0,1 % за каждый день просрочки оплаты.
Примечание 1. Белорусское законодательство в сфере науки отличается известным дуализмом. Помимо Закона № 708-XIII существует Закон РБ от 19.01.1993 № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики» (далее - Закон № 2105-XII), который определяет параллельную систему субъектов научной деятельности, требований в части экспертизы, участия в госпрограммах и др. Подзаконные нормативные правовые акты (далее - НПА) из этих двух законов также принимаются параллельно. При этом научно-техническая деятельность понимается значительно уже, чем научная деятельность и включает проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. К научно-технической деятельности относятся также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространения и применения результатов. Организацию и координацию в сфере научной деятельности осуществляет Национальная академия наук Беларуси (далее - НАН) (ст.1 Закона РБ от 05.05.1998 № 159-З «О Национальной Академии наук Беларуси»), в сфере научно-технической политики этими вопросами напрямую занимается Государственный комитет по науке и технологиям РБ (Положение о Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 15.03.2004 № 282). Постепенно формируется и третья подотрасль законодательства в научной сфере - об инновационной деятельности, принятие Закона о которой ожидается в ближайшее время.
Примечание 2. Инструкция о порядке аккредитации научной организации, утвержденная постановлением НАН Беларуси, Госкомитета по науке и технологиям РБ и ВАК РБ от 08.09.2010 № 7/20/2.
Примечание 3. О критерии новизны и других критериях оценки научной деятельности см. Положение об оценке результатов научной деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 21.07.1997 № 914.
Примечание 4. Разница между 2 видами договоров объясняется не только разными уровнями (теоретический - практический), но и разными областями наук. Договор на выполнение НИР больше характерен для гуманитарных и естественных наук, договоры на выполнение ОКР и ОТР - для технических.
Примечание 5. Для бюджетного финансирования см. постановление Минфина РБ от 15.10.2010 № 111 «Об утверждении перечня и форм документов для формирования проекта республиканского бюджета и составления бюджетных смет по финансированию науки, научно-технической и инновационной деятельности»; Инструкцию о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, утвержденную постановлением Минфина РБ от 30.01.2009 № 8.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 декабря 2016 г. следует руководствоваться Инструкцией № 8 с изменениями, внесенными постановлением Минфина РБ от 02.12.2016 № 103. |
Примечание 6. Авторство может принадлежать только физическому лицу, трудом которого объект создан (п.1 ст.5 Закона РБ от 16.12.2002 № 160-З «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (далее - Закон № 160-З); ст.4 Закона РБ от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах»).
Примечание 7. Бюджетный кодекс РБ (ст.44, 45, 47) предусматривает, что из республиканского бюджета финансируются фундаментальные научные исследования, а также прикладные исследования: в области общегосударственной деятельности; правоохранительной деятельности; связанные с национальной экономикой; социальной политикой; физической культурой, спортом, средствами массовой информации; здравоохранением; охраной окружающей среды; жилищно-коммунальными услугами; дорожным хозяйством. Из областных бюджетов и бюджета г.Минска финансируются прикладные исследования в области общегосударственной деятельности, направленные на реализацию функций областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета. См. также постановление Совета Министров РБ от 15.09.2010 № 1326 «О некоторых вопросах финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств бюджета».
Примечание 8. Положение о порядке формирования и использования фондов специального назначения для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 05.06.1998 № 892.
Примечание 9. Государственные нужды - необходимые Республике Беларусь товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных, а также других задач (ст.1 Закона РБ от 24.11.1993 № 2588-XII «О поставках товаров для государственных нужд», действие которого распространяется также на работы (услуги) и т.д.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. вышеназванный Закон на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» утратил силу. |
Примечание 10. Положение о государственном заказчике научно-технической продукции, утвержденное постановлением Госкомитета по науке и технологиям РБ от 27.04.1999 № 95.
Примечание 11. Положение о головной организации - исполнителе государственной (региональной, отраслевой) научно-технической программы, утвержденное постановлением Госкомитета по науке и технологиям РБ от 30.11.2005 № 17.
Примечание 12. О других существенных условиях договора см. п.4 Указа № 432.
Примечание 13. Следует различать типовые и примерные договоры. Условия типовых договоров обязательны для сторон (п.4 ст.396 ГК), они носят квазинормативный характер. Примерные договоры (ст.397 ГК) имеют следующие отличия от типовых: 1) примерные договоры не обязательны для сторон; 2) цель примерных договоров - упростить договорно-правовую работу, а не связать стороны обязательными условиями; 3) примерные условия могут разрабатываться не только Правительством РБ или иными государственными органами, но и юридическими лицами, однако в последнем случае они обязательно должны быть опубликованы в печати.
Примечание 14. Согласно п.2 ст.6 Закона № 160-З право на получение патента принадлежит: а) автору (соавторам) изобретения, полезной модели, промышленного образца; б) физическому или юридическому лицу, являющемуся нанимателем автора; в) физическому и (или) юридическому лицу или нескольким физическим и (или) юридическим лицам, которым право на получение патента передано лицами, указанными выше, до даты регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца. Все эти лица могут выступить в качестве заявителя.
Примечание 15. См. ст.984, 985 ГК; ст.11 Закона № 160-З. Такие договоры подлежат регистрации в патентном органе в соответствии с Инструкцией о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), утвержденной постановлением Госкомитета по науке и технологиям РБ от 15.04.2009 № 6.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 апреля 2017 г. следует руководствоваться Инструкцией № 6 в редакции постановления Госкомитета по науке и технологиям РБ от 24.03.2017 № 6. |
Примечание 16. Требования к учреждениям послевузовского образования, которые имеют право осуществлять подготовку научных работников высшей квалификации, изложены в главе 2 Положения о подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 01.12.2011 № 561.
Примечание 17. См. главу 4 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 17.11.2004 № 560.
Примечание 18. См. пп.79-84 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565; Положение об общежитиях, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1999 № 1437; Положение о порядке предоставления жилых помещений в общежитии для молодых ученых, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.03.2004 № 350, и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 апреля 2013 г. постановление № 1437 на основании постановления Совета Министров РБ от 05.04.2013 № 269 «Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» утратило силу. |
Примечание 19. Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утверждено постановлением Совета Министров РБ от 22.06.2011 № 821 (далее - постановление № 821).
05.09.2012 г.
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании законов РБ от 13.07.2012 № 419-З (с 1 января 2013 г.), от 09.07.2012 № 388-З (с 18 января 2013 г.), от 10.07.2012 № 424-З (с 27 января 2013 г.), от 05.01.2013 № 16-З (с 11 июля 2013 г.) и от 05.01.2016 № 352-З (с 15 июля 2016 г.) внесены изменения и дополнения. |