Комментарий от 01.02.2016
Автор: Лимож Н.

Дополнения и изменения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды и участия общественности в принятии экологически значимых решений. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.12.2015 № 333-З


 

Материал помещен в архив

 

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРИНЯТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ РЕШЕНИЙ.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.12.2015 № 333-З

24 декабря 2015 г. принят Закон Республики Беларусь № 333-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды и участия общественности в принятии экологически значимых решений» (далее - Закон № 333-З).

Данный Закон направлен на совершенствование экологического законодательства и обеспечение более эффективного правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также устранение пробелов и противоречий в Законе Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 1982-XII) и уточнение его отдельных положений.

С этой целью ст.1 Закона № 333-З внесены следующие дополнения и изменения в Закон № 1982-XII.

Новая терминология

Законом № 333-З введены определения новых терминов: «воздействие на окружающую среду», «общественные обсуждения проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду», «экологически значимые решения».

Технические нормативные правовые акты

Необходимость изложения ст.30 Закона № 1982-XII в новой редакции вызвана тем, что часть разработанных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) технических кодексов установившейся практики включает требования, обязательность соблюдения которых предусмотрена в соответствующих положениях законодательства в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2019 г. в Закон № 1982-XII внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.06.2019 № 201-З (далее - Закон № 201-З).

 

Вместе с тем технические кодексы установившейся практики не могут устанавливать требования, обязательные для выполнения природопользователями. Это создает угрозу возникновения загрязнения окружающей среды и (или) причинения вреда окружающей среде. В этой связи слова «технические нормативные правовые акты» по тексту Закона № 1982-XII дополнены словами «в области охраны окружающей среды». Определено, что экологические нормы и правила являются частью технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и соблюдение их требований обязательно.

Таким образом, введено два вида технических нормативных правовых актов:

• экологические нормы и правила, которые являются обязательными для соблюдения, устанавливают нормативы качества окружающей среды и правила установления (расчетов) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

• технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, которые устанавливают требования в области охраны окружающей среды к объектам технического нормирования и объектам стандартизации.

Участие граждан и юридических лиц в общественных обсуждениях проектов экологически значимых решений

В связи с ранее отсутствовавшей единой процедурой реализации участия общественности в принятии экологически значимых решений глава 3 Закона № 1982-XII дополнена ст.152, согласно которой гражданам и юридическим лицам предоставляется право принимать участие в общественных обсуждениях ряда проектов экологически значимых решений.

Так, в данной статье перечислены проекты экологически значимых решений, в обсуждении которых граждане и юридические лица имеют право принимать участие, а также проекты экологически значимых решений, по которым могут не проводиться общественные обсуждения. В целях обсуждения проектов принятые государственным органом экологически значимые решения обнародуются путем их размещения в средствах массовой информации, на официальном сайте этого органа в глобальной компьютерной сети Интернет (при наличии такого сайта) и (или) иными общедоступными способами.

Порядок организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, за исключением указанных в части восьмой ст.152 Закона № 1982-XII, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически значимых решений устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

 

Обратите внимание!

Изменение экологического законодательства в этой части не влечет за собой проведения процедур трансграничного характера и касается проведения общественных обсуждений только на территории Республики Беларусь.

Порядок проведения экологического аудита

К полномочиям Совета Министров Республики Беларусь (ст.9 Закона № 1982-XII) отнесено установление порядка проведения экологического аудита. Это дополнение обусловлено необходимостью регулирования административной процедуры по сертификации экологического аудитора, порядок осуществления которой в соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» может устанавливаться только на уровне законодательных актов и постановлений Правительства Республики Беларусь.

До вступления в силу Закона № 333-З экологический аудит проводился подчиненными Минприроды государственными организациями, которые осуществляли его на возмездной основе. Вместе с тем порядок проведения экологического аудита законодательно регламентирован не был.

Более подробно процедура его осуществления будет прописана в подзаконных нормативных правовых актах. Законом № 333-З определено, что экологический аудит проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

Наряду с этим необходимы изменения в законодательство о проведении государственной экологической экспертизы и, соответственно, комплексно-экологической оценки, согласно которым для определенной категории субъектов хозяйствования будут введены обязательные требования по проведению экологического аудита.

Устранение отдельных противоречий и правовых несоответствий

Во избежание правовой неопределенности относительно срока действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на хранение и захоронение отходов производства и комплексных природоохранных разрешений ст.3 Закона № 333-З из Закона Республики Беларусь от 12.12.2012 № 6-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур в области природопользования» исключена ст.5.

Кроме того, порядок срока действия ранее выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений определен подп.1.4 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2011 № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях».

С целью устранения противоречий и соблюдения требований постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» из пп.2 и 6 ст.19 и п.1 ст.33 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» исключены слова «Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2019 г. следует руководствоваться пп.2 и 6 ст.19, ст.33 Закона № 2-З с изменениями, внесенными Законом № 201-З.

С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

 

Статьей 2 Закона № 333-З внесены изменения в названный Закон об охране атмосферного воздуха в части корректировки компетенции Минприроды в области охраны атмосферного воздуха, а также в части предоставления полномочий территориальным органам Минприроды на установление нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Внесение изменений в ст.71 Закона № 1982-XII обусловлено необходимостью приведения его норм в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 29.01.2014 № 53 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445».

Создание службы охраны окружающей среды (экологической службы) на предприятиях

Охрана окружающей среды Республики Беларусь является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности нашей страны. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды, забота о ее качестве являются одними из наиболее важных условий устойчивого экономического и социального развития общества.

При анализе причин и условий совершенствования нарушений природоохранного законодательства установлено, что подавляющее большинство выявленных нарушений связано с незнанием требований природоохранного законодательства и отсутствием в штате субъектов хозяйствования квалифицированных специалистов в области охраны окружающей среды.

В целях надлежащей организации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями работы по охране окружающей среды и осуществления производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, повышения ответственности специалистов, отвечающих за вопросы охраны окружающей среды, Закон № 1982-XII дополнен ст.951, посвященной организации работы по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В частности, регламентируется обязательное создание службы охраны окружающей среды (экологической службы) на предприятиях, осуществляющих деятельность, относящуюся к экологически опасной согласно критериям, установленным Президентом Республики Беларусь, либо возложение соответствующих обязанностей на уполномоченных должностных лиц (п.19 ст.1 Закона № 333-З).

Непосредственно критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности установлены Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349 (к такой деятельности, в частности, относятся производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них; химическое и текстильное производство, производство мебели и т. п.).

Такое повышение требований к этим предприятиям вызвано необходимостью обеспечения безусловного и строгого выполнения экологических требований при планировании и осуществлении хозяйственной и иной экологически значимой деятельности, неукоснительным соблюдением требований в области охраны окружающей среды, нарушение которых приводит к причинению вреда окружающей среде и здоровью человека. Соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и осуществление контроля за реализацией всех запланированных мероприятий по снижению возможных негативных воздействий на окружающую среду со стороны службы охраны окружающей среды будет способствовать уменьшению вредного воздействия на окружающую среду, недопущению причинения вреда окружающей среде и обеспечивать высокое, экологически обоснованное качество жизни.

В обязанности экологов будет входить производственный контроль в области охраны окружающей среды. Квалификационные требования к инженерам по охране окружающей среды (экологам) установлены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) "Должности служащих для всех видов деятельности", выпуска 6 ЕКСД "Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке", выпуска 33 ЕКСД "Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием" и выпуска 21 ЕКСД "Должности служащих, занятых геодезией и картографией"» (к таким требованиям в первую очередь относится наличие высшего профессионального образования, первой и второй квалификационной категории, наличие стажа соответствующей работы по специальности).

Что касается руководителей службы охраны окружающей среды субъектов хозяйствования, то помимо высшего профессионального образования они также должны иметь стаж работы по специальности. При этом продолжительность данного стажа фактически законодательством не регламентируется.

Служба охраны создается в пределах штатной численности юридического лица (индивидуального предпринимателя). Введение в штат субъектов хозяйствования указанных выше специалистов позволит субъектам хозяйствования исключить нарушения природоохранного законодательства, соблюдение которого контролируют государственные структуры.

 

Справочно

Контрольная деятельность в области охраны окружающей среды осуществляется представителями Минприроды и его территориальных органов (п.17 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее - Указ № 510)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. следует руководствоваться п.15 перечня № 510 с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 (далее - Указ № 376).

Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды

Изменения и дополнения в ст.96 Закона № 1982-XII внесены в целях исключения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта в соответствии со ст.70 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Так, в соответствии с ранее действующей редакцией ст.96 Закона № 1982-XII аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды являлся составной частью государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля. Замена терминов в редакции Закона Республики Беларусь от 22.01.2013 № 18-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды и природопользования» привела к неоднозначному толкованию норм ст.96 Закона № 1982-XII. Согласно абзацу 16 п.21 Указа № 510 нормы данного Указа не применяются при осуществлении мероприятий, связанных с отбором проб и производством измерений в области охраны окружающей среды. Таким образом, нормы законодательства о контрольно-надзорной деятельности не распространяются на производственный и ведомственный аналитический контроль в области охраны окружающей среды.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции на основании Указа № 376.

С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь.

 

Справочно

На практике работники лабораторий сталкиваются с воспрепятствованием со стороны природопользователей в незамедлительном доступе на их территорию с целью скрыть реальные результаты их деятельности. Это ведет в итоге к получению недостоверных данных, что не позволяет судить о реальном вредном воздействии природопользователя на окружающую среду и принять в отношении него предусмотренные законодательством меры реагирования, в том числе по пресечению такой деятельности.

 

01.02.2016

 

Николай Лимож, юрист