Пособие от 18.05.2012
Автор: Курто Д.

Дополнения и изменения в уголовно-процессуальном законодательстве в связи с созданием Следственного комитета Республики Беларусь


СОДЕРЖАНИЕ

 

Следственный комитет

Изменения в уголовно-процессуальном законодательстве

   Органы, уполномоченные осуществлять предварительное следствие и дознание

   Полномочия начальника следственного подразделения

   Полномочия следователя

   Полномочия прокурора

   Компетенция органов дознания

   Права и обязанности лица, производящего дознание

   Подследственность уголовных дел

 

Материал помещен в архив

 

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В СВЯЗИ С СОЗДАНИЕМ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

С 1 января 2012 г. в соответствии с Указом Президента РБ от 12.09.2011 № 409 «Об образовании Следственного Комитета Республики Беларусь» (далее - Указ № 409) на территории Республики Беларусь начал действовать новый государственный орган - Следственный комитет Республики Беларусь (далее - Следственный комитет), созданный с целью совершенствования деятельности органов предварительного следствия, усиления прав и законных интересов граждан в досудебном уголовном производстве.

 

Справочно

Председателем Следственного комитета - Валерий Вакульчик. За первые месяцы работы в него поступило в несколько раз больше обращений, чем в любой другой правоохранительный орган. О качестве работы Следственного комитета свидетельствуют следующие данные: более чем в 8 раз сократилось число дел, по которым в суде (из-за недостатков следствия) предъявлялось новое обвинение или приостанавливалось производство по делу с целью получения новых доказательств.

В качестве меры пресечения Следственный комитет все чаще применяет поручительство, начинает применять залог. В 70 % случаев избирается подписка о невыезде, заключение под стражу - реже в 2 раза.

В апреле 2012 г. первый заместитель председателя Следственного комитета Андрей Швед, выступая на конференции в учреждении образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», сообщил, что в 2011 г. в Республике Беларусь незаконно к уголовной ответственности было привлечено 426 человек, что почти в 2 раза больше, чем в 2010 г. Практически все ранее существовавшие следственные структуры занимались тем, что возбуждали уголовные дела по мелким, незначительным преступлениям. Только в 2010 г. судами было прекращено производство примерно по 5 000 таких уголовных дел. По уголовным делам, предварительным расследованием которых занимались следователи Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, количество граждан, незаконно привлеченных к уголовной ответственности, в 2011 г. увеличилось в 8 раз, по делам, которые расследовались в Министерстве внутренних дел РБ (далее - МВД РБ), - в 2,3 раза. (http://naviny.by/rubrics/society/2012/04/05/ic_articles_116_177421/).

 

В связи с созданием в Республике Беларусь Следственного комитета в законодательстве, регламентирующем деятельность следственных органов, произошли изменения.

С 1 января 2012 г. вступил в силу Закон РБ от 13.12.2011 № 325-З (далее - Закон), который вносит коррективы в уголовно-процессуальное законодательство Республики Беларусь, а именно:

1) в Уголовно-процессуальный кодекс РБ (далее - УПК);

2) Уголовный кодекс РБ (далее - УК);

3) Закон РБ от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»;

4) Закон РБ от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».

 

Важно!

С образованием Следственного комитета был выделен следственный аппарат из системы органов прокуратуры, подразделения предварительного расследования из системы органов внутренних дел и системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ (далее - органы финансовых расследований, КГК РБ).

 

Дополнения и изменения коснулись также компетенции органа дознания, полномочий начальника следственного подразделения и следователя, прокурора. Скорректированы подследственность уголовных дел, отдельные положения, касающиеся ускоренного производства, компетенция органов предварительного следствия по принятию решений по отдельным заявлениям или сообщениям о преступлениях.

Следственный комитет

Следственный комитет - государственный правоохранительный орган и орган предварительного следствия, подчиненный Президенту РБ и осуществляющий в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере досудебного уголовного производства.

В соответствии с подп.2.2 п.2 Указа № 409 систему Следственного комитета составляют:

• Следственный комитет (центральный аппарат);

• управления Следственного комитета по областям и г.Минску;

• районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 марта 2013 г. согласно п.2 Указа № 409 в редакции Указа Президента РБ от 13.03.2013 № 121, отдельные должности в Следственном комитете могут в установленном порядке замещаться гражданским персоналом, в т.ч. государственными служащими.

 

В подчинении Следственного комитета могут находиться организации, необходимые для обеспечения его деятельности, которые создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Президента РБ.

Следственный комитет является военизированной организацией. При этом отдельные должности в Следственном комитете могут в установленном порядке замещаться гражданским персоналом, в т.ч. государственными служащими (далее - гражданский персонал).

Финансирование Следственного комитета осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством.

В соответствии с п.5 Указа № 409 основными задачами Следственного комитета являются:

• всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством;

• защита прав и законных интересов граждан, соблюдение законности при проверке, рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия;

• определение основных направлений совершенствования следственной работы и их реализация, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;

• руководство подчиненными органами предварительного следствия, осуществление процессуального контроля за их деятельностью;

• выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

• участие в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности;

• осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере досудебного уголовного производства.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 марта 2013 г. п.5 Указа № 409 исключен Указом Президента РБ от 13.03.2013 № 121.

 

Следственный комитет возглавляет Председатель.

Председатель Следственного комитета, его заместители, а также начальники управлений Следственного комитета по областям и г.Минску назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом РБ.

На сотрудников Следственного комитета, имеющих специальные звания, распространяются размеры выплат денежного довольствия (кроме должностных окладов) и условия оплаты труда, установленные законодательством для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел. Должностной оклад Председателя Следственного комитета соответствует должностному окладу Министра внутренних дел РБ. Должностные оклады сотрудников Следственного комитета, имеющих специальные звания и занимающих должности следователей, устанавливаются в соответствии с законодательством на уровне должностных окладов, которые до вступления в силу Указа № 409 были установлены для прокурорских работников следственного аппарата органов прокуратуры (часть вторая подп.6.3 п.6 Указа № 409).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 марта 2013 г. следует руководствоваться подп.6.3 п.6 Указа № 409 в редакции Указа Президента РБ от 13.03.2013 № 121. Указанная норма не изменилась.

 

Стаж службы в качестве прокурорского работника, выслуга лет на военной службе, службе в органах внутренних дел, органах финансовых расследований засчитываются лицам, назначенным на должности в Следственный комитет, в выслугу лет в Следственном комитете. При этом лицам, назначенным на должности в Следственный комитет до 31 декабря 2011 г., в стаж службы в качестве прокурорского работника включается стаж государственной службы (подп.6.4 п.6 Указа № 409).

Сотрудники Следственного комитета, имеющие специальные звания, обеспечиваются в установленном порядке формой одежды и знаками различия, утверждаемыми Президентом РБ. Им выдаются служебные удостоверения, образцы которых устанавливаются Председателем Следственного комитета. До обеспечения формой одежды и знаками различия допускается ношение данными сотрудниками формы одежды и знаков различия соответственно прокурорских работников, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, а также военной формы одежды и знаков различия по воинским званиям.

Сотрудники Следственного комитета, имеющие специальные звания, имеют право на хранение, ношение боевого, служебного оружия, а также на использование и применение его в случаях и порядке, установленных законодательными актами.

Изменения в уголовно-процессуальном законодательстве

Органы, уполномоченные осуществлять предварительное следствие и дознание

Законом были внесены изменения в ст.180 УПК, определяющую, какие органы уполномочены осуществлять предварительное следствие и дознание.

 

Статья 180 УПК (в редакции от 25.11.2011) Статья 180 УПК с изменениями, внесенными Законом
Предварительное расследование по уголовным делам производится следователями прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, а также органами дознания Предварительное следствие по уголовным делам производится следователями Следственного комитета, органов государственной безопасности, дознание производится по уголовным делам органами дознания

Полномочия начальника следственного подразделения

Изменения коснулись полномочий начальника следственного подразделения и следователя, прокурора.

1. На начальника следственного подразделения возложена обязанность по осуществлению процессуального руководства расследованием. Ему также предписано осуществлять контроль не только за своевременностью действий следователей по расследованию преступлений, но и за их законностью (часть первая ст.35 УПК).

2. У начальника следственного подразделения появилось право возбудить уголовное дело (п.1 части второй ст.35 УПК). После принятия этого решения он сможет поручить следователю производство предварительного следствия по такому делу либо лично приступить к его производству (п.2 части второй ст.35 УПК).

3. Начальник следственного подразделения наделен рядом дополнительных полномочий. Среди них право лично рассмотреть заявление или сообщение о преступлении и принять по нему решения, указанные в части первой ст.174 УПК, а также проверить материалы проверок по заявлениям или сообщениям о преступлении, находящиеся на рассмотрении у следователя (п.3 части второй ст.35 УПК).

4. Начальнику следственного подразделения предоставлено право передать уголовное дело из одного следственного подразделения в другое, а также дать указание следователю о применении меры пресечения (п.5 части второй ст.35 УПК).

5. Начальник следственного подразделения вправе направить (возвратить) органу дознания для проведения проверки заявление или сообщение о преступлении, не содержащее достаточных данных, указывающих на признаки преступления, отметив обстоятельства, подлежащие выяснению в ходе дальнейшей проверки (п.6 части второй ст.35 УПК).

6. Начальник следственного подразделения разрешает отводы и самоотводы следователя, а также жалобы на решения и действия следователя (в т.ч. об отказе в возбуждении уголовного дела) и нижестоящего начальника следственного подразделения (пп.10 и 11 части второй ст.35 УПК). Однако это не исключает право прокурора рассмотреть жалобу на решение и действия следователя, если она к нему поступит. При разрешении указанных жалоб для начальника следственного подразделения действует правило об их рассмотрении в течение 10 суток по получении жалобы.

7. Изменения произошли и в порядке продления процессуальных сроков (пп.12-14 части второй ст.35 УПК). Полномочия по продлению срока предварительного следствия, рассмотрения заявлений или сообщений о преступлении и ускоренного производства приобрел начальник следственного подразделения. По уголовным делам, находящимся в производстве у следователей, руководитель следственного отдела района, города, района в городе и приравненных к ним отделов или лицо, исполняющее его обязанности, сможет продлить срок предварительного следствия до 3 месяцев, начальник вышестоящего следственного подразделения или его заместитель - до 6, а Председатель Следственного комитета или его заместитель - свыше 6 месяцев.

8. Статья 35 УПК также предоставила начальнику следственного подразделения право отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения, а также незаконные и необоснованные указания последнего. К тому же в случае реализации этого права начальник следственного подразделения своим постановлением сможет возобновить предварительное следствие по делу в связи с отменой постановления следователя о его приостановлении или прекращении.

9. За начальником следственного подразделения сохранено право обратиться к прокурору по вопросу отмены таких постановлений, но только если они вынесены следователем и санкционированы прокурором или вынесены органом дознания (п.16 части второй ст.35 УПК).

10. В соответствии с частью пятой ст.35 УПК Председатель Следственного комитета или лицо, исполняющее его обязанности, при производстве предварительного следствия следователем Следственного комитета по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также о преступлениях, предусмотренных частью первой ст.210, частями первой и второй ст.211, частью первой ст.235, частью третьей ст.281, частью третьей ст.282, частью второй ст.424, частью второй ст.425, частями первой и второй ст.426, частью второй ст.427, ст.428, 429, частью первой ст.431, частями первой и второй ст.432 и частью первой ст.455 УК, вправе вынести мотивированное постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; о проведении обыска, осмотра жилища или иного законного владения; о наложении ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемке, выемке документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; о прослушивании и записи переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; об извлечении трупа из места захоронения (эксгумации); о помещении подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; об отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в случаях и порядке, установленных УПК.

 

Обратите внимание!

Указанное постановление не требует санкционирования прокурором. Копия соответствующего постановления в течение 24 часов направляется Генеральному прокурору РБ или лицу, исполняющему его обязанности.

Полномочия следователя

В соответствии с частью первой ст.36 УПК следователем является должностное лицо Следственного комитета, органов государственной безопасности, осуществляющее в пределах своей компетенции предварительное следствие.

 

Справочно

До внесения Законом изменений в ст.36 УПК следователем являлось должностное лицо прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, осуществляющее в пределах его компетенции предварительное следствие (часть первая ст.36 УПК, в редакции от 25.11.2011)

 

С принятием Закона значительно расширены полномочия следователя.

1. Право следователя возражать против указаний прокурора и начальника следственного подразделения сохранено, но изменился порядок их обжалования. Изменены и положения, касающиеся исполнения указаний. Если ранее в случае несогласия с указаниями начальника следственного подразделения следователь был вправе представить дело прокурору с письменным изложением своих возражений, то сегодня такие возражения предоставляются только вышестоящему начальнику следственного подразделения (часть четвертая ст.36 УПК). Следователь, как и ранее, сможет представить свои возражения вышестоящему прокурору, но лишь тогда, когда он не будет согласен с указаниями прокурора, которые ему будут даны при возвращении уголовного дела для производства дополнительно предварительного расследования или выполнения других процессуальных действий, указанных в п.3 части первой ст.264 УПК. В таких случаях следователь будет вправе приостановить исполнение любого указания прокурора.

Решение об их исполнении (приостановлении исполнения) будет зависеть от того, кем такие указания даны. При этом сокращено число случаев, когда следователь сможет приостановить исполнение указаний начальника следственного подразделения.

2. Полномочия следователя дополнены правом знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, рассматриваемому заявлению или сообщению, давать им поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, следственных и других процессуальных действий и требовать от них содействия в производстве следственных и других процессуальных действий. Такие поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными (часть седьмая ст.36 УПК).

Полномочия прокурора

Законом изменены полномочия прокурора.

1. Прокурор освобожден от осуществления процессуального руководства расследованием, производимым органами предварительного следствия. Данная функция после внесения изменений передана начальнику следственного подразделения (часть первая ст.35 УПК). Эта функция сохраняется за прокурором только в случае, если предварительное следствие по уголовному делу будет производить нижестоящий прокурор.

2. С целью осуществления надзора за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания прокурор уполномочен:

а) письменно истребовать от нижестоящего прокурора, следователя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы, а также проверять уголовные дела, материалы;

б) изымать от органа дознания и передавать органу предварительного следствия любое уголовное дело в соответствии с подследственностью, определенной ст.182 УПК.

 

Обратите внимание!

Прокурор по-прежнему вправе проверять уголовные дела и материалы, однако его требование должно быть только письменным (п.1 части пятой ст.34 УПК).

 

3. Прокурор лично производит отдельные следственные и другие процессуальные действия при санкционировании применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, а также предварительное следствие в полном объеме в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела (п.3 части пятой ст.34 УПК).

4. Прокурор вправе поручать по возбужденному и принятому к своему производству уголовному делу предварительное следствие группе прокуроров, а по согласованию с начальниками соответствующих следственных подразделений - группе следователей, возглавлять эту следственную группу (п.4 части пятой ст.34 УПК).

5. Ограничены полномочия прокурора по применению, изменению и отмене меры пресечения. Принять такие процессуальные решения он будет вправе только по уголовным делам, находящимся в производстве у нижестоящего прокурора (п.7 части пятой ст.34 УПК).

Компетенция органов дознания

С принятием Закона изменилась компетенция органов дознания.

1. На органы дознания возложено проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со ст.174 УПК, проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.

2. Органы дознания лишены права приостановить предварительное расследование по уголовному делу, окончить по нему производство с передачей дела прокурору для направления в суд, прекратить предварительное расследование и уголовное преследование.

3. За органами дознания сохранено право возбудить уголовное дело при наличии признаков преступления и в течение 10 суток произвести по нему неотложные следственные и другие процессуальные действия по установлению и закреплению следов преступления. При этом в соответствии с частью четвертой ст.174 УПК орган дознания будет обязан принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению его следов.

4. В случае возбуждения уголовного дела органом дознания лицо, его производящее, будет вправе наложить арест на имущество подозреваемого или лица, несущего по закону материальную ответственность за его действия.

5. Министр внутренних дел РБ, заместитель Председателя КГК РБ - директор Департамента финансовых расследований или лица, исполняющие их обязанности, лишились права вынесения постановлений о производстве отдельных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам. Кроме того, они, как и Председатель Комитета государственной безопасности РБ, утратили право возбудить уголовное дело о любом преступлении.

6. Председатель Комитета государственной безопасности РБ или лицо, исполняющее его обязанности, по-прежнему имеет право возбудить уголовное дело против лица, в отношении которого уголовно-процессуальный закон действует в особом порядке (глава 49 УПК), а также признать такое лицо подозреваемым по делу, возбужденному в отношении других лиц, либо по факту совершенного преступления.

7. Изменения внесены в компетенцию Государственного пограничного комитета РБ, территориальных органов пограничной службы и органов пограничной службы специального назначения (далее - органы пограничной службы), таможенных органов и органов финансовых расследований по вопросу осуществления дознания.

8. Для таможенных органов и органов финансовых расследований установлен четкий перечень преступлений, по которым они вправе его осуществлять. Компетенция же органов пограничной службы расширена. Им предоставлено право осуществлять дознание по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выполнении возложенных на органы пограничной службы задач.

Органы внутренних дел обязаны организовать выезд на место происшествия и обеспечить участие в его осмотре необходимых специалистов.

Изменения, внесенные в ст.37 УПК, определяющую компетенцию органов дознания, представлены ниже.

 

Статья 37 УПК (в редакции от 25.11.2011) Статья 37 УПК с изменениями, внесенными Законом
1. Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:
1) МВД РБ, территориальные органы внутренних дел;
2) органы государственной безопасности - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил РБ, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;
4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
5) Государственный пограничный комитет РБ, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения - по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границы РБ;

6) таможенные органы - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;



7) органы финансовых расследований - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

8) органы государственного пожарного надзора - по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;
10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь - по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.
2. На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:
1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;
2) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

3) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
4) ускоренное производство в порядке, предусмотренном главой 47 УПК;


5) производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлениях, по которым не установлено подлежащее привлечению в качестве обвиняемого лицо, до его установления
1. Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:
1) МВД РБ, территориальные органы внутренних дел;
2) органы государственной безопасности - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил РБ, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;
4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
5) Государственный пограничный комитет РБ, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения - по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выполнении возложенных на органы пограничной службы задач;
6) таможенные органы - по уголовным делам о контрабанде, незаконном экспорте объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, об уклонении от уплаты таможенных платежей;
7) органы финансовых расследований - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных
статьями 224-227, 233-235, 237-245, 247 и 2611 УК;
8) органы государственного пожарного надзора - по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;
10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь - по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.
2. На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:
1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;
2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со ст.174 УПК;
3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;

4) проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений

Права и обязанности лица, производящего дознание

Изменились права и обязанности лица, производящего дознание.

 

Статья 39 УПК (в редакции от 25.11.2011) Статья 39 УПК с изменениями, внесенными Законом
1. Дознавателем является должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции досудебное производство.
2. Дознаватель обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела.




3. Указания прокурора, начальника органа дознания, поручения следователя и суда обязательны для дознавателя. Указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.
4. Дознаватель вправе самостоятельно проводить следственные и другие процессуальные действия, принимать решения, за исключением случаев, когда УПК предусмотрены утверждение их начальником органа дознания, или санкция прокурора, или письменное согласование решения органа уголовного преследования о задержании лица.
5. Дознаватель вправе обратиться к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством о даче им поручения соответствующим работникам органа дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
6. Постановления дознавателя, вынесенные в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, по находящимся в его производстве уголовным делам обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами
1. Лицом, производящим дознание, является должностное лицо, уполномоченное органом дознания на осуществление досудебного производства.
2. Лицо, производящее дознание, вправе самостоятельно производить неотложные следственные и другие процессуальные действия, выносить процессуальные решения, за исключением случаев, когда УПК предусмотрены утверждение их начальником органа дознания, или санкция прокурора, или письменное согласование решения органа уголовного преследования о задержании лица.
3. Лицо, производящее дознание, вправе обратиться к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством о даче им поручения соответствующим работникам органа дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных и других процессуальных действий.

4. Постановления лица, производящего дознание, вынесенные в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, по находящимся в его производстве материалам и уголовным делам обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами

Подследственность уголовных дел

Изменения коснулись подследственности уголовных дел.

 

Обратите внимание!

Большинство дел отнесено к подследственности следователей Следственного комитета (ст.182 УПК).

 

1. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями Особенной части УК, за исключением указанных в части второй ст.182 УПК, а также по уголовным делам, возбужденным по фактам исчезновения лиц в соответствии с п.2 ст.167 УПК, производится следователями Следственного комитета.

2. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.124-126, 228, 229, 289-2901, 356-361, 371 и 373-375 УК, предварительное следствие производится следователями органов государственной безопасности (например, о контрабанде, шпионаже, государственной измене). Полномочия по расследованию подготовки либо ведению агрессивной войны (ст.122 УК), пропаганды войны (ст.123 УК), геноцида (ст.127 УК) и ряда других преступлений переданы следователям Следственного комитета.

3. Если в ходе расследования будут выявлены преступления, дела о которых относятся к подследственности другого органа предварительного следствия, расследование продолжается органом, его осуществляющим, либо подследственность определяется прокурором.

4. При соединении в одном производстве дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия, расследование производится органом, по времени первым возбудившим уголовное дело, либо подследственность определяется прокурором.

5. Прокурор не может передать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому. Исключение составляют случаи, когда Генеральный прокурор РБ или лицо, исполняющее его обязанности, в целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств уголовного дела принимает мотивированное решение о его передаче от одного органа предварительного следствия другому вне зависимости от подследственности.

 

18.05.2012 г.

 

Дарья Курто, преподаватель Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Уголовный кодекс РБ от 09.07.1999 № 275-З на основании законов РБ от 13.07.2012 № 409-З (с 30 июля 2012 г.), 05.01.2015 № 241-З (с 28 января 2015 г.), от 05.01.2016 № 356-З (с 4 апреля 2016 г.) и от 19.07.2016 № 407-З внесены изменения и дополнения.

В Уголовно-процессуальный кодекс РБ от 16.07.1999 № 295-З на основании законов РБ 05.01.2015 № 241-З (с 28 января 2015 г.), от 15.07.2015 № 307-З (с 25 января 2016 г.) и от 05.01.2016 № 356-З внесены изменения и дополнения.