Вопрос-ответ от 08.07.2016
Автор: Амельченя Ю.

Допускается ли применение неденежных способов прекращения обязательств по договору на государственную закупку, в частности зачета. Может ли в договоре на государственную закупку содержаться запрет на зачет требований?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Допускается ли применение неденежных способов прекращения обязательств по договору на государственную закупку, в частности зачета.

Может ли в договоре на государственную закупку содержаться запрет на зачет требований?

 

ОТВЕТ: Допускается. Может.

По результатам проведения процедур государственных закупок заключается договор на государственную закупку (ст.25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон)), который в зависимости от предмета закупки регулирует отношения купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ и иные.

Исполнение договора на закупку подчиняется нормам бюджетного законодательства, а также иным нормам, в том числе гражданского законодательства, которыми предусмотрены способы прекращения обязательств, включая зачет встречных однородных требований, при котором обязательство прекращается полностью или частично, если его срок наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны (п.1 ст.381 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)). Односторонний характер зачета предполагается и допустим, если выполняются условия ст.381 ГК. При этом в ГК содержится перечень случаев, когда зачет встречных однородных требований не допускается (п.2 ст.381 ГК). В частности, не допускается зачет требований в иных, кроме поименованных в п.2 ст.381 ГК, случаях, предусмотренных законодательством или договором. Следовательно, норма позволяет в договоре исключить зачет требований по соглашению сторон.

Наряду с этим, учитывая требования бюджетного законодательства, нормы Закона, зачет при исполнении договора на государственную закупку при бюджетном финансировании может быть ограничен, поскольку действуют специальные правила исполнения денежных и неденежных обязательств на основании Бюджетного кодекса Республики Беларусь, а также постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66 «Об утверждении Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь».

 

08.07.2016

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»