


Материал помещен в архив
ДОСТАВКА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
В практике некоторых организаций, особенно расположенных в отдаленных районах городов, складываются ситуации, аналогичные приведенной ниже.
Ситуация
В организации имеется автобус, который используется в т.ч. и для доставки работников к месту работы. На общественном транспорте можно добраться до месторасположения организации.
Как правильно отражать в учете расходы по эксплуатации автобуса?
В соответствии со ст.1 Закона РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (в редакции от 04.01.2010 № 109-З) автомобильная перевозка для собственных нужд носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и выполняется ими для перемещения своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях, транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях, при условии, что транспортными средствами управляют работники этих юридического лица или индивидуального предпринимателя либо сам индивидуальный предприниматель.
В настоящее время отсутствуют документы, регламентирующие порядок включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) в целях бухгалтерского учета (постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ, Минтруда и соцзащиты РБ от 20.10.2010 № 145/114/149 Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ, Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151 (далее - Основные положения), утратили силу с 27 ноября 2010 г. Однако, по мнению автора, Основными положениями все же следует руководствоваться хотя бы в рекомендательном плане).
Подпунктом 3.17 п.3 Основных положений было установлено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) следует включать затраты по проезду работников:
- к месту работы и обратно в часы суток и в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования, в т.ч. осуществляемые самой организацией;
- собственным транспортом организации в силу технологических особенностей производства;
- специальными маршрутами наземного пассажирского транспорта общего пользования сверх стоимости, оплачиваемой работниками организаций, исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта, в соответствии с договорами, заключенными с транспортными организациями;
- на транспорте общего пользования, работа которых носит разъездной и подвижной характер.
Следовательно, в себестоимость продукции (работ, услуг) в целях бухгалтерского учета не включаются затраты по проезду работников к месту работы и обратно в часы суток и в направлениях, обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования, в т.ч. осуществляемые самой организацией.
Как известно, перечень затрат, участвующих в налогообложении прибыли, в нормативных документах отсутствует. Затраты, не учитываемые при налогообложении, приведены в ст.131 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК). Однако разъяснений по приведенным выше затратам в НК нет. Полагаем, что затраты по проезду работников к месту работы и обратно в часы работы пассажирского транспорта общего пользования и на обслуживаемых им направлениях, в т.ч. осуществляемые самой организацией, не включаются в затраты, участвующие в налогообложении прибыли.
Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее - Инструкция № 89), определено, что для обобщения информации о затратах подразделений, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации, предназначен счет 23 «Вспомогательные производства».
К счету 23 «Вспомогательные производства» могут открываться следующие субсчета:
23-2 «Внутризаводское транспортное обслуживание»;
23-5 «Эксплуатация мелких транспортных хозяйств» и другие.
На субсчете 23-2 «Внутризаводское транспортное обслуживание» учитываются затраты заводского транспорта. На данном субсчете отражаются затраты железнодорожного, водного, автомобильного, напольного безрельсового, однорельсового, конвейерного, канатно-подвесного, пневматического и гидравлического внутризаводского транспорта.
На субсчете 23-5 «Эксплуатация мелких транспортных хозяйств» учитываются затраты по содержанию автомобильного и гужевого транспорта организаций промышленности, строительства, торговли, сельского хозяйства и других отраслей, оказывающего услуги по доставке сырья, материалов и иных грузов из-за пределов территории организации, а также готовой продукции и товаров сторонним организациям.
По дебету счета 23 отражаются:
- прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
- косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств;
- потери от брака.
Прямые затраты сразу относятся на счет 23, а косвенные сначала обобщаются на счете 25 «Общепроизводственные расходы», затем после распределения списываются на счет 23 и включаются в себестоимость соответствующих видов продукции, заказов, работ и услуг. Во вспомогательных производствах, изготавливающих один вид продукции, счет 25 может не использоваться, поэтому все затраты относятся на счет 23.
По кредиту счета 23 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ (оказанных услуг), которые списываются в дебет счетов:
07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и др. - на сумму затрат по доставке имущества собственным транспортом;
90 «Реализация» - при выполнении работ и оказании услуг для сторонних организаций и физических лиц;
92 «Внереализационные доходы и расходы» - при выполнении работ и оказании услуг для других организаций и физических лиц безвозмездно и др.
Аналитический учет по счету 23 ведется по видам производств в порядке, установленном отраслевыми инструкциями министерств и ведомств по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.
В приведенной ситуации бухгалтерские записи по содержанию и эксплуатации автобуса следующие.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражены расходы, связанные с содержанием автобуса | ||
Ситуация 1 | ||
Списаны на себестоимость товаров (продукции, работ, услуг) расходы по доставке работников до места работы по маршруту, который не обслуживается пассажирским транспортом общего пользования (согласно калькуляции) |
23 | |
Ситуация 2 | ||
Списаны расходы по доставке работников до места работы по маршруту, который обслуживается пассажирским транспортом общего пользования (согласно калькуляции) |
23 | |
Отражено сальдо внереализационных расходов и доходов |
92 |
В случае если понесенные на доставку расходы возмещаются работниками, записи в учете должны быть следующими:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражена выручка от реализации транспортных услуг по доставке своих работников по маршруту, который обслуживается пассажирским транспортом общего пользования (согласно калькуляции) (в случае возмещения работниками стоимости проезда) |
70, 50 |
|
Списаны расходы по доставке работников до места работы по маршруту, который обслуживается пассажирским транспортом общего пользования (согласно калькуляции) |
90 |
23 |
Начислен НДС по ставке 20 % |
90 |
68 |
Отражен результат от оказания транспортных услуг |
90-9 (99) |
99 (90-9) |
Справочно
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц не признается доход, полученный плательщиками в размере оплаты стоимости транспортных услуг (за исключением автомобилей-такси) по перевозке работников организации или индивидуального предпринимателя к месту работы и обратно, произведенной за счет средств организации или индивидуального предпринимателя (подп.2.9 п.2 ст.153 НК).
14.01.2011 г.
Татьяна Деркачева, аудитор
От редакции: В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) и от 04.01.2012 № 337-З (с 19 марта 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2012 г. постановление Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» на основании постановления Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 утратило силу.