Пособие от 22.12.2012
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Досудебное оздоровление в свете нового Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»


 

Материал помещен в архив

 

ДОСУДЕБНОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ В СВЕТЕ НОВОГО ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 13.07.2012 № 415-З «ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»

С 25 января 2013 г. вступает в силу Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 415-З), и вместе с ним начнет формироваться новая правоприменительная практика в сфере экономической несостоятельности (банкротства). В определенных аспектах Закон № 415-З устраняет коллизии пока еще действующего законодательства, в некоторых аспектах лишь дублирует нормы Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 423-З), Указа Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее - Указ № 508) и Указа Президента РБ от 25.06.2010 № 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)», систематизируя их положения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 февраля 2013 г. указы № 508 и № 328 утратили силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 05.02.2013 № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)».

 

Тем не менее даже такая систематизация представляется весьма положительной, поскольку она исключает вопрос о юридической силе норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах.

В этой связи предлагаем рассмотреть правовые аспекты досудебного оздоровления, сравнивая нормы нового и действующего законодательства.

Конституционный Суд РБ в решении от 29.06.2012 № Р-729/2012 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - решение № Р-729/2012) особо отметил, что предусмотренные Законом № 415-З меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и оказанию финансовой помощи должнику, проведению досудебного оздоровления юридического лица, индивидуального предпринимателя направлены на развитие конституционного принципа государственного регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества, направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. В развитие данного принципа предусмотрены также нормы о досудебном оздоровлении.

Сущность досудебного оздоровления в Законе № 415-З аналогична подходу законодателя в Указе № 508. Так, досудебное оздоровление - это меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также восстановлению их платежеспособности (ст.1 Закона № 415-З).

Легитимация мер по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также восстановлению их платежеспособности:

1. При наличии инициативы хозяйственного суда. Так, если хозяйственным судом установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в дальнейшем осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность, то хозяйственный суд выносит и направляет в адрес этого юридического лица, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственного органа, в подчинении (составе) которого находится должник или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника, частное определение, обязывающее в установленный хозяйственным судом срок принять меры по проведению досудебного оздоровления (часть первая ст.20 Закона № 415-З).

Юридические или физические лица, руководители органов (организаций), в отношении которых вынесено частное определение, обязаны в срок, установленный хозяйственным судом, принять соответствующие меры по проведению досудебного оздоровления либо представить обоснованное решение о его нецелесообразности.

Если досудебное оздоровление не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), перечень необходимых мер по восстановлению платежеспособности должника, предлагаемых собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, государственными органами, включается в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который утверждается хозяйственным судом.

На период принятия мер по досудебному оздоровлению, предложенных комиссией по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и утвержденных соответствующим решением государственного органа, юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника (часть третья ст.20 Закона № 415-З). Соответственно, можно предположить, что поскольку в данном случае отсутствует обязанность подачи заявления должника в суд, то и не наступает ответственность для указанных лиц при неосуществлении его подачи.

Закон № 415-З сохраняет комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), устанавливая, что они создаются и действуют при государственных органах в целях:

• разработки и внесения в государственный орган предложений о принятии мер по досудебному оздоровлению (наряду с лицами, которые в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) обязаны принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства));

• подбора, организации подготовки (наряду с органом государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)), а также аккредитации лиц на осуществление деятельности управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

• подготовки предложений по проектам мировых соглашений, планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде или планов санации и планов ликвидации должников - юридических лиц, прекращения деятельности должников - индивидуальных предпринимателей;

• проведения анализа эффективности досудебного оздоровления, выполнения планов санации и планов ликвидации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей и подготовки предложений по результатам проведения этого анализа (часть первая ст.16 Закона № 415-З).

Иными словами, цели деятельности комиссии аналогичны предусмотренным Указом № 508.

Закон № 415-З изменяет порядок исчисления срока принятия решения по результатам рассмотрения предложений комиссии по указанным вопросам: вместо 10 рабочих дней, установленных подп.1.9 п.1 Указа № 508, срок увеличен до 15 дней со дня проведения заседания комиссии, на котором были разработаны предложения. По продолжительности сроки могут практически совпадать, поскольку в Указе № 508 это рабочие дни, а в Законе № 415-З - календарные.

Требования к составу и членам комиссии в Законе № 415-З аналогичны установленным Указом № 508: в состав комиссии включаются представители государственных органов, органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), иных организаций, имеющие высшее преимущественно юридическое и (или) экономическое образование, а на период принятия мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) - также собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридических лиц либо их представители, индивидуальные предприниматели, в отношении которых принято решение о проведении досудебного оздоровления. Членами комиссии не могут быть лица, имеющие судимость, поэтому кандидатуры, представленные к включению в состав комиссии, подлежат обязательной проверке правоохранительными и другими органами в соответствии с законодательством.

В этой связи логично предположить, что правовая регламентация порядка деятельности комиссии будет осуществляться постановлением Совета Министров РБ от 04.02.2004 № 126 «Об утверждении Типового положения о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства)».

2. При наличии инициативы самого потенциального должника, поскольку в соответствии со ст.17 Закона № 415-З руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).

Данная норма повторяет содержание нормы в подп.1.6 п.1 Указа № 508. Одновременно Указом № 508 установлено, что если экономическая несостоятельность (банкротство) должника - юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в т.ч. руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества должника возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам последнего (подп.1.35 п.1 Указа № 508).

Тем самым если установлена причинно-следственная связь между непринятием мер по досудебному оздоровлению и последующей экономической несостоятельностью (банкротством) должника, то возможно привлечение виновных лиц к субсидиарной ответственности.

Данный вывод небезынтересен, потому как Закон № 415-З в ст.11 повторяет норму подп.1.35 п.1 Указа № 508. Так, для проведения досудебного оздоровления руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют меры по улучшению финансового состояния юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. В этих целях в соответствии с законодательством такие лица могут:

• изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;

• взыскивать дебиторскую задолженность;

• привлекать инвестиции, в т.ч. иностранные;

• содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в т.ч. путем предоставления необходимых гарантий;

• реорганизовывать юридические лица;

• принимать меры по:

а) выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;

б) погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

в) изменению установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пени и иных обязательных платежей путем предоставления отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), пени, иных обязательных платежей и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов, сборов (пошлин), пени, иных обязательных платежей, а также налогового кредита с единовременной или поэтапной уплатой сумм указанных платежей в период действия налогового кредита;

г) предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в порядке, установленном законодательством;

• принимать иные меры, не противоречащие законодательству (часть вторая ст.17 Закона № 415-З).

Государственные органы и иные организации, физические лица, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, обязаны обеспечить их необходимую защиту при рассмотрении вопросов о применении мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и осуществлению процедур экономической несостоятельности (банкротства).

Кроме того, Закон № 415-З предусматривает, что кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником также могут принимать меры, направленные на улучшение финансового состояния должника.

Закон № 415-З предусматривает возможность предоставления финансовой помощи для целей предотвращения экономической несостоятельности (банкротства), которая может быть реализована в т.ч. в рамках проведения мер по досудебному оздоровлению.

Источники предоставления финансовой помощи (ст.18 Закона № 415-З):

1) предоставление Правительством РБ отсрочки исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторий) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях обеспечения условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности.

Напомним, в этом случае на основании п.1 ст.203 Гражданского кодекса РБ приостанавливается течение срока исковой давности по обязательствам;

2) предоставление должнику досудебной финансовой помощи за счет средств республиканского бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, в порядке и на условиях, устанавливаемых Президентом РБ и (или) законодательными актами;

3) предоставление должнику досудебной финансовой помощи за счет средств местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством;

4) предоставление банками кредитов для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде и планов санации должников в порядке, установленном законодательством.

Отметим, что в соответствии с п.9 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.12.2003 № 226, запрещается выдача банком кредита заявителю, кредитополучателю, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным ему кредитам, кроме случаев кредитования, предусмотренных Указом № 508, для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде и планов санации в порядке, установленном названной Инструкцией. В этой связи логично предположить, что данное правило останется и со вступлением в силу 25 января 2013 г. Закона № 415-З.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 апреля 2018 г. взамен Инструкции № 226 действует Инструкция о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2018 № 149;

 

5) учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, индивидуальные предприниматели и иные лица вправе оказывать финансовую помощь должнику в порядке, установленном законодательными актами.

При этом исходя из буквального толкования ст.18 Закона № 415-З во всех указанных случаях предоставление досудебной финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших такую помощь.

Обратим также внимание на то, что в Закон № 415-З перенесены нормы из подп.1.12 п.1 Указа № 508 о требованиях к документам, прилагаемым к заявлению должника: кроме документов, прилагаемых к исковому заявлению в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом РБ (далее - ХПК), прилагаются, помимо прочего, документы, свидетельствующие о том, что руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, разработали меры по досудебному оздоровлению (а должник осуществил эти меры) или приняли решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления (ст.28 Закона № 415-З).

Как было отмечено выше, субъектный состав лиц, которые вправе инициировать досудебное оздоровление, остался прежним. Но внимания заслуживает следующий аспект. Так, в соответствии с Законом № 423-З (ст.12) при рассмотрении дела о банкротстве должника - индивидуального предпринимателя применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом № 423-З.

Закон № 415-З в качестве процедур экономической несостоятельности (банкротства) при рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника - индивидуального предпринимателя называет следующие:

• защитный период - в случае необходимости завершения досудебного оздоровления, если оно не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Защитный период для целей Закона № 415-З - это процедура экономической несостоятельности (банкротства), применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника. Таким образом, если Закон № 423-З целями называет проверку наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечение сохранности имущества должника, то в Законе № 415-З приведенные выше цели дополнены еще одной, которая как раз имеет непосредственное отношение к должнику - индивидуальному предпринимателю, а именно завершением досудебного оздоровления;

• конкурсное производство;

• мировое соглашение (ст.13 Закона № 415-З).

В отличие от норм Закона № 423-З перечень процедур экономической несостоятельности (банкротства) в Законе № 415-З носит закрытый характер.

Таким образом, при необходимости завершения мер по досудебному оздоровлению индивидуальным предпринимателем при возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) возможно установление судом защитного периода. При этом, как и в Законе № 423-З, по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, хозяйственный суд вправе установить защитный период сроком до 3 лет в целях завершения досудебного оздоровления (часть вторая ст.39 Закона № 415-З). При принятии хозяйственным судом решения о введении в отношении должника защитного периода сроком до 3 лет определением о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника одновременно утверждается план завершения досудебного оздоровления должника. И независимо от срока защитного периода в определении о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника могут быть указаны меры по обеспечению требований кредиторов (часть третья ст.39 Закона № 415-З), например судом исключительно в рамках процедур экономической несостоятельности (банкротства) может быть наложен арест на имущество должника - юридического лица и (или) могут быть установлены иные ограничения по распоряжению имуществом должника - юридического лица (часть девятая ст.45 Закона № 415-З).

В случае утверждения хозяйственным судом плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде трудовой договор (контракт) с руководителем должника - юридического лица прекращается по основаниям, установленным законодательством о труде, и назначается временный управляющий, о чем выносится соответствующее определение, которое может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК (часть пятая ст.45 Закона № 415-З). Однако руководитель должника - юридического лица, с которым прекращен трудовой договор (контракт), должен представлять временному управляющему запрашиваемую им информацию, необходимую для его деятельности.

Утвержденный определением суда план завершения досудебного оздоровления должника реализуется временным управляющим в течение установленного судом срока защитного периода (в пределах 3 лет), а по окончании временный управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде и анализ финансового состояния и платежеспособности должника (ст.42 Закона № 415-З).

В этой связи обратим внимание на меры по улучшению финансового состояния юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности при проведении досудебного оздоровления, поскольку в выделенной жирным шрифтом и жирным шрифтом курсивом части меры повторяются и одновременно исключают друг друга:

 

Статья 17 Закона № 415-З
Меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства)
Статья 45 Закона № 415-З
Управление должником после введения защитного периода
В соответствии с законодательством полномочные лица могут:
- изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;
- взыскивать дебиторскую задолженность;
- привлекать инвестиции, в т.ч. иностранные;
- содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в т.ч. путем предоставления необходимых гарантий;
реорганизовывать юридические лица;
- принимать меры по:
а) выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;
б) погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
в) изменению установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пени и иных обязательных платежей путем предоставления отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), пени, иных обязательных платежей и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов, сборов (пошлин), пени, иных обязательных платежей, а также налогового кредита с единовременной или поэтапной уплатой сумм указанных платежей в период действия налогового кредита;
г) предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в порядке, установленном законодательством;
- принимать иные меры, не противоречащие законодательству
Должник - юридическое лицо в процедуре защитного периода, если иное не установлено Президентом РБ, не вправе принимать решения о (об):
реорганизации или ликвидации;
- создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении своего членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить финансовое состояние должника - юридического лица;
- создании филиалов и представительств;
- выплате дивидендов;
- выпуске (выдаче, размещении) ценных бумаг;
- исключении участника из состава участников должника - юридического лица;
- приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (приобретении у участника должника - юридического лица доли в уставном фонде (пая в имуществе) должника - юридического лица или ее (его) части)

 

По окончании защитного периода хозяйственный суд рассматривает с вынесением определения заявление (заявления) об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, отчет временного управляющего о своей деятельности и анализ финансового состояния и платежеспособности должника, а также отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде.

По результатам рассмотрения заявления (заявлений) об экономической несостоятельности (банкротстве) должника хозяйственный суд выносит определение об открытии в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству, освобождает временного управляющего от исполнения обязанностей, если был введен защитный период, и назначает антикризисного управляющего либо прекращает производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.

В случае если срок защитного периода установлен до 3 лет для цели завершения досудебного оздоровления, то логично предположить, что срок рассмотрения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должен быть продлен. По общему правилу дело об экономической несостоятельности (банкротстве) должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий 8 месяцев со дня поступления заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в хозяйственный суд (часть первая ст.48 Закона № 415-З), но в случае установления хозяйственным судом защитного периода сроком до 3 лет дело должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий 3 лет и 5 месяцев со дня поступления заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в хозяйственный суд.

При этом рассмотрение дела об экономической несостоятельности (банкротстве) в заседании хозяйственного суда может быть отложено на срок не более 2 месяцев (ст.48 Закона № 415-З).

Для сравнения напомним, что Закон № 423-З (ст.44) устанавливает срок для рассмотрения дела о банкротстве в заседании хозяйственного суда не более 7 месяцев со дня поступления заявления о банкротстве должника в хозяйственный суд с возможным отложением рассмотрения дела на срок не более 2 месяцев.

В ряде случаев проведение мер по досудебному оздоровлению может быть признано нецелесообразным, что влечет определенные последствия. Так, в Законе № 415-З продублированы положения из Указа № 508 (подп.1.15 п.1) о правомочиях налоговых и других государственных органов в части подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) в суд. Во-первых, к налоговым и другим государственным органам применяются положения Закона № 415-З о кредиторах. Во-вторых, подача указанными субъектами в хозяйственный суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, юридических лиц, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в управлении государственных органов или в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных юридических лиц, а также юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, возможна только в случае принятия должником, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, государственными органами решения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления (часть вторая ст.12 Закона № 415-З).

В свою очередь, данное обстоятельство означает, что для градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, юридических лиц, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в управлении государственных органов или в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных юридических лиц, а также юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, возможно применение мер по досудебному оздоровлению.

Более того, размер пени, начисленной за неуплату, неполную и (или) несвоевременную уплату обязательных платежей градообразующими или приравненными к ним организациями, государственными организациями в период принятия мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), не может превышать суммы задолженности по обязательным платежам. Это возможно, если государственными органами представлены органам, начисляющим пеню, документы, подтверждающие принятие мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) (ст.19 Закона № 415-З).

В отношении субъектов естественных монополий, юридических лиц, являющихся режимными и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объекты, юридических лиц, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности и реализующих исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности, законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) не применяется, за исключением некоторых аспектов. Так, к указанным субъектам возможно применение мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства); оказанию финансовой помощи в целях обеспечения условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности; применению предусмотренного Законом размера ответственности по обязательным платежам в период принятия мер по досудебному оздоровлению; признанию сделок должника, которые противоречат государственным или общественным интересам, ничтожными (решение № Р-729/2012).

Таким образом, Законом № 415-З уточнен алгоритм действий в связи с проведением досудебного оздоровления при инициировании в ходе его проведения подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) в хозяйственный суд, а также действия суда и временного управляющего; установлен правовой механизм применения такой процедуры экономической несостоятельности (банкротства), как защитный период в отношении должника - индивидуального предпринимателя. В остальном нормы Закона № 415-З по содержанию аналогичны нормам действующего законодательства.

 

22.12.2012 г.

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь