


Материал помещен в архив
ДОСУДЕБНЫЙ (ПРЕТЕНЗИОННЫЙ) ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ
История развития претензионного порядка урегулирования споров
Термин «претензия» (от лат. praetensio - претензия, требование) означает требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением его имущественных прав и интересов.
Анализ законодательства Союза Советских Социалистических Республик (СССР) свидетельствует о том, что у досудебного порядка урегулирования споров полувековая история. Совет Министров СССР 23 июля 1959 г. принял постановление № 824 «Об улучшении работы Государственного арбитража», которым было установлено, что до предъявления иска в органы государственного арбитража предприятия, учреждения и организации обязаны предъявить претензию другой стороне и принять необходимые меры по урегулированию возникших споров.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.10.1973 № 758 было утверждено Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам.
Данное Положение своей целью имело обеспечить быстрейшее восстановление нарушенных прав предприятий, организаций и учреждений, способствовало выявлению и устранению причин и условий, обуславливающих факты неисполнения договорных обязательств. Оно также регламентировало требования, предъявляемые к форме и содержанию претензии и ответа на нее, устанавливало порядок и сроки предъявления претензии и дачи ответа на нее, ответственность контрагентов по сделке за нарушение сроков предъявления претензии и за несвоевременный ответ на нее.
После распада СССР 5 июня 1991 г. был принят первый Хозяйственный процессуальный кодекс РБ, который содержал главу VII, регламентирующую порядок и сроки урегулирования сторонами хозяйственных споров. Указанная глава утратила силу с 1 января 1994 г. в связи с принятием Закона РБ от 09.12.1993 № 2633-XII «О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь».
Новации досудебного порядка урегулирования споров
В целях повышения стабильности гражданского оборота путем возрождения досудебного (претензионного) порядка урегулирования хозяйственных споров, уменьшения нагрузки на судебный корпус, которая превышает допустимые нормативы более чем в 2 раза, обеспечения качества хозяйственного судопроизводства на должном уровне, как одной из главных задач правосудия, был принят Закон РБ от 10.01.2011 № 241-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» (далее - Закон № 241-З), который вступил в силу с 31 января 2011 г.
Законом № 241-З внесены взаимосогласованные дополнения и изменения в Гражданский кодекс РБ (далее - ГК), Хозяйственный процессуальный кодекс РБ (далее - ХПК) и Особенную часть Налогового кодекса РБ (далее - НК), направленные на совершенствования хозяйственного судопроизводства.
Дополнения, коснувшиеся п.2 ст.10 ГК, фактически реанимировали давно забытый претензионный порядок урегулирования спора, который фактически стал обязательным, если иное не установлено законодательными актами или договором. В договоре стороны также могут предусмотреть иные формы досудебного урегулирования спора, такие как, например, проведение переговоров, обращение к внесудебному посреднику (медиатору).
Несмотря на принцип свободы в установлении участниками гражданского оборота своих прав и обязанностей и иных условий договора, законодатель, тем не менее, принял ряд новых правовых норм экономического характера, направленных на стимулирование контрагентов по сделке закрепить необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в условиях заключаемых договоров.
Так, из содержания ст.133 ХПК, ст.314 ГК следует, что при решении судом вопроса о порядке распределения судебных расходов, возможности уменьшения неустойки (пени) в случае ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства суду следует учитывать условия договоров по наличию или отсутствию досудебного порядка урегулирования споров, а также все действия контрагентов по сделке, направленные на разрешение спора.
Законодателем также внесены изменения в ст.203 ГК, предусматривающие, что со дня предъявления претензии течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения срока для ответа, установленного законодательством или договором. Данные изменения фактически увеличивают время для судебной защиты лица, право или законные интересы которого нарушены на вышеуказанный период.
Не прибегая к помощи судебных инстанций, досудебный порядок урегулирования споров дает сторонам дополнительную возможность, не нарушая сложившиеся партнерские связи и сохраняя деловую репутацию спорящих сторон, путем анализа и оценки взаимных требований и возражений, представленных документов, произведенных актов взаимосверок и расчетов восстановить нарушенное или оспариваемое право контрагента по сделке.
Как свидетельствует анализ судебной статистики хозяйственного суда г.Минска за 2010 г., еще до внесения вышеуказанных изменений субъекты хозяйствования г.Минска довольно активно использовали досудебный порядок урегулирования спора, направляя до обращения в установленном порядке в суд потенциальному ответчику копии исковых заявлений (претензий) с перечнем необходимых документов и копией платежного поручения об уплате государственной пошлины (далее - госпошлина), тем самым подчеркивая серьезность своих намерений. Видя бесспорность заявленных требований и желая сэкономить на потенциальных судебных расходах, нарушители договорных обязательств оперативно предпринимали меры по урегулированию споров, в т.ч. и путем перечисления образовавшейся задолженности, зная, что в соответствии с подп.1.2 п.1 ст.259 Особенной части НК госпошлина возвращается плательщику, уплатившему госпошлину, если он отказывается от совершения юридически значимого действия до его совершения или до обращения в соответствующий государственный орган, иную организацию, к должностному лицу или частному нотариусу, специально уполномоченным взимать госпошлину.
За 2010 г. хозяйственным судом г.Минска по такому основанию было выдано практически 1 000 справок на возврат госпошлины. Потенциальная тысяча дел могла быть приплюсована к 27 000 обращений, принятых судом к рассмотрению в 2010 г., а это фактически нагрузка на одного судью за год.
В силу положений ст.6 ХПК в хозяйственный суд в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном ХПК, вправе обращаться:
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- организации, не являющиеся юридическими лицами (в т.ч. коллективы работников), - в случаях, предусмотренных законодательными актами;
- граждане - в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Право на обращение в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов лиц, указанных в части первой ст.6 ХПК, в случаях, предусмотренных законодательными актами, имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, иные органы.
Если законодательными актами для определенной категории споров или договором установлен досудебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой ст.6 ХПК.
Случаи, когда соблюдение претензионного порядка не требуется
Не требуется также соблюдение претензионного порядка в следующих случаях:
1) при обращении в хозяйственный суд в порядке приказного производства (ст.220 ХПК);
2) в случае перехода из приказного в исковое производство в соответствии с частью четвертой ст.224 ХПК;
3) при предъявлении встречного иска, если стороны ходатайствуют о проведении примирительной процедуры;
4) по спорам, где одной из сторон является гражданин или организация, не являющаяся юридическим лицом;
5) если это предусмотрено договором.
Законодательством также могут быть предусмотрены случаи, когда участники гражданского оборота не вправе в досудебном порядке урегулировать спор, например, признание недействительным решения общего собрания участников хозяйственного общества (ст.45 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон об обществах)); признание недействительной государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (Закон РБ от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»); ликвидация юридических лиц (ГК, Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»); о преимущественном праве покупки доли (ст.253 ГК); о преимущественном праве покупки отчуждаемой доли (части доли) в уставном фонде общества (ст.98 Закона об обществах).
Приведенный перечень не является исчерпывающим.
Последствия несоблюдения претензионного порядка урегулирования споров
Законом № 241-З ХПК дополнен приложением «Претензионный порядок урегулирования спора». Этот порядок регламентирует форму и содержание претензии и ответа на нее, порядок и сроки предъявления претензии и дачи ответа на нее.
В силу положений абзаца 3 части первой ст.160 ХПК к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории спора или договором.
При несоблюдении истцом предписаний вышеуказанной статьи суд, решая вопрос о возбуждении производства по делу и о его принятии к производству, в соответствии с частью первой ст.162 ХПК должен оставить исковое заявление без движения, предоставив истцу возможность в установленный им срок устранить выявленные недостатки. При непредставлении истцом доказательств соблюдения досудебного порядка суд в соответствии с положениями абзаца 2 части первой ст.163 ХПК возвращает исковое заявление.
При установлении судом после возбуждения производства по делу факта несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора суд в силу положений абзаца 4 части первой ст.151 ХПК оставляет исковое заявление без рассмотрения.
При оставлении хозяйственным судом искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения возврат плательщику полностью или частично уплаченной суммы госпошлины производится в соответствии с подп.1.5 п.1 ст.259 Особенной части НК.
Категории споров, по которым законодательством установлен обязательный досудебный порядок урегулирования
По любому виду обязательства, если это не противоречит законодательству, стороны могут предусмотреть досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора, что согласуется с принципом диспозитивности судопроизводства в хозяйственном суде.
В то же время для значительной категории споров законодательством предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров.
Не претендуя на изложение исчерпывающего перечня таких споров, с учетом иерархии нормативно-правовых актов и предметов споров ниже приведены категории споров, предусматривающие обязательный досудебный (претензионный) порядок.
Споры, связанные с изменением или расторжением договора. Пунктом 2 ст.422 ГК, п.16 постановления Пленума ВХС РБ от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» установлено, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок. При этом 30-дневный срок исчисляется после истечения нормально необходимого времени для получения другой стороной предложения изменить или расторгнуть договор.
Непредставление истцом доказательств соблюдения указанного порядка по принятию мер к досудебному урегулированию спора с ответчиком влечет оставление искового заявления без движения по основаниям, предусмотренным абзацем 2 части первой ст.162 ХПК, о чем хозяйственный суд выносит определение с указанием срока для устранения причин, послуживших оставлению искового заявления без движения.
В случае неисполнения определения хозяйственного суда об оставлении искового заявления без движения в срок, установленный хозяйственным судом, исковое заявление подлежит возвращению на основании абзаца 2 части первой ст.163 ХПК.
Споры в случае ликвидации юридического лица. В случае ликвидации юридического лица законодательством предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров путем обращения кредиторов в ликвидационную комиссию юридического лица, поскольку в соответствии со ст.58 ГК с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, а требования кредиторов в силу ст.59 ГК с момента принятия решения о ликвидации направляются в ликвидационную комиссию.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 августа 2014 г. следует руководствоваться ст.58 и 59 ГК в редакции Закона РБ от 11.07.2014 № 191-З. |
Споры, связанные с перевозкой грузов. Обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен по такой категорий споров, как перевозка различными видами транспорта.
Исходя из положений ст.751 ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством.
Согласно ст.57 Закона РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» до предъявления к автомобильному перевозчику иска, вытекающего из обязательств по автомобильной перевозке груза, обязательно предъявление ему соответствующей претензии в порядке и сроки, предусмотренные Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970.
Иск к автомобильному перевозчику, вытекающий из обязательств по автомобильной перевозке груза, может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа автомобильного перевозчика удовлетворить предъявленную ему претензию либо в случае неполучения от автомобильного перевозчика ответа в течение 30 дней с даты ее получения.
До предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции (за исключением договора транспортной экспедиции с физическим лицом, заключенного в соответствии со ст.9 Закона РБ от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон № 124-З)), обязательно предъявление экспедитору претензии, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции.
Порядок предъявления претензий, вытекающих из договора транспортной экспедиции, определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2006 № 1766.
Иск к экспедитору может быть предъявлен в случае получения полного или частичного отказа удовлетворить предъявленную претензию либо в случае неполучения ответа в 30-дневный срок (ст.30 Закона № 124-З).
Статья 307 Кодекса торгового мореплавания РБ (далее - КТМ) предусматривает, что фрахтователь, отправитель и получатель груза до предъявления перевозчику иска, возникающего из морской перевозки груза, обязаны предъявить перевозчику претензию.
Пассажир, лицо, уполномоченное на получение багажа, до предъявления перевозчику иска, возникающего из морской перевозки пассажиров и багажа, вправе предъявить перевозчику претензию.
Претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку или обязан был ее осуществить в соответствии с соглашением сторон.
Претензии, вытекающие из смешанной перевозки груза, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.
Иск к перевозчику груза может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа перевозчика груза удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок (ст.308 КТМ).
В соответствии со ст.160 Кодекса внутреннего водного транспорта РБ (далее - КВВТ) до предъявления иска, вытекающего из перевозки внутренним водным транспортом пассажиров, грузов и багажа или буксировки судна, плота или иного плавучего объекта, обязательно предъявление перевозчику (буксировщику) претензии в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Претензии предъявляются в письменной форме.
Претензии, возникающие из перевозки внутренним водным транспортом грузов и буксировки судна, плота или иного плавучего объекта, предъявляются к перевозчику (буксировщику) в пункте назначения.
Претензии, возникающие из перевозки внутренним водным транспортом пассажиров и багажа, могут быть предъявлены к перевозчику в пункте отправления или в пункте назначения по усмотрению заявителя.
К претензии должны быть приложены копии документов, свидетельствующих о наличии у заявителя права на предъявление претензии. К претензии об утрате, недостаче либо повреждении (порче) груза, багажа, буксируемого судна, плота или иного плавучего объекта должны быть приложены документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза, багажа, а также стоимость буксируемого судна, плота или иного плавучего объекта.
Претензии к перевозчику (буксировщику) могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:
возмещения ущерба за утрату груза, буксируемого судна, плота или иного плавучего объекта - по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки;
возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу), просрочку доставки груза или багажа, возврата излишне уплаченных провозных платежей - со дня выдачи груза или багажа;
просрочки доставки пассажиров - со дня окончания перевозки внутренним водным транспортом;
буксировки судов, плотов или иных плавучих объектов - со дня окончания буксировки;
недостачи однородных массовых грузов, перевозимых наливом, навалом или насыпью и обезличенных при перевозке внутренним водным транспортом, - со дня подписания акта ежегодной сверки расчетов;
иных случаев, возникающих в связи с выполнением перевозки внутренним водным транспортом, - со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии.
Право на предъявление претензий и исков к перевозчику (буксировщику) имеют:
грузоотправитель или грузополучатель - при условии представления ими квитанции о приеме груза, буксируемого судна, плота или иного плавучего объекта к перевозке внутренним водным транспортом с отметкой перевозчика (буксировщика) о неприбытии груза, буксируемого судна, плота или иного плавучего объекта в случае полной утраты груза, буксируемого судна, плота или иного плавучего объекта;
грузополучатель - при условии представления им коносамента, коммерческого акта, а при отсутствии коммерческого акта - документа об обжаловании отказа в его составлении в случае недостачи или повреждения (порчи) груза, буксируемого судна, плота или иного плавучего объекта;
грузоотправитель и грузополучатель - при условии представления ими коносамента в случае излишне уплаченных провозной платы и иных платежей;
лицо, предъявившее багажную квитанцию, - при утрате багажа;
предъявитель выданного перевозчиком коммерческого акта о недостаче или повреждении (порче) багажа - в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа;
пассажир при предъявлении проездного документа (билета) - по требованиям, вытекающим из договора перевозки пассажира внутренним водным транспортом;
грузополучатель - при условии представления коносамента в случае просрочки в доставке груза, буксируемого судна, плота или иного плавучего объекта (ст.161 КВВТ).
Перевозчик (буксировщик) обязан рассмотреть предъявленную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 календарных дней со дня предъявления претензии.
В уведомлении перевозчика (буксировщика) при частичном удовлетворении претензии или отказе в ее удовлетворении должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. В этом случае приложенные к претензии документы и копии документов возвращаются ее предъявителю (ст.162 КВВТ).
Согласно ст.10 Водного кодекса РБ республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды в области использования и охраны вод предъявляет претензии юридическим лицам и (или) гражданам Республики Беларусь, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, причинившим вред водам, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного водам.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 мая 2015 г. действует Водный кодекс РБ от 30.04.2014 № 149-З. |
В силу положений ст.119 Воздушного кодекса РБ (далее - ВК) грузоотправитель или грузополучатель обязаны предъявить к перевозчику претензию в письменной форме до предъявления ему иска, вытекающего из воздушной перевозки груза.
Сроки предъявления претензий к перевозчику, вытекающие из воздушной перевозки груза, определяются авиационными правилами.
Претензии предъявляются к перевозчику, который выполнял воздушную перевозку груза или обязан был ее выполнить в соответствии с соглашением сторон.
Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.
Право на предъявление претензий и (или) исков имеют:
фрахтователь, грузоотправитель или пассажир - в случае неподачи воздушного судна или подачи его с опозданием;
грузополучатель или грузоотправитель - в случае утраты груза;
грузополучатель - в случае недостачи, повреждения (порчи), просрочки в доставке или задержки в выдаче груза;
предъявитель багажной квитанции - в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа или просрочки в его доставке;
фрахтователь, грузоотправитель, грузополучатель или пассажир - в случае взимания провозных платежей в завышенном размере;
государственные органы, организации и граждане в соответствии с законодательством (ст.120 ВК).
Претензии грузоотправителя, грузополучателя или фрахтователя, вытекающие из воздушной перевозки груза, рассматриваются перевозчиком в течение 30 дней со дня получения претензий. По истечении указанного срока перевозчик обязан уведомить заявителя о полном либо частичном удовлетворении или отклонении претензии. Порядок уведомления заявителя определяется авиационными правилами (ст.122 ВК).
Статьей 46 Закона РБ от 06.01.1999 № 237-З «О железнодорожном транспорте» установлено, что споры, вытекающие из перевозки грузов, разрешаются путем предъявления претензий к Белорусской железной дороге (далее - БЖД) в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 июля 2015 г. Закон № 237-З на основании Закона РБ от 31.12.2014 № 227-З изложен в новой редакции. |
В случаях полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо неполучения ответа в течение 30 дней отправители и получатели грузов могут предъявить иск в суд.
Порядок предъявления претензий к БЖД регламентируется главой 7 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 02.08.1999 № 1196.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2015 г. следует руководствоваться Уставом № 1196 в редакции постановления Совета Министров РБ от 10.07.2015 № 586. Порядок предъявления претензий к БЖД регламентируется главой 6 названного Устава. |
Споры, связанные с охраной окружающей среды. Значительная категория споров, связанных с охраной окружающей среды, растительного и животного мира, до обращения в суд предусматривает соблюдение претензионного порядка.
Должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны и использования животного мира, и государственной лесной охраны согласно ст.58 Закона РБ от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире» в установленном законодательством порядке предъявляют претензии к юридическим лицам и (или) гражданам, причинившим вред объектам животного мира, среде их обитания, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного объектам животного мира, среде их обитания.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 августа 2011 г. вышеназванная ст.58 на основании Закона РБ от 17.05.2011 № 261-З утратила силу. В соответствии с подп.1.61 п.1 ст.11 и подп.2.52 п.2 ст.12 Закона № 257-З Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ и местные Советы депутатов в области охраны и использования животного мира предъявляют претензии юридическим лицам и (или) гражданам, причинившим вред объектам животного мира, среде их обитания, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного объектам животного мира, среде их обитания. |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ в области обращения с объектами растительного мира в соответствии со ст.13 Закона РБ от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» предъявляет претензии юридическим лицам или гражданам, причинившим вред объектам растительного мира, среде их произрастания, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного объектам растительного мира, среде их произрастания.
Кроме того, вышеуказанное Министерство исходя из положений ст.7 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» предъявляет претензии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, причинившим вред окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также иски в суд о прекращении юридическими лицами, гражданами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, в случае нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, а также в случаях, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды.
Департамент по мелиорации и водному хозяйству Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ в силу предписаний подп.4.191 п.4 Положения о Департаменте по мелиорации и водному хозяйству Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 966, предъявляет претензии юридическим лицам или гражданам, причинившим вред окружающей среде, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных, относящихся к объектам рыболовства, и иного вредного воздействия на среду их обитания, а также иски в суд о прекращении юридическими лицами или гражданами хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на диких животных, относящихся к объектам рыболовства, и среду их обитания.
Специально уполномоченный республиканский орган государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в пределах своей компетенции, закрепленной ст.12 Лесного кодекса РБ, предъявляет претензии юридическим и (или) физическим лицам, причинившим вред лесному фонду, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного лесному фонду.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2016 г. следует руководствоваться ст.12 нового Лесного кодекса РБ. |
Споры, связанные с оказанием услуг связи. С развитием информационных технологий и совершенствованием средств связи принят ряд правовых актов, регламентирующих данную сферу правоотношений, которые также предусматривают досудебный порядок урегулирования споров.
Согласно ст.57 Закона РБ от 19.07.2005 № 45-З «Об электросвязи» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора оказания услуг электросвязи, пользователь услуг электросвязи вправе обратиться с претензией к оператору электросвязи.
Претензии предъявляются в следующие сроки:
в течение 3 месяцев со дня оказания услуги электросвязи или отказа в ее оказании - по вопросам, связанным с отказом в оказании услуг электросвязи, несвоевременным или недоброкачественным оказанием услуг электросвязи либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ (оказанием услуг) в области электросвязи;
в течение месяца со дня подачи телеграммы - по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.
К претензии прилагаются необходимые для рассмотрения ее по существу документы, в которых должны быть приведены сведения о неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательств, факте и размере причиненного ущерба (в случае претензии о возмещении ущерба).
Оператор электросвязи обязан рассмотреть предъявленную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 календарных дней со дня предъявления претензии.
Для претензий, требующих специальной проверки или запроса дополнительных материалов, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 2 месяца.
Пользователь услуг электросвязи вправе обжаловать решение, принятое по претензии, в суд в порядке, установленном законодательством.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи в соответствии со ст.38 Закона РБ от 15.12.2003 № 258-З «О почтовой связи» вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в т.ч. с требованием о возмещении причиненного вреда.
Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления или денежных средств предъявляются в течение 6 месяцев со дня, следующего за днем подачи почтового отправления.
Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации оператором почтовой связи в установленном порядке.
Письменные ответы на претензии должны быть даны оператором почтовой связи в следующие сроки:
на претензии по почтовым отправлениям, пересылаемым (переводимым) в пределах одного населенного пункта, - в течение 15 дней;
на претензии по почтовым отправлениям, пересылаемым (переводимым) за пределы одного населенного пункта, - в течение одного месяца.
Претензии к операторам почтовой связи могут предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтовых отправлений.
Претензии по международным почтовым отправлениям принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь.
В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, согласия удовлетворить претензию частично либо неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе обратиться в суд.
Споры, связанные с обжалованием действий налоговых, таможенных органов и органов финансовых расследований. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, определенных законодательством. Ряд законодательных актов предусматривает возможность альтернативных способов защиты нарушенных или оспариваемых прав субъектов хозяйствования.
В соответствии со ст.86 Общей части НК решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, которому должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены, и (или) в общий либо хозяйственный суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд.
Статьей 33 Таможенного кодекса РБ предусмотрен аналогичный порядок обжалования решений таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Таможенный кодекс РБ. |
Граждане и организации, права и законные интересы которых ущемлены действиями (бездействием) работников органов финансовых расследований, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в установленном порядке в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд (ст.5 Закона РБ от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»).
Споры, связанные с обжалованием отказа Белорусской торгово-промышленной палаты (унитарных предприятий Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительств и филиалов) в выдаче сертификата продукции собственного производства. В соответствии с п.8 Положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2010 № 1520, по результатам рассмотрения документов, представляемых для получения сертификата продукции собственного производства (далее - сертификат), Белорусская торгово-промышленная палата (далее - БелТПП) выносит одно из следующих административных решений:
о выдаче сертификата;
об отказе в выдаче сертификата.
Согласно п.3 ст.30 Закона РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами.
Пунктом 4 Положения о повторной экспертизе, утвержденного решением Президиума БелТПП (протокол № 7 от 01.11.2001) (далее - Положение), установлено, что в случае наличия обоснованных возражений по заключению специалистов БелТПП назначается повторная экспертиза.
Как следует из п.5 Положения, повторная экспертиза назначается руководителем БелТПП или руководителем ее унитарного предприятия, специалистом которого была проведена первая экспертиза, на основании письменного заявления заинтересованного лица.
Подача жалобы в административном (внесудебном) порядке не лишает заинтересованное лицо права на обращение с жалобой в суд, которая может быть подана в порядке главы 25 ХПК.
15.03.2011 г.
Сергей Кулаковский, заместитель председателя хозяйственного суда г.Минска