Пособие от 27.12.2011
Автор: Ильницкая Е.

Единое экономическое пространство: готовимся работать в новых условиях


СОДЕРЖАНИЕ

 

Единое экономическое пространство. Формирование и перспективы развития

   Формирование Единого экономического пространства

   Преимущества формирования Единого экономического пространства

Перечень соглашений, формирующих Единое экономическое пространство (с комментариями)

   Экономическая политика

   Свобода движения капитала, валютная политика

   Энергетика, транспорт, связь

   Свобода передвижения рабочей силы

   Техническое регулирование

Евразийская экономическая комиссия

   Понятие и сфера деятельности

   Структура Евразийской экономической комиссии

   Механизм принятия решений

   Бюджет

Суд Евразийского экономического сообщества

   Правовая основа деятельности

   Компетенция

   Порядок назначения судей

Участие государств - членов Единого экономического пространства в других интеграционных объединениях на постсоветском пространстве

   Евразийское экономическое сообщество

   Союзное государство

   Содружество Независимых Государств

   Организация Договора о коллективной безопасности

Справочная информация

 

Материал помещен в архив

 

ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: ГОТОВИМСЯ РАБОТАТЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

С 1 января 2012 г. вступает в действие пакет из 17 международных договоров, формирующих правовую базу Единого экономического пространства (ЕЭП), которое объединит таможенные территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Единое экономическое пространство является более высокой степенью интеграции по сравнению с таможенным союзом (ТС). Главный принцип ЕЭП - свободное движение товаров, работ, услуг и рабочей силы.

Соглашения, формирующие правовую базу ЕЭП, содержат иные нормы по сравнению с предусмотренными законодательством Республики Беларусь. Предлагаемое пособие поможет руководителю предприятия, юристу и другим специалистам узнать о готовящихся изменениях в действующие нормативные правовые акты.

Единое экономическое пространство. Формирование и перспективы развития

Формирование Единого экономического пространства. Единое экономическое пространство - экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - сторон Соглашения о формировании Единого экономического пространства от 19.09.2003, на котором функционируют единые механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В настоящее время основная деятельность по созданию ЕЭП ведется Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в рамках Евразийского экономического сообщества.

Согласно Декларации о Евразийской экономической интеграции, подписанной 18 ноября 2011 г. в г.Москве (далее - Декларация), президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, констатируя успешное функционирование ТС в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и вступление в силу международных договоров, формирующих правовую основу ЕЭП, заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству.

В соответствии с Декларацией в своем практическом сотрудничестве государства ЕЭП руководствуются нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО) и подтверждают важность присоединения к ней всех трех государств.

Отмечено, что стороны будут стремиться завершить к 1 января 2015 г. кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу ТС и ЕЭП, и на этой основе создать Евразийский экономический союз.

Основным содержанием дальнейшей интеграции будет полная реализация потенциала ТС и ЕЭП, совершенствование и дальнейшее развитие договорно-правовой базы, институтов и практического взаимодействия по следующим основным направлениям:

- обеспечение эффективного функционирования общего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;

- формирование согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики, углубление производственной кооперации, включая возможное создание совместных транснациональных корпораций;

- дальнейшее сближение, гармонизация национальных законодательств, а также их унификация в сферах, определенных соглашениями, составляющими договорно-правовую базу ЕЭП;

- разработка и осуществление согласованной экономической политики, переход к согласованию параметров основных макроэкономических показателей государств-членов, углубление сотрудничества в валютной сфере;

- углубление сотрудничества в целях обеспечения экономической безопасности во всех ее аспектах;

- сотрудничество в вопросах миграционной политики;

- обеспечение совместимости стандартов образования;

- всемерное развитие сотрудничества в сфере культуры, связей по линии парламентов и деловых сообществ, контактов между людьми;

- дальнейшее развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, формирование эффективных структур межрегионального взаимодействия;

- совершенствование и развитие наднациональных институтов;

- развитие сотрудничества в сфере внешней политики по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Единое экономическое пространство является более высокой степенью интеграции по сравнению с таможенным союзом, который функционирует с 1 января 2010 г. Основной пакет документов, формирующих ЕЭП, подписан в декабре 2010 г., ратифицирован сторонами и вступает в силу с 1 января 2012 г.

По словам Таира Мансурова, Генерального секретаря ЕврАзЭС (см. Бизнес в ЕврАзЭС в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=7395&Itemid=4. Дата доступа: 19.12.2011), с начала 2012 г. будут создаваться предпосылки к образованию общего рынка услуг, что предусматривает предоставление национального режима предприятиям - резидентам сторон в оказании услуг, унификацию требований к ним, взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности.

С 1 января 2013 г. будет обеспечена унификация железнодорожных тарифов на перевозки грузов, т.е. на территории каждого государства вместо экспортного, импортного и внутреннего тарифов будет действовать единый тариф. Это очень важный для бизнеса фактор, позволяющий значительно уменьшить затраты на перевозки и более эффективно планировать реализацию своей продукции. С 1 января 2015 г. будет обеспечен доступ к услугам железнодорожной инфраструктуры для перевозчиков государств - членов ЕЭП.

С 1 января 2014 г. для всех государств - членов ЕЭП будет введен национальный режим в системе государственных (муниципальных) закупок. Это также вызывает большой интерес у производителей товаров и услуг, которые смогут теперь на равных условиях участвовать в конкурсах во всех государствах - членах ЕЭП.

Также к 1 января 2014 г. в рамках создания общего рынка капитала предполагается обеспечить недискриминационный доступ стран - участниц ЕЭП на рынок финансовых, банковских и страховых услуг на условиях национального режима, создать равные правовые условия для инвестиционной деятельности, снять ограничения на валютном рынке. Несомненно, и коммерческим банкам, и финансово-инвестиционным структурам такой доступ позволит значительно расширить сферы деятельности.

В целях обеспечения дальнейшей подготовки документов в развитие базовых соглашений по ЕЭП подготовлен План мероприятий по реализации Соглашений, формирующих ЕЭП, который был утвержден Межгосударственным Советом (далее - Межгоссовет) ЕврАзЭС (высшим органом таможенного союза) на уровне глав правительств 15 марта 2011 г. (далее - План мероприятий по реализации Соглашений, www.tsouz.ru/MGS/MGS-14/Documents/Прил-Реш-77.pdf).

План мероприятий по реализации Соглашений предусматривает разработку и принятие 13 международных договоров и 42 иных документов (протоколы, планы мероприятий и т.д.) в срок до конца 2015 г., в т.ч. в 2011 г. - 8 международных договоров и 17 иных документов.

Кроме того, правительствам сторон предстоит обеспечить выполнение более 70 обязательных мероприятий по 17 базовым соглашениям, формирующим ЕЭП, в соответствии с установленными в них конкретными сроками.

Принятие этих документов и исполнение правительствами сторон обязательств по соглашениям обеспечит с 1 января 2016 г. полноценное функционирование ЕЭП.

Следует отметить, что ТС и ЕЭП открыты для присоединения других государств, разделяющих их цели и принципы. О готовности начать процесс присоединения к ТС в апреле 2011 г. уже официально заявил Кыргызстан. Свою заинтересованность в присоединении к ТС высказывает и Таджикистан.

Дальнейшая цель интеграции - создание Евразийского союза. (См. публикации в газете «Известия», которые содержат рассуждения лидеров стран - участниц ЕЭП - В.В.Путина, Н.А.Назарбаева и А.Г.Лукашенко на эту тему:

1) Известия. В.В.Путин: «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня». 03.10.2011. Электронный ресурс. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/502761. Дата доступа: 04.10.2011;

2) Известия. А.Г.Лукашенко: «О судьбах нашей интеграции». 18.10.2011. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.evrazes.com/news/publication/view/56. Дата доступа: 18.10.2011;

3) Известия. Н.А.Назарбаев: «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего». 26.10.2011. Электронный ресурс. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/504908. Дата доступа: 26.10.2011.)

Преимущества формирования Единого экономического пространства. В соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 23.05.2011 № 656 «О национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы» среди очевидных политических и социально-экономических выгод формирования ЕЭП можно выделить следующие.

Трехсторонний формат интеграции в условиях жесткой российской геополитики снижает риск асимметричности принятия решений в отношении Беларуси. С учетом главной стратегической цели формирования ЕЭП - ориентация на создание нового мирового экономического и финансового центра на постсоветском пространстве - реализация такого масштабного объединительного проекта трех стран отвечает долгосрочным политическим и экономическим интересам Беларуси.

Расширяются экспортные возможности страны и упрощаются условия деятельности субъектов хозяйствования, увеличивается привлекательность белорусской экономики для реализации зарубежных инвестиционных проектов с учетом единого рынка.

Созданные в советский период кооперационные связи между российскими и белорусскими предприятиями приобретают новое качество. Около 800 российских предприятий имеют в настоящее время кооперационные связи с белорусскими партнерами. Экономика двух стран интегрирована в части топлива и энергетики на 95 %, машиностроения - на 85 %, сельского хозяйства - на 60 %.

Формируются условия для рационального использования имеющихся ресурсов, оптимизации затрат на разработку и выпуск инновационных продуктов, снижения операционных издержек, а также совместного выхода на рынки развитых стран с наукоемкой и конкурентоспособной продукцией.

Обеспечивается установление равнодоходных цен на природный газ с возможностью некоторого снижения его стоимости для Беларуси. Расширяются возможности для более активных экономических связей Беларуси с Казахстаном, в т.ч. как с новым поставщиком нефти и газа.

По оценкам Российского института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, макроэкономический эффект от создания таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС составит не менее 5 % прироста ВВП в расчете на 5-летнюю и около 15 % - на 10-летнюю перспективу. Предполагается, что особенно заметным будет эффект в машиностроении и агропромышленном комплексе. В целом совокупный экономический эффект от создания ЕЭП позволит поднять темпы экономического роста примерно в 1,5 раза. (См. Бизнес в ЕврАзЭС в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=7395&Itemid=4. Дата доступа: 19.12.2011.)

Перечень соглашений, формирующих Единое экономическое пространство (с комментариями)

Правовой базой ЕЭП является пакет из 17 соглашений, перечисленных в перечне соглашений, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденном решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 09.12.2010 № 65 (далее - Перечень).

19 декабря 2011 г. в г.Москве состоялось заседание высшего органа таможенного союза на уровне глав государств, на котором главы государств - членов ТС приняли решение о вступлении в силу международных соглашений, формирующих ЕЭП с 1 января 2012 г.

Надлежит учитывать, что со вступлением в силу соглашений предстоит большая работа по их реализации, основные этапы которой отражены в Плане мероприятий по реализации Соглашений (www.tsouz.ru/MGS/MGS-14/Documents/Прил-Реш-77.pdf).

В Перечень входят соглашения в следующих областях.

Экономическая политика.

1. Соглашение о согласованной макроэкономической политике.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 прекращается действие международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Список названных международных договоров приводится в приложении 33 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

 

2. Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

3. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции.

4. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий.

5. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства.

6. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках.

7. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства.

8. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

Свобода движения капитала, валютная политика.

9. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.

10. Соглашение о согласованных принципах валютной политики.

Энергетика, транспорт, связь.

11. Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

12. Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики.

13. Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики.

14. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.

Свобода передвижения рабочей силы.

15. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств.

16. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Техническое регулирование.

17. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

Евразийская экономическая комиссия

Понятие и сфера деятельности. В соответствии со ст.1 Договора о Евразийской экономической комиссии (ратифицирован Законом РБ от 13.12.2011 № 324-З) (далее - Договор) стороны учреждают Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП.

Евразийская экономическая комиссия начнет работать с 1 июля 2012 г. (вместо существующей Комиссии таможенного союза, основными полномочиями которой являлись таможенно-тарифное регулирование, таможенное администрирование и техническое регламентирование).

Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции.

Евразийская экономическая комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором, международными договорами, формирующими договорно-правовую базу ТС и ЕЭП, а также решениями Высшего Евразийского экономического совета в сферах, указанных в ст.3 Договора.

Местом пребывания ЕЭК является г.Москва.

Структура Евразийской экономической комиссии. Согласно ст.4 Договора структура ЕЭК двухуровневая (Совет ЕЭК и Коллегия ЕЭК). Порядок деятельности данных органов регулируется Регламентом работы ЕЭК, утверждаемым Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств (далее - Регламент).

Совет ЕЭК состоит из вице-премьеров Беларуси, Казахстана, России (по одному представителю). Председательство осуществляется поочередно в течение 1 года.

Коллегия ЕЭК (исполнительный орган) состоит из 3 представителей от каждой стороны - Беларуси, Казахстана, России.

Члены Коллегии работают в ЕЭК на постоянной основе, при исполнении своих служебных обязанностей независимы от государственных органов и должностных лиц сторон и не могут запрашивать или получать указания от органов власти или официальных лиц сторон.

Члены Коллегии назначаются сроком на 4 года с возможным продлением полномочий решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.

Председатель Коллегии назначается сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. Ротация Председателя Коллегии осуществляется поочередно в порядке русского алфавита по наименованию стороны.

Коллегию на 4 года возглавит руководитель Министерства промышленности и торговли России Виктор Христенко. Членами Коллегии от Беларуси назначены экс-премьер Сергей Сидорский - Министр (член Коллегии) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК, Владимир Гошин - Министр по таможенному сотрудничеству, Валерий Корешков - Министр по вопросам технического регулирования.

Среди рядовых сотрудников департаментов ЕЭК будут преобладать граждане России - их количество составит 84 %, от Казахстана - 10 %, а от Беларуси - 6 %.

Механизм принятия решений. Механизм принятия решений в ЕЭК исключает доминирование одного государства.

Евразийская экономическая комиссия будет принимать решения на основании голосования членов Совета или членов Коллегии в порядке: один член Коллегии - один голос или один член Совета - один голос (ст.7 Договора).

В целях защиты национальных интересов в том случае, когда согласие членами Совета ЕЭК не достигнуто, вопрос выносится на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, где решение может быть принято только консенсусом (ст.12 Договора).

Решения на Коллегии ЕЭК принимаются консенсусом или квалифицированным большинством в 2/3 голосов.

Перечень вопросов, решения по которым принимаются консенсусом и квалифицированным большинством в 2/3 голосов общего числа членов Коллегии, определяется Регламентом.

Принятые решения ЕЭК будут входить в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП и подлежат непосредственному применению на их территории.

Бюджет. Бюджет ЕЭК формируется за счет долевых взносов стран-членов (пропорционально нормативам распределения ввозных таможенных пошлин).

Справочно

Наглядно структура и функции ЕЭК представлены на сайте http://www.belta.by/ru/infographica/i_/docs/1096l.

Суд Евразийского экономического сообщества

Правовая основа деятельности. Суд ЕврАзЭС создан в целях рассмотрения споров экономического характера и обеспечения единообразного применения государствами - членами ЕврАзЭС международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС и ТС, а также решений, принимаемых органами ЕврАзЭС и ТС.

В настоящее время функции Суда ЕврАзЭС исполняет Экономический Суд СНГ (см. http://sudsng.org/competence/evrazes/) на основании Соглашения между Евразийским экономическим сообществом и Содружеством Независимых Государств о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 03.03.2004.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. действие вышеназванного Соглашения и ниженазванного Договора приостановлено Договором о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества от 10.10.2014.

 

Правовую основу деятельности Суда ЕврАзЭС составляют:

- Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000;

- Статут Суда Евразийского экономического сообщества от 05.07.2010 (далее - Статут).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. действие Статута и нижеприведенного Договора от 09.12.2010 приостанавливается и прекращается с даты вступления в силу Договора о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества от 10.10.2014;

 

- Договор об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 09.12.2010.

19 декабря 2011 г. на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС приняты следующие документы:

- О структуре и численности Секретариата Суда Евразийского экономического сообщества;

- Об условиях оплаты труда судей Суда Евразийского экономического сообщества, должностных лиц и сотрудников Секретариата Суда Евразийского экономического сообщества;

- О должностных лицах и сотрудниках Секретариата Суда Евразийского экономического сообщества;

- Об определении размера, валюты платежа, порядка зачисления, использования и возврата пошлин, уплаченных хозяйствующими субъектами при обращении в Суд Евразийского экономического сообщества;

- Об официальном опубликовании решений Суда Евразийского экономического сообщества;

- О формировании и организации деятельности Суда ЕврАзЭС;

- Об одобрении кандидатур на должности судей Суда ЕврАзЭС.

Компетенция. Согласно ст.14 Статута в Суд ЕврАзЭС для рассмотрения спора могут обратиться:

- государства - члены ЕврАзЭС и ТС;

- органы ЕврАзЭС и ТС;

- хозяйствующие субъекты государств - членов ТС и третьих стран (только по делам об оспаривании действий (бездействий) и решений Комиссии таможенного союза).

Следовательно, Суд ЕврАзЭС будет рассматривать не только межгосударственные споры, которые могут возникать в связи с выполнением нормативной базы ТС и ЕЭП, но и иски субъектов хозяйствования.

Кроме того, Суд ЕврАзЭС дает консультативные заключения по вопросам применения международных договоров и решений органов ЕврАзЭС и ТС.

Порядок назначения судей. Согласно ст.3 Статута в состав Суда ЕврАзЭС входят по 2 судьи от каждого государства - члена ЕврАзЭС. Срок полномочий судьи - 6 лет.

Судьи назначаются и освобождаются от должности Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств).

Процедура назначения судей Суда ЕврАзЭС, а также прекращения их полномочий урегулирована ст.5 Статута.

Суд ЕврАзЭС будет располагаться в г.Минске.

Участие государств - членов Единого экономического пространства в других интеграционных объединениях на постсоветском пространстве

Евразийское экономическое сообщество. Евразийское экономическое сообщество - международная экономическая организация. В ее функции входит формирование общих внешних таможенных границ входящих в нее стран, выработка единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка.

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в г.Астане.

Членами сообщества со дня образования являются 5 государств - Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В январе 2006 г. членом ЕврАзЭС стал Узбекистан (в конце 2008 г. он приостановил членство в ЕврАзЭС). В мае 2002 г. статус наблюдателя при ЕврАзЭС был предоставлен Молдавии и Украине. В 2003 г. была удовлетворена аналогичная просьба Армении.

Руководящие органы - Межгосударственный Совет, Интеграционный Комитет, Межпарламентская Ассамблея и Суд.

Справочно

Наглядно структура ЕврАзЭС представлена на сайте: http://www.evrazes.com/about/structure.

Евразийское экономическое сообщество имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

Официальный сайт ЕврАзЭС - http://www.evrazes.com/.

 

Союзное государство. Союзное государство - политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

Действует на основании Договора о создании Союзного государства от 08.12.1999.

Для реализации задач стороны на паритетных началах образовали Высший Государственный Совет Союза, Парламентское Собрание Союза, Исполнительный Комитет Союза.

Информационно-аналитический портал Союзного государства - http://www.soyuz.by/.

Содружество Независимых Государств. Содружество Независимых Государств (СНГ) было образовано 8 декабря 1991 г. после подписания руководителями Беларуси, Российской Федерации и Украины Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 г. в г.Алма-Ате главы возникших на постсоветском пространстве 11 суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению.

Согласно Протоколу Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образовали Содружество Независимых Государств. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия, которая завершила свое членство в СНГ 18 августа 2009 г.

Руководящие органы - Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская Ассамблея, Исполнительный Комитет.

Организация Договора о коллективной безопасности. 15 мая 1992 г. в г.Ташкенте Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписали Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Беларусь подписала договор 31 декабря 1993 г. В настоящее время Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) объединяет Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан.

Цели ОДКБ - укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам.

14 мая 2002 г. было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию - ОДКБ.

2 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя.

Высшим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), в состав которого входят главы государств-членов.

Постоянно действующий рабочий орган - Секретариат Организации. Им руководит Генеральный секретарь, который назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен Совету.

4 февраля 2009 г. в г.Москве на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).

Официальный сайт ОДКБ - http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm.

Справочная информация

Каталог решений Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза).

Каталог решений Комиссии таможенного союза (2011 год).

Каталог решений Высшего Евразийского экономического совета.

 

27.12.2011 г.

 

Елена Ильницкая, юрист

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»