Пособие от 02.05.2013
Автор: Нехай Н.

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции в 2013 году


СОДЕРЖАНИЕ

 

Кто исчисляет и уплачивает единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Условия применения единого налога

Реорганизация юридического лица и создание филиалов: определяем критерий применения единого налога

Переход на уплату единого налога

Уплату каких налогов заменяет и не заменяет единый налог

В каких случаях организация может перестать уплачивать единый налог

Определение налоговой базы по единому налогу

Внереализационные доходы, включаемые в валовую выручку для исчисления единого налога

Ставка единого налога

Налоговый период

Льготы по единому налогу

 

Материал помещен в архив

 

ЕДИНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В 2013 ГОДУ

Кто исчисляет и уплачивает единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее - единый налог) признаются перешедшие на применение единого налога в порядке, установленном главой 36 Налогового кодекса РБ (далее - НК):

• организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию;

• организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений, - в части деятельности таких филиалов и иных обособленных подразделений.

 

Обратите внимание!

С 2013 г. введено ограничение: теперь под организациями, которые имеют право уплачивать единый налог, понимаются юридические лица Республики Беларусь (подп.2.1 п.2 ст.13 НК).

 

Следовательно, с 1 января 2013 г. не являются плательщиками единого налога:

• иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами;

• простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования);

• хозяйственные группы.

Таким образом, уплата единого налога возможна в 2 случаях:

1) либо юридическим лицом Республики Беларусь, производящим на территории Республики Беларусь сельхозпродукцию, - по всей деятельности юридического лица;

2) либо юридическим лицом, имеющим филиал или обособленное подразделение по производству сельхозпродукции, с отдельным балансом и банковским счетом - только в отношении деятельности этого филиала.

С 1 января 2013 г. наделены правом исчисления единого налога организации, производящие пушнину.

Не вправе применять единый налог:

• организации - плательщики налога при упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) (не имели такого права и до 2013 г.);

• резиденты свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка (п.1 ст.302 НК).

Условия применения единого налога

Применять единый налог вправе:

• организации, у которых есть филиалы или иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений, выручка которых от реализации произведенной продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 % выручки, исчисленной от всей деятельности филиала или иного обособленного подразделения, за предыдущий календарный год;

• другие организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 % общей выручки этих организаций за предыдущий календарный год.

Организация, возникшая в результате реорганизации в форме преобразования в предыдущем календарном году, вправе применять единый налог, если выручка от реализации указанной продукции, произведенной ею и реорганизованной организацией, составляет не менее 50 % выручки, полученной путем суммирования общих выручек обеих организаций за предыдущий календарный год (п.1 ст.302 НК).

 

Обратите внимание!

Норма в отношении организации, возникшей в результате реорганизации в форме преобразования, внесена в НК с 1 января 2013 г., но на практике применялась и ранее на основании разъяснений налоговых органов.

 

Таким образом, главный критерий для применения единого налога: выручка от реализации произведенной продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства должна составлять не менее 50 % общей выручки за предыдущий календарный год. С 1 января 2013 г. для целей данного критерия в произведенную продукцию животноводства включается также произведенная пушнина (в 2012 г. приведенная норма НК содержала такое исключение).

Следовательно, организации, осуществляющие производство пушнины, с 1 января 2013 г. имеют право на применение единого налога.

 

Пример

Выручка, полученная головной организацией за 2012 г., - 200 млн.руб. Выручка от реализации сельхозпродукции отсутствует.

Выручка, полученная филиалом, выделенным на отдельный баланс, за 2012 г., - 180 млн.руб., в т.ч. от реализации сельхозпродукции - 160 млн.руб.

Организация вправе уплачивать единый налог в части деятельности своего филиала, так как доля выручки от реализации произведенной в 2012 г. сельхозпродукции у филиала более 50 % ((160 млн.руб. / 180 млн.руб.) x 100 = 88,9 %).

 

Обратите внимание!

Критерий применения единого налога определяется от общей выручки, т.е. без учета доходов от внереализационных операций. Значит, в указанном случае не нужно путать общую выручку с валовой выручкой, в состав которой входят и внереализационные доходы.

 

Кроме того, организация должна обеспечить раздельный учет выручки от реализации произведенной продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства.

В целях отнесения деятельности организации к деятельности, осуществляемой в сельском хозяйстве (в т.ч. в растениеводстве, животноводстве, пчеловодстве) и рыбоводстве, следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2016 г. общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» отменен постановлением Госстандарта РБ от 28.01.2016 № 8.

С 1 января 2016 г. введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 05.12.2011 № 85.

 

Для отнесения произведенной плательщиком продукции к сельскохозяйственной продукции необходимо использовать общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.06.2007 № 36.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2012 № 83.

Реорганизация юридического лица и создание филиалов: определяем критерий применения единого налога

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в т.ч. суда (п.1 ст.53 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (п.5 ст.54 ГК).

Следовательно, реорганизация в форме преобразования - это изменение организационно-правовой формы юридического лица.

 

Пример

В августе 2012 г. общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Зернышко» было преобразовано в частное унитарное предприятие (ЧУП) «Зернышко». Выручка ООО до момента преобразования в 2012 г. составила 200 млн.руб., в т.ч. от реализации сельхозпродукции - 90 млн.руб. Выручка ЧУП в 2012 г. составила 150 млн.руб., в т.ч. от реализации сельхозпродукции - 140 млн.руб.

Доля выручки от реализации сельхозпродукции - 65,7 % ((90 + 140) / (200 +150)) х 100 ), т.е. критерий для применения единого налога соблюден.

 

Организация, возникшая в результате реорганизации в форме преобразования, вправе применять единый налог с даты внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) юридического лица в связи с реорганизацией в форме преобразования, если реорганизованная организация имела право применять единый налог и применяла его на день, непосредственно предшествующий указанной дате (п.2 ст.302 НК).

 

Обратите внимание!

При реорганизации в форме присоединения доля выручки в целом по организации определяется без учета выручки присоединенной организации.

 

Пример

При реорганизации путем присоединения в августе 2012 г. к организации «А», осуществляющей деятельность по производству сельхозпродукции, присоединилась организация «Б», осуществляющая эту же деятельность. Выручка организации «А» за весь 2012 г. составила 200 млн.руб., в т.ч. выручка от реализации сельхозпродукции - 80 млн.руб. Выручка организации «Б» до момента присоединения в 2012 г. составила 100 млн.руб., в т.ч. выручка от реализации сельхозпродукции - 90 млн.руб.

Доля выручки, принимаемая в качестве критерия для перехода на уплату единого налога - 40 % (80 / 200 х 100), т.е. организация в целом не вправе перейти в 2013 г. на уплату единого налога.

Переход на уплату единого налога

Организация, изъявившая желание применять единый налог, должна не позднее 15-го числа первого месяца квартала, с которого она желает применять единый налог, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, утвержденное постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 20) (далее - уведомление) (п.1 ст.303 НК).

 

Обратите внимание!

Критерий (соотношение выручки) для перехода на уплату единого налога принимается по итогам за предыдущий календарный год.

 

Пример

Организация приняла решение о переходе на уплату единого налога с I квартала 2013 г.

В этом случае последний день подачи соответствующего заявления (уведомления) - 15 января 2013 г.

 

Организации, прошедшие государственную регистрацию в году, в котором они претендуют на применение единого налога, вправе применять единый налог начиная с даты их государственной регистрации при условии подачи в налоговый орган по месту постановки на учет соответствующего уведомления, в течение 20 рабочих дней со дня их государственной регистрации (п.2 ст.302 НК).

 

Пример

Организация зарегистрирована в июле 2012 г. С момента регистрации до окончания 2012 г. деятельности не осуществляла. С 2013 г. организация начала производство сельскохозяйственной продукции.

Поскольку организация не осуществляла деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, у нее не выполняется условие для перехода в 2013 г. на уплату единого налога, установленное п.1 ст.302 НК. Следовательно, организация не имеет права на применение в 2013 г. единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.

 

В случае создания филиала или иного обособленного подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющего отдельный баланс и для совершения операций которого юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленного подразделения, в календарном году, в котором создавшая его организация претендует на применение единого налога, указанная организация вправе применять единый налог в части деятельности этого обособленного подразделения начиная с даты его создания при условии подачи в налоговый орган по месту постановки такого обособленного подразделения на учет соответствующего уведомления в течение 20 рабочих дней со дня постановки на учет в налоговом органе (п.2 ст.302 НК).

Данная норма внесена в НК с 1 января 2013 г., но на практике применялась и ранее.

Уплату каких налогов заменяет и не заменяет единый налог

Уплата единого налога заменяет уплату налогов, сборов (пошлин), если иное не предусмотрено п.4 ст.302 НК, а также уплату арендной платы за землю (п.3 ст.302 НК).

В 2012 г. уплата единого налога заменяла не только уплату налогов, сборов (пошлин), но еще и отчислений в бюджет или государственные внебюджетные фонды, не только арендной платы за землю, но и отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами.

С 1 января 2013 г. в составе республиканского бюджета формируются республиканские инновационные фонды, в составе местных бюджетов - местные инновационные фонды. Инновационные фонды - государственные целевые бюджетные фонды (Указ Президента РБ от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» (далее - Указ № 357)).

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Федерация профсоюзов Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком вправе формировать внебюджетные централизованные инвестиционные фонды.

Республиканские инновационные фонды формируются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Федерацией профсоюзов Беларуси за счет отчислений в размере 10 % от налога на прибыль, уплаченного в республиканский бюджет организациями, находящимися в их подчинении (входящими в их состав), а также входящими в состав подчиненных им государственных производственных объединений, хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в их управление, дочерними республиканскими унитарными предприятиями подчиненных им (входящих в их состав) организаций, организациями, являющимися участниками холдингов, акции (доли в уставных фондах) управляющих компаний которых находятся в республиканской собственности и переданы им в управление (п.3 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного Указом № 357).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 декабря 2016 г. Положение № 357 изложено в новой редакции Указом Президента РБ от 28.11.2016 № 431. С 1 января 2016 г. в составе республиканского бюджета формируется республиканский централизованный инновационный фонд, в составе местных бюджетов - местные инновационные фонды. Республиканский централизованный фонд и местные инновационные фонды являются государственными целевыми бюджетными фондами (подп.2.1 п.2 Указа № 357). Согласно пп.5 и 6 новой редакции Положения инновационный фонд формируется за счет отчислений в размере 10 % от налога на прибыль, уплаченного в соответствии с законодательством в местный и республиканский бюджеты.

 

Реестр организаций, принимающих участие в формировании инновационных фондов (далее - Реестр), по распорядителям средств республиканских инновационных фондов утверждает Совет Министров РБ.

Местные инновационные фонды формируются облисполкомами и Минским горисполкомом за счет отчислений в размере 10 % от налога на прибыль, уплаченного в местные бюджеты на территории соответствующей области и г.Минска организациями, находящимися в коммунальной собственности, а также хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности, и иными организациями, не указанными в части первой п.3 названного Положения.

 

Обратите внимание!

Если организация, исчисляющая единый налог, указана в Реестре либо в перечне организаций, которые должны по ведомственной подчиненности производить отчисления во внебюджетные инновационные фонды, она является плательщиком отчислений в инновационные фонды.

 

Уплата единого налога не освобождает от перечисления в соответствии с законодательством части прибыли (дохода) в бюджет республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами (п.3 ст.302 НК).

Данная норма применялась и в 2012 г.

Порядок исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, установлен Указом Президента РБ от 28.12.2005 № 637.

Для плательщиков сохраняется общий порядок исчисления и уплаты:

• акцизов;

• налога на добавленную стоимость;

• налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Беларусь;

• государственной пошлины;

• патентных пошлин;

• консульского сбора;

• оффшорного сбора;

• гербового сбора;

• сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

• налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов, признаваемых таковыми в соответствии с п.1 ст.35 НК (по ставке 12 %).

 

Обратите внимание!

С 1 января 2013 г. плательщики единого налога уплачивают налог на прибыль в отношении внереализационных доходов, указанных в подп.3.2-3.4 п.3 ст.128 НК, по ставке 18 %;

 

• обязательных страховых взносов и иных платежей в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь (п.4 ст.302 НК).

При установлении иных налогов, сборов (пошлин) обязанность по их уплате возлагается на плательщиков путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в часть первую п.4 ст.302 НК.

Плательщики единого налога не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, в т.ч. от обязанности удерживать при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК (п.5 ст.302 НК).

 

Пример

Организация - плательщик единого налога выплачивает доходы иностранной организации, виды которых определены ст.146 НК (проценты по займам, плата за рекламные услуги и т.п.).

При выплате доходов, перечисленных в ст.146 НК, иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь, белорусская организация должна исполнить обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы.

Если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п.2 ст.5 НК).

Порядок применения международных налоговых соглашений и устранения двойного налогообложения приведен в ст.151 НК и Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.

 

Уплата единого налога плательщиками по деятельности филиалов или иных обособленных подразделений по производству сельскохозяйственной продукции не заменяет уплаты налогов, сборов (пошлин), установленных НК, по деятельности, не связанной с деятельностью таких филиалов или иных обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений (п.6 ст.302 НК).

Данный порядок применялся и в 2012 г.

В каких случаях организация может перестать быть плательщиком налога

Применение плательщиками единого налога прекращается в случаях:

• несоблюдения условия, предусмотренного частью первой п.1 ст.302 НК, т.е. установленного соотношения выручки;

• принятия решения об отказе от применения единого налога (п.7 ст.302 НК);

• при несоблюдении за календарный год условия, предусмотренного частью первой п.1 ст.302 НК (т.е. соотношения выручки 50 % и более), организация не вправе применять единый налог в следующем за ним календарном году. Организация обязана перейти с начала календарного года, следующего за годом, в котором не соблюдено указанное условие, на общий порядок налогообложения, кроме случая, если она перешла на применение налога при УСН в порядке и на условиях, установленных главой 34 НК (п.3 ст.303 НК).

Таким образом, контролировать соотношение выручки в течение календарного года нет необходимости: результат такого соотношения анализируется по итогу за календарный год.

 

Пример

У организации - плательщика единого налога в 2013 г. соотношение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции к общей сумме выручки в I квартале 2013 г. составило 40 %. Это не означает, что организация не имеет права исчислять единый налог во II квартале 2013 г. Только если данное соотношение будет менее 50 % за 2013 г., организация перестанет быть плательщиком единого налога с 2014 г.

 

Поэтому сведения о выручках (раздел II «Другие сведения (справочно)») налоговой декларации (расчета) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции (далее - налоговая декларация по единому налогу) представляются в налоговый орган за календарный год, т.е. 1 раз в год.

Сведения о размерах выручек, определенных частью первой п.1 ст.302 НК, и размере процентной доли, исчисленной в соответствии с указанной частью, представляются организациями за каждый календарный год не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным годом, в составе показателей налоговой декларации по единому налогу (п.3 ст.303 НК).

При переходе на общий порядок налогообложения по решению плательщика он обязан проинформировать о таком решении налоговый орган не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого он решил перейти на общий порядок налогообложения.

Организация, перешедшая на общий порядок налогообложения или применение налога при УСН в текущем календарном году, не вправе в этом же году вновь перейти на применение единого налога (пп.4 и 5 ст.303 НК).

 

Пример

Организация приняла решение о применении общего порядка налогообложения 25 марта 2013 г. Поскольку в этом случае информация о принятом решении не может быть представлена в налоговую инспекцию до 1 марта (месяца, предшествующего II кварталу 2013 г.), организация имеет право перейти на общий порядок налогообложения только с III квартала 2013 г.

Определение налоговой базы по единому налогу

Объектом обложения единым налогом признается валовая выручка.

Налоговая база единого налога определяется как денежное выражение валовой выручки.

 

Справочно

Для целей главы 36 НК валовой выручкой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (п.2 ст.304 НК).

 

Пример

Организация - плательщик единого налога реализовала своим работникам произведенную сельскохозяйственную продукцию.

Полученная сумма выручки от реализации продукции своим работникам облагается единым налогом так же, как и выручка, полученная от реализации товаров на сторону.

 

При определении налоговой базы не учитываются:

• средства, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, заготовленной у населения и сданной государству;

• стоимость скота, выбракованного из основного стада и поставленного на откорм;

• выручка, полученная от реализации произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства, - в течение 3 лет со дня их регистрации;

• суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов в соответствии с НК, а также суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств.

 

Пример

Организация - плательщик единого налога сдала в аренду оборудование резиденту Российской Федерации. Арендная плата составляет 11 800 рос.руб. Поскольку местом сдачи в аренду движимого имущества (за исключением транспортных средств) является место деятельности арендатора (подп.4 ст.3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009), резидент Российской Федерации удержал НДС в бюджет Российской Федерации в сумме 1 800 рос.руб., выплатив только 10 000 рос.руб.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. вышеназванный Протокол утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Сумма НДС 1 800 рос.руб. исключается из налоговой базы для целей исчисления единого налога при наличии документов, подтверждающих удержание: справки, заверенной налоговым органом (иной компетентной службой государства, в функции которой входит взимание налогов), или иных документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов, сборов и других обязательных отчислений в иностранном государстве (подп.3.4 п.3 ст.129 НК).

 

Справочно

В состав внереализационных расходов включаются суммы налогов, сборов и других обязательных отчислений, удержанных и (или) уплаченных в бюджет или внебюджетные фонды иностранных государств в соответствии с законодательством этих государств (за исключением налогов и сборов, в отношении которых предусмотрено устранение двойного налогообложения в соответствии с законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь), при наличии справки, заверенной налоговым органом (иной компетентной службой государства, в функции которой входит взимание налогов), или иных документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов, сборов и других обязательных отчислений в иностранном государстве (подп.3.4 п.3 ст.129 НК);

 

• стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая затраты на их безвозмездную передачу.

 

Пример

Организация, уплачивающая единый налог, безвозмездно передала имущество детскому саду. Оборот по безвозмездной передаче не облагается единым налогом.

 

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей главы 36 НК определяется в порядке, установленном п.4 ст.127 НК.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается на дату признания ее в бухгалтерском учете независимо от даты проведения расчетов по ним с соблюдением принципа (метода) начисления в порядке, установленном законодательством и (или) закрепленном в соответствии с ним в учетной политике организации (п.4 ст.127 НК).

Таким образом, с 1 января 2013 г. выручка для исчисления единого налога определяется методом «по отгрузке».

 

Обратите внимание!

Организации, применявшие в 2012 г. метод определения выручки «по оплате», должны руководствоваться следующим.

В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, единому налогу и налогу при УСН выручка (валовая выручка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных и не оплаченных до 1 января 2013 г., внереализационные доходы, причитавшиеся к получению и не полученные до этой даты, отражение которых в соответствии со ст.128 НК не приходится на указанную дату либо после нее, подлежат отражению по мере поступления оплаты (фактического получения доходов), но не позднее 31 декабря 2013 г. организациями, отражавшими до 1 января 2013 г. выручку по оплате отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (за исключением организаций, являющихся плательщиками налога при УСН, продолжающих отражать в 2013 г. выручку по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав) (ст.2 Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»).

 

Пример

Организация - плательщик единого налога в 2012 г. определяла выручку методом «по оплате». 19 декабря 2012 г. покупателю на территории Республики Беларусь была отгружена продукция.

Вариант А. Оплата продукции поступила в июне 2013 г. Выручка отражается в налоговой декларации по единому налогу в июне 2013 г. Следует отметить, что оборот отражается в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость (далее - налоговая декларация по НДС) в феврале 2013 г. - на 60-й день с момента отгрузки продукции.

Вариант Б. Оплата продукции не поступила в 2013 г. Выручка отражается в налоговой декларации по единому налогу в декабре 2013 г. В налоговой декларации по НДС оборот по реализации продукции отражается в феврале 2013 г. (на 60-й день с момента отгрузки).

 

Дата отражения выручки от реализации товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации, но не может быть позже:

• даты их отпуска покупателю (получателю или организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющей перевозку (экспедирование) товара, или организации связи), если продавец не осуществляет доставку (транспортировку) товаров либо не производит затрат по доставке (транспортировке);

• в иных случаях - наиболее ранней из следующих дат: даты передачи покупателю (получателю) либо даты передачи организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющей перевозку (экспедирование) товаров, оплату услуг которой производит покупатель (п.4 ст.127 НК).

Такой же подход применялся и в 2012 г.

Датой передачи имущественных прав признается дата заключения соответствующего договора, если иное не установлено договором, но не может быть позднее даты поступления оплаты имущественных прав (иного прекращения обязательств по оплате имущественных прав, в т.ч. в результате зачета, уступки права требования, поступления средств от третьих лиц).

В 2012 г. днем передачи имущественных прав признавалась дата наступления права на получение платы в соответствии с договором. Новая норма распространяется на договоры о передаче имущественных прав, заключенные после 1 января 2013 г.

Датой отражения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комитентом (доверителем) при их реализации по указанным договорам признается соответственно дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером (поверенным) покупателю.

Такой же подход к определению дня отгрузки товаров комитентом применялся и в 2012 г.

 

Пример

Организация - плательщик единого налога (комитент), определявшая в 2012 г. выручку методом «по оплате», по договору комиссии отгрузила комиссионеру товар 13 декабря 2012 г. Комиссионер отгрузил товар покупателю частично 21 декабря 2012 г., частично 10 января 2013 г. Оплата от покупателей поступила комиссионеру 1 марта 2013 г.

По товарам, отгруженным комиссионером в 2012 г. (т.е. 21 декабря 2012 г.), комитент должен отразить выручку по мере зачисления денежных средств на счет комиссионера (поверенного) - на 1 марта 2013 г. По товарам, отгруженным в 2013 г., выручка будет определена на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером (поверенным) покупателю (на 17 января 2013 г.).

 

Каких-либо особенностей для признания выручки организациями, уплачивающими единый налог, по оказанию услуг и выполнению работ в НК не предусмотрено. Здесь нужно руководствоваться общей нормой, установленной законодательством по бухгалтерскому учету - Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102, в которой определены условия признания такой выручки. При соблюдении и совпадении всех этих условий выручка при выполнении работ и оказании услуг будет отражена как в бухгалтерском учете, так и признана для целей налогообложения налогооблагаемым доходом.

В основном факт выполнения работ (оказания услуг) фиксируется, как правило, актом выполненных работ (актом оказанных услуг). В этом случае выручка для целей единого налога, так же как и для целей бухгалтерского учета, будет отражена по дате подписания акта заказчиком.

В случае возврата товаров (отказа от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или соразмерного уменьшения цены товаров (работ, услуг), имущественных прав уменьшение выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав осуществляется в том отчетном периоде, в котором произведены возврат товаров (отказ от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или соразмерное уменьшение цены товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.2 ст.304 НК).

 

Пример

Организация отгрузила продукцию покупателю на территории Республики Беларусь в декабре 2012 г. Выручка определялась «по отгрузке», в связи с чем она была отражена в стр.1 налоговой декларации по единому налогу в декабре 2012 г., в стр.4 был отражен исчисленный НДС.

Продукция возвращена покупателем в январе 2013 г. В налоговой декларации по единому налогу в январе 2013 г. эта сумма выручки исключается из стр.1, а сумма НДС - из стр.4, т.е. уточненная налоговая декларация по единому налогу за 2012 г. не представляется.

В таком же порядке исключается оборот из налоговой декларации по НДС, т.е. в январе 2013 г., на основании п.11 ст.103 НК.

 

В налоговую базу единого налога включаются средства (субсидии), получаемые из бюджета в связи с удешевлением стоимости льняного волокна, поставляемого в счет государственных нужд (п.2 ст.304 НК).

При реализации покупных товаров единый налог также исчисляется от валовой выручки, т.е. в НК в целях налогообложения не предусмотрено исключение покупной стоимости товара из суммы средств, полученной от реализации данного товара.

 

Пример

Организация - плательщик единого налога приобрела товары по цене 12 000 тыс.руб., в т.ч. НДС 2 000 тыс.руб., реализовала данные товары по цене 18 000 тыс.руб., в т.ч. НДС 3 000 тыс.руб. Налоговая база равна 15 000 тыс.руб. (18 000 - 3 000).

 

При реализации продукции ниже ее себестоимости в налоговой декларации по единому налогу отражается показатель исходя из суммы полученной выручки, а не от себестоимости продукции.

 

Пример

Себестоимость произведенной продукции растениеводства составила 8 000 тыс.руб. Продукция реализована по цене 6 000 тыс.руб., в т.ч. НДС 1 000 тыс.руб. Налоговая база для исчисления единого налога составляет 5 000 тыс.руб. (6 000 - 1 000).

 

Для организаций, которые применяют единый налог по деятельности филиалов или иных обособленных подразделений по производству сельскохозяйственной продукции, налоговая база определяется исходя из валовой выручки филиала или иного обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и для совершения операций которого юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленного подразделения, определяемой в соответствии с п.2 ст.304 НК (п.3 ст.304 НК).

Внереализационные доходы, включаемые в валовую выручку для исчисления единого налога

К внереализационным доходам относятся доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль, если иное не установлено главой 36 НК.

Внереализационные доходы определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета (п.2 ст.128 НК).

С 1 января 2013 г. дата отражения внереализационных доходов определяется плательщиком (за исключением банков) в соответствии с его учетной политикой, но не может быть позднее даты их получения, а в отношении доходов, по которым в п.3 ст.128 НК указана дата их отражения, - не может быть позднее указанной даты.

Таким образом, плательщикам предоставлено право выбора: отражать каждый вид внереализационных доходов (за исключением тех, по которым в НК установлена дата их отражения) либо по принципу начисления, либо по факту получения дохода.

В случае отсутствия в учетной политике порядка отражения внереализационных доходов в целях налогообложения по названным доходам будет применяться:

• в отношении доходов, по которым в п.3 ст.128 НК определена дата их отражения, - указанная дата;

• по другим доходам - метод начисления, т.е. метод, установленный для отражения выручки и доходов в бухгалтерском учете.

Учитывая изложенное, в валовую выручку для целей исчисления единого налога включаются следующие доходы.

1. Доходы в виде процентов, полученных за предоставление в пользование денежных средств организации, а также процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на банковском счете (подп.3.5 п.3 ст.128 НК).

 

Пример

Сельскохозяйственный кооператив получает проценты за хранение денежных средств на банковском депозите. Данные доходы включаются в валовую выручку организации в составе внереализационных доходов и являются объектом обложения единым налогом.

 

2. Суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, полученные в результате применения иных мер ответственности, в т.ч. в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств (подп.3.6 п.3 ст.128 НК).

 

Пример

Организация - плательщик единого налога отгрузила покупателю продукцию. За несвоевременную оплату продукции через суд была взыскана пеня, установленная договором. Сумма пени включается в валовую выручку для целей исчисления единого налога или на момент ее признания (т.е. вынесения решения судом), или на момент ее получения в зависимости от метода, установленного учетной политикой.

В случае если организация не обращается в суд и пеня признана покупателем в досудебном порядке, датой ее признания считается дата соответствующего документа. Если документ о признании пени виновной стороной представлен не был, но виновная сторона согласилась и уплатила пеню, моментом признания пени является дата ее получения продавцом.

 

3. Поступления в счет возмещения вреда в натуре, убытков, в т.ч. упущенной выгоды, не связанных с нарушением договорных обязательств, в размерах, превышающих размеры вреда в натуре, убытков, в т.ч. упущенной выгоды, а также поступления в случае их отражения ранее в соответствии с подп.3.13 п.3 ст.129 НК. Такие доходы отражаются на дату их поступления независимо от способа возмещения вреда в натуре, убытков, в т.ч. упущенной выгоды (включая оплату задолженности перед третьими лицами, зачет встречных требований и др.) (подп.3.7 п.3 ст.128 НК).

 

Пример

Работник организации (материально ответственное лицо) допустил недостачу запчастей на складе в январе 2013 г. в сумме 1 000 тыс.руб. В марте 2013 г. с работника взыскано в возмещение ущерба 1 200 тыс.руб. В состав внереализационных доходов и соответственно в валовую выручку для исчисления единого налога включается 200 тыс.руб. (1 200 - 1 000). Данная сумма включается в стр.2 налоговой декларации по единому налогу исходя из даты, установленной учетной политикой, но не позднее даты фактического получения возмещения.

 

В отношении упущенной выгоды с 1 января 2013 г. внесено дополнение, в 2012 г. данное положение отсутствовало.

 

Справочно

Упущенная выгода - неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (п.2 ст.14 ГК).

 

Упущенная выгода в первую очередь определяется лицом, которое по каким-то причинам не получило предполагаемого дохода. В дальнейшем такое лицо согласует размер упущенной выгоды со своим контрагентом. Если стороны не достигли соглашения, спор разрешается в судебном порядке. В этом случае в решении суда будет предусмотрен размер упущенной выгоды. Если стороны договариваются самостоятельно, то любой подписанный ими документ, который свидетельствует о размере упущенной выгоды, будет согласием двух сторон и основанием для включения в состав внереализационных доходов размера упущенной выгоды.

 

4. Стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств (подп.3.8 п.3 ст.128 НК).

 

Пример

Организация - плательщик единого налога получила безвозмездную помощь в соответствии с Указом Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300).

При предоставлении (получении) безвозмездной (спонсорской) помощи юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица исчисляют и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством (п.13 Указа № 300).

В состав внереализационных доходов не включаются товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, безвозмездно полученные организациями, осуществляющими деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии их использования для осуществления деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп.4.9.5 п.4 ст.128 НК).

Таким образом, суммы безвозмездной помощи, полученные организацией в соответствии с Указом № 300, не включаются в валовую выручку в составе внереализационных доходов при исчислении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции только при условии направления данных средств на вышеназванные цели.

 

Иные случаи, когда безвозмездная помощь не включается коммерческими организациями в состав внереализационных доходов, перечислены в п.4 ст.128 НК. Это:

а) средства, поступающие в рамках целевого финансирования из бюджета либо государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства и использованные по целевому назначению, за исключением средств, указанных в подп.3.192 п.3 ст.128 НК. При этом расходы организаций, покрытые за счет этих средств, не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли (подп.4.1);

б) товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, безвозмездно полученные:

• правопреемником (правопреемниками) организации при ее реорганизации;

• республиканскими и коммунальными унитарными предприятиями при безвозмездной передаче находящегося в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы имущества по решению собственника либо уполномоченного им органа;

• при безвозмездной передаче в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа;

• в качестве иностранной безвозмездной помощи или международной технической помощи в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь (подп.4.9);

• стоимость неиспользуемого государственного имущества, находившегося в республиканской и коммунальной собственности, безвозмездно полученного организациями в собственность в соответствии с законодательством (подп.4.11).

5. Суммы, полученные в погашение дебиторской задолженности после истечения сроков исковой давности, а также суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, невозможной (нереальной) для взыскания. Невозможной (нереальной) для взыскания признается дебиторская задолженность ликвидированных юридических лиц и прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей, в отношении которых в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержится запись об исключении из него юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также задолженность умерших физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (подп.3.9 п.3 ст.128 НК).

 

Пример

В марте 2012 г. истек срок исковой давности (3 года) по продукции, отгруженной покупателю на территории Республики Беларусь в 2009 г., в связи с чем дебиторская задолженность была списана в установленном порядке. В январе 2013 г. от покупателя поступила оплата этой продукции. Данная оплата отражается в январе в стр.2 налоговой декларации по единому налогу.

 

6. Суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, и, если это предусмотрено законодательством, суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки приобретательной давности. Такие доходы отражаются на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности или приобретательной давности (подп.3.10 п.3 ст.128 НК).

 

Пример

В 2010 г. организация приобрела сырье на территории Республики Беларусь по цене 12 000 тыс.руб., в т.ч. НДС 2 000 тыс.руб. Сумма НДС была принята к вычету, поскольку организация работала «по отгрузке». 31 января 2013 г. истек срок исковой давности, организация не рассчиталась за сырье. Организация включает кредиторскую задолженность в сумме 12 000 тыс.руб. во внереализационные доходы 1 февраля 2013 г. В феврале сумма 12 000 тыс.руб. отражается в стр.2 налоговой декларации по единому налогу. Принятая к вычету сумма НДС не восстанавливается.

 

Дополнение в отношении сроков приобретательной давности - новация 2013 г. Лицо - гражданин или юридическое лицо, в собственности которого не находится имущество, но которое добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность) (ст.235 ГК).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст.282-284 и 286 ГК, начинается со дня, следующего за днем истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

 

7. Суммы кредиторской задолженности при ликвидации юридического лица. Такие доходы отражаются на дату составления ликвидационного баланса (акта проверки, в ходе которой были установлены обстоятельства, являющиеся основанием для ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа, - при ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа в порядке, установленном Президентом РБ) (подп.3.101 п.3 ст.128 НК).

При этом имеется в виду окончательный, а не промежуточный ликвидационный баланс.

8. Суммы кредиторской задолженности при ликвидации, прекращении деятельности и (или) смерти кредитора. Такие доходы отражаются на дату, когда плательщику стало известно об исключении кредитора из ЕГР и (или) о факте смерти физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (подп.3.102 п.3 ст.128 НК).

9. Стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации. Такие доходы отражаются на дату оприходования имущества в бухгалтерском учете организации (подп.3.11 п.3 ст.128 НК).

 

Обратите внимание!

В случаях 7-9 указана конкретная дата, когда доходы должны быть отражены в составе внереализационных, в то время как в 2012 г. было указано, что они должны быть отражены в соответствующем налоговом периоде, т.е. году.

 

10. Плата, поступившая за участие в торгах (тендере) (подп.3.12 п.3 ст.128 НК).

11. Положительная разница, возникающая между стоимостью имущества, полученного (переданного) в заем, и стоимостью имущества, переданного (полученного) при погашении этого займа. Такие доходы отражаются на дату оприходования (списания) имущества в бухгалтерском учете организации (подп.3.13 п.3 ст.128 НК). В 2012 г. они отражались в налоговом периоде их оприходования.

12. Суммы НДС, ранее включенные в состав внереализационных расходов в связи с отсутствием документов, обосновывающих:

• применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 % по истечении 180 календарных дней с даты:

- отгрузки товаров (включая произведенные из давальческого сырья и материалов) в государства - члены таможенного союза в случае последующего поступления таких документов. Такие доходы отражаются на дату поступления документов, обосновывающих применение ставки НДС в размере 0 %;

- оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (для плательщиков, осуществляющих декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, - с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой) в случае последующего поступления таких документов. Такие доходы отражаются на дату поступления документов, обосновывающих применение ставки НДС в размере 0 %;

- проведения торгов по реализации пушно-мехового сырья, вывозимого из Республики Беларусь за пределы Российской Федерации, в случае последующего поступления таких документов. Такие доходы отражаются на дату поступления документов, обосновывающих применение ставки НДС в размере 0 %;

• освобождение от обложения НДС по истечении ста восьмидесяти календарных дней с даты отгрузки лизингодателю товаров, указанных в подп.1.44 п.1 ст.94 НК, в случае последующего поступления таких документов. Такие доходы отражаются на дату поступления документов, обосновывающих освобождение от обложения НДС;

• суммы акцизов, ранее включенные в состав внереализационных расходов в связи с отсутствием документов, обосновывающих применение освобождения от акцизов по истечении ста восьмидесяти календарных дней с даты:

- отгрузки подакцизных товаров в государства - члены таможенного союза в случае последующего поступления этих документов. Такие доходы отражаются на дату поступления документов, обосновывающих применение освобождения от акцизов;

- оформления декларации на подакцизные товары с отметками таможенного органа о выпуске подакцизных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (для плательщиков, осуществляющих декларирование таможенным органам подакцизных товаров в виде электронного документа, - с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске подакцизных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой) в случае последующего поступления этих документов. Такие доходы отражаются на дату поступления документов, обосновывающих применение освобождения от акцизов (подп.3.14 п.3 ст.128 НК).

 

Пример

Организация - плательщик единого налога отгрузила продукцию в январе 2013 г. в Российскую Федерацию на сумму 88 000 тыс.руб. в пересчете на курс российского рубля на дату отгрузки. В течение 180 дней не получены документы, подтверждающие экспорт, установленные п.7 ст.102 НК, в связи с чем в июле 2013 г. исчислен НДС по ставке 10 % в сумме 8 000 тыс.руб. (88 000 х 10 / 110). Документы, подтверждающие ставку НДС 0 %, получены 25 сентября 2013 г. Отчетным периодом по НДС и единому налогу избран календарный месяц.

Выручка 88 000 тыс.руб. отражается в стр.1 налоговой декларации по единому налогу за январь 2013 г. Оборот в сумме 88 000 тыс.руб. отражается в стр.3 налоговой декларации по НДС за январь-июль 2013 г. Сумма НДС 8 000 тыс.руб. отражается в стр.4 налоговой декларации по единому налогу за январь-июль 2013 г. В налоговой декларации по НДС за январь-сентябрь 2013 г. оборот 88 000 тыс.руб. исключается из стр.3 и переносится в стр.6 (применяется ставка НДС 0 %). В налоговой декларации по единому налогу за январь-сентябрь 2013 г. в стр.2 отражается сумма 8 000 тыс.руб.

 

13. Доходы от операций по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества.

Доходы от операций по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) определяются в сумме арендной платы (лизинговых платежей), включающих сумму вознаграждения арендодателя (лизингодателя) и возмещаемые в соответствии с законодательством расходы арендодателя (лизингодателя), а также в сумме расходов арендодателя (лизингодателя), не включенных в состав арендной платы (лизинговых платежей), но подлежащих возмещению в соответствии с условиями договора (подп.3.15 п.3 ст.128 НК).

Новация 2013 г. - отражение в составе внереализационных доходов сумм возмещаемых арендаторами расходов арендодателя, не включенных в арендную плату, т.е. коммунальных, эксплуатационных расходов.

 

Пример

Организация - плательщик единого налога сдает в аренду помещение. Арендная плата установлена в сумме 3 600 тыс.руб. ежемесячно, в т.ч. НДС 600 тыс.руб. Сумма выставленных арендатору коммунальных услуг, приобретенных арендодателем, 600 тыс.руб., в т.ч. перевыставляемый арендодателем НДС 100 тыс.руб. Согласно учетной политике арендная плата и возмещаемые расходы включаются во внереализационные доходы на момент их получения.

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются обороты по возмещению арендодателю (лизингодателю) арендатором (лизингополучателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (финансовой арендой (лизингом)), не включенной в сумму арендной платы (лизингового платежа) (подп.2.12.2 п.2 ст.93 НК).

При определении налоговой базы по единому налогу не учитываются суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов в соответствии с НК (п.2 ст.304 НК).

Таким образом, в стр.2 налоговой декларации по единому налогу в момент получения арендной платы отражается сумма поступившей платы 3 600 тыс.руб., в стр.4 - сумма НДС 600 тыс.руб. В стр.2 налоговой декларации по единому налогу в момент получения суммы возмещения коммунальных платежей отражается поступившая сумма 600 тыс.руб. При этом сумма НДС 100 тыс.руб. в стр.4 не отражается, т.е. она не уменьшает налоговую базу по единому налогу, поскольку не уплачивается арендодателем.

 

14. Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы денежных средств, использованных не по целевому назначению, которые получены в рамках иностранной безвозмездной помощи, международной технической помощи, целевого финансирования (за исключением бюджетных средств). Такие доходы отражаются на дату использования не по целевому назначению товаров (работ, услуг), имущественных прав или денежных средств либо на дату нарушения условий, на которых предоставлялись соответствующие товары (работы, услуги), имущественные права или денежные средства (подп.3.16 п.3 ст.128 НК).

15. Положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством (подп.3.17 п.3 ст.128 НК).

Этот порядок установлен Декретом Президента РБ от 30.06.2000 № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц» (далее - Декрет № 15), постановлением Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 «О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. Декрет № 15 утратил силу на основании Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы».

 

16. Положительные разницы, возникающие при погашении дебиторской или кредиторской задолженности, в т.ч. в связи с получением оплаты в сумме, превышающей сумму выручки и (или) внереализационных доходов, определенную в соответствии с п.5 ст.31 НК. Такие доходы отражаются на дату погашения дебиторской или кредиторской задолженности (подп.3.18 п.3 ст.128 НК).

К таким доходам относятся так называемые суммовые разницы (этот термин исключен из подп.3.18 п.3 ст.128 НК с 1 января 2013 г. - назван по-другому).

 

Пример

Организация - плательщик единого налога отгрузила продовольственные товары, стоимость которых выражена в долларах США с оплатой в белорусских рублях. Товары отгружены в январе 2013 г. на сумму 10 000 долл. США, что по курсу на дату отгрузки составило 86 000 тыс.руб. Оплата поступила в марте 2013 г. в сумме 86 600 тыс.руб. по курсу доллара США на дату оплаты 8 660 руб.

В январе выручка, подлежащая отражению в стр.1 налоговой декларации по единому налогу, составит 86 000 тыс.руб., сумма НДС в стр.4 составляет 7 818,182 тыс.руб. (86 000 х 10 / 110), в марте в стр.2 отражается суммовая разница 86 600 - 86 000 = 600 тыс.руб., в стр.4 НДС от суммовой разницы 54,545 тыс.руб. (600 х 10 / 110).

 

17. Доходы в виде снижения или аннулирования отчислений в резервы, расходы на формирование которых были признаны в предшествующих налоговых периодах в составе внереализационных расходов или в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении (подп.3.19 п.3 ст.128 НК).

18. Доходы, полученные организацией по договору доверительного управления имуществом, в котором она указана в качестве выгодоприобретателя (подп.3.191 п.3 ст.128 НК).

19. Средства, поступившие в рамках целевого финансирования из бюджета либо государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства в налоговых периодах, следующих за периодами, в которых расходы, покрытые такими средствами, были учтены при налогообложении (подп.3.192 п.3 ст.128 НК).

Следует отметить, если организация в предыдущем налоговом периоде не уплачивала налог на прибыль, а исчисляла единый налог или применяла УСН, то она не могла учесть расходы, впоследствии покрываемые за счет бюджетных средств, в составе затрат, уменьшающих облагаемую налогом прибыль. В этом случае, по мнению автора, поступившие в следующем налоговом периоде бюджетные средства не включаются в валовую выручку для исчисления единого налога.

 

Пример

Организация приобрела в 2012 г. запчасти к сельхозтехнике. В 2013 г. из бюджета выделены безвозмездно средства на покрытие затрат по приобретению запчастей. В 2012 г. организация исчисляла единый налог. В 2013 г. сумма бюджетных средств не включается в валовую выручку и не облагается единым налогом.

 

20. Доходы покупателя (заказчика) в сумме премий, бонусов, предоставленных продавцом (исполнителем, подрядчиком) к цене (стоимости), указанной в договоре, полученных после выполнения покупателем (заказчиком) условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для получения таких премий, бонусов (подп.3.193 п.3 ст.128 НК).

21. Доходы от продажи иностранной валюты в сумме положительной разницы, образовавшиеся вследствие отклонения курса продажи иностранной валюты от официального курса, установленного Национальным банком РБ (далее - Нацбанк РБ) на дату продажи (подп.3.194 п.3 ст.128 НК).

 

Пример

Организация путем свободной продажи части валютной выручки в сумме 10 000 долл. США получила 87 000 тыс.руб. по курсу 8 700 руб. за 1 доллар. Курс Нацбанка РБ на дату продажи валюты 8 600 руб. Внереализационный доход, подлежащий обложению единым налогом, составляет 1 000 тыс.руб. (10 000 х (8 700 - 8 600)).

 

22. Доходы от обмена одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты (конверсия иностранной валюты) в виде положительной разницы между суммой, полученной как произведение установленного Нацбанком РБ на дату конверсии официального курса приобретенной иностранной валюты и ее количества, и суммой, полученной как произведение установленного Нацбанком РБ на дату конверсии официального курса реализованной иностранной валюты и ее количества (подп.3.195 п.3 ст.128 НК).

23. Суммы части первоначальной стоимости (ее часть) основного средства (его части) и (или) нематериального актива, включенные в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, в случае отчуждения основных средств (их частей) и (или) нематериальных активов, передачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)), доверительное управление, безвозмездное пользование, в отношении которых плательщиком включена в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, часть первоначальной стоимости в соответствии с частью второй подп.2.6 п.2 ст.130 НК ранее, чем по истечении 3 лет с момента их принятия к бухгалтерскому учету. Такие доходы отражаются соответственно на дату отчуждения, передачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)), доверительное управление, безвозмездное пользование (подп.3.196 п.3 ст.128 НК).

Данное положение касается плательщиков, которые в период применения общей системы налогообложения включили в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, амортизационную премию.

24. Другие доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп.3.20 п.3 ст.128 НК).

 

Пример

Организация приобрела на бирже 10 000 долл. США для покупки сырья по курсу 8 600 руб. Курс, установленный Нацбанком РБ на дату приобретения валюты, 8 610 руб. Доход от покупки валюты в связи с ее приобретением по курсу ниже, чем курс Нацбанка РБ в сумме 100 тыс.руб. (10 000 долл. США х (8 610 - 8 600)), отражается по подп.3.20 ст.128 НК в составе внереализационных доходов и в стр.2 налоговой декларации по единому налогу в отчетном периоде его получения.

 

Пример

Организация имеет валютный счет, остаток денежных средств на котором каждый день переоценивается банком исходя из получаемой ежедневно выписки банка. Курс валюты то увеличивается, то уменьшается.

Как определять внереализационный доход: по мере получения выписок банка или в ином порядке?

Переоценка имущества (денежные средства на валютных счетах в банках, в кассах организаций, в пути) и обязательств (дебиторская задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы, услуги; с работниками организации по подотчетным суммам; по расчетам с другими дебиторами; кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за товары, работы, услуги; с работниками организации по подотчетным суммам; по кредитам банков; займам других организаций; по расчетам с другими кредиторами) в иностранной валюте производится при изменении Нацбанком РБ курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период.

Возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте разницы относятся коммерческими организациями на внереализационные доходы или расходы и учитываются при налогообложении, если иное не установлено Президентом РБ или Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ (подп.1.1 и 1.2 п.1 Декрета № 15).

Учитывая изложенное, в состав внереализационных доходов включается положительная курсовая разница от переоценки имеющихся денежных средств на валютном счете на дату совершения хозяйственной операции (например, на дату поступления денежных средств от продажи товаров на валютный счет).

 

Напоминаем, что дивиденды, полученные от источников за пределами Республики Беларусь (подп.3.1 п.3 ст.128 НК), а также доходы, связанные с участием в уставных фондах организаций, при выходе из состава участников и других случаях (подп.3.2-3.4 п.3 ст.128 НК), у организации - плательщика единого налога облагаются не единым налогом, а налогом на прибыль.

 

Доходы, не включаемые в состав внереализационных, которые не облагаются единым налогом, перечислены в п.4 ст.128 НК.

Так, в состав внереализационных доходов не включаются:

• средства, поступающие в рамках целевого финансирования из бюджета либо государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства и использованные по целевому назначению, т.е. когда их использование осуществляется после их получения (подп.4.1);

• средства, полученные плательщиками в порядке долевого участия в строительстве жилья, содержании объектов непроизводственной сферы и использованные по целевому назначению (подп.4.4);

• дивиденды, полученные плательщиками от белорусских организаций (подп.4.8);

• стоимость неиспользуемого государственного имущества, находившегося в республиканской и коммунальной собственности, безвозмездно полученного организациями в собственность в соответствии с законодательством (подп.4.11);

• другие доходы, перечисленные в п.4 ст.128 НК.

 

Обратите внимание!

Типичная ошибка сельскохозяйственных организаций в том, что при определении валовой выручки они берут сальдо внереализационных доходов и расходов. Однако в валовую выручку необходимо включать внереализационные доходы без уменьшения их на внереализационные расходы.

 

Пример

За январь-март 2013 г. сельскохозяйственной организацией, исчисляющей налог ежемесячно, получена выручка от реализации продукции в сумме 220,0 млн.руб., в т.ч. НДС 20,0 млн.руб. Получена от покупателя сумма штрафа за нарушение условий договоров 1,1 млн.руб., исчислен НДС 0,1 млн.руб. (1,1 х 10 / 110). Понесено расходов за рассмотрение дел в суде на сумму 0,4 млн.руб.

Выручка для исчисления единого налога согласно ст.304 НК - вся выручка, полученная организацией за месяц, включая выручку от реализации продукции животноводства.

В состав внереализационных доходов включаются суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, полученные в результате применения иных мер ответственности, в т.ч. в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств (подп.3.6 п.3 ст.128 НК).

В состав внереализационных расходов включаются расходы, связанные с рассмотрением дел в судах (судебные расходы) (подп.3.2 п.3 ст.129 НК).

Как указывалось выше, в налоговую базу включаются внереализационные доходы без уменьшения их на внереализационные расходы.

Таким образом, налоговая база по единому налогу за январь-март 2013 г. составит 201,0 млн.руб. (220,0 + 1,1 - 20,0 - 0,1).

Ставка единого налога

Ставка единого налога с 1 января 2011 г. установлена Указом Президента РБ от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций» в размере 1 %, с 1 января 2012 г. данная ставка закреплена в п.1 ст.305 НК.

Иных ставок единого налога не предусмотрено.

Налоговый период

Согласно ст.305 НК налоговым периодом единого налога признан календарный год.

Отчетным периодом единого налога признается:

• календарный месяц - для организаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость ежемесячно;

• календарный квартал - для организаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость ежеквартально.

Таким образом, в 2013 г. отчетный период по единому налогу ставится в зависимость от выбранного отчетного периода по НДС. В 2012 г. отчетный период по единому налогу выбирался плательщиком независимо от применяемого отчетного периода по НДС.

Соответственно плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию по единому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а уплата единого налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Сумма единого налога исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки единого налога.

Льготы по единому налогу

1. Юридические лица, уплачивающие в соответствии с НК единый налог, вправе ежегодно в течение 3 лет с даты, определенной в части первой подп.1.2 п.1 Указа Президента РБ от 24.06.2008 № 350 «О привлечении инвестиций в сельскохозяйственное производство» (далее - Указ № 350), приобретать технику и запасные части к ней, здания и сооружения специализированные сельскохозяйственного назначения, выполнять работы по строительству и реконструкции зданий и сооружений специализированных сельскохозяйственного назначения с уменьшением суммы единого налога, подлежащего уплате в бюджет в течение календарного года, на такую сумму, но не более 50 % суммы этого налога, рассчитанного по установленной ставке (п.4 Указа № 350).

Датой приобретения техники и запасных частей к ней является дата принятия их юридическими лицами в установленном порядке на учет, датой приобретения, строительства, реконструкции зданий и сооружений специализированных сельскохозяйственного назначения - соответственно дата государственной регистрации возникновения или перехода прав на них, изменения таких зданий и сооружений.

 

Справочно

Дата, от которой отсчитывается 3-летний срок для применения льготы: дата государственной регистрации созданных юридических лиц и дата государственной регистрации покупки (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса сельскохозяйственной организации, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему сельскохозяйственной организации - дата внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности сельскохозяйственной организации (подп.1.2 п.1 Указа № 350).

 

При приобретении техники сельскохозяйственного назначения в течение календарного года уменьшение на 50 % суммы единого налога может производиться с начала календарного года независимо от того, в каком отчетном периоде этого календарного года имело место приобретение вышеназванной техники. Поскольку налоговая декларация по единому налогу заполняется нарастающим итогом с начала года, корректировка производится в текущей налоговой декларации по единому налогу.

Сумма вышеуказанной льготы подлежит отражению в стр.7.1 налоговой декларации по единому налогу. Сумма льготы, отражаемая по стр.7.1 налоговой декларации по единому налогу, не должна превышать 50 % суммы налога, отраженного по стр.7.

 

Пример

Сельскохозяйственная организация приобрела комбайн в марте 2013 г. стоимостью 80 млн.руб. Таким образом, начиная с января 2013 г. организация вправе уменьшить исчисленный единый налог на 50 %. При этом сумма уменьшения единого налога не должна превышать 80 млн.руб. за год.

 

2. Крестьянские (фермерские) хозяйства в течение 3 лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК (ст.328 НК).

Крестьянские (фермерские) хозяйства не освобождаются от таможенных платежей, а также от обязанностей налоговых агентов, в т.ч. от обязанности удерживать при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК.

Кроме того, при определении налоговой базы по единому налогу не учитывается выручка, полученная от реализации произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства, - в течение 3 лет со дня их регистрации (п.2 ст.304 НК).

Выручка, полученная от реализации произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, не учитываемая при обложении единым налогом, отражается в стр.3.1 налоговой декларации по единому налогу.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 февраля 2015 г. постановление № 82 в связи с принятием постановления МНС РБ от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы» утратило силу. Порядок применения новых налоговых деклараций определен в п.4 постановления № 42.

В НК на основании законов РБ от 31.12.2013 № 96-З, от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З, от 13.06.2016 № 372-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения.  

 

02.05.2013

 

Наталья Нехай, экономист