Пособие - навигатор от 25.08.2023 (актуализировано 26.04.2024)
Автор: Артемьева А.

Экологическая экспертиза: для чего и как проводить


СОДЕРЖАНИЕ

 

Государственная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Для всех отраслей

Экологическая экспертиза: для чего и как проводить

Анна Артемьева

Анна Артемьева
юрист, редактор Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

25.08.2023

В материале разъяснено, какие есть виды экологической экспертизы, для чего и как она проводится, какими НПА это урегулировано.

 

Экологическую экспертизу проводят, чтобы установить соответствие или несоответствие в предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации планируемых проектных и иных решений требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Экологическая экспертиза подразделяется на государственную и общественную.

Государственная экологическая экспертиза

Критерий Пояснение
Нормативное регулирование Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к составу документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) отмены, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы, утв. постановлением Совмина от 19.01.2017 № 47.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2024 г. Положение № 47 изложено в новой редакции постановлением Совмина от 12.12.2023 № 872
Кто проводит ГУО «Республиканский центр государственной экологической экспертизы, подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров» Минприроды (ч.1 п.5 Положения № 47)
Кто представляет документы Документацию для проведения государственной экологической экспертизы представляет проектная организация, имеющая аттестат соответствия юрлиц и ИП, осуществляющих разработку разделов проектной документации, выданный в установленном порядке, если обязательность наличия такого аттестата предусмотрена законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (п.51 Положения № 47)
Объекты экспертизы Проводится в отношении объектов, указанных в п.1 ст.5 Закона от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду».

Обратите внимание!

Субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не обращаются за проведением государственной экологической экспертизы в отношении объектов, указанных в абз.6-13 подп.4.4 п.4 Декрета от 23.11.2017 № 7 (абз.5 подп.4.4 п.4 Декрета № 7).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2024 г. следует руководствоваться п.1 ст.5 Закона № 399-З в ред. Закона от 17.07.2023 № 296-З.
С 23 января 2024 г. абз.5-13 подп.4.4 п.4 Декрета № 7 утратили силу Законом № 296-З
Порядок проведения экспертизы Порядок проведения государственной экологической экспертизы документации и требования к документации установлены в гл.2 и 3 Положения № 47
Результат экспертизы По результатам составляется заключение (п.23 Положения № 47).
Заключение может быть положительным либо отрицательным. Положительное заключение может содержать особые условия реализации проектных решений (п.29 Положения № 47)

Общественная экологическая экспертиза

Критерий Пояснение
Нормативное регулирование Положение о порядке проведения общественной экологической экспертизы, утв. постановлением Совмина от 29.10.2010 № 1592.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 апреля 2024 г. название Положения № 1592 после слова «порядке» дополнено словами «организации и» постановлением № 872
Субъекты экспертизы Субъектами являются:
- ее инициаторы;
- специалисты, которые ее проводят;
- заказчики (п.5 Положения № 1592).

Справочно

Инициаторы общественной экологической экспертизы - зарегистрированные в Беларуси общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, и (или) граждане Беларуси, вносящие предложения о проведении общественной экологической экспертизы (абз.2 п.2 Положения № 1592).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 апреля 2024 г. абз.2 п.2 Положения № 1592 изложен в новой редакции постановлением № 872: «инициаторы общественной экологической экспертизы (далее - инициаторы) - общественные объединения и физические лица, вносящие предложения о проведении общественной экологической экспертизы»
Объекты экспертизы Объектами являются:
- градостроительные проекты, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;
- предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию объектов, указанных в ст.7 Закона № 399-З, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду;
- архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение, реконструкцию объектов, указанных в ст.7 Закона № 399-З, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду (п.4 Положения № 1592).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2024 г. следует руководствоваться п.4 Положения № 1592 в ред. постановления № 872.
С 23 января 2024 г. следует руководствоваться ст.7 Закона № 399-З в ред. Закона № 296-З
Порядок проведения Инициаторы экспертизы в течение 10 рабочих дней с даты начала общественных обсуждений, указанной в уведомлении об общественных обсуждениях, опубликованном в печатных СМИ и размещенном их организатором на своем сайте (при наличии такого сайта) в разделе «Общественные обсуждения», направляют заказчику заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы.
Заказчик в течение 5 рабочих дней после завершения общественных обсуждений информирует всех инициаторов о дате, времени и условиях представления проектной документации. Проектная документация передается заказчиком инициатору не менее чем за 35 календарных дней до направления ее на государственную экологическую экспертизу.
При необходимости доработки проектной документации по результатам общественных обсуждений заказчик информирует об этом всех инициаторов с указанием планируемых сроков ее доработки (п.6 и чч.1 и 4 п.7 Положения № 1592).
Инициаторы и специалисты обязаны обеспечивать сохранность проектной документации, полученной для проведения общественной экологической экспертизы. Они не имеют права разглашать информацию, полученную при ее проведении, распространение которой ограничено или запрещено в соответствии с законодательством об авторском праве, государственных секретах, об информации и информатизации, а также с иным законодательством, за исключением проектной документации, которая представляется для общественного обсуждения (п.10 Положения № 1592).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2024 г. в п.10 Положения № 1592 слова «авторском праве, государственных секретах, об информации и информатизации, а также с иным законодательством» заменены словами «информации, информатизации и защите информации, о коммерческой тайне, государственных секретах» постановлением № 872.

Порядок проведения экспертизы определен в гл.2 Положения № 1592
Результаты экспертизы Результаты оформляют специалисты в виде заключения общественной экологической экспертизы по проектной документации.
Заключение носит рекомендательный характер, прилагается к проектной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, и рассматривается организацией, уполномоченной ее проводить, при подготовке заключения государственной экологической экспертизы (пп.14 и 19 Положения № 1592)