


Материал помещен в архив
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЛЕСОУСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Основой для ведения лесного хозяйства и финансирования ведения лесного хозяйства является лесоустроительный проект. Данный проект разрабатывается по результатам лесоустройства организацией, его проводившей. До утверждения проект должен пройти государственную экологическую экспертизу (далее - экспертиза) (пп.3 и 4 ст.36 Лесного кодекса Республики Беларусь; далее - Лесной кодекс).
Лесоустроительный проект должен содержать следующие сведения:
• характеристику лесорастительных и экономических условий объекта лесоустройства;
• таксационную характеристику таксационных выделов;
• комплексную оценку ведения лесного хозяйства и изменение таксационных характеристик за период после утверждения предыдущего лесоустроительного проекта;
• картографические материалы с указанными в них границами объекта лесоустройства, его внутрихозяйственным делением, а также границами участков лесного фонда, отнесенных к определенным категориям лесов, с разбивкой по лесам, входящим в их состав;
• характеристику видов земель лесного фонда, породного и возрастного состава лесных насаждений, их состояния;
• виды и объемы лесохозяйственных мероприятий и лесопользования;
• участки лесного фонда, запроектированные для проведения лесохозяйственных мероприятий и лесопользования с учетом ограничений и запретов, установленных в соответствии с Лесным кодексом, иными законодательными актами в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, законодательством об охране окружающей среды на участках лесного фонда, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране;
• экономическую эффективность реализации лесоустроительного проекта (п.2 ст.36 Лесного кодекса).
![]() |
Обратите внимание! Экспертизе подлежат также изменения и (или) дополнения, вносимые в лесоустроительные проекты (подп.1.9 п.1 ст.5 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»; далее - Закон о государственной экологической экспертизе).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июля 2019 г. названная норма содержится в подп.1.10 п.1 ст.5 Закона о государственной экологической экспертизе в редакции Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 № 218-З (далее - Закон № 218-З). |
Экспертизу проводит государственное учреждение образования «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Республиканский центр) на платной основе.
Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к составу документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) отмены, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 № 47 (далее - Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы).
![]() |
Справочно Для осуществления данной административной процедуры в Республиканский центр представляется следующий перечень документов: • заявление; • лесоустроительный проект (пояснительная записка) (на бумажном и электронном носителях); • ведомость проектируемых лесохозяйственных мероприятий (на бумажном и электронном носителях); • карта-схема лесонасаждений, окрашенная по преобладающим породам (на бумажном и электронном носителях); • карта-схема особо охраняемых природных территорий (на бумажном и электронном носителях); • сведения об изменении нумерации кварталов и площадей существующих особо охраняемых природных территорий с обоснованием необходимости внесения таких изменений (на бумажном и электронном носителях); • документ, подтверждающий внесение платы за проведение экспертизы (п.3.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156; далее - Единый перечень).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |
При проведении экспертизы лесоустроительного проекта оценке подлежат:
1) соответствие нормативным правовым актам, в том числе техническим нормативным правовым актам, в области охраны окружающей среды;
2) соответствие планируемой хозяйственной и иной деятельности утвержденным программам, планам, схеме национальной экологической сети, схемам рационального размещения особо охраняемых природных территорий, схемам распределения торфяников по направлениям использования, градостроительным проектам и другим документам, определяющим стратегическое развитие территорий;
3) сведения, предусмотренные Лесным кодексом;
4) обоснованность изменений размера расчетной лесосеки, отнесения лесов к категориям и (или) перевода лесов из одной категории в другую;
5) полнота данных о расположенных в границах объекта лесоустройства природных территориях, подлежащих особой и (или) специальной охране, соблюдение режимов охраны и использования этих территорий, проектные решения по обеспечению режимов их охраны и использования;
6) соблюдение режима лесопользования в зависимости от категорий лесов, запретов и ограничений на проведение рубок на участках лесного фонда, предусмотренных законодательством об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов (п.12 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. следует руководствоваться абз.1 п.12 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы в ред. постановления Совмина от 25.03.2022 № 175. |
Срок проведения экспертизы не должен превышать одного месяца со дня регистрации заявления и представления всех документов, указанных в п.3.9 Единого перечня.
По результатам проведенной экспертизы составляется заключение государственной экологической экспертизы, которое действительно в течение 10 лет - срока действия лесоустроительного проекта (п.23 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы и п.4 ст.16 Закона о государственной экологической экспертизе).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июля 2019 г. следует руководствоваться п.4 ст.16 Закона о государственной экологической экспертизе в редакции Закона № 218-З. Изменения не повлияли на суть материала. |
![]() |
Обратите внимание! Реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы либо невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы влекут штраф в размере от 10 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин (ст.15.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, когда обязательность наличия такого заключения предусмотрена законодательством, либо невыполнение условий заключения государственной экологической экспертизы влекут наложение штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ (ст.16.3 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Комментарии см. здесь. |
13.09.2017
Марина Листовая, юрист