


Материал помещен в архив
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ: ИЗМЕНЕНИЯ В 2019 ГОДУ.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З
Закон Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З внес изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 (далее - НК-2018), изложив его в новой редакции (далее - НК-2019).
В НК-2019 порядок исчисления экологического налога изложен в ст.246-253 главы 21 (в НК-2018 - в ст.204-209 главы 19), глава структурно изменена. Ниже в сравнительной таблице приведены нормы редакций НК-2018 и НК-2019, отличия обозначены жирным шрифтом.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2024 г. следует руководствоваться гл.21 НК-2019 с учетом изменений, внесенных Законом от 27.12.2023 № 327-З. Комментарий см. здесь. |
Объекты налогообложения экологическим налогом
НК-2018 (п.2 ст.205) |
НК-2019 (п.2 ст.247) | ||||
Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются: | |||||
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее трех тонн в год (абзац 2) | выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику три тонны в год и менее (подп.2.1) | ||||
Комментарий. Изменен критерий для непризнания объектом обложения экологическим налогом выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, т.е.:
В целях исчисления экологического налога с установленным значением в 3 т в 2018 году сравнивались суммарные фактические выбросы загрязняющих веществ, произведенные источниками выбросов, расположенными на каждой производственной площадке, по которой получено разрешение, в отдельности. В результате имели место ситуации, когда организации, имеющие множество производственных площадок, производили в сумме большее количество выбросов загрязняющих веществ, чем организации, имеющие одну крупную производственную площадку, однако экологический налог в связи с применением минимальных значений отдельно к каждой производственной площадке не уплачивали. В 2019 году значения верхнего порога объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не признаваемого объектом налогообложения экологическим налогом, НК-2019 установлено применять в целом к юридическому лицу, а не отдельно к каждой производственной площадке | |||||
сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков (абзац 3) | сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега (подп.2.2) | ||||
Объект отсутствовал | сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов (подп.2.3) | ||||
Комментарий. Из состава объектов налогообложения экологическим налогом исключен сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, а также сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов | |||||
хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов | |||||
(абзац 4) | (подп.2.4) | ||||
хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов (абзац 5) | хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов (подп.2.5) | ||||
хранение и захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС | |||||
(абзац 6) | (подп.2.6) | ||||
хранение в установленном порядке* выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы | |||||
(абзац 7) | (подп.2.7) | ||||
захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год | |||||
(абзац 8) | (подп.2.8) |
* См. главу 8 Правил обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24.06.2008 № 62.
Ставки экологического налога
С учетом проведенной индексации в приложениях 7-9 к НК-2019 установлены новые ставки экологического налога на 2019 год. На 2018 год ставки экологического налога были установлены в приложениях 4-6 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2024 г. следует руководствоваться приложениями 7-9 к НК-2019 в ред. Закона от 27.12.2023 № 327-З. |
Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
(руб. суммарно за 1 т веществ)
Класс опасности отходов | 2018 год (приложение 4 к Указу № 29) |
2019 год (приложение 7 к НК-2019) |
II |
826,95 |
870,78 |
III |
273,38 |
287,87 |
IV |
135,84 |
143,04 |
Ставки экологического налога за сбросы сточных вод
(руб. за 1 м3)
Объект налогообложения | 2018 год (приложение 5 к Указу № 29) |
2019 год (приложение 8 к НК-2019) |
Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты: - в водотоки - в водоемы |
0,09 0,11 |
0,10 0,12 |
Сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители |
0,11 |
0,12 |
Сброс сточных вод в недра |
6,55 |
6,90 |
Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства
(руб. за 1 т)
Объект налогообложения | 2018 год (приложение 6 к Указу № 29) | 2019 год (приложение 9 к НК-2019) |
1. За захоронение: | ||
1.1. неопасных отходов производства |
4,87 |
5,13 |
1.2. опасных отходов производства: | ||
третьего класса опасности |
123,63 |
130,18 |
четвертого класса опасности |
61,64 |
64,91 |
2. За хранение: | ||
2.1. неопасных отходов производства |
1,06 |
1,12 |
2.2. опасных отходов производства: | ||
первого класса опасности |
107,89 |
113,61 |
второго класса опасности |
31,65 |
33,33 |
третьего класса опасности |
10,53 |
11,09 |
из них: | ||
лигнина |
2,15 |
2,26 |
осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод |
0,11 |
0,16 |
четвертого класса опасности | ||
из них: | ||
твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса |
0,66 |
0,69 |
ила активного очистных сооружений |
0,11 |
0,12 |
иных отходов |
5,26 |
5,54 |
Установлен новый понижающий коэффициент за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Установлен новый понижающий коэффициент за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при использовании RDF-топлива, - 0,64 (подп.2.3 п.2 ст.249 НК-2019).
В соответствии с Национальной стратегией по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период 2035 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2017 № 567 (далее - Стратегия № 567), и Концепцией по созданию мощностей по производству альтернативного топлива из твердых коммунальных отходов и его использования, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2016 № 664, в Республике Беларусь ведется работа по поэтапному внедрению двух пилотных проектов:
• освоение производства RDF-топлива на мусороперерабатывающем заводе в г. Гродно и его использование в ОАО «Красносельскстройматериалы»;
• освоение производства RDF-топлива на мусороперерабатывающем заводе в г. Могилеве и его использование в ОАО «Белорусский цементный завод».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 июля 2020 г. из названия Стратегии № 567 слова «на период до 2035 года» исключены постановлением Совмина от 26.06.2020 № 373. |
![]() |
Справочно RDF-топливо - твердое топливо, изготовленное из остатков твердых коммунальных отходов после извлечения мелкой фракции размером до 80 мм в виде органики и негорючих составляющих, а также извлечения основных видов вторичных материальных ресурсов, представляющих наибольшую ценность с точки зрения их дальнейшей реализации, и предназначенное для выработки энергии, характеристики которого определяются согласно действующим стандартам либо техническим условиям производителя топлива (приложение 1 к Стратегии № 567).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 октября 2024 г. RDF-топливо - твердое топливо, изготовленное из пре-RDF-топлива и предназначенное для выработки энергии, характеристики которого определяются согласно действующим стандартам либо техническим условиям производителя топлива. Пре-RDF-топливо - применяемые для производства RDF-топлива и (или) тепловой энергии ВМР, полученные в результате сортировки ТКО путем извлечения из их состава мелкой фракции размером до 80 миллиметров в виде органики и негорючих составляющих, а также основных видов ВМР, представляющих наибольшую ценность с точки зрения их дальнейшей реализации (абз.7 и 8 приложения 1 к Стратегии № 567 в ред. постановления Совмина от 18.09.2024 № 683). |
Поскольку RDF-топливо производится из отходов, предполагается, что его внедрение позволит разгрузить полигоны (места захоронения отходов) и решить проблему использования и утилизации отходов.
16.01.2019
Галина Агапова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»