Пособие от 31.07.2014
Автор: Белокопытов В.

Экологическое страхование


СОДЕРЖАНИЕ

 

Сущность экологического страхования

Элементы и содержание экологического страхования

Цели экологического страхования

Форма экологического страхования

Налогообложение страховых взносов

Порядок возмещения экологического вреда

Правовые элементы, сопутствующие экологическому страхованию

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

В целях обеспечения экологической безопасности, предупреждения и ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду, привлечения негосударственных ресурсов в сферу природопользования, обеспечения финансовой устойчивости предприятий все большее значение приобретает страхование экологического вреда.

В законах РБ от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (ст.85) (далее - Закон об охране окружающей среды) и от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст.25) (далее - Закон о промышленной безопасности) предусмотрено страхование ответственности за вред окружающей среде. Вместе с тем практика применения данного вида страхования ограничена.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2016 г. взамен Закона о промышленной безопасности принят новый Закон РБ от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности». Обязательное страхование гражданской ответственности за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией опасного производственного объекта, осуществляется в соответствии с законодательными актами (ст.32 нового Закона).

 

Рассматриваемая правовая категория «экологический вред» получила свое признание и наиболее полную разработку в рамках эколого-правовой науки и экологического законодательства. Так, под экологическим вредом понимается вред, причиненный окружающей среде, а также вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду (абзац 49 ст.1 Закона об охране окружающей среды).

Наиболее полно данная категория в экологическом законодательстве разработана применительно к экологическому страхованию.

Сущность экологического страхования

Экологическое страхование в Республике Беларусь представляет собой страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по защите имущественных интересов граждан и организаций, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц при причинении экологического вреда (ст.85 Закона об охране окружающей среды).

Значения понятий «экологический риск», «экологический вред», «вред, причиненный окружающей среде» и других определены в абзацах 649 и 50 ст.1 Закона об охране окружающей среды.

Экологическое страхование - один из элементов экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования (абзац 10 ст.79 Закона об охране окружающей среды). Это связано с тем, что из-за дефицита бюджета и снижения государственных функций в области охраны окружающей среды возникает необходимость поиска новых источников средств, требующихся для предупреждения и ликвидации экологического ущерба, вызванного как негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, так и чрезвычайными ситуациями природного характера. Государство постепенно переносит бремя экономической ответственности за состояние объектов охраны окружающей среды в первую очередь на физических и юридических лиц, а затем только на Республику Беларусь и ее административно-территориальные единицы.

Элементы и содержание экологического страхования

Объектом страховых отношений является имущественный интерес. Основой для определения имущественного интереса в экологическом страховании служит ст.5 Закона об охране окружающей среды, где дается перечень объектов отношений в области охраны окружающей среды (земля, вода, недра и т.д.). Имущественный интерес на случай утраты (гибели), недостачи, повреждения либо на случай ответственности, возникающей вследствие причинения вреда указанным объектам, должен быть или может быть застрахован.

В системе страховых рисков необходимо выделять экологический риск, под которым понимается вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для окружающей среды и вызванного вредным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Основными признаками экологического риска для целей страхования являются вероятность и случайность его наступления, т.е. те обстоятельства, которые относятся к событиям (катастрофа, наводнение, землетрясение, буря, авария и пр.) (абзац 50 ст.1 Закона об охране окружающей среды).

Страховой случай - предусмотренное в договоре страхования или законодательстве событие, при наступлении которого у страховщика возникает обязанность произвести страховую выплату страхователю (застрахованному лицу, выгодоприобретателю) (абзац 41 п.2 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530)).

Экологическое страхование охватывает отношения между страхователями и страховщиками, т.е. между организациями, осуществляющими экологически опасную деятельность, и страховыми организациями посредством заключения договоров по добровольному страхованию гражданской ответственности объектов страхователя, создающих повышенную опасность для окружающих.

 

Справочно

В экологическом страховании к страхователям относят владельцев источников повышенной экологической опасности для окружающей среды, а также физических (юридических) лиц, застраховавших свою гражданскую ответственность за причинение экологического вреда в порядке экологического страхования.

Источники повышенной опасности для окружающей среды - объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие виды деятельности, имеющей высокий уровень потенциальной техногенной и экологической опасности (абзац 21 ст.1 модельного Экологического кодекса для государств - участников Содружества Независимых Государств (Общая часть), принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 16.11.2006 № 27-8 (г.Санкт-Петербург)).

Страховщики - коммерческие организации, созданные для осуществления страховой деятельности и имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности (абзац 43 п.2 Положения № 530).

 

При возникновении страхового случая - чрезвычайной ситуации (аварии) на объекте организации - у страховой компании возникает необходимость возместить ущерб, причиненный сторонней организации, гражданам и окружающей среде.

 

Справочно

Обязанность по возмещению причиненных убытков лицу, право которого нарушено, предусмотрена п.1 ст.14 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК).

По договору страхования одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении предусмотренного законодательством или договором события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) причиненный вследствие этого события ущерб застрахованным по договору имущественным интересам (произвести страховую выплату в виде страхового возмещения или страхового обеспечения) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы, лимита ответственности), а другая сторона (страхователь) обязуется уплатить обусловленную договором сумму (страховой взнос, страховую премию) (п.1 ст.819 ГК).

Обязанность возместить вред, причиненный окружающей среде в результате осуществления экологически опасной деятельности, лежит на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (ст.1012 Закона об охране окружающей среды).

Цели экологического страхования

Экологическое страхование преследует следующие цели:

• создание гарантированных источников возмещения вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, жизни и здоровью физических лиц в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также в результате стихийных бедствий и катастроф;

• формирование страховых резервов для финансирования мероприятий превентивного характера с целью повышения экологической безопасности промышленных и иных объектов;

• инвестирование, которое выражается в расширении сферы деятельности страховщика вне традиционных рамок, в прямом или косвенном участии в предприятиях экологической направленности.

Таким образом, основная цель экологического страхования - введение механизмов экологического страхования и предупреждение имущественных потерь в ситуациях причинения экологического вреда.

Форма экологического страхования

Экологическое страхование не включено в число обязательных видов страхования, установленных подп.4.1 п.4 Положения № 530.

На основании подп.4.2 п.4 Положения № 530 возможно добровольное страхование гражданской ответственности организаций, создающих повышенную опасность для окружающих. То есть страхование гражданской ответственности организаций, создающих повышенную опасность для окружающих, является видом добровольного страхования. Данное правило находит реализацию в ст.25 Закона о промышленной безопасности, которая разрешает организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, заключить договор страхования ответственности за причинение вреда физическим, юридическим лицам и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте со страховой организацией.

Налогообложение страховых взносов

Страховые взносы за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности включаются в затраты, учитываемые при налогообложении (Указ Президента РБ от 19.05.2008 № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)», Указ Президента РБ от 12.05.2005 № 219 «О страховых взносах по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)»).

Однако страховые взносы по иным видам добровольного страхования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, при налогообложении не учитываются (подп.1.25 п.1 ст.131 Налогового кодекса РБ).

Порядок возмещения экологического вреда

Порядок возмещения экологического вреда, в т.ч. лицом, застраховавшим свою ответственность, определен ст.101-1012 Закона об охране окружающей среды, а также Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составлении акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 17.07.2008 № 1042.

По общему правилу, вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме добровольно или по решению суда лицом, его причинившим (часть первая ст.101 Закона об охране окружающей среды).

Вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен лицом, причинившим вред, посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств в соответствии с предписаниями государственного органа, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, содержащимися в претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, либо по решению суда с учетом обстоятельств дела. При этом размер средств, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, не может быть меньше размера возмещения вреда, определенного в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экологически опасную деятельность, обязаны возместить вред, причиненный окружающей среде в результате указанной деятельности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы.

 

Справочно

Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определены Указом Президента РБ от 24.06.2008 № 349.

Правовые элементы, сопутствующие экологическому страхованию

Сфера экологического страхования тесно связана с экологическим аудитом и экологической экспертизой.

Экологический аудит - независимая комплексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований, в т.ч. нормативов и технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду (абзац 48 ст.1 Закона об охране окружающей среды).

С помощью экологического аудита можно провести оценку экологических рисков приватизационных программ. От результатов проведенного экологического аудита зависят возможность и целесообразность приватизации природных ресурсов, совершения сделок с природными объектами. По итогам проведенного экологического аудита приватизируемой организации возможно присвоить определенный класс опасности в зависимости от степени воздействия на окружающую среду. Присвоение класса опасности порождает для организации юридические последствия - необходимость разработки и осуществления тех или иных природоохранных мер.

Экологический аудит может выступать элементом обязательного экологического страхования в целях определения размера страховых платежей и возмещения экологического вреда.

Посредством проведения экологического аудита собственник может принять экологически значимое решение в отношении природного ресурса или объекта. Новые собственники заинтересованы в проведении экологического аудита при приобретении прав на природные объекты и при переходе права собственности на организацию.

Аудит как элемент обеспечения права собственности чрезвычайно важен для экономики, так как позволяет уменьшить информационный и коммерческий риск, связанный с принятием управленческих решений с целью выработки рекомендаций по эффективному использованию природных ресурсов.

Факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства. Поэтому материалы, полученные в ходе экологического аудита, могут быть использованы в судах в качестве доказательства при определении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан.

Не менее действенным инструментом обеспечения благоприятного качества окружающей среды является государственная и общественная экологическая экспертиза, одним из главных принципов которой является «презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности». Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия или несоответствия проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (ст.59 Закона об охране окружающей среды).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2017 г. глава 8 (ст.58-61) Закона об охране окружающей среды изложена в новой редакции Законом РБ от 18.07.2016 № 399-З.

 

Вместе с тем в национальной правовой системе отсутствуют действующие современные методики оценки экологических рисков и размера ущерба, законодательно установленные лимиты возмещения вреда ограничены современной экономической ситуацией в стране, отсутствует эффективная система перестрахования экологических рисков (перестраховочные пулы), а также система профессиональных объединений страховщиков экологических рисков.

Вследствие того, что страховая защита включает в себя возмещение вреда физическим (юридическим) лицам и природной среде в рамках одного акта, при решении вопроса о компенсации вреда, причиненного окружающей среде, возникает конкуренция исков.

В целом анализ законодательства, регулирующего страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде, позволяет выявить следующее:

• большинство нормативных правовых актов, регулирующих деятельность тех хозяйствующих субъектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, не предусматривают предоставления финансовых гарантий в случае нанесения ей вреда;

• отдельные нормативные правовые акты содержат положения об использовании страхования для возмещения вреда окружающей среде, но отсутствуют механизмы их реализации;

• действующие акты не осуществляют правовое регулирование в объеме, достаточном для практического внедрения экологического страхования;

• в данных правоотношениях стимулирующая функция законодательства в полной мере не используется;

• нормы о страховании носят декларативный и отсылочный характер, что в совокупности не способствует эффективности правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования.

 

31.07.2014

 

Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»