Пособие от 15.12.2009
Автор: Василевич С.

Экономическая служба в организации


 

Материал помещен в архив

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОРГАНИЗАЦИИ

1. Функции экономической службы

2. Наименования должностей работников экономической службы

3. Квалификационные требования к работникам экономической службы

4. Тарификация должностей работников экономической службы

5. Должностные оклады работников экономической службы

6. Пример расчета должностного оклада ведущего экономиста

7. Должностная инструкция главному экономисту

8. Должностная инструкция экономисту

 

В каждой организации независимо от ее организационно-правовой формы наниматель организует финансово-экономическую деятельность, в т.ч. в области ценообразования, труда, анализа финансово-хозяйственной деятельности и других направлений.

С этой целью в организационной структуре, штатном расписании предусматриваются соответствующие подразделения. Рассмотрим основные правила создания экономической службы и ее функционирования.

Обеспечение экономической деятельности организации может осуществляться как структурным подразделением, так и отдельным работником.

При необходимости создания в организации экономической службы как структурного подразделения наниматель должен предусмотреть его в организационной структуре в виде управления (отдела, сектора, бюро, группы, службы). Кроме того, в составе подразделения (например, управления) могут предусматриваться другие подразделения данного профиля (отделы, секторы, бюро, группы и др.).

Конкретное наименование структурного подразделения, функцией которого является организация экономической деятельности, устанавливается нанимателем в зависимости от поставленных перед ним целей и задач. Кроме того, при создании подразделения необходимо учитывать нормы управляемости, предусмотренные Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 20.09.2002 № 123, с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция).

В зависимости от организационной структуры и наименования подразделения вводится соответствующая должность его руководителя, например:

- начальник управления (планового, планово-экономического, экономического, планово-финансового, труда и заработной платы и др.);

- начальник отдела (планового, планово-экономического, экономического, планово-финансового, труда и заработной платы и др.);

- начальник группы, бюро, сектора (планового, планово-экономического, экономического, планово-финансового, труда и заработной платы и др.).

В случае если вопросы экономического направления деятельности организации возлагаются на одного работника, в штатное расписание может вводиться должность экономиста (ведущего экономиста). Указанная должность может быть предусмотрена в составе структурных подразделений (например, отдела бухгалтерского учета и отчетности) либо в составе аппарата управления при непосредственном подчинении работника руководителю организации либо его заместителю, курирующему вопросы экономической деятельности.

В том случае, если в деятельности структурного подразделения, наряду с основным функциями, имеются вопросы экономического направления, в его состав может вводиться должность экономиста соответствующего профиля. Например, должность экономиста по договорной и претензионной работе может быть включена в состав договорного отдела, экономиста по материально-техническому снабжению - в состав отдела материально-технического снабжения.

Функции экономической службы

При организации функционирования экономической службы, как правило, разрабатывается и утверждается соответствующее положение, которое определяет ее основные функции.

Далее приведем примерное положение об экономической службе на примере положения о планово-экономическом отделе.

 

  УТВЕРЖДЕНО
(наименование организации)
00.00.0000 № __
   (дата)

ПОЛОЖЕНИЕ
о планово-экономическом отделе

1. Общие положения

Планово-экономический отдел (ПЭО) является самостоятельным структурным подразделением организации.

Планово-экономический отдел создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя организации. Реорганизация и ликвидация ПЭО осуществляются с соблюдением трудового законодательства, коллективного договора и уведомлением профсоюзного комитета.

Планово-экономический отдел непосредственно подчиняется руководителю организации (заместителю руководителя организации по коммерческим вопросам, заместителю руководителя организации по экономическим вопросам, иному должностному лицу в соответствии с утвержденной структурной схемой управления организации).

Планово-экономический отдел возглавляется начальником, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя организации по представлению начальника отдела кадров и по согласованию с заместителем руководителя организации по коммерческим вопросам (заместителем руководителя организации по экономическим вопросам, заместителем руководителя организации по труду и кадрам, иным должностным лицом).

На должность начальника ПЭО назначается лицо, имеющее высшее экономическое (инженерно-экономическое) образование и стаж работы по специальности, в т.ч. на руководящих должностях в области экономического планирования, не менее 5 лет.

Начальник ПЭО имеет заместителя (заместителей).

Обязанности заместителя (заместителей) определяются (распределяются) начальником ПЭО согласно его (их) должностной (должностным) инструкции (инструкциям), настоящему Положению.

Заместитель начальника ПЭО, заместитель (заместители) руководителей структурных подразделений, входящих в состав ПЭО, назначается (назначаются) на должность и освобождается (освобождаются) от занимаемой должности приказом руководителя организации по представлению начальника ПЭО.

Планово-экономический отдел в своей деятельности руководствуется:

- Уставом организации (Положением об организации);

- законодательными и нормативными правовыми актами;

- постановлениями, указами, приказами и распоряжениями вышестоящих организаций по вопросам выполняемой работы;

- приказами и распоряжениями руководителя организации;

- другими методическими, нормативными документами по экономическому планированию;

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- коллективным договором;

- настоящим Положением.

2. Основные задачи планово-экономического отдела

Основными задачами ПЭО являются:

2.1. Экономическое планирование в организации, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности.

2.2. Комплексный экономический анализ деятельности организации и своевременная разработка мер по ускорению темпов роста производительности труда, повышению рентабельности производства, фондоотдачи, снижению себестоимости продукции, устранению потерь и нерациональных расходов.

2.3. Формирование ценовой политики организации; разработка предложений по совершенствованию системы ценообразования организации с целью эффективного использования производственных мощностей, трудовых и материальных затрат.

2.4. Методическое обеспечение соответствующих вопросов.

2.5. Контроль за ходом выполнения подразделениями организации плановых заданий, правильностью применения установленных цен.

3. Организационная структура планово-экономического отдела

3.1. Структура, штатный состав и численность ПЭО утверждаются и изменяются приказом руководителя организации с учетом объемов работы и поставленных задач по представлению начальника ПЭО и по согласованию с заместителем руководителя организации по коммерческим вопросам (заместителем руководителя организации по экономическим вопросам, заместителем руководителя организации по труду и кадрам, иным должностным лицом).

3.2. Планово-экономический отдел имеет в своем составе следующие бюро (секторы, группы): по экономическому планированию и отчетности; комплексному экономическому анализу и прогнозу; ценам и себестоимости; оперативному учету; статистике, труду и заработной плате.

3.3. Функции структурных подразделений ПЭО распределяются начальником ПЭО в соответствии с положениями о структурных подразделениях, входящих в его состав. Обязанности между сотрудниками структурных подразделений ПЭО распределяются руководителями этих подразделений (заместителями начальника ПЭО) согласно должностным инструкциям. Положения о структурных подразделениях ПЭО и должностные инструкции работников ПЭО утверждаются руководителем организации.

3.4. Должностные оклады работникам ПЭО устанавливаются и изменяются руководителем организации в соответствии с законодательством по предложению начальника ПЭО, согласованному с заместителем руководителя организации по коммерческим вопросам (заместителем руководителя организации по экономическим вопросам, заместителем руководителя организации по труду и кадрам, иным должностным лицом).

4. Функции планово-экономического отдела

В соответствии с основными задачами на ПЭО возлагаются следующие функции:

4.1. Организация подготовки проектов перспективных и текущих планов подразделениями организации по всем видам деятельности, а также обоснований и расчетов к ним в соответствии с установленными заданиями.

4.2. Подготовка среднесрочных и долгосрочных комплексных планов организации, бизнес-планов, согласование и увязка всех их разделов.

4.3. Участие в разработке плана социально-экономического развития организации в соответствии с потребностями рынка.

4.4. Обеспечение доведения показателей плана до подразделений организации.

4.5. Разработка технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, проектов постоянных, временных, разовых цен на продукцию организации, тарифов на работы (услуги), планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, используемых в производстве, сметной калькуляции товарной продукции.

4.6. Проведение комплексного экономического анализа всех видов деятельности организации.

4.7. Своевременная разработка мер по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

4.8. Разработка мероприятий по повышению темпов роста производительности труда, снижению себестоимости продукции, повышению рентабельности производства, увеличению фондоотдачи и прибыли, устранению потерь и нерациональных расходов.

4.9. Контроль за выполнением плана реализации продукции и плана по прибыли, правильностью применения установленных цен.

4.10. Участие в разработке мероприятий по усилению режима экономии, снижению потерь и нерациональных расходов, ликвидации убыточности отдельных видов продукции, совершенствованию ценообразования.

4.11. Совместно с отделом бухгалтерского учета и отчетности осуществление методического руководства и организация работ по внедрению, совершенствованию и расширению сферы действия внутрихозяйственного расчета.

4.12. Обеспечение разработки проектов смет расходования фондов экономического стимулирования, методических материалов по цеховому технико-экономическому планированию, расчетов экономической эффективности мероприятий по внедрению новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений.

4.13. Систематический контроль за ходом выполнения подразделениями организации плановых заданий.

4.14. Статистический учет всех производственных и технико-экономических показателей работы организации.

4.15. Подготовка периодической отчетности в установленные сроки.

4.16. Участие в разработке рациональной плановой и учетной документации.

4.17. Участие во внедрении средств механизации и автоматизации в сфере планирования, учета и экономического анализа.

4.18. Обеспечение подготовки заключений на проекты оптовых цен на продукцию, поступающую в организацию.

4.19. Проведение исследований по вопросам экономического развития (экономики) организации.

4.20. Методическое руководство организацией экономической работы в подразделениях организации.

5. Права и обязанности планово-экономического отдела

5.1. Планово-экономический отдел имеет право:

5.1.1. Представлять в установленном порядке организацию в кредитных и других организациях по экономическим вопросам, вопросам ценообразования.

5.1.2. Требовать от подразделений организации представления документов и сведений (данные анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского, статистического и оперативного учета, данные для расчета нормативных калькуляций; данные для проведения анализа ценообразования и т.д.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию ПЭО (составления планов, заданий и экономического анализа, а также участия в составлении планов по соответствующим разделам и т.д.).

5.1.3. Проверять выполнение планов и заданий производственных подразделений организации, правильность применения форм и систем оплаты труда.

5.1.4. Контролировать экономическую деятельность подразделений организации, соответствие цен на производимую, отпускаемую продукцию, приобретаемые материалы, полуфабрикаты и другое для обеспечения жизнедеятельности организации и давать руководителям рекомендации по организации и ведению работы в области экономического планирования, системы ценообразования.

5.1.5. Давать указания* руководителям подразделений и специалистам по методике и формам составления планов, отчетов и проведения анализа.

 

__________________

* Указания ПЭО в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению подразделениями организации.

 

5.1.6. Вносить изменения в установленном порядке в плановые технико-экономические показатели подразделений организации.

5.1.7. Вести самостоятельную переписку с организациями по вопросам, относящимся к компетенции ПЭО и не требующим согласования с руководителем организации, в установленном порядке.

5.1.8. В пределах своей компетенции представительствовать от имени организации в вышестоящих и других организациях.

5.2. Начальник ПЭО имеет право:

5.2.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации по вопросам деятельности ПЭО.

5.2.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию деятельности ПЭО.

5.2.3. По результатам хозяйственной деятельности вносить на рассмотрение руководства организации предложения о применении взысканий и поощрений по отношению к отдельным работникам и подразделениям организации.

5.2.4. По поручению руководства организации подписывать кредитные документы, документы в области ценообразования, отчетные данные и другие данные по экономической работе с соблюдением действующего законодательства, утвержденных планов и смет.

5.2.5. Визировать все документы, связанные с ценообразованием, экономической деятельностью организации (планы, сметы, отчеты, договоры, приказы, распоряжения и др.).

5.2.6. Вносить предложения по результатам проверок структурных подразделений организации в области ценообразования, экономической деятельности.

5.2.7. Распределять и перераспределять обязанности между работниками ПЭО.

5.2.8. В пределах своей компетенции готовить проекты приказов и распоряжений по организации, издавать распоряжения по отделу.

5.2.9. Требовать от работников отдела выполнения функций согласно должностным инструкциям, давать им разовые поручения, относящиеся к компетенции отдела.

5.2.10. Требовать от работников ПЭО неукоснительного выполнения правил внутреннего трудового распорядка.

5.2.11. Контролировать и оценивать деятельность работников ПЭО.

5.2.12. Представлять к повышению, понижению или освобождению работников от занимаемой должности, повышению или понижению должностного оклада, также вносить предложения руководству о поощрении и наложении взыскания на работников ПЭО, оказании материальной помощи из фонда материального поощрения.

5.2.13. Вносить предложения руководству по заключению договоров с другими организациями для решения вопросов, связанных с деятельностью организации.

5.2.14. Разрабатывать проекты структуры и штатов ПЭО.

5.2.15. Утверждать график отпусков по согласованию с профкомом.

6. Ответственность планово-экономического отдела

6.1. Ответственность за качественное и своевременное выполнение возложенных настоящим Положением на ПЭО задач и функций несет начальник ПЭО.

6.2. Начальник ПЭО несет персональную ответственность за:

- соблюдение действующего законодательства в осуществлении своей деятельности;

- организацию экономической работы и планирование развития организации, направленные на рациональное использование возможностей и резервов организации, ускорение ее развития, повышение эффективности деятельности, выполнение планов по производству и продаже продукции потребителям установленного качества, обеспечивая правильное соотношение роста производительности труда и заработной платы;

- своевременную и качественную разработку перспективных планов, годовых производственно-финансовых планов, доведение подразделениям организации плановых технико-экономических показателей и их изменение;

- систематическое проведение экономического анализа и подготовку материалов для рассмотрения результатов деятельности организации и ее подразделений на производственных совещаниях, собраниях коллектива;

- правильное и своевременное оформление документов, относящихся к компетенции ПЭО, правильность и своевременность отчетных данных, данных в области ценообразования;

- правильность и своевременность представления отчетных данных, данных в области ценообразования в вышестоящие организации, в Государственный комитет по ценам;

- своевременную выплату заработной платы работникам организации;

- выполнение приказов, указаний и распоряжений руководства по выполняемым функциям;

- своевременное проведение инструктажа по технике безопасности с работниками ПЭО;

- соблюдение работниками ПЭО правил и норм по охране труда и пожарной безопасности;

- выполнение правил внутреннего трудового распорядка;

- соблюдение штатно-финансовой дисциплины;

- сохранность собственности, закрепленной за ПЭО;

- своевременное и полное представление подразделениям организации прейскурантов оптовых и розничных цен, а также других нормативных материалов, связанных с ценообразованием.

6.3. Степень ответственности других сотрудников ПЭО устанавливается их должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, входящих в состав ПЭО.

 

Руководитель структурного подразделения
     
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
     
(дата)
   
     
Начальник отдела организации труда и заработной платы
     
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
     
(дата)
   
     
Начальник отдела кадров
     
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
     
(дата)
   
 
Начальник юридического отдела
     
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
     
(дата)
   

Наименования должностей работников экономической службы

В соответствии с Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Минтруда РБ от 30.03.2004 № 32, в редакции постановления от 30.10.2007 № 135 (далее - Общие положения), во всех случаях должности служащего присваивается ее базовое наименование согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (далее - ОКПД) (например, бухгалтер, экономист и т.д.), для которой Единым квалификационным справочником должностей служащих (далее - ЕКСД) предусмотрена квалификационная характеристика, а при необходимости - полное наименование.

С учетом этого наименования должностей работников экономической службы устанавливаются применительно к соответствующим квалификационным характеристикам должностей служащих, содержащихся в ЕКСД, например: главный экономист, начальник планово-экономического отдела, начальник отдела организации труда и заработной платы, начальник отдела прогнозирования и экономики, начальник финансового отдела, экономист вычислительного (информационно-вычислительного) центра, экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности, экономист по договорной и претензионной работе, экономист по материально-техническому снабжению, экономист по планированию, экономист по сбыту, экономист по труду, экономист по финансовой работе и др.

В случае если наименование должности необходимо установить с учетом организационной структуры, особенностей трудовой функции работника и других факторов, то возможно применять полное наименование должности, которое, к примеру, конкретизирует круг его обязанностей (экономист по организации заработной платы, экономист по ценообразованию, экономист по закупкам и т.п.), а в случае наличия в составе названной службы нескольких структурных подразделений указывает на принадлежность к структурному подразделению, в состав которого входит данный работник (экономист финансового отдела и т.п.).

В исключительных случаях могут устанавливаться двойные наименования должностей. Условием установления двойных наименований является наличие составляющих этих наименований в ОКПД и наличие квалификационных характеристик в ЕКСД, а также выполнение служащими в пределах этих трудовых функций работ (обязанностей), родственных по содержанию и равных по сложности в рамках одной специальности и квалификации (например, заместитель начальника экономического управления - начальник финансового отдела). Указанные должности имеют код должности (код категории) по первому их наименованию.

Кроме того, в соответствии с Общими положениями при наименовании должностей работников экономической службы применяются следующие производные наименования должностей:

1) ведущий. Наименование производной должности «ведущий» может применяться для должностей специалистов высшего уровня квалификации, по которым установлено квалификационное категорирование, при условии выполнения работником функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности организации или ее структурного подразделения либо обязанности по координации и методическому руководству исполнителями с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях (например: ведущий экономист, ведущий экономист по ценообразованию);

2) заместитель. На заместителя руководителя организации (структурного подразделения) возлагаются должностные обязанности соответствующего руководителя по управлению определенным направлением (видом) деятельности, а также исполнение обязанностей в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения). Например, при необходимости в организации может быть введена должность заместителя руководителя организации по экономике (по экономическим вопросам), а также должности заместителей начальника экономического управления (отдела).

Квалификационные требования к работникам экономической службы

Как следует из ст.61 Трудового кодекса РБ, отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.

На основании указанной нормы законодательства введение в штатное расписание должностей работников экономической службы, а также назначение работника на ту или иную должность необходимо производить исходя из квалификационных характеристик по соответствующим должностям.

Квалификационные характеристики должностей экономистов различных наименований и категорий содержатся в выпуске 1 ЕКСД «Должности служащих для всех отраслей экономики», утвержденном постановлением Минтруда РБ от 30.12.1999 № 159, с изменениями и дополнениями, выпуске 2 ЕКСД «Должности служащих для всех отраслей промышленности», утвержденном постановлением Минтруда РБ от 29.06.2005 № 75.

В разделе «Квалификационные требования» квалификационной характеристики соответствующей должности установлены требования к уровню профессиональной подготовки работника и стажу работы, необходимые для исполнения возложенных на него должностных обязанностей.

Квалификационные требования для работников экономической службы приведены в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1

 
Квалификационные требования для руководителей экономической службы
 

Наименование должности руководителя

Квалификационные требования
уровень образования
стаж
Главный экономист

Высшее экономическое или инженерно-экономическое

Стаж работы по специальности, в т.ч. на руководящих должностях, не менее 5 лет

Начальник планово-экономического отдела

Высшее экономическое или инженерно-экономическое

Стаж работы в области технико-экономического планирования на должностях руководителей и специалистов не менее 5 лет

Начальник финансового отдела

Высшее экономическое или инженерно-экономическое

Стаж работы в области организации финансовой деятельности на должностях руководителей и специалистов не менее 5 лет

Начальник отдела организации труда и заработной платы

Высшее экономическое или инженерно-экономическое

Стаж работы по специальности, в т.ч. на руководящих должностях в области организации и оплаты труда, не менее 5 лет

Начальник планово-экономического бюро цеха

Высшее экономическое или инженерно-экономическое

Стаж работы по специальности не менее 3 лет

или
Среднее специальное образование

Стаж работы по специальности не менее 5 лет

Начальник бюро организации труда и заработной платы цеха

Высшее экономическое или инженерно-экономическое

Стаж работы по специальности не менее 3 лет

или
Среднее специальное

Стаж работы по специальности не менее 5 лет

Начальник лаборатории (бюро) технико-экономических исследований

Высшее экономическое или инженерно-экономическое

Стаж работы по специальности не менее 5 лет

Начальник нормативно-исследовательской лаборатории по труду

Высшее экономическое или инженерно-экономическое

Стаж работы по организации и нормированию труда на должностях руководителей и специалистов не менее 5 лет

 

Таблица 2
 
Квалификационные требования для специалистов экономической службы
 
Наименование должности специалиста
Квалифика- ционная категория
Квалификационные требования
уровень образования
стаж
Экономист
-
Высшее профессиональное (экономическое, инженерно-экономическое) Без предъявления требований к стажу работы
или
Среднее специальное (экономическое) Стаж работы в должности техника I квалификационной категории не менее 3 лет или на других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (экономическим) образованием, не менее 5 лет
2
Высшее профессиональное (экономическое, инженерно-экономическое) Стаж работы в должности экономиста либо на других инженерно-экономических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным (экономическим, инженерно-экономическим) образованием, не менее 3 лет
1
Высшее профессиональное (экономическое, инженерно-экономическое) Стаж работы в должности экономиста II квалификационной категории не менее 3 лет
Экономист по финансовой работе
-
Высшее экономическое Без предъявления требований к стажу работы
или
Среднее специальное образование Стаж работы на должности специалиста со средним специальным (экономическим) образованием I квалификационной категории не менее 3 лет
2
Высшее экономическое Стаж работы на должности экономиста по финансовой работе либо на других должностях по специальности, замещаемых специалистами с высшим экономическим образованием, не менее 3 лет
1
Высшее экономическое Стаж работы на должности экономиста по финансовой работе II квалификационной категории не менее 3 лет
Экономист по планированию
-
Высшее экономическое Без предъявления требований к стажу работы
или
Среднее специальное Стаж работы на должности техника по планированию I квалификационной категории не менее 3 лет или на других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (экономическим) образованием, не менее 5 лет
2
Высшее экономическое Стаж работы на должности экономиста по планированию либо на других должностях по специальности, замещаемых специалистами с высшим экономическим образованием, не менее 3 лет
1
Высшее экономическое Стаж работы на должности экономиста по планированию II квалификационной категории не менее 3 лет
Экономист по труду
-
Высшее экономическое Без предъявления требований к стажу работы
или
Среднее специальное Стаж работы на должности техника по труду I квалификационной категории не менее 3 лет или на других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (экономическим) образованием, не менее 5 лет
2
Высшее экономическое Стаж работы на должности экономиста по труду или на других должностях по специальности, замещаемых специалистами с высшим экономическим образованием, не менее 3 лет
1
Высшее экономическое Стаж работы на должности экономиста по труду II квалификационной категории не менее 3 лет
Экономист по материально-техническому снабжению
-
Высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) Без предъявления требований к стажу работы
или
Среднее специальное Стаж работы в должности техника I квалификационной категории не менее 3 лет или на других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным образованием, не менее 5 лет
2
Высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) Стаж работы в должности экономиста по материально-техническому снабжению или на других инженерных должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет
1
Высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) Стаж работы в должности экономиста по материально-техническому снабжению II квалификационной категории не менее 3 лет
Техник по планированию
-
Среднее специальное (экономическое) Без предъявления требований к стажу работы
2
Среднее специальное (экономическое) Стаж работы на должности техника по планированию или на других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (техническим) образованием, не менее 2 лет
1
Среднее специальное (экономическое) Стаж работы на должности техника по планированию II квалификационной категории не менее 2 лет
Техник по труду
-
Среднее специальное (экономическое) Без предъявления требований к стажу работы
2
Среднее специальное (экономическое) Стаж работы на должности техника по труду или на других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (техническим) образованием, не менее 2 лет
1
Среднее специальное (экономическое) Стаж работы на должности техника по труду II квалификационной категории не менее 2 лет

Справочно

Согласно Общим положениям в ЕКСД не включены квалификационные характеристики производных должностей служащих, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в ЕКСД характеристик соответствующих базовых должностей либо должностей соответствующих руководителей.

В связи с этим ЕКСД не содержит квалификационной характеристики должности заместителей начальников отделов, ведущего экономиста.

Тарификация должностей работников экономической службы

В соответствии с требованиями Декрета Президента РБ от 18.07.2002 № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, производится на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС) в соответствии с Инструкцией.

Так, тарификация работников экономической службы согласно Инструкции устанавливается следующим образом.

1. Руководители структурных подразделений, входящих в экономическую службу.

Тарификация руководителей структурных подразделений, входящих в экономическую службу, устанавливается в соответствии с приложением 1 к Инструкции, которым предусмотрена тарификация по уровням управления 1.6, 2.6, 3.8, 4.9 в следующем порядке (см. таблицу 3).

 

Таблица 3
 
Тарификация руководителей структурных подразделений, входящих в экономическую службу
 
Наименование должности
Уровень управления
Тарифный разряд
Начальник сектора (бюро, группы)
1.6
15, 16 или 16
Начальник отдела
2.6
16, 16 или 18
Начальник управления
3.8
16, 18 или 19
Главный экономист
4.9
15, 16, 16, 18 или 19

 

Установление руководителю структурного подразделения конкретного тарифного разряда производится нанимателем самостоятельно с учетом дифференциации тарифных окладов в зависимости от уровня управления, степени ответственности и других факторов.

2. Специалисты.

Тарификация должностей специалистов экономической службы производится в соответствии с приложением 1 к Инструкции.

Установление для них конкретных тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов осуществляется нанимателем самостоятельно в пределах диапазонов по строкам 4, 5 приложения 1 к Инструкции. При этом тарифный разряд специалистов зависит от уровня квалификации, теоретических и практических знаний, степени сложности выполняемых работ (обязанностей) и ответственности. Эти требования заложены в квалификационных характеристиках, предусмотренных соответствующими квалификационными справочниками.

Тарифные разряды специалистов и других служащих устанавливаются в следующем порядке (см. таблицу 4).

 

Таблица 4
 
Тарифные разряды специалистов и других служащих
 
Наименование категории специалиста
Строка в приложении 1 к Инструкции
Тарифный разряд
Специалисты среднего уровня квалификации
4
6, 8, 9 или 10
Специалисты высшего уровня квалификации, в т.ч. имеющие квалификационные категории, присвоенные в установленном порядке
5
10, 11, 12 или 13
Ведущие специалисты
5.1
13, 14 или 15

 

Отнесение должностей к специалистам среднего уровня или высшего уровня квалификации устанавливается нанимателем в зависимости от конкретного содержания обязанностей работника, характеризующего характер (сложность) выполняемой работником трудовой функции по направлению деятельности, что отражается в должностной инструкции специалиста.

Порядок тарификации той или иной должности в указанном диапазоне разрядов может быть предусмотрен локальным нормативным правовым актом (например, в зависимости от характера ответственности, степени самостоятельности при выполнении работ, опыта и стажа работы конкретного работника и т.п.).

Должностные оклады работников экономической службы

Расчет тарифной части заработной платы работников экономической службы производится следующим образом.

Согласно Инструкции тарифный оклад работника, рассчитанный по ЕТС (далее - тарифный оклад), определяется путем последовательного умножения тарифной ставки первого разряда, действующей в организации, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда, установленный работнику по его должности.

Исходя из локальных нормативных правовых актов конкретному работнику могут быть предусмотрены повышения тарифного оклада, устанавливаемые в размере до 300 % (п.7 Инструкции), а также повышения, предусмотренные иными нормативными правовыми актами (в соответствии с нормами Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет № 29), нормами постановления Совета Министров РБ от 09.11.1999 № 1748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда» (далее - постановление № 1748)).

Повышения, предусмотренные локальным нормативным правовым актом в соответствии с п.7 Инструкции, иными нормативными правовыми актами, исчисляются от тарифного оклада, рассчитанного по ЕТС, по каждому основанию отдельно и суммируются с ним, образуя должностной оклад служащего.

Пример расчета должностного оклада ведущего экономиста

Ведущий экономист - 15-й тарифный разряд (тарифный коэффициент - 3,48).

Исходные данные:

- тарифная ставка первого разряда - 220 000 руб.;

- в соответствии с положением об оплате труда, действующем в организации, применяются следующие повышения тарифного оклада, рассчитанного по ЕТС:

а) за руководство направлением деятельности - в размере 70 %;

б) за наличие в структуре организации филиалов - в размере 30 %;

в) дополнительная мера стимулирования труда в виде повышения тарифного оклада - в размере 50 %;

г) на основании норм постановления № 1748 - в размере 7 %.

Порядок расчета должностного оклада:

- тарифный оклад, рассчитанный по ЕТС:

220 000 х 3,48 = 765 600 руб.;

- повышения тарифного оклада, рассчитанного по ЕТС:

а) за руководство направлением деятельности:

765 600 х 0,7 = 535 920 руб.;

б) за наличие в структуре организации филиалов:

765 600 х 0,30 = 229 680 руб.;

в) дополнительная мера стимулирования труда, предусмотренная Декретом № 29:

765 600 х 0,5 = 382 800 руб.;

г) за высокопроизводительный и качественный труд в соответствии с постановлением № 1748:

765 600 х 0,07 = 53 592 руб.

Должностной оклад ведущего экономиста определяется путем суммирования тарифного оклада, рассчитанного по ЕТС, и всех повышений (предусмотренных положением об оплате труда и иными нормативными правовыми актами) и составит 1 967 592 руб. (765 600 + 535 920 + 229 680 + 382 800 + 53 592).

 

Должностные обязанности служащих, в т.ч. работников экономической службы, определяются их должностными инструкциями, для разработки которых применяются соответствующие квалификационные характеристики должностей, содержащиеся в выпусках Единого квалификационного справочника должностей служащих.

В соответствии с Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Минтруда РБ от 30.03.2004 № 32, в редакции постановления от 30.10.2007 № 135, в квалификационной характеристике каждой должности служащего представлены наиболее характерные для каждой должности виды работ исходя из установленных в отраслях экономики разделения и кооперации труда.

Конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их права и ответственность устанавливаются в должностных инструкциях, которые разрабатываются и утверждаются нанимателем в установленном порядке. Должностная инструкция, как правило, не разрабатывается на главного экономиста в качестве руководителя структурного подразделения. Его права, обязанности, полномочия и ответственность указываются в положении о структурном подразделении.

При разработке должностных инструкций следует иметь в виду, что в процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей служащих по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В таких случаях работнику может быть поручено исполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации и изменения наименования должности.

Далее с целью использования в работе приводятся должностные инструкции главному экономисту и экономисту.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

__________________________________

(наименование организации)

__________________________________

(руководитель организации или иное должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию)

 

_____________ ____________________

    (подпись)      (расшифровка подписи)

__________________

  (дата утверждения)

Должностная инструкция главному экономисту

00.00.2010

№ 00

1. Общие положения

1.1. Главный экономист относится к категории руководителей.

1.2. Главный экономист назначается на должность, перемещается и освобождается от нее приказом руководителя организации.

1.3. В своей деятельности главный экономист руководствуется:

- нормативными методическими, инструктивными документами и материалами по вопросам выполняемой работы;

- приказами и распоряжениями руководителя организации;

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- настоящей должностной инструкцией.

1.4. Главный экономист должен знать:

- законодательные и нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы по организации экономической работы в организациях;

- рыночные методы хозяйствования;

- профиль, специализацию и особенности структуры организации;

- перспективы технического и экономического развития отрасли и организации; производственные мощности организации;

- основы технологии производства продукции организации, порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной и социальной деятельности организации;

- экономические методы управления организацией;

- организацию, формы и методы плановой работы в организации; порядок расчета экономической эффективности от внедрения новых видов продукции, техники, технологии, рационализаторских предложений и изобретений, мероприятий по организации труда;

- порядок разработки нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат; порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров;

- достижения науки и техники в соответствующей отрасли промышленности (экономики) и опыт передовых организаций в области организации и совершенствования экономической работы;

- экономику, организацию производства, труда и управления, трудовое законодательство;

- правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

1.5. Главный экономист подчиняется непосредственно заместителю директора по экономике.

1.6. В случае временного отсутствия главного экономиста (болезнь, отпуск и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора организации, которое приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Функции

На главного экономиста возлагаются следующие функции:

2.1. Исполнение должностных обязанностей в соответствии с экономической политикой организации.

2.2. Обеспечение деятельности экономических служб организации на высоком профессиональном уровне.

2.3. Обеспечение выполнения экономических показателей деятельности организации в соответствии с прогнозными.

3. Должностные обязанности

Для реализации возложенных на него функций главный экономист исполняет следующие обязанности:

3.1. Осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности организации, направленной на достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорение темпов роста производительности труда, повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.

3.2. Методически руководит и координирует деятельность всех подразделений организации по:

- составлению перспективных планов по всем видам деятельности в условиях конкуренции в соответствии с заключенными хозяйственными договорами;

- разработке планов с необходимыми обоснованиями и расчетами, положенными в их основу, а также организационно-технических мероприятий по совершенствованию хозяйственного механизма, экономической работы, выявлению и использованию резервов производства.

3.3. Содействует повышению научной обоснованности экономических расчетов, установлению плановых показателей на основе прогрессивных технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат с учетом передовых достижений науки и техники, рациональной организации производства и труда.

3.4. Проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности организации, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования, норм расхода товарно-материальных ценностей, оборотных средств и использования производственных мощностей.

3.5. Организует разработку методических материалов по технико-экономическому планированию работы производственных подразделений организации, расчету экономической эффективности капитальных вложений, рационализаторских предложений и изобретений, мероприятий по максимальной мобилизации резервов производства, внедрению новой техники и технологии, организации труда.

3.6. Осуществляет методическое руководство и организацию работы по внедрению, совершенствованию и повышению роли экономических методов управления.

3.7. Обеспечивает строгое соблюдение режима экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех участках хозяйственной деятельности организации.

3.8. Принимает участие в работе по совершенствованию организации производства, подготавливает предложения, направленные на повышение производительности труда и эффективности производства, укрепление хозяйственной самостоятельности и экономической стабильности организации.

3.9. Организует разработку рациональных форм плановой, учетной и отчетной документации, применяемой в организации, а также широкое внедрение автоматизированных систем управления и вычислительной техники для проведения экономических расчетов в сфере планирования, учета и анализа хозяйственной деятельности.

3.10. Обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, хозяйственного расчета, контроль за ходом выполнения плановых заданий, организует проведение комплексного экономического анализа и оценки результатов производственно-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений, разработку мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов, проведению аттестации и рационализации рабочих мест.

3.11. Руководит экономическими исследованиями, проводимыми в организации, заключает договоры о творческом сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями.

3.12. Организует разработку методов экономической оценки мероприятий, направленных на развитие техники, совершенствование организации производства, а также предложений по практическому использованию результатов научных исследований в области экономики.

3.13. Принимает меры по внедрению в практику достижений экономической науки.

3.14. Организует проведение экономических расчетов и анализа эффективности внедрения новой техники и технологии, организации производства, труда и управления, а также новых видов продукции при их создании и освоении, рационализаторских предложений и изобретений.

3.15. Руководит проведением сравнительного анализа показателей работы организации и других организаций отрасли, внедрением передового опыта в области экономической работы.

3.16. Участвует в разработке и внедрении мероприятий по улучшению экономических показателей работы организации (по объему производства, повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции, увеличению прибыли), в реализации прогрессивных форм и методов экономической работы.

3.17. Руководит работой по повышению уровня экономических знаний рабочих и служащих.

3.18. Контролирует своевременность представления отчетности о результатах экономической деятельности в вышестоящие органы.

3.19. Руководит структурными подразделениями организации, выполняющими экономическую работу, содействует внедрению экономически наиболее целесообразных решений по управлению производством.

4. Права

Главный экономист имеет право:

4.1. Вносить на рассмотрение директора и заместителя директора по экономике предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.2. В пределах своей компетенции сообщать руководителю организации обо всех недостатках в деятельности организации, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

4.3. Запрашивать лично или по поручению руководителя организации от руководителей подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для исполнения его должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и реализации прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

5. Ответственность

Главный экономист несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством.

5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.

 

Руководитель структурного подразделения
     
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
     
(дата)
   
     
Согласовано
Начальник юридического отдела
     
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
     
(дата)
   
     
Начальник отдела организации труда и заработной платы
     
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
     
(дата)
   
     
С инструкцией ознакомлен
     
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
     
(дата)
   

 

 

УТВЕРЖДАЮ

__________________________________

(наименование организации)

__________________________________

(руководитель организации или иное должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию)

 

_____________ ____________________

    (подпись)      (расшифровка подписи)

__________________

  (дата утверждения)

Должностная инструкция экономисту

00.00.2010

№ 00

1. Общие положения

1.1. Экономист относится к категории специалистов.

1.2. Экономист назначается на должность, перемещается и освобождается от нее приказом руководителя организации.

1.3. В своей деятельности экономист руководствуется:

- нормативными методическими, инструктивными документами и материалами по вопросам выполняемой работы;

- приказами и распоряжениями руководителя организации;

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- настоящей должностной инструкцией.

1.4. Экономист должен знать:

- нормативные правовые акты, методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности организации; организацию плановой работы;

- порядок разработки перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности организации;

- порядок разработки бизнес-планов;

- планово-учетную документацию;

- порядок разработки нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат;

- методы экономического анализа и учета показателей деятельности организации и ее подразделений;

- методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений;

- методы и средства проведения вычислительных работ;

- правила оформления материалов для заключения договоров;

- организацию оперативного и статистического учета, порядок и сроки составления отчетности;

- отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности организации в условиях рыночной экономики;

- экономику, организацию производства, труда и управления;

- основы технологии производства;

- рыночные методы хозяйствования;

- возможности применения вычислительной техники для осуществления технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности организации, правила ее эксплуатации;

- основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

1.5. Экономист подчиняется непосредственно начальнику планово-экономического отдела.

1.6. В случае временного отсутствия экономиста (болезнь, отпуск и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора организации, которое приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Функции

На экономиста возлагаются следующие функции:

2.1. Исполнение должностных обязанностей в соответствии с экономической политикой организации.

2.2. Обеспечение высокого профессионального уровня экономических расчетов и аналитических материалов.

2.3. Постоянное повышение профессионального уровня.

3. Должностные обязанности

Для реализации возложенных на него функций экономист исполняет следующие обязанности:

3.1. Выполняет работу по осуществлению экономической деятельности организации, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

3.2. Подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) организации в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли.

3.3. Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии.

3.4. Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности организации и ее подразделений, выявляет резервы производства, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции.

3.5. Определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений.

3.6. Участвует в рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов, проведении работ по ресурсосбережению, во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета, совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления, а также плановой и учетной документации.

3.7. Оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками исполнения договорных обязательств.

3.8. Осуществляет контроль за ходом выполнения плановых заданий по организации и ее подразделениям, использованием внутрихозяйственных резервов. Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства.

3.9. Выполняет работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций.

3.10. Ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности организации и ее подразделений, а также учет заключенных договоров.

3.11. Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки.

3.12. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.

3.13. Участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

4. Права

Экономист имеет право:

4.1. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.2. В пределах своей компетенции сообщать руководителю организации обо всех недостатках в деятельности организации, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

4.3. Запрашивать лично или по поручению руководителя организации от руководителей подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для исполнения его должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и соблюдении прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

5. Ответственность

Экономист несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством.

5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.

 

Руководитель структурного подразделения
     
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
     
(дата)
   
     
Согласовано
Начальник юридического отдела
     
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
     
(дата)
   
     
Начальник отдела организации труда и заработной платы
     
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
     
(дата)
   
     
Начальник отдела кадров
     
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
     
(дата) 
   
 
С инструкцией ознакомлен
     
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
     
(дата)
   

 

15.12.2009 г.

 

Светлана Василевич, экономист

 

От редакции: С 1 января 2010 г. в Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З на основании Закона РБ от 31.12.2009 № 114-З внесены изменения и дополнения.

С 1 июня 2010 г. постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 утратило силу.

В постановление Минтруда РБ от 30.12.1999 № 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», выпуска 6 ЕКСД «Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке», выпуска 33 ЕКСД «Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием» и выпуска 21 ЕКСД «Должности служащих, занятых геодезией и картографией» на основании постановлений Минтруда и соцзащиты РБ от 15.12.2009 № 148 (с 1 января 2010 г.), от 15.12.2009 № 149 (с 1 января 2010 г.), от 15.01.2010 № 3 (с 1 февраля 2010 г.), от 09.07.2010 № 104 (с 1 августа 2010 г.), от 31.08.2010 № 123 (с 1 сентября 2010 г.), от 22.09.2010 № 127 (с 1 октября 2010 г.), от 08.12.2010 № 173 (с 1 января 2011 г.), от 23.03.2011 № 18 (с 1 апреля 2011 г.), от 26.05.2011 № 33 (с 1 июня 2011 г.), от 06.03.2012 № 36 (с 1 апреля 2012 г.), от 28.05.2012 № 68 (с 1 июня 2012 г.), от 18.07.2012 № 81 (с 1 августа 2012 г.), от 03.09.2012 № 95 (с 1 сентября 2012 г.), от 27.12.2012 № 123 (с 1 января 2013 г.), от 05.04.2013 № 29 (с 1 мая 2013 г.) и от 31.05.2013 № 49 (с 1 июня 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 29.06.2005 № 75 «Об утверждении выпуска 2 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов производства» на основании постановлений Минтруда и соцзащиты РБ от 15.12.2009 № 149 (с 1 января 2010 г.), от 09.07.2010 № 104 (с 1 августа 2010 г.), от 22.09.2010 № 127 (с 1 октября 2010 г.), от 08.12.2010 № 173 (с 1 января 2011 г.) и от 26.05.2011 № 33 (с 1 июня 2011 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 июня 2011 г. Декрет Президента РБ от 18.07.2002 № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» на основании Указа Президента РБ от 10.05.2011 № 181 утратил силу.

Со 2 января 2012 г. постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32 «Об утверждении структуры и Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 1 утратило силу.

С 21 февраля 2012 г. в подп.2.10 п.2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» на основании Декрета Президента РБ от 13.02.2012 № 1 внесены изменения.