


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Экспедитор организовал клиенту перевозку груза из Беларуси в Австрию, которая была выполнена с просрочкой доставки в 5 дней (по вине привлеченного экспедитором перевозчика).
Вправе ли экспедитор взыскать договорную неустойку с перевозчика, если первым не была заявлена претензия в порядке п.3 ст.30 Конвенции Организации Объединенных Наций «О договоре международной перевозки грузов», заключенной в г. Женеве 19 мая 1956 г. (далее - КДПГ)?
ОТВЕТ: Вправе.
Действие п.3 ст.30 КДПГ, устанавливающего срок, в течение которого должно быть сделано заявление о просрочке в доставке груза, не распространяется на требования о взыскании неустойки за просрочку в доставке груза, предусмотренной договором.
В случае просрочки в доставке груза, если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать провозных платежей (п.5 ст.23 КДПГ). При этом следует учитывать, что просрочка в доставке груза может привести к уплате возмещения лишь в том случае, если заявление было сделано в письменной форме в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение получателя (п.3 ст.30 КДПГ).
Пропуск срока, установленного в п.3 ст.30 КДПГ (21 день), не может быть препятствием для взыскания договорной неустойки, поскольку в названной норме срок распространяется лишь на случаи уплаты возмещения, предусмотренного п.5 ст.23 КДПГ, как указано в п.37 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции».
Таким образом, в указанном случае экспедитор вправе взыскать с перевозчика договорную неустойку за просрочку в доставке груза.
13.05.2016
Анна Синькевич, экономист