


Материал помещен в архив
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОБИЛЬНЫХ ПОДЪЕМНЫХ РАБОЧИХ ПЛАТФОРМ ВБЛИЗИ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Опасные и охранные зоны воздушных линий электропередачи
Опасная зона линий электропередач представляет собой зону, при выполнении работ внутри которой может произойти электрический разряд на человека или на машину (без прямого контакта с источником электрического тока).
Размер опасной зоны зависит от напряжения линии электропередачи (далее - ЛЭП). Допустимые расстояния от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положении от строп, грузозахватных приспособлений и грузов до токоведущих частей, находящихся под напряжением, установлены в приложении Б к ТКП 427-2012 (02230) «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок» (утвержден и введен в действие приказом Министерства энергетики Республики Беларусь от 28.11.2012 № 228)).
Допустимые расстояния до токоведущих частей, находящихся под напряжением | |
Напряжение, кВ | Расстояние от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положении от строп, грузозахватных приспособлений и грузов, м |
До 1 |
1,0 |
3-35 |
1,0 |
110 |
1,5 |
220 |
2,5 |
330 |
3,5 |
750 |
6,0 |
![]() |
Обратите внимание! Работа в опасной зоне ЛЭП без отключения электрического тока не допускается. Все провода ЛЭП заземлены. Допуск к работам проводит представитель владельца ЛЭП. Присутствие представителя владельца ЛЭП при проведении работ обязательно. |
Охранная зона воздушной ЛЭП - зона вдоль линии в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченная вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии:
• 2 м - для воздушной линии электропередачи напряжением до 1 кВ и воздушной линии связи;
• 10 м - для воздушной линии электропередачи 6-10 кВ;
• 15 м - для воздушной линии электропередачи 20-35 кВ;
• 20 м - для воздушной линии электропередачи 110 кВ;
• 25 м - для воздушной линии электропередачи 220 кВ;
• 30 м - для воздушной линии электропередачи 330 кВ;
• 40 м - для воздушной линии электропередачи 750 кВ (п.3.21 ТКП 427-2012).
![]() |
Обратите внимание! При проведении работ в охранной зоне ЛЭП отключения линии не требуется. |
Перед началом выполнения работ в опасной либо охранной зоне ЛЭП организация должна получить письменное разрешение на право производства работ от владельца данной линии, в котором должно быть указано:
• участок ЛЭП, где будут проводиться работы;
• сроки проведения работ (начало и окончание);
• ответственное лицо эксплуатирующей организации, которому следует сообщить об окончании работ;
• наличие опасных и вредных производственных факторов (расположение вблизи действующих электроустановок, электрическое поле, наведенное напряжение).
Допуск к работе
Работы в опасной и охранной зоне воздушной ЛЭП выполняются по наряду-допуску под руководством и в обязательном присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ мобильными подъемными рабочими платформами, назначается приказом по организации.
![]() |
Справочно Пример оформления приказа о назначении ответственных лиц см. здесь. |
Наряд-допуск выписывается в 2 экземплярах: первый выдается на руки машинисту мобильной подъемной рабочей платформы (далее - МПРП), второй остается у лица, выдавшего наряд-допуск.
Если работа с использованием МПРП выполняется в охранной зоне ЛЭП, установленной п.3.21 ТКП 427-2012, то наряд-допуск выдается только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей ЛЭП.
Порядок проведения работ
![]() |
Ситуация Обрезка сучьев на деревьях, растущих вдоль дороги, выполняется в охранной зоне воздушной ЛЭП, находящейся под напряжением 10 кВ, с использованием автогидроподъемника ВС-22-04 (далее - автогидроподъемник). |
Приведем последовательность выполнения работ в данной ситуации.
1. Выписывается наряд-допуск в 2 экземплярах и путевой лист. При проведении работ в охранной зоне необходимо получить разрешение владельца ЛЭП.
2. Машинисту запрещается самовольно устанавливать автогидроподъемник для работы вблизи ЛЭП, о чем делается запись в путевом листе. В путевом листе и наряде-допуске необходимо указать фамилию лица, ответственного за безопасное производство работ МПРП (далее - ответственный), фамилии машиниста и работников и номера их удостоверений.
3. Машинист, прибыв к месту выполнения работ, должен остановить автовышку и ждать ответственного, не въезжая в охранную зону (10 м от ЛЭП).
4. Ответственный должен осмотреть площадку, указать машинисту место установки автогидроподъемника.
5. Машинист должен установить автогидроподъемник на указанное место.
6. Ответственный проверяет правильность установки автогидроподъемника и делает запись в вахтенном журнале: «Установку автогидроподъемника на указанном месте проверил, работу разрешаю», вносит дату, время, ставит подпись.
7. Ответственный проводит инструктаж с работниками, выполняющими работы из рабочей платформы, и машинистом под роспись в наряде-допуске.
При инструктаже особое внимание обращается на соблюдение работниками личной безопасности в случаях, когда металлоконструкции автогидроподъемника соприкоснулись с проводами ЛЭП. В этом случае никто не должен прикасаться к металлическим частям автогидроподъемника, а машинист должен принять меры к скорейшему отводу стрелового оборудования от проводов ЛЭП.
Ответственный предупреждает работников о том, что перед каждым прикосновением к автогидроподъемнику они должны убедиться, что автогидроподъемник не находится под напряжением.
Также он предупреждает работников и машиниста о порядке пользования средствами индивидуальной защиты.
При выполнении работ 2 и более работниками один из наиболее опытных работников назначается старшим для связи с машинистом. Если машинисту не видны сигналы старшего работника и отсутствует радиопереговорная связь, ответственный назначает сигнальщика из числа работников, прошедших проверку знаний знаковой сигнализации и целевой инструктаж.
Работники в болезненном и утомленном состоянии к выполнению работ повышенной опасности не допускаются.
8. Машинист должен осмотреть автогидроподъемник, выполнить движения с рабочей платформой без работников. По окончании осмотра доложить ответственному.
9. Для обеспечения безопасности проведения работ и недопущения в зону работы автовышки посторонних лиц ответственный должен определить опасную зону работы автовышки, для чего машинист переводит стрелу в рабочее положение:
- от вертикальной проекции края рабочей платформы откладывается зона возможного падения груза (обрезанные сучья и ветки, инструмент). Данное расстояние составляет границу опасной зоны с одной стороны;
- аналогично откладывается расстояние опасной зоны со всех сторон.
![]() |
10. Работники обносят опасную зону работы автовышки сигнальными ограждениями, выставляют плакаты «Опасная зона работы автовышки - вход запрещен».
11. Машинист устанавливает рабочую платформу в положение «посадка».
12. Работники загружают инструменты и необходимые приспособления в рабочую платформу.
![]() |
Справочно При необходимости выполнения работ электроинструментом, пневмоинструментом ток и сжатый воздух должны подаваться с земли по электропроводу и пневмопроводу соответственно. |
13. Работники надевают средства защиты и входят в рабочую платформу, пристегиваются карабинами поясов к скобам. Старший работник подает команду о готовности.
14. Машинист поднимает рабочую платформу на высоту до 500 мм и выдерживает, проверяя устойчивость автогидроподъемника.
15. Рабочая платформа переводится в зону выполнения работ и устанавливается на расстоянии не ближе 500 мм от ветвей, подлежащих обрезке.
16. Машинист перемещает рабочую платформу по командам старшего работника.
17. Машинист автогидроподъемника должен:
- не допускать лиц, не имеющих отношения к производимой работе, на место использования автовышки;
- не допускать использования автогидроподъемника при наличии у него признаков предельного состояния, указанных в эксплуатационных документах;
- не покидать автогидроподъемник с работающим двигателем;
- при перерыве в работе принять меры, предупреждающие самопроизвольное перемещение и опрокидывание ее под действием ветра, при наличии уклона местности, вследствие деформации и обрушения грунта.
18. По окончании работ машинист переводит рабочую платформу в положение «посадка».
19. Работники снимают СИЗ, выгружают инструмент и материалы, проводят очистку рабочей платформы от мусора.
20. Машинист переводит автовышку в транспортное положение.
21. Работники убирают сигнальные ограждения.
22. Ответственный делает запись в наряде-допуске об окончании работ.
Последовательность проведения работ с использованием автовышки может быть изменена в зависимости от условий на конкретном месте, вида выполняемых работ.
![]() |
Обратите внимание! Несоблюдение требований безопасного проведения работ с использованием МПРП является грубым нарушением правил по охране труда, за которое работники несут ответственность в соответствии с законодательством. |
08.09.2016
Александр Юркевич, специалист по охране труда