


Материал помещен в архив
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ: ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Электронные интерактивные игры (далее - ЭИИ) - это одна из разновидностей игорного бизнеса, широко распространенная в настоящее время и соответственно вызывающая пристальное внимание со стороны государства.
Государственное регулирование организации и проведения электронных интерактивных игр
В настоящее время организация и проведение ЭИИ регулируются следующими законодательными и нормативными актами:
• Указом Президента РБ от 10.04.2008 № 201 «Об электронных интерактивных играх» (далее - Указ № 201);
• Декретом Президента РБ от 10.04.2008 № 6 «Об отдельных вопросах организации и проведения электронных интерактивных игр»;
• Особенной частью Налогового кодекса РБ (далее - НК РБ);
• постановлением Минфина РБ от 10.07.2008 № 115 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования условий проведения электронных интерактивных игр» (далее - Инструкция № 115);
• постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально);
• постановлением Совета Министров РБ от 10.06.2008 № 832 «О мерах по реализации Декрета Президента РБ от 10 апреля 2008 г. № 6 и Указа Президента РБ от 10 апреля 2008 г. № 201», включающим в себя:
- Положение о порядке проведения экспертизы защищенности информации от несанкционированного доступа в специальных компьютерных системах, используемых при проведении электронных интерактивных игр;
- Положение о порядке ведения и контроля за базами данных при проведении электронных интерактивных игр;
- Положение о порядке проведения испытаний и включения в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории РБ, специальных компьютерных систем, используемых при проведении электронных интерактивных игр;
- Положение о порядке технического обслуживания и ремонта специальных компьютерных систем, используемых при проведении электронных интерактивных игр.
Остановимся на некоторых основных понятиях, связанных с ЭИИ. Так, согласно Положению о порядке осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр на территории Республики Беларусь, утвержденному Указом № 201 (далее - Положение № 201):
• электронная интерактивная игра - это основанная на риске игра, в которой:
- игрок делает ставку на предполагаемый исход события, относительно которого неизвестно, наступит ли оно;
- организатор и игрок не имеют возможности оказывать воздействие на исход события;
- размер выигрыша зависит от частичного или полного совпадения прогноза игрока с наступившими, документально подтвержденными событиями;
- процесс приема, регистрации, передачи, обработки, учета, накопления и сохранения информации осуществляется с использованием программных, программно-аппаратных и аппаратных средств;
• выигрыш - часть выигрышного фонда в виде денежных средств, выплачиваемых игроку при полном или частичном совпадении прогноза игрока с результатом тиража;
• выигрышный фонд - денежная сумма, предназначенная для выплаты выигрышей;
• оператор электронной интерактивной игры - юридическое или физическое лицо, которое на основании гражданско-правового договора с организатором электронной интерактивной игры осуществляет от его имени прием ставок, а также выплату выигрышей, если это предусмотрено договором с организатором электронной интерактивной игры;
• прогноз - предполагаемый игроком исход события (спортивная, игровая или иная ситуация, в т.ч. порядок выпадения чисел в ходе розыгрыша выигрышного фонда);
• ставка - денежная сумма, которую игрок вносит за участие в электронной интерактивной игре с указанием прогноза;
• организатор электронной интерактивной игры (далее - организатор) - государственное юридическое лицо, республиканское государственно-общественное объединение или иное юридическое лицо, решения которого может определять государственное юридическое лицо либо республиканское государственно-общественное объединение, владея не менее чем 2/3 акций (долей в уставных фондах), имеющее специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр, осуществляющее организацию и проведение электронной интерактивной игры.
Далее рассмотрим нормы вышеуказанных законодательных и нормативных актов, непосредственно касающихся ЭИИ.
Согласно п.2 Указа № 201 организаторы ЭИИ ведут раздельный учет доходов и расходов по каждой проводимой игре. При осуществлении иных видов деятельности организаторы обязаны вести раздельный учет доходов и расходов и уплачивать по этим видам деятельности налоги, сборы (пошлины) и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством.
На основании п.3 Указа № 201 целевым назначением на развитие физкультуры и спорта, в т.ч. олимпийского и паралимпийского движений, здравоохранения, образования, охрану исторических и культурных ценностей, а также на иные цели, определяемые Президентом РБ, направляются:
• организаторами, являющимися государственными юридическими лицами или республиканскими государственно-общественными объединениями, - не менее 2/3 чистой прибыли, полученной от организации и проведения таких игр;
• государственными юридическими лицами и республиканскими государственно-общественными объединениями, являющимися учредителями (участниками) организаторов, - дивиденды (в полном объеме) после их налогообложения в соответствии с законодательством, выплаченные организаторами при распределении прибыли, полученной от организации и проведения таких игр.
При этом организаторы обязаны ежеквартально выплачивать дивиденды своим учредителям (участникам).
Организаторы и их учредители (участники) ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство финансов РБ отчет о направлении части чистой прибыли и дивидендов на вышеуказанные цели.
В соответствии с абзацем 6 п.29 Положения № 201 организатор обязан, в частности, вести бухгалтерский учет отдельно по каждой ЭИИ.
Главой 6 Положения № 201 предусмотрено следующее:
• под выручкой от проведения ЭИИ понимается общая сумма, вырученная от приема ставок, исчисленная исходя из количества принятых ставок и стоимости участия в ЭИИ;
• выигрышный фонд ЭИИ:
- не является доходом организатора и не может быть использован на другие цели, кроме выплаты выигрышей игрокам;
- формируется в размере не менее 50 и не более 70 % от выручки;
• объем выигрышного фонда с учетом производимых отчислений на формирование переходящих из тиража в тираж выигрышных фондов не должен превышать 70 % от выручки, а объем выигрышного фонда, разыгрываемого в пределах тиража ЭИИ (без учета переходящих из тиража в тираж выигрышных фондов), должен составлять не менее 50 % от выручки. Конкретный размер выигрышного фонда, выраженный в процентном отношении к общему объему выручки, устанавливается для каждой ЭИИ условиями ее проведения;
• распределение части выручки от проведения ЭИИ, остающейся после формирования выигрышного фонда и уплаты налога на доходы от проведения ЭИИ, производится в соответствии с законодательством.
Отметим, что Инструкцией № 115 установлено, что при подготовке условий проведения ЭИИ, в частности, должны быть соблюдены следующие требования:
• размер наименьшего выигрыша не может быть меньше размера ставки;
• размеры ставок и выигрышей определяются в официальной денежной единице РБ;
• переходящий из тиража в тираж выигрышный фонд (в т.ч. после его розыгрыша) формируется за счет отчислений от выигрышного фонда текущего тиража при условии проведения розыгрыша выигрышного фонда ЭИИ не реже 1 раза в неделю;
• суммы выигрышей, не востребованных в течение 6 месяцев со дня определения результатов тиража, а также суммы выигрышей, не использованных игроком в счет оплаты ставок для участия в последующих тиражах в течение 6 месяцев со дня определения результатов последнего тиража, в котором он принял участие, перечисляются в республиканский бюджет до 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанные периоды истекли.
За регистрацию электронных интерактивных игр уплачивается государственная пошлина
Согласно пп.92 и 93 приложения 22 «Ставки государственной пошлины по иным объектам обложения государственной пошлиной» НК РБ госпошлина уплачивается при:
• выдаче свидетельства о регистрации электронной интерактивной игры - 30 базовых величин;
• выдаче дубликата свидетельства о регистрации электронной интерактивной игры - 3 базовые величины.
![]() |
Справочно В соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2011 № 1785 с 1 апреля 2012 г. размер базовой величины - 100 000 руб. В соответствии с п.1 ст.260 НК РБ суммы государственной пошлины включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. От редакции «Бизнес-Инфо» С размерами базовой величины можно ознакомиться здесь. |
Налогообложение доходов от проведения электронных интерактивных игр
Налогообложение доходов от проведения электронных интерактивных игр регулируется главой 39 НК РБ.
Так, согласно ст.316 НК РБ:
• объектом обложения налогом на доходы от проведения электронных интерактивных игр (далее - налог на доходы) признаются доходы, полученные от проведения электронных интерактивных игр;
• плательщики ведут учет доходов и расходов по каждой проводимой электронной интерактивной игре;
• налоговая база налога на доходы определяется как разница между суммой доходов, полученных от проведения электронных интерактивных игр, и суммой сформированного выигрышного фонда.
При определении налоговой базы налога на доходы не учитываются собственные средства плательщиков, направляемые ими на увеличение выигрышного фонда.
Ставка налога на доходы согласно п.1 ст.317 НК составляет 8 %.
Налоговым периодом налога на доходы признается календарный месяц.
Сумма налога на доходы исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога.
Налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы плательщики должны представлять в налоговые органы по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплату налога на доходы следует производить не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Бухгалтерский учет операций по проведению электронных интерактивных игр
При отражении в бухгалтерском учете операций по проведению электронных интерактивных игр следует руководствоваться:
• Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102);
• типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Минфина РБ 29.06.2011 № 50.
Основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности, является для организаций текущей деятельностью. Поэтому для организаций, занимающихся игорным бизнесом, доходы и расходы от проведения электронных интерактивных игр будут доходами и расходами по текущей деятельности.
![]() |
Справочно Согласно п.2 Инструкции № 102: • финансовая деятельность - деятельность организации, приводящая к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации; • инвестиционная деятельность - деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика, осуществлению (предоставлению) и реализации (погашению) финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации. |
Учитывая вышеизложенное, проиллюстрируем отражение в бухгалтерском учете организатора всех этапов проведения ЭИИ (одного тиража) при условии, что организатор - государственное юридическое лицо или республиканское государственно-общественное объединение.
Отражение в бухгалтерском учете организатора всех этапов проведения электронных интерактивных игр (одного тиража) | |||
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, тыс.руб. |
1. Исчисление госпошлины за выдачу свидетельства о регистрации ЭИИ (100,0 х 30) |
20 «Основное производство» |
3 000 | |
2. Уплата госпошлины за выдачу свидетельства о регистрации ЭИИ |
68-5 |
51 «Расчетные счета» |
3 000 |
3. Отражение выручки от проведения ЭИИ - общей суммы, вырученной от приема ставок |
90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», субсчет 1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» |
20 000 | |
4. Формирование выигрышного фонда (50 % от выручки) |
20 |
96 «Резервы предстоящих платежей» |
10 000 |
5. Исчисление налога на доходы от проведения ЭИИ ((20 000 - 10 000) х 8 %) |
99 «Прибыли и убытки» |
68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» |
800 |
6. Уплата налога на доходы от проведения ЭИИ |
68-2 |
51 |
800 |
7. Начислена заработная плата работникам организатора и операторам (физическим лицам) ЭИИ |
20 |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
2 500 |
8. Начислена заработная плата иным работникам организатора (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) |
70 |
900 | |
9. Произведены отчисления в Фонд социальной защиты населения от заработной платы работников организатора ЭИИ и операторов (2 500 х 34 %) |
20 |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
850 |
10. Произведены отчисления в Фонд социальной защиты населения от заработной платы управленческого персонала (900 х 34 %) |
25, 26 |
69 |
306 |
При определении объекта для начисления страховых взносов следует руководствоваться ст.2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», а при определении размера взносов - ст.3 данного Закона | |||
11. Начислены обязательные страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (условно 0,6 %) (2 500 х 0,6 %) |
20 |
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» |
15 |
(900 х 0,6 %) |
25, 26 |
76-2 |
5,4 |
При определении объекта обложения необходимо руководствоваться Положением о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1297. При определении размера взносов необходимо руководствоваться Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» | |||
12. Отражение иных затрат |
20 |
10 «Материалы |
140 |
25, 26 |
300 | ||
90-8 «Прочие расходы по текущей деятельности» |
51, 76 и др. |
100 | |
К прямым затратам, включаемым в себестоимость, на основании п.9 Инструкции № 102 относятся прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда. В состав прямых материальных затрат включается стоимость израсходованного сырья и материалов, составляющих основу производимой продукции, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и других материалов, стоимость которых может быть прямо включена в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг. В состав прямых затрат на оплату труда включаются затраты на оплату труда и другие выплаты работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат. В состав распределяемых переменных косвенных затрат включаются косвенные общепроизводственные затраты, величина которых зависит от объема производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 (субсчета 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности», 90-8), определен п.13 Инструкции № 102. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. в соответствии с п.13 указанной Инструкции, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минфина РБ от 14.12.2012 № 74, прочие расходы по текущей деятельности учитываются на субсчете 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» счета 90. | |||
13. Отражение себестоимости реализованных услуг (3 000 + 10 000 + 2 500 + 850 + 15 + 140 = = 16 505) |
90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг» |
20 |
16 505 |
14. Отражение списания общепроизводственных и общехозяйственных расходов (900 + 306 + 5,4 + 300 = 2 211,4) |
90-5 |
25, 26 |
1 511,4 |
15. Отражение финансового результата (20 000 - 16 505 - 1 511,4 - 100 = 1 883,6) |
90-9 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности» |
1 883,6 | |
16. Часть чистой прибыли от проведения ЭИИ, направляемая целевым назначением на развитие физкультуры и спорта, в т.ч. олимпийского и паралимпийского движений, здравоохранения, образования, охрану исторических и культурных ценностей, а также на иные цели, определяемые Президентом РБ (не менее 2/3 чистой прибыли) ((1 883,6 - 800) х 2 / 3) |
99 |
51 |
722,4 |
17. Чистая прибыль от проведения ЭИИ, остающаяся в распоряжении организатора |
1 883,6 - 800 - 722,4 = 311,2 |
311,2 | |
18. Выплата выигрышей после проведения тиража и розыгрыша выигрышного фонда |
96 |
51, 50 |
7 000 |
19. Перечисление в республиканский бюджет суммы выигрышей, не востребованных в течение 6 месяцев со дня определения результатов тиража |
96 |
51 |
3 000 |
30.06.2012 г.
Дмитрий Круглов, экономист
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. в постановление Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» на основании постановления Минфина РБ от 20.12.2012 № 77 внесены изменения и дополнения. |