


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Если перевозчик подает транспортное средство под погрузку, обязан ли водитель иметь при себе CMR-накладные?
ОТВЕТ: Не обязан.
Одним из транспортных документов при выполнении автомобильных перевозок грузов является международная товарно-транспортная накладная «CMR», составленная согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г. (далее - Конвенция) (абзац 4 части первой ст.40 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2018 г. Законом Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З абзац 4 части первой ст.40 Закона № 278-З дополнен словами «, при выполнении международных автомобильных перевозок грузов». С 3 февраля 2018 г. следует руководствоваться формой международной товарно-транспортной накладной «CMR» согласно приложению к Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11 (далее – Инструкция № 11), с учетом изменений, внесенных постановлением Минтранса РБ от 15.12.2017 № 42. |
Составление CMR-накладной согласно ст.4 Конвенции подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза.
Как следует из глав 2 и 3 Инструкции № 11), CMR-накладные должны приобретаться и заполняться изначально отправителями грузов.
Грузоотправитель не должен предъявлять груз к автомобильной перевозке, если при выполнении международной автомобильной перевозки грузы товарного характера не оформлены CMR-накладной (п.22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970).
Кроме того, в соответствии с Конвенцией участниками перевозки являются:
• грузоотправитель;
• грузополучатель;
• грузоперевозчик.
Системный анализ ст.5, 7 и 11 Конвенции позволяет утверждать, что бланки CMR-накладных представляет грузоотправитель.
Количества страниц CMR-накладной, имеющих подписи и печати (штампы) отправителя, подписи представителя перевозчика (водителя, экспедитора), должно быть достаточно для осуществления международной автомобильной перевозки грузов. Страницы CMR-накладной предназначаются для отправителя, получателя, перевозчика, экспедитора, таможенных и других органов.
Одна страница CMR-накладной остается у отправителя, остальные сопровождают груз.
Одну страницу CMR-накладной водитель (экспедитор) передает получателю груза.
Две страницы с подписями и печатями (штампами) отправителя и получателя груза остаются у перевозчика:
• для расчетов с заказчиком - плательщиком перевозки (прилагается к счету за перевозку);
• учета оказанных транспортных услуг (прилагается к путевому листу).
При совершении таможенных операций таможенным органам передается не менее трех страниц CMR-накладной, заверенных подписями и печатями (штампами) отправителя груза и подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).
При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.
В случае если подлежащий перевозке груз в адрес одного получателя должен быть погружен на несколько транспортных средств (составов транспортных средств), CMR-накладная оформляется на груз для каждого транспортного средства (состава транспортных средств) (часть седьмая п.3 Инструкции № 11).
Таким образом, при подаче транспортного средства под погрузку у водителя не должно быть CMR-накладных. Оформленные документы, в том числе CMR-накладные, водителю выдает грузоотправитель после завершения погрузки с указанием всех необходимых реквизитов (в том числе времени начала и окончания погрузки).
15.11.2016
Татьяна Сукристик, аудитор