Вопрос-ответ от 15.11.2016
Автор: Сукристик Т.

Если перевозчик подает транспортное средство под погрузку, обязан ли водитель иметь при себе CMR-накладные?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Если перевозчик подает транспортное средство под погрузку, обязан ли водитель иметь при себе CMR-накладные?

 

ОТВЕТ: Не обязан.

Одним из транспортных документов при выполнении автомобильных перевозок грузов является международная товарно-транспортная накладная «CMR», составленная согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г. (далее - Конвенция) (абзац 4 части первой ст.40 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2018 г. Законом Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З абзац 4 части первой ст.40 Закона № 278-З дополнен словами «, при выполнении международных автомобильных перевозок грузов».

С 3 февраля 2018 г. следует руководствоваться формой международной товарно-транспортной накладной «CMR» согласно приложению к Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11 (далее – Инструкция № 11), с учетом изменений, внесенных постановлением Минтранса РБ от 15.12.2017 № 42.

 

Составление CMR-накладной согласно ст.4 Конвенции подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза.

Как следует из глав 2 и 3 Инструкции № 11), CMR-накладные должны приобретаться и заполняться изначально отправителями грузов.

Грузоотправитель не должен предъявлять груз к автомобильной перевозке, если при выполнении международной автомобильной перевозки грузы товарного характера не оформлены CMR-накладной (п.22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970).

Кроме того, в соответствии с Конвенцией участниками перевозки являются:

• грузоотправитель;

• грузополучатель;

• грузоперевозчик.

Системный анализ ст.5, 7 и 11 Конвенции позволяет утверждать, что бланки CMR-накладных представляет грузоотправитель.

Количества страниц CMR-накладной, имеющих подписи и печати (штампы) отправителя, подписи представителя перевозчика (водителя, экспедитора), должно быть достаточно для осуществления международной автомобильной перевозки грузов. Страницы CMR-накладной предназначаются для отправителя, получателя, перевозчика, экспедитора, таможенных и других органов.

Одна страница CMR-накладной остается у отправителя, остальные сопровождают груз.

Одну страницу CMR-накладной водитель (экспедитор) передает получателю груза.

Две страницы с подписями и печатями (штампами) отправителя и получателя груза остаются у перевозчика:

• для расчетов с заказчиком - плательщиком перевозки (прилагается к счету за перевозку);

• учета оказанных транспортных услуг (прилагается к путевому листу).

При совершении таможенных операций таможенным органам передается не менее трех страниц CMR-накладной, заверенных подписями и печатями (штампами) отправителя груза и подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).

При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.

В случае если подлежащий перевозке груз в адрес одного получателя должен быть погружен на несколько транспортных средств (составов транспортных средств), CMR-накладная оформляется на груз для каждого транспортного средства (состава транспортных средств) (часть седьмая п.3 Инструкции № 11).

Таким образом, при подаче транспортного средства под погрузку у водителя не должно быть CMR-накладных. Оформленные документы, в том числе CMR-накладные, водителю выдает грузоотправитель после завершения погрузки с указанием всех необходимых реквизитов (в том числе времени начала и окончания погрузки).

 

15.11.2016

 

Татьяна Сукристик, аудитор