Судебная практика от 11.06.2013
Автор: Белявский С.

Факт утраты накладных не снимает запрета на реализацию товаров в отсутствие первичных документов


 

Материал помещен в архив

 

ФАКТ УТРАТЫ НАКЛАДНЫХ НЕ СНИМАЕТ ЗАПРЕТА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ В ОТСУТСТВИЕ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Статья 9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII), а также Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденная постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192 (далее - Инструкция № 192), обязывают субъектов хозяйствования подтверждать факт совершения хозяйственной операции первичными учетными документами, имеющими юридическую силу, составленными всеми участниками операции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Требования к первичным учетным документам определены ст.10 данного Закона.

С 2 сентября 2016 г. постановлением Минфина РБ от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной ТТН-1 и товарной накладной ТН-2, а также утверждена Инструкция о порядке их заполнения.

 

При этом абзацем 1 части четвертой ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) запрещает приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку, реализацию товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов).

Следует отметить, что утрата первичных документов не дает права субъектам хозяйствования реализовывать товар, так как отсутствуют первичные документы, подтверждающие факт приобретения товара. Товар тем не менее должен числиться в бухгалтерском учете субъекта хозяйствования, а копии утерянных документов могут быть восстановлены путем истребования их у контрагентов лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Судебная практика

Согласно протоколу об административном правонарушении установлено, что в магазине общества с ограниченной ответственностью (ООО) «А» осуществлялась реализация автозапчастей в количестве 31 шт. на общую сумму 10 930 000 руб. (согласно протоколу описи арестованного и (или) изъятого имущества) в нарушение установленного законодательством порядка реализации товаров, без наличия документов, подтверждающих факт приобретения (поступления) указанных товарно-материальных ценностей (архив хозяйственного суда Гродненской области: постановление от 19.04.2013 по делу № 29-12Ап/2013).

Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение правонарушения, предусмотренного частью четвертой ст.12.17 КоАП.

Факт совершения правонарушения и свою вину директор ООО «А» К. признает и раскаивается. В своих объяснениях он указал, что автозапчасти приобрел за наличный расчет еще как индивидуальный предприниматель (ИП). К., в отношении которого велся административный процесс, в соответствии с Указом Президента РБ от 28.06.2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности» было создано частное унитарное предприятие (ЧУП), а в последующем ООО, при этом первичные учетные документы на запасные части были утеряны.

Согласно сведениям Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ООО «А» было зарегистрировано 8 мая 2008 г., т.е. более 4 лет назад, поэтому факт хранения на протяжении более чем 4 лет автомобильных запчастей в количестве 31 шт. на общую сумму 10 930 000 руб. (согласно протоколу описи арестованного и (или) изъятого имущества) с момента реорганизации ИП К. в ЧУП, а в последующем ЧУП в ООО «Авто» суд оценил критически. Доказательств обращения в правоохранительные органы по факту пропажи первичных учетных документов К. также не представлено.

Исследовав приложенные к проколу об административном правонарушении документы, являющиеся доказательствами, суд пришел к выводу о наличии в деянии привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного абзацем 1 части четвертой ст.12.17 КоАП.

Как уже отмечалось, факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов РБ (для Национального банка РБ, банков - Национальным банком РБ), по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров РБ, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. При отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:

• наименование, номер документа, дату и место его составления;

• содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;

• должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи (часть вторая ст.9 Закона № 3321-XII).

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно после ее совершения.

Требование о подтверждении хозяйственных операций первичными учетными документами содержится и в подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов». Перечень первичных учетных документов утвержден постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться перечнем первичных учетных документов в ред. постановления Совмина от 30.12.2022 № 962.

 

Типовые формы первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товары, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, принимаются на учет на основании документов, выписанных грузоотправителем (п.2 Инструкции № 192).

Приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля РБ влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 30 до 50 базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации (абзац 2 части четвертой ст.12.17 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) влекут наложение штрафа в размере до 30 БВ, а на ИП или юрлицо - до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров (ст.13.12 КоАП от 06.01.2021 № 91-З).

 

При определении вида и размера административной ответственности суд исходил из следующего:

• факт совершения административного правонарушения и вина директора ООО «А» К. подтверждены собранными по делу доказательствами;

• директор ООО «А» К. факт нарушения и свою вину признает, к административной ответственности ООО «А» за данное правонарушение привлекается впервые;

• не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Поэтому с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения будет административное наказание в виде штрафа в размере 35 базовых величин с конфискацией товара согласно протоколу описи арестованного и (или) изъятого имущества.

Суд пришел к выводу о применении наряду с административным штрафом конфискации товара, поскольку возврат изъятого товара, легальность происхождения которого не установлена, может повлечь повторное его вовлечение в незаконный товарооборот.

 

11.06.2013

 

Сергей Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»