


Материал помещен в архив
ФАКТИЧЕСКАЯ СТОИМОСТЬ МАТЕРИАЛОВ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СТОИМОСТИ, ПРИВЕДЕННОЙ В РАСЧЕТЕ К ДОГОВОРУ: ПОДЛЕЖИТ ЛИ ПЕРЕСЧЕТУ КОНТРАКТНАЯ ЦЕНА?
![]() |
Ситуация Источник финансирования строительства - бюджетные средства. На закупку строительных материалов, перечисленных в расчете к договору подряда, заказчиком был выделен аванс. Подрядчик закупил данные материалы. Согласно товарно-транспортным накладным (далее - ТТН) стоимость материалов отличается от стоимости, приведенной в расчете к договору (часть выше, часть ниже). Заказчик настаивает на включении стоимости в акты выполненных работ согласно данным ТТН и пересчете контрактной цены. Как включить стоимость строительных материалов в акты выполненных работ и подлежит ли контрактная цена корректировке в такой ситуации? |
Стоимость строительных материалов включается в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ по ценам, установленным в расчете договорной цены.
Когда корректируется контрактная цена
При строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой неизменная цена корректируется в случаях изменения:
• по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;
• налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;
• прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;
• сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком (часть вторая п.10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553)).
Таким образом, Положением № 1553 с учетом источников финансирования строительства, указанных выше, не предусмотрена корректировка неизменной договорной (контрактной) цены при изменении фактической стоимости строительных материалов по сравнению с их стоимостью, учтенной в расчете договорной цены.
Стоимость строительных материалов в составе контрактной цены
Стоимость строительных материалов в составе неизменной договорной цены определяется по средневзвешенным и (или) действующим (текущим) ценам, а также может приниматься на основании данных о поставках и предварительно согласованной их стоимости с организациями, с которыми подрядчик планирует сотрудничать при строительстве объекта (подп.7.1 п.7 Положения № 1553).
Следовательно, по всем строительным материалам, включаемым в расчет договорной (неизменной) цены (за исключением строительных материалов, включаемых по средневзвешенным ценам и по ценам, сформированным с применением республиканской нормативной базы текущих цен на ресурсы), у подрядной организации должны быть в наличии документы, подтверждающие цены на данные материалы (ТТН, товарные накладные, договоры поставки и т. д.).
Целевой аванс на приобретение строительных материалов
Конкретные размеры авансов (процент авансирования), сроки и порядок их перечисления, необходимость обеспечения возврата не использованного подрядчиком или использованного им не по назначению целевого аванса в виде банковской гарантии на сумму не менее суммы целевого аванса определяются в договоре с учетом характера объекта, условий строительства и других факторов (п.56 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450)).
В заявке на выделение целевого аванса подрядчик указывает наименование, количество, стоимость, а также поставщика (изготовителя) материальных ресурсов. Заказчик вправе с согласия подрядчика перечислять авансы непосредственно изготовителям материальных ресурсов, если с ними подрядчиком заключены соответствующие договоры.
Полученные бюджетные средства в виде целевых авансов должны быть отработаны в течение 3 месяцев с даты их получения, если иное не установлено законодательством.
Неиспользованные или использованные подрядчиком не по назначению целевые авансы подлежат возврату заказчику по его требованию с уплатой процентов за пользование чужими денежными средствами (п.58 Правил № 1450).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 апреля 2018 г. следует руководствоваться п.58 Правил № 1450 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2018 № 274. |
В расчете контрактной цены стоимость строительных материалов разумно принимать равной фактической стоимости их приобретения
С учетом вышеизложенного представляется целесообразным в расчете неизменной договорной (контрактной) цены стоимость строительных материалов, закупку которых подрядчик предполагает произвести за счет бюджетных средств в виде целевых авансов, перечисляемых заказчиком, принимать равной фактической стоимости их приобретения.
![]() |
Обратите внимание! В противном случае у подрядчика в силу части третьей п.58 Правил № 1450 будет возникать обязательство по возврату неиспользованной части целевого аванса (в случае если фактическая стоимость приобретенных строительных материалов меньше их договорной стоимости), а также уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами. |
При этом цены на строительные материалы в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ должны соответствовать ценам на эти же материалы в расчете неизменной договорной (контрактной) цены.
21.10.2015
Михаил Морозевич, заместитель начальника управления аудита республиканского унитарного предприятия «Служба ведомственного контроля при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь»