Вопрос-ответ от 07.12.2015
Автор: Амельченя Ю.

Финансирование строительства осуществляется за счет бюджетных средств. Может ли организатор изменить договор строительного подряда в части увеличения объема закупки работ более чем на 10 %?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Финансирование строительства осуществляется за счет бюджетных средств.

Может ли организатор изменить договор строительного подряда в части увеличения объема закупки работ более чем на 10 %?

 

ОТВЕТ: По мнению автора, может.

Закупки работ, услуг при строительстве осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», далее - Указ № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Закупки товаров при строительстве осуществляются путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве либо переговоров (подп.1.2 п.1 Указа № 591).

При этом с учетом содержания Указа № 591 не источник финансирования имеет значение для целей выбора вида процедуры.

Во исполнение Указа № 591 принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», которым утверждено Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее - Положение № 88).

Норма о том, что допускается в ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки, содержится в п.91 Положения № 88.

Тем самым предполагается возможность изменения объема (количества) закупки товаров (работ, услуг) при проведении процедуры в том смысле, который изначально предусмотрен в преамбуле Положения № 88, а именно при организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов.

В то же время согласно п.5 Положения № 88 процедура подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) начинается с момента принятия решения об их проведении и завершается приемкой объекта, товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном Положением № 88. Подчеркнем, что речь в данном пункте не идет о процедуре переговоров.

Таким образом, при буквальном толковании норм получается, что, если момент завершения процедуры подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве связан с моментом приемки объекта, товаров (работ, услуг), то это не соответствует преамбуле самого Положения и логике в той части, что для переговоров момент завершения процедуры вообще не определен.

 

Обратите внимание!

Очевидно, что некоторые логические противоречия имеют место, если анализировать Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553), и Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450), в части выявления дополнительных работ и соответственного увеличения суммы договора строительного подряда, которое зачастую превышает 10 %, упоминаемых в Положении № 88.

 

Однако данная коллизия должна быть разрешена в пользу допустимости такого увеличения цены, поскольку правила увеличения цены при выявлении дополнительных работ урегулированы на уровне Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) (ст.663), который имеет большую юридическую силу, чем Положение № 88.

 

Обратите внимание!

Указ № 591 регулирует процедуры закупки в строительстве, а не договорные отношения при заключении договоров.

 

Таким образом, автор полагает, что организатор вправе изменять договор строительного подряда в части увеличения объема закупки работ более чем на 10 % при наличии оснований, даже если финансирование при этом бюджетное, на основании норм ГК, Положения № 1553, Правил № 1450.

 

Справочно

В подборке «Процедуры закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов» можно найти ответы на интересующие вопросы по указанной теме.

 

07.12.2015

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»