


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ НА ОСНОВЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ
Цель финансово-бюджетной политики организации - построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей организации.
Система управления финансами в организации состоит из финансового, налогового и управленческого учета и является частью экономической политики организации. Стратегия и тактика финансово-бюджетной политики организации должны быть взаимосвязаны.
Поскольку организация как субъект хозяйствования является самостоятельной и располагает собственными финансовыми ресурсами, то она вправе определять самостоятельно свою финансово-бюджетную политику.
Главной задачей при принятии управленческих решений в организации является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния организации с учетом постановки стратегических целей ее деятельности, отвечающих рыночным условиям, и поиска путей их достижения.
Основными стратегическими задачами разработки финансово-бюджетной политики организации являются:
• максимизация прибыли;
• оптимизация структуры капитала организации и обеспечение ее финансовой устойчивости;
• достижение прозрачности финансово-экономического состояния;
• обеспечение инвестиционной привлекательности;
• создание эффективного механизма управления;
• использование рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
В связи с этим необходимо выполнить следующие мероприятия в области управления финансами:
• провести рыночную оценку активов;
• разработать меры по снижению неденежных форм расчетов;
• провести анализ положения организации на рынке и выработать стратегию развития организации;
• провести инвентаризацию имущества и осуществить его реструктуризацию.
Следует помнить, что при разработке эффективной системы управления финансами возникает серьезная проблема совмещения интересов организации и наличие достаточного уровня денежных средств, необходимых для разработки и внедрения указанной системы и одновременного сохранения уровня платежеспособности.
Основные направления разработки финансово-бюджетной политики организации
К основным направлениям разработки финансовой политики организации относятся:
• анализ финансово-экономического состояния;
• разработка учетной и налоговой политики;
• выработка кредитной политики;
• управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
• управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
• выбор дивидендной политики.
Необходимо иметь в виду, что на анализе финансово-экономического состояния организации строится вся ее финансово-бюджетная политика. Основой для проведения данного анализа является квартальная и годовая бухгалтерская отчетность.
Основными компонентами анализа финансово-экономического состояния организации являются:
• анализ бухгалтерской отчетности;
• горизонтальный и вертикальный анализ;
• расчет финансовых коэффициентов.
В связи с этим планово-экономической службе целесообразно периодически проводить анализ структуры издержек производства.
В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работы и повышения качества принимаемых финансово-экономических решений необходимо определить и организовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:
• переменные затраты, которые увеличиваются либо уменьшаются пропорционально выпуску продукции (затраты на приобретение сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные расходы и пр.);
• постоянные затраты, изменение которых не зависит от объема выпуска продукции (амортизация, проценты по кредиту, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления и пр.);
• смешанные затраты, имеющие как переменную, так и постоянную части (текущий ремонт оборудования, почтовые расходы и пр.).
Необходимо помнить, что иногда довольно непросто разделить переменные и постоянные затраты, так как они могут содержать в себе элементы как одних, так и других. Для этого в организации должен быть проведен углубленный операционный анализ (анализ безубыточности, текущий функционально-стоимостный анализ и анализ на будущие периоды). Для точного распределения затрат в организации должна быть выверенная учетная политика.
После проведения перечисленных анализов на основе бухгалтерской отчетности составляется бизнес-план, который является системой управления финансами и базируется на долгосрочной стратегии. В бизнес-плане отражаются все виды деятельности, которыми организация планирует заниматься в краткосрочной и долгосрочной перспективе. При этом необходимо учесть влияние внешних факторов, на которые организация не может воздействовать:
• инфляция, уровень безработицы, покупательская способность населения, процентная ставка по кредиту и пр.;
• политические, форс-мажорные, научно-технические и другие факторы.
Таким образом, на основе бизнес-плана, сформированного с учетом анализа финансово-экономического состояния организации, вырабатываются и принимаются решения в системе управления и его финансами.
Ниже приведена примерная схема принятия решений в области управления финансами.
Принятие решений в системе управления финансами | ||||||||||||||||
Разработка долгосрочной стратегии (бизнес-плана): - прогнозирование рыночного спроса и конкуренции; - определение товарных приоритетов производства и маркетинговой стратегии; - задачи повышения качества продукции; - прогноз продаж в зависимости от конкурентоспособности; - финансовая стратегия; - целевые показатели себестоимости и рентабельности | ||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Текущее финансово-экономическое состояние организации, соотнесенное с ее краткосрочными задачами |
|
Краткосрочный прогноз финансовых рынков | ||||||||||||||
|
Учетная политика организации. Система экономических нормативов | |||||||||||||||
|
Краткосрочный прогноз товарных рынков и цен | |||||||||||||||
|
Мониторинг состояния финансов, технологий системы управления качеством | |||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Определение исходных данных, используемых при составлении прогноза основного бюджета. Определение системы пороговых значений и возможных отклонений от режима нормального функционирования организации | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Расчет и выбор варианта годового бюджета, соответствующего краткосрочным задачам и стратегическим целям организации | ||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
Мониторинг рыночной среды |
|
Формирование квартальных планов продаж, балансов и прогнозов денежных потоков предприятия |
|
Мониторинг состояния предприятия: выявление пороговых отклонений | ||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
Принятие решений по текущему управлению финансовыми потоками организации: - дебиторская задолженность; - кредиторская задолженность; - управление кредитами; - управление валютными ресурсами; - контроль использования прибыли |
На основе финансово-бюджетной политики организации необходимо разработать прогноз потока движения денежных средств, т.е. составить предварительный финансовый план.
Система бюджетов позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, что поможет выработать эффективную финансовую стратегию, т.е. создать систему финансового планирования, которая состоит из:
• бюджетов структурных подразделений организации;
• сводного бюджета деятельности организации.
Преимущества внедрения принципа бюджетного планирования очевидны:
• помесячное планирование бюджетов структурных подразделений;
• в рамках утвержденных месячных бюджетов предоставить подразделениям большую самостоятельность в расходовании и экономии фонда оплаты труда. Это повысит материальную заинтересованность работников в должном выполнении плановых заданий;
• бюджетное планирование позволит осуществить контроль режима строгой экономии финансовых средств организации, что необходимо при выходе из финансового кризиса.
Для организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений организации требуется создать сквозную систему бюджетов:
• бюджет оплаты труда;
• бюджет материальных затрат;
• бюджет потребления энергии;
• бюджет амортизации;
• бюджет прочих расходов;
• бюджет погашения кредитов;
• налоговый бюджет.
При создании плановых бюджетов необходимо помнить, что их расчет и планирование производится на основе бизнес-плана организации, поскольку система бюджетов охватывает всю базу финансовых расчетов.
Бюджет фонда оплаты труда должен включать в себя не только заработную плату работников, но и платежи во все внебюджетные фонды (пенсионный, социального и медицинского страхования) и часть налоговых отчислений. Пример приведен в таблице 1.
Бюджет фонда оплаты труда по центрам затрат | ||||
млн.руб. | ||||
Наименование подразделения | Основная заработная плата | Дополнительная заработная плата | Премиальные выплаты | Итого за месяц |
Администрация |
25,0 |
15,0 |
7,5 |
47,5 |
Бухгалтерия |
8,0 |
2,0 |
2,4 |
12,4 |
Финансовый отдел |
7,0 |
2,0 |
2,1 |
11,1 |
Планово-экономический отдел |
7,0 |
2,0 |
2,1 |
11,1 |
Основное производство |
140,0 |
60,0 |
42,0 |
242,0 |
Вспомогательное производство |
68,0 |
40,0 |
20,4 |
128,4 |
Всего: |
255,0 |
121,0 |
76,5 |
452,5 |
Бюджет материальных затрат отражает основную часть сторонних платежей организации (см. таблицу 2).
Бюджет материальных затрат по центрам затрат | |||
млн.руб. | |||
Наименование подразделения | Основные материалы | Вспомогательные материалы | Итого за месяц |
Администрация |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Бухгалтерия |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Финансовый отдел |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Планово-экономический отдел |
1 240,0 |
376,0 |
1 616,0 |
Основное производство |
320,0 |
166,0 |
486,0 |
Вспомогательное производство |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Всего: |
1 560,0 |
542,0 |
2 102,0 |
Бюджет потребления энергии и амортизации
Бюджет потребления энергии и амортизации определяет инвестиционную политику организации, поскольку амортизационные отчисления, как правило, используются в качестве оборотных средств организации (см. таблицу 3).
Бюджет потребления энергии и амортизации по центрам затрат | ||||
млн.руб. | ||||
Наименование подразделения | Электрическая энергия | Тепловая энергия | Амортизация | Итого за месяц |
Администрация |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,3 |
Бухгалтерия |
0,2 |
0,0 |
0,2 |
0,4 |
Финансовый отдел |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,3 |
Планово-экономический отдел |
0,1 |
0,0 |
0,2 |
0,3 |
Основное производство |
7,8 |
135,0 |
49,0 |
191,8 |
Вспомогательное производство |
2,1 |
12,0 |
15,0 |
29,1 |
Всего: |
10,4 |
147,0 |
64,6 |
222,0 |
Бюджет прочих расходов позволяет экономить на менее важных финансовых расходах (см. таблицу 4).
Бюджет прочих расходов по центрам затрат | ||
млн.руб. | ||
Наименование подразделения | Прочие расходы | Итого за месяц |
Администрация |
0,8 |
0,8 |
Бухгалтерия |
1,2 |
1,2 |
Финансовый отдел |
1,2 |
1,2 |
Планово-экономический отдел |
1,2 |
1,2 |
Основное производство |
3,9 |
3,9 |
Вспомогательное производство |
2,0 |
2,0 |
Всего: |
10,3 |
10,3 |
Бюджет погашения кредитов и займов позволяет осуществлять операции по их погашению в строгом соответствии с графиком.
Бюджет налоговых платежей формируется в целом по предприятию и отражает налоговое бремя организации в целом.
Консолидированный бюджет организации может выглядеть следующим образом (см. таблицу 5).
Консолидированный бюджет | |||||
млн.руб. | |||||
Наименование подразделения | Бюджет фонда оплаты труда | Бюджет материальных затрат | Бюджет потребления энергии и амортизации | Бюджет прочих затрат | Итого за месяц |
Администрация |
47,5 |
0,0 |
0,3 |
0,8 |
48,5 |
Бухгалтерия |
12,4 |
0,0 |
0,4 |
1,2 |
14,0 |
Финансовый отдел |
11,1 |
0,0 |
0,3 |
1,2 |
12,6 |
Планово-экономический отдел |
11,1 |
1 616,0 |
0,3 |
1,2 |
1 628,6 |
Основное производство |
242,0 |
486,0 |
191,8 |
3,9 |
923,7 |
Вспомогательное производство |
128,4 |
0,0 |
29,1 |
2,0 |
159,5 |
Итого по центрам затрат: |
452,5 |
2 102,0 |
222,0 |
10,3 |
2 786,8 |
Бюджет погашения кредитов |
Х |
Х |
Х |
Х |
180,0 |
Налоговый бюджет |
Х |
Х |
Х |
Х |
240,0 |
Всего сводный бюджет организации: |
5 993,6 |
Подобным образом составляют консолидированный бюджет на квартал, полугодие, год.
В целях разработки прогнозного годового сводного бюджета в качестве исходных данных используют:
• прогноз денежной выручки от реализации продукции;
• обобщенные данные по постоянным затратам с распределением их по номенклатуре выпускаемой продукции;
• прогноз налоговых выплат, банковских кредитов, возврата дебиторской задолженности;
• по основным и резервным фондам организации.
В данном случае бюджетирование позволит увеличить эффективность текущего управления финансами.
Ниже приведено примерное Положение по финансово-бюджетной политике организации.
УТВЕРЖДАЮ Директор ОАО «Колос» ______________ Бобров В.В. |
ПОЛОЖЕНИЕ
по финансово-бюджетной политике «Колос»
Настоящее Положение по финансово бюджетной политике открытого акционерного общества «Колос» (далее - Положение, Организация соответственно) является нормативным локальным правовым актом и разработано в соответствии с законодательством Республики Беларусь, что обусловлено интересами Организации, особенностями ее деятельности, и регулирует вопросы управления финансами. Положение предполагает разработку системы бюджетов, а также оперативный контроль их исполнения, поступления и расходования средств
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью финансово-бюджетной политики организации является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей эффективной деятельности организации путем создания системы функциональных бюджетов:
- бюджет фонда оплаты труда;
- бюджет материальных затрат;
- бюджет потребления энергии;
- бюджет амортизации;
- бюджет прочих расходов;
- бюджет погашения кредитов;
- налоговый бюджет.
Стратегическими задачами финансово-бюджетной политики Организации являются:
- максимизация прибыли;
- оптимизация капитала и поддержка финансовой устойчивости организации;
- достижение информационной прозрачности для собственников, инвесторов и кредиторов;
- обеспечение инвестиционной привлекательности;
- использование рыночных механизмов привлечения денежных средств (эмиссия ценных бумаг);
- эффективное управление финансами на основе диагностики финансового состояния и выбора стратегических целей деятельности Организации, адекватных рыночным условиям и планируемым путям их достижения.
Вопросы деятельности Организации, не включенные в Положение, рассматриваются в контексте действующего законодательства Республики Беларусь.
2. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Основными элементами концепции управления финансами Организации являются:
учетная политика Организации - совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика Организации разработана в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь в области отчетности и налогообложения;
кредитная политика Организации - система мер, направленных на минимизацию ее кредитных рисков. Основной целью кредитной политики является снижение рисков непогашения дебиторской задолженности и ужесточение процедур погашения дебиторской задолженности.
Политика управления денежными средствами показывает необходимые приоритеты управления денежными средствами в стабильных условиях хозяйствования. Главная цель такого управления - предотвращение появления дефицита денежных средств при одновременной минимизации их среднего остатка.
Управление денежными средствами включает в себя:
- анализ и прогнозирование денежного потока;
- расчет длительности обращения денежных средств (финансовый цикл);
- расчет оптимального уровня денежных средств;
- разработку бюджета денежных средств.
3. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ
Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции в Организации разработана общая концепция (программа), которая ежегодно корректируется с учетом изменившихся обстоятельств. Эта программа носит комплексный характер, т.е. учитывает все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.
Содержание и сущность комплексной программы состоит из:
- комплекса мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов - внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей:
более экономно расходовать сырье, материалы, топливо и энергию;
совершенствовать нормативную базу организации;
внедрять и использовать более прогрессивные материалы;
комплексное использовать сырье и материалы;
использовать отходы производства;
улучшать качество продукции и снижать процент брака и др.;
- мероприятий, связанных с определением и поддержанием оптимального размера организации, позволяющих минимизировать затраты в зависимости от объема производства;
- мероприятий, связанных с улучшением использования основных средств (освобождение организации от излишних машин и оборудования, сдача имущества организации в аренду, улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств, обеспечение большей загрузки машин и оборудования, повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование, применение ускоренной амортизации, внедрение более прогрессивных машин и оборудования и др.).
4. ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА
Дивидендная политика организации заключается в оптимальном распределении прибыли: на потребляемую собственниками и капитализируемую. Размер дивидендов свидетельствует об успешности деятельности Организации, а также о ее инвестиционной привлекательности.
Дивидендная политика - это политика Организации в области использования прибыли, по которой определяется, в каком режиме Организации следует выплачивать дивиденды акционерам: выплатить сразу в полном объеме или реинвестировать прибыль с целью получения с нее дохода с последующей выплатой дивидендов в большем размере.
Цель дивидендной политики - определение оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой частями прибыли. Это позволяет обеспечить стратегическое развитие Организации, максимизировать ее рыночную стоимость и определить конкретные меры, направленные на увеличение рыночной стоимости акций.
Основными задачами управления финансами Организации являются:
- обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков на основе бюджетирования;
- достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости;
- обеспечение источниками финансирования - поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных его источников, оптимального сочетания последних;
- эффективное привлечение и использование финансовых ресурсов для достижения стратегических целей Организации.
5. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Система финансового управления Организации подразделяется на:
- информационную и транзакционную системы, к основной задаче которых относится сбор всей информации в режиме реального времени о проводимых операциях в первую очередь в области бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
- аналитическую систему, которая включает в себя бюджетирование и анализ управленческой отчетности;
- систему стратегического менеджмента, главной задачей которой является оперативное отражение состояния дел Организации по основным показателям.
6. ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Финансовая стратегия - это генеральный план по обеспечению Организации денежными средствами. Финансовая стратегия Организации охватывает все стороны ее деятельности и включает оптимизацию основных и оборотных средств, управление капиталом, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговый менеджмент, политику в области ценных бумаг.
Финансовая стратегия Организации реализуется благодаря перспективному финансовому планированию, ориентированному на достижение заданного уровня основных параметров деятельности организации: объема продаж и себестоимости, прибыли и рентабельности, финансовой устойчивости и платежности, ценовой конкурентоспособности, и подразделяется на:
- оперативную финансовую стратегию;
- стратегию выполнения отдельных стратегических задач или стратегию достижения частных стратегических целей.
Оперативная финансовая стратегия конкретизирует генеральную финансовую стратегию на более коротком периоде времени и реализует определенную часть поставленных в генеральной стратегии целей. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается на квартал, месяц и определяет стратегию текущего маневрирования финансовыми ресурсами. Оперативная финансовая стратегия нацелена на контроль расходования средств и мобилизацию внутренних резервов.
Стратегия выполнения отдельных стратегических задач или стратегия достижения частных стратегических целей не имеет ограничений по охватываемому планированием периоду времени, но ограничена решением одной стратегической задачи или частной стратегической цели.
Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели. Она «накладывается» на генеральную или оперативную финансовую стратегию, не противореча поставленным в них целям.
Главной целью финансовой стратегии является обеспечение организации необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.
Финансовая стратегия организации в соответствии с главной стратегической целью обеспечивает:
- формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими;
- выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством организации;
- создание и подготовку стратегических резервов;
- учет экономических и финансовых возможностей самой организации и ее конкурентов;
- определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых действий;
- маневрирование для получения преимущества по достижению решающего превосходства над конкурентами.
Финансовая тактика определяет способы и пути решения локальных задач, конкретного этапа развития Организации путем своевременного изменения финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между отдельными видами расходов. При условии относительно стабильной финансовой стратегия финансовая тактика Организации может отличаться гибкостью, обеспечивая быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги).
Начальник отдела финансов | А.А.Петров |
30.10.2014
Ирина Пашко, экономист