Пособие от 15.07.2011
Автор: Смольский А.

Финансовое оздоровление организации в условиях кризиса


 

Материал помещен в архив

 

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Предотвращение кризисной ситуации или вывод организации из уже возникшей может реализовываться посредством разработки и внедрения комплекса мер по предотвращению и преодолению кризисов. Эти меры могут быть применены как в ходе реализации процедур банкротства, так и до возбуждения дела в суде с целью предотвращения банкротства (досудебное оздоровление).

Внешним признаком банкротства служит неплатежеспособность организации, имеющая или приобретающая устойчивый характер. Определение наличия или отсутствия такой ситуации производится в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ, Минэкономики РБ и Минстата РБ от 14.05.2004 № 81/128/65 (в редакции постановления от 08.05.2008 № 79/99/50). Выделяют 3 степени тяжести состояния организации:

1) неплатежеспособность организации и неудовлетворительность структуры ее бухгалтерского баланса - при наличии коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода, значения которых меньше нормативных (дифференцированы по отраслям);

2) неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер, - при неплатежеспособности организации в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса;

3) устойчивая неплатежеспособность - при неудовлетворительности структуры бухгалтерского баланса в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также при значении коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающем 0,85. Такое состояние свидетельствует о критической ситуации, при которой, даже продав все свои активы, организация может не рассчитаться по финансовым обязательствам.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими сферу банкротства, являются Закон РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон) и Указ Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее - Указ). Цель проведения процедур банкротства - удовлетворение требований кредиторов при соблюдении интересов работников, собственников бизнеса, государства и общества в целом посредством финансового оздоровления должника, достижения мирового соглашения или ликвидации нежизнеспособной организации.

 

 

От редакции: С 25 января 2013 г. взамен Закона принят Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

С 8 февраля 2013 г. Указ в связи с принятием Указа Президента РБ от 05.02.2013 № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)» утратил силу.

Финансовое оздоровление организации при банкротстве

Финансовое оздоровление при банкротстве осуществляется в форме санации - процедуры конкурсного производства, предусматривающей переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.

Основные способы, сроки и другие аспекты проведения санации регламентированы Законом, а ее планирование осуществляется в соответствии с Инструкцией по проведению экспертизы плана санации организации, находящейся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 27.02.2004 № 57. Данная Инструкция определяет, что план санации должен быть направлен на максимальное удовлетворение требований кредиторов, улучшение финансового состояния, восстановление платежеспособности и повышение конкурентоспособности организации и содержать следующие основные разделы: общая часть, анализ производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния, организация производства и управления, маркетинг и сбыт, производство и снабжение, технология, кадры, финансы.

Раздел «Общая часть» содержит общие сведения об организации, показывает основную цель, задачи, содержание этапов и сроки реализации плана санации, ожидаемые расчетные объемы денежных поступлений, дату выхода на безубыточную работу и погашения основной суммы требований кредиторов.

Раздел «Анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния» представляет общую характеристику фирмы, анализ баланса, финансового состояния и платежеспособности, динамику производственных и финансовых показателей, затрат и результатов за 2 года, предшествующих планируемому, баланс производственных мощностей с указанием степени их износа, внутренние и внешние причины неплатежеспособности, имеющиеся резервы повышения эффективности деятельности организации, наличие или отсутствие признаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору.

В разделе «Организация производства и управления» должны быть предложены мероприятия по изменению организационной структуры и системы управления должника (при необходимости - организационно-правовой формы и формы собственности) с оценкой их эффективности.

В разделе «Маркетинг и сбыт» необходимо провести анализ и оценку емкости рынка, спроса на продукцию (услуги), дать оценку конкурентоспособности продукции (услуг) и возможности ее реализации с учетом сегментации рынка по регионам и потребителям, определить основные направления стратегии маркетинга, ценообразования, сбыта, рекламы, проанализировать основных конкурентов, разработать мероприятия по снижению товарообменных операций, повышению конкурентоспособности продукции и фирмы в целом.

Раздел «Производство и снабжение» должен содержать мероприятия по изменению структуры и ассортимента выпускаемой продукции, снижению затрат, планируемый объем производства, необходимый для выхода фирмы на безубыточную работу, расчет потребности в ресурсах для выполнения производственной программы, оценку эффективности разработанных мероприятий.

В разделе «Технология» разрабатываются мероприятия по изменению технологии производства и дается оценка их эффективности.

Раздел «Кадры» должен содержать расчет потребности в персонале и расчет заработной платы, мероприятия по изменению кадровой структуры фирмы, переподготовке и обучению персонала, оценку их эффективности.

Раздел «Финансы» имеет особенности, связанные с необходимостью достижения цели санации - восстановление устойчивой платежеспособности организации. Он должен предусматривать мероприятия по финансовой реструктуризации, взысканию дебиторской задолженности, отсрочке платежей, привлечению инвестиций, кредитных ресурсов, а также содержать общую оценку экономической эффективности всех мероприятий плана санации, включая повышение рентабельности и платежеспособности, снижение материальных затрат, прогнозный баланс, расчет финансовых коэффициентов и уровня безубыточности по всему ассортименту и основному виду продукции. Необходимо дать оценку экономической эффективности и сроков окупаемости привлекаемых инвестиционных ресурсов и предоставляемых льгот по налогам и другим платежам, расчет движения денежных потоков и накопления доходов для расчетов с кредиторами, график погашения требований кредиторов, оценку рисков при реализации плана санации. Расчет денежных потоков проводится в трех вариантах: при действующих ценах, курсе рубля, налоговых ставках и ставках по кредитам; прогнозном наиболее вероятном варианте с учетом существующих тенденций; неблагоприятном варианте. Оценка рисков невыполнения плана санации осуществляется по наиболее вероятному и пессимистическому вариантам прогноза денежных потоков.

Все разделы плана санации разрабатываются примерно так же, как и в обычном бизнес-плане развития организации (постановления Совета Министров РБ от 08.08.2005 № 873 и Минэкономики РБ от 30.10.2006 № 186), с заполнением аналогичных таблиц, но с учетом необходимости осуществления изменений, направленных на существенное повышение эффективности работы по всем направлениям.

Однако при уже наступившем банкротстве ситуация в организации, как правило, носит критический характер: значительное снижение объемов производства и продаж, убыточность деятельности, длительные простои, очень большая доля заемного капитала, невозможность расплатиться по долгам в течение длительного времени, увеличение текучести кадров, конфликты в руководстве, сокращение персонала. Выйти из такого положения очень проблематично, потому-то имеется так немного успешных примеров санации. Гораздо проще предотвратить банкротство, начиная принимать соответствующие меры заблаговременно, при появлении первых признаков ухудшения положения организации.

Финансовое оздоровление организации для предотвращения банкротства

В недопущении банкротства заинтересованы не только собственники, менеджеры и работники, но и государство, которое, предпринимая антикризисные меры общеэкономического характера, одновременно требует осуществления действий по предотвращению кризиса при управлении организациями.

Статьей 15 Закона установлено, что учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, индивидуальные предприниматели, государственные органы, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства.

До конца 2003 г. это положение носило в большей степени абстрактный характер, но с принятием Указа получило серьезное развитие и выделено в отдельную категорию - досудебное оздоровление, под которым в соответствии с подп.1.4 п.1 Указа понимаются меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности. К таким мерам ст.15 и 16 Закона и подп.1.6 п.1 Указа отнесены:

- предоставление финансовой помощи должнику его учредителями (участниками) и кредиторами, а также иными лицами, в т.ч. за счет республиканского и местных бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

- изменение структуры и состава органов управления организаций;

- взыскание дебиторской задолженности;

- выделение бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение договоров займа (кредитных договоров), погашение кредиторской задолженности за счет иных источников;

- привлечение инвестиций, в т.ч. иностранных;

- содействие достижению соглашений должников с кредиторами о реструктуризации кредиторской задолженности, в т.ч. путем предоставления необходимых гарантий;

- погашение задолженности по государственному заказу, реструктуризация задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности;

- изменение сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем отсрочки с единовременной уплатой или рассрочки с поэтапной уплатой суммы обязательных платежей, а также налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия такого кредита;

- предоставление кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке;

- реорганизация юридических лиц.

Кроме того, согласно подп.1.6 и 1.7 п.1 Указа правительство может устанавливать отсрочку исполнения гражданско-правовых обязательств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях обеспечения условий для их стабильной и эффективной хозяйственной деятельности, а размер пени, взыскиваемой за неуплату (несвоевременную уплату) налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, обязательных страховых взносов и других платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН), а также иных платежей в государственные внебюджетные фонды государственными организациями, градообразующими или приравненными к ним организациями в период принятия мер по предупреждению банкротства, не может превышать суммы задолженности по налогам, сборам, пошлинам и иным платежам.

Подпунктом 1.10 п.1 Указа введена норма: если хозяйственным судом установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в дальнейшем осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность, то хозяйственный суд выносит и направляет в адрес этого юридического лица, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственного органа, в подчинении (составе) которого находится должник или осуществляющего управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника, частное определение, обязывающее в установленный хозяйственным судом срок принять меры по проведению досудебного оздоровления.

Юридические или физические лица, руководители органов (организаций), в отношении которых вынесено частное определение, обязаны либо принять соответствующие меры по проведению досудебного оздоровления, либо представить обоснованное решение о его нецелесообразности.

Финансовое оздоровление может осуществляться в соответствии с Временными методическими рекомендациями по разработке плана финансового оздоровления, утвержденными Комитетом по санации и банкротству при Мингосимуществе РБ 08.06.1998.

Целью разработки плана является восстановление платежеспособности и поддержание эффективной деятельности организации. Предлагается следующая структура плана финансового оздоровления:

1. Общая характеристика предприятия.

2. Анализ финансового состояния предприятия.

3. Рынок и конкуренция.

4. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.

5. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

6. План производства.

7. Финансовый план.

8. Краткие итоговые сведения по плану финансового оздоровления.

План для конкретной организации может разрабатываться либо по всем разделам, либо по отдельным разделам, подразделам и таблицам в зависимости от ее финансового положения, внутренней организации, целей и задач финансового оздоровления.

Стратегические и оперативные аспекты финансового оздоровления

При разработке плана финансового оздоровления необходимо учитывать, что в процессе антикризисного управления должны быть достигнуты две важнейшие цели:

1) восстановление платежеспособности организации, предоставление ей возможности дальнейшей деятельности;

2) повышение конкурентного статуса организации, вывод ее на новый уровень развития.

Исходя из этих целей выделяют оперативный (краткосрочные программы) и стратегический (долгосрочные программы) уровни антикризисного управления, которые неразрывно связаны между собой, являясь элементами единой системы. Вместе с тем между краткосрочными и долгосрочными программами имеются существенные противоречия:

- в целях и способах реализации программ - для программы стабилизации это быстрый выход на прибыльную деятельность за счет экономии затрат и увеличения доходов, что препятствует достижению длительного устойчивого положения на рынке за счет реструктуризации, внедрения инноваций и маркетинговых усилий, требующих значительных затрат;

- во времени проявления эффекта реализации программы - положительное воздействие программы стабилизации на финансовое состояние организации проявляется быстро, а отрицательные последствия консервации существующей ситуации - только через несколько лет; для программы стратегической трансформации характерно негативное воздействие ее реализации на текущую прибыль, а достижение конкурентных преимуществ на рынке обеспечивается только через годы.

Восстановление платежеспособности организации производится в рамках оперативного антикризисного управления, как правило, за несколько месяцев. Жесткие временные рамки, отсутствие внутренних резервов и невозможность быстрого привлечения внешних инвестиций обусловливают специфику действий, при которых вероятно возникновение потерь стоимости активов предприятия в номинальном выражении. Задачами при этом являются максимизация доходов и экономия ресурсов посредством проведения работы по следующим основным направлениям.

1. Увеличение объемов поступления денежных средств, что может быть достигнуто несколькими способами, отдельные из которых основаны на переводе различных видов активов в денежную форму:

- увеличение объемов продаж за счет активизации маркетинговой деятельности, выделения и увеличения производства наиболее востребованной потребителями продукции;

- распродажа запасов готовой продукции со скидками;

- продажа или сдача в аренду неиспользуемых или малоиспользуемых основных средств, нематериальных активов, вложений во внеоборотные активы;

- продажа финансовых вложений;

- продажа не являющихся критическими для обеспечения работы предприятия запасов сырья, материалов и других материальных ценностей;

- истребование, продажа или факторинг дебиторской задолженности;

- привлечение кредитных ресурсов на различных условиях, предлагаемых организациями кредитно-финансовой системы;

- продажа осуществляемых инвестиционных проектов;

- финансовая помощь собственников организации, заинтересованных в продолжении ее деятельности контрагентов или государства;

- получение финансирования путем привлечения инвестиций, увеличения уставного капитала существующими или новыми собственниками организации.

2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое может реализовываться посредством:

- снижения до минимальных величин запасов оборотных активов;

- договоренностей с поставщиками об уменьшении сроков выполнения заказов;

- совершенствования работы в области хранения и отпуска в производство материально-технических ресурсов;

- стимулирования покупателей к более быстрой оплате поставленной продукции путем предоставления им скидок в зависимости от срока оплаты;

- упорядочения взаимоотношений с дебиторами, установления лимитов отпуска продукции в зависимости от их надежности, поиска новых клиентов;

- установления зависимости величины оплаты труда работников маркетинговых и сбытовых служб от объемов продаж и сроков оплаты поставленной продукции клиентами, с которыми они работают.

Практика подтверждает наличие значительных проблем и резервов по данному направлению работы у многих белорусских предприятий.

Пример

В открытом акционерном обществе «О» числящаяся по учету величина дебиторской задолженности составляла 2,8 млрд.руб., однако впоследствии выяснилось, что за прошедшее с момента ее возникновения время некоторые контрагенты были ликвидированы, в качестве долгов числятся суммы, не имеющие документального подтверждения. Это привело к необходимости списания как безнадежной задолженности на сумму 598 млн.руб. Ряд других дебиторов сами находятся в процедурах банкротства, в отношении третьих уже принимались меры по обращению взыскания на имущество и возбуждалось исполнительное производство, по долгам четвертых истек срок исковой давности. Величина такой сомнительной к взысканию задолженности составила 901 млн.руб. В конечном итоге выяснилось, что в качестве реальной к взысканию задолженности можно было рассматривать только около 34 % суммы долгов, числящихся в учете как активы.

 

Очевидно, что многие организации, проведя инвентаризацию дебиторской задолженности, могут обнаружить у себя аналогичные долги, приводящие к вымыванию оборотных средств и вынуждающие прибегать к кредитам с уплатой процентов за пользование ими.

3. Рациональное использование и реструктуризация кредиторской задолженности могут обеспечиваться путем:

- поиска поставщиков, работающих на более выгодных для организации условиях, использования данной информации при переговорах с уже имеющимися поставщиками;

- установления особых отношений с важнейшими поставщиками;

- откладывания платежей менее важным и настойчивым кредиторам;

- изыскания более выгодных для предприятия схем расчетов;

- реструктуризации долга с пересмотром условий и сроков (отсрочки, рассрочки) его выплаты кредиторам, прощения долга, погашения задолженности в обмен на собственность.

Реструктуризация задолженности путем отсрочки, рассрочки выплаты, прощения части или всего долга - один из самых очевидных способов финансового оздоровления, однако его реализация не очень проста и имеет свою цену. Прежде всего, в одностороннем порядке такое решение не принимается. В отношениях с другими организациями оно может быть достигнуто только путем переговоров, в основе которых должен быть убедительный план развития, показывающий, что в таком случае они потеряют меньше, чем при попытках взыскать задолженность в судебном порядке либо при ликвидации организации и распродаже ее имущества по частям.

В то же время при проведении досудебного оздоровления предусмотрена возможность соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в т.ч. путем предоставления необходимых гарантий; реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также иной кредиторской задолженности.

В соответствии с подп.1.9 п.1 Указа такие действия осуществляются через комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), созданные при республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах. Деятельность комиссий регламентируется Типовым положением о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 04.02.2004 № 126 и в настоящее время действующим в редакции постановления от 27.06.2009 № 842.

При осуществлении процедур банкротства мероприятия по реструктуризации кредиторской задолженности, как правило, являются одним из основных элементов плана санации. Основное отличие от рассмотренных выше вариантов заключается в том, что они проводятся в рамках судебных процедур, при установлении особого правового и экономического статуса предприятия-должника. Достаточно часто встречаются случаи выхода из банкротства посредством заключения мирового соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором может предусматриваться освобождение предприятия от задолженности, уменьшение суммы, отсрочка и рассрочка уплаты долгов.

4. Снижение величины и оптимизация структуры затрат, а также использование денежных средств по другим направлениям может быть достигнуто следующими способами:

- налаживанием эффективной системы учета затрат, дающей возможность их определения по видам деятельности, структурным подразделениям, видам продукции, экономическим элементам и калькуляционным статьям, выделения переменных и условно-постоянных расходов;

- выделением и увеличением производства наиболее рентабельной продукции, прекращением выпуска убыточных товаров;

- упрощением организационной структуры с сокращением в результате аппарата управления и затрат на оплату труда;

- сокращением непроизводственных расходов, продажей или безвозмездной передачей объектов социально-культурной сферы;

- сокращением затрат на оплату труда путем приведения в соответствие численности работающих объемам выпускаемой продукции, установления соответствующих обстоятельствам форм и систем оплаты труда;

- сокращением материальных затрат путем замены используемых ресурсов на более дешевые, самостоятельного производства отдельных необходимых компонентов, выполнения работ или, наоборот, перехода к аутсорсингу, внедрения ресурсосберегающих технологий;

- пересмотром и сокращением расходов, осуществляемых за счет прибыли;

- приостановкой реализации или изменением графика финансирования осуществляемых инвестиционных проектов;

- снижением величины амортизационных отчислений за счет списания, отчуждения или консервации основных средств либо изменения амортизационной политики;

- остановкой производств, генерирующих убытки;

- использованием аренды или лизинга основных средств;

- отказом от исполнения договоров, влекущих получение убытков.

5. Совершенствование управления денежными средствами заключается в осуществлении планирования, организации и контроля за движением финансовых ресурсов с помощью:

- проектирования притоков и оттоков наличности с максимально возможной степенью детализации на основе пессимистического сценария;

- ежедневного контроля за поступлением и расходованием денежных средств;

- предоставления полномочий распоряжения денежными средствами одному-двум руководителям;

- вменения в обязанность одному из руководителей контроля над поступлением оплаты за поставленную продукцию, проданные активы.

6. Уменьшение величины обязательных платежей в бюджет может быть обеспечено при:

- снижении расходов на оплату труда и отчислений в ФСЗН;

- консервации, списании, отчуждении неиспользуемых производственных мощностей, влекущих за собой уменьшение величины налога на недвижимость.

7. Присоединение к более сильной организации (или их слияние) является реальной возможностью оживления деятельности, сохранения бизнеса, хотя, возможно, уже под контролем другого собственника. Такая форма «оздоровления» получила достаточно широкое распространение в последние годы, особенно в отношении сельскохозяйственных организаций. Однако при реализации этого способа не только имущество, но и долги, а также все остальные проблемы организации переходят к другому субъекту предпринимательской деятельности.

8. Продажа предприятия должника единым имущественным комплексом - самый радикальный способ восстановления платежеспособности. В таком случае за счет средств, полученных от продажи, как правило, могут быть удовлетворены все требования кредиторов, а предприятие получает возможность продолжить функционирование «с чистого листа», без долгов и, возможно, в иной организационно-правовой форме. Основными «пострадавшими» при этом становятся прежние собственники организации, не обеспечившие ее эффективную работу. Продажа предприятия может осуществляться в общем порядке (если речь не идет о государственном предприятии) и регулируется ст.530-537 Гражданского кодекса РБ, в порядке приватизации государственной собственности, а также при проведении процедур банкротства, что регламентируется ст.130, 172 Закона, п.5 Указа и Методическими рекомендациями об особенностях оценки и продажи имущества должника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), утвержденными приказом Минэкономики РБ от 29.11.2010 № 144.

 

 

От редакции: В связи с вступлением в силу Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» с 1 апреля 2013 г. приказ № 144 на основании приказа Минэкономики РБ от 28.03.2013 № 31 утратил силу.

 

Повышение конкурентного статуса организации осуществляется путем разработки и реализации стратегии развития, представляющей собой программу радикальных преобразований, трансформации организации и бизнеса в течение длительного периода времени в целях адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, поддержания и увеличения конкурентоспособности. Основными направлениями такой стратегии могут быть следующие.

1. Реструктуризация организации и бизнеса, которая заключается в кардинальном изменении их структуры, внутренних условий функционирования и включает в себя комплекс организационных, правовых, экономических и других мероприятий. Под реструктуризацией согласно ст.1 Закона понимается изменение (рационализация) производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер деятельности должника в целях восстановления его рентабельной работы и повышения конкурентоспособности.

Выделяют внутреннюю и внешнюю реструктуризацию. К наиболее целесообразным способам проведения внутренней реструктуризации следует отнести:

- продажу объектов непроизводственной сферы, а также убыточных (низкорентабельных, неперспективных) производств, при которой прежде всего и с наименьшим ущербом для хозяйственной деятельности можно избавиться от объектов непроизводственной сферы, обслуживающих и вспомогательных производств, использующих универсальное оборудование, затем - от обслуживающих и вспомогательных производств, использующих уникальное оборудование, и в последнюю очередь - от находящихся в начале технологического цикла подразделений основного производства (в некоторых отраслях - от выпускных подразделений основного производства), а также от тех производств, функционирование и развитие которых в составе организации в рамках выбранной стратегии признано нецелесообразным;

- выделение указанных объектов и производств, а также других подразделений на самостоятельный баланс с сохранением зависимости от головной организации (создание дочерних, зависимых организаций);

- частичное обособление подразделений и производств в рамках существующего хозяйствующего субъекта, организация их работы в качестве филиалов или представительств либо на принципах внутреннего подряда;

- разделение крупной организации, имеющей много подразделений и осуществляющей различные виды деятельности, на автономные бизнес-единицы, независимые в определении как стратегических, так и текущих задач и способов их реализации и контролируемые головной компанией с небольшим штатом в вопросах распределения и использования финансов, которая также решает вопросы разработки новых товаров, поиска новых рынков и областей деятельности.

При планировании передачи объектов социальной инфраструктуры на баланс государственных организаций следует помнить, что кроме правовой регламентации (во многих случаях такие объекты находятся у организаций на условиях договоров безвозмездного пользования, отказ от исполнения которых обусловлен рядом обстоятельств) существуют и финансовые ограничения, связанные с необходимостью предусмотреть в бюджете соответствующей административно-территориальной единицы расходы на финансирование объектов, а также организационные проблемы, когда в данной местности просто не существует государственной организации, которой можно было бы передать объект. Практика показывает, что этот процесс может затянуться не на один год.

Особого внимания требуют обслуживающие и вспомогательные производства, которые на созданных еще в советские времена предприятиях рассматривались как их неотъемлемая часть, что превращало каждое из них фактически в полузакрытую систему наподобие натурального хозяйства, которое никогда не отличалось эффективностью. Наличие собственных автотранспортных, ремонтно-механических, ремонтно-строительных и подобных подразделений «утяжеляет» структуру затрат, приводит, особенно при снижении уровня использования производственных мощностей, к росту доли условно-постоянных расходов и неизбежному падению конкурентоспособности продукции по цене.

Внешняя реструктуризация обеспечивается интеграцией или диверсификацией бизнеса и может осуществляться по следующим направлениям:

- вертикальная интеграция, предполагающая развитие бизнеса за счет приобретения или установления контроля над поставщиками или покупателями продукции предприятия;

- горизонтальная интеграция, обеспечивающая приобретение или установление контроля над организациями-конкурентами;

- конгломератная диверсификация - приобретение или установление контроля над организациями, выпускающими иные виды продукции либо осуществляющими другие виды деятельности.

Одной из основных проблем при проведении внешней реструктуризации является то, что все эти стратегии - наступательные, их реализация требует, как правило, привлечения значительных финансовых ресурсов. В Республике Беларусь, особенно когда речь идет о подконтрольных государству предприятиях, чаще практикуется горизонтальная интеграция, цель которой - устранение конкурентов на определенной территории, оптимизация сырьевых зон, снижение расходов по цепочке сырье - готовый продукт. Так, к примеру, была осуществлена масштабная интеграция в отрасли молокоперерабатывающей промышленности, в ходе которой к крупным комбинатам присоединились более мелкие молочные заводы.

Во всех случаях должна быть обоснована экономическая целесообразность таких действий, просчитано, что является более выгодным - собственное производство либо покупка полуфабрикатов, работ и услуг у сторонних или дочерних (зависимых) организаций, в т.ч. исходя из соображений экономии затрат на поддержание их функционирования, изменения налоговых взаимоотношений, повышения эффективности деятельности в условиях самостоятельности, увеличения затрат на администрирование новой системы.

2. Развитие рынков сбыта продукции может выражаться в концентрации бизнеса за счет:

- укрепления позиций на рынке, т.е. увеличения маркетинговых усилий для продвижения существующих продуктов на имеющихся рынках, увеличения доли организации на них;

- поиска новых рынков сбыта для уже существующих продуктов.

3. Развитие продукта проявляется в концентрации или диверсификации бизнеса путем производства:

- новых разновидностей и новых видов продукции, предназначенных для реализации на уже освоенных рынках и ориентированных на потребителей уже существующего продукта организации;

- новых видов продукции на существующей технической и технологической базе с выходом на новые рынки сбыта;

- новых видов продукции на базе ранее не использовавшихся технологий, новых способов производства и предназначенных для реализации на новых рынках.

4. Использование ранее не применявшихся видов ресурсов, т.е. употребление в качестве основных элементов продукции или технологических процессов вновь созданных, ранее считавшихся недоступными или нерациональными для использования источников и видов ресурсов.

 

15.07.2011 г.

 

Алексей Смольский, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации и управления Белорусского государственного экономического университета, аккредитованный эксперт по банкротству и улучшению финансового состояния должников

 

От редакции: С 1 апреля 2012 г. постановление Минфина РБ, Минэкономики РБ и Минстата РБ от 14.05.2004 № 81/128/65 «Об утверждении Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности» на основании постановления Минфина РБ, Минэкономики РБ и Белстата от 27.12.2011 № 139/205/338 утратило силу.

С 1 мая 2013 г. постановление Совета Министров РБ от 04.02.2004 № 126 «Об утверждении Типового положения о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства)» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.04.2013 № 339 утратило силу.

С 1 июня 2013 г. постановление Минэкономики РБ от 27.02.2004 № 57 «Об утверждении Инструкции по проведению экспертизы финансового состояния и платежеспособности организации, находящейся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), и Инструкции по проведению экспертизы плана санации организации, находящейся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)» на основании постановления Минэкономики РБ от 23.05.2013 № 33 утратило силу.