Расчет от 05.03.2015
Автор: Смольский А.

Финансовое оздоровление организации в условиях кризиса


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Финансовое оздоровление организации при банкротстве и в целях его предотвращения

Содержание плана финансового оздоровления (санации)

   Раздел «Анализ производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния»

   Раздел «Организация производства и управления»

   Раздел «Маркетинг и сбыт»

   Раздел «Производство и снабжение»

   Раздел «Технология»

   Раздел «Кадры»

   Раздел «Финансы»

Особенности и отличия планов финансового оздоровления (санации) от бизнес-планов развития

Особенности финансовых разделов плана оздоровления (санации)

Стратегические и оперативные аспекты финансового оздоровления

 

Материал помещен в архив

 

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Введение

Предотвращение кризисной ситуации или вывод организации из нее реализуется посредством разработки и внедрения комплекса мер по предотвращению и преодолению кризисов. Эти меры могут применяться как в ходе реализации процедур банкротства, так и до возбуждения дела в суде с целью предотвращения банкротства (досудебное оздоровление).

Внешним признаком банкротства служит неплатежеспособность организации, имеющая или приобретающая устойчивый характер. Определение наличия или отсутствия такой ситуации производится в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» и Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206.

Выделяют три степени тяжести состояния организации:

неплатежеспособность организации и неудовлетворительность структуры ее бухгалтерского баланса - при наличии коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода, значения которых меньше нормативных (дифференцированы по отраслям);

неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер, - при неплатежеспособности организации в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса;

устойчивая неплатежеспособность - при неплатежеспособности в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также при значении коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающем 0,85. Такое состояние свидетельствует о критической ситуации, при которой, даже продав все свои активы, организация может не рассчитаться по финансовым обязательствам.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими сферу банкротства, являются:

• Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон);

Указ Президента Республики Беларусь от 05.02.2013 № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)».

Цель проведения процедур банкротства - удовлетворение требований кредиторов при соблюдении интересов работников, собственников бизнеса, государства и общества в целом посредством финансового оздоровления должника, достижения мирового соглашения или ликвидации нежизнеспособной организации.

Но, с точки зрения интересов общества необходимо, прежде всего, попытаться сохранить действующий бизнес (рабочие места и потенциальный источник налоговых и других обязательных платежей), поэтому законодательством установлена обязанность предотвращения банкротства и проведения финансового оздоровления как комплекса мер, направленных на восстановление платежеспособности и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

Финансовое оздоровление организации при банкротстве и в целях его предотвращения

В соответствии со ст.17 и 18 Закона руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).

Эти действия проявляются в форме досудебного оздоровления - мер по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также восстановлению их платежеспособности.

Инициатором досудебного оздоровления может выступить и экономический суд: если им установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в дальнейшем осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность, то суд выносит и направляет в адрес этого юридического лица, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственного органа, в подчинении (составе) которого находится должник или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника, частное определение, обязывающее в установленный экономическим судом срок принять меры по проведению досудебного оздоровления.

Юридические или физические лица, руководители органов (организаций), в отношении которых вынесено частное определение, обязаны в срок, установленный экономическим судом, принять соответствующие меры по проведению досудебного оздоровления либо представить обоснованное решение о его нецелесообразности. На период принятия мер по досудебному оздоровлению, предложенных комиссией и утвержденных соответствующим решением государственного органа, юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности подачи заявления должника.

За невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей установлена гражданско-правовая и административная ответственность. В соответствии со ст.11 Закона при неподаче должником заявления его руководитель, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) и иные виновные в этом лица солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника. При этом кредиторы или их правопреемники, государственные органы, прокурор, контролирующие органы вправе предъявить в этих случаях иски о привлечении к субсидиарной ответственности в течение 10 лет с момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Субсидиарная ответственность возлагается на виновных лиц и в случаях прекращения права собственности на имущество должника, выбытия из состава участников (учредителей) должника, прекращения трудовых отношений с должником, а также прекращения права давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия в течение 10-летнего срока.

 

Обратите внимание!

Пунктами 1 и 4 ст.12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлено, что необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), установленных в отношении индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо представление не соответствующего действительности обоснования отказа в принятии таких мер, а также неисполнение предусмотренной законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо - предупреждение или наложение штрафа в размере до 500 БВ.

 

Согласно п.13 Методических рекомендаций по организации системной работы по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, утвержденных приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.2013 № 49, при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных государственных организаций в целях принятия решений о целесообразности или нецелесообразности их досудебного оздоровления рассматриваются следующие вопросы:

• производственная программа и объемы продаж;

• ориентированность на экспорт;

• наличие и состояние основных фондов, использование их производственных мощностей;

• план технологического развития и организации производства;

• себестоимость реализованной продукции;

• мероприятия по энерго- и ресурсосбережению;

• наличие необходимых трудовых ресурсов;

• инвестиционная и инновационная деятельность, источники финансирования;

• финансовое состояние;

• состав и динамика балансовой прибыли (убытка);

• состояние кредиторской и дебиторской задолженностей;

• оценка эффективности использования средств;

• предоставленные и планируемые объемы и виды государственной поддержки.

При проведении досудебного оздоровления в соответствии со ст.17 Закона могут применяться следующие меры:

• изменяться структура и состав органов управления юридических лиц;

• взыскиваться дебиторская задолженность;

• привлекаться инвестиции, в т.ч. иностранные;

• осуществляться содействие достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в т.ч. путем предоставления необходимых гарантий;

• реорганизовываться юридические лица;

• выделяться бюджетные средства для погашения задолженности перед кредиторами, заключаться договоры займа (кредитные договоры), погашаться кредиторская задолженность за счет иных источников;

• погашаться задолженность по государственному заказу, проводиться реструктуризация задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• изменяться установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин), пени и иных обязательных платежей путем предоставления отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), пени, иных обязательных платежей и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов, сборов (пошлин), пени, иных обязательных платежей, а также налогового кредита с единовременной или поэтапной уплатой сумм указанных платежей в период действия налогового кредита;

• предоставляться кредиты, бюджетные ссуды, субсидии, иные виды финансовой помощи в порядке, установленном законодательством;

• предоставляться отсрочка исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторий) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях обеспечения условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности;

• предоставляться кредиты для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде и планов санации должников.

В рамках процедур экономической несостоятельности (банкротства) финансовое оздоровление может проводиться в форме санации - процедуры конкурсного производства, применяемой в целях обеспечения стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности и восстановления платежеспособности должника.

Санация вводится экономическим судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе на срок, не превышающий 18 месяцев. По ходатайству собрания кредиторов и (или) управляющего срок санации может быть сокращен или продлен, но не более чем на 12 месяцев, а по ходатайству государственного органа, согласованному с Советом Министров Республики Беларусь, - не более чем на 5 лет.

Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься такие меры, как:

• ликвидация дебиторской задолженности;

• исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия либо учредителями (участниками) должника или иными третьими лицами;

• предоставление должнику финансовой помощи в порядке, установленном законодательством;

• перепрофилирование производства;

• закрытие нерентабельных производств;

• продажа части имущества должника;

• уступка требования должника;

• предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов;

• продажа организации должника как имущественного комплекса;

• размещение в установленном порядке дополнительного выпуска акций должника, оплата которых может быть осуществлена только денежными средствами.

Имеются и ограничения, в частности, при санации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные или международные заказы, запрещаются:

• переход права собственности на организацию как имущественный комплекс или его значимую часть, принадлежащие должнику, за исключением перехода их в собственность Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы;

• перепрофилирование или закрытие производства, связанного с выполнением соответствующего заказа.

Но досудебное оздоровление и санация являются не просто набором мер, изложенным в произвольной форме и объеме, они осуществляются на основании плана, являющегося официальным документом, требования к которому установлены законодательством.

Статьей 121 Закона установлено, что при наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа хозяйственной (экономической) деятельности и финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации должника и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее 75 дней со дня опубликования объявления об открытии конкурсного производства. План санации должника, имеющего государственные и (или) международные заказы, согласовывается управляющим с государственным органом, государственной и (или) международной организацией, разместившими такие заказы. План санации должника - государственной организации согласовывается управляющим с государственным органом, в подчинении (составе) которого находится должник или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставном фонде) должника. План санации утверждается собранием кредиторов.

Бизнес-план (мероприятия) досудебного оздоровления разрабатывается субъектом хозяйствования на основании Закона, нормативных правовых актов и других документов, определяющих разработку бизнес-планов (в частности, это постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.08.2005 № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» и постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.10.2006 № 186 «Об утверждении Рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и Рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год»). Неплатежеспособная государственная организация представляет его в государственный орган на согласование.

При разработке плана досудебного оздоровления могут использоваться подходы, изложенные во Временных методических рекомендациях по разработке плана финансового оздоровления, утвержденных Комитетом по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 08.06.1998 (далее - Методические рекомендации).

Содержание плана финансового оздоровления (санации)

Цель разработки плана финансового оздоровления - восстановление платежеспособности и поддержание эффективной деятельности организации. Методическими рекомендациями предлагается следующая структура плана:

• «Общая характеристика организации»;

• «Анализ финансового состояния организации»;

• «Рынок и конкуренция»;

• «Деятельность в сфере маркетинга организации»;

• «Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности»;

• «План производства»;

• «Финансовый план»;

• «Краткие итоговые сведения по плану финансового оздоровления».

План для конкретной организации может разрабатываться либо по всем разделам, либо по отдельным разделам, подразделам и таблицам в зависимости от ее финансового положения, внутренней организации, целей и задач финансового оздоровления (см. таблицу 1).

Таблица 1

Примерное содержание плана финансового оздоровления

Разделы Содержание
1. Общая характеристика организации Полное и сокращенное наименование, дата регистрации, наименование регистрирующего органа, почтовый и юридический адрес, подчиненность, виды деятельности, организационно-правовая форма, форма собственности, доля государства в уставном фонде, банковские реквизиты, организационная структура, дочерние организации, Ф.И.О., телефоны, факсы администрации, характеристика руководителей (возраст, образование и квалификация, предыдущие должности и места работы, срок работы в каждой должности и в организации) и т.п.
2. Анализ финансового состояния организации Характеристика учетной политики организации (способы ведения бухгалтерского учета, способы погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг)).
Анализ и оценка структуры актива и пассива бухгалтерского баланса, финансовых результатов, финансового состояния и платежеспособности организации, выводы
3. Рынок и конкуренция Анализ рынка:
- объем рынка;
- рыночная доля организации;
- доля рынка, принадлежащая конкурентам;
- группы потребителей продукции отрасли;
- группы потребителей продукции организации. Конкурентоспособность:
- доля продукции организации, реализуемая на внешних рынках;
- рыночная доля конкурентов;
- конкурентоспособность по цене;
- конкурентные преимущества;
- оценка конкурентоспособности.
Законодательные ограничения. Ориентиры конкурентоспособности. Ориентиры для цен и балансовой прибыли
4. Деятельность в сфере маркетинга организации Стратегия маркетинга:
- стратегия проникновения на рынок;
- стратегия роста;
- каналы распределения;
- коммуникации.
Стратегия осуществления продаж:
- характеристика и анализ каналов сбыта;
- объем сбыта продукции по каждому каналу.
Продукты и услуги:
- подробное описание продукта (услуги);
- жизненный цикл продукта;
- исследования и разработки
5. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности Перечень мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности организации:
- смена руководящего звена организации;
- инвентаризация организации;
- оптимизация дебиторской задолженности (в т.ч. подача исков в экономические суды);
- финансовая реструктуризация;
- снижение издержек производства;
- продажа дочерних фирм и долей в капитале других организаций;
- оптимизация персонала;
- продажа излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;
- капитальный ремонт, модернизация основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов и др.
Приводятся сроки проведения мероприятий и показывается внутренний финансовый резерв, получаемый от предлагаемых мероприятий, который может быть направлен на восстановление платежеспособности
6. План производства Рассчитывается производственная программа организации на основании имеющихся производственных мощностей организации в разрезе выпускаемой номенклатуры изделий и услуг. Расчет объема продаж продукции осуществляется исходя из количества предполагаемой к выпуску продукции и цены, прогнозируемой или сложившейся на рынке на данную продукцию. Рассчитывается потребность в основных фондах на планируемую производственную программу. Выбирается один или несколько вариантов, которые являются наиболее эффективными для данной организации с точки зрения обеспечения потребностей рынка, что является основой плана технического развития и организации производства. Производятся расчеты потребности производства в материальных ресурсах и потребности в персонале и заработной плате. Составляются смета доходов (расходов) и расчет затрат, включаемых в себестоимость продукции. Определяется потребность в дополнительных инвестициях
7. Финансовый план Дается прогноз финансовых результатов, производится расчет движения денежных средств, составляется прогнозный баланс. Производится оценка эффективности на основе расчета точки безубыточности, коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами. Составляется график погашения заемных средств, процентов и штрафов
8. Краткие итоговые сведения по плану финансового оздоровления Срок реализации плана. Сумма необходимых финансовых средств. Срок погашения государственной финансовой помощи.
Финансовые результаты реализации плана: погашение просроченной кредиторской задолженности, увеличение активов, восстановление платежеспособности организации. Орган управления, через который осуществляется финансирование (наименование, реквизиты)

 

План санации должен быть направлен на удовлетворение требований кредиторов, улучшение финансового состояния, восстановление платежеспособности должника и может содержать следующие разделы:

• «Общая часть»;

• «Анализ производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния»;

• «Организация производства и управления»;

• «Маркетинг и сбыт»;

• «Производство и снабжение»;

• «Технология»;

• «Кадры»;

• «Финансы».

Раздел «Общая часть» должен включать общую характеристику должника (год создания, дата государственной регистрации, основные виды производимой продукции (работ, услуг)), основную цель, задачи, содержание этапов и сроки реализации плана санации, ожидаемые расчетные объемы денежных поступлений, период выхода на безубыточную работу и сроки погашения требований кредиторов по реестру требований кредиторов.

Раздел «Анализ производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния»

Данный раздел должен содержать анализ бухгалтерской отчетности, финансового состояния и платежеспособности должника, динамику производственных и финансовых показателей, затрат и финансовых результатов за 2 года, предшествующие дате возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), расчет коэффициентов платежеспособности, баланс производственных мощностей с указанием степени их износа, причины неплатежеспособности, имеющиеся резервы повышения эффективности деятельности должника, наличие или отсутствие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору.

Раздел «Организация производства и управления»

Раздел должен содержать перечень мероприятий по изменению организационной структуры и системы управления должника (при необходимости - организационно-правовой формы и формы собственности) с оценкой их эффективности.

Раздел «Маркетинг и сбыт»

Этот раздел включает в себя анализ и оценку емкости рынка, спроса на продукцию (работы, услуги), оценку конкурентоспособности продукции (работ, услуг), возможности ее реализации с учетом рынка сбыта по регионам и потребителям, основные направления стратегии маркетинга, ценообразования, сбыта, рекламы, анализ основных конкурентов (основные производители аналогичной продукции, ценовые и качественные характеристики продукции и объемы реализации продукции на конкретных рынках сбыта), мероприятия по снижению товарообменных операций, повышению конкурентоспособности продукции.

Раздел «Производство и снабжение»

Раздел должен содержать перечень мероприятий по изменению структуры и ассортимента выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), снижению затрат, планируемый объем производства, необходимый для выхода должника на безубыточную работу, расчет потребности в ресурсах для выполнения производственной программы, оценку эффективности мероприятий.

Раздел «Технология»

В данный раздел включается перечень мероприятий по изменению технологии производства и оценка их эффективности.

Раздел «Кадры»

В разделе содержится расчет потребности в персонале, мероприятия по изменению кадровой структуры должника, переподготовке и обучению персонала, оценка их эффективности.

Раздел «Финансы»

Раздел должен содержать перечень мероприятий по финансовой реструктуризации должника (продажа части активов или должника как единого имущественного комплекса, меры, направленные на взыскание дебиторской задолженности, отсрочка платежей по кредитам, привлечение инвестиций, кредитных ресурсов и иные меры) и общую оценку экономической эффективности всех мероприятий плана санации, включая повышение рентабельности и платежеспособности должника, снижение материальных затрат, прогнозный бухгалтерский баланс должника с учетом выполнения всех мероприятий, расчет финансовых коэффициентов (платежеспособности, абсолютной ликвидности, финансовой устойчивости) и минимальных объемов производства, при которых достигается безубыточная работа должника по всему ассортименту и основному виду продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), оценку экономической эффективности и сроков окупаемости привлекаемых инвестиционных ресурсов и предоставляемых льгот по налогам и другим платежам, расчет движения денежных потоков (смету доходов и расходов) и накопления доходов для расчетов с кредиторами, график погашения требований кредиторов с учетом очередности, оценку рисков при реализации плана санации.

План санации может содержать и другие разделы.

Особенности и отличия планов финансового оздоровления (санации) от бизнес-планов развития

Необходимо отметить, что жестких требований по структуре и содержанию планов финансового оздоровления (санации) нет: они разрабатываются примерно так же, как и обычный бизнес-план развития организации с заполнением аналогичных таблиц, но с учетом необходимости осуществления изменений, направленных на существенное повышение эффективности работы по всем направлениям.

Главные отличия планов финансового оздоровления (санации) от бизнес-планов развития состоят в следующем:

• основной задачей планов финансового оздоровления является восстановление платежеспособности, и поэтому важнейшие целевые показатели относятся к группе финансовых коэффициентов (платежеспособность и финансовая устойчивость), а не финансовых результатов (прибыль и рентабельность);

• период, на который разрабатывается план финансового оздоровления (санации), может составлять до 5 лет в отличие от 1 года - для текущего плана;

• план финансового оздоровления (санации) обычно разрабатывается в условиях кризисной ситуации, сопровождающейся серьезными ограничениями по времени и ресурсам, и поэтому часто требует серьезных изменений в деятельности организации, а не незначительных усовершенствований.

Особенности планирования финансового оздоровления (санации) проявляются в значительной степени в содержании финансовых разделов плана.

Особенности финансовых разделов плана оздоровления (санации)

Так как план финансового оздоровления (санации) разрабатывается в условиях неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, при планировании финансов кроме обычных расчетов и форм проектного баланса, расчета прибылей и убытков проводятся расчеты и составляются дополнительные (модифицируются традиционные) формы:

• реестр требований кредиторов (далее - Реестр);

• расчет движения денежных потоков и накопления доходов для расчетов с кредиторами;

• график погашения требований кредиторов с учетом очередности;

• расчет уровня безубыточности.

Реестр в соответствии со ст.90 Закона ведется управляющим нарастающим итогом с момента открытия конкурсного производства, а очередность требований определяется согласно ст.141-146 Закона. В Реестре указываются:

• имя, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица - кредитора (наименование - для юридического лица - кредитора);

• почтовые адреса кредиторов;

• банковские реквизиты кредиторов (при их наличии);

• размер требований кредиторов к должнику;

• очередность удовлетворения каждого требования кредиторов;

• дата внесения каждого требования кредиторов в реестр;

• основания возникновения требований кредиторов;

• информация о погашении требований кредиторов, в т.ч. о сумме погашения;

• процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди;

• дата погашения каждого требования кредиторов.

Платежные обязательства должника, выраженные в иностранной валюте, включаются в Реестр по предложению кредитора либо в этой валюте, либо в белорусских рублях путем перерасчета по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком Республики Беларусь к соответствующей иностранной валюте на дату открытия конкурсного производства.

Управляющий должен производить расчеты с кредиторами в соответствии с Реестром. При этом требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, а при недостаточности денежных средств они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника (а также непризнанные и непредъявленные требования, если кредиторы не обращались в экономический суд), признаются погашенными.

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2012 № 96 утверждена Инструкция о порядке ведения антикризисным управляющим реестра требований кредиторов, которой установлены единые требования к форме, содержанию и порядку ведения Реестра. Установлено, что Реестр должен состоять из шести разделов: общего раздела, включающего сведения обо всех кредиторах (см. таблицу 2), и пяти разделов, содержащих сведения о требованиях кредиторов первой-пятой очередей (см. таблицу 3).

Таблица 2

Форма общего раздела реестра требований кредиторов (сведения о кредиторах)

Номер кредитора по Реестру Фамилия, собственное имя, отчество кредитора - физического лица; наименование кредитора - юридического лица Данные документа, удостоверяющего личность кредитора - физического лица; учетный номер плательщика (УНП) кредитора - юридического лица и индивидуального предпринимателя Почтовый адрес, номера телефонов, адрес электронной почты Банковские реквизиты Общая сумма требований кредитора из всех разделов Реестра, руб. Процентное отношение суммы требований кредитора из всех разделов Реестра к общей сумме требований по Реестру Отметка о внесении изменений (подпись управляющего)
1
2
3
4
5
6
7
8
               
               

Таблица 3

Форма первого-пятого разделов реестра требований кредиторов

№ п/п Номер кредитора по Реестру Сумма признанных требований (белорусские рубли / иностранная валюта) Дата внесения требования Основание возникновения требования (подтверждающие документы) Сумма погашенных требований Дата погашения требований Процент погашенных требований к сумме требований кредиторов соответствующей очереди Отметка о внесении изменений (подпись управляющего)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
                 
                 
ВСЕГО              

 

Расчет движения денежных потоков и накопления доходов для расчетов с кредиторами позволяет охарактеризовать операции, связанные с образованием источников финансовых ресурсов и их использованием, в т.ч. для расчетов с кредиторами. Расчет движения денежных потоков и накопления доходов для расчетов с кредиторами в ходе санации открытого акционерного общества (ОАО) «А» (извлечение), особенностью которой является реализация инвестиционного проекта как одного из основных мероприятий финансового оздоровления, представлен в таблице 4.

Таблица 4

Расчет движения денежных потоков и накопления доходов для расчетов с кредиторами в ходе санации открытого акционерного общества «А» (извлечение)

Млн.руб.

Показатели На начало конкурсного производства 1-й год 2-й год n-й год
Текущая хозяйственная деятельность        
Приток денежных средств:        
Выручка от реализации продукции
17 203,5
22 837,9
36 231,5
Прирост кредиторской задолженности
988,8
387,1
-
Уменьшение текущих активов
-
-
1,9
Итого приток средств по текущей деятельности
18 192,2
23 225,0
36 233,4
Отток денежных средств:
Затраты на производство и реализацию продукции (без НДС, амортизации, платежей по лизингу)
14 406,2
17 312,2
26 234,3
Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам
1 175,7
1 497,8
2 392,5
Налог на добавленную стоимость, подлежащий возврату
628,9
158,6
1 724,2
Налоги, сборы и платежи, уплачиваемые из выручки
492,0
685,4
1 138,6
Налоги, сборы и платежи, уплачиваемые из прибыли
265,1
700,6
1 895,3
Расходы и платежи из прибыли
271,9
279,3
309,2
Прирост текущих активов
453,7
743,8
-
Снижение кредиторской задолженности
-
-
2,2
Итого расходы по текущей деятельности
63,3
67,5
79,7
Итого отток средств по текущей деятельности
17 756,8
21 445,1
33 776,1
Сальдо потока денежных средств по текущей деятельности
435,5
1 779,9
2 457,3
Финансовая деятельность
Приток денежных средств:
Долгосрочный кредит
1 404,0
6 027,8
-
Бюджетная ссуда
75,0
1 934,0
-
Краткосрочные кредиты
-
1 157,2
-
Возмещение из средств бюджета части процентов по долгосрочному кредиту
19,3
241,5
-
Итого приток средств по финансовой деятельности
1 498,3
9 360,5
-
Отток денежных средств:
Погашение задолженности по долгосрочному кредиту банка
-
43,8
38,4
Погашение процентов по долгосрочному кредиту
45,6
570,7
-
Погашение бюджетной ссуды
-
-
Погашение краткосрочных кредитов
-
568,9
-
Итого отток средств по финансовой деятельности
45,6
1 183,4
38,4
Сальдо потока денежных средств по финансовой деятельности
1 452,7
8 177,1
-38,4
Инвестиционная деятельность
Приток денежных средств:
Поступления от реализации основных средств
-
-
-
Итого приток средств по инвестиционной деятельности
-
-
-
Отток денежных средств:
Приобретение основных средств
1 479,0
9 128,2
-
Итого отток средств по инвестиционной деятельности
1 479,0
9 128,2
-
Сальдо потока денежных средств по инвестиционной деятельности
-1 479,0
-9 128,2
-
Излишек (дефицит) денежных средств
409,2
828,8
2 418,9
Из них направлено на расчеты с конкурсными кредиторами:
первой очереди
-
-
-
-
второй очереди
2,2
2,2
-
-
третьей очереди
16,0
16,0
-
-
четвертой очереди
2 272,7
391,0
828,8
-
пятой очереди
5 086,6
-
-
2 218,2
Итого направлено на погашение задолженности перед конкурсными кредиторами
409,2
828,8
2 218,2
Излишек (дефицит) денежных средств после погашения задолженности перед конкурсными кредиторами
-
-
200,7
Накопительный остаток денежных средств после погашения задолженности перед конкурсными кредиторами
-
-
200,7

 

Из таблицы 4 видно, что в течение периода санации будут не только получены доходы от текущей деятельности, но и привлечены значительные суммы денежных средств в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов, бюджетной ссуды, за счет которых проведены техническое перевооружение и модернизация производства, что позволит значительно улучшить результаты основной деятельности и за счет полученных доходов погасить задолженность перед конкурсными кредиторами.

Но расчеты с конкурсными кредиторами необходимо конкретизировать по срокам (по годам и кварталам или месяцам) и, желательно, по кредиторам, для чего может разрабатываться график погашения требований конкурсных кредиторов (см. таблицу 5).

Таблица 5

График погашения требований конкурсных кредиторов открытого акционерного общества «А» (извлечение)

Млн.руб.

Показатели I квартал II квартал III квартал IV квартал Всего за год
1-й год          
Первая очередь
-
-
-
-
-
Вторая очередь
2,2
-
-
-
2,2
1. Иванов И.И.
0,5
-
-
-
0,5
2. …
Третья очередь
16,0
-
-
-
16,0
1. Инспекция Министерства по налогам и сборам по _____ району
16,0
-
-
-
16,0
Четвертая очередь
73,0
113,0
113,0
92,0
391,0
1. Закрытое акционерное общество «Б»
70,0
110,0
110,0
90,0
380,0
2. …
Пятая очередь
-
-
-
-
-
Итого за 1-й год
91,2
113,0
113,0
92,0
409,2
n-й год
Первая очередь
-
-
-
-
-
Вторая очередь
-
-
-
-
-
Третья очередь
-
-
-
-
-
Четвертая очередь
-
-
-
-
-
Пятая очередь
495,0
580,0
580,0
563,2
2 218,2
1. Унитарное предприятие «В»
0,6
0,6
0,6
0,6
2,4
2. …
5,0
7,0
7,0
6,0
25,0
3. …
Итого за n-й год
495,0
580,0
580,0
563,2
2 218,2
Всего
-
-
-
-
7 446,9

 

При планировании финансового оздоровления рассчитываются также показатели уровней безубыточности и безопасности. Уровнем (точкой) безубыточности называют такой объем реализации, при котором прибыль организации равна нулю. После его достижения каждая дополнительно реализованная единица продукции будет увеличивать прибыль от реализации на величину переменной прибыли на изделие.

Уровень безопасности представляет собой превышение выручки от реализации над уровнем безубыточности. Это величина, на которую может снизиться выручка, чтобы организацией не были понесены убытки; чем выше уровень безопасности, тем ниже риск получения убытков. Для определения их значений могут быть использованы графический и аналитический способы.

Для ОАО «А» расчет данных показателей произведен исходя из запланированных объемов производства и других показателей плана санации (см. таблицу 6).

Таблица 6

Уровни безубыточности и безопасности открытого акционерного общества «А»
(извлечение)

Показатели 1-й год 2-й год n-й год
1. Выручка от реализации продукции (без налогов), млн.руб.
15 203,1
18 748,9
31 498,7
2. Затраты на производство и реализацию продукции, млн.руб., в т.ч.:
15 043,7
18 268,1
27 942,5
2.1. переменные расходы
9 733,3
11 782,9
19 783,3
2.2. постоянные расходы
5 310,4
6 485,2
8 159,2
3. Уровень безубыточности, млн.руб. (стр.2.2 / (1 - стр.2.1 /
/ стр.1)
14 760,1
17 454,8
21 937,3
4. Уровень безопасности, млн.руб. (стр.1 - стр.3)
443,0
1 294,1
9 561,4
5. Уровень безопасности, % (стр.4 / стр.1 х 100 %)
2,9
6,9
30,4

 

Хотя план санации и предполагает получение прибыли, устойчивое положение может быть достигнуто только после реализации инвестиционного проекта. Техническое перевооружение и реконструкция производства помогут обеспечить не только осуществление расчетов с конкурсными кредиторами, но и повышение уровня безопасности с 2,9 % до 30,4 %.

Как показывает практика, при уже наступившей устойчивой неплатежеспособности положение в организации, как правило, носит критический характер:

• значительное снижение объемов производства и продаж;

• убыточность деятельности;

• длительные простои;

• очень большая доля заемного капитала;

• невозможность расплатиться по долгам в течение длительного времени;

• увеличение текучести кадров;

• конфликты в руководстве;

• сокращение персонала.

Выйти из такого положения очень проблематично, потому-то имеется так немного успешных примеров санации. Гораздо проще предотвратить банкротство, начиная принимать соответствующие меры заблаговременно при появлении первых признаков ухудшения ситуации, для чего необходимо планировать и осуществлять действия как на оперативном, так и на стратегическом уровне управления.

Стратегические и оперативные аспекты финансового оздоровления

При разработке плана финансового оздоровления необходимо учитывать, что в процессе антикризисного управления должны быть достигнуты две важнейшие цели:

• восстановление платежеспособности организации, предоставление ей возможности дальнейшей деятельности;

• повышение конкурентного статуса организации, вывод ее на новый уровень развития.

Исходя из этих целей, выделяют оперативный (краткосрочные программы) и стратегический (долгосрочные программы) уровни антикризисного управления, которые неразрывно связаны между собой, являясь элементами единой системы. Вместе с тем между краткосрочными и долгосрочными программами имеются существенные противоречия:

в целях и способах реализации программ - для программы стабилизации это быстрый выход на прибыльную деятельность за счет экономии затрат и увеличения доходов, что препятствует достижению длительного устойчивого положения на рынке за счет реструктуризации, внедрения инноваций и маркетинговых усилий, требующих значительных затрат;

во времени проявления эффекта реализации программы - положительное воздействие программы стабилизации на финансовое состояние организации проявляется быстро, а отрицательные последствия консервации существующей ситуации - только через несколько лет; для программы стратегической трансформации характерно негативное воздействие ее реализации на текущую прибыль, а достижение конкурентных преимуществ на рынке обеспечивается только через годы.

Восстановление платежеспособности организации производится в рамках оперативного антикризисного управления, как правило, за несколько месяцев. Жесткие временные рамки, отсутствие внутренних резервов и невозможность быстрого привлечения внешних инвестиций обусловливают специфику действий, при которых вероятно возникновение потерь стоимости активов организации в номинальном выражении.

Задачами при этом являются максимизация доходов и экономия ресурсов посредством проведения работы по следующим основным направлениям:

1) увеличение объемов поступления денежных средств, что может быть достигнуто несколькими способами, отдельные из которых основаны на переводе различных видов активов в денежную форму:

- увеличение объемов продаж за счет активизации маркетинговой деятельности, выделения и увеличения производства наиболее востребованной потребителями продукции;

- распродажа запасов готовой продукции со скидками;

- продажа или сдача в аренду неиспользуемых или малоиспользуемых основных средств, нематериальных активов, вложений во внеоборотные активы;

- продажа финансовых вложений;

- продажа не являющихся критическими для обеспечения работы организации запасов сырья, материалов и других материальных ценностей;

- истребование, продажа или факторинг дебиторской задолженности;

- привлечение кредитных ресурсов на различных условиях, предлагаемых организациями кредитно-финансовой системы;

- продажа осуществляемых инвестиционных проектов;

- финансовая помощь собственников организации, заинтересованных в продолжении ее деятельности контрагентов или государства;

- получение финансирования путем привлечения инвестиций, увеличения уставного капитала существующими или новыми собственниками организации;

2) ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое может реализовываться посредством:

- снижения до минимальных величин запасов оборотных активов;

- договоренностей с поставщиками об уменьшении сроков выполнения заказов;

- совершенствования работы в области хранения и отпуска в производство материально-технических ресурсов;

- стимулирования покупателей к более быстрой оплате поставленной продукции путем предоставления им скидок в зависимости от срока оплаты;

- упорядочения взаимоотношений с дебиторами, установления лимитов отпуска продукции в зависимости от их надежности, поиска новых клиентов;

- установления зависимости величины оплаты труда работников маркетинговых и сбытовых служб от объемов продаж и сроков оплаты поставленной продукции клиентами, с которыми они работают.

Практика подтверждает наличие значительных проблем и резервов по данному направлению работы у многих белорусских организаций.

 

Пример

В ОАО «О» числящаяся по учету величина дебиторской задолженности составляла 2,8 млрд.руб., однако впоследствии выяснилось, что за прошедшее с момента ее возникновения время некоторые контрагенты были ликвидированы, в качестве долгов числятся суммы, не имеющие документального подтверждения. Это привело к необходимости списания как безнадежной задолженности на сумму 598 млн.руб. Ряд других дебиторов сами находятся в процедурах банкротства, в отношении третьих уже принимались меры по обращению взыскания на имущество и возбуждалось исполнительное производство, по долгам четвертых истек срок исковой давности. Величина такой сомнительной к взысканию задолженности составила 901 млн.руб.

В конечном итоге выяснилось, что в качестве реальной к взысканию задолженности можно было рассматривать только около 34 % суммы долгов, числящихся в учете как активы.

 

Очевидно, что многие организации, проведя инвентаризацию дебиторской задолженности, могут обнаружить у себя аналогичные долги, приводящие к вымыванию оборотных средств и вынуждающие прибегать к кредитам с уплатой процентов за пользование ими;

3) рациональное использование и реструктуризация кредиторской задолженности могут обеспечиваться путем:

- поиска поставщиков, работающих на более выгодных для организации условиях, использования данной информации при переговорах с уже имеющимися поставщиками;

- установления особых отношений с важнейшими поставщиками;

- откладывания платежей менее важным и настойчивым кредиторам;

- изыскания более выгодных для организации схем расчетов;

- реструктуризации долга с пересмотром условий и сроков (отсрочки, рассрочки) его выплаты кредиторам, прощения долга, погашения задолженности в обмен на собственность.

Реструктуризация задолженности путем отсрочки, рассрочки выплаты, прощения части или всего долга - один из самых очевидных способов финансового оздоровления, однако его реализация не очень проста и имеет свою цену. Прежде всего, в одностороннем порядке такое решение не принимается. В отношениях с другими организациями оно может быть достигнуто только путем переговоров, в основе которых должен быть убедительный план развития, показывающий, что в таком случае они потеряют меньше, чем при попытках взыскать задолженность в судебном порядке либо при ликвидации организации и распродаже ее имущества по частям.

В то же время при проведении досудебного оздоровления предусмотрена возможность соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в т.ч. путем предоставления необходимых гарантий; реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также иной кредиторской задолженности.

В соответствии со ст.16 Закона такие действия осуществляются через комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), созданные при республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах.

При осуществлении процедур банкротства мероприятия по реструктуризации кредиторской задолженности, как правило, являются одним из основных элементов плана санации. Основное отличие от рассмотренных выше вариантов заключается в том, что они проводятся в рамках судебных процедур, при установлении особого правового и экономического статуса организации-должника. Достаточно часто встречаются случаи выхода из банкротства посредством заключения мирового соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором может предусматриваться освобождение организации от задолженности, уменьшение суммы, отсрочка и рассрочка уплаты долгов;

4) снижение величины и оптимизация структуры затрат, а также использование денежных средств по другим направлениям могут быть достигнуты следующими способами:

- налаживанием эффективной системы учета затрат, дающей возможность их определения по видам деятельности, структурным подразделениям, видам продукции, экономическим элементам и калькуляционным статьям, выделения переменных и условно-постоянных расходов;

- выделением и увеличением производства наиболее рентабельной продукции, прекращением выпуска убыточных товаров;

- упрощением организационной структуры с сокращением в результате аппарата управления и затрат на оплату труда;

- сокращением непроизводственных расходов, продажей или безвозмездной передачей объектов социально-культурной сферы;

- сокращением затрат на оплату труда путем приведения в соответствие численности работающих объемам выпускаемой продукции, установления соответствующих обстоятельствам форм и систем оплаты труда;

- сокращением материальных затрат путем замены используемых ресурсов на более дешевые, самостоятельного производства отдельных необходимых компонентов, выполнения работ или, наоборот, перехода к аутсорсингу, внедрения ресурсосберегающих технологий;

- пересмотром и сокращением расходов, осуществляемых за счет прибыли;

- приостановкой реализации или изменением графика финансирования осуществляемых инвестиционных проектов;

- снижением величины амортизационных отчислений за счет списания, отчуждения или консервации основных средств либо изменения амортизационной политики;

- остановкой производств, генерирующих убытки;

- использованием аренды или лизинга основных средств;

- отказом от исполнения договоров, влекущих получение убытков;

5) совершенствование управления денежными средствами заключается в осуществлении планирования, организации и контроля за движением финансовых ресурсов с помощью:

- проектирования притоков и оттоков наличности с максимально возможной степенью детализации на основе пессимистического сценария;

- ежедневного контроля за поступлением и расходованием денежных средств;

- предоставления полномочий распоряжения денежными средствами одному-двум руководителям;

- вменения в обязанность одному из руководителей контроля над поступлением оплаты за поставленную продукцию, проданные активы;

6) уменьшение величины обязательных платежей в бюджет может быть обеспечено при:

- снижении расходов на оплату труда и отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за счет оптимизации численности персонала;

- консервации, списании, отчуждении неиспользуемых производственных мощностей, влекущих за собой уменьшение величины налога на недвижимость;

7) присоединение к более сильной организации (или их слияние) является реальной возможностью оживления деятельности, сохранения бизнеса, хотя, возможно, уже под контролем другого собственника. Такая форма оздоровления получила достаточно широкое распространение в последние годы, особенно в отношении сельскохозяйственных организаций. Однако при реализации этого способа не только имущество, но и долги, а также все остальные проблемы организации переходят к другому субъекту предпринимательской деятельности;

8) продажа организации должника единым имущественным комплексом - самый радикальный способ восстановления платежеспособности. В таком случае за счет средств, полученных от продажи, как правило, могут быть удовлетворены все требования кредиторов, а организация получает возможность продолжить функционирование «с чистого листа», без долгов и, возможно, в иной организационно-правовой форме. Основными «пострадавшими» при этом становятся прежние собственники организации, не обеспечившие ее эффективную работу. Продажа организации может осуществляться в общем порядке (если речь не идет о государственной организации) и регулируется ст.530-537 ГК, в порядке приватизации государственной собственности, а также при проведении процедур банкротства, что регламентируется ст.45, 100, 130 и 165 Закона.

Повышение конкурентного статуса организации осуществляется путем разработки и реализации стратегии развития, представляющей собой программу радикальных преобразований, трансформации организации и бизнеса в течение длительного периода времени в целях адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, поддержания и увеличения конкурентоспособности. Основными направлениями такой стратегии могут быть следующие:

1) реструктуризация организации и бизнеса, которая заключается в кардинальном изменении их структуры, внутренних условий функционирования и включает в себя комплекс организационных, правовых, экономических и других мероприятий. Под реструктуризацией согласно ст.1 Закона понимается изменение (рационализация) производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер деятельности должника в целях восстановления его рентабельной работы и повышения конкурентоспособности.

Выделяют внутреннюю и внешнюю реструктуризацию. К наиболее целесообразным способам проведения внутренней реструктуризации следует отнести:

• продажу объектов непроизводственной сферы, а также убыточных (низкорентабельных, неперспективных) производств, при которой прежде всего и с наименьшим ущербом для хозяйственной деятельности можно избавиться от объектов непроизводственной сферы, обслуживающих и вспомогательных производств, использующих универсальное оборудование, затем - от обслуживающих и вспомогательных производств, использующих уникальное оборудование, и в последнюю очередь - от находящихся в начале технологического цикла подразделений основного производства (в некоторых отраслях - от выпускных подразделений основного производства), а также от тех производств, функционирование и развитие которых в составе организации в рамках выбранной стратегии признано нецелесообразным;

• выделение указанных объектов и производств, а также других подразделений на самостоятельный баланс с сохранением зависимости от головной организации (создание дочерних, зависимых организаций);

• частичное обособление подразделений и производств в рамках существующего хозяйствующего субъекта, организация их работы в качестве филиалов или представительств либо на принципах внутреннего подряда;

• разделение крупной организации, имеющей много подразделений и осуществляющей различные виды деятельности, на автономные бизнес-единицы, независимые в определении как стратегических, так и текущих задач и способов их реализации и контролируемые головной компанией с небольшим штатом в вопросах распределения и использования финансов, которая также решает вопросы разработки новых товаров, поиска новых рынков и областей деятельности.

При планировании передачи объектов социальной инфраструктуры на баланс государственных организаций следует помнить, что кроме правовой регламентации (во многих случаях такие объекты находятся у организаций на условиях договоров безвозмездного пользования, отказ от исполнения которых обусловлен рядом обстоятельств) существуют и финансовые ограничения, связанные с необходимостью предусмотреть в бюджете соответствующей административно-территориальной единицы расходы на финансирование объектов, а также организационные проблемы, когда в данной местности просто не существует государственной организации, которой можно было бы передать объект. Практика показывает, что этот процесс может затянуться не на один год.

Особого внимания требуют обслуживающие и вспомогательные производства, которые в созданных ранее организациях рассматривались как их неотъемлемая часть, что превращало каждое из них фактически в полузакрытую систему наподобие натурального хозяйства, которое никогда не отличалось эффективностью. Наличие собственных автотранспортных, ремонтно-механических, ремонтно-строительных и подобных подразделений «утяжеляет» структуру затрат, приводит, особенно при снижении уровня использования производственных мощностей, к росту доли условно-постоянных расходов и неизбежному падению конкурентоспособности продукции по цене.

Внешняя реструктуризация обеспечивается интеграцией или диверсификацией бизнеса и может осуществляться по следующим направлениям:

вертикальная интеграция, предполагающая развитие бизнеса за счет приобретения или установления контроля над поставщиками или покупателями продукции организации;

горизонтальная интеграция, обеспечивающая приобретение или установление контроля над организациями-конкурентами;

конгломератная диверсификация - приобретение или установление контроля над организациями, выпускающими иные виды продукции либо осуществляющими другие виды деятельности.

Одной из основных проблем при проведении внешней реструктуризации является то, что все эти стратегии - наступательные, их реализация требует, как правило, привлечения значительных финансовых ресурсов. В Республике Беларусь, особенно когда речь идет о подконтрольных государству организациях, чаще практикуется горизонтальная интеграция, цель которой - устранение конкурентов на определенной территории, оптимизация сырьевых зон, снижение расходов по цепочке «сырье - готовый продукт». Так, к примеру, была осуществлена масштабная интеграция в отрасли молокоперерабатывающей промышленности, в ходе которой к крупным комбинатам присоединились более мелкие молочные заводы.

Во всех случаях должна быть обоснована экономическая целесообразность таких действий, просчитано, что является более выгодным - собственное производство либо покупка полуфабрикатов, работ и услуг у сторонних или дочерних (зависимых) организаций, в т.ч. исходя из соображений экономии затрат на поддержание их функционирования, изменения налоговых взаимоотношений, повышения эффективности деятельности в условиях самостоятельности, увеличения затрат на администрирование новой системы;

2) развитие рынков сбыта продукции может выражаться в концентрации бизнеса за счет:

- укрепления позиций на рынке, т.е. увеличения маркетинговых усилий для продвижения существующих продуктов на имеющихся рынках, увеличения доли организации на них;

- поиска новых рынков сбыта для уже существующих продуктов;

3) развитие продукта проявляется в концентрации или диверсификации бизнеса путем производства:

- новых разновидностей и новых видов продукции, предназначенных для реализации на уже освоенных рынках и ориентированных на потребителей уже существующего продукта организации;

- новых видов продукции на существующей технической и технологической базе с выходом на новые рынки сбыта;

- новых видов продукции на базе ранее не использовавшихся технологий, новых способов производства и предназначенных для реализации на новых рынках;

4) использование ранее не применявшихся видов ресурсов, т.е. употребление в качестве основных элементов продукции или технологических процессов вновь созданных, ранее считавшихся недоступными или нерациональными для использования источников и видов ресурсов.

 

05.03.2015

 

Алексей Смольский, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации и управления Белорусского государственного экономического университета, судебный эксперт (судебно-экономическая экспертиза)