


Материал помещен в архив
ФИТОСАНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ: КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ РИСКИ ПРИ ИМПОРТЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Нетарифные меры регулирования имеют большое значение для ограничения перемещения товаров через таможенную границу. В частности, к таким мерам относится фитосанитарный контроль. С одной стороны, он позволяет снизить распространение заболеваний на территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), а с другой, как показала практика последнего времени у наших ближайших соседей по ЕАЭС, является мощным сдерживающим средством ограничения импорта товаров. Рассмотрим эту тему более подробно.
Фитосанитарный контроль и его правовое регулирование
Фитосанитарные меры - любое законодательство, регламентация или официальная процедура, направленные на предотвращение интродукции и/или распространения вредных организмов. Согласно Международной конвенции по карантину и защите растений в ответственность официальной национальной организации по карантину и защите растений входят:
(а) выдача сертификатов на грузы растений, растительные продукты и другие подкарантинные материалы в соответствии с фитосанитарными регламентациями импортирующей договаривающейся стороны;
(б) обследование растений в период вегетации как в зонах возделывания (включая поля, плантации, питомники, сады, теплицы и лаборатории), так и в зонах дикорастущей флоры, а также хранимых или транспортируемых растений и растительных продуктов, в частности, с целью информирования о встречаемости, вспышках массового размножения и распространения вредных организмов, а также о борьбе с этими вредными организмами, включая информацию для оповещения в соответствии со ст.VIII, 1(а);
(в) досмотр грузов растений и растительных продуктов, перевозимых при международном сообщении, и в случаях, когда это целесообразно, досмотр других подкарантинных материалов с целью предотвращения интродукции и/или распространения вредных организмов;
(г) обеззараживание или дезинфекция грузов растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов, перевозимых при международном сообщении с тем, чтобы они отвечали фитосанитарным требованиям;
(д) защита зон, подверженных опасности, определение, поддержание и обследование свободных зон и зон с низкой численностью конкретных вредных организмов;
(е) проведение анализа фитосанитарного риска;
(ж) обеспечение с помощью соответствующих процедур фитосанитарной безопасности грузов после сертификации и до момента экспорта в отношении их состава, замены и повторного заражения; (з) обучение и развитие штата работников.
В Республике Беларусь фитосанитарный контроль (надзор) регулируется рядом нормативных актов, а также международными соглашениями. Рассмотрим некоторые из них (см. таблицу).
Международные соглашения в рамках ЕАЭС |
Раздел XI Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС). В рамках ЕАЭС проводится согласованная политика в сфере применения карантинных фитосанитарных мер. Она реализуется путем совместной разработки, принятия и реализации международных договоров и актов Евразийской экономической комиссии (ст.56) |
Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение 12 к Договору о ЕАЭС) (далее - Протокол); Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется в порядке, утверждаемом Комиссией Евразийского экономического союза (п.18) | |
Нормативные акты в рамках ЕАЭС |
Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе» (далее - решение КТС № 318), которым определены: - Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза (далее - Перечень подкарантинной продукции, приложение 1); - Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза (приложение 2); - Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза (приложение 3) |
Национальное законодательство (примечание) |
Закон Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О защите растений». От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2017 г. следует руководствоваться Законом Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О карантине и защите растений» (далее - Закон о карантине и защите растений) в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 398-З |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14.07.2006 № 881 (далее - постановление № 881), которым утверждено пять Положений, в том числе: - Положение о надзоре в области карантина и защиты растений; - Положение о порядке осуществления государственного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и (или) в местах назначения. От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2017 г. вместо вышеназванных положений следует руководствоваться Законом о карантине и защите растений |
Примечание. Государства - члены ЕАЭС в силу п.21 Протокола принимают необходимые меры по предотвращению завоза и распространения карантинных объектов.
Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории одной из стран ЕАЭС и перемещаемая партия подкарантинной продукции не помещена под таможенную процедуру таможенного транзита либо под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, определяется законодательством указанной страны ЕАЭС.
Данная норма следует из подп.1.2 п.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза (приложение 3).
Ввоз и перемещение в пределах ЕАЭС подкарантинной продукции возможны только при наличии фитосанитарного сертификата
Государственному фитосанитарному контролю в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь подлежит подкарантинная продукция, ограниченная к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе на основании неэкономического характера, перечень которой утвержден решением КТС № 318.
Ввоз на территорию стран ЕАЭС импортной и транзитной подкарантинной продукции, а также перемещение этой продукции по ее территории должно осуществляться только:
• в крытых и герметичных, исправных и опломбированных вагонах, автофургонах, контейнерах, авторефрижераторах.
Опломбирование транспортных средств производится лицами, имеющими право на проведение данного вида работ, после осуществления государственного фитосанитарного контроля;
• при наличии экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата.
Фитосанитарный сертификат - это документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию, который:
1) выдается уполномоченным органом государства страны-экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений (г. Рим, 1951 год, в редакции 1997 года);
2) удостоверяет фитосанитарное состояние подкарантинной продукции (решение КТС № 318).
![]() |
Пример Организация намерена осуществить вывоз щепы, классифицируемой в товарную подсубпозицию 4401 21 000 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) из Республики Беларусь в Российскую Федерацию. Необходимо ли в данной ситуации получать фитосанитарный сертификат для подобного вывоза продукции? Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), отнесенной в соответствии с Перечнем подкарантинной продукции к группе подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров) с высоким фитосанитарным риском, ввозится на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) перемещается с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в сопровождении экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата (п.23 Протокола). Товар щепа, классифицируемая в товарную подсубпозицию 4401 21 000 0 ТН ВЭД, включен в раздел I «Подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском» Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза, утвержденного решением КТС № 318. Следовательно, при вывозе данного товара из Беларуси в Россию организации необходимо получить фитосанитарный сертификат.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин. |
Как получить фитосанитарный сертификат в Республике Беларусь
Для этого заинтересованной организации необходимо представить в государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» (его территориальные организации в областях) следующие документы:
• заявление;
• копию договора (контракта) на поставку подкарантинной продукции;
• копии документов, подтверждающих происхождение подкарантинной продукции;
• оригинал фитосанитарного сертификата страны-экспортера - для оформления реэкспорта (предъявляется без изъятия);
• документ, подтверждающий внесение платы.
Если оригинал документа, подтверждающего внесение платы за совершение административной процедуры и (или) уплату государственной пошлины, существует только в виде электронного документа, заявителем может быть представлена на бумажном носителе форма внешнего представления этого документа. В случае внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (далее - ЕРИП) и наличия сведений об этом в заявлении заинтересованного лица о совершении соответствующей административной процедуры с указанием номера платежа, представления документа, подтверждающего внесение платы, не требуется. В этом случае факт внесения уплаты подтверждается наличием в ЕРИП информации, подтверждающей внесение платы, зачисление государственной пошлины.
![]() |
Справочно Перечень документов и сроки их представления определены подп.7.13 п.7 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156. Кроме указанной организации надзор в области карантина и защиты растений также осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (см. Положение о надзоре в области карантина и защиты растений, утвержденное постановлением № 881). |
Места проведения фитосанитарного контроля (надзора)
Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в местах завершения таможенного оформления. В отношении подкарантинной продукции, завершение таможенного оформления которой будет происходить в месте доставки, карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется:
• по месту прибытия (первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор));
• в местах завершения таможенного оформления (вторичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)).
В месте доставки подкарантинной продукции оригинал фитосанитарного сертификата страны-экспортера подлежит изъятию при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) (подп.3.2 п.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза (приложение 2)).
Вывод: фитосанитарный контроль проводится в республиканском пункте пропуска на границе Республики Беларусь (первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)) и в пункте таможенного оформления, где товар будет помещаться под таможенную процедуру (вторичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)).
Оформление результатов фитосанитарного контроля (надзора)
Результаты осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по месту прибытия и в местах доставки оформляются следующим образом.
Государственный инспектор по карантину растений, осуществляющий фитосанитарный контроль (надзор), должен:
1) проставить на документах соответствующий штамп.
В пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь должны быть проставлены следующего вида оттиски штампов:
«Ввоз разрешен» - в отношении подкарантинной продукции, ввозимой для использования и реализации в Республике Беларусь, подлежащей помещению под таможенную процедуру таможенного транзита;
«Транзит через территорию Республики Беларусь разрешен» - в отношении подкарантинной продукции, перемещаемой транзитом, подлежащей помещению под таможенную процедуру таможенного транзита.
Указанные штампы проставляются в товарно-транспортной накладной, а в случае ее отсутствия - в ином транспортном (перевозочном) или коммерческом документе и фитосанитарном сертификате страны-экспортера.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлена новая форма товарно-транспортной накладной ТТН-1. |
В местах назначения проставляется штамп «Размещение на территории Республики Беларусь разрешено» - в отношении ввезенной на таможенную территорию Республики Беларусь подкарантинной продукции для ее помещения под таможенные режимы свободного обращения, переработки на таможенной территории, временного ввоза, таможенного склада, реимпорта, уничтожения, отказа в пользу государства, свободной таможенной зоны, беспошлинной торговли.
Он проставляется в таможенной декларации или ином документе, используемом в качестве таможенной декларации, и фитосанитарном сертификате страны-экспортера;
2) составить акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
Акт составляется:
• после проведения работ с отбором и анализом образцов выгруженной подкарантинной продукции согласно соответствующему техническому нормативному правовому акту, а при необходимости - карантинной экспертизы;
• по установленной форме;
• в 2 экземплярах с указанием условий дальнейшего использования подкарантинной продукции, из которых первый экземпляр выдается получателю груза, а второй остается у государственного инспектора по карантину растений.
![]() |
Обратите внимание! Для импорта некоторых товаров растительного происхождения одного фитосанитарного сертификата недостаточно. |
Фитосанитарный контроль на дорогах республики и стран ЕАЭС
Касаясь фитосанитарного контроля внутри страны, следует обратить внимание на то, что останавливать транспортные средства в Республике Беларусь вправе органы ГАИ или сотрудники таможенных органов (подп.9.1 п.9 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551).
![]() |
Обратите внимание! Сотрудники Министерства сельского хозяйства и продовольствия, а также государственных инспекций по семеноводству, карантину и защите растений не наделены правом самостоятельной остановки транспортных средств. |
Относительно перевозки подкарантинных товаров из Республики Беларусь в Россию необходимо отметить, что в соответствии с подп.2.4 п.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2005 № 551, право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Регулировщик - это лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
![]() |
Справочно Должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору к указанным лицам не относятся, следовательно, не вправе останавливать транспортное средство, перевозящее овощную продукцию, на территории Российской Федерации. Однако они могут осуществлять контроль во взаимодействии с сотрудниками полиции. |
![]() |
Пример Индивидуальный предприниматель вывозит собственным автомобильным транспортом удобрения, классифицируемые в товарную подсубпозицию 3101 00 000 0 ТН ВЭД, из Республики Беларусь в Российскую Федерацию. В момент загрузки автомобиля (8 ноября 2015 г.) у предпринимателя имелся фитосанитарный сертификат, который был выдан 9 октября 2015 г. При перевозке товара по территории Республики Беларусь 10 ноября 2015 г. сотрудники таможни проверили наличие сертификата и установили, что срок его действия закончился. Данный факт был зафиксирован в протоколе об административных правонарушениях. По истечении некоторого времени предпринимателя проинформировали о том, что в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении и он может быть привлечен к административной ответственности. Насколько законны в данном случае действия таможни в части составления протокола об административном правонарушении? Должен ли вообще быть фитосанитарный сертификат при транспортировке подобной категории товаров? Действия таможни в изложенном примере законны. Фитосанитарный сертификат при транспортировке подобной категории товаров обязателен. То есть индивидуальный предприниматель нарушил нормы действующего законодательства и может быть привлечен к административной ответственности по части 4 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Обоснуем наш ответ. Удобрения, классифицируемые в товарную подсубпозицию 3101 00 000 0 ТН ВЭД, включены в Перечень подкарантинной продукции (приложение 1) с высоким фитосанитарным риском. Соответствие партий подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска фитосанитарным требованиям государства места назначения подтверждается фитосанитарным сертификатом, выдаваемым уполномоченным органом государства места отправления. Его срок действия 30 календарных дней с момента выдачи (подп.3.2 п.3 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза (приложение 3)). То есть в рассматриваемом примере срок действия фитосанитарного сертификата на момент транспортировки товара истек. Из п.23 Протокола следует, что каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), отнесенной в соответствии с Перечнем подкарантинной продукции к группе подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров) с высоким фитосанитарным риском, должна перемещаться с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в сопровождении экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата. Согласно части 4 ст.12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации. Протоколы об административных правонарушениях по указанному нарушению имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица таможенных органов (ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - ПИКоАП).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 4 ст.12.17 КоАП (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З) предполагает наложение штрафа в размере до 30 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров. С 31 января 2018 г. следует руководствоваться ст.3.30 ПИКоАП с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З. |
При транспортировке подкарантинных товаров учтите нормы национального законодательства в части оформления документов на транспортировку
Отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками, регулируются:
• Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее - Закон № 278-З);
• Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее - Правила № 970).
Так, если законодательством предусмотрена необходимость оформления грузосопроводительных документов (сертификата соответствия, ветеринарного и фитосанитарного сертификатов, сертификата происхождения товаров и т. п.), то заказчик автомобильной перевозки груза обязан обеспечить предоставление таких документов, оформленных надлежащим образом, автомобильному перевозчику вместе с транспортным документом (ст.41 Закона № 278-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2018 г. согласно части первой ст.41 Закона № 278-З грузоотправитель обязан обеспечить предоставление автомобильному перевозчику грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, и несет ответственность за их непредоставление в полном объеме (в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З). |
Грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а автомобильный перевозчик принимать груз к автомобильной перевозке грузы товарного характера (или грузы нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера), которые не оформлены товарно-транспортными накладными или не имеют соответствующих сертификатов (п.22 Правил № 970).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 марта 2016 г. п.22 Правил № 970 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2016 № 102. |
Растения, фрукты, овощи, семена и другие подкарантинные материалы должны приниматься к автомобильной перевозке только при наличии соответствующих ветеринарных свидетельств, разрешений или карантинных сертификатов, выдаваемых в установленном порядке (п.43 Правил № 970).
Кроме того, автомобильный перевозчик обязан иметь при выполнении автомобильной перевозки грузов транспортные и грузосопроводительные документы (в случаях, когда их наличие предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь) (п.353 Правил № 970).
Следовательно, водитель как при ввозе подкарантинного товара на территорию Республики Беларусь, так и при его перемещении по территории стран ЕАЭС обязан иметь в пакете товаросопроводительных документов фитосанитарный сертификат, который ему должен передать грузоотправитель.
![]() |
Обратите внимание! Графа 5 международной товарно-транспортной накладной формы CMR содержит перечень прилагаемых документов, среди которых фитосанитарный сертификат. Эта графа заполняется отправителем груза (пп. 6, 9 Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11). |
25.11.2015
Николай Дубинский, кандидат технических наук, доцент учреждения образования «Витебский государственный технологический университет»