


Материал помещен в архив
ФИТОСАНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
При перемещении товаров через границу государств - членов Евразийского экономического союза участникам внешнеэкономической деятельности не стоит забывать о наличии запретов и ограничений на такое перемещение. Их несоблюдение может повлечь материальные потери для всех участников сделки.
Определение термина «запреты и ограничения» содержится в подп.8) п.1 ст.4 Таможенного кодекса таможенного союза. Однако в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) положения указанного подпункта Таможенного кодекса таможенного союза не применяются. Договор к запретам и ограничениям в т.ч. относит применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, карантинные фитосанитарные меры. Данные меры применяются к продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции и карантинных объектов, который утвержден решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 318 (далее - решение № 318 и Перечень соответственно).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 апреля 2016 г. в решении № 318 слова «таможенного союза» заменены словами «Евразийского экономического союза» на основании решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 № 8. С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
Виды карантинного фитосанитарного контроля
Договор выделяет следующие виды карантинного фитосанитарного контроля:
• на таможенной границе Евразийского экономического союза (осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза) (далее - Положение 1);
• на таможенной территории Евразийского экономического союза (осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза) (далее - Положение 2).
Указанные выше Положения утверждены решением № 318.
Следует обратить внимание, что Перечень выделяет подкарантинную продукцию (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким (например, рождественские деревья, картофель свежий, капуста кочанная, щепа или стружка древесная хвойных пород) и низким (например, грибы сушеные, хлопковый линт, табачное сырье) фитосанитарным риском. При отнесении товара к той или иной группе фитосанитарного риска следует руководствоваться как кодом Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, так и наименованием товара.
Каждая партия подкарантинной продукции, отнесенной в соответствии с Перечнем к группе подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, ввозится на таможенную территорию Евразийского экономического союза в сопровождении экспортного или реэкспортного фитосанитарного сертификата, выдаваемого компетентным органом государства страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 06.12.1951 (заключена в г.Риме; вступила в силу для Республики Беларусь 21 февраля 2005 г.). Аналогичная партия продукции, перевозимая с территории одного из государств - членов ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС, должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом государства-отправителя по форме, установленной вышеуказанной конвенцией (п.23 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, являющегося приложением 12 к Договору).
Не требуется представление фитосанитарных сертификатов для следующей подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска:
• продукции, перемещаемой через таможенную границу Таможенного союза в почтовых отправлениях, ручной клади пассажиров, судов, самолетов, пассажирских вагонов, автотранспортных средств, членов экипажей судов, самолетов и в вагонах-ресторанах при условии, что указанная продукция не является посадочным или семенным материалом или картофелем (подп.1) п.7.1 Положения 1);
• древесных упаковочных и крепежных материалов (подп.2) п.7.1 Положения 1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2017 г. раздел VII Положения 1 утратил силу решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2017 № 10. |
![]() |
Справочно При этом данные материалы (поддоны, ящики, коробки, блоки, барабаны, катушки, обрешетки, подпорки, крепеж, опорные стойки), используемые для перемещения грузов при международном товарообмене, должны быть подвергнуты тепловой обработке с достижением температуры по всей толще древесины +56°С с продолжительностью этого теплового режима более 30 мин, или искусственной сушке в специальных камерах («килн драинг») до влажности не выше 20 %, или обеззараживанию методом газации (фумигации) бромистым метилом. Подтверждением такого обеззараживания служат специальные маркировочные знаки, наносимые на древесную упаковку и древесные крепежные материалы. Организации обеззараживают древесную упаковку или крепежные материалы, подтверждают соответствие применяемых ими технологий указанным в Международном стандарте по фитосанитарным мерам № 15, и им присваивается национальной службой по карантину и защите растений соответствующий регистрационный номер. Этот номер включается в маркировочный знак, наносимый на древесную упаковку и крепежные материалы. Кроме указанного номера маркировочный знак должен содержать код страны, а также сокращенное название примененного метода обеззараживания: НТ (термообработка - heat treatment), KD (камерная сушка «килн драинг») или МВ (фумигация бромистым метилом - methyl bromidae); |
• подкарантинной продукции, находящейся в транспортных средствах и предназначенной для продовольственных целей команд и экипажей этих транспортных средств, без права ее выноса за пределы транспортных средств. Однако продовольственные запасы на транспортных средствах, зараженные карантинными объектами (карантинными вредными организмами), по предписанию должностного лица уполномоченного органа должны быть обеззаражены, уничтожены или опломбированы в специальных складских помещениях на период нахождения транспортного средства на таможенной территории Таможенного союза (подп.3) п.7.1 Положения 1).
Уполномоченные органы по проведению карантинного фитосанитарного контроля
В Республике Беларусь проведение мероприятий по карантину растений возложено на государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (http://www.ggiskzr.by). В Российской Федерации орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений, - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (http://www.fsvps.ru/), которая находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с Положением о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1992 № 268, соответствующий контроль осуществляется также Государственной службой по карантину растений Российской Федерации. В Республике Казахстан в государственную систему обеспечения карантина растений входят Правительство Республики Казахстан, уполномоченный орган (таковым является Управление государственной фитосанитарной инспекции Комитета государственной инспекции в АПК Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан http://www.mgov.kz/ministerstvo/komitety/).
При проведении карантинного фитосанитарного контроля уполномоченные органы осуществляют следующие контрольные мероприятия.
При ввозе продукции на таможенную территорию ЕАЭС | При перемещении между государствами - членами ЕАЭС (п.3.3 Положения 2) | |
первичный контроль (п.3.5 Положения 1) |
контроль по месту завершения таможенного оформления (п.3.7 Положения 1) | |
1) документарная проверка; 2) осмотр транспортных средств; 3) осмотр или досмотр подкарантинной продукции - в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском; 4) досмотр подкарантинной продукции - после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра |
1) документарная проверка; 2) осмотр транспортных средств - если местом завершения таможенного оформления является место прибытия подкарантинной продукции; 3) осмотр подкарантинной продукции - в отношении подкарантинной продукции низкого фитосанитарного риска; 4) осмотр или досмотр подкарантинной продукции - в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском; 5) досмотр подкарантинной продукции - после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра |
1) документарная проверка; 2) осмотр подкарантинной продукции; 3) досмотр подкарантинной продукции |
По результатам карантинного фитосанитарного контроля уполномоченный орган выполняет следующее.
При ввозе продукции на таможенную территорию ЕАЭС (п.3.10 Положения 1) |
При перемещении между государствами - членами ЕАЭС (пп.3.7, 3.13, 3.15 Положения 2) |
1) проставляет соответствующий штамп на фитосанитарном сертификате (при его наличии) и транспортном (перевозочном) документе согласно приложению 1 к Положению 1; 2) составляет акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) согласно приложению 2 к Положению 1. Внесение в акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) дополнительных предписаний и дополнительных ограничений на оборот продукции не допускается |
1) выдает предписание о возврате партии подкарантинной продукции; 2) выдает предписание об уничтожении партии подкарантинной продукции; 3) предлагает провести обеззараживание подкарантинной продукции; 4) принимает решение о завершении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) |
Меры ответственности при отсутствии фитосанитарного сертификата
Отдельно следует остановиться на вопросе ответственности участника внешнеэкономической деятельности в случае отсутствия фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию высокого фитосанитарного риска.
Положения решения № 318 при отсутствии фитосанитарного сертификата определяют:
• при ввозе - запрет на ввоз;
• при перемещении по территории ЕАЭС - предписание о возврате подкарантинной продукции за счет ее собственника.
![]() |
Обратите внимание! Фитосанитарный сертификат используется в целях транспортного контроля и рассматривается законодателем в качестве грузосопроводительного документа. |
В этой связи перемещение подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска между государствами - членами Таможенного союза без фитосанитарного сертификата является объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) (наложение основного административного взыскания в виде штрафа, а также на усмотрение суда возможного наложения дополнительного взыскания в виде конфискации).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 4 ст.12.17 КоАП (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З) предполагает наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров. |
Вместе с тем, руководствуясь следующими положениями законодательства Таможенного союза и Республики Беларусь, полагаем применение конфискации в рассматриваемом случае невозможным на основании следующего.
Таможенные союзы строятся на единых принципах, образуют единый правопорядок и единое регулирование правоотношений, соединяя в своем правовом регулировании нормы самих интеграционных объединений и нормы национального законодательства государств-членов. Подобное регулирование возможно в интеграционных объединениях, особенно на начальном этапе их существования, но таит в себе опасность разночтений этих нормоположений в государствах-членах. Вместе с тем Договором предусмотрен защитный механизм создания единообразного коммунитарного толкования правовой нормы, части которой находятся в различных системах права. Такой механизм - единообразное прочтение названного Договора, акта Евразийской экономической комиссии и национального закона исходя из целей, задач и принципов интеграции и с учетом верховенства норм права Евразийского экономического союза.
Как следует из норм решения № 318, отсутствие фитосанитарного сертификата на партию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска не предполагает задержание либо изъятие данной партии и соответственно последующую конфискацию, а предусматривает возврат данной продукции путем выдачи уполномоченным должностным лицом предписания о возврате.
Санкция части 4 ст.12.17 КоАП также не исключает возможности передачи изъятой продукции высокого фитосанитарного риска правонарушителю для последующего ее возврата.
26.02.2015
Павел Болточко, специалист таможенного дела, управляющий партнер частного консалтингового унитарного предприятия «Семейная компания»