


Материал помещен в архив
ФОНД КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
В белорусском законодательстве термин «фонд» имеет несколько значений, основные из которых следующие.
1. Фонд как совокупность денежных средств, обычно специально выделяемых на определенные цели. Причем такое выделение может происходить как на уровне организации (например, уставный, добавочный, резервный фонд (капитал), ремонтный фонд, фонд переоценки и другие обязательства с неопределенным составом) (примечание 1), так и в рамках государственных финансов. В последнем случае выделяют:
- государственные внебюджетные фонды - фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательными актами вне республиканского бюджета для осуществления определенных задач и функций государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ;
- государственные целевые бюджетные фонды - совокупность денежных средств, формируемая в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счет определенных доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемая на определенные цели (подп.1.27 и 1.29 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса РБ).
Примеры законодательных актов:
• Закон РБ от 23.12.1991 № 1339-XII «О дорожных фондах в Республике Беларусь»;
• Указ Президента РБ от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»;
• Указ Президента РБ от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития» и др.
Иногда вместо денежных средств речь может идти об ином имуществе (жилищный, лесной, архивный, геологический, библиотечный, музейный и другие фонды).
2. Фонд как совокупность денежных средств плюс специально созданная структура для управления ими, как правило, со статусом юридического лица.
Примеры фондов:
• Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты РБ, имея при этом статус департамента с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты РБ, а также самостоятельный баланс (п.1 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40);
• Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, действующий в соответствии с Положением о Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей, утвержденным Указом Президента РБ от 18.03.1998 № 136. Как и Фонд социальной защиты населения, данный фонд владеет обособленным имуществом на правах оперативного управления.
Такого рода фонды могут создаваться и в коммерческой сфере, например инвестиционные фонды (п.4 ст.14 Закона РБ от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах»), в организационно-правовой форме акционерных обществ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. вместо Закона № 1512-XII следует руководствоваться Законом РБ от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг». Работы и услуги, составляющие профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, определены в ст.30 Закона № 231-З. |
Далее такие фонды рассмотрены не будут, поскольку согласно части шестой п.1 ст.118 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) правила, действующие в отношении создания, деятельности, реорганизации и ликвидации фондов, установленные ГК, не распространяются на фонды, созданные или создаваемые по решению Президента РБ, Парламента РБ, Совета Министров РБ, если в актах законодательства о создании таких фондов не установлено иное. Кроме того, такие фонды не обязательно имеют статус юридического лица (например, Положение о фонде Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, утвержденное Указом Президента РБ от 13.12.2004 № 601).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2017 г. Положение № 601 изложено в новой редакции Указом Президента РБ от 24.01.2017 № 23. |
3. Фонд как особая организационно-правовая форма юридического лица. Наделен учредителями денежными средствами и иным имуществом. Такого рода фонды - это некоммерческие организации, т.е. они не ставят извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (п.1 ст.46 ГК). Однако они владеют на праве собственности переданным им имуществом. Более того, учредители не имеют каких-либо имущественных прав в отношении имущества фондов (п.3 ст.44 ГК).
Статус фонда
Гражданско-правовой статус фонда регламентирован ст.118, 119 ГК, а также Положением о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ 01.07.2005 № 302 (далее - Положение № 302), согласно которым под фондом понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда. Наименование фонда должно содержать слово «фонд» и указание на характер деятельности и вид фонда. Таким образом, по белорусскому законодательству фонд как вид юридического лица может быть только некоммерческой организацией, причем такой организации прямо запрещено преследовать цели, связанные с выявлением и выражением политической воли граждан (п.2 Положения № 302). В то же время фонд - это основная правовая форма для благотворительной деятельности (примечание 2).
![]() |
Справочно Не любые организации в данных сферах могут создаваться в организационно-правовой форме фонда. Например, Закон РБ от 22.03.1995 № 3680-XII «О библиотечном деле в Республике Беларусь» допускает создание библиотек только как учреждений либо структурных подразделений юридических лиц. Учреждение образования может существовать только в организационно-правовой форме учреждения (подп.1.21 п.1 ст.1 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 февраля 2017 г. Закон № 3680-XII на основании Кодекса Республики Беларусь о культуре от 20.07.2016 № 413-З утратил силу. |
По цели своего создания фонд наиболее близок к общественным объединениям.
![]() |
Справочно Общественное объединение - добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав (ст.1 Закона РБ от 04.10.1994 № 3254-XII «Об общественных объединениях», далее - Закон № 3254-XII). |
Однако, общественные объединения в большей мере основаны на «деятельности» их членов, посредством которой их члены удовлетворяют свои нематериальные потребности, тогда как создание фондов имеет целью распределение имущественных благ. Отсюда и различия правового характера:
1) у общественных объединений есть и «учредители», и «члены», причем членство должно быть фиксированное (ст.7 Закона № 3254-XII), у фондов есть только учредители;
2) членство в общественных объединениях юридических лиц прямо запрещено (ст.11 Закона № 3254-XII), тогда как учредителями фондов могут выступать как физические, так и юридические лица. Статья 118 ГК не называет в числе учредителей фондов Республику Беларусь или ее административно-территориальные единицы в лице соответствующих органов, хотя к таким субъектам гражданского права согласно п.2 ст.124 ГК применяются те же нормы, что определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Подобное «упущение» законодателя следует понимать так, что на данные фонды нормы ст.118, 119 ГК не распространяются;
3) число учредителей общественного объединения не может быть меньше 10 (ст.8 Закона № 3254-XII), у фонда - от 1 до любого иного числа.
Фонд как особый вид юридического лица - это всего лишь определенное имущество, которое должно быть потрачено на определенные в его уставе цели по решению специально созданных его учредителями органов управления фондом. Поэтому обычно число штатных работников фонда минимально, а управление фондом осуществляется членами соответствующих органов на общественных началах.
Согласно п.7 Положения № 302 в республике создаются и действуют:
• международные фонды, которые образованы в Республике Беларусь и имеют (обязаны создать в течение 6 месяцев со дня государственной регистрации) представительства и (или) филиалы на территории одного или нескольких иностранных государств;
• республиканские фонды, которые имеют (обязаны создать в течение 6 месяцев со дня государственной регистрации) представительства и (или) филиалы не менее чем в 4 областях Республики Беларусь и г.Минске;
• местные фонды - не отвечающие приведенным выше требованиям.
Создание фонда
Фонд может быть создан в результате его учреждения или в результате реорганизации юридического лица. При этом фонд не может быть создан путем преобразования общественного объединения (политической партии), ассоциации (союза), потребительского кооператива, торгово-промышленной палаты (п.3 Положения № 302).
Фонд действует на основании устава, утверждаемого учредителями (учредителем) фонда, который должен содержать:
• наименование фонда (включающее слово «фонд», указание на характер деятельности и вид фонда) (примечание 3);
• сведения об учредителях (учредителе) фонда;
• цели, задачи, предмет и методы деятельности фонда;
• порядок управления деятельностью фонда и порядок формирования его органов;
• порядок формирования, полномочия и сроки полномочий попечительского совета фонда;
• порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда;
• порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав фонда;
• источники и порядок формирования имущества фонда;
• срок, на который создается фонд, или указание о его бессрочной деятельности;
• сведения о месте нахождения фонда (руководящего органа фонда);
• сведения о созданных фондом представительствах и (или) филиалах, включающие наименование представительств, филиалов и место нахождения (руководящих органов представительств, филиалов);
• сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. При этом такое имущество должно направляться на цели, для достижения которых был создан фонд;
• иные положения, предусмотренные законодательством.
![]() |
Обратите внимание! При регистрации фондов Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1, не применяется. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. в Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования на основании Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2 (далее - Декрет № 2) внесены изменения и дополнения. |
Государственную регистрацию фондов, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, осуществляют управления юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов (в отношении местных фондов) и Министерство юстиции РБ (республиканских и местных фондов) в соответствии с Положением № 302.
Перечень документов для государственной регистрации фонда включает:
• заявление;
• анкету на каждого учредителя, являющегося физическим лицом;
• 2 экземпляра устава фонда, его электронную копию (в формате .doc или .rtf);
• копии решения о создании фонда, утвержденного в установленном порядке, либо протокола собрания учредителей, содержащего такое решение;
• легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения, датированную не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), подтверждающее государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя фонда;
• гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение фонда по месту нахождения;
• платежный или иной документ, подтверждающий наличие денежных средств при формировании имущества фонда в размере не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, в полном объеме или части в виде денежных взносов;
• обязательство учредителей (учредителя) передать в течение 3 месяцев в собственность фонда имущество в виде неденежных взносов при формировании имущества фонда.
Государственная регистрация фондов осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых для государственной регистрации документов (п.35 Положения № 302). Размер государственной пошлины за регистрацию местных фондов согласно п.6 приложения 22 к Особенной части Налогового кодекса РБ составляет 5 базовых величин (далее - БВ), республиканских и международных - 10 БВ.
Имущество фонда
Имущество фонда состоит из:
1) имущества, переданного фонду его учредителями (учредителем). Такое имущество должно принадлежать учредителям (учредителю) на праве собственности (праве хозяйственного ведения, оперативного управления), быть необходимым и пригодным для использования в деятельности фонда. После передачи учредители утрачивают всякие имущественные права в отношении переданного имущества и оно становится собственностью фонда. Учредители (учредитель) фонда не отвечают по обязательствам созданного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (учредителя);
2) поступлений от проводимых в соответствии с уставом фонда мероприятий. Статус некоммерческой организации в данном случае не мешает, поскольку согласно части третьей п.3 ст.46 ГК в предусмотренных случаях некоммерческие организации могут создаваться для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан либо граждан и юридических лиц;
3) доходов, получаемых от осуществляемой в соответствии с уставом предпринимательской деятельности. Как предусмотрено частью четвертой п.3 ст.46 ГК, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций, либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций. В качестве варианта возможно не прямое осуществление коммерческой деятельности, а создание фондом унитарного предприятия (членство в хозяйственном обществе, за исключением общества с дополнительной ответственностью);
4) иные не запрещенные законодательством поступления. В частности, ими могут быть пожертвования: п.1 ст.553 ГК прямо называет фонды в числе возможных их получателей. Для их сбора могут использоваться благотворительные счета, которые согласно ст.210 Банковского кодекса РБ (далее - БК) открываются банком как физическим, так и юридическим лицам для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной (спонсорской) помощи или пожертвований. Фонды также могут быть наследниками по завещанию (п.2 ст.1037 ГК), в отношении их допускается завещательный отказ (ст.1054 ГК), а также возложение обязанности совершить какое-либо действие имущественного либо неимущественного характера, направленное на осуществление общеполезной цели (ст.1055 ГК).
Пунктом 15 Положения № 302 установлены требования к минимальному размеру имущества, необходимому для создания и деятельности фонда:
• 100 БВ - для местных фондов;
• 1 000 БВ - для республиканских и международных фондов.
При этом стоимость имущества фонда определяется:
• при создании фонда - по стоимости имущественных взносов учредителей (учредителя) фонда в денежной и неденежной форме;
• при деятельности фонда - по стоимости чистых активов фонда.
Данное требование напоминает требование к минимальному размеру уставного фонда (стоимости чистых активов) коммерческих организаций, однако сегодня для последних минимальный размер уставного фонда установлен только для акционерных обществ (100 БВ - для закрытого акционерного общества, 400 БВ - для открытого акционерного общества).
При осуществлении благотворительной и прочей уставной деятельности фонды оказываются в роли своего рода посредников между учредителями и прочими дарителями (с одной стороны) и получателями (с другой). При этом требования Указа Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» в равной мере распространяются как на случаи, когда в роли получателя выступают как физические, так и юридические лица. Поэтому и в случае передачи денежных средств, прочего имущества фонду и при передаче их самим фондом получателям должны соблюдаться требования в части целей использования безвозмездной помощи, установленные данным Указом.
Для получения иностранной безвозмездной помощи в соответствии с Декретом Президента РБ от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» фонды обязаны не только соблюдать цели ее использования, определенные данным Декретом, но и другие его требования (регистрация в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ, зачисление денежных средств на банковские счета и др.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 марта 2016 г. взамен Декрета № 24 принят Декрет Президента РБ от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи». |
Имущество фондов может как передаваться получателям на безвозвратной основе, так и использоваться иным образом. Например, фонд может передавать имущество (в т.ч. денежные средства) по договору ренты либо по договору доверительного управления имуществом третьим лицам (в частности, коммерческим организациям или банкам), уступив права получателя ренты (назначив в качестве выгодоприобретателя) некое нуждающееся лицо.
Гражданско-правовой особенностью является то, что имущество, переданное в целях благотворительности, не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения (п.4) ст.978 ГК).
Управление фондом
Органы фонда:
1) правление (совет) - высший коллегиальный орган фонда, формируемый его учредителями (учредителем), основная функция которого - обеспечение соблюдения фондом целей, для достижения которых он создан. К исключительной компетенции правления (совета) фонда относятся:
- изменение и (или) дополнение устава фонда;
- образование (назначение) исполнительного органа фонда - дирекции (директора) и досрочное прекращение его полномочий;
- создание и ликвидация представительств, филиалов фонда, определение их компетенции;
- утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса фонда;
- реорганизация фонда, если возможность реорганизации предусмотрена его уставом;
2) дирекция (директор) - исполнительный орган фонда, осуществляющий текущее руководство его деятельностью, который в своей деятельности подотчетен правлению (совету) фонда;
3) попечительский совет - орган, осуществляющий контроль за деятельностью фонда, который формируется его учредителями (учредителем) при учреждении фонда, а в дальнейшем, если это предусмотрено уставом фонда, правлением (советом) фонда. К исключительной компетенции попечительского совета фонда относятся:
- контроль за соответствием деятельности фонда законодательству и уставу фонда;
- контроль за выполнением решений высшего коллегиального органа фонда, исполнительного органа фонда;
- контроль за использованием денежных средств и иного имущества фонда в соответствии с его уставными целями;
- предварительное рассмотрение и согласование годового отчета фонда.
Структура органов управления фондом напоминает упрощенную структуру в хозяйственном обществе. Однако устав фонда может предусматривать и иные органы, необходимые для осуществления его деятельности. При этом следует учитывать, что отсутствие членства в данной организационно-правовой форме означает, что передача фонду какого-либо имущества не влечет за собой права передавшей стороны на участие в управлении фондом либо другие изменения в организационной структуре фонда как юридического лица.
Реорганизация и ликвидация фонда
Согласно п.2 ст.119 ГК реорганизация фонда возможна, если только она предусмотрена уставом. Возможные формы реорганизации:
• слияние с другим фондом;
• присоединение к другому фонду;
• присоединение к нему другого фонда;
• выделение из фонда юридического лица любой организационно-правовой формы;
• разделение на 2 и более фонда.
При этом стоимость оставшегося имущества реорганизованного в форме выделения фонда должна быть не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда.
В то же время фонд не может быть реорганизован в форме преобразования.
Основания ликвидации фондов перечислены в п.49 Положения № 302:
• в случае непредставления в регистрирующий орган в течение 3 месяцев после государственной регистрации фонда документов о передаче имущества;
• в случае неисполнения обязанности по созданию в установленный срок после государственной регистрации фонда представительств и (или) филиалов и непредставления для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с изменением его вида;
• если по окончании календарного года стоимость имущества фонда станет меньше минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда (после предварительного письменного предупреждения);
• если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения этих целей не могут быть произведены;
• в случае уклонения фонда в своей деятельности от целей, предусмотренных уставом;
• в случае осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства и устава фонда;
• в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Одно из оснований ликвидации фонда - признание его экономически несостоятельным (банкротом) в порядке, аналогичном тому, что установлен для коммерческих организаций (п.4 ст.57 и ст.61 ГК, ст.1 Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»). Из некоммерческих организаций только фонды и потребительские кооперативы могут быть ликвидированы в таком порядке.
Ликвидация местных фондов производится областными (Минским городским) судами по заявлению управлений юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов, иных заинтересованных лиц, в т.ч. учредителей (учредителя) фонда, а республиканских и международных фондов - Верховным Судом РБ по заявлению Министерства юстиции РБ и иных заинтересованных лиц, в т.ч. учредителей (учредителя) фонда.
![]() |
Обратите внимание! При ликвидации фондов Положение о ликвидации, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1, не применяется. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. в Положение о ликвидации на основании Декрета № 2 внесены изменения и дополнения. |
Поскольку учредители лишаются не только вещных, но и обязательственных прав на имущество фонда, то последнее после удовлетворения требований кредиторов согласно п.51 Положения № 302 направляется на цели, для достижения которых был создан фонд. В случае невозможности такого направления имущества оно передается в равных долях фондам, созданным для достижения аналогичных целей, при наличии их письменного обращения в суд, который принял решение о ликвидации фонда. В случае отсутствия указанных обращений имущество, оставшееся после ликвидации фонда, передается в доход Республики Беларусь и направляется на цели, для достижения которых был создан фонд (п.4 ст.119 ГК).
Примечание 1. В данном случае речь может идти как о собственных средствах организации, так и о привлеченных. Имеются в виду фонды банковского управления, созданные в соответствии с Указом Президента РБ от 03.03.2010 № 131 «О проведении эксперимента по созданию фондов банковского управления», гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц (Закон РБ от 08.07.2008 № 369-З «О гарантированном возмещении вкладов и депозитов физических лиц»), фонд обязательных резервов Национального банка РБ (ст.110 БК) и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. Указ № 131 утратил силу в связи с истечением срока действия. |
Примечание 2. В белорусском законодательстве широко используется понятие «безвозмездная (спонсорская) помощь», тогда как понятие «благотворительность» и производные от него встречаются лишь эпизодически. Модельный закон СНГ от 06.12.1997 № 10-8 «О меценатстве и благотворительной деятельности» определяет благотворительную деятельность как добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества и денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Примечание 3. Согласование наименования фондов осуществляется в порядке, определенном Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 05.02.2009 № 154.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 ноября 2014 г. Положение № 154 на основании постановления Совета Министров РБ от 18.08.2014 № 799 изложено в новой редакции. |
06.02.2013
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук