


Материал помещен в архив
ФОРМИРОВАНИЕ ТАРИФА НА ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА РЫНКАХ
Положения законодательства о необходимости проведения ветеринарного контроля
Продукты животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях проверки их ветеринарно-санитарного качества. Реализация продуктов животного происхождения без проведения такой экспертизы запрещается.
Порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животного происхождения на рынках, нормы отбора проб, необходимых для ее проведения, и порядок оформления ее результатов устанавливаются ветеринарно-санитарными правилами (части первая, вторая и седьмая ст.19 Закона РБ от 02.07.2010 № 161-З «О ветеринарной деятельности»).
В частности, в соответствии с Ветеринарными правилами проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, утвержденными постановлением Минсельхозпрода РБ от 03.03.2008 № 15, на рынке запрещается продажа молока и молочных продуктов, меда, яиц птицы, используемых для пищевых целей, не прошедших ветеринарно-санитарную экспертизу в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы рынка.
Способы подтверждения качества и безопасности товаров, подлежащих обязательному государственному ветеринарному надзору, определены постановлением Минторга РБ, Минсельхозпрода РБ, Минздрава РБ и Госстандарта РБ от 07.05.2007 № 28/35/38/27 «О подтверждении безопасности и качества товаров при их реализации в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынках».
Постановлением Минсельхозпрода РБ от 18.04.2008 № 44 утверждены Ветеринарно-санитарные правила осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, которые являются обязательными для исполнения на территории Республики Беларусь субъектами хозяйствования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и гражданами, деятельность которых осуществляется в области оборота мяса и мясной продукции.
Правила проведения ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы и рыбной продукции утверждены постановлением Минсельхозпрода РБ от 27.04.2004 № 30. В соответствии с ними все юридические и физические лица и индивидуальные предприниматели независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, реализующие рыбу и рыбную продукцию на рынках, должны проходить ветеринарный контроль. Данные Правила устанавливают ветеринарные требования при проведении ветеринарно-санитарного контроля рыбы, реализуемой на рынках Республики Беларусь.
Кроме того, при торговле продуктами животного происхождения следует руководствоваться Ветеринарно-санитарными правилами по борьбе с трихинеллезом животных в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Минсельхозпрода РБ от 09.04.2007 № 29. Эти Правила устанавливают требования по профилактике и борьбе с трихинеллезом у животных, которые являются обязательными для исполнения на территории Республики Беларусь субъектами хозяйствования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. На рынках диагностический трихинеллоскопический контроль осуществляется при выполнении ветеринарно-санитарной экспертизы.
Составление калькуляции тарифов на ветеринарные услуги
В настоящее время законодательство Республики Беларусь не регулирует порядок формирования тарифов на ветеринарные услуги и не регламентирует правила составления калькуляций на эти услуги. Поэтому субъекты хозяйствования, оказывающие ветеринарные услуги, для обоснования применяемых тарифов вправе использовать самостоятельно разработанные алгоритмы расчета и формы калькуляций.
Как правило, на практике основой для расчета тарифа на оказываемые ветеринарные услуги служит заработная плата ветеринарного врача, поскольку эта статья расходов имеет наибольший удельный вес в себестоимости оказываемых услуг. С учетом данной особенности калькуляция тарифа на различные виды ветеринарных услуг может быть составлена по следующей форме.
УТВЕРЖДАЮ М.П. |
КАЛЬКУЛЯЦИЯ тарифа на ветеринарно-санитарную экспертизу мяса крупного рогатого скота (говядины) | ||
на октябрь 2012 г. | ||
Показатель | Расчет | Сумма, руб. (если в гр.1 не указана иная единица измерения) |
1 |
2 |
3 |
1. Фонд рабочего времени за день (рабочую смену), мин |
8 ч х 60 мин |
480 |
2. Оперативное время, мин |
Строка 1 х 60 % |
288 |
3. Затраты времени на 1 тушу, мин |
24 | |
4. Нагрузка ветеринарного врача в день (количество обследуемых туш крупного рогатого скота), ед. |
Строка 2 / стр.3 |
12 |
5. Заработная плата ветеринарного врача за месяц |
Согласно расчетной ведомости |
6 440 000 |
6. Заработная плата ветеринарного врача за 1 ч |
Строка 5 / 184 ч (согласно производственному календарю на октябрь 2012 г.) |
35 000 |
7. Заработная плата ветеринарного врача в расчете на экспертизу 1 туши крупного рогатого скота |
Строка 6 х стр.3 / 60 мин |
14 000 |
8. Начисления на заработную плату |
Строка 7 х 34,6 %* |
4 844 |
9. Накладные расходы |
(стр.7 + стр.8) х 50 % |
9 422 |
10. Прибыль (при рентабельности 30 %) |
(стр.7 + стр.8 + стр.9) х 30 % |
8 480 |
11. Тариф на ветеринарно-санитарную экспертизу мяса 1 туши (без налога на добавленную стоимость) |
Строка 7 + стр.8 + стр.9 + + стр.10 |
36 746 |
12. Тариф с учетом округления** |
36 750 |
- из обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, исчисляемых по ставке 34 % (28 + 6) (ст.3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»); - страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исчисляемых по ставке 0,6 % (абзац 7 подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования»). ** Округление выполнено с точностью до 50 руб. (с учетом рекомендаций о порядке округления розничных цен, приведенных в письме Минторга РБ от 12.10.2011 № 03-21/662к «Об округлении розничных цен»). |
Составил |
экономист |
Жарикова |
А.Л.Жарикова | |||
(должность) |
(подпись) |
(расшифровка подписи) | ||||
Проверил |
главный бухгалтер |
Калинина |
Э.С.Калинина | |||
(должность) |
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
Рассмотрим подробнее особенности, на которые стоит обратить внимание при формировании тарифов на ветеринарные услуги.
Особенности расчета некоторых показателей калькуляции
Оперативное время определяют путем уменьшения всего фонда рабочего времени на подготовительно-заключительное время, время на отдых и личные надобности, на выполнение других работ данной категорией работников. Доля, которую оперативное время занимает в общем фонде рабочего времени, может быть определена путем составления фотографии рабочего дня. В рассмотренной нами ситуации доля оперативного времени принята равной 60 % (см. гр.2 стр.2 приведенной выше калькуляции).
Затраты времени на оказание одной услуги определенного вида устанавливаются руководителем организации с учетом нормальной продолжительности выполнения соответствующих операций, обеспечивающей достаточное качество, и научно обоснованных норм нагрузки для каждой категории работников. В нашей ситуации на проведение ветеринарно-санитарной экспертизы мяса 1 туши крупного рогатого скота отведено 24 мин. При такой норме затрат времени нагрузка на одного ветеринарного врача составит 12 туш за рабочий день.
В состав накладных расходов организации, оказывающей ветеринарные услуги, могут входить:
• амортизация основных средств и нематериальных активов;
• расходы на аренду зданий (помещений);
• стоимость расходных материалов (в т.ч. ветеринарных средств и препаратов), используемых при оказании различных услуг;
• расходы на канцтовары;
• стоимость банковских услуг;
• иные услуги сторонних организаций;
• налоги, сборы и отчисления, включаемые в себестоимость оказываемых услуг;
• прочие расходы.
Процент, который накладные расходы составляют по отношению к расходам на заработную плату (с обязательными начислениями на нее), рекомендуется рассчитывать, используя фактические данные за несколько последних месяцев. В рассматриваемой нами ситуации этот процент принят равным 50.
Некоторые (наиболее значительные) виды расходов могут быть выделены в калькуляции в отдельную позицию (например, стоимость расходных материалов применительно к определенным видам ветеринарных услуг). Тогда порядок калькулирования величины этих расходов в расчете на единицу оказываемой услуги разрабатывается (устанавливается) организацией отдельно.
В настоящее время законодательство не ограничивает предельный размер рентабельности при оказании ветеринарных услуг. Поэтому при выборе данного показателя следует руководствоваться конъюнктурой рынка. В нашем случае сумма прибыли в стоимости оказываемой услуги подсчитана при рентабельности 30 %.
В завершение обращаем внимание, что обороты по реализации на территории Республики Беларусь ветеринарных услуг по перечню, утвержденному Указом Президента РБ от 16.05.2005 № 228, освобождены от налога на добавленную стоимость (подп.1.3 п.1 ст.94 Налогового кодекса РБ).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2016 г. действует перечень ветеринарных мероприятий, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость, утвержденный Указом Президента РБ от 31.12.2015 № 538. |
![]() |
Справочно В данный перечень ветеринарных услуг, оказываемых плательщиком налога на добавленную стоимость, имеющим специальное разрешение (лицензию) на ветеринарную деятельность, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, включены следующие виды услуг: • профилактика и лечение сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых, цирковых животных, пушных зверей, птиц, рыб, пчел и других представителей животного мира, выдача ветеринарных документов; • проведение специальных ветеринарных лабораторно-диагностических исследований; • ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животного происхождения. |
26.10.2012 г.
Сергей Шкирман, экономист