


Материал помещен в архив
ФОРМИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Основные документы, регулирующие порядок определения стоимости обучения в высших учебных заведениях
Учреждения образования могут осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством (п.1 ст.138 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании)). Обеспечение права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе является одним из основных направлений государственной политики в сфере образования.
Осуществление государственными учреждениями образования приносящей доходы деятельности не влечет снижения их финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (п.2 ст.138 Кодекса об образовании). Средства, полученные учреждениями образования от приносящей доходы деятельности, поступают в их самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с законодательством и их уставами (п.4 ст.138 Кодекса об образовании).
Платные услуги в сфере образования являются для государственных высших учебных заведений основным видом предпринимательской деятельности.
За последние годы прием студентов на платной основе значительно увеличился. Размер получаемых внебюджетных средств от обучения в некоторых высших учебных заведениях достигает 50 % от объема финансирования за счет бюджетных средств. В связи с этим важную роль играют вопросы правильного определения стоимости обучения при реализации платных услуг в сфере образования и правильного налогообложения полученных от такой деятельности доходов.
Порядок формирования тарифов на платные услуги в сфере образования в государственных учреждениях образования регламентируют следующие нормативные правовые акты:
• Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании»;
• Указ Президента РБ от 28.02.2006 № 126 «О некоторых вопросах получения высшего и среднего специального образования на платной основе» (далее - Указ № 126);
• Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72);
• Положение о порядке предоставления скидок со сформированной стоимости обучения студентам и учащимся, получающим среднее специальное образование, в государственных учреждениях образования и размерах этих скидок, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2006 № 665 (далее - Положение № 665);
• Инструкция о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.11.2002 № 152;
• постановление Минобразования РБ от 21.07.2011 № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования» (далее - постановление № 99);
• Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111;
• Инструкция о порядке определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования, утвержденная постановлением Минобразования РБ от 29.07.2011 № 210 (далее - Инструкция № 210).
Виды учреждений и ступени высшего образования, перечень оказываемых ими платных услуг в сфере образования
Высшее образование - уровень основного образования, направленный на развитие личности студента, курсанта, слушателя, их интеллектуальных и творческих способностей, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра (п.1 ст.202 Кодекса об образовании).
Высшее образование подразделяется на 2 ступени.
На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием. Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации (п.4 ст.202 Кодекса об образовании).
На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра. Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации (п.5 ст.202 Кодекса об образовании).
Получение высшего образования обеспечивают учреждения высшего образования (далее - УВО). Согласно Кодексу об образовании УВО - это учреждение образования, которое реализует образовательные программы высшего образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу среднего образования, образовательные программы профессионально-технического образования, образовательные программы среднего специального образования, образовательные программы послевузовского образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательные программы дополнительного образования взрослых (п.1 ст.207 Кодекса об образовании).
Возможны следующие виды УВО:
• классический университет;
• профильный университет (академия, консерватория);
• институт;
• высший колледж (п.2 ст.207 Кодекса об образовании).
Учреждения высшего образования могут обеспечивать оказание следующих платных услуг в сфере образования:
• по подготовке специалиста с высшим образованием;
• по повышению квалификации руководящих работников и специалистов, рабочих (служащих);
• по переподготовке руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование;
• по стажировке руководящих работников и специалистов;
• по оказанию услуг в сфере образования.
При оказании платных услуг в сфере образования (подготовка, переподготовка, повышение квалификации, стажировка, платные услуги) заключаются договоры, типовые формы которых утверждены постановлением № 99.
Договор о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе заключается между учреждением образования и гражданином, а также юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем, физическим лицом), осуществляющим оплату стоимости обучения (при его наличии) (п.2 ст.64 Кодекса об образовании).
Существенными условиями договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе являются:
• предмет договора;
• специальность (направление специальности, специализация), по которой будет осуществляться подготовка;
• квалификация (профессия рабочего, должность служащего);
• срок получения образования;
• стоимость обучения, порядок ее изменения;
• порядок расчетов за обучение;
• ответственность сторон (п.3 ст.64 Кодекса об образовании).
Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (п.3 ст.138 Кодекса об образовании).
Договор с несовершеннолетним гражданином заключается только с письменного согласия его законного представителя (п.4 ст.59 Кодекса об образовании).
Порядок формирования стоимости платного обучения
Стоимость обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования определяется в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов по конкретной специальности (направлению специальности, специализации) в данном учреждении образования, при рентабельности не более 30 % (подп.1.1 п.1 Указа № 126).
Руководители государственных учреждений образования вправе предоставлять определенным категориям студентов и учащихся в период получения высшего, среднего специального образования скидки со сформированной стоимости обучения в порядке и размерах, определяемых Правительством РБ (подп.1.2 п.1 Указа № 126).
Средства, полученные государственными учреждениями образования от реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе, расходуются строго по целевому назначению и направляются на оплату труда с начислениями, обновление материально-технической базы, научно-методическое обеспечение образования и хозяйственные нужды в соответствии со сметой доходов и расходов внебюджетных средств, составленной в порядке и по форме, которые утверждаются Министерством финансов РБ (подп.1.3 п.1 Указа № 126).
Как следует из приложения 1 к Указу № 72, Министерство образования РБ осуществляет регулирование тарифов при реализации образовательных программ высшего, среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования.
Инструкция № 210 устанавливает порядок определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования (далее - стоимость обучения) независимо от ведомственной подчиненности (п.1).
Регулирование стоимости обучения осуществляется путем установления порядка ее формирования и утверждения (п.2 Инструкции № 210).
Включение затрат в себестоимость обучения производится в соответствии с Инструкцией № 210, Инструкцией о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2008 № 208 (далее - Инструкция № 208), иными актами законодательства и учетной политикой учреждения образования (п.3 Инструкции № 210).
Порядок определения стоимости обучения в УВО может быть утвержден учетной политикой учреждения образования (в виде отдельной ее главы) или оформлен и утвержден отдельным локальным нормативным актом (положением о ценообразовании, положением о ценовой политике и т.д.).
Стоимость обучения определяется на учебный год в зависимости от формы получения образования и может дифференцироваться по специальностям (направлениям специальностей, специализациям).
Стоимость обучения для получения высшего образования II ступени определяется индивидуально для каждого магистранта с учетом индивидуального плана работы магистранта (п.4 Инструкции № 210).
Стоимость обучения определяется учреждением образования в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов в данном учреждении образования, при рентабельности не более 30 %.
Учреждения образования самостоятельно формируют стоимость обучения по статьям затрат, включаемых в плановую калькуляцию (п.6 Инструкции № 210).
Затраты, включаемые в себестоимость обучения, определяются на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем государственного учреждения образования, если иное не установлено законодательством (п.7 Инструкции № 210).
В плановую калькуляцию стоимости обучения включаются затраты согласно Инструкции № 208:
• по подстатьям:
«Заработная плата рабочих и служащих»;
«Начисления на заработную плату»;
«Командировки и служебные разъезды»;
«Оплата транспортных услуг»;
«Оплата услуг связи»;
«Оплата коммунальных услуг»;
• по элементам расходов:
«Прочие расходные материалы и предметы снабжения»;
«Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря»;
«Оплата текущего ремонта зданий и помещений»;
«Прочие текущие расходы» (п.8 Инструкции № 210).
Дополнительно в плановую калькуляцию может включаться статья затрат «Амортизация». Уровень рентабельности устанавливается с учетом конъюнктуры рынка, но не должен превышать 30 %, установленных частью первой п.6 Инструкции № 210.
Пример составления плановой калькуляции
Приведем пример составления плановой калькуляции стоимости обучения на 2012/2013 учебный год.
|
УТВЕРЖДАЮ Ректор Зайцев А.П.Зайцев (подпись) (И.О.Фамилия) «10» августа 2012 г. |
ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ стоимости обучения на платной основе на 2012/2013 учебный год | ||
| ||
№ п/п |
Наименование подстатьи (элемента расходов) |
Сумма, руб. |
1 |
Заработная плата рабочих и служащих |
3 500 000 |
2 |
Начисления на заработную плату |
1 211 000 |
3 |
Командировки и служебные разъезды |
90 000 |
4 |
Оплата транспортных услуг |
360 000 |
5 |
Оплата услуг связи |
70 000 |
6 |
Оплата коммунальных услуг |
2 200 000 |
7 |
Прочие расходные материалы и предметы снабжения |
450 000 |
8 |
Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря |
100 000 |
9 |
Оплата текущего ремонта зданий и помещений |
350 000 |
10 |
Прочие текущие расходы |
119 000 |
11 |
Амортизация |
300 000 |
12 |
ИТОГО |
8 750 000 |
13 |
Рентабельность, % |
10 |
14 |
Прибыль |
875 000 |
15 |
ВСЕГО СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ 1 СТУДЕНТА |
9 62 000 |
Начальник планово-финансового отдела |
|
Васильева |
|
Л.Е.Васильева |
|
|
(подпись) |
|
(И.О.Фамилия) |
Плановая калькуляция, составленная с учетом вышеописанных требований, утверждается ректором учреждения образования. Стоимость обучения утверждается приказом руководителя государственного учреждения образования в белорусских рублях.
На основании п.14 Инструкции № 210 затраты в стоимость обучения включаются по действующим нормам, ценам (тарифам) и расценкам, установленным в соответствии с законодательством, а при отсутствии норм - по средним расходам, сложившимся по отчетным данным, или по средним фактическим расходам на одного обучающегося. Полученные расчетные нормы утверждаются руководителем учреждения образования, если иное не установлено законодательством.
Учреждение образования разрабатывает нормы и нормативы, используемые при формировании стоимости обучения на платной основе, если иное не установлено законодательством (п.15 Инструкции № 210).
Для расчета стоимости обучения на платной основе одного обучающегося используется приведенная среднегодовая численность обучающихся, рассчитанная в соответствии с законодательством (п.16 Инструкции № 210).
Нормы и нормативы затрат, отражаемых в плановой калькуляции
Затраты по подстатье «Заработная плата рабочих и служащих» формируются по действующим для бюджетных организаций нормам и нормативам (размеру тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы, объемам педагогической нагрузки, наполняемости учебной группы, типовым штатам учреждений образования, нормативам численности рабочих и иным нормам и нормативам) (п.9 Инструкции № 210).
При реализации образовательных программ высшего образования затраты по подстатье «Заработная плата рабочих и служащих» определяются исходя из:
• фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава, численность которого рассчитывается на основе нормативов, используемых при расчете численности профессорско-преподавательского состава, финансируемой за счет средств республиканского бюджета;
• фонда оплаты труда педагогических работников (за исключением профессорско-преподавательского состава) и иных работников (далее - фонд оплаты труда иных работников), рассчитанного в размере, пропорциональном соотношению планового фонда оплаты труда иных работников, содержащихся за счет средств бюджета, к плановому фонду оплаты труда профессорско-преподавательского состава, содержащегося за счет средств бюджета (подп.9.1 п.9 Инструкции № 210).
Количество ставок профессорско-преподавательского состава, предусмотренного штатным расписанием, в настоящее время рассчитывается исходя из норматива численности обучающихся на дневной и заочной формах обучения, который доводится до учебного заведения вышестоящей организацией по подчиненности. В большинстве учреждений образования, финансируемых из бюджета, при расчете используется следующее соотношение: одна ставка профессорско-преподавательского состава на 10 студентов дневного отделения или 35 студентов заочного отделения. В плановый фонд оплаты труда включаются также выделенные бюджетные ассигнования на премирование работников учреждения образования, установление им надбавок стимулирующего характера и средства на оказание материальной помощи.
Месячный фонд оплаты труда всех работников, участвующих в реализации программ высшего образования, рассчитывается отдельно по каждой форме получения образования как сумма фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава, фонда оплаты труда педагогических работников (кроме профессорско-преподавательского состава) и фонда оплаты труда иных работников.
При включении в плановую калькуляцию затрат по подстатье «Заработная плата рабочих и служащих» их сумма определяется как частное от деления годового фонда оплаты труда всех работников, участвующих в реализации программ высшего образования по всем формам обучения, на среднегодовое число студентов по годовому отчету.
В подстатье «Начисления на заработную плату» отражаются обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, обязательные страховые взносы на профессиональное пенсионное страхование и страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по установленным законодательством нормам по всем видам оплаты труда работников, занятых в оказании услуг, независимо от источников выплат, кроме тех, на которые страховые взносы не начисляются (п.10 Инструкции № 210).
По подстатьям «Командировки и служебные разъезды», «Оплата транспортных услуг», «Оплата услуг связи», «Оплата коммунальных услуг» и элементам расходов «Прочие расходные материалы и предметы снабжения», «Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря», «Оплата текущего ремонта зданий и помещений», «Прочие текущие расходы» включение затрат в плановую калькуляцию производится по утвержденным ректором нормам и нормативам. Расчет норм может осуществляться на основании фактических расходов на 1 обучающегося или по средним расходам, сложившимся по отчетным данным.
При расчете норм по средним расходам, сложившимся по отчетным данным, используются фактические отчетные данные по соответствующим подстатьям и элементам расходов по бюджету и внебюджетной деятельности (в части реализации программ высшего образования на платной основе) в расчете на одного обучающегося. Нормы рассчитываются путем деления фактических отчетных данных по соответствующим подстатьям и элементам расходов на соответствующий данному отчетному периоду приведенный среднегодовой контингент обучающихся.
Расчет норм по коммунальным расходам (теплоэнергия, электроэнергия, водоснабжение и канализация) производится в натуральном выражении на основе фактического годового потребления указанных услуг. Полученные нормы расхода на 1 обучающегося в натуральном выражении включаются в калькуляцию путем их умножения на тарифы на коммунальные услуги, действующие на момент формирования стоимости обучения.
Норма расходов на охрану определяется на основании стоимости услуг по охране объектов, установленной договором на год согласно перечню охраняемых объектов.
Для расчета нормы затрат по данной статье используется сумма начисленной амортизации основных средств по объектам, используемым в учебном процессе. Для определения нормы амортизации используются нормативные сроки службы основных средств, установленные постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 в зависимости от видов основных средств и их классификации.
Норма затрат по статье «Амортизация» на 1 обучающегося в год определяется следующим образом. Сначала сумма годовой амортизации основных средств делится на сумму доходов по учреждению образования (по бюджету и внебюджетной деятельности). Затем доля амортизации, полученная на 1 руб. всех доходов по учреждению образования, умножается на сумму доходов по бюджету и доходу от реализации программ высшего образования на платной основе, после чего делится на приведенный среднегодовой контингент обучающихся за счет средств республиканского (местного) бюджета и на платной основе соответственно.
Рассчитанные таким образом нормы по каждой подстатье и элементу расходов утверждаются руководителем УВО и служат в дальнейшем основанием для включения в плановую калькуляцию и расчета стоимости обучения.
Перечни видов расходов, включаемых в затраты при расчете стоимости обучения
Рассмотрим перечни видов расходов по соответствующим подстатьям и элементам расходов.
Для формирования стоимости обучения в подстатье «Командировки и служебные разъезды» отражаются расходы, связанные только со служебными командировками (п.11 Инструкции № 210), а в подстатье «Оплата транспортных услуг» - расходы учреждения образования по содержанию и найму транспорта.
По подстатье «Оплата транспортных услуг» отражаются расходы:
• на содержание автомобильного, гужевого и других видов транспорта, используемого в т.ч. для учебных целей, включая техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и других транспортных средств;
• на содержание служебного легкового автотранспорта;
• на приобретение для служебного транспорта аптечек, огнетушителей и других аналогичных предметов, необходимых в соответствии с законодательством для оснащения транспортных средств;
• на наем транспорта для других хозяйственных целей, а также для доставки продуктов питания;
• на приобретение запасных частей, горюче-смазочных материалов, ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники, занятой на сортоиспытаниях сельскохозяйственных культур;
• на оплату услуг стоянок транспортных средств во время командировок и служебных разъездов;
• на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
• расходы по оплате услуг автозаправочных станций.
Расходы по найму транспорта для доставки книг, оборудования и инвентаря, канцтоваров, мягкого инвентаря и обмундирования, а также материалов для строительных работ и капитального ремонта зданий и сооружений относятся на соответствующие элементы расходов.
По подстатье «Оплата услуг связи» отражаются расходы учреждения образования, связанные с установкой, обслуживанием и содержанием различных средств связи. По этой подстатье отражаются расходы:
• на оплату установки и эксплуатации служебных телефонов, переноса телефонных номеров;
• уплату абонементной платы за линии телеграфной, телефаксной связи, оплату предоставляемых услуг по сети абонентского телеграфа;
• оплату всех видов служебных телеграмм;
• оплату международных и междугородных переговоров;
• абонентную плату за трансляционные радиоточки коллективного пользования, установленные от местных узлов вещания;
• оплату сотовой и пейджинговой связи для организаций в соответствии с законодательством;
• почтовые расходы по отправке служебной корреспонденции и посылок, приобретению упаковочных материалов и ящиков для посылок;
• обслуживание волоконно-оптического кабеля;
• оплату соединительных, специальных и прямых линий, а также по договорам за арендуемые каналы и линии связи;
• подключение и пользование сетью Интернет;
• оплату услуг связи по доставке корреспонденции;
• другие аналогичные расходы.
В состав затрат, включаемых в стоимость обучения, стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных законодательством норм их расхода. При этом определение объема потребляемых энергоресурсов, относимых на стоимость обучения, осуществляется пропорционально приведенному среднегодовому контингенту обучающихся за счет средств республиканского (местного) бюджета и на платной основе.
По подстатье «Оплата коммунальных услуг» отражаются расходы учреждения образования:
• по приобретению, заготовке дров, угля, нефти, мазута, торфа, оплате газа, электрической, тепловой энергии для отопления зданий, служебных помещений, приготовления пищи, хозяйственных, технических, лечебных и других целей;
• оплате потребления тепла и воды для теплиц, вивариев, оранжерей, воды, пара и газа для научных, учебных и технических целей;
• оплате отопления, получаемого от котельных и тепловых сетей других ведомств;
• содержанию зданий, дворов, улиц и площадей (отоплению, освещению, водоснабжению, канализации, ассенизации, утилизации и вывозу мусора по договорам);
• оплате электрической и тепловой энергии, водоснабжения для гаражей, стоянок транспортных средств;
• оплате осветительной и силовой электроэнергии;
• техническому обслуживанию зданий и сооружений, техническому и пожарному надзору (в т.ч. техническому обслуживанию лифтов, противопожарной сигнализации зданий и сооружений, поверке и техническому обслуживанию приборов учета расхода электроэнергии, воды, газа и тепловой энергии, проведению электрофизических измерений зданий и сооружений);
• вневедомственной охране;
• другие расходы.
При этом необходимо учитывать следующее:
• по элементу расходов «Оплата потребления тепловой энергии» отражаются расходы по оплате всех видов отопления зданий, сооружений, помещений, складов, гаражей, в т.ч. расходы, связанные с приобретением, заготовкой, содержанием всех видов топлива (за исключением газа) для отопления и технологических нужд;
• по элементу расходов «Оплата потребления газа» отражаются расходы на оплату потребления газа;
• по элементу расходов «Оплата потребления электрической энергии» относятся расходы на оплату потребления электрической энергии для освещения зданий, помещений, сооружений, дворов, улиц и площадей, прилегающих к зданиям и сооружениям организаций; расходы по оплате электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, научных, учебных, лечебных и других целей, а также расходы, связанные с обеспечением организаций электроэнергией;
• по элементу расходов «Прочие коммунальные услуги» отражаются расходы на оплату всех других коммунальных услуг: водоснабжения, вневедомственной охраны, пожарного надзора, аренды (субаренды) зданий, помещений и сооружений в соответствии с заключенными договорами и других коммунальных услуг.
По элементу расходов «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» формируются расходы на основании утвержденных руководителем учреждения норм на 1 обучающегося, рассчитанных исходя из средних фактических расходов за предыдущий отчетный период. По этому элементу отражаются расходы:
• на приобретение предметов в составе оборотных средств, используемых для хозяйственных целей, канцелярских и письменных принадлежностей, дискет, модулей памяти (флеш-карт), бухгалтерских и статистических книг, книг по делопроизводству, бланков и ведомостей, иных материалов;
• переплет и брошюровку документов, типографские расходы и расходы по публикации;
• оплату услуг по автоматизации учета, в т.ч. приобретение программного продукта для собственного потребления;
• сопровождение программных средств всех видов и их абонентское обслуживание;
• хозяйственные закупки (приобретение лопат, веников, ведер, щеток-ковриков входных, щеток, мастики, моющих средств и тряпок для мытья и натирания полов, мыла, стирального порошка, чистящих средств, электролампочек, светильников и другого хозяйственного инвентаря);
• дезинфекцию и истребление грызунов и насекомых;
• приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, аптечек и перевязочных средств для бюджетных организаций;
• стирку белья, химчистку и санитарно-гигиеническое обслуживание контингента учреждениями (приобретение мыла, зубных щеток, порошка, синьки, крахмала, набивка тюфяков и т.п.);
• приобретение инструментов для ремонтных работ;
• приобретение классных журналов, бланков документов об образовании, студенческих билетов, зачетных книжек и другой документации для учебных заведений;
• изготовление печатей, штампов, пломбираторов, справочников, бланков удостоверений, пропусков, штемпелей;
• приобретение других материалов и предметов, используемых для хозяйственных целей, относящихся к предметам в составе оборотных средств;
• приобретение справочной, официальной и периодической литературы (газет, журналов, бюллетеней, справочников, каталогов и т.п.);
• приобретение книг для библиотек в учреждениях;
• приобретение учебной литературы;
• приобретение материалов для учебных целей;
• выпуск учебных изданий;
• приобретение средств индивидуальной защиты по гражданской обороне;
• приобретение противопожарного инвентаря и других материалов, необходимых для обеспечения противопожарной безопасности, включая приобретение и установку автономных пожарных извещателей, огнезащитную обработку мебели, оборудования и инвентаря;
• приобретение средств обучения для лабораторно-практических занятий, технических средств обучения, расходных материалов для проведения учебных занятий, демонстрационных средств обучения;
• расходы по организации нового приема;
• командировки профессорско-преподавательского состава в учебных целях;
• приобретение аудио- и видеокассет, дисков;
• приобретение спортивного инвентаря и экипировки индивидуального пользования для обеспечения учебно-тренировочного, учебно-воспитательного процесса, а также используемого для медицинских целей;
• приобретение спецодежды и спецобуви;
• приобретение семян и посадочного материала;
• зарыбление водоемов;
• другие расходы.
По элементу «Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря» в учреждениях образования отражаются расходы:
• по текущему ремонту технических средств связи, мебели, хозяйственного и мягкого инвентаря;
• связанные с техническим обслуживанием и поверкой медицинского и другого оборудования и приборов;
• по приобретению запасных частей, ремонту и замене комплектующих и расходных материалов, в т.ч. для технических средств связи, электронно-вычислительных средств и оргтехники;
• по ремонту, обслуживанию, монтажу оборудования, выполняемым сторонними организациями.
По элементу «Оплата текущего ремонта зданий и помещений» отражаются расходы учреждений образования, которым оказывается поддержка в соответствии с законодательством по оплате текущего ремонта зданий и помещений, в т.ч. лифтов, систем инженерного оборудования, наружных коммуникаций (тепловых узлов (в т.ч. расходы на приобретение и установку приборов учета расхода электроэнергии, воды, газа и тепловой энергии), водопровода, канализации и других коммуникаций), а также по текущему ремонту объектов внешнего благоустройства на прилегающих к зданиям территориях.
По элементу «Прочие текущие расходы» расходы формируются применительно к конкретным условиям каждого учреждения образования. Они включаются в плановую калькуляцию стоимости обучения также на основании норм, рассчитанных исходя из фактических расходов на одного обучающегося или по средним расходам, сложившимся по отчетным данным и утвержденным руководителем учреждения образования. По этому элементу отражаются расходы:
• на оплату труда, включая обязательные страховые взносы, на основании гражданско-правовых договоров с физическими лицами, не состоящими в штате бюджетной организации, на выплаты за ученые звания академиков и членов-корреспондентов Национальной академии наук Беларуси, лицам, не состоящим в штате Национальной академии наук Беларуси;
• на проведение профосмотров работников бюджетных учреждений, приобретение личных медицинских книжек;
• на обязательное личное страхование в установленном порядке;
• на представительские цели и иные мероприятия;
• бюджетных организаций, связанные с профессиональным обучением работников, если по законодательству оплата производится направляющей организацией;
• на осуществление выплат выпускникам, направленным после окончания учебного заведения на работу, в т.ч. в другую местность, в соответствии с законодательством;
• на прохождение практики учащимися (оплата стоимости проезда учащихся и суточных за время их нахождения в пути и на базах практики, а также стоимость проезда, суточных и квартирных по командировкам преподавателей, направляемых на базы производственной и педагогической практики учащихся, на учебно-консультационные пункты для проведения занятий с обучающимися на заочной форме обучения);
• на организацию спортивно-оздоровительных лагерей, учебно-тренировочных сборов, физкультурно-спортивных мероприятий и соревнований (оплата стоимости проезда, суточных, в т.ч. за время нахождения в пути, размещение участников сборов и соревнований; оплата за пользование услугами спортивных сооружений, за услуги связи, за наем транспорта для обслуживания спортивных мероприятий, в т.ч. чартерные авиарейсы; расходы на восстановительные, профилактические и оздоровительные мероприятия, медико-биологические обследования, педагогические тестирования и другие аналогичные расходы в соответствии с законодательством);
• на проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности;
• на приобретение призов, наград, дипломов, кубков для участников и победителей физкультурных и спортивных мероприятий;
• на научно-техническую обработку документов, сдаваемых в архив;
• на оплату услуг справочных информационных служб по отдельно заключенным договорам;
• расходы, связанные с освидетельствованием водителей бюджетных учреждений на алкоголь;
• на создание (обслуживание) веб-сайта в Интернете;
• на оплату услуг банков, отделений связи и иных уполномоченных организаций по заключенным в соответствии с законодательством договорам на оказание услуг, в т.ч. по доставке и охране денежных средств бюджетным организациям;
• на проведение научно-исследовательской работы;
• на командировки научного характера;
• на повышение квалификации работников;
• по подсветке зданий;
• на уплату налогов, сборов (пошлин) и других платежей в соответствии с законодательством;
• другие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг, не отнесенные к другим элементам расходов.
По статье затрат «Амортизация» в плановую калькуляцию стоимости обучения учреждения образования могут включать суммы амортизации, начисленные на восстановление основных средств. Затраты по данной статье включаются в калькуляцию также на основании утвержденной руководителем учреждения образования нормы амортизации на восстановление основных средств.
Особенности пересмотра и оплаты стоимости обучения
По решению руководителя учреждения оплата стоимости обучения, как правило, разбивается на несколько этапов. В течение учебного года стоимость обучения может пересматриваться в связи с изменением по решению Правительства РБ тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы, условий оплаты труда этих работников, роста тарифов на коммунальные услуги, на энергоресурсы и других расходов, необходимых для обеспечения процесса обучения. В этом случае производится перерасчет стоимости обучения, и ее новый размер также утверждается приказом руководителя учреждения образования с указанием даты ее введения.
Стоимость обучения студентов на I ступени заочной формы получения образования рассчитывается по нормам, утвержденным ректором, с учетом коэффициента приведения затрат, который определяется как отношение учебной нагрузки студентов заочной формы к учебной нагрузке студентов дневной формы по учебным планам.
В связи с различием учебной нагрузки, рассчитанной согласно учебным планам учебных заведений, стоимость обучения на I ступени при реализации образовательных программ высшего образования на платной основе может дифференцироваться по факультетам, специальностям и курсам. В случае минимального различия стоимость обучения целесообразно не дифференцировать. Стоимость обучения выпускных курсов, как правило, определяется путем деления сформированной стоимости обучения на 12 месяцев и умножения полученной величины на фактическое количество месяцев обучения на выпускном курсе.
Стоимость обучения на платной основе указывается в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе (п.17 Инструкции № 210).
Стоимость обучения иностранных граждан определяется исходя из конъюнктуры рынка, если иное не установлено законодательством и международными договорами Республики Беларусь, и указывается в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе.
Стоимость обучения иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, устанавливается в размерах, определенных для граждан Республики Беларусь (п.18 Инструкции № 210).
В УВО в целях систематизации и упорядочивания работы при реализации образовательных программ высшего образования на платной основе разрабатывается и утверждается положение о платном обучении. Как правило, в нем описывается порядок и практика установления и регулирования отношений учреждения образования с лицами, получающими высшее образование на платной основе.
Как правило, в таком положении отражается следующее:
• порядок зачисления на платную форму обучения;
• порядок заключения, изменения и прекращения договора на подготовку специалиста на платной основе;
• общий порядок оплаты образования, получаемого в учреждении;
• особенности оплаты обучения при переводах и восстановлениях студентов;
• порядок расчетов между учреждением образования и студентом при длительных перерывах в обучении, досрочном прекращении договора;
• другие вопросы.
Порядок предоставления скидок со сформированной стоимости обучения
Согласно Положению № 665 студентам и учащимся со сформированной стоимости обучения в государственных учреждениях образования при выполнении определенных условий могут предоставляться скидки установленных размеров независимо от подчиненности данных учреждений.
Скидки предоставляются студентам и учащимся:
• достигшим высоких показателей в учебной, научно-исследовательской деятельности и общественной работе;
• являющимся членами малообеспеченных семей в соответствии с абзацем 5 ст.1 Закона РБ от 06.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»;
• являющимся детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами в возрасте от 18 до 23 лет, потерявшими последнего из родителей в период обучения;
• из числа детей лиц, перечисленных в подп.3.2, 3.4 и 3.7 п.3, п.10, подп.12.2 и 12.3 п.12 ст.3 Закона РБ от 14.06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»;
• инвалидам I, II и III группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет;
• имеющим льготы либо из числа лиц в возрасте до 23 лет, не имеющих собственной семьи, родители которых имеют льготы, в соответствии со ст.18-23 Закона РБ от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»;
• из семей, в которых воспитывается 3 и более несовершеннолетних детей (п.2 Положения № 665).
Конкретный размер скидок студентам и учащимся, указанным в подп.2.1 п.2 Положения № 665, зависит от среднего балла их успеваемости по результатам за учебный год по шкале согласно приложению к Положению № 665 и не может превышать 60 % от сформированной стоимости обучения на учебный год (п.4 Положения № 665).
Скидки студентам и учащимся, указанным в подп.2.2-2.7 п.2 Положения № 665, предоставляются при условии получения по всем предметам отметок не ниже 6 баллов, включая отметки по результатам сдачи экзаменов, дифференцированных зачетов, курсовых работ и проектов, всех видов практик, предусмотренных учебным планом, отметок по не вынесенным на экзаменационную сессию дисциплинам за учебный год в размере 40 % от сформированной стоимости обучения (п.5 Положения № 665).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 июня 2013 г. скидка студентам и учащимся, указанным в подп.2.8 п.2 Положения № 665, предоставляется в размере 60 % от сформированной стоимости обучения в соответствии с п.5 Положения № 665, в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.06.2013 № 488. |
Скидки студентам и учащимся предоставляются на основании решения комиссии, создаваемой приказом руководителя учреждения образования. Комиссию возглавляет руководитель учреждения образования (председатель комиссии). В соответствии с п.5 Положения № 665 комиссия принимает решение о предоставлении скидок студентам и учащимся до 1 сентября.
Скидки студентам и учащимся предоставляются со 2 курса обучения с 1 сентября до окончания учебного года (п.7 Положения № 665).
На основании п.11 Положения № 665 студенты и учащиеся, имеющие академическую задолженность по результатам учебного года, права на предоставление скидки не имеют.
Скидки студентам и учащимся отменяются в случае:
• получения неудовлетворительных отметок по результатам экзаменационной сессии;
• нарушения правил внутреннего распорядка и общественного порядка (п.12 Положения № 665).
Предоставление и отмена скидок студентам и учащимся оформляются приказом руководителя учреждения образования (п.13 Положения № 665).
В учреждениях образования скидки предоставляются за счет средств превышения доходов над расходами, полученных от приносящей доходы деятельности от платного обучения (п.14 Положения № 665).
Сумма скидки студентам и учащимся определяется путем умножения установленного размера скидки на сформированную стоимость обучения, включенную в договор на подготовку специалиста на платной основе, и деления полученного результата на 100 (п.15 Положения № 665).
Налогообложение платных услуг в сфере образования
Налог на добавленную стоимость
На основании подп.1.28 п.1 ст.94 Налогового кодекса РБ (далее - НК) освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь следующих платных услуг в сфере образования:
• реализация образовательных программ дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования;
• реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
• реализация образовательных программ дополнительного образования взрослых (за исключением образовательной программы обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы и иные виды обучающих курсов), образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности, реализуемых иными организациями и индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);
• проведение повторной текущей и итоговой аттестации на платной основе.
Кроме этого, согласно подп.1.281 п.1 ст.94 НК от налога на добавленную стоимость освобождены также обороты по реализации услуг, сопутствующих получению образования, а именно:
• проведение репетиционного тестирования;
• прием и оформление документов для участия в централизованном тестировании;
• проведение предварительной защиты квалификационной научной работы (диссертации) и рассмотрение квалификационной научной работы (диссертации) советом по защите диссертаций;
• репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в т.ч. помощь в подготовке к централизованному тестированию).
Таким образом, в УВО доходы от внебюджетной деятельности, полученные при оказании платных услуг в сфере образования и услуг, сопутствующих получению образования, согласно ст.94 НК освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Налог на прибыль
Помимо этого, на основании подп.1.135 п.1 ст.140 НК с 1 января 2012 г. прибыль учреждений образования от приносящей доходы деятельности освобождается от обложения налогом на прибыль.
При определении вида деятельности, прибыль от осуществления которой учреждениями образования освобождается от налога на прибыль, следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65 (далее - ОКЭД).
При этом необходимо отметить, что внереализационными доходами согласно п.1 ст.128 НК признаются доходы, полученные учреждениями образования при осуществлении своей деятельности, непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав. Например, проценты банка за пользование денежными средствами, курсовые разницы, неустойки (штрафы, пени) и другие санкции, полученные за нарушение условий договоров, и другие подобные доходы подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Согласно подп.1.21 п.1 ст.1 Кодекса об образовании учреждение образования - это юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности.
Образовательная деятельность - это деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что льгота по налогу на прибыль, предусмотренная подп.1.135 п.1 ст.140 НК, может предоставляться учреждению образования при одновременном наличии следующих условий:
1) юридическое лицо должно быть создано в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности, т.е. деятельности по обучению и воспитанию.
Необходимо отметить, что тип данного учреждения, форма собственности, уровень образования, который обеспечивает такое учреждение, значения не имеют;
2) льгота распространяется на прибыль от деятельности, приносящей доходы.
При этом для определения вида деятельности следует руководствоваться ОКЭД.
20.12.2012 г.
Сергей Курляндчик, экономист