Пособие от 30.09.2014
Автор: Дорохова Е.

Формирование транспортных расходов при определении стоимости строительства


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие вопросы ценообразования

Определение транспортных затрат на основании сметной документации, составленной в уровне цен на 1 января 2006 года

Определение транспортных расходов при строительстве по неизменным ценам

   Пример калькуляции транспортных затрат

Заключение

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Общие вопросы ценообразования

Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» установлено, что Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь регулирует цены (тарифы) на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).

Рассмотрим подробнее методику формирования стоимости транспортных расходов при строительстве объектов (выполнении строительных, специальных и монтажных работ) (далее - строительство) за счет бюджетных и приравненных к ним средств.

В настоящее время в Республике Беларусь существует несколько вариантов формирования стоимости строительства на основании сметной документации, составленной с применением:

1) ресурсно-сметных норм в базисных ценах на 1 января 1991 г.;

2) ресурсно-сметных норм в базисных ценах на 1 января 2006 г.;

3) нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении в текущих ценах.

Объектов, сметная документация на которые составлена с применением ресурсно-сметных норм в базисных ценах на 1 января 1991 г., почти не осталось, поэтому методика формирования транспортных расходов в данном уровне цен в настоящей статье не рассматривается.

Определение транспортных затрат на основании сметной документации, составленной в уровне цен на 1 января 2006 года

Транспортные затраты в базисном уровне цен на 1 января 2006 г. учтены сметными ценами на материалы, изделия и конструкции, представленными в Сборнике сметных цен на материалы, изделия и конструкции (части I, II, III, IV, V), утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.11.2007 № 364 (далее - приказ № 364).

Транспортные затраты установлены в зависимости от условий доставки материалов, изделий и конструкций от места приобретения до приобъектного склада объекта строительства по трем зонам строительства:

• для городского строительства (код зона - 1) на 20 км;

• для строительства в сельской местности (код зона - 2) на 60 км;

• для строительства объектов в г.Минске (код зона - 3) на 30 км.

Транспортные затраты по доставке до приобъектного склада импортных материалов, изделий и конструкций, поставляемых по контрактам из-за пределов Республики Беларусь, не учтенные в цене контракта, определяются на основании калькуляции по форме согласно приложению 4 к Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.12.2007 № 25 (далее - Инструкция № 25).

При составлении калькуляции транспортных затрат используются цены Сборника сметных цен на перевозку грузов для строительства автомобильным и железнодорожным транспортом (РСН 8.06.106-2007), утвержденного приказом № 364.

При определении сметной стоимости оборудования, мебели, инвентаря на основании спецификаций, входящих в состав проектной документации, транспортные затраты, не включенные в отпускную цену завода-изготовителя, учитываются дополнительно в размере до 4 % от отпускной цены завода-изготовителя (абзац 4 части второй п.15 Инструкции № 25).

Транспортные затраты по доставке строительных отходов включаются в локальные сметы исходя из их объема, определенного проектно-сметной документацией, и фактического расстояния от объекта строительства до перерабатывающих предприятий.

При составлении сметной документации в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства (далее - ССР) также включается поправка, учитывающая дополнительные транспортные затраты при перевозке материалов, изделий и конструкций на расстояния сверх учтенных в сметных ценах, которая определяется в размере 3,5 % от суммы стоимости материалов, изделий и конструкций без учета транспортных затрат по итогу глав 1-7 ССР, за исключением стоимости бетонных и железобетонных изделий и конструкций, керамических изделий, нерудных материалов, товарных бетонов и растворов (подп.38.10 п.38 Инструкции № 25).

При определении стоимости строительства в текущем уровне цен на основании ресурсно-сметных норм в базисных ценах на 1 января 2006 г. по объектам, строительство которых финансируется за счет бюджетных и приравненных к ним средств, применяются Методические указания по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве, утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2007 № 444 (далее - Методические указания № 444).

Транспортные затраты в текущем уровне цен рассчитываются путем применения к их базисной стоимости в составе сметных цен на материалы, изделия и конструкции:

индекса изменения тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом республиканского сообщения - по Сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции, части I, II, III, IV, V (песок, песчано-гравийная смесь, бетон, раствор, асфальтобетон, прочие материалы (С412-6245 - С412-9004));

индекса изменения стоимости транспортных затрат - по Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, часть IV (за исключением песка, песчано-гравийной смеси, бетона, раствора, асфальтобетона, прочих материалов (С412-6245 - С412-9004)).

Согласно подп.2.4.4 п.2.4 Методических указаний № 444 при определении в текущем уровне транспортных затрат сверх учтенных в составе сметных цен на материалы по Сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции, части I, II, III, V, базисно-индексным методом, к стоимости этих затрат в базисном уровне цен применяется индекс изменения тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом республиканского сообщения.

В соответствии с разъяснениями Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (письмо от 01.09.2008 № 04-2-02/2558 «О стоимости транспортных затрат в ценах на 1 января 2006 г.») и Методическими указаниями № 444 возможны два варианта определения дополнительных транспортных затрат сверх учтенных локальными сметами:

1) в пределах поправки 3,5 % на дополнительные транспортные затраты, предусмотренные сметной документацией, если фактическое расстояние перевозки основных строительных материалов выше расстояния, предусмотренного сметой, подтвержденного бухгалтерской справкой;

2) по данным бухгалтерского учета за предыдущий год, исходя из сложившегося соотношения фактических транспортных затрат к стоимости материалов, изделий и конструкций, если организация ежегодно выполняет однотипные комплексы работ при строительстве объектов.

Соответствующие разъяснения также приводятся в письме Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве от 28.07.2010 № 06-1850.

Транспортные затраты по перевозке грунта и строительного мусора, а также по материалам, не вошедшим в укрупненные группы материалов, импортным материалам, индивидуальным изделиям и конструкциям, изготавливаемым по чертежам, спецификациям, индивидуальным заказам, включенным в сметную стоимость по калькуляциям, рассчитываются с применением индекса изменения тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом республиканского сообщения.

При этом заготовительно-складские расходы, учтенные сметными ценами на материалы, в текущем уровне цен определяются расчетом в размере 2,24 % (на металлоконструкции 0,84 %) от стоимости материалов по отпускным ценам и стоимости транспортных затрат (подп.2.4.5 п.2.4 Методических указаний № 444).

Определение транспортных расходов при строительстве по неизменным ценам

Определение транспортных расходов при составлении сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении регламентировано Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 (далее - Инструкция № 51).

Транспортные расходы, включая и заготовительно-складские расходы, определяются от стоимости материалов по процентной норме (часть вторая подп.8.3 п.8 Инструкции № 51).

Стоимость оборудования, мебели, инвентаря определяется на основании спецификаций, входящих в состав проектной документации, исходных данных заказчика, в т.ч. содержащих текущие цены, включающих отпускную цену с учетом стоимости запасных частей и средств на тару и упаковку, расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортировкой, включаются в стоимость оборудования, (мебели и пр.) на основании данных о расстоянии перевозок и соответствующих тарифах. При отсутствии данных о расстоянии перевозок и тарифах расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортировкой, определяются в размере 2 % от стоимости оборудования (часть первая подп.8.4 п.8 Инструкции № 51).

При определении сметной стоимости строительства также следует учитывать нормы Методических указаний по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2012), утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.12.2011 № 450 (далее - НРР 8.01.104-2012).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. вступил в силу приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.10.2016 № 238, которым утверждены:

1) нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении в соответствии с перечнем на следующие виды работ:

- строительные конструкции и работы;

- монтаж оборудования;

- ремонт объектов;

- реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям;

- пусконаладочные работы;

2) Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на пусконаладочные работы (НРР 8.01.402-2017).

С этой же даты вступил в силу приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2016 № 319, которым утверждены:

1) нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы Сборника 29 «Тоннели и метрополитены» (НРР 8.03.129-2017);

2) Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017);

3) Сборник норм на строительство временных зданий и сооружений (НРР 8.01.102-2017);

4) Сборник норм на дополнительные расходы при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НРР 8.01.103-2017, часть I, часть II).

 

В соответствии с изменениями, внесенными в часть первую подп.2.5 п.2 НРР 8.01.104-2012 постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.12.2013 № 47, транспортные расходы, включая заготовительно-складские расходы, по доставке материалов от предприятий-изготовителей и (или) поставщиков до приобъектного склада объекта строительства, определяются от стоимости строительных материалов по процентной норме по трем зонам строительства по видам материалов: материалы для общестроительных работ, металлические конструкции, материалы для сантехнических работ, материалы для электромонтажных работ.

В НРР 8.01.104-2012 содержится отдельное указание на расчет транспортных расходов по материалам, приведенным в приложении Д:

• глина;

• гравий для строительных работ;

• дерн;

• земля растительная;

• песок для строительных работ природный;

• плиты гранитные, мраморные;

• смеси песчано-гравийные для строительных работ;

• щебень;

• железобетонные и бетонные изделия и конструкции, выпускаемые предприятием-изготовителем изделий и конструкций КПД и используемые при строительстве жилого дома.

Расчет транспортных расходов по доставке вышеперечисленных материалов производится на основании фактического расстояния их доставки от предприятий-изготовителей и (или) поставщиков до приобъектного склада объекта строительства и тарифов на перевозку.

При этом дополнительно учитываются и включаются в состав транспортных расходов заготовительно-складские расходы в размере 2 % от стоимости материалов. Исключение составляют указанные выше железобетонные и бетонные изделия и конструкции, при расчете транспортных расходов на которые не начисляются заготовительно-складские расходы.

 

Обратите внимание!

В НРР 8.01.104-2012 предусмотрено также начисление заготовительно-складских расходов в размере 0,75 % от стоимости металлоконструкций, но ввиду отсутствия в приложении Д металлоконструкций данное положение пока не актуально.

 

Расходы по перевозке грунта, строительных отходов (строительного мусора) включаются в локальные сметы в статью «Транспортные расходы» и определяются исходя из их массы (в тоннах), расстояния (в километрах) и тарифов на перевозку грузов согласно НРР 8.01.104-2012.

Для определения транспортных расходов путем составления калькуляции можно использовать тарифы на погрузочно-разгрузочные работы (только при перевалке с одного вида транспорта на другой, так как расходы на разгрузку материалов на приобъектном складе учтены нормативами расхода ресурсов, а на погрузку в транспортное средство - в цене материалов) и тарифы на перевозку грузов бортовыми автомобилями и самосвалами, доводимые ежемесячно с использованием республиканской базы текущих цен на ресурсы. Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь устанавливаются Министерством экономики Республики Беларусь.

 

Справочно

В настоящее время тарифы на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории стран - участниц Единого экономического пространства, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки, установлены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 23.04.2013 № 26 «О тарифах на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории стран - участниц Единого экономического пространства, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки» (далее - постановление № 26).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 февраля 2021 г. следует руководствоваться тарифами на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории государств - членов Евразийского экономического союза, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки, установленными постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2021 № 4.

 

Пример калькуляции транспортных затрат

Наименование стройки Реконструкция автомобильной дороги                                                     

Код стройки 11142-ОС                                                                                                                         

КАЛЬКУЛЯЦИЯ № 1
транспортных затрат на 1 т щебня 3-й группы из плотных горных
пород ГОСТ 8267-93 фракции 10-20 мм

(вид материалов и изделий)

Составлена в ценах на 01.08.2014

Исходные данные

1. Вид отпускной цены: франко-вагон станция отправления

2. Наименование поставщиков: РУПП «Гранит»

3. Виды транспорта: железнодорожный и автомобильный

4. Железнодорожные перевозки:

4.1. Вид отправки: универсальный вагон

4.2. Тариф (общий, исключительный): общий

4.3. Скидки, надбавки - 0,6 (примечание 1)

4.4. Тарифная схема № Б1

4.5. Норма загрузки вагонов 45 т

4.6. Количество одновременно подаваемых вагонов под погрузку и выгрузку 10

5. Автомобильные перевозки:

5.1. Класс груза 1

5.2. Тариф на перевозку грузов автомобилями-самосвалами

5.3. Надбавки ___________________________________________________________________.

 

№ п/п Наименование операции Наименование конечных пунктов перевозки (от-до) Расстояние перевозки, км Стоимость 1 т, руб.
формула подсчета
  
всего
1
Погрузочно-разгрузочные работы при автомобильных перевозках к месту отгрузки
 
 
 
 
2
Автомобильные перевозки к месту выгрузки
Минск-Хатежино
20
33 214
3
Подача вагонов под погрузку
-
-
 
 
4
Погрузка в вагоны и выгрузка
-
-
 
 
 
из них
 
 
 
 
5
Железнодорожные перевозки
Микашевичи-Минск
215
4 431 205 / 45 х 0,6 (примечание 3)
59 083
6
Подача и уборка вагонов под выгрузку
Минск
-
997 470 / 10 / 45 (примечание 4)
2 217
7
Погрузочно-разгрузочные работы при автомобильном транспорте в местах назначения
Минск
-
7 611
8
Заготовительно-складские расходы
 
 
97 729 х 0,02 (примечание 6)
1 955
  Итого на 1 т
 
 
 
104 080

 

Составил _________________
________________
 
________________________
                        (должность)
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
Проверил ________________
________________
 
________________________
                        (должность)
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)

 

Примечание 1. Таблица 1 приложения 2 к Инструкции о порядке установления и применения тарифов на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории стран - участниц Единого экономического пространства, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки, утвержденной постановлением № 26.

Примечание 2. Таблица 5.2 республиканской базы текущих цен на ресурсы.

Примечание 3. Таблица 1 приложения к постановлению № 26.

Примечание 4. Таблица 32 приложения к постановлению № 26 (5-10 вагонов, подаваемых на расстояние 9-10 км).

Примечание 5. Таблица 5.5 республиканской базы текущих цен на ресурсы.

Примечание 6. Принимается по норме 2 % от стоимости 1 т щебня, установленной изготовителем, - 97 729 руб.

 

Порядок формирования цены предложения подрядчика и неизменной цены по объектам, строящимся за счет бюджетных и приравненных к ним средств, сметная документация на строительство которых разработана на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, предусмотрен Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553).

При строительстве за счет иных источников финансирования решение о способе формирования договорной цены принимает заказчик.

Цена предложения подрядчика может определяться ресурсным методом согласно п.7 Положения № 1553. При этом подп.7.1 п.7 Положения № 1553 не установлена обязанность подрядчика при расчете цены предложения использовать порядок расчетов транспортных расходов, установленный Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь для определения сметной стоимости, в т.ч. и по процентной норме от стоимости материалов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 сентября 2016 г. п.7 Положения № 1553 дополнен подп.7.4 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2016 № 434 (далее - постановление № 434).

 

Обратите внимание!

Подрядчик при формировании цены предложения в части определения транспортных расходов может учесть собственный опыт при строительстве аналогичных объектов или использовать данные бухгалтерского учета.

Включение расходов по доставке материалов в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ

Следует отметить, что порядок включения в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ расходов по доставке материалов, изделий и конструкций от склада поставщика до приобъектного склада определяется договором строительного подряда в соответствии с условиями конкурсной документации (документации для переговоров).

Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формируется в соответствии с графиком производства работ, данными, учтенными в договорной цене, и условиями договора строительного подряда.

Неизменная цена корректируется в случаях изменения стоимости материалов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене, в случае, если это предусмотрено договором строительного подряда (п.10 Положения № 1553).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 мая 2020 г. следует руководствоваться п.10 Положения № 1553 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2020 № 253.

 

Если договором строительного подряда предусмотрено ведение расчетов с учетом изменения стоимости материалов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене, то в актах выполненных работ производится расчет отклонений в стоимости материалов, изделий и конструкций исходя из данных о ценах приобретения, т.е. согласно товарно-транспортным накладным.

Транспортные расходы представляют собой отдельную статью затрат. Следует учитывать, что изменение цены материала не является следствием изменения физико-технических характеристик материала (если не выполняется замена материала), которые положены в основу формирования транспортных расходов.

Корректировка неизменной цены при изменении транспортных расходов п.10 Положения № 1553 не предусмотрена. Данное разъяснение содержится в письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.03.2013 № 10-02/2396 «О рассмотрении обращения».

Заключение

При строительстве по неизменным договорным (контрактным) ценам подрядчик имеет больше возможностей для компенсации расходов, связанных с доставкой материалов на объект строительства, чем при строительстве объектов на основании сметной документации, составленной с применением ресурсно-сметных норм.

 

30.09.2014

 

Елена Дорохова, ведущий инженер сметно-договорного отдела