


Материал помещен в архив
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Порядок формирования цен организациями-производителями
В соответствии с перечнем товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (приложение 1 к Указу Президента РБ от 25.02.2011 № 72), Министерство здравоохранения РБ (далее - Минздрав РБ) регулирует цены на лекарственные средства, производимые организациями Республики Беларусь (по перечню, определяемому Советом Министров РБ).
Перечень лекарственных средств, производимых организациями Республики Беларусь, цены на которые регулируются Министерством здравоохранения, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 19.01.2012 № 56. В него включены лекарственные средства: для лечения состояний, связанных с нарушением кислотности; для лечения функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта; противорвотные средства и средства для устранения тошноты; для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей; для лечения сахарного диабета; антитромботические средства; гемостатические средства; противоанемические средства; средства для лечения заболеваний сердца; антигипертензивные средства; противогрибковые средства для лечения заболеваний кожи и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 июля 2014 г. следует применять перечень № 56 в редакции постановления Совета Министров РБ от 11.07.2014 № 664. |
Министерство здравоохранения РБ регулирует цены на лекарственные средства, производимые на территории Республики Беларусь и указанные в вышеназванном перечне, путем установления предельных максимальных отпускных цен. Предельные максимальные отпускные цены на лекарственные средства, производимые организациями Республики Беларусь, установлены постановлением Минздрава РБ от 07.09.2012 № 137 (далее - постановление № 137) в белорусских рублях на условиях франко-склад предприятия, за исключением цен на лекарственные средства, производимые учебно-научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Унитехпром БГУ», открытым акционерным обществом «Несвижский завод медицинских препаратов», производственным республиканским унитарным предприятием «Минскинтеркапс», обществом с ограниченной ответственностью «Фармтехнология», Белорусско-голландским совместным предприятием обществом с ограниченной ответственностью «Фармлэнд», совместным обществом с ограниченной ответственностью «Лекфарм», открытым акционерным обществом «Борисовский завод медицинских препаратов», закрытым акционерным обществом «БелАсептика», Бобруйским республиканским унитарным предприятием «Гидролизный завод», совместным обществом с ограниченной ответственностью «ТрайплФарм», которые установлены на условиях франко-назначения (пункт назначения, оговоренный в договоре).
Налог на добавленную стоимость
Максимальные отпускные цены установлены постановлением № 137 без налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подп.1.1 п.1 ст.94 Налогового кодекса РБ (далее - НК) от налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств по перечням, утверждаемым Президентом РБ:
• перечень лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента РБ от 06.03.2005 № 118 (далее - Указ № 118);
• перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, а также сырья и материалов для их изготовления, комплектующих изделий для их производства, полуфабрикатов к ним, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь, утвержден Указом Президента РБ от 24.02.2012 № 107 (далее - Указ № 107).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. подп.1.1 п.1 ст.94 НК на основании Закона РБ от 30.12.2014 № 224-З изложен в новой редакции. С 16 января 2016 г. Указом Президента РБ от 31.12.2015 № 538 внесены изменения в перечень № 107, в частности, название изложено в новой редакции: «перечень лекарственных средств, медицинских изделий и протезно-ортопедических изделий, а также сырья и материалов для их изготовления, комплектующих изделий для их производства, полуфабрикатов к ним, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь». Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 в перечень № 118 внесены изменения, в частности, в его название: «Перечень лекарственных средств, медицинских изделий, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость». Порядок вступления в силу изменений определен подп.7.2 и 7.5 п.7 Указа № 538. |
Освобождение от НДС, взимаемого при ввозе на территорию Республики Беларусь, распространяется на товары, перечисленные в названных выше перечнях лекарственных средств и включенные в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь, а также на товары, не включенные в указанный реестр, но в отношении которых имеется заключение Минздрава РБ о том, что ввозимые (ввезенные) товары относятся к лекарственным средствам либо к сырью и материалам для их изготовления (часть первая подп.2.2 п.2 Указа № 107).
В случае использования ввезенных товаров не в качестве лекарственных средств, сырья и материалов для их изготовления, полуфабрикатов к ним налог на добавленную стоимость уплачивается (взыскивается) в соответствии с законодательством (часть вторая подп.2.2 п.2 Указа № 107).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 октября 2013 г. п.2 Указа № 107 на основании Указа Президента РБ от 07.10.2013 № 455 изложен в новой редакции. |
Если в соответствии с Указом № 118 обороты по реализации лекарственных средств на территории Республики Беларусь освобождены от налога на добавленную стоимость, а при таможенном оформлении этих лекарственных средств или сырья и материалов для их изготовления суммы НДС были уплачены, уплаченные суммы налога подлежат отнесению на увеличение стоимости ввезенных товаров на дату принятия их на учет на основании п.5 ст.106 НК.
Порядок формирования цен торговыми организациями
Применение оптовых надбавок
С 1 сентября 2005 г. формирование цен на лекарственные средства торговыми организациями осуществляется в соответствии с Указом Президента РБ от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее - Указ № 366).
Цены на производимые в Республике Беларусь лекарственные средства, реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю медицинскими товарами, формируются посредством сложения отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь и взимаемой оптовой надбавки. Размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из отпускной цены за единицу медицинского товара, пересчитанной в доллары США по курсу, установленному Национальным банком РБ (далее - Нацбанк) на дату формирования цены, и не зависит от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этого товара (подп.1.1 п.1 Указа № 366). Размеры предельных оптовых надбавок на лекарственные средства приведены в приложении 1 к Указу № 366.
При получении лекарственных средств от организаций-изготовителей по отпускным ценам, сформированным без учета расходов, связанных с их транспортировкой, юридические лица и индивидуальные предприниматели увеличивают отпускные цены на сумму фактических транспортных расходов по доставке товаров до пункта назначения, указанного в договоре.
![]() |
Оптовая организация получила от закрытого акционерного общества «Фарматех» лекарственное средство - лизиноприл-фармико (таблетки 10 мг № 28) по максимальной отпускной цене 17 730 руб. Транспортные расходы оптовой организации по доставке упаковок товара составили 570 руб. В такой ситуации отпускная цена будет равна 18 300 руб. за упаковку. Если одновременно в автомобиле доставляется несколько наименований товаров, транспортные расходы могут быть распределены между различными товарами пропорционально их стоимости, количеству или объему. Применяемый метод распределения оговаривается в учетной политике организации. |
![]() |
Справочно Чтобы на более дешевые лекарственные средства не пришлась большая сумма транспортных расходов, логично распределять такие расходы пропорционально стоимости лекарственных средств. |
Цены на лекарственные средства иностранного производства формируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством сложения расчетной отпускной цены и взимаемой оптовой надбавки. При этом расчетная отпускная цена формируется путем сложения контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату помещения товара под таможенный режим свободного обращения (при наличии таможенного контроля) или на дату поступления товара на склад покупателя, указанную в накладной (при отсутствии таможенного контроля), таможенных платежей, налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством, транспортных расходов по доставке товара (части первая и вторая подп.1.2 п.1 Указа № 366). Иные (не перечисленные выше) расходы возмещаются за счет оптовой надбавки.
На основании ст.242 Таможенного кодекса РБ таможенные платежи, в числе прочего, включают в себя: ввозные таможенные пошлины; акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию; таможенные сборы.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Таможенный кодекс РБ. |
Размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из расчетной отпускной цены за единицу медицинского товара, пересчитанной в доллары США на дату формирования цены.
Указом № 366 также установлены размеры предельных оптовых надбавок на лекарственные средства (приложение 1). Так, если отпускная цена организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетная отпускная цена за единицу товара составляет (в долларах США):
• до 5 включительно, - предельный размер оптовой надбавки не должен превышать 11 %;
• свыше 5 до 10 включительно, - 10 %;
• свыше 10 до 15 включительно, - 9 %;
• свыше 15 до 30 включительно, - 8 %;
• свыше 30 до 50 включительно, - 7 %;
• свыше 50 до 100 включительно, - 4 %;
• свыше 100 - 2 %.
![]() |
Пример 2 Данные примера 1. Поскольку максимальная отпускная цена лизиноприла-фармико (таблетки 10 мг № 28) 2,15 долл. США (18 300 / 8 510), то оптовая надбавка должна быть не выше 11 %, или 0,23 долл. США (2,15 х 11 %). |
Если организация-изготовитель (поставщик) - нерезидент Республики Беларусь предоставляет организации-импортеру финансовую скидку с контрактной цены, то расчетная отпускная цена медицинского товара формируется исходя из контрактной цены без учета предоставленной скидки (часть четвертая подп.1.2 п.1 Указа № 366).
![]() |
Организация-импортер получила от поставщика лекарственные средства: • спазмалгон в количестве 1 000 упаковок по контрактной цене 2,22 долл. США на сумму 2 220 долл. США; • аспирин по контрактной цене 1,75 долл. США в количестве 2 500 упаковок на сумму 4 375 долл. США. Всего лекарственных средств - на сумму 6 595 долл. США. Импортеру предоставлена финансовая скидка на сумму 1 500 долл. США, которую необходимо распределить между видами приобретенных лекарственных средств. Сумма, приходящаяся на спазмалгон, составит 505 долл. США (2 220 х 1 500 / 6 595), на аспирин - 995 долл. США (4 375 х 1 500 / 6 595). В бухгалтерском учете стоимость спазмалгона будет отражена в сумме 1 715 долл. США (2 220 - 505) (цена упаковки - 1,715 долл. США), а стоимость аспирина - в сумме 3 380 долл. США (4 375 - 995) (цена упаковки - 1,352 долл. США). Однако определять расчетную цену приобретенных лекарственных средств необходимо исходя из контрактной цены - соответственно 2,22 и 1,75 долл. США. |
Если организация-импортер получает от своего поставщика - нерезидента РБ товарную скидку, расчетная отпускная цена формируется путем сложения контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату помещения товара под таможенный режим свободного обращения (при наличии таможенного контроля) или на дату поступления товара на склад покупателя, указанную в накладной (при отсутствии таможенного контроля), таможенных платежей, налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством, транспортных расходов по доставке товара.
![]() |
Пример 4 Используем данные примера 3 с условием, что организация-импортер получает не финансовую, а товарную скидку в виде 50 упаковок спазмалгона и 70 упаковок аспирина. Сумма товарной скидки составит 233,50 долл. США (2,22 х 50 + 1,75 х 70). При реализации товара эта сумма увеличит валовой доход. Предположим, что курс Нацбанка на дату формирования цены равен 8 510 руб. Суммы таможенных платежей, приходящиеся на 1 упаковку, составили: на спазмалгон - 1 110 руб., на аспирин - 820 руб. Тогда расчетная отпускная цена спазмалгона будет равна 20 002 руб. (2,22 х 8 510 + 1 110), аспирина - 15 713 руб. (1,75 х 8 510 + 820). |
Применение торговых надбавок
Указом № 366 установлены также предельные торговые надбавки на лекарственные средства (приложение 1). Если отпускная цена организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетная отпускная цена за единицу товара составляет (в долларах США):
• до 5 включительно, то предельный размер торговой надбавки не должен превышать 30 %;
• свыше 5 до 10 включительно, - 25 %;
• свыше 10 до 15 включительно, - 21 %;
• свыше 15 до 30 включительно, - 17 %;
• свыше 30 до 50 включительно, - 13 %;
• свыше 50 до 100 включительно, - 6 %;
• свыше 100, - 2 %.
Так как размер торговых надбавок установлен к отпускным ценам, то при получении лекарственных средств розничными организациями от оптовых организаций торговая надбавка применяется с учетом оплаченной оптовой надбавки.
![]() |
Пример 5 Организация частной формы собственности, осуществляющая реализацию лекарственных средств в розницу (аптека), приобрела спазмалгон и аспирин, расчетные отпускные цены импортера на которые составляют 2,22 и 1,75 долл. США соответственно, а оптовая надбавка - 11 %. Аптека имеет право применить максимальную торговую надбавку в размере 30 % к отпускной цене импортера. Поэтому она может увеличить цену приобретения, которая включает в себя оптовую надбавку в размере 11 %, еще на 19 % (30 - 11) расчетной отпускной цены импортера. |
![]() |
Важно! Право применять торговую надбавку к цене приобретения лекарственных средств с учетом оптовой надбавки предоставлено только государственным аптечным организациям Указом Президента РБ от 16.11.2006 № 679 «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366», который внес соответствующее дополнение в Указ № 366. То есть в примере 5 для государственных аптечных организаций максимальный размер торговой надбавки составит 41 % (30 + 11). |
Снижение стоимости лекарственных средств
Подпунктом 1.5 п.1 Указа № 366 установлено, что реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения, остаточный срок годности которых составляет менее половины основного срока годности, может осуществляться ниже расчетной отпускной или отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь.
Из этой нормы следует, что уценку лекарственных средств имеют право производить организации-производители, импортеры, а также торговые организации - оптовые и розничные.
Организациям торговли можно порекомендовать воспользоваться Порядком снижения цен на товары с истекающими сроками реализации и пользующихся ограниченным спросом у населения, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 05.09.1996 № 34 (далее - Порядок № 34).
В частности, п.1 Порядка № 34 предусмотрено, что снижение цен на товары с истекающими сроками реализации производится всеми торговыми предприятиями независимо от форм собственности и подчиненности.
Порядок № 34 предусматривает выявление товаров с истекающими сроками реализации, проведение распродажи с последующим частичным возмещением сумм уценки за счет средств организаций-поставщиков.
![]() |
Справочно Торговым организациям рекомендуется в договорах на поставку товаров с предприятиями-изготовителями и импортерами предусматривать условия снижения цен на поставленный товар (например, как меняется цена поставки при определенном снижении цены реализации данного товара). |
В ситуации когда возникает необходимость снизить цены, прежде всего, следует создать комиссию для выявления лекарственных средств, которые подлежат уценке. На основании данных анализа остатков составляется перечень конкретных лекарственных средств, цены на которые подлежат снижению, определяется размер снижения цен по каждому наименованию. Эту информацию можно отразить в виде перечня лекарственных средств, составленного по следующей форме.
Перечень лекарственных средств с истекающими сроками реализации, подлежащих уценке | |||||
| |||||
№ п/п |
Наименование лекарственного средства |
Год выпуска |
Предприятие-изготовитель, импортер |
Единица измерения |
Размер уценки, процент или сниженная цена в руб. |
1 |
Спазмалгон, 20 табл. |
Сентябрь, 2010 |
ООО «АВС» |
Упаковка |
30 % |
2 |
Аспирин, 20 табл. |
Сентябрь, 2010 |
ООО «АВС» |
Упаковка |
30 % |
Данные о товарах, на которые снижаются цены, организации оптовой и розничной торговли заносят в описи-акты.
06.11.2012 г.
Тамара Алейникова, экономист