Расчет от 05.01.2013
Автор: Борисов Н.

Формирование цен на овощную продукцию урожая 2012 года


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ОВОЩНУЮ ПРОДУКЦИЮ УРОЖАЯ 2012 ГОДА

Регулирование цен на свежие картофель, капусту белокочанную, свеклу столовую, морковь столовую, лук репчатый осуществляется областными исполнительными комитетами (далее - облисполком) и Минским городским исполнительным комитетом на основании Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» и постановления Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2014 г. вместо постановления № 495 действует постановление Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

 

Данное регулирование может быть реализовано введением ценовых ограничений как для производителей, так и для предприятий оптовой и розничной торговли.

С учетом предоставленных полномочий ежегодно на осенне-весенний период названными органами государственного управления, как правило, устанавливаются предельные максимальные отпускные и розничные цены на свежие картофель и овощную продукцию.

Документы, регулирующие уровень цен на картофель и овощную продукцию урожая 2012 года

В 2012 г. в областях и г.Минске приняты следующие нормативные документы:

решение Брестского облисполкома от 02.11.2012 № 830 «О предельных максимальных отпускных ценах на картофель и овощную продукцию» (вступило в силу с 15 ноября 2012 г.);

решение Витебского облисполкома от 05.11.2012 № 690 «О предельных максимальных отпускных и розничных ценах на картофель и овощную продукцию на межсезонный период 2012/2013 года» (вступило в силу с 15 ноября 2012 г.);

решение Гомельского облисполкома от 09.11.2012 № 1126 «О предельных максимальных отпускных ценах на свежие картофель и овощную продукцию» (вступило в силу с 17 ноября 2012 г.);

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2013 г. решение № 1126 в связи с истечением срока действия утратило силу.

 

решение Гродненского облисполкома от 20.11.2012 № 659 «О предельных максимальных отпускных ценах на свежие картофель и овощную продукцию» (вступило в силу с 7 декабря 2012 г.);

решение Миноблисполкома от 02.11.2012 № 1360 «О предельных максимальных отпускных и розничных ценах на картофель и овощную продукцию урожая 2012 года» (далее - решение № 1360) (вступило в силу с 15 ноября 2012 г.);

решение Могилевского облисполкома от 13.11.2012 № 18-13 «О предельных максимальных ценах на свежие картофель и овощную продукцию урожая 2012 года» (вступило в силу с 28 ноября 2012 г.);

решение Минского горисполкома от 14.11.2012 № 3471 «О предельных максимальных отпускных и розничных ценах на свежие картофель и овощную продукцию» (далее - решение № 3471) (вступило в силу с 22 ноября 2012 г.).

Каждое решение имеет свои особенности в части его применения. В некоторых решениях устанавливаются только предельные максимальные отпускные цены, а по розничным ценам ограничений нет. В каких-то решениях указаны предельные нормативы рентабельности при формировании отпускных цен, а в каких-то такое ограничение отсутствует. В отдельных решениях отмечено, что установленные цены распространяются только на продукцию, реализуемую из стабилизационных фондов (запасов). Таким образом, на территории каждой отдельно взятой области могут действовать свои, отличные от других областей, ограничения по формированию цен на картофель и овощную продукцию.

 

Важно!

Официальные разъяснения по применению конкретного решения может давать только орган, его принявший.

Особенности формирования цен на картофель и овощную продукцию в Минской области

Рассмотрим порядок регулирования цен, установленный решением № 1360.

Действие решения № 1360 распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся заготовкой, хранением и реализацией указанной продукции на территории Минской обл. В решении № 1360 не содержится четкой формулировки насчет происхождения картофеля и овощной продукции. Из этого следует, что установленные решением № 1360 ограничения распространяются как на отечественную продукцию, так и на продукцию иностранного происхождения.

До 1 декабря 2012 г. Минский облисполком не давал уточняющих официальных разъяснений по вопросам применения решения № 1360. Если рассмотреть, как вопросы формирования цен на картофель и овощную продукцию решались в прошлые годы, то можно отметить следующее.

В 2010 г. в письме Миноблисполкома от 23.11.2010 № 77/1725 при разъяснении порядка формирования цен на картофель и плодоовощную продукцию урожая 2010 г. указывалось, что решение Миноблисполкома от 10.11.2010 № 1363 «О предельных отпускных и розничных ценах на картофель и плодоовощную продукцию урожая 2010 года» применяется в отношении картофеля и плодоовощной продукции отечественного производства. Однако данное письмо разъясняло порядок формирования цен на картофель и плодоовощную продукцию урожая 2010 г. и на указанную продукцию урожая 2012 г. оно не распространяется. Особенности формирования цен, прямо не обозначенные в решении № 1360, можно будет применять только после появления соответствующего официального комментария.

В решении № 1360 предельные максимальные отпускные цены приведены на условиях франко-отправления (т.е. транспортные расходы в этих ценах не учтены). Для возмещения сумм транспортных расходов можно воспользоваться положениями Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111 (далее - Инструкция № 111).

Согласно части второй п.11 Инструкции № 111 при приобретении товаров у производителей (импортеров) по отпускным ценам, сформированным без учета расходов по доставке товара, юридические лица или индивидуальные предприниматели могут суммировать к отпускным ценам фактически понесенные расходы по доставке. То есть фактически понесенные транспортные расходы по доставке продукции можно включить в цену, но в любом случае нельзя превышать установленную максимальную розничную цену.

Обращаем внимание, что установленная решением № 1360 предельная максимальная розничная цена не является фиксированной и не дает право предприятию торговли сразу ее установить. Применяемая предприятием торговли розничная цена должна быть рассчитана с учетом норм действующего законодательства.

Так, в части первой п.11 Инструкции № 111 отмечено, что розничные цены определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

Розничные цены устанавливаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем. При установлении розничных цен должен быть составлен расчет с указанием размера применяемой торговой надбавки к отпускной цене производителя (импортера) (п.11 Инструкции № 111).

Соблюдение нескольких ограничений

Напоминаем, что решением Миноблисполкома от 06.05.2011 № 582 (далее - решение № 582) установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на свежие картофель, капусту белокочанную, свеклу столовую, морковь столовую, лук репчатый в размере 25 %.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 февраля 2017 г. постановлением Совета Министров РБ от 27.01.2017 № 81 утвержден перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом не более 90 дней в течение одного года. В данный перечень включены свежий картофель, свежая свекла столовая, свежая морковь столовая, свежая капуста белокочанная, свежий лук репчатый (за исключением свежего картофеля, свеклы столовой, моркови столовой, откалиброванных, мытых, расфасованных в перфорированные пакеты и сетчатую тару с применением клипсатора).

 

Поэтому при формировании розничных цен на данные товары предприятия торговли всех форм собственности (расположенные на территории Минской обл.) должны соблюдать требования как решения № 1360, так и решения № 582, т.е. не превышать ни предельную торговую надбавку, ни предельную максимальную розничную цену.

Аналогично, при реализации картофеля и овощной продукции на территории г.Минска следует одновременно соблюдать ограничения, установленные решением Мингорисполкома от 19.05.2011 № 1383 «О торговых надбавках к ценам на продовольственные товары» (далее - решение № 1383), и предельные максимальные отпускные и розничные цены, установленные решением № 3471. Такой же принцип следует соблюдать и в других областях.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 марта 2017 г. решение № 1383 на основании решения Мингорисполкома от 23.02.2017 № 693 утратило силу.

 

Примеры формирования розничных цен на картофель и овощную продукцию, реализуемые на территориях Минской области и г.Минска

Ситуация

Отпускная цена на картофель свежий, поставляемый на условиях франко-назначения, составляет 2 714 руб. за 1 кг (без НДС). Ставка НДС - 10 %.

Формирование розничной цены в Минской области

Минским облисполкомом установлены следующие ограничения:

решением № 582 - предельная торговая надбавка в размере 25 %;

решением № 1360 - предельная максимальная розничная цена (действует с 15 ноября 2012 г.) в размере 3 350 руб.

Расчет розничной цены выполняется следующим образом:

2 714 х 1,25 (учитывается торговая надбавка в размере 25 %) х 1,1 (учитывается НДС по ставке 10 %) = 3 732 (руб.).

Сверяем полученную розничную цену с предельной максимальной розничной ценой, установленной решением № 1360:

3 732 руб. > 3 350 руб.

Следовательно, розничная цена 3 732 руб. не может применяться. При установлении розничной цены в размере 3 350 руб. фактическая торговая надбавка составит:

(3 350 / (1,1 х 2 714)) х 100 % - 100 % = 12,2 %.

Формирование розничной цены в г.Минске

Минским городским исполнительным комитетом установлены следующие ограничения:

решением № 1383 - предельная торговая надбавка в размере 200 руб. на 1 кг;

решением № 3471 - предельная максимальная розничная цена (действует с 22 ноября 2012 г.) в размере 3 200 руб.

Расчет розничной цены выполняется следующим образом:

(2 714 + 200) х 1,1 = 3 205 (руб.).

Сверяем полученную розничную цену с предельной максимальной розничной ценой, установленной решением № 3471:

3 205 руб. > 3 200 руб.

Следовательно, розничная цена 3 205 руб. не может применяться. При установлении розничной цены в размере 3 200 руб. фактическая торговая надбавка составит:

3 200 / 1,1 - 2 714 = 195 (руб.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 августа 2016 г. предельная торговая надбавка на картофель составляет 0,04 руб. на 1 кг (приложение к решению № 1383 с изменениями, внесенными решением Мингорисполкома от 14.07.2016 № 2007).

 

05.01.2013

 

Николай Борисов, директор Минского областного центра информации по ценам