Пособие от 21.10.2015
Автор: Навойчик Ю.

Формирование цен на железобетонные изделия: нарушение, выявленное контролирующими органами


 

Материал помещен в архив

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ: НАРУШЕНИЕ, ВЫЯВЛЕННОЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ

Регулирование цен на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве

Необходимо отличать административную ответственность за завышение стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте) от административной ответственности за нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов).

Юридические лица обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен (тарифов), на товары (работы, услуги), включенные в перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (приложение 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»).

 

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь регулирует цены на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые):
   
 
   
при строительстве жилых домов (за исключением объектов, финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов)   при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе:
   
   
    государственных целевых бюджетных фондов
   
   
    государственных внебюджетных фондов
   
   
    внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь
   
   
    кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов

 

Отпускные цены (тарифы) на регулируемые товары (работы, услуги) определяются производителем на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию товаров (работ, услуг), налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

Плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг), на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров (работ, услуг).

При отсутствии раздельного учета затрат по видам товаров (работ, услуг) затраты распределяются в соответствии с учетной политикой.

Затраты рассчитываются по нормам (нормативам), утверждаемым производителем самостоятельно, если иное не установлено законодательством (п.4 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее - Инструкция № 111)).

 

Обратите внимание!

Нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин (часть 1 ст.12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. вышеприведенная норма не изменилась и прописана в части 1 ст.13.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.

 

Пример (нарушение, выявленное контролирующими органами)

На предприятии составлялись калькуляции на железобетонные изделия (плиты днища колодцев, плиты перекрытия колодцев, кольца колодцев, плиты крепления для мелиоративных систем), бетонные смеси и цементный раствор различных марок, и цены заносились в прейскуранты.

На момент проверки на железобетонные изделия действовали цены, установленные с 1 августа 2014 г., на бетонные смеси и цементный раствор действовали цены - с 21 апреля 2014 г.

Выборочной проверкой действующих цен на бетонные смеси и цементный раствор различных марок и цен, действующих с 1 августа 2014 г., на железобетонные изделия различных наименований были установлены следующие нарушения.

При формировании цен на бетонные смеси, цементный раствор и железобетонные изделия цемент в калькуляциях был учтен только по цене цемента марки М500 Д0 (бездобавочный). Песок был учтен как песок высшего класса. Однако для изготовления товарных смесей и железобетонных изделий нормы расхода цемента марки М500 утверждены на предприятии без указания «бездобавочный цемент» или с «добавками», а нормы расхода песка - без указания класса.

Согласно представленным предприятием отчетам о расходе основных материалов и материальным отчетам при производстве и списании использовался цемент как марки М500 Д0, так и М500 Д20. Также в производстве использовался и списывался как песок высшего класса, так и песок 1-го класса, и песок для строительных работ.

Так, например, при формировании цены бетонной смеси БСГТ С16/20 П2 для производства железобетонных изделий (цены на железобетонные изделия действуют с 1 августа 2014 г.) цемент был учтен по цене 900 000 руб./т. Однако в материальном отчете за июль 2014 г. средняя цена списания цемента марок М500 Д0 и М500 Д20 составила 890 000 руб./т.

При формировании цен на бетонные смеси (по ценам, действующим с 21 апреля 2014 г.) и железобетонные изделия (по ценам, действующим с 1 августа 2014 г.) в калькуляции был включен песок высшего класса по цене 47 000 руб./м3. Согласно материальному отчету за март 2014 г. для изготовления продукции был использован песок 1-го класса и песок для строительных работ. Средняя цена песка составила 45 000 руб./м3 без НДС.

При формировании цен на железобетонные изделия (по ценам, действующим с 1 августа 2014 г.) также был учтен песок по цене 47 000 руб./м3. Однако согласно представленному материальному отчету за июль 2014 г. в производстве использовался песок 1-го класса и песок 2-го класса. Их средняя цена составила 37 000 руб./м3.

При формировании стоимости бетонной смеси БСГТ С16/20 П2 для производства колец колодцев, цена на которую действовала с 1 августа 2014 г., щебень фракции 5-20 мм был учтен по цене 186 000 руб./м3 при утвержденной на предприятии норме расхода на 1м3 бетонной смеси 0,317м3 щебня.

В утвержденных нормах расхода на предприятии на вышеуказанную марку бетона норма расхода щебня фракции 5-20 мм была установлена как в метрах кубических, так и в килограммах (норма 450 кг/м3). Согласно представленному материальному отчету за июль 2014 г. в производстве использовался и был списан щебень фракции 5-20 мм. Средняя цена с учетом объемов составила 120 000 руб./т (или 120 руб./кг).

Следовательно, при норме расхода щебня 0,317 м3 на 1 м3 бетонной смеси и его цене за метр кубический - 186 000 руб. стоимость щебня с учетом технологической нормы (в метрах кубических) в калькуляции составила 58 962 руб./м3 бетонной смеси. При норме расхода щебня 450 кг/м3 бетонной смеси и цены щебня за тонну - 120 руб./кг, его стоимость с учетом технологической нормы в тоннах составила 54 000 руб./м3 бетонной смеси.

При формировании цен на железобетонные изделия (по ценам, действующим с 1 августа 2014 г.) арматура А1 ф16 мм была включена в калькуляции по цене 8 500 000 руб./т. Согласно представленному материальному отчету за июль 2014 г. ее цена составила 7 900 000 руб./т.

Проволока Вр1 ф5 (в калькуляции указана как арматура А3 ф5) включена в калькуляции по цене 11 200 000 руб./т. Согласно представленному материальному отчету за июль 2014 г. средняя цена ее списания составила 7 390 000 руб./т.

При формировании цен на железобетонные изделия была неправомерно определена сумма транспортно-заготовительных расходов.

Например, при формировании цены на кольцо колодца стеновое КС 15.10 сумма транспортно-заготовительных расходов (2,39 %) была рассчитана от всей суммы материалов, необходимых для изготовления данного кольца (статья затрат «Сырье и материалы» составила сумму 337 600 руб., из которых на бетонную смесь приходится 259 461 руб.), и составила 8 069 руб. Но при формировании цены бетонной смеси для изготовления кольца КС 15.10 уже были учтены затраты по доставке сырья и материалов на склад предприятия.

Таким образом, сумму транспортно-заготовительных расходов следовало рассчитывать от стоимости материалов, необходимых для изготовления железобетонных изделий, за исключением стоимости бетонной смеси, и сумма данных расходов для изготовления кольца КС 15.10 составила бы 1 868 руб.

При формировании цен на бетонные смеси для железобетонных изделий стоимость цемента необоснованно увеличивали на величину трудноустранимых потерь (1,5 %) в нарушение подп.1.7.1, 1.7.2 п.1.7 Положения о порядке разработки производственно-технических норм расхода цемента, металлопроката и древесины на предприятиях стройиндустрии Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.12.1998 № 440.

При формировании цен на некоторые изделия уровень рентабельности был учтен свыше 15 %. Например, на кольцо колодца стеновое КС 15.10 он был учтен в размере 20 %.

 

Справочно

Уровень рентабельности на продукцию подсобного производства не должен превышать 15 % (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11.03.2009 № 04-2-02/590 «О порядке формирования цены на продукцию подсобного промышленного производства и включения ее в стоимость выполненных строительных и иных специальных монтажных работ»).

 

Кроме того, выборочной проверкой было установлено, что при расчетах стоимости за выполненные работы по объектам, не облагаемым НДС, предприятие в расчете стоимости строительных материалов, изделий и конструкций в текущих ценах учитывало материалы собственного производства по отпускной цене с НДС.

 

Справочно

Суммы налога на добавленную стоимость включаются в затраты плательщика по производству товаров в случае использования приобретенных товаров для производства и (или) реализации товаров, операции по реализации которых освобождены от налогообложения (п.2 ст.106 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться ст.133 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Таким образом, в случае использования подрядчиком материалов собственного производства при выполнении строительных работ, не облагаемых НДС, с целью компенсации подрядчику затрат по уплате входного НДС в цену строительного материала на основании нормы п.2 ст.106 названного выше Кодекса включаются суммы НДС, фактически уплаченные подрядчиком при приобретении товаров (сырья).

То есть предприятию необходимо было на строительные материалы, выпускаемые подсобным производством и используемые при выполнении строительных работ для объектов жилищного строительства, рассчитывать отпускные цены с включением сумм НДС, фактически уплаченных при приобретении сырья, необходимого для изготовления железобетонных изделий, бетонных смесей и цементных растворов.

Таким образом, предприятием при формировании цен на железобетонные изделия были допущены нарушения ст.13 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании», пп.4 и 7 Инструкции № 111.

 

21.10.2015

 

Юрий Навойчик, юрист