


Материал помещен в архив
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) ОРГАНИЗАЦИЯМИ-МОНОПОЛИСТАМИ
В отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, а также субъектов естественных монополий (далее - организации-монополисты) законодательством предусмотрены меры по государственному регулированию цен (тарифов) на товары (работы, услуги). Такие меры необходимы в целях пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечения доступности реализуемых товаров (работ, услуг) для потребителей.
![]() |
Справочно Доминирующее положение на товарном рынке (доминирующее положение) - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров (далее - рынок определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта: 1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии; 2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам (далее - конкуренты) долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим (абзацы 4-6 ст.1 Закона РБ от 10.12.1992 № 2034-ХII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон № 2034-ХII)). Государственная монополия - система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в т.ч. предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права (абзац 11 ст.1 Закона № 2034-ХII). |
В Республике Беларусь порядок формирования цен (тарифов) организациями-монополистами регулируется как республиканскими, так и местными органами государственного управления.
Ниже рассмотрены основные положения наиболее значимых нормативных правовых актов, устанавливающих определенные ограничения для организаций-монополистов при формировании ими цен (тарифов) на реализуемые на внутреннем рынке Республики Беларусь товары (работы, услуги).
Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления
* Закон № 2034-ХII.
Закон запрещает и признает неправомерной деятельность (действия или бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в т.ч. совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов, в т.ч. посредством:
- необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
- установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
- заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами (п.1 ст.5).
![]() |
Обратите внимание! С 1 июля 2014 г. вместо Закона № 2034-ХII следует руководствоваться Законом РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». |
* Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании».
Законом установлено, что на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр, применяются регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь (ст.7).
* Закон РБ от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях).
Закон о естественных монополиях определяет правовые основы регулирования общественных отношений, возникающих в сферах деятельности субъектов естественных монополий на товарных рынках Республики Беларусь, и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
В частности, государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется в т.ч. регулированием цен на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий (посредством установления фиксированных, предельных цен и порядка их определения и применения) (абзац 2 части первой ст.8).
![]() |
Справочно Естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары (абзац 2 части первой ст.1 Закона о естественных монополиях). |
* Указ Президента РБ от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» (далее - Указ № 499).
Установлено, что антимонопольными органами являются (подп.1.1 п.1):
- на товарных рынках республики - Министерство экономики РБ (далее - Минэкономики РБ);
- на товарных рынках областей (г.Минска) - структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие функции антимонопольного регулирования и контроля.
В числе прочего антимонопольные органы вправе заключать в порядке, установленном Минэкономики РБ, с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашения (вносить изменения и дополнения в них), в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) (далее - соглашения).
В течение срока действия соглашения юридическое лицо, занимающее доминирующее положение на товарных рынках, освобождается от обязанности формирования (применения) регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), предусмотренной для юридических лиц, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. При этом подлежат исполнению нормы актов законодательства о ценообразовании, обязательные к исполнению иными юридическими лицами, не включенными в данный реестр.
В случае нарушения таким юридическим лицом обязательных условий соглашения антимонопольный орган в течение трех рабочих дней направляет ему уведомление о расторжении данного соглашения и через 30 дней с даты расторжения это юридическое лицо обязано применять регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги) в соответствии с законодательством (подп.1.1.2 п.1).
* Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72).
Указом № 72 определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).
Согласно названному перечню цены (тарифы) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (далее - Реестр монополистов республиканского уровня), регулируются Минэкономики РБ. Цены (тарифы) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках (далее - Реестр монополистов местного уровня), регулируются областными и Минским городским исполнительными комитетами.
* Инструкция о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 28.06.2007 № 121 (далее - Инструкция № 121).
Министерство экономики РБ, областные и Минский городской исполнительные комитеты (далее - органы государственного управления) в пределах полномочий, предоставленных законодательством, осуществляют регулирование цен (тарифов) на конкретные виды товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь:
- юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Реестр монополистов республиканского уровня и Реестр монополистов местного уровня, - на основании Указа № 72;
- юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр субъектов естественных монополий (далее - Реестр естественных монополий), - на основании Закона о естественных монополиях.
Конкретный способ регулирования цен (тарифов) определяется органами государственного управления исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в Республике Беларусь (п.2).
Организации-монополисты, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется путем установления или фиксированных, или предельных цен (тарифов), или декларирования цен (тарифов), представляют в органы государственного управления следующие материалы по обоснованию уровня цен (тарифов):
- проект прейскуранта или декларации (в двух экземплярах) по форме согласно приложениям 1, 2 к Инструкции № 121;
- пояснительную записку;
- отчетную и плановую калькуляции с расшифровкой статей затрат;
- информацию об уровне цен (тарифов) на аналогичные товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке республики (области);
- показатели финансово-экономической деятельности организации за предыдущий год и прошедший период отчетного года, в т.ч. данные о фактической рентабельности (к полной себестоимости, стоимости обработки) производства данного вида товаров (работ, услуг).
Представляемые материалы заверяются подписью руководителя организации-монополиста либо руководителя соответствующей службы, которые несут персональную ответственность за правильность обоснования уровня цены (тарифа).
Указанные материалы представляются органам государственного управления организациями-монополистами в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о включении в Реестр монополистов республиканского уровня или Реестр монополистов местного уровня и Реестр естественных монополий (при повторном декларировании - по мере необходимости) (п.3).
Органы государственного управления в течение 14 рабочих дней рассматривают представленные материалы по обоснованию уровня цен (тарифов) и принимают решение об утверждении фиксированных, предельных цен (тарифов), регистрации декларируемых цен (тарифов) либо отказе в их утверждении или регистрации (часть первая п.4).
Датой введения цены (тарифа) является дата ее утверждения или регистрации соответствующим органом государственного управления, если иное не предусмотрено в соответствующем решении.
Зарегистрированные декларируемые цены юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Реестр монополистов республиканского уровня или Реестр монополистов местного уровня, вносятся органами государственного управления в реестр декларируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Реестр монополистов республиканского уровня или Реестр монополистов местного уровня, по рекомендуемой форме согласно приложению 3 к Инструкции № 121 (части третья и четвертая п.4).
В приложении 4 к Инструкции № 121 приведены предельные нормативы рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Реестр монополистов республиканского уровня (часть первая п.51 Инструкции № 121).
Установленные предельные нормативы рентабельности не распространяются:
- на товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются в соответствии с законодательством иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности;
- товары (работы, услуги) при заключении организацией, включенной в Реестр монополистов республиканского уровня, соглашения в соответствии с подп.1.1.2 п.1 Указа № 499;
- новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения, - в течение трех лет со дня постановки их на производство;
- товары (работы, услуги), производимые и реализуемые организациями, включенными в Реестр монополистов республиканского уровня, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период;
- новые товары (работы, услуги) - в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство (часть вторая п.51 Инструкции № 121).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в Реестр монополистов республиканского уровня или Реестр монополистов местного уровня, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется путем установления предельных нормативов рентабельности, имеют право дифференцировать предельные нормативы рентабельности в разрезе отдельных наименований товарных позиций, по которым они включены в Реестр монополистов республиканского уровня или Реестр монополистов местного уровня, с соблюдением установленного предельного норматива рентабельности в целом по данным товарным позициям.
По товарам (работам, услугам) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Реестр монополистов республиканского уровня или Реестр монополистов местного уровня, производство которых осуществляется в определенном порядке в течение года и связано со сменой времен года (сезонные товары), уровень рентабельности определяется в целом за отчетный период (п.6 Инструкции № 121).
* Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на лекарственные средства, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 06.03.2012 № 13.
Цены на лекарственные средства, производимые организациями, включенными в Реестр монополистов республиканского уровня или Реестр монополистов местного уровня, устанавливаются в соответствии с Инструкцией № 121 (п.14).
Решения местных органов государственного управления
Нормативный правовой акт | Наименование товаров (работ, услуг) | Предельный норматив рентабельности (к полной себестоимости), % |
Брестская область | ||
Решение Брестского облисполкома от 23.09.2011 № 937 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Брестской области» (приложение 2) (далее - решение № 937) (примечание 1) |
Товары лесозаготовок, топливные брикеты |
40 |
Прочие товары (работы, услуги) |
25 | |
Витебская область | ||
Решение Витебского облисполкома от 26.12.2011 № 858 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» (п.4 приложения 1) (далее - решение № 858) (примечание 1). От редакции: С 22 февраля 2014 г. решение № 858 на основании решения Витебского облисполкома от 29.01.2014 № 43 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» утратило силу |
Все |
25 |
Гомельская область | ||
Решение Гомельского облисполкома от 06.12.2013 № 1180 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» (приложение 3) (примечание 2) |
Хлеб и хлебобулочные изделия, мука, детское питание, молоко и молочные товары |
15 |
Мясо и мясные товары |
10 | |
Прочие товары (работы, услуги) |
25 | |
Гродненская область | ||
Решение Гродненского облисполкома от 30.01.2012 № 56 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» (п.1 приложения 1). От редакции: С 15 марта 2014 г. решение № 56 в связи с принятием решения Гродненского облисполкома от 17.02.2014 № 71 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и признании утратившими силу некоторых решений Гродненского областного исполнительного комитета» утратило силу. Предельный норматив рентабельности на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Гродненской области, остался прежним |
Все |
25 |
Могилевская область | ||
Решение Могилевского облисполкома от 14.06.2011 № 9-39 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) на территории Могилевской области» (пп.10 и 11 приложения 1). От редакции: С 29 марта 2014 г. решение № 9-39 на основании решения Могилевского облисполкома от 20.02.2014 № 6-7 «О регулировании цен (тарифов) на территории Могилевской области» утратило силу |
Все товары |
25 |
Работы и услуги, за исключением: - ритуальных услуг (гарантированных услуг по погребению); - услуг общих отделений бань (за исключением разрядов первого, высшего и люкс) и душевых; - услуг по тепло- и водоснабжению, водоотведению (канализации), вывозу, обезвреживанию и переработке твердых и жидких коммунальных отходов, оказываемых организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ: бюджетным организациям, организациям для нужд жилищного фонда, который не обслуживается организациями жилищно-коммунального хозяйства, а также физическим лицам (в т.ч. индивидуальным предпринимателям), эксплуатирующим нежилые помещения; прочим организациям; - услуг по удалению образующихся в садоводческих товариществах отходов, оказываемых садоводческим товариществам |
25 (без учета стоимости материалов) | |
Минская область | ||
Решение Миноблисполкома от 06.05.2011 № 582 «Об установлении предельных нормативов рентабельности и предельных торговых надбавок» (п.8 приложения 1). От редакции: С 19 марта 2014 г. приложение 1 к решению № 582 на основании решения Миноблисполкома от 25.02.2014 № 124 изложено в новой редакции. Предельные нормативы рентабельности на указанные товары остались прежними |
Товары (работы, услуги) текстильного и швейного производства, производства кожи, изделий из кожи и производства обуви |
35 |
Товары лесозаготовок |
40 | |
Товары издательской и полиграфической деятельности |
30 | |
Прочие товары (работы, услуги) |
25 | |
г.Минск | ||
Решение Мингорисполкома от 16.06.2011 № 1745 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» (пп.7 и 8 приложения 1). От редакции: С 20 февраля 2014 г. решение № 1745 в связи с принятием решения Мингорисполкома от 30.01.2014 № 203 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» утратило силу. |
Товары лесозаготовительных организаций (примечание 3) |
40 |
Товары (работы, услуги) металлургических, машиностроительных, деревообрабатывающих организаций, организаций химической, нефтехимической, промышленности строительных материалов, других отраслей (примечание 3) |
25 | |
Товары (работы, услуги) организаций легкой промышленности (примечание 3) |
35 | |
Товары издательской деятельности (примечание 3) |
30 | |
Хлеб, хлебобулочные изделия, мука, детское питание (примечание 3) |
15 | |
Молоко и молочные товары (примечание 3) |
15 | |
Мясо и мясные товары (примечание 3) |
10 | |
Пищевая соль (примечание 3) |
40 | |
Товары (работы, услуги), в себестоимости которых удельный вес стоимости покупных материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий составляет свыше 85 % |
15 |
Примечание 1. В Брестской и Витебской областях приведенные предельные нормативы рентабельности не распространяются:
- на товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности;
- товары (работы, услуги) при заключении организацией, включенной в Реестр монополистов местного уровня, соглашения в соответствии с частью первой подп.1.1.2 п.1 Указа № 499;
- новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения, - в течение трех лет со дня постановки их на производство;
- товары (работы, услуги), производимые и реализуемые организациями, включенными в Реестр монополистов местного уровня, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период;
- новые товары (работы, услуги) - в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство (часть вторая подп.1.2 п.1 решения № 937 и п.2 решения № 858).
Примечание 2. Решение применяется в отношении товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые не регулируются государственными органами (организациями) согласно Указу № 72.
Примечание 3. Касается товаров (работ, услуг), в себестоимости которых удельный вес стоимости покупных материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий составляет менее 85 %.
Меры ответственности
* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин.
Нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.
Реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг) (ст.12.4).
Справочная информация
* Предельные нормативы рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках на республиканском уровне (приложение 4 к Инструкции № 121).
* Государственный реестр монополистов (республиканский уровень).
* Государственный реестр естественных монополий (республиканский уровень).
* государственные реестры монополистов (местный уровень):
по Брестской области;
по Витебской области;
по Гомельской области;
по Гродненской области;
по Минской области;
по Могилевской области;
по г.Минску.
* государственные реестры естественных монополий (местный уровень):
по Брестской области;
по Витебской области;
по Гомельской области;
по Гродненской области;
по Минской области;
по Могилевской области;
по г.Минску.
Формы документов, используемых организациями-монополистами
Прейскурант цен (тарифов) на товары (работы, услуги).
Декларация цен (тарифов) на товары (работы, услуги).
Реестр декларируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
09.01.2014
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»