


Материал помещен в архив
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ ЗАКАЗЧИКА, ЦЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДРЯДЧИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ, ПЕРЕГОВОРОВ
Заключение договора строительного подряда, предметом которого является выполнение работ, осуществляется по результатам проведения подрядных торгов или переговоров (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. |
Данный Указ применим, если в случае осуществления закупок финансирование осуществляется с привлечением полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.
Если же осуществляются закупки без привлечения указанных выше средств, то субъектами хозяйствования не применяются установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве. В этом случае соответствующие договоры будут заключаться в общем порядке (абзац 35 подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
В договоре подряда, в том числе строительного подряда, указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (пп.1, 2 ст.663 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).
Цена заказа (заказчика) (стартовая цена) при строительстве
При проведении подрядных торгов или переговоров в конкурсной документации и документации для переговоров соответственно определяется цена заказа, то есть стартовая цена строительства объектов, товаров (работ, услуг), предложенная организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) на дату принятия решения о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) (абзац 27 п.2, абзац 3 подп.31.1 п.31 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88)).
Документация для переговоров должна содержать цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений по ее изменению, в том числе валюту цены заказа и валюту расчетов, порядок учета цены расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей (абзац 5 п.68 Положения № 88).
Тем самым для переговоров на уровне Положения № 88 фактически установлена структура цены заказа, включающей расходы, налоговые, таможенные платежи и пр., соответственно, при подготовке предложения участники должны учесть требования организатора в документации для переговоров.
В свою очередь, и для подрядных торгов, и для переговоров установлен единый подход в определении цены заказа, которая исходя из Положения № 88 аналогична по содержанию так называемой цене заказчика, под которой понимается стартовая цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)), предложенная заказчиком для заключения договора строительного подряда (абзац 2 п.2 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553)).
![]() |
Обратите внимание! Приведенный довод позволяет сделать вывод о том, что для подрядных торгов цена заказа должна включать те же элементы структуры, что и для переговоров. |
Цена предложения подрядчика
При проведении подрядных торгов, переговоров для выбора подрядчика и заключения договора строительного подряда имеет значение цена предложения подрядчика, поскольку такой договор заключается по цене подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)), определенной на основании цены предложения подрядчика, выбранной заказчиком, с оформлением протокола согласования договорной (контрактной) цены на строительство, остающейся неизменной до завершения строительства, за исключением случаев, установленных в п.10 Положения № 1553.
Цена предложения подрядчика - это цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)), рассчитанная на основании проектной, в том числе сметной, документации подрядными организациями - претендентами на заключение договора строительного подряда (абзац 3 п.2 Положения № 1553) независимо от вида процедуры, по результатам которой договор заключен. Процедура закупки может определяться:
1) ресурсным методом - путем применения к расходу ресурсов, определенному на основании нормативов расхода ресурсов, средневзвешенных и (или) действующих (текущих) цен, тарифов с учетом иных расходов, определяемых на основании норм в процентном и стоимостном выражении, и прогнозных индексов цен в строительстве;
2) путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, видов (комплексов) работ, разработанных в подрядных организациях и не превышающих утвержденные Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь;
3) путем сочетания вышеназванных методов;
4) путем применения к стоимости подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)), определенной на основании утвержденной в установленном порядке сметной стоимости строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), от даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) и в пределах нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики Республики Беларусь (п.7 Положения № 1553).
Поскольку в цену предложения подрядчика включены налоговые платежи, одним из оснований корректировки неизменной цены в ходе исполнения договора строительного подряда является изменение налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот (абзац 3 части первой, абзац 3 части второй п.10 Положения № 1553).
Структурно для целей определения доходов и расходов подрядчика по договорам строительного подряда, которые могут быть положены в основу цены предложения подрядчика, применяется соответствующая инструкция, в которой будет установлено, что расходы по договору строительного подряда (с позиции ст.663 ГК - издержки подрядчика) включают в себя сумму затрат, произведенных подрядчиком в целях выполнения обязательств, предусмотренных договором строительного подряда.
Расходы по договору строительного подряда состоят из прямых и косвенных затрат. В состав последних включаются затраты, которые могут быть прямо отнесены к конкретному договору строительного подряда (объекту строительства). К примеру, прямые затраты группируются по следующим статьям: «Материалы», «Заработная плата рабочих основного производства», «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов», «Стоимость работ, выполненных субподрядчиками», «Прочие прямые затраты»
![]() |
Обратите внимание! Цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации, приобретение и разработка которых заказчиком поручены подрядчику, и поставляемых заказчиком строительных материалов, изделий, конструкций по предусмотренному заказчиком перечню (п.6 Положения № 1553).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 мая 2020 г. п.6 Положения № 1553 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2020 № 253. Цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются с учетом всех затрат на строительство объекта (выполнения работ) без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации, приобретение и разработка которых поручены заказчиком подрядчику, и поставляемых заказчиком строительных материалов, изделий, конструкций по предусмотренному заказчиком перечню. При строительстве объектов «под ключ» цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются с учетом всех затрат на строительство объекта (выполнение работ). Дополнительно в цене договора учитывается стоимость оборудования и разработки проектной документации. |
Выбор наилучшего предложения
С учетом вышеизложенного при проведении подрядных торгов, переговоров организатор определяет цену заказа (цену заказчика). Участники подрядных торгов, переговоров представляют свои предложения с рассчитанной ценой предложения, включая компенсацию издержек подрядчика и причитающегося ему вознаграждения. Таким образом, порядок формирования цены предложения подрядчика достаточно подробно оговорен с точки зрения составляющих ее элементов в зависимости от выбранного метода определения цены.
Для выбора наилучшего предложения участника, в том числе по цене, организатор при проведении подрядных торгов и переговоров вправе установить критерии, по которым будет оценивать предложения участников конкурсная комиссия.
Каждый критерий оценивается в порядке, установленном в конкурсной документации или документации для переговоров.
При этом в конкурсной документации должны содержаться критерии и методика оценки конкурсных предложений участников и выбора победителя подрядных торгов (подп.31.3 п.31 Положения № 88).
В документации для переговоров устанавливается совокупность критериев, в соответствии с которыми определяется победитель переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя (п.68 Положения № 88).
Оценка критерия может осуществляться, например, по 10-балльной шкале. Критерии могут быть количественно измеряемыми или не поддающимися количественной оценке. Соответственно, если речь идет об оценке цены предложения участника, то организатором может быть установлен количественный критерий (размер цены в денежном выражении) или не поддающийся количественной оценке (наличие (отсутствие) того или иного фактора, влияющего на цену).
Таким образом, оценке, определению значимости подлежат установленные критерии, соответствующие сведения, информация о которых отражается в предложениях участников.
При этом, как представляется, при выборе участником того или иного метода определения цены предложения организатор (конкурсная комиссия) оценку цены предложения должен проводить единообразно для всех участников с учетом всех отраженных в цене предложения составляющих и не допускается исключать или игнорировать те или иные составляющие цены предложения.
07.12.2018
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»