Расчет от 29.05.2015
Автор: Агапова Г.

Формирование туристической организацией тарифа на иные услуги, связанные с организацией туристического путешествия


 

Материал помещен в архив

 

ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТАРИФА НА ИНЫЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

Формирование туроператором и турагентом тарифа на информационно-консультационные услуги

Туристам, экскурсантам, выезжающим за пределы Республики Беларусь, субъекты туристической деятельности - туроператоры и турагенты могут оказывать отдельные услуги по предоставлению информации и консультированию:

• о странах (местах), посещение которых в данное время представляет угрозу их безопасности;

• об основных правилах въезда и выезда из страны (места) временного пребывания (страны транзитного проезда), сборах, уплачиваемых туристом, экскурсантом во время совершения туристического путешествия, в том числе в пунктах пропуска и прибытия (аэропортах, портах и др.);

• о необходимости предоставления гарантий оплаты медицинской помощи при въезде в страну (место) временного пребывания (в случае если законодательством страны (места) временного пребывания установлены такие требования);

• о законодательстве страны (места) временного пребывания;

• об обычаях, традициях населения страны (места) временного пребывания, религиозных обрядах, святынях, историко-культурных ценностях, состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемической обстановке;

• о телефонах и адресах дипломатических представительств или консульских учреждений Республики Беларусь в стране (месте) временного пребывания либо иных организаций, в которые можно обратиться для защиты прав и законных интересов туристов, экскурсантов в стране (месте) временного пребывания.

Если данные услуги оказываются не в составе тура, а предоставляются туристам отдельно, они не являются туристическими.

Стоимость этих услуг состоит из плановых затрат самой туристической организации, прибыли, необходимой для производства этих услуг, и налогов. Поскольку данные услуги не освобождаются от уплаты НДС, структура тарифа на них в случае применения упрощенной системы налогообложения выглядит следующим образом:

1) собственные затраты организации по оказанию и реализации туристической услуги (прямые и косвенные);

2) прибыль исходя из применяемого уровня рентабельности;

3) налог при УСН (по ставке 3 % - в случае применения упрощенной системы с уплатой НДС или 5 % - в случае применения упрощенной системы без уплаты НДС);

4) налог на добавленную стоимость (в случае применения упрощенной системы с уплатой НДС).

В случае применения общего порядка налогообложения структура тарифа выглядит следующим образом:

1) собственные затраты организации по оказанию и реализации туристической услуги (прямые и косвенные);

2) прибыль исходя из применяемого уровня рентабельности;

3) налог на добавленную стоимость.

Рассмотрим формирование тарифа на информационно-консультационные услуги на конкретном числовом примере.

Условимся, что заработная плата специалиста, оказывающего эти услуги, равна 12 000 000 руб. Время, затрачиваемое им на оказание услуги, - 30 мин.

Начисления на заработную плату состоят из обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (исчисляемых по ставке 34 %) и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (исчисляемых по ставке 0,6 %).

Соотношение косвенных затрат и прямых затрат составляет 1,7.

При таких исходных данных стоимость услуг туристической организации рассчитывается следующим образом:

 

Показатели Упрощенная система налогообложения с уплатой НДС Упрощенная система налогообложения без уплаты НДС Общий порядок налогообложения
Сумма Расчет Сумма Расчет Сумма Расчет
1. Заработная плата
37 500
12 000 000 / 20 / 8 х 0,5
37 500
12 000 000 / 20 / 8 х 0,5
37 500
12 000 000 / 20 / 8 х 0,5
2. Начисления на заработную плату
12 975
стр.1 х 34,6 %
12 975
стр.1 х 34,6 %
12 975
стр.1 х 34,6 %
3. ИТОГО прямые затраты
50 475
стр.1 + стр.2
50 475
стр.1 + стр.2
50 475
стр.1 + стр.2
4. Косвенные затраты
85 808
стр.3 х 1,7
85 808
стр.3 х 1,7
85 808
стр.3 х 1,7
5. Производственная себестоимость
136 283
стр.3 + стр.4
136 283
стр.3 + стр.4
136 283
стр.3 + стр.4
6. Прибыль (при рентабельности 20 %), в том числе:
27 257
стр.5 х 20 %
27 257
стр.5 х 20 %
27 257
стр.5 х 20 %
   6.1. налог на прибыль
-
не уплачивается
0
не уплачивается
4 906
стр.6 х 18 %
   6.2. чистая прибыль
27 257
стр.6
27 257
стр.6
22 351
стр.6 - стр.6.1
7. ВСЕГО по собственным услугам
163 540
стр.5 + стр.6
163 540
стр.5 + стр.6
163 540
стр.5 + стр.6
8. Налог при УСН
5 058
стр.7 х 3 / 97
8 607
стр.7 х 5 / 95
-
не уплачивается
9. Налог на добавленную стоимость
33 720
(стр.7 + стр.8) х 20 %
-
не уплачивается
32 708
стр.7 х 20 %
10. Тариф с учетом НДС
202 318
стр.7 + стр.8 + стр.9
172 147
стр.7 + стр.8
196 248
стр.7 + стр.9
11. Тариф с учетом округления
202 300
172 150
196 250

 

Как видно из расчета, при оказании информационно-консультационных услуг туристической организации более выгодно применение упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС, так как в этом случае при прочих равных условиях тариф на услуги оказывается ниже.

Оказание услуг по визовой поддержке и особенности приема консульских сборов

Многие организации оказывают услуги по визовой поддержке - осуществляют оформление и подачу документов в посольства зарубежных стран для открытия виз. Тариф на оказание услуг по визовой поддержке формируется по схеме, изложенной для информационно-консультационных услуг.

Нередко туристические организации принимают от клиентов суммы консульских сборов. Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72), установлены случаи использования иностранной валюты в отношениях между субъектом валютных операций и физическим лицом на территории Республики Беларусь. Так, использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте в отношениях между субъектом валютных операций и физическим лицом на территории Республики Беларусь разрешается при приеме субъектом валютных операций от физических лиц иностранной валюты для оплаты дипломатическим и иным официальным представительствам иностранных государств консульских и иных сборов по оформлению документов данных физических лиц (подп.31.14 п.31 Правил № 72).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 сентября 2015 г. следует руководствоваться п.31 Правил № 72 в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.08.2015 № 515.

 

Пунктом 20 Инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 № 1 (далее - Инструкция № 1), установлено, что субъекты валютных операций - резиденты вправе принимать наличную иностранную валюту, поступающую по валютным операциям с физическими лицами, в случаях, когда законодательством разрешено использование иностранной валюты по данным валютным операциям. Документом, служащим основанием для приема консульского сбора, является договор поручения, заключенный с физическим лицом. Наличная иностранная валюта может приниматься в кассу субъекта валютных операций, вноситься в кассу банка, в котором открыт счет субъекта валютных операций, или в кассу иного банка. При этом наличная иностранная валюта, полученная субъектом валютных операций от физических лиц по договору поручения для оплаты дипломатическим и иным официальным представительствам иностранных государств консульских и иных сборов по оформлению документов данных физических лиц, может не вноситься в кассу банка при условии использования данной наличной иностранной валюты на цели, на которые она принята (подтверждением использования указанной наличной иностранной валюты на соответствующую цель может служить отчет поверенного) (части первая и вторая п.4 Инструкции № 1).

Порядок приема наличной иностранной валюты в кассу субъекта валютных операций регламентирован Инструкцией о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185.

Таким образом, туристические организации имеют право принимать иностранную валюту у физических лиц для оплаты дипломатическим и иным официальным представительствам иностранных государств консульских сборов при соблюдении требований вышеуказанных нормативных правовых актов.

Заключение

Экономический анализ деятельности туристической организации и грамотное определение цен (тарифов) на реализуемые услуги позволяет увеличить эффективность работы и обоснованно повысить конкурентоспособность на рынке туристических услуг. Кроме того, сравнение различных вариантов расчета цен (тарифов) на реализуемые услуги позволяет туристической организации выбрать наиболее приемлемую форму договорных отношений с субъектами туристической деятельности и определить наиболее выгодную систему налогообложения (с учетом особенностей осуществляемой деятельности, номенклатуры реализуемых услуг), оптимизировав тем самым налоговую нагрузку и повысив доходность бизнеса.

 

29.05.2015

 

Галина Агапова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»