


Материал помещен в архив
ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТАРИФА НА ИНЫЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
Формирование туроператором и турагентом тарифа на информационно-консультационные услуги
Туристам, экскурсантам, выезжающим за пределы Республики Беларусь, субъекты туристической деятельности - туроператоры и турагенты могут оказывать отдельные услуги по предоставлению информации и консультированию:
• о странах (местах), посещение которых в данное время представляет угрозу их безопасности;
• об основных правилах въезда и выезда из страны (места) временного пребывания (страны транзитного проезда), сборах, уплачиваемых туристом, экскурсантом во время совершения туристического путешествия, в том числе в пунктах пропуска и прибытия (аэропортах, портах и др.);
• о необходимости предоставления гарантий оплаты медицинской помощи при въезде в страну (место) временного пребывания (в случае если законодательством страны (места) временного пребывания установлены такие требования);
• о законодательстве страны (места) временного пребывания;
• об обычаях, традициях населения страны (места) временного пребывания, религиозных обрядах, святынях, историко-культурных ценностях, состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемической обстановке;
• о телефонах и адресах дипломатических представительств или консульских учреждений Республики Беларусь в стране (месте) временного пребывания либо иных организаций, в которые можно обратиться для защиты прав и законных интересов туристов, экскурсантов в стране (месте) временного пребывания.
Если данные услуги оказываются не в составе тура, а предоставляются туристам отдельно, они не являются туристическими.
Стоимость этих услуг состоит из плановых затрат самой туристической организации, прибыли, необходимой для производства этих услуг, и налогов. Поскольку данные услуги не освобождаются от уплаты НДС, структура тарифа на них в случае применения упрощенной системы налогообложения выглядит следующим образом:
1) собственные затраты организации по оказанию и реализации туристической услуги (прямые и косвенные);
2) прибыль исходя из применяемого уровня рентабельности;
3) налог при УСН (по ставке 3 % - в случае применения упрощенной системы с уплатой НДС или 5 % - в случае применения упрощенной системы без уплаты НДС);
4) налог на добавленную стоимость (в случае применения упрощенной системы с уплатой НДС).
В случае применения общего порядка налогообложения структура тарифа выглядит следующим образом:
1) собственные затраты организации по оказанию и реализации туристической услуги (прямые и косвенные);
2) прибыль исходя из применяемого уровня рентабельности;
3) налог на добавленную стоимость.
Рассмотрим формирование тарифа на информационно-консультационные услуги на конкретном числовом примере.
Условимся, что заработная плата специалиста, оказывающего эти услуги, равна 12 000 000 руб. Время, затрачиваемое им на оказание услуги, - 30 мин.
Начисления на заработную плату состоят из обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (исчисляемых по ставке 34 %) и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (исчисляемых по ставке 0,6 %).
Соотношение косвенных затрат и прямых затрат составляет 1,7.
При таких исходных данных стоимость услуг туристической организации рассчитывается следующим образом:
Показатели | Упрощенная система налогообложения с уплатой НДС | Упрощенная система налогообложения без уплаты НДС | Общий порядок налогообложения | |||
Сумма | Расчет | Сумма | Расчет | Сумма | Расчет | |
1. Заработная плата |
37 500 |
12 000 000 / 20 / 8 х 0,5 |
37 500 |
12 000 000 / 20 / 8 х 0,5 |
37 500 |
12 000 000 / 20 / 8 х 0,5 |
2. Начисления на заработную плату |
12 975 |
стр.1 х 34,6 % |
12 975 |
стр.1 х 34,6 % |
12 975 |
стр.1 х 34,6 % |
3. ИТОГО прямые затраты |
50 475 |
стр.1 + стр.2 |
50 475 |
стр.1 + стр.2 |
50 475 |
стр.1 + стр.2 |
4. Косвенные затраты |
85 808 |
стр.3 х 1,7 |
85 808 |
стр.3 х 1,7 |
85 808 |
стр.3 х 1,7 |
5. Производственная себестоимость |
136 283 |
стр.3 + стр.4 |
136 283 |
стр.3 + стр.4 |
136 283 |
стр.3 + стр.4 |
6. Прибыль (при рентабельности 20 %), в том числе: |
27 257 |
стр.5 х 20 % |
27 257 |
стр.5 х 20 % |
27 257 |
стр.5 х 20 % |
6.1. налог на прибыль |
- |
не уплачивается |
0 |
не уплачивается |
4 906 |
стр.6 х 18 % |
6.2. чистая прибыль |
27 257 |
стр.6 |
27 257 |
стр.6 |
22 351 |
стр.6 - стр.6.1 |
7. ВСЕГО по собственным услугам |
163 540 |
стр.5 + стр.6 |
163 540 |
стр.5 + стр.6 |
163 540 |
стр.5 + стр.6 |
8. Налог при УСН |
5 058 |
стр.7 х 3 / 97 |
8 607 |
стр.7 х 5 / 95 |
- |
не уплачивается |
9. Налог на добавленную стоимость |
33 720 |
(стр.7 + стр.8) х 20 % |
- |
не уплачивается |
32 708 |
стр.7 х 20 % |
10. Тариф с учетом НДС |
202 318 |
стр.7 + стр.8 + стр.9 |
172 147 |
стр.7 + стр.8 |
196 248 |
стр.7 + стр.9 |
11. Тариф с учетом округления |
202 300 |
172 150 |
196 250 |
Как видно из расчета, при оказании информационно-консультационных услуг туристической организации более выгодно применение упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС, так как в этом случае при прочих равных условиях тариф на услуги оказывается ниже.
Оказание услуг по визовой поддержке и особенности приема консульских сборов
Многие организации оказывают услуги по визовой поддержке - осуществляют оформление и подачу документов в посольства зарубежных стран для открытия виз. Тариф на оказание услуг по визовой поддержке формируется по схеме, изложенной для информационно-консультационных услуг.
Нередко туристические организации принимают от клиентов суммы консульских сборов. Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72), установлены случаи использования иностранной валюты в отношениях между субъектом валютных операций и физическим лицом на территории Республики Беларусь. Так, использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте в отношениях между субъектом валютных операций и физическим лицом на территории Республики Беларусь разрешается при приеме субъектом валютных операций от физических лиц иностранной валюты для оплаты дипломатическим и иным официальным представительствам иностранных государств консульских и иных сборов по оформлению документов данных физических лиц (подп.31.14 п.31 Правил № 72).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 сентября 2015 г. следует руководствоваться п.31 Правил № 72 в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.08.2015 № 515. |
Пунктом 20 Инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 № 1 (далее - Инструкция № 1), установлено, что субъекты валютных операций - резиденты вправе принимать наличную иностранную валюту, поступающую по валютным операциям с физическими лицами, в случаях, когда законодательством разрешено использование иностранной валюты по данным валютным операциям. Документом, служащим основанием для приема консульского сбора, является договор поручения, заключенный с физическим лицом. Наличная иностранная валюта может приниматься в кассу субъекта валютных операций, вноситься в кассу банка, в котором открыт счет субъекта валютных операций, или в кассу иного банка. При этом наличная иностранная валюта, полученная субъектом валютных операций от физических лиц по договору поручения для оплаты дипломатическим и иным официальным представительствам иностранных государств консульских и иных сборов по оформлению документов данных физических лиц, может не вноситься в кассу банка при условии использования данной наличной иностранной валюты на цели, на которые она принята (подтверждением использования указанной наличной иностранной валюты на соответствующую цель может служить отчет поверенного) (части первая и вторая п.4 Инструкции № 1).
Порядок приема наличной иностранной валюты в кассу субъекта валютных операций регламентирован Инструкцией о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185.
Таким образом, туристические организации имеют право принимать иностранную валюту у физических лиц для оплаты дипломатическим и иным официальным представительствам иностранных государств консульских сборов при соблюдении требований вышеуказанных нормативных правовых актов.
Заключение
Экономический анализ деятельности туристической организации и грамотное определение цен (тарифов) на реализуемые услуги позволяет увеличить эффективность работы и обоснованно повысить конкурентоспособность на рынке туристических услуг. Кроме того, сравнение различных вариантов расчета цен (тарифов) на реализуемые услуги позволяет туристической организации выбрать наиболее приемлемую форму договорных отношений с субъектами туристической деятельности и определить наиболее выгодную систему налогообложения (с учетом особенностей осуществляемой деятельности, номенклатуры реализуемых услуг), оптимизировав тем самым налоговую нагрузку и повысив доходность бизнеса.
29.05.2015
Галина Агапова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»