


Материал помещен в архив
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА 2015 ГОД
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал актуален на 2015 год. Также по этой теме см. «Особенности составления учетной политики организациями торговли и общественного питания на 2018 год». Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Особенности формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета на 2015 год
С 1 января 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З), которым уточнен порядок составления и утверждения учетной политики организации, содержания и раскрытия в ней способов ведения бухгалтерского учета по сравнению в порядком, который был предусмотрен в ранее действующем Законе Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII).
Вторым важным моментом является то, что с 21 февраля 2014 г. вступил в силу Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (далее - Национальный стандарт № 80), и соответственно с указанной даты утратила силу Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 № 62.
При составлении учетной политики организации торговли и общественного питания (далее - организации) руководствуются теми же нормативными документами, что все коммерческие организации Республики Беларусь. Организации могут пользоваться и методическими указаниями (рекомендациями) в части, не противоречащей действующему законодательству, такими как:
• Методические указания по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 20.09.2002 № 86 (далее - Методические указания № 86);
• Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 09.04.2007 № 74 (далее - Методические рекомендации № 74);
• Методические рекомендации по расчету и бухгалтерскому учету потерь товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 27.10.1999 № 113 (далее - Методические рекомендации № 113);
• Методические рекомендации по разработке учетной политики предприятия торговли и общественного питания, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 27.01.1998 № 10 (далее - Методические рекомендации № 10);
• и др.
Напомним, что методические указания (рекомендации) нормативными документами не являются.
Рассмотрим изменения, которые следует учитывать при формировании учетной политики организации на 2015 г. после вступления в силу Закона № 57-З, а также с учетом Национального стандарта № 80 и положений действующих норм законодательства Республики Беларусь, регламентирующих порядок составления учетной политики.
Порядок формирования и утверждения учетной политики организации изложен в ст.9 Закона № 57-З. По сравнению с ранее действующим Законом № 3321-XII изменены состав и структура учетной политики.
До 2014 г. учетная политика могла формироваться и оформляться в виде приказа, решения, положения или другого локального нормативного акта. В соответствии с п.1 ст.9 Закона № 57-З организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее только в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации.
Содержание учетной политики организации
Как и ранее, учетная политика может состоять из следующих разделов:
• раздела I «Методические аспекты учета» - описываются критерии отнесения активов к основным средствам, нематериальным активам, установления сроков службы и порядок начисления амортизации по ним, виды учетной оценки, учет и оценка сырья и материалов (запасов), готовой продукции (работ, услуг), учет затрат на производство и расходов на реализацию, учет доходов и расходов и др.;
• раздела II «Организационно-технические аспекты учета» - описываются основные способы и особенности организации ведения бухгалтерского учета, то есть наличие программных комплексов и автоматизированной формы учета, применение положений учетной политики и обеспечение учета в структурных подразделениях организации, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, организация документооборота, иные способы организации и ведения бухгалтерского учета;
• приложений:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
- разработанные и применяемые организацией регистры бухгалтерского учета;
- разработанные и утвержденные формы первичных учетных документов;
- график документооборота и другие документы.
Учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных Законом № 57-З (п.2 ст.9 Закона № 57-З): принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности (ст.3 Закона № 57-З).
Учетная политика организации должна включать (п.4 ст.9 Закона № 57-З):
1) применяемые организацией виды учетной оценки.
Учетная оценка - стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности (ст.1 Закона № 57-З).
Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:
• первоначальная стоимость - стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;
• приведенная (дисконтированная) стоимость - текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;
• переоцененная стоимость - стоимость актива или обязательства после их переоценки;
• другие виды учетной оценки, установленные законодательством Республики Беларусь.
![]() |
Обратите внимание! В связи с тем что в 2014 г. организация не может знать, будет ли проводиться в соответствии с действующим законодательством переоценка основных средств и незавершенных капитальных вложений по итогам 2015 г., предполагается, что этот момент в учетной политике на 2015 г. закреплять не надо. Однако в конце 2015 г. руководителю следует издать приказ, в котором будут закреплены методы переоценки и другие необходимые вопросы, касающиеся переоценки; |
2) рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
На основе типового плана счетов бухгалтерского учета, установленного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, руководителем организации с учетом специфики деятельности, отраслевой принадлежности утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень синтетических счетов, субсчетов, аналитических счетов и забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета (далее - рабочий план счетов).
Ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (п.3 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной вышеназванным постановлением № 50 (далее - Инструкция № 50)).
Так, например, к счету 42 «Торговая наценка» в рабочем плане счетов могут быть предусмотрены субсчета:
42-1 «Торговая наценка»;
42-2 «Скидка поставщиков»;
42-3 «Налог на добавленную стоимость в цене товаров»;
3) разработанные и утвержденные организацией формы первичных учетных документов.
Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:
• наименование документа, дату его составления;
• наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
• содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
• должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне. Иные формы первичных учетных документов могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.
Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления (ст.10 Закона № 57-З).
![]() |
Обратите внимание! С 25 июля 2014 г. Указ Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» признан утратившим силу Указом Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361, поэтому состав реквизитов (сведений) необходимо соблюдать в соответствии со ст.10 Закона № 57-З; |
4) применяемую организацией форму бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета - порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся такие записи (абзац 23 ст.1 Закона № 57-З).
Применяемая форма бухгалтерского учета может быть журнально-ордерной, полностью автоматизированной, частично автоматизированной и др.
Учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета должны содержать следующие сведения:
• наименование регистра;
• наименование организации;
• даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
• хронологическую и (или) систематическую группировку хозяйственных операций;
• оценку хозяйственных операций в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
• должности лиц, ответственных за ведение регистра, их фамилии, инициалы и подписи (пп.1 и 2 ст.11 Закона № 57-З);
5) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:
• при реорганизации или ликвидации организации;
• перед составлением годовой отчетности;
• при смене материально ответственных лиц;
• при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
• при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (пп.1 и 2 ст.13 Закона № 57-З);
6) иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п.5 ст.9 Закона № 57-З).
Профессиональное суждение - точка зрения и действие главного бухгалтера организации, руководителя организации, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности (абзац 16 ст.1 Закона № 57-З).
В формы бухгалтерской отчетности, установленные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111 (далее - постановление № 111), могут быть введены дополнительные показатели по указанию пользователей этой отчетности, что следует из п.8 Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением № 111 (далее - Инструкция № 111).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104 утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность». |
В учетной политике торговых организаций помимо общеустановленных способов организации и ведения бухгалтерского учета должны быть закреплены следующие способы:
• учет товаров в розничной торговле;
• учет затрат, связанных с приобретением товаров;
• отражение расходов на упаковку и иную подготовку товаров;
• порядок распределения расходов по приобретению товаров;
• дата принятия товаров на бухгалтерский учет;
• учет отпуска товаров, приобретенных для реализации;
• порядок распределения расходов на реализацию;
• создание резерва на забывчивость покупателей;
• создание резерва естественной убыли;
• создание резерва на списание потерь товаров в пределах норм потерь от боя, лома, порчи товаров.
В организациях общественного питания помимо общеустановленных способов организации и ведения бухгалтерского учета в учетной политике следует закрепить следующие способы:
• движение продуктов и товаров в кладовой (на складе);
• учет реализации готовой продукции из производства (кухни).
Раскрытие изменений учетной политики в примечаниях к бухгалтерской отчетности
Способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике, необходимо будет отразить в примечаниях к бухгалтерской отчетности за 2015 г. (п.108 Инструкции № 111).
В примечаниях к бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация об изменении учетной политики:
• содержание и причины изменения учетной политики;
• суммы корректировок вступительного сальдо каждой связанной с этим изменением статьи активов, обязательств, собственного капитала на начало самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности периодов;
• суммы корректировок других связанных с этим изменением статей бухгалтерской отчетности за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период.
В примечаниях к бухгалтерской отчетности подлежат раскрытию содержание и суммы изменений в учетных оценках, которые повлияли на показатели бухгалтерской отчетности за отчетный период (части первая и вторая п.109 Инструкции № 111).
Уровень существенности, который может применить организация при необходимости отражения результата изменения ее учетной политики в бухгалтерском учете и отчетности, если он оказал или способен оказать значительное влияние на финансовое состояние и (или) финансовые результаты деятельности организации, определяется учетной политикой.
Действующим законодательством не определено, что следует принимать в качестве уровня существенности.
Как было отмечено выше, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п.5 ст.9 Закона № 57-З).
В качестве ориентира определения уровня существенности можно воспользоваться нормами п.12 утратившей силу Инструкции по заполнению и представлению форм бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 07.03.2007 № 41 (поскольку в более поздних документах соответствующие нормы отсутствуют): показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %.
Организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации критерия, отличного от названного выше. Он может быть рассчитан на основании Рекомендаций по определению уровня существенности в аудите, одобренных Методическим советом по аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Беларусь (решение от 14.05.2004 № 3).
Связь бухгалтерского и налогового учета при составлении учетной политики
Следует отметить, что и по налогообложению предусмотрена вариантность, но отсутствует в нормативных документах прямая необходимость формирования учетной политики в целях налогового учета. Однако, если существует вариантность, то организация должна выбрать один из допускаемых вариантов и закрепить его в учетной политике. Это может быть отдельный раздел в общей учетной политике организации или отдельное положение об учетной политике в целях налогообложения. При этом следует отметить, что при составлении учетных политик необходимо соблюдать единство аспектов. Так, даты принятия запасов на учет, момент признания выручки и другие даты должны быть идентичны для целей бухгалтерского и налогового учета. Даты признания доходов в целях бухгалтерского и налогового учета могут как совпадать, так и не совпадать в отдельных случаях. Это необходимо отметить в учетной политике. В случае совпадения дат в учетной политике целесообразно отметить, например: «датой отгрузки продукции, товаров в целях бухгалтерского и налогового учета является дата…». В случае несовпадения дат в учетной политике необходимо определить соответствующие даты как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета.
Примерная форма приказа об утверждении Положений об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета
Форма приказа может иметь следующий вид:
Общество с ограниченной ответственностью «АВС»
(ООО «АВС»)
ПРИКАЗ
30.12.2014 № 58
г.Минск
Об утверждении положений об учетной политике организации на 2015 год
Во исполнение ст.9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80, с учетом типового плана счетов бухгалтерского учета, установленного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной названным постановлением, а также Налогового кодекса Республики Беларусь и других действующих нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отчетности и налогообложению,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1.1. Положение об учетной политике общества с ограниченной ответственностью «АВС» в целях бухгалтерского учета на 2015 год и прилагаемые к нему:
1.1.1. рабочий план счетов бухгалтерского учета организации (приложение 1);
1.1.2. разработанные и утвержденные организацией формы первичных учетных документов (приложение 2);
1.1.3. разработанные организацией регистры бухгалтерского учета (приложение 3);
1.1.4. График документооборота (приложение 4);
1.1.5. График инвентаризации активов и обязательств организации (приложение 5);
1.2. Положение об учетной политике общества с ограниченной ответственностью «АВС» в целях налогового учета на 2015 год.
2. Контроль за исполнением названных положений возлагаю на главного бухгалтера Петрову Д.А.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 г.
Директор общества | Васильев | А.А.Васильев |
С приказом ознакомлена | Петрова | Д.А.Петрова 30.12.2014 |
Примерная форма Положения об учетной политике в целях бухгалтерского учета
|
УТВЕРЖДЕНО Приказом директора ООО «АВС» 30.12.2014 № 58 |
ПОЛОЖЕНИЕ
об учетной политике общества с ограниченной ответственностью «АВС» в целях бухгалтерского учета на 2015 год
I. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1. Признание, оценка, учет и амортизация долгосрочных активов.
1.1. Отнесение активов (инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструмента, оснастки и приспособлений) к основным средствам либо к отдельным предметам в составе средств в обороте.
К основным средствам при приобретении и передаче в эксплуатацию относятся:
- инвентарь;
- хозяйственные принадлежности;
- инструменты;
- оснастка и приспособления,
при соблюдении следующих критериев: __________________________________.
Варианты:
а) стоимостью свыше __________ руб. (указать стоимостный критерий);
б) соответствия установленному технологическому критерию (указать);
в) ________________ (иной вариант).
Обоснование:
• пункты 3 и 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее - Инструкция № 26);
• пункты 3 и 4 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133, постановление № 133);
• постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».
Пояснение
Исходя из Инструкции № 26 начиная с 1 января 2013 г. стоимостный критерий не входит в состав обязательных критериев при отнесении имущества к основным средствам или к предметам в обороте. Однако организация имеет право установить дополнительные условия признания, в том числе стоимостный критерий. Из разъяснения, размещенного на сайте Министерства финансов Республики Беларусь в разделе «О бухгалтерском учете основных средств» по адресу: http://www.minfin.gov.by/treatment/faq/tag/36, следует, что «Дополнительные условия признания могут быть установлены также в отношении отдельных видов оборудования и устройств, имеющих срок службы более года и используемых в деятельности организации для управленческих, хозяйственных нужд (калькуляторы, телефонные и факсимильные аппараты, модемы, принтеры, сканеры, счетчики и другие). Решение об отнесении указанных активов к основным средствам или запасам принимается организацией самостоятельно исходя из специфики осуществляемой ею деятельности».
Для сравнения с лимитом стоимости актива, по мнению автора, используется стоимость актива на момент принятия его к учету без НДС (ранее эта норма была закреплена в постановлении Министерства финансов Республики Беларусь от 23.03.2004 № 41 «О лимите стоимости активов, учитываемых в бухгалтерском учете в составе средств в обороте», утратившем силу в связи с принятием постановления № 133).
1.2. Учет процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств, начисленных после ввода основных средств в эксплуатацию.
Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение (создание) основных средств, начисленные после принятия к бухгалтерскому учету основных средств, учитываются __________________________________________.
Варианты:
а) в составе прочих расходов с отражением по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
б) в течение отчетного года в составе вложений в долгосрочные активы с отражением по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» и в конце отчетного года включаются в первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств.
Обоснование
Пункт 1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11.03.2013 № 16 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. постановление № 16 в связи с истечением срока действия утратило силу. |
1.3. Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств.
Комиссия по проведению амортизационной политики вправе __________________.
Варианты:
а) пересмотреть нормативные сроки службы и (или) сроки полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, в случаях, перечисленных в пп.25, 45 и 46 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее - Инструкция № 37/18/6);
б) пересмотреть нормативные сроки службы и (или) сроки полезного использования объектов основных средств в следующих случаях: __________;
в) не пересматривать нормативные сроки службы и (или) сроки полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, в случаях, перечисленных в пп.25, 45 и 46 Инструкции № 37/18/6.
Обоснование
Пункт 24 Инструкции № 37/18/6.
Пояснение
Если комиссией по проведению амортизационной политики пересмотр нормативных сроков службы объектов и (или) сроков их полезного использования не производится, то вариант в) можно не предусматривать в учетной политике.
1.4. Способы (методы) начисления амортизации основных средств.
Начисление амортизации основных средств производится ______________________.
Варианты:
а) линейным способом;
б) нелинейным способом - прямым методом суммы чисел лет;
в) нелинейным способом - обратным методом суммы чисел лет;
г) нелинейным способом - методом уменьшаемого остатка;
д) производительным способом.
В соответствии с п.46 Инструкции № 37/18/6 в случае непредвиденного изменения условий производства, реализации продукции (работ, услуг), приводящего к ухудшению финансового состояния и появлению убытков, организация вправе осуществить по всем или отдельным амортизируемым объектам единовременный переход к линейному, производительному способам начисления амортизации и (или) обратному методу суммы чисел лет.
Обоснование
Пункты 37, 46 Инструкции № 37/18/6.
Пояснение
Если применяется несколько способов (методов) начисления амортизации основных средств, то прилагаются списки основных средств с указанием, какими способами (методами) начисляется амортизация по тем или иным объектам. При закреплении соответствующего способа (метода) необходимо учитывать нормы п.41 Инструкции № 37/18/6, в соответствии с которым по отдельным видам основных средств не допускается применение нелинейного способа. Так, нелинейный способ не применяется при начислении амортизации, в частности, на:
• здания, сооружения, за исключением антенн и взлетно-посадочных полос;
• машины, оборудование и транспортные средства с нормативным сроком службы до 3 лет, легковые автомобили (кроме эксплуатируемых в качестве служебных, относимых к специальным, а также используемых для услуг такси);
• предметы интерьера, включая офисную мебель;
• предметы для отдыха, досуга и развлечений.
Способ (метод) начисления амортизации по объекту до окончания срока полезного использования может быть пересмотрен. В частности, способ (метод) начисления амортизации по объекту допускается изменять с начала года с обязательным отражением в учетной политике.
1.5. Способы (методы) начисления амортизации нематериальных активов.
Начисление амортизации нематериальных активов производится ________________.
Варианты:
а) линейным способом;
б) нелинейным способом - прямым методом суммы чисел лет;
в) нелинейным способом - обратным методом суммы чисел лет;
г) нелинейным способом - методом уменьшаемого остатка;
д) производительным способом.
Обоснование
Пункты 37, 46 Инструкции № 37/18/6.
Пояснение
Если применяется несколько способов (методов) начисления амортизации нематериальных активов, то прилагаются списки нематериальных активов с указанием, какими способами (методами) начисляется амортизация по тем или иным активам. При закреплении соответствующего способа (метода) необходимо учитывать нормы п.41 Инструкции № 37/18/6, в соответствии с которым по отдельным видам нематериальных активов не допускается применение нелинейного способа.
Нелинейный способ не применяется при начислении амортизации на фирменные наименования (абзац 8 п.41 Инструкции № 37/18/6).
1.6. Расчет амортизации основных средств и нематериальных активов.
Расчет амортизации производится исходя из _______________________.
Варианты:
а) месячной нормы амортизации;
б) месячной суммы амортизации.
Обоснование
Пункт 31 Инструкции № 37/18/6.
1.7. Определение амортизируемой стоимости основных средств и нематериальных активов.
По объектам, вводимым в эксплуатацию, _________________________________.
Варианты:
а) амортизируемая стоимость принимается за вычетом амортизационной ликвидационной стоимости (указать размер);
б) решение о применении амортизируемой стоимости за вычетом амортизационной ликвидационной стоимости принимается комиссией по проведению амортизационной политики;
в) амортизируемая стоимость определяется без уменьшения ее на амортизационную ликвидационную стоимость.
Обоснование
Пункт 71 Инструкции № 37/18/6.
1.8. Резерв по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам.
Создавать резерв по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам в случае выполнения условий, предусмотренных Инструкцией № 26.
В качестве ставки дисконтирования применять ставку рефинансирования, установленную Национальным банком Республики Беларусь.
Варианты:
а) в качестве ставки дисконтирования применять ставку по кредиту для организации в обслуживающем банке по данному виду обязательства;
б) резерв по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам не создавать.
Обоснование
Резерв по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам создается при одновременном выполнении следующих условий признания:
• организация имеет обязательство по выполнению работ по демонтажу и ликвидации основного средства, восстановлению природных ресурсов на занимаемом им земельном участке (далее - обязательство);
• предполагается выбытие активов для погашения обязательства;
• сумма обязательства может быть достоверно определена (пп.23, 24 Инструкции № 26).
Если погашение обязательства предполагается более чем через 12 месяцев после отчетной даты, то сумма создаваемого резерва на отчетную дату определяется путем умножения ставки дисконтирования на расчетную оценку затрат, необходимых для погашения обязательства.
Ставка дисконтирования определяется исходя из текущих рыночных оценок временной стоимости денежных средств и рисков, характерных для обязательства. В качестве ставки дисконтирования может применяться ставка рефинансирования, установленная Национальным банком Республики Беларусь, или, как следует из ст.9 Закона № 57-З, организация вправе закрепить в учетной политике, что в качестве ставки дисконтирования применяется ставка по кредиту в обслуживающем банке.
1.9. Сумма обесценения основных средств.
Сумма обесценения основного средства на конец отчетного периода ____________.
Варианты:
а) не отражается в бухгалтерском учете;
б) отражается в бухгалтерском учете на конец отчетного периода и равна сумме превышения остаточной стоимости основного средства над его возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения основного средства и возможности достоверного определения суммы обесценения. В качестве ставки дисконтирования применяется ставка рефинансирования, установленная Национальным банком Республики Беларусь;
в) отражается в бухгалтерском учете на конец отчетного периода и равна сумме превышения остаточной стоимости основного средства над его возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения основного средства и возможности достоверного определения суммы обесценения. В качестве ставки дисконтирования применяется ставка по кредиту в обслуживающем банке, характерная для основного средства.
Обоснование
Пункты 16, 17 Инструкции № 26.
Пояснение
Организация вправе на основании решения руководителя отразить в бухгалтерском учете на конец отчетного периода сумму обесценения основного средства, равную сумме превышения остаточной стоимости основного средства над его возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения основного средства и возможности достоверного определения суммы обесценения.
Сумма обесценения основного средства, учитываемого по первоначальной стоимости, отражается по дебету счета 91 и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (отдельный субсчет).
Сумма восстановления обесценения основного средства, учитываемого по первоначальной стоимости, отражается по дебету счета 02 (отдельный субсчет) и кредиту счета 91.
1.10. Учет содержания драгоценных металлов.
Содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, определять после их списания. При этом в учетных документах учинять запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания».
Вариант
Не предусматривать данную запись в учетной политике.
Обоснование
Пункт 34 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34.
1.11. Сумма обесценения нематериальных активов.
Сумма обесценения нематериального актива на конец отчетного периода _________________.
Варианты:
а) не отражается в бухгалтерском учете;
б) отражается в бухгалтерском учете на конец отчетного периода и равна сумме превышения остаточной стоимости нематериального актива над его возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения нематериального актива и возможности достоверного определения суммы обесценения. В качестве ставки дисконтирования применяется ставка рефинансирования, установленная Национальным банком Республики Беларусь;
в) отражается в бухгалтерском учете на конец отчетного периода и равна сумме превышения остаточной стоимости нематериального актива над его возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения нематериального актива и возможности достоверного определения суммы обесценения. В качестве ставки дисконтирования применяется ставка по кредиту в обслуживающем банке, характерная для нематериального актива.
Обоснование
Пункты 18 и 19 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее - Инструкция № 25, постановление № 25).
Пояснение
Организация вправе на основании решения руководителя отразить в бухгалтерском учете на конец отчетного периода сумму обесценения нематериального актива, равную сумме превышения остаточной стоимости нематериального актива над его возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения нематериального актива и возможности достоверного определения суммы обесценения.
Сумма обесценения нематериального актива, учитываемого по первоначальной стоимости, отражается по дебету счета 91 и кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов» (отдельный субсчет).
Сумма восстановления обесценения нематериального актива, учитываемого по первоначальной стоимости, отражается по дебету счета 05 (отдельный субсчет) и кредиту счета 91.
1.12. Переоценка нематериальных активов.
На конец отчетного периода не осуществлять переоценку нематериальных активов по текущей рыночной стоимости.
Вариант
На конец отчетного периода переоценивать нематериальные активы по текущей рыночной стоимости в случае возможности достоверного ее определения по данным активного рынка.
Обоснование
Пункт 17 Инструкции № 25.
![]() |
Справочно В Республике Беларусь коммерческими организациями переоценка нематериальных активов не проводится. |
1.13. Обесценение инвестиционной недвижимости.
Сумма обесценения инвестиционной недвижимости _________________.
Варианты:
а) не отражается в бухгалтерском учете;
б) отражается в бухгалтерском учете на конец отчетного периода и равна сумме превышения остаточной стоимости инвестиционной недвижимости над ее возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения инвестиционной недвижимости и возможности достоверного определения суммы обесценения. В качестве ставки дисконтирования применяется ставка рефинансирования, установленная Национальным банком Республики Беларусь;
в) отражается в бухгалтерском учете на конец отчетного периода и равна сумме превышения остаточной стоимости инвестиционной недвижимости над ее возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения инвестиционной недвижимости и возможности достоверного определения суммы обесценения. В качестве ставки дисконтирования применяется ставка по кредиту в обслуживающем банке, характерная для инвестиционной недвижимости.
Обоснование
Пункт 12 Инструкции по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости, утвержденной постановлением № 25.
1.14. Учет затрат на техническое диагностирование и освидетельствование.
Стоимость работ на техническое диагностирование и освидетельствование относится на _________________________.
Варианты:
а) счета учета затрат;
б) увеличение амортизируемой стоимости объектов основных средств.
Обоснование
Пункт 9 Инструкции № 37/18/6.
Пояснение
Источник отнесения затрат на техническое диагностирование и освидетельствование может устанавливаться комиссией по проведению амортизационной политики в каждом конкретном случае либо не предусматриваться запись об источнике списания расходов.
2. Признание, оценка, учет и списание запасов.
2.1. Погашение стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте.
Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте переносится на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию _____________________________________________________________________________
Варианты:
а) равными частями за период предполагаемого срока эксплуатации предметов.
б) в размере __________ %
Обоснование
Пункт 107 Инструкции № 133.
![]() |
Справочно Организация может выбрать и закрепить вариант (100 % - при передаче в эксплуатацию; 100 % - при выбытии из эксплуатации; 50 % - при передаче в эксплуатацию, 50 % - при выбытии из эксплуатации; равными долями в течение срока эксплуатации; иные), за исключением: • специальных инструментов и специальных приспособлений (инструменты и приспособления целевого назначения, штампы, пресс-формы и подобные им предметы); • специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов; • приспособлений целевого назначения (сосуды для выплавки стекла, фильеры, фильерные питатели, катализаторные сетки твердого агрегатного состояния и другие аналогичные приспособления целевого назначения), изготовленных из сплавов драгоценных металлов, по которым порядок отражения их потери стоимости предусмотрен в п.107 Инструкции № 133. |
3. Учет расходов на реализацию.
3.1. Ведение аналитического учета по счету 44 «Расходы на реализацию».
Расходы на управление учитывать на отдельном субсчете счета 44. Аналитический учет по счету 44 вести _______________________________________________________.
Варианты:
а) по статьям расходов.
Например:
• транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания;
• транспортные расходы по доставке товаров покупателям;
• расходы на оплату труда персонала;
• расходы по аренде (лизингу) основных средств и нематериальных активов;
• амортизация основных средств и нематериальных активов и т.п.;
б) по элементам.
Например:
• материальные затраты;
• затраты на оплату труда;
• амортизация основных средств и нематериальных активов;
• отчисления на социальные нужды;
• прочие затраты.
Обоснование:
• пункт 35 Инструкции № 50;
• пункт 10 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102).
![]() |
Справочно Целесообразно разработать положение по учету расходов на реализацию. Довольно часто торговые организации ошибочно учитывают расходы на управление организацией не на счете 44, а на счете 26 «Общехозяйственные затраты». В организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, к управленческим расходам относятся расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 44 и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы») (п.10 Инструкции № 102). |
3.2. Порядок распределения расходов на реализацию (транспортные затраты, связанные с приобретением товаров).
Транспортные затраты, связанные с приобретением товаров и относящиеся к реализованным товарам (относящиеся к отчетному месяцу) и товарам, оставшимся на конец месяца нереализованными (относящиеся к следующим отчетным месяцам), если данные транспортные затраты не включаются в стоимость приобретения товаров, распределяются пропорционально стоимости товаров по ___________________________.
Варианты:
а) ценам реализации с НДС;
б) покупным ценам с НДС;
в) ценам реализации без НДС;
г) покупным ценам без НДС.
Обоснование:
• пункт 12 Инструкции № 102;
• подпункт 2.3 п.2 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК);
• пункт 5.3 раздела «Формирование финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания» Методических указаний № 86.
Пояснение
Данный пункт включают в учетную политику организации, не отнесшие транспортные затраты, связанные с приобретением товаров, на увеличение стоимости товаров (счет 41).
3.3. Состав представительских расходов.
К представительским расходам относятся следующие расходы: _________________.
Обоснование
Письмо Министерства финансов Республики Беларусь от 21.01.2011 № 05-1-26/878.
4. Состав и порядок учета расходов будущих периодов.
К расходам будущих периодов относятся: __________________________.
Списание расходов будущих периодов осуществляется: _________________ (указывается по каждому виду, группам расходов будущих периодов).
Обоснование
Пункт 76 Инструкции № 50.
5. Оценка и учет товаров.
5.1. Дата принятия товаров на учет.
Датой принятия активов на учет является ______________________________.
Варианты:
а) дата их фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах (товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, CMR-накладной, счете-фактуре (инвойсе), акте приема-передачи, приходном ордере и др.), которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используются для подтверждения совершения сделок;
б) дата помещения товаров под таможенные режимы (процедуры), предусмотренные таможенным законодательством;
в) дата принятия активов к перевозке, если она осуществляется собственным транспортом организации;
г) дата принятия активов к перевозке экспедитором (перевозчиком), если оплату их услуг производит организация - получатель активов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 февраля 2018 г. следует руководствоваться формой международной товарно-транспортной накладной «CMR» согласно приложению к Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11, с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 15.12.2017 № 42. |
Обоснование:
• письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16.03.2011 № 4-2-20/879 «О дате принятия товаров к учету»;
• разъяснение Министерства финансов Республики Беларусь от 12.03.2011 № 15-1-6/131 «Об определении даты принятия товаров к бухгалтерскому учету».
5.2. Учет затрат, связанных с приобретением товаров.
Затраты, связанные с приобретением товаров, относятся на ______________________.
Варианты:
а) увеличение стоимости товаров (дебет счета 41);
б) расходы на реализацию товаров (дебет счета 44).
Обоснование:
• пункт 7 Инструкции № 133;
• пункт 12 Инструкции № 102;
• письмо Министерства финансов Республики Беларусь от 06.01.2012 № 15-1-18/15-1.
5.3. Распределение затрат по приобретению нескольких наименований товаров, относящихся на увеличение их стоимости.
Затраты, связанные с приобретением нескольких наименований товаров, распределяются пропорционально _____________________________________________.
Варианты:
а) стоимости приобретаемых товаров;
б) _______ (иной вариант).
Обоснование
Пункт 5 ст.9 Закона № 57-З.
![]() |
Справочно Затраты, включаемые в стоимость товаров и связанные одновременно с приобретением нескольких наименований товаров, следует распределять между этими товарами. Поскольку конкретный порядок распределения законодательством не установлен, его следует разработать с применением профессионального суждения и закрепить в учетной политике. |
6. Организация учета продуктов и товаров в кладовой и реализации готовой продукции из производства (кухни) в организациях общественного питания.
6.1. Движение продуктов и товаров в кладовой (на складе).
Учетной ценой товаров и продуктов в кладовой (на складе) является _______________________________________________________________________.
Варианты:
а) покупная цена (цена приобретения);
б) розничная цена (цена приобретения с учетом торговой надбавки);
в) продажная цена (розничная цена с учетом наценки общественного питания).
Обоснование
Подраздел 4.1.1 раздела 4 Методических рекомендаций № 74.
Пояснение
Учет поступивших от поставщика продуктов и товаров осуществляется в следующих ценах:
• покупных (ценах приобретения) - для отражения задолженности поставщику;
• учетных - для оприходования продуктов и товаров в кладовой.
Учетными ценами товаров и продуктов в кладовой в зависимости от принятой учетной политики могут быть: покупная цена (цена приобретения); розничная цена (цена приобретения с учетом торговой надбавки); продажная цена (розничная цена с учетом наценки общественного питания).
При выборе способа оценки товарных запасов в кладовой организации общественного питания следует учитывать организационную структуру, наличие подразделений, относящихся к различным наценочным категориям, частоту завоза продуктов и другие условия.
6.2. Учет реализации готовой продукции из производства (кухни).
Учет реализации готовой продукции ведется __________________________________.
Варианты:
а) в стоимостном измерении;
б) в количественно-стоимостном измерении.
Обоснование
Подраздел 4.1.2.3 раздела 4 Методических рекомендаций № 74.
Пояснение
В соответствии с принятой учетной политикой учет реализации готовой продукции может вестись в стоимостном или количественно-стоимостном измерении. В первом случае отпущенная в течение рабочего дня продукция указывается в акте о продаже и отпуске изделий кухни (приложение 17 к Методическим рекомендациям № 74), во втором - в акте о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет (приложение 18 к Методическим рекомендациям № 74).
7. Признание доходов и расходов.
7.1. Учет доходов и расходов по текущей деятельности, прочих доходов и расходов.
К доходам и расходам по текущей деятельности относятся: _____________________.
К доходам и расходам по инвестиционной деятельности относятся: ______________.
К доходам и расходам по финансовой деятельности относятся: _________________.
Обоснование
Инструкция № 102.
7.2. Дата признания выручки и доходов от реализации.
Дата отгрузки продукции, товаров для целей бухгалтерского и налогового учета, а также доходов от реализации иных запасов, инвестиционных активов и финансовых вложений определяется по ____________________________________________________.
Варианты:
а) дате их отпуска покупателю со склада предприятия;
б) по дате начала транспортировки;
в) _________________ (иная дата, но не позднее даты начала их транспортировки).
Обоснование
Пункт 17 Инструкции № 102.
![]() |
Обратите внимание! При определении даты признания выручки и доходов от реализации в бухгалтерском учете эта дата может не совпадать с датой фактической реализации для целей исчисления НДС и датой определения выручки для целей налогообложения прибыли (ст.100, п.4 ст.127 НК). |
7.3. Организация учета доходов и расходов от сдачи имущества в аренду.
Доходы и расходы от сдачи в аренду имущества (за исключением инвестиционной недвижимости, предметов проката и запасов) учитывать на счете _______________________________________________________________________.
Варианты:
а) 90, а сдаваемое в аренду имущество - на счете 01 «Основные средства». Расходы списываются в дебет счета 90 со счетов учета затрат. Сдача в аренду такого имущества является текущей деятельностью;
б) 91, а сдаваемое в аренду имущество - на счете 03 «Доходные вложения в материальные активы». Сдача в аренду такого имущества является инвестиционной деятельностью.
Обоснование:
• пункт 8 Инструкции № 50;
• пункты 2 и 14 Инструкции № 102.
8. Создание и учет резервов.
8.1. Создание резерва по сомнительным долгам.
При признании долгов сомнительными создаются резервы по сомнительным долгам.
Резервы по сомнительным долгам создаются на конец отчетного _________________.
Варианты:
а) месяца;
б) квартала;
в) года.
Величина резервов по сомнительным долгам определяется по ________________.
Варианты:
а) каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора, возможности погашения им задолженности полностью или частично и других факторов;
б) группам дебиторской задолженности на основе ее распределения по срокам непогашения;
в) всей сумме дебиторской задолженности на основе выручки от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг за отчетный период и коэффициента сомнительной задолженности.
Обоснование
Глава 6 Инструкции № 102.
8.2. Создание резервов на счете 96 «Резервы предстоящих платежей».
8.2.1. Резервы предстоящих платежей ___________________________________.
Варианты:
а) не создаются;
б) создаются:
- на оплату отпусков (включая отчисления на социальное страхование и обеспечение в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»);
- по затратам на реструктуризацию организации;
- по обременительным договорам;
- по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам;
- по списанию потерь товаров в пределах норм естественной убыли (норм потерь от боя, лома, порчи товаров);
- ______________ (прочие резервы, создаваемые в соответствии с действующим законодательством).
Обоснование:
• пункт 75 Инструкции № 50;
• глава 4 Инструкции № 26;
• раздел 5 приказа Министерства торговли Республики Беларусь от 02.04.1997 № 42 «О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете».
8.2.2. Создание резерва естественной убыли.
![]() |
Справочно Резерв создается, если в учетной политике не предусмотрено ежемесячное проведение инвентаризации товаров. |
Резерв естественной убыли _______________________________________________.
Варианты:
а) не создается;
б) создается в пределах норм естественной убыли.
Обоснование
Пункт 5 Методических рекомендаций № 10.
Пояснение
На суммы естественной убыли продуктов при хранении, которые выявляются или возникают в течение года равномерно, для более точного определения фактических затрат отчетного периода эти расходы могут включаться в издержки каждого месяца в плановом размере.
Организации торговли имеют право предусматривать при разработке учетной политики создание резервов на списание затрат по естественной убыли.
8.2.3. Создание резерва на списание потерь товаров.
![]() |
Справочно Резерв создается, если в учетной политике не предусмотрено ежемесячное проведение инвентаризации товаров. |
Резерв на списание потерь товаров ______________________.
Варианты:
а) не создается;
б) создается в пределах норм потерь от боя, лома, порчи товаров.
Обоснование
Пункт 5 Методических рекомендаций № 10.
Пояснение
Организации торговли имеют право предусматривать при разработке учетной политики создание резервов на списание затрат по нормируемым потерям товаров.
Списание товарных потерь на издержки обращения производится с учетом Норм товарных потерь, методики расчета и порядка отражения в учете, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 02.04.1997 № 42.
8.3. Создание резерва на забывчивость покупателей.
Резерв на забывчивость покупателей _________________________________________
Варианты:
а) не создается, а недостача списывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации;
б) создается в размере 1,5 % от суммы товарооборота в отделах, секциях самообслуживания;
в) создается в ином размере от суммы товарооборота в отделах, секциях самообслуживания.
Обоснование:
• пункт 75 Инструкции № 50;
• пункт 7 Методических рекомендаций № 10;
• пункт 2 Методических рекомендаций № 113.
Пояснение
Согласно п.75 Инструкции № 50 счет 96 предназначен для обобщения информации о наличии и движении обязательств, в отношении которых имеется неопределенность в суммах будущих платежей, необходимых для их погашения.
К счету 96 могут быть открыты субсчета по видам резервов предстоящих платежей.
На счете 96 отражаются суммы предстоящей оплаты отпусков (включая отчисления на социальное страхование и обеспечение), суммы предстоящих платежей по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резервы по затратам на реструктуризацию организации, резервы по обременительным договорам, резервы по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам, прочие резервы, установленные законодательством и учетной политикой организации.
Пунктом 7 Методических рекомендаций № 10 предусмотрено, что за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и обязательных платежей, может образовываться фонд риска (для отнесения потерь на забывчивость покупателей в магазинах, торгующих по методу самообслуживания, и прочих затрат и потерь, возникших сверх предусмотренных норм естественной убыли при хранении и реализации товаров (уценка и др.)).
Расчет и документальное оформление потерь товаров в магазинах самообслуживания и магазинах, торгующих с открытой выкладкой товаров, регламентируются Методическими рекомендациями № 113.
Согласно п.2 Методических рекомендаций № 113 при определении нормы потерь товаров, реализуемых по методу самообслуживания и с открытой выкладкой, списываемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении торговой организации, применяются рекомендуемые нормы, приведенные в Методических рекомендациях № 113 или утвержденные самостоятельно собственником торговой организации.
9. Учет временных разниц.
Аналитический учет временных разниц ведется в _____________________________.
Варианты:
а) аналитических таблицах;
б) на отдельных забалансовых счетах;
в) _____________ (иной способ).
Обоснование
Пункт 21 Инструкции № 133.
10. Учет и переоценка ценных бумаг.
Справедливая стоимость ценных бумаг определяется: _____________________.
Варианты:
а) по рыночной цене в случае, если они котируются на фондовом рынке и по ним устанавливается рыночная цена в порядке, определенном постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.04.2010 № 44 «О некоторых вопросах расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг и признании утратившим силу постановления Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2003 г. № 06/П»;
б) ___________ (иной способ).
Переоценка ценных бумаг, учитываемых по справедливой стоимости, проводится _______________________________________________________________.
Варианты:
а) в последний рабочий день месяца;
б) __________ (в иные сроки).
![]() |
Справочно Переоценка в последний рабочий день месяца является обязательной. |
Обоснование
Пункты 4, 15-17 Инструкции по бухгалтерскому учету ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.12.2006 № 164.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Финансовые инструменты», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.12.2018 № 74. |
11. Учет активов, сумм доходов и расходов, выраженных в иностранной валюте.
11.1. Определение стоимости каждой единицы актива (части расходов) в случае перечисления авансов в частичной стоимости.
При перечислении авансов в иностранной валюте в размере части стоимости активов (суммы расходов), выраженной в иностранной валюте, стоимость каждой единицы актива (части расходов) в белорусских рублях определяется исходя из ___________________________________.
Варианты:
а) цены единицы актива (части расходов) в иностранной валюте и среднего курса поставки.
![]() |
Справочно Средний курс поставки определяется путем деления общей стоимости приобретенных активов (суммы понесенных расходов) в белорусских рублях, определенной в порядке, установленном законодательством, на общую стоимость активов (сумму расходов) в иностранной валюте; |
б) ______ (иной вариант).
Обоснование
Пункт 3 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69 (далее - Национальный стандарт № 69).
11.2. Определение суммы доходов от реализации каждой единицы (части) активов (части доходов) в случае частичного авансирования.
При получении авансов в иностранной валюте в размере части суммы доходов, выраженных в иностранной валюте, сумма доходов от реализации каждой единицы (части) актива (части доходов) в белорусских рублях определяется исходя из __________.
Варианты:
а) общей суммы дохода, определенной в белорусских рублях в установленном законодательством порядке, пропорционально стоимости каждой единицы (части) активов (части доходов) в иностранной валюте;
б) __________ (иной вариант).
Обоснование
Пункт 4 Национального стандарта № 69.
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА
12. Организация ведения учета и составления отчетности.
Ведение бухгалтерского учета в организации и составление отчетности __________________.
Варианты:
а) возложено на созданное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) возложено на главного бухгалтера;
в) передано по договору ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;
г) возложено на директора (вариант для микроорганизации, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в п.3 ст.8 Закона № 57-З).
Обоснование
Статья 7 Закона № 57-З.
13. Форма бухгалтерского учета.
Ведение бухгалтерского учета осуществляется по _____________________________.
Варианты:
а) автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета с использованием бухгалтерской программы _____________;
б) журнально-ордерной форме учета;
в) журнально-ордерной форме учета с частичной автоматизацией ______________________ (указываются участки);
г) мемориально-ордерной форме;
д) __________ (иная форма).
Обоснование
14. Рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
Аналитический и синтетический учет ведется на основании утвержденного организацией плана счетов бухгалтерского учета (приложение 1 к данному Положению).
Обоснование:
• статья 1 Закона № 57-З;
• Инструкция № 50.
15. Регистры бухгалтерского учета.
Применяются разработанные организацией регистры бухгалтерского учета (выходные формы) (приложение 3 к данному Положению).
Обоснование
Абзац 18 ст.1, ст.11 Закона № 57-З.
16. Формы первичных учетных документов.
Хозяйственные операции, по которым законодательством не предусмотрены формы первичных учетных документов, оформляются ___________________________________.
Варианты:
а) с использованием форм, разработанных и помещенных в Рабочий альбом форм документов (приложение 2 к данному Положению);
б) с использованием форм первичных учетных документов, разработанных и утвержденных приказом директора (приложение 2 к данному Положению).
Обоснование:
• статья 10 Закона № 57-З;
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов».
17. Учет бланков документов с определенной степенью защиты, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты.
Перечень документов, относящихся к бланкам документов с определенной степенью защиты, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты, место, порядок их хранения и использования утвержден приказом директора от ________ № ___ (приложение ___ к данному Положению). Список лиц, ответственных за ведение учета и хранение бланков, утвержден приказом директора от __________ № ___ (приложение ___ к данному Положению).
Обоснование
Пункты 3 и 7 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196.
18. График документооборота.
С целью рационализации движения первичных учетных документов утвержден график документооборота (приложение 4 к данному Положению).
19. График проведения инвентаризаций.
Инвентаризация активов, собственного капитала и обязательств проводится в соответствии с утвержденным руководителем графиком инвентаризации активов и обязательств организации (приложение 5 к данному Положению).
Обоснование:
• статья 13 Закона № 57-З;
• пункты 7-9 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180.
20. Формы бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность составляется по формам, установленным ______________.
Варианты:
а) постановлением № 111;
б) постановлением № 111, с дополнительными показателями (приложение __ к данному Положению).
Обоснование
Пункт 8 Инструкции № 111.
Приложение 1 к Положению об учетной политике общества с ограниченной ответственностью «АВС» в целях бухгалтерского учета на 2015 год |
Рабочий план счетов бухгалтерского учета организации
Приложение 2 к Положению об учетной политике общества с ограниченной ответственностью «АВС» в целях бухгалтерского учета на 2015 год |
Разработанные и утвержденные организацией формы первичных учетных документов
Приложение 3 к Положению об учетной политике общества с ограниченной ответственностью «АВС» в целях бухгалтерского учета на 2015 год |
Разработанные организацией формы регистров бухгалтерского учета
Приложение 4 к Положению об учетной политике общества с ограниченной ответственностью «АВС» в целях бухгалтерского учета на 2015 год |
График документооборота
Приложение 5 к Положению об учетной политике общества с ограниченной ответственностью «АВС» в целях бухгалтерского учета на 2015 год |
График инвентаризации активов и обязательств организации
Примерная форма Положения об учетной политике в целях налогового учета
УТВЕРЖДЕНО Приказ директора ООО «АВС» 30.12.2014 № 58 |
ПОЛОЖЕНИЕ
об учетной политике общества с ограниченной ответственностью «АВС» в целях налогового учета на 2015 год
1. Момент отгрузки товаров для целей исчисления НДС (для организаций торговли, осуществляющих доставку (транспортировку) либо производящих затраты по их доставке).
Днем отгрузки товаров в целях определения момента фактической реализации по НДС устанавливается дата ____________.
Варианты:
а) составления товаросопроводительного (товарно-транспортного) документа и отпуска товара со склада;
б) начала транспортировки.
Обоснование
Части первая и вторая п.1 ст.100 НК.
Пояснение
В том случае, если продавец не осуществляет доставку (транспортировку) товаров либо не производит затрат по их доставке (транспортировке), днем отгрузки товаров признается дата их отпуска покупателю (получателю или организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющей перевозку (экспедирование) товара, или организации связи).
В иных случаях днем отгрузки товаров является дата, определяемая в соответствии с учетной политикой организации, но не позднее даты начала их транспортировки. В качестве такой даты может быть указана дата составления товарно-транспортного документа или дата начала транспортировки товаров, определяемая по графе 16 «Дата, время убытия с погрузки» (для товарно-транспортной накладной формы ТТН-1) и по графе 22 «Убытие из-под погрузки» (для CMR-накладной).
2. Момент отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав собственником (правообладателем) на основе договоров комиссии, поручения, иных аналогичных гражданско-правовых договоров при реализации продукции (выполнении работ, оказании услуг) для целей исчисления НДС и акцизов.
Днем отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав признается дата ___________________.
Варианты:
а) отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионеру, поверенному;
б) отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю, заказчику.
Обоснование
Часть седьмая п.1 ст.100, часть третья п.1 ст.118 НК.
Пояснение
Если порядок определения даты отгрузки товаров на основании договоров комиссии в учетной политике организации не предусмотрен, то соответственно день отгрузки товаров в данном случае должен определяться по общему принципу.
Основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета являются накладные форм ТТН-1 и ТН-2, которые применяются юридическими лицами всех форм собственности. Оформленная накладная формы ТТН-1 является основанием для списания со складского и бухгалтерского учета товара у грузоотправителя (п.2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192).
Таким образом, моментом фактической реализации товаров в данной ситуации будет являться дата оформления товарно-транспортных и товарных накладных и передачи товара перевозчику.
![]() |
Обратите внимание! В целях исчисления налога на прибыль датой отражения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комитентом (доверителем) при их реализации по указанным договорам признается соответственно дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером (поверенным) покупателю (часть четвертая п.4 ст.127 НК). |
3. Момент фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу НДС согласно п.18 ст.98 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Моментом фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу НДС согласно п.18 ст.98 НК, признается день _____________________.
Варианты:
а) отражения указанных сумм в бухгалтерском учете;
б) их получения.
Обоснование
Пункт 18 ст.98, часть вторая п.8 ст.100 НК.
Пояснение
Данный пункт учетной политики касается налоговой базы для исчисления НДС, которая увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению):
• за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
• в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
• в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом.
Налоговая база налога на добавленную стоимость увеличивается у комиссионера в части дополнительной выгоды, причитающейся комиссионеру, у комитента - в части дополнительной выгоды, причитающейся комитенту (п.18 ст.98 НК).
4. Момент фактической реализации подакцизных товаров в целях исчисления сумм акцизов.
Момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров в целях исчисления и уплаты сумм акцизов в бюджет по договорам комиссии устанавливается по мере __________________.
Варианты:
а) отгрузки подакцизных товаров комитентом;
б) подакцизных товаров комиссионером (поверенным) покупателю.
Обоснование
Пункт 1 ст.118 НК.
Пояснение
Организации - плательщики акцизов определяют момент фактической реализации подакцизных товаров для целей исчисления акцизов по общему правилу, установленному частью первой п.1 ст.118 НК (как приходящийся на налоговый период день отгрузки (передачи) (в том числе структурному подразделению плательщика) подакцизных товаров).
Днем отгрузки подакцизных товаров на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров признается дата отгрузки подакцизных товаров их собственником, правообладателем комиссионеру (поверенному) либо дата отгрузки подакцизных товаров комиссионером (поверенным) покупателю.
5. Метод распределения налоговых вычетов по НДС.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, общая сумма налоговых вычетов распределяется методом ___________.
Варианты:
а) удельного веса;
б) раздельного учета.
Обоснование
Часть вторая п.24 ст.107 НК.
![]() |
Справочно Если в учетной политике не закреплен применяемый метод распределения налоговых вычетов по НДС, то применяется метод удельного веса, который в учетной политике можно не закреплять. В случае ведения плательщиком книги покупок в распределении участвуют суммы НДС, отраженные в книге покупок. |
6. Налоговые вычеты по НДС прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам (данный пункт не является обязательным и может отсутствовать).
Налоговые вычеты прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам в текущем налоговом периоде принимаются к вычету ____________________________.
Варианты:
а) равными долями в каждом отчетном периоде по 1/12 (отчетным периодом признается календарный месяц);
б) равными долями в каждом отчетном периоде по 1/4 (отчетным периодом признается календарный квартал);
Обоснование
Часть третья п.7, часть четвертая п.24 ст.107 НК.
7. Участие налоговых вычетов прошлого налогового периода в распределении при применении метода удельного веса (данный пункт не является обязательным и может отсутствовать).
При распределении налоговых вычетов методом удельного веса налоговые вычеты прошлого налогового периода в распределении не участвуют.
Обоснование
Часть четвертая п.24 ст.107 НК.
![]() |
Справочно Если распределение производится методом удельного веса и в учетной политике не оговорено, что в распределении не участвуют налоговые вычеты прошлого налогового периода, то эти вычеты подлежат распределению методом удельного веса в установленном НК порядке. |
8. Исчисление и уплата НДС при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица (данный пункт не является обязательным и может отсутствовать).
При передаче в пределах одного юридического лица товаров (работ, услуг), имущественных прав исчисление и уплата НДС производятся по следующим объектам: __________.
Обоснование
Часть шестая п.21 ст.107 НК.
![]() |
Справочно Если в учетной политике данный пункт не предусмотрен, то исчисление и уплата НДС не производятся. Если принято решение не исчислять НДС при передаче объектов в пределах одного юридического лица, то данное решение в учетной политике можно не закреплять. |
9. Ведение книги покупок (данный пункт не является обязательным и может отсутствовать).
В организации ведется книга покупок.
Обоснование
Статья 641, п.6 ст.107 НК.
![]() |
Обратите внимание! Отсутствие данного пункта в учетной политике будет означать, что организация не ведет книгу покупок. Однако организации, получившие до 1 января 2015 г. уведомление от налогового органа о включении их в перечень крупных плательщиков, обязаны с 1 января 2015 г. вести книгу покупок. В этом случае они могут не оговаривать в учетной политике ведение книги покупок, так как ее ведение обязательно (вариантов нет). Включение организаций в перечень крупных плательщиков осуществляется в соответствии со ст.641 НК. |
10. Метод расчета суммы акцизов, подлежащей включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Расчет суммы акцизов, подлежащей включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, производится методом ________________________________________.
Варианты:
а) удельного веса;
б) раздельного учета направления использования подакцизных товаров.
Обоснование
![]() |
Справочно Если метод расчета сумм акцизов в учетной политике не закреплен, то применяется метод удельного веса. |
Главный бухгалтер ООО «АВС» | Петрова | Д.А.Петрова |
27.03.2015
Елена Рачицкая, экономист