


Материал помещен в архив
ФОРМИРУЕМ ОТПУСКНЫЕ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ И ПРЯНО-АРОМАТИЧЕСКИХ РАСТЕНИЙ
Государственная программа развития лекарственного растениеводства
Одним из основных факторов экономического развития Республики Беларусь на ближайшую перспективу является внедрение в практику наукоемких эффективных производств и технологий. Биотехнологии - это интенсивно развивающийся сектор экономики большинства развитых стран, созданию благоприятных условий и стимулированию развития которого способствовало принятие во многих государствах (США, Германия, Канада, Великобритания и др.) специальных долгосрочных программ. В Республике Беларусь с целью развития биотехнологий и создания на их основе новых или перепрофилирования существующих производств постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 371 утверждена в новой редакции Государственная программа «Инновационные биотехнологии» на 2010-2012 годы и на период до 2015 года (далее - Государственная программа). Эта программа призвана решить следующий ряд назревших проблем:
• обеспечить население более качественным продовольствием;
• разработать современные профилактические меры и технологии диагностики и лечения заболеваний человека и сельскохозяйственных животных;
• создать новые материалы;
• осуществить производство импортозамещающего биотехнологического оборудования.
В подпрограмме «Сельскохозяйственная биотехнология (растениеводство)», которая приведена в приложении 3 к Государственной программе, отмечено, что разработка и освоение в производстве высококачественных конкурентоспособных микробных препаратов (биоудобрений, средств защиты растений, биоконсервантов), способных заменить импортные аналоги и занять свою нишу на отечественном и мировом рынках, является одной из приоритетных задач биотехнологии.
В последние десятилетия во всем мире значительно вырос интерес к лекарственным средствам природного происхождения. Препараты растительного происхождения используются при лечении самых разнообразных заболеваний человека. Около 40 % фармацевтической продукции изготавливается из лекарственных растений. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, в ближайшие 10 лет доля фитопрепаратов в общих объемах потребления достигнет 60 %. Связано это с тем, что более 12 % населения Земли страдает аллергией, в т.ч. к синтетическим препаратам.
Проблема фитотерапии особенно актуальна для Беларуси, где в условиях постчернобыльского радиационного загрязнения, недостаточной обеспеченности витаминами и минеральными веществами практически каждый житель для сохранения здоровья нуждается в адаптогенах, радиопротекторах и иммуномодуляторах.
В республике культивируется более 35 видов лекарственных и пряно-ароматических растений, в то время как государственный реестр содержит более 100 видов растений, используемых в фармацевтической и пищевой промышленности. Производством лекарственного и пряно-ароматического сырья занимаются сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства.
Переработку лекарственного растительного сырья в нашем государстве осуществляют организации разных форм собственности и ведомственной подчиненности, имеющие специальное разрешение (лицензию) на право занятия фармацевтической деятельностью.
Безусловно, лекарственное растениеводство должно стать высокорентабельной и доходной подотраслью, что позволит улучшить финансовое положение сельскохозяйственных организаций, повысить благосостояние занятых в них работников.
Особенности ценообразования на продукцию, изготавливаемую из лекарственных и пряно-ароматических растений
Рассмотрим вопросы ценовой политики, касающиеся производителей лекарственных и пряно-ароматических растений.
Как известно, в основе расчетов с покупателями лежат цены. Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон № 255-З) устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.
В Законе № 255-З даны следующие определения основных терминов:
• свободная цена (тариф) - это цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;
• регулируемая цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину;
• фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;
• предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.
Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, осуществляется путем установления предельных максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию растениеводства и фиксированных цен на сельскохозяйственную продукцию животноводства. Например, предельные максимальные цены на сельскохозяйственную продукцию (растениеводства) урожая 2013 года, закупаемую для государственных нужд, установлены постановлением Минсельхозпрода РБ от 17.06.2013 № 25. При этом лекарственные и пряно-ароматические растения отсутствуют в числе названных в приложении к данному постановлению сельскохозяйственных культур.
Каким же образом следует формировать отпускные цены на продукцию лекарственных и пряно-ароматических растений?
Организациям, занимающимся выращиванием указанных растений, надо обратить внимание на ст.6 Закона № 255-З, в соответствии с которой в Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных этим Законом, применяются свободные цены (тарифы). Следовательно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, выращивающие указанные растения, имеют право самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену на товар, если в отношении него в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование (ст.12 Закона № 255-З). При этом указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования (абзац 3 ст.13 Закона № 255-З).
Таким образом, цены на производимые лекарственные и пряно-ароматические растения формируются производителями названной продукции исходя из плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли с учетом конъюнктуры рынка.
При формировании отпускной цены следует учитывать, что плановые затраты рассчитываются в соответствии с Методическими рекомендациями по учету затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг), утвержденными постановлением Минсельхозпрода РБ от 31.08.2009 № 65 (далее - Методические рекомендации). Так, себестоимость продукции лекарственных культур полевого возделывания (валериана лекарственная, зверобой обыкновенный, календула лекарственная (ноготки), ромашка аптечная и др.) исчисляется путем распределения общей суммы затрат на возделывание культур и уборку урожая пропорционально стоимости отдельных видов продукции по действующим ценам их реализации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 января 2016 г. действуют Методические рекомендации по учету затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг), утвержденные письмом Минсельхозпрода РБ от 14.01.2016 № 04-2-1-32/178. |
Калькуляция себестоимости продукции эфиромасличных культур (тмин, кориандр, мята перечная, шалфей мускатный и др.) производится аналогично продукции лекарственных культур (п.136 главы 18 Методических рекомендаций).
Объекты учета по лекарственным культурам
Объекты учета затрат и исчисления себестоимости продукции лекарственных культур представим в виде таблицы (см. приложение 4 к Методическим рекомендациям).
Объекты бухгалтерского учета производственных затрат |
Объекты исчисления себестоимости продукции |
Единица исчисления себестоимости продукции |
Лекарственные культуры возделываемые травянистые однолетние | ||
Кассия остролистная, мак масличный, календула лекарственная (ноготки), ромашка аптечная, череда трехраздельная, дурман индейский и др. |
Листья Плоды Семена |
1 ц 1 ц 1 ц |
Лекарственные культуры возделываемые травянистые многолетние | ||
Алоэ древовидное, белладонна, валериана лекарственная, женьшень обыкновенный, зверобой обыкновенный, полынь цитварная, пустырник пятилопостный, ромашка далматская, солодковый корень (лакричник) и др. |
Листья свежие Побеги Рассада Трава свежая Корни Семена |
1 ц 1 тыс.шт. 1 тыс.шт. 1 ц 1 ц 1 ц |
Эфиромасличные культуры |
Плоды |
1 ц |
Эфиромасличные культуры травянистые однолетние и двулетние | ||
Кориандр, анис, тмин, ажгон, фенхель и др. |
Семена |
1 ц |
Эфиромасличные культуры травянистые многолетние | ||
Мята перечная, герань эфиромасличная, шалфей мускатный и др. |
Листья свежие Корневища Зеленая масса Черенки Саженцы Соцветия Семена |
1 ц 1 ц 1 ц 1 тыс.шт. 1 тыс.шт. 1 ц 1 ц |
Эфиромасличные культуры кустарниковые | ||
Лаванда настоящая, жасмин крупноцветный, ладанник, роза эфиромасличная, пачули, акация серебристая, азалия, сирень эфиромасличная |
Соцветия Цветки Листья и ветки свежие Зеленая масса Саженцы |
1 ц 1 ц 1 ц 1 ц 1 тыс.шт. |
Эфиромасличные культуры древовидные | ||
Эвкалипт, камфорное дерево, акация белая и др. |
Листья свежие Цветки Саженцы |
1 ц 1 ц 1 тыс.шт. |
Особенности, которые следует учитывать при составлении плановой калькуляции на продукцию лекарственных культур
Пунктом 123 «в» главы 16 Методических рекомендаций определено, что себестоимость продукции лекарственных культур определяется с учетом установленных требований, а именно - франко-пункт приемки (хранения).
При обосновании отпускных цен производители лекарственных культур составляют плановые калькуляции себестоимости производимой продукции с расшифровками прямых статей затрат (сырье и материалы, заработная плата) и обоснованием накладных и других расходов. Экономическое обоснование составляется по всем видам лекарственных культур.
На продукцию лекарственных культур плановые калькуляции по обоснованию формируемых цен составляются на основе нормативно-прогнозной себестоимости, определяемой исходя из суммарных нормативных затрат на 1 га посевных площадей (иную принятую единицу измерения), используемых под конкретные культуры, и ожидаемой урожайности данных культур. Нормативно-прогнозная себестоимость определяется в расчете на тонну или центнер продукции. Годовая нормативно-прогнозная себестоимость может составляться при формировании отпускных цен на продукцию к сезону уборки урожая.
На продукцию защищенного грунта с учетом сбора урожая в течение года при формировании цен составляется годовая, квартальная и (или) помесячная нормативно-прогнозная себестоимость.
Себестоимость продукции лекарственных культур, произведенная в истекшем году, определяется с учетом фактических расходов за прошедший год и затрат по хранению продукции и ее доработке.
Покупные сырье и материалы (например, удобрения) включаются в расчет формируемых цен по учетным ценам, определяемым исходя из среднесложившихся цен их приобретения без НДС (по отпускным ценам организаций-изготовителей, а при приобретении у снабженческих и оптовых организаций - по отпускным ценам с учетом оптовой надбавки не выше установленной предельной) на дату формирования закупочных цен. Затраты на сырье и материалы собственного производства (например, семена) включаются в расчет закупочных цен по плановой (фактической) себестоимости.
![]() |
Обратите внимание! Норматив рентабельности при формировании цены на продукцию лекарственных культур законодательно не установлен. Его величина определяется с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка, факторов сезонности производства и др. |
Налоги и неналоговые платежи включаются в расчет отпускных цен в соответствии с действующим законодательством.
Пример составления плановой калькуляции
С учетом вышеизложенного рассмотрим пример составления плановой калькуляции, подтверждающей величину отпускной цены (цифры условные).
РУСП «Победитель» |
УТВЕРЖДЕНА _________________________________ (руководитель организации, Ф.И.О.) _________________________________ (дата утверждения) М.П. |
ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ по расчету закупочных цен на шиповника плоды | |||
| |||
№ п/п |
Статьи затрат |
Затраты в рублях на 1 ц продукции |
Пояснения по расчету затрат |
1 |
Сырье и материалы |
170 000 |
Расшифровка стоимости сырья и материалов |
2 |
Расходы на оплату труда |
32 000 |
Расшифровка расходов на оплату труда |
3 |
Отчисления на социальные нужды: |
|
|
|
- обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ |
8 960 |
Строка 2 х 28 % (ставка состоит из двух ставок (22 % + 6 %), применяемых на основании абзаца 3 части первой и части второй ст.3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» с учетом п.1 Указа Президента РБ от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций»). |
|
- страховые взносы в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний |
96 |
Строка 2 х 0,3 % (согласно абзацу 7 подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования»; п.244 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530) |
4 |
Содержание и эксплуатация основных средств |
24 000 |
Вспомогательный расчет исходя из сметы затрат |
5 |
Работы и услуги сторонних организаций |
19 000 |
Расшифровка расходов на оплату работ и услуг сторонних организаций |
6 |
Затраты по организации производства и управлению |
21 000 |
Расшифровка затрат по организации производства и управлению |
7 |
Прочие затраты |
8 000 |
Расшифровка прочих затрат |
8 |
Производственная себестоимость |
283 056 |
Сумма строк с 1 по 7 |
9 |
Расходы по реализации |
13 944 |
Вспомогательный расчет исходя из сметы затрат |
10 |
Полная себестоимость |
297 000 |
Строка 8 + стр.9 |
11 |
Рентабельность, % |
15 |
С учетом качества продукции и конъюнктуры рынка |
12 |
Прибыль |
44 550 |
Строка 10 х стр.11 / 100 |
13 |
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (если организация является его плательщиком) |
3 450 |
По ставке 1 % (п.1 ст.305 Налогового кодекса РБ); (стр.10 + стр.12) х 1 % / (100 % - 1 %) |
14 |
Отпускная цена за 1 ц |
345 000 |
Строка 10 + стр.12 + стр.13 |
15 |
Отпускная цена за 1 кг (при реализации организациям розничной торговли) |
3 450 |
Строка 14 / 100 кг |
Бухгалтер |
|
Иванова |
|
В.С.Иванова |
|
|
(подпись) |
|
(инициалы, фамилия) |
Дифференциация отпускных цен
Следует учитывать, что сформированные согласно экономическому обоснованию отпускные цены могут дифференцироваться по качественным параметрам в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. В частности, по продукции лекарственных культур цены могут дифференцироваться по классам, сортам и т.д. При этом необходимо разработать порядок дифференциации отпускных цен по качественным параметрам.
При формировании цен на выращенную продукцию лекарственных культур производители могут обращать внимание на цены, устанавливаемые при закупках на дикорастущее лекарственное и растительное сырье в сухом виде, соответствующее характеристикам и нормам стандартов.
Сформированные отпускные цены на выращенную продукцию утверждаются руководителем организации.
В заключение отметим, что заготовителям в 2013 г. предоставлено право свободного ценообразования на заготавливаемую продукцию. Заготовительные организации формируют закупочные цены на дикорастущую продукцию на основании данных по биологическим и эксплуатационным запасам дикорастущей продукции в различных регионах республики, с учетом конъюнктуры рынка, цен возможной реализации перерабатывающим и торговым организациям, цен в соседних регионах, качества дикорастущей продукции и ее соответствия характеристикам и нормам, предусмотренным действующими техническими нормативными правовыми актами.
01.01.2014
Нина Анищенко, экономист
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2014 г. в Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» на основании Закона РБ от 11.07.2014 № 192-З внесены изменения и дополнения. |