


Материал помещен в архив
ФОРМИРУЕМ ЦЕНЫ НА МЯСО-МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ
Большой ассортимент мясо-молочной продукции входит в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством. Какие способы регулирования цен на такие товары применяются республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами? Какие ограничения существуют при формировании цен на эти товары?
В материалах предлагаемого пособия вы найдете ответы на эти и другие вопросы, связанные с применением на практике положений законодательства, устанавливающих особенности ценообразования на мясо-молочную продукцию.
Нормативные правовые акты
* Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72).
Определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). Согласно названному перечню цены (тарифы) на социально значимые товары (работы, услуги) регулируются Министерством экономики РБ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 декабря 2014 г. на основании Указа Президента РБ от 05.12.2014 № 567 внесены изменения и дополнения в перечень № 72. В частности, от Министерства экономики РБ Министерству торговли РБ переданы полномочия по регулированию цен (тарифов) на социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Советом Министров РБ. |
* Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2014 г. вместо перечня № 495 действует перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35. С 15 января 2016 г. перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством торговли, на основании постановления Совета Министров РБ от 11.01.2016 № 8 утратил силу. Некоторые позиции данного перечня перенесены в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли не более 90 дней в течение одного года, утвержденный постановлением № 35. |
В перечне среди прочих товаров названы:
- мясо (говядина, свинина);
- мясо кур и цыплят-бройлеров;
- субпродукты говяжьи, свиные, куриные;
- фарши из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров;
- пельмени из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров замороженные;
- вареные колбасы, сосиски и сардельки;
- кровяные и ливерные колбасы, мясные хлебы, зельцы, паштеты из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров, субпродуктов говяжьих, свиных, куриных;
- молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог;
- масло коровье сливочное без наполнителей;
- сыры из коровьего молока ферментные твердые и полутвердые со сроком созревания не более 40 дней и жирностью не выше 55 % (кроме выработанных с использованием пропионово-кислых бактерий и плесеней) и мягкие (без созревания, без вкусовых добавок и наполнителей);
- сухие смеси и каши для детского питания;
- мясные, мясо-растительные, рыбные и рыбо-растительные консервы для детского питания.
Регулирование цен на эти товары осуществляется путем установления Министерством экономики РБ предельных надбавок.
* Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111.
Инструкция определяет порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых согласно Указу № 72 (п.1).
Действие Инструкции распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг на территории Республики Беларусь (п.2).
Отпускные цены на товары определяются производителем на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию товаров, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов). При этом остатки ранее произведенных товаров производители могут реализовывать по ценам, установленным на момент их продажи. Плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров, на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров. При отсутствии раздельного учета затрат по видам товаров затраты распределяются в соответствии с учетной политикой. Затраты рассчитываются по нормам (нормативам), утверждаемым производителем самостоятельно, если иное не установлено законодательством (п.4).
Отпускные цены на ввезенные в республику товары, предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики, устанавливаются импортерами исходя из контрактных цен, расходов по импорту (таможенные платежи, страхование груза, проценты по кредитам (займам, гарантиям), транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством), с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов). Контрактные цены, установленные в иностранной валюте, пересчитываются по официальному курсу Национального банка РБ на дату установления цены (п.5).
Отпускные цены (тарифы), устанавливаемые производителями, должны быть подтверждены экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат: материальных, трудовых, накладных и пр.). Отпускные цены, устанавливаемые импортерами, должны быть подтверждены экономическими расчетами (п.6).
Экономические расчеты и иные документы, обосновывающие уровень цен (тарифов), утверждаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем и хранятся на бумажных носителях. Утверждение экономических расчетов, обосновывающих уровень применяемых цен (тарифов), индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения, не является обязательным (п.8).
Розничные цены определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов). При приобретении товаров у производителей (импортеров) по отпускным ценам, сформированным без учета расходов по доставке товара, юридические лица или индивидуальные предприниматели могут суммировать к отпускным ценам фактически понесенные расходы по доставке. При приобретении товаров на территории республики у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих оптовую торговлю, торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) применяется к отпускной цене производителя (импортера) (п.11).
При установлении розничных цен должен быть составлен расчет с указанием размера применяемой торговой надбавки к отпускной цене производителя (импортера). Экономические расчеты по обоснованию уровня применяемых оптовых и торговых надбавок не составляются (п.12).
При необходимости изменения фиксированных, предельных цен (тарифов), предельного норматива рентабельности, предельных торговых надбавок (скидок) на товары, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы (организации) представляют в государственные органы, осуществляющие регулирование цен (тарифов), следующие документы:
- проект документа, содержащий цены (в случае установления фиксированных, предельных цен);
- пояснительную записку по обоснованию вносимых предложений;
- плановую и фактическую калькуляцию с расшифровками статей затрат (обязательны при установлении фиксированных, предельных цен, в иных случаях - при необходимости);
- показатели финансово-экономической деятельности, в т.ч. данные о фактической рентабельности производства (продаж) товаров (п.14).
* Инструкция о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 28.06.2007 № 121.
Установлен порядок регулирования Министерством экономики РБ, областными и Минским городским исполнительными комитетами (в пределах полномочий, предоставленных им законодательством) цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в названные государственные реестры.
Конкретный способ регулирования цен (тарифов) определяется органами государственного управления в соответствии с законодательными актами исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в Республике Беларусь (часть вторая п.2).
* Постановление Минэкономики РБ от 14.12.2011 № 200 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь» (далее - постановление № 200).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 ноября 2013 г. вступило в силу постановление Минэкономики РБ от 05.11.2013 № 80, согласно которому торговые надбавки на сыры, соль, кофе и чай исключены из постановления № 200. |
В приложении к постановлению № 200 приведены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на следующие социально значимые товары:
- мясо охлажденное или замороженное: говядина первой категории, разделанная по сортам (I, II, III); свинина первой, второй и третьей категорий, крупнокусковой мясокостный полуфабрикат в виде отрубов из свинины, разделанные по сортам (I, II);
- крупнокусковые полуфабрикаты из говядины и свинины, котлетное мясо, мясокостные наборы; фарши из говядины и свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров; пельмени из говядины и свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров замороженные;
- субпродукты говяжьи и свиные;
- вареные колбасы, сосиски и сардельки; кровяные и ливерные колбасы; мясные хлебы, зельцы, паштеты из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров, субпродуктов говяжьих, свиных, куриных;
- мясо кур, цыплят-бройлеров и полуфабрикаты из них;
- субпродукты куриные;
- молоко коровье пастеризованное жирностью от 1,5 до 3,5 % включительно без вкусовых добавок и наполнителей; кефир из коровьего молока жирностью до 3,5 % включительно без вкусовых добавок и наполнителей; сметана жирностью до 25 % включительно без вкусовых добавок и наполнителей; творог жирностью до 9 % включительно без вкусовых добавок и наполнителей;
- молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог (за исключением указанных в предыдущем абзаце);
- масло коровье сливочное без наполнителей;
- сыры из коровьего молока ферментные твердые и полутвердые со сроком созревания не более 40 дней и жирностью не выше 55 % (кроме выработанных с использованием пропионово-кислых бактерий и плесеней) и мягкие (без созревания, без вкусовых добавок и наполнителей);
- сухие смеси и каши для детского питания; мясные, мясо-растительные, рыбные и рыбо-растительные консервы для детского питания; и др.
* Постановление Минсельхозпрода РБ от 03.04.2012 № 21 «Об установлении фиксированных цен на сельскохозяйственную продукцию (животноводства), закупаемую для государственных нужд».
Документом установлены фиксированные цены на закупаемые для государственных нужд молоко, свиней для убоя и свинину, крупный рогатый скот для убоя и мясо крупного рогатого скота.
* Постановление Минэкономики РБ от 26.04.2012 № 35 «О ценах на социально значимые товары и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (далее - постановление № 35).
Документом установлены предельные максимальные отпускные цены на:
- молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока жирностью до 3,5 % включительно, сметану жирностью до 25 % включительно, творог жирностью до 9 % включительно без вкусовых добавок и наполнителей (приложение 2);
- мясо (говядину, свинину) (приложение 3);
- мясо цыплят-бройлеров и яйцо куриное свежее (приложение 4).
Определено, что:
1) экономически обоснованное изменение отпускных цен на перечисленные выше социально значимые товары производится в размере не более 0,7 % в месяц, не превышая предельных максимальных отпускных цен. Обозначены виды продукции и месяцы, в которых отпускные цены могут быть изменены в большем размере (с указанием предельной величины изменения цен) (подп.2.1 п.2);
2) установление организациями-производителями отпускных цен на молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметану, творог с вкусовыми добавками и наполнителями, молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока жирностью свыше 3,5 %, сметану жирностью свыше 25 %, творог жирностью свыше 9 % осуществляется с соблюдением уровня, установленного ими на 29 апреля 2012 г., в т.ч. при установлении отпускных цен на новые виды указанных товаров, аналогичные выпускаемым этими организациями-производителями до вступления в силу названного постановления. Обозначены виды продукции и месяцы, в которых отпускные цены могут быть установлены в ином порядке (подп.2.2 п.2).
Предельные максимальные отпускные цены на социально значимые товары установлены без НДС на условиях франко-назначения (п.3 Инструкции об установлении и применении цен на отдельные социально значимые продовольственные товары, утвержденной постановлением № 35 (далее - Инструкция)).
Предельные максимальные отпускные цены на молоко и молочную продукцию иной жирности, не предусмотренные в приложении 2 к постановлению № 35, рассчитываются организациями-производителями в соответствии с изменением жирности и стоимости 1 % молочного жира, определяемой исходя из разницы в предельных максимальных отпускных ценах по градациям жирности аналогичных видов молока и молочной продукции (п.8 Инструкции).
При реализации говядины потушной и свинины потушной и (или) крупнокусковых мясокостных полуфабрикатов в виде отрубов из свинины, разделанных по сортам, к предельным максимальным отпускным ценам на мясо (говядину, свинину) и (или) отруба применяются следующие коэффициенты по сортам (п.10 Инструкции):
- говядина: 1-й сорт - 1,055, 2-й сорт - 0,833, 3-й сорт - 0,274;
- свинина: 1-й сорт - 1,016, 2-й сорт - 0,559.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 марта 2014 г. глава 4 (пп.10-17) Инструкции исключена постановлением Минэкономики РБ от 25.03.2014 № 25. |
Предельная максимальная отпускная цена на мясо цыплят-бройлеров установлена на весовую тушку, упакованную в пакеты из полимерных материалов с нанесением маркировки. При разделке тушки цыплят-бройлеров на полутушки, переднюю и заднюю четвертину тушки в соответствии с техническими нормативными правовыми актами отпускные цены на них формируются организациями-производителями самостоятельно исходя из отпускной цены на весовую тушку, не выше предельной максимальной отпускной цены, норм выхода данных частей мяса цыплят-бройлеров. При этом стоимость 2 полутушек или передних и задних четвертин мяса цыплят-бройлеров с учетом их выходов не должна превышать стоимость тушки цыплят-бройлеров, а в расчете на 1 кг - установленную предельную максимальную отпускную цену (п.18 Инструкции).
* Письмо Минэкономики РБ от 21.12.2011 № 12-05-10/10344 «О торговых надбавках на социально значимые товары».
Раскрыт состав каждой группы продовольственных товаров, на которые распространяется действие постановления № 200.
Методические рекомендации
* Методические рекомендации по учету затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг), утвержденные постановлением Минсельхозпрода РБ от 31.08.2009 № 65.
Методические рекомендации распространяются на сельскохозяйственные и иные организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, и используются в числе прочего для формирования затрат на производство и исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) (п.2).
В приложениях к Методическим рекомендациям приведены справочная информация и формы документов, используемые при формировании себестоимости сельскохозяйственной продукции.
* Методические рекомендации по калькулированию себестоимости мяса и мясопродуктов, утвержденные Министром сельского хозяйства и продовольствия РБ 30 января 1997 г.
Предприятия, осуществляющие промышленное и сельскохозяйственное производство, торговую и иную деятельность, должны вести раздельное планирование и учет затрат с тем, чтобы обеспечивалось точное исчисление себестоимости продукции и результатов каждого вида деятельности (абзац 3 п.1.01).
Методические рекомендации могут применяться на предприятиях всех форм собственности и служить основой системы управления издержками производства (абзац 4 п.1.01).
Приложения к Методическим рекомендациям содержат формы учетной документации и справочную информацию, которые помогут правильно скалькулировать себестоимость мяса и мясопродуктов.
Решения местных органов государственного управления
Решениями некоторых областных и Минского городского исполнительных комитетов предусмотрено соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках соответствующей административно-территориальной единицы (далее - организации-монополисты), предельных нормативов рентабельности, установленных в отношении некоторых видов товаров (в т.ч. мясо-молочной продукции).
Обобщенная информация о размере предельного норматива рентабельности, установленного соответствующим решением местного органа государственного управления, в отношении продукции организаций-монополистов приведена ниже.
Административно-территориальная единица | Дата и номер решения исполнительного комитета (номер приложения к решению) | Предельный норматив рентабельности (к полной себестоимости продукции), % | |
молоко и молочная продукция | мясо и мясная продукция | ||
Брестская область (примечание) | 23.09.2011 № 937 (приложение 2) |
25 |
25 |
Витебская область (примечание) | 26.12.2011 № 858 (приложение 1). От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 февраля 2014 г. решение № 858 на основании решения Витебского облисполкома от 29.01.2014 № 43 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» утратило силу. Предельный норматив рентабельности на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Витебской области, остался прежним |
25 |
25 |
Гомельская область | 30.05.2011 № 627 (приложение 21). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. следует применять приложение 3 к решению Гомельского облисполкома от 06.12.2013 № 1180, которое было принято взамен решения № 627 |
15 |
10 |
Минская область | 06.05.2011 № 582 (приложение 1). От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 марта 2016 г. следует руководствоваться приложением 1 к решению Миноблисполкома от 01.03.2016 № 184 |
25 |
25 |
г.Минск | 16.06.2011 № 1745 (приложение 1). От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 февраля 2014 г. решение № 1745 в связи с принятием решения Мингорисполкома от 30.01.2014 № 203 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» утратило силу. Предельные нормативы рентабельности на мясо и мясные товары, молоко и молочные товары остались прежними |
15 |
10 |
Примечание. В Брестской и Витебской областях приведенные предельные нормативы рентабельности не распространяются на товары, цены на которые регулируются иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности. Такими способами являются, например, установление предельных максимальных торговых надбавок (см. постановление № 200), предельных максимальных отпускных цен (см. постановление № 35) в отношении определенных позиций социально значимых товаров. В отношении иных товаров (например, молока, сметаны, творога высокой жирности, а также со вкусовыми добавками и наполнителями) приведенные в таблице предельные нормативы рентабельности организации-монополисты Брестской и Витебской областей обязаны соблюдать.
19.11.2012 г.
Сергей Шкирман, экономист
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»