Пособие от 25.03.2024
Автор: Зубрицкий Д.

Формы получения образования в Республике Беларусь. Возможность обучения по индивидуальному учебному плану и получения образования на дому (в вопросах и ответах)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Обязательность образования

Формы получения образования

Обучение по индивидуальному учебному плану

Получение образования на дому

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Для всех отраслей

Формы получения образования в Республике Беларусь. Возможность обучения по индивидуальному учебному плану и получения образования на дому
(в вопросах и ответах)

Дмитрий Зубрицкий

Дмитрий Зубрицкий
юрист

25.03.2024

Все больше родителей интересуют способы образования, альтернативные традиционным. В материале вопросы по этой теме сгруппированы в разделы:

Обязательность образования

Вопрос 1: Что означает принцип обязательности общего среднего образования?

Ответ: Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципе обязательности общего среднего образования (подп.1.5 п.1 ст.2 КоО).

Общее среднее образование включает три ступени:

I ступень - начальное образование (I-IV классы);

II ступень - базовое образование (V-IX классы);

III ступень - среднее образование (X-XI классы, вечерние классы в средней школе - X-XII классы).

Освоение содержания образовательных программ начального, базового, среднего образования является обязательным (пп.4-6 ст.144 КоО).

Требование обязательности общего среднего образования сохраняется до достижения лицом возраста 18 лет, а также для лиц, достигших такого возраста и осваивающих содержание образовательной программы среднего образования. При этом требование обязательности общего среднего образования не распространяется на лиц, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (п.7 ст.144 КоО).

 

Вопрос 2: Обязательно ли ребенок-дошкольник должен посещать детский сад для получения дошкольного образования?

Ответ: Необязательно.

Освоение содержания образовательной программы общего среднего образования является обязательным (ч.1 п.6 ст.144 КоО).

Обязательности получения дошкольного образования в дошкольных учреждениях законодательство об образовании не устанавливает.

Следовательно, ребенок может воспитываться в семье до достижения им школьного возраста и принятия решения законными представителями ребенка о возрасте оформления в школу.

Формы получения образования

Вопрос 3: Какие формы образования есть в Республике Беларусь? Существует ли дистанционное образование в общеобразовательной школе?

Ответ: Образование в Республике Беларусь можно получить в очной, заочной, дистанционной формах получения образования и в форме соискательства (п.1 ст.16 КоО).

 

справочно

Справочно

Возможность получения семейного образования просуществовала более 7 лет и в 2009 году была отменена (Закон от 09.11.2009 № 51-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования»).

 

Формы получения образования
         
    1. Очная форма - обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования   Дневная форма - вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося
     
       
      Вечерняя форма - вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося
     
         
    2. Заочная форма - обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования
   
         
    3. Дистанционная форма - обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий
   
         
    4. Соискательство - обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы, его личное участие только в аттестации, организуемой учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования
   

 

внимание

Обратите внимание!

Образовательные программы начального и базового образования реализуются в дневной форме получения образования.

 

Образовательная программа среднего образования (IX-XII классы) реализуется в очной и заочной формах получения образования. Образовательная программа среднего образования в вечерней и заочной формах получения образования реализуется только в вечерних классах в средней школе (п.2 ст.145 КоО).

Применение дистанционной формы получения образования при реализации образовательных программ начального, базового, среднего образования законодательством не предусмотрено.

При этом в любой форме получения образования могут использоваться дистанционные образовательные технологии.

Обучение по индивидуальному учебному плану

Вопрос 4: Семья решила обучать ребенка дома.

Есть ли в Беларуси такая возможность семейного обучения, как в России?

Ответ: В законодательстве Республики Беларусь нет понятия «семейное образование».

Возможность обучения ребенка преимущественно в семье реализуется путем обучения по индивидуальному учебному плану. Именно такое обучение подразумевают, когда говорят о семейном образовании в Беларуси.

Право обучения по индивидуальному учебному плану - одно из основных прав обучающихся (подп.1.6 п.1 ст.30 КоО).

 

Вопрос 5: Индивидуальный учебный план - это форма образования?

Ответ: Нет.

Обучение по индивидуальному учебному плану не является особой формой образования.

Индивидуальный учебный план - это вид учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования (подп.2.4 п.2 ст.163 КоО).

Он разрабатывается на основе учебного плана учреждения образования и утверждается его руководителем (п.6 ст.163 КоО).

 

Вопрос 6: Кто может обучаться в школе по индивидуальному учебному плану?

Ответ: Для обучения по индивидуальному учебному плану необходимо наличие одного из предусмотренных ч.1 п.6 ст.163 КоО оснований:

одаренность и талант учащегося;

уважительные причины, которые не позволяют учащимся постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.

Некоторые уважительные причины, которые могут быть основанием для организации обучения по индивидуальному учебному плану, конкретизированы в п.57 Положения об учреждении общего среднего образования, утв. постановлением Минобразования от 19.09.2022 № 322. К ним относятся:

• участие в спортивных соревнованиях;

• участие в образовательных мероприятиях;

• подготовка к этим мероприятиям.

 

внимание

Обратите внимание!

Законодательство не содержит закрытого перечня обстоятельств, которые могут быть уважительными при решении вопроса о предоставлении возможности обучения по индивидуальному учебному плану.

 

В любом случае степень уважительности той или иной причины оценивает директор учреждения образования индивидуально.

 

Вопрос 7: Как документально оформить обучение по индивидуальному учебному плану?

Ответ: Оформление включает три этапа.

1. Подача учащимся (его законным представителем) заявления на имя руководителя учреждения образования. В нем нужно указать причину и основания для оформления обучения по индивидуальному учебному плану (ч.1 п.58 Положения № 322).

К заявлению прилагаются документы, которые подтверждают изложенную информацию.

 

внимание

Обратите внимание!

Причины, на которые ссылается заявитель, должны быть документально подтверждены.

Форма заявления, а также перечень и форма документов, которые могут прилагаться к заявлению в качестве обоснования, законодательством не установлены.

 

2. Принятие руководителем учреждения образования решения об организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом или решения об отказе на основании результатов рассмотрения данного вопроса на педагогическом совете (ч.2 п.58 Положения № 322).

Срок - 20 календарных дней с момента подачи заявления учащимся.

3. Принятие учреждением образования решения о сроках и формах проведения аттестации, которое доводится до ведома учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) в письменной форме (п.59 Положения № 322).

Срок - 5 дней с момента принятия положительного решения.

Таким образом, для оформления обучения по индивидуальному учебному плану необходимо:

 

1. Документально подтвержденные основания для обучения по индивидуальному плану
   
2. Заявление на имя директора школы с изложением причин обучения по индивидуальному плану и приложением подтверждающих документов
   
3. Принятие решения директором школы по результатам рассмотрения вопроса на педсовете - в течение 20 дней с момента направления заявления
   
4. Принятие решения о сроках и формах аттестации и доведение их до учащегося - в течение 5 дней с момента принятия положительного решения

 

Вопрос 8: На какой срок оформляется обучение по индивидуальному учебному плану?

Ответ: Как правило, на текущий учебный год.

Минимальный и максимальный срок прямо законодательством не установлены. Исходя из правовой природы индивидуального учебного плана как вида учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, можно заключить следующее.

Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе учебного плана учреждения образования (ч.2 п.6 ст.163 КоО).

Учебный план учреждения образования разрабатывается учреждением образования ежегодно (п.4 ст.163 КоО). Следовательно, индивидуальный учебный план может быть оформлен на текущий учебный год.

Если основания, послужившие причиной обучения по индивидуальному плану, не утратили своей актуальности в следующем учебном году, вновь применяется процедура оформления индивидуального учебного плана, предусмотренная пп.57-59 Положения № 322.

 

Вопрос 9: Может ли учащийся, обучающийся по индивидуальному учебному плану, посещать занятия в школе?

Ответ: Может.

Такой учащийся числится в списках учащихся учреждения образования (п.60 Положения № 322). Он обладает правами учащегося, в частности правом пользоваться учебниками и учебными пособиями (ст.39 КоО), льготного проезда в общественном транспорте.

 

внимание

Обратите внимание!

Учащийся по индивидуальному учебному плану вправе посещать учебные занятия (Положение № 322).

 

При организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом учащийся может осваивать самостоятельно содержание осваиваемой им образовательной программы общего среднего образования частично либо полностью (ч.2 п.57 Положения № 322).

Таким образом, учащийся может, но не обязан осваивать содержание образовательной программы самостоятельно. Кроме того, осваивать программу он может как частично, так и полностью. И эти возможности предоставляются как раз в рамках индивидуального учебного плана.

Если учащийся решил самостоятельно осваивать программу частично, то оставшуюся ее часть он имеет право осваивать в школе. Это установлено п.57 Положения № 322, так как других возможностей для получения образования, кроме как в школе, законодательство Республики Беларусь не предусматривает.

Индивидуальный учебный план дает широкие возможности для организации обучения. Учащийся может использовать обучающие онлайн-платформы, посещать занятия по отдельным дисциплинам, организованные при музеях, в обучающих центрах, иных учреждениях дополнительного образования.

 

Вопрос 10: Вправе ли школа прервать обучение по индивидуальному учебному плану в течение учебного года?

Ответ: Только в случае получения учащимся по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительной отметки по одному из предметов (абз.3 п.61 Положения № 322).

Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, модулям за четверть и (или) полугодие (п.2 ст.160 КоО).

Неудовлетворительными являются отметки «1» (один), «2» (два) балла, «не зачтено», «не аттестован(а)» (ч.3 п.2 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утв. постановлением Минобразования от 11.07.2022 № 184).

Отметки от 3 до 10 баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)» являются положительными (ч.2 п.2 Правил № 184).

Учащимся I и II классов отметки не выставляются. Аттестация учащихся I и II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся (ч.4 п.2 Правил № 184).

Основания прекращения обучения по индивидуальному плану

Прекращение обучения по индивидуальному плану
         
По заявлению учащегося
 
1. По решению учреждения образования
       
   
2. Отметка «1» (один) или «2» (два) балла по одному из предметов по результатам промежуточной аттестации

Получение образования на дому

Вопрос 11: Что такое надомное обучение? Как его оформить?

Ответ: В законодательстве Республики Беларусь нет терминов «домашнее» или «надомное» обучение.

При употреблении таких формулировок подразумевают возможность получения образования на дому, определенную подп.1.29 п.1 ст.1 КоО.

Получение образования на дому - организация образовательного процесса, при котором освоение содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ профессионально-технического, специального образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) обучающимися, которые временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, осуществляется на дому (подп.1.29 п.1 ст.1 КоО).

Получение общего среднего образования на дому предусмотрено исключительно для учащихся, которые не могут посещать учреждения образования временно или постоянно по медицинским показаниям (п.1 ст.152 КоО).

Перечень медицинских показаний для получения образования на дому определен постановлением Минздрава от 03.06.2022 № 50.

Образовательный процесс при обучении на дому организует школа по месту жительства (или месту обучения) учащегося (п.3 Инструкции о порядке освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому, утв. постановлением Минобразования от 26.07.2022 № 211).

Оформление образования на дому включает этапы (пп.4-7, 10 Инструкции № 211):

1) учащийся (его законный представитель) подает в учреждение образования по месту жительства (месту обучения):

- заявление;

- заключение врачебно-консультационной комиссии;

2) учреждение образования направляет документы, поданные учащимся, в структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования (отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа) по месту расположения учреждения образования для принятия решения об организации обучения на дому;

3) учреждение образования информирует учащегося (его законного представителя) о принятом решении;

4) учреждение образования составляет расписание занятий. Расписание составляется на основании учебного плана с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, согласовывается с учащимся (его законным представителем) и утверждается руководителем учреждения образования.

Обучение на дому осуществляют педработники, которые назначаются приказом руководителя (п.8 Инструкции № 211).

Сравнительная характеристика домашнего обучения и обучения по индивидуальному плану

Критерий сравнения Обучение на дому Обучение по индивидуальному плану
Основания Медицинские показания Одаренность учащихся, иные уважительные причины
Орган принятия решения Управление (отдел) образования Руководитель учреждения образования
Место обучения Место жительства учащегося Место жительства учащегося, учреждения дополнительного образования, школа
Кто осуществляет обучение Педагоги учреждения образования Учащиеся самостоятельно, в учреждениях дополнительного образования, школе, онлайн

 

внимание

Обратите внимание!

Обучение на дому не тождественно обучению по индивидуальному учебному плану.

 

список

Дополнительно по теме

Можно ли направить ребенка на обучение в школу иностранного государства? Нужно ли представлять какие-либо документы белорусской стороне?

Социально опасное положение (СОП). Когда семью могут поставить на учет.

Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании.

Получение общего среднего образования экстерном: разбираем ситуацию.