Пособие от 16.05.2025 (актуализировано 06.06.2025)
Автор: Киеня Р.

Гарантии и компенсации гражданским служащим в связи с переездом в другую местность


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения о гарантиях и компенсациях гражданским служащим

Гарантии и компенсации работникам при переезде на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде

Гарантии гражданским служащим при переезде на работу в другую местность в соответствии с Законом № 175-З

Соотношение гарантий при переезде на работу в другую местность, установленных ст.96 ТК и ст.65 Закона № 175-З

Перевод и назначение (избрание) на гражданские должности

Переезд на работу в другую местность

Другая местность

Причины переезда на работу в другую местность

Фактический переезд в другую местность как основание для получения гарантий

Срок, на который осуществляется переезд на работу в другую местность, как основание для получения гарантий

Установление факта переезда в другую местность

Гарантии, установленные ст.96 ТК

Общие требования

Возмещение транспортных расходов

Суточные за время нахождения в пути

Единовременное пособие

Расходы, связанные с проживанием на новом месте

Гарантии, установленные ст.65 Закона № 175-З

Первоочередное право на предоставление арендного жилья

Право на внеочередное улучшение жилищных условий

Компенсация расходов по найму жилого помещения частного жилищного фонда

Предоставление детям гражданских служащих мест в государственных учреждениях образования

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Для всех отраслейБюджетные организации

Гарантии и компенсации гражданским служащим в связи с переездом в другую местность

Руслан Киеня

Руслан Киеня
юрист

16.05.2025

Для материальной и социальной защиты государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), компенсации ограничений, связанных с государственной гражданской службой (далее - гражданская служба), актами законодательства предусмотрено предоставление гражданским служащим различных гарантий и компенсаций, в том числе при переезде их и членов их семьи в другую местность.

Автор разъяснил, какие гарантии и компенсации предоставляются гражданским служащим в связи с переездом в другую местность.

 

Данная тема рассмотрена в разделах:

Общие положения о гарантиях и компенсациях гражданским служащим

Гражданским служащим гарантируется, в том числе:

• предоставление гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством о труде, если иное не установлено Законом от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе» и иными законодательными актами (подп.1.4 п.1 ст.60 Закона № 175-З);

• возмещение расходов, связанных с переездом их и членов их семьи в другую местность при переводе, назначении (избрании) на гражданские должности (подп.1.5 п.1 ст.60 Закона № 175-З).

 

справочно

Справочно

Применительно к гражданским служащим:

• гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных гражданским служащим прав;

• компенсации - денежные выплаты, установленные с целью возмещения гражданским служащим затрат, связанных с выполнением ими служебных обязанностей (ст.90 ТК).

Гарантии и компенсации работникам при переезде на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде

В гл.9 ТК в перечень предоставляемых в рамках трудовых отношений гарантий и компенсаций (далее - гарантии) включены, в том числе, гарантии переезжающим на работу в другую местность:

• работникам в связи с:

- переводом;

- приемом в соответствии с предварительной договоренностью;

• выпускникам:

- которым место работы предоставлено путем распределения;

- направленным на работу (ст.96 ТК).

Соответствующие гарантии могут быть условно разделены на четыре вида:

1) возмещение транспортных расходов, связанных с переездом в другую местность работника (выпускника) и членов его семьи (стоимость проезда, расходы по провозу имущества) (пп.1 и 2 ч.1 ст.96 ТК);

2) возмещение расходов, связанных с нахождением работника (выпускника) в пути при переезде на работу в другую местность (суточные) (п.3 ч.1 ст.96 ТК);

3) возмещение единовременного пособия на работника (выпускника) и на каждого переезжающего члена его семьи (п.4 ч.1 ст.96 ТК);

4) компенсация расходов, связанных с проживанием работника на новом месте, в случаях, когда он переведен на работу в другую местность на срок не более 1 года, и его семья с ним не переехала (ч.3 ст.96 ТК).

Гарантии гражданским служащим при переезде на работу в другую местность в соответствии с Законом № 175-З

Для гражданских служащих, переезжающих в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности, установлены специальные гарантии, которые могут быть условно разделены на четыре вида:

1) первоочередное право на предоставление арендного жилья (подп.1.1 п.1, п.2 ст.65 Закона № 175-З);

2) право на внеочередное улучшение жилищных условий путем строительства жилого помещения долевым способом (подп.1.2 и 1.3 п.1, п.3 ст.65 Закона № 175-З);

3) денежная компенсация расходов по найму жилого помещения частного жилищного фонда (подп.1.4 п.1 ст.65 Закона № 175-З);

4) предоставление детям гражданского служащего мест в государственных учреждениях образования для получения дошкольного, общего среднего и специального образования (п.4 ст.65 Закона № 175-З).

Соотношение гарантий при переезде на работу в другую местность, установленных ст.96 ТК и ст.65 Закона № 175-З

Из нормативных правовых предписаний п.2 ст.13 Закона № 175-З следует, что отношения, связанные с гражданской службой, регулируются:

• актами законодательства в сфере гражданской службы (далее - законодательство о госслужбе);

• нормами законодательства о труде и иного законодательства - если эти отношения не урегулированы законодательством о госслужбе.

Совместный анализ положений ст.96 ТК и ст.65 Закона № 175-З свидетельствует, что в ст.65 Закона № 175-З:

• для гражданских служащих не установлены гарантии, связанные с переездом на работу в другую местность, аналогичные тем, которые установлены в ст.96 ТК;

• не указано, что соответствующие гарантии, установленные в ст.96 ТК, гражданским служащим не предоставляются.

Другими словами, в ст.96 ТК урегулированы отношения, которые не урегулированы законодательством о госслужбе.

С учетом изложенного и принимая во внимание требования подп.1.4 и 1.5 п.1 ст.60 Закона № 175-З, по мнению автора, гражданским служащим в связи с переездом на работу в другую местность должны предоставляться как гарантии, установленные ст.65 Закона № 175-З, так и гарантии, установленные ст.96 ТК.

Следует обратить внимание, что в практике правоприменения существует мнение, согласно которому:

1) положениями подп.1.4 п.1 ст.65 Закона № 175-З и ч.3 ст.96 ТК установлены гарантии одного и того же вида, то есть урегулированы одни и те же отношения;

2) гражданским служащим должны предоставляться гарантии, установленные подп.1.4 п.1 ст.65 Закона № 175-З, и не могут предоставляться гарантии, установленные ч.3 ст.96 ТК.

Однако, представляется, что такое мнение является ошибочным, а положения подп.1.4 п.1 ст.65 Закона № 175-З и ч.3 ст.96 ТК регулируют различные отношения, поскольку:

• в подп.1.4 п.1 ст.65 Закона № 175-З гражданским служащим гарантируется компенсация расходов по найму в другой местности жилого помещения частного жилищного фонда;

• в ч.3 ст.96 ТК установлено, что по соглашению с нанимателем работник, переведенный на работу в другую местность, семья которого не переехала вместе с ним, может получить компенсацию расходов, связанных с проживанием на новом месте, в размере не свыше половины размера суточных;

• из положений законодательства о труде следует, что суточные, связанные с переездом на работу в другую местность, как и при служебной командировке, - это расходы в связи с таким переездом (такой командировкой), которые работник не обязан согласовывать с нанимателем, и о которых он не обязан перед ним отчитываться, например, расходы на питание, транспортные расходы, связанные с перемещением в пределах населенного пункта по месту переезда (командировки), и т. п.;

• в ТК расходы работника при служебных командировках по найму жилого помещения четко отграничиваются от расходов работника за проживание вне места жительства (суточных) (пп.2 и 3 ч.2 ст.95 ТК);

• в ч.3 ст.96 ТК фактически идет речь не о расходах работника по найму жилого помещения в другой местности, а о других расходах, приравненных к суточным, которые работник несет в связи с тем, что его семья не переехала с ним в другую местность, например, повышенных расходов на питание и регулярные поездки к месту проживания семьи и обратно.

Перевод и назначение (избрание) на гражданские должности

С одной стороны, и в подп.1.5 п.1 ст.60, и в ст.65 Закона № 175-З гарантируется предоставление гражданским служащим гарантий при переезде на работу в другую местность.

С другой стороны, соответствующие гарантии установлены для гражданских служащих:

подп.1.5 п.1 ст.60 Закона № 175-З - в связи с переездом в другую местность при переводе, назначении (избрании) на гражданские должности;

ст.65 Закона № 175-З - в связи с переездом в другую местность при назначении (избрании) на гражданские должности.

В результате в практике правоприменения возникло мнение, что:

• перевод и назначение (избрание) на гражданские должности являются самостоятельными основаниями для переезда гражданских служащих в другую местность;

• на получение гарантий, установленных ст.65 Закона № 175-З, имеют право только те гражданские служащие, которые переехали в другую местность в связи назначением (избранием) на гражданские должности, и не имеют права гражданские служащие, которые переехали в другую местность в связи с переводом.

Такое мнение дополнительно подкрепляется ссылкой на п.5 ст.44 Закона № 175-З, в соответствии с которым гражданскому служащему при переводе предоставляются гарантии в соответствии с законодательством о труде.

В данной ситуации, по мнению автора, необходимо принять во внимание следующее:

• положения подп.1.5 п.1 ст.60 Закона № 175-З, гарантирующие гражданским служащим возмещение расходов в связи с переездом в другую местность при переводе, назначении (избрании) на гражданские должности, фактически сформулированы с учетом положений ч.1 ст.96 ТК;

• вместо используемого в ч.1 ст.96 ТК термина «переезд работников в другую местность в связи с переводом, приемом в соответствии с предварительной договоренностью, выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения, выпускников, направленных на работу» в подп.1.5 п.1 ст.60 Закона № 175-З применительно к гражданским служащим фактически использован термин «переезд в другую местность при переводе, назначении (избрании) на гражданские должности»;

• из нормативных правовых предписаний законодательства о госслужбе усматривается, что физическое лицо назначается (избирается) на гражданскую должность не только при поступлении на гражданскую службу, в том числе впервые, но и при переводе в том же госоргане на другую гражданскую должность, в том числе в другую местность (п.1 ст.31, ст.44 Закона № 175-З; Типовая форма контракта с государственным гражданским служащим, утв. постановлением Совмина от 19.12.2022 № 888, и др.).

 

справочно

Справочно

На гражданские должности по распределению (направлению) могут быть назначены, в том числе, выпускники учреждений образования.

 

С учетом изложенного и принимая во внимание положения п.2 ст.13 Закона № 175-З, представляется, что гарантии, установленные ст.65 Закона № 175-З, как и гарантии, установленные ст.96 ТК, должны распространяться на гражданских служащих, которые переехали в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности при:

• поступлении на гражданскую службу, в том числе впервые;

 

справочно

Справочно

Соответствующие гарантии должны предоставляться и выпускникам учреждений образования, которые переехали в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности по распределению (направлению).

 

• переводе в том же госоргане.

Исключение составляют гарантии, установленные ч.3 ст.96 ТК, которые могут быть предоставлены только гражданским служащим, переехавшим в другую местность в связи с переводом на срок не более 1 года.

Переезд на работу в другую местность

Другая местность

В ТК и Законе № 175-З не разъясняется, что следует понимать под другой местностью в контексте положений этих законодательных актов о переезде работника (гражданского служащего) на работу в другую местность.

С учетом нормативных правовых предписаний некоторых актов законодательства о труде можно утверждать, что в контексте соответствующих положений ТК и Закона № 175-З переезд работника (гражданского служащего) на работу в другую местность означает его переезд в другой населенный пункт относительно населенного пункта, в котором он ранее работал и (или) проживал (п.2 Инструкции о порядке и условиях оказания содействия в переселении безработных и членов их семей в связи с переездом на работу в другую местность, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 12.12.2024 № 101; примечание к п.3 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 25.07.2014 № 70, и др.).

 

справочно

Справочно

Под населенными пунктами следует понимать города, поселки городского типа и сельские населенные пункты (ч.1 ст.8 Закона от 05.05.1998 № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь»).

 

Выпускник учреждения образования, назначенный на гражданскую должность по распределению (направлению), в контексте ст.96 ТК и ст.65 Закона № 175-З будет считаться переехавшим на работу в другую местность, если населенный пункт, на работу в который назначен выпускник, не совпадает с населенным пунктом, который являлся местом его жительства до распределения (направления) на работу.

При этом:

• не имеет значения населенный пункт по месту нахождения учреждения образования, в котором выпускник был временно зарегистрирован на период обучения;

• в контексте пп.1, 2 и 3 ч.1 ст.96 ТК выпускнику должны возмещаться расходы, в том числе суточные, которые связаны с переездом из населенного пункта, являвшегося его местом жительства до распределения (направления) на работу, в населенный пункт, на работу в который он назначен.

Причины переезда на работу в другую местность

Причины переезда гражданского служащего на работу в другую местность могут быть связаны с различными обстоятельствами, например, с:

• изменением места нахождения госоргана, в котором гражданский служащий занимает гражданскую должность, когда это сопряжено с изменением населенного пункта, в котором находится госорган (п.2 ст.50 ГК);

• переводом гражданского служащего в обособленное или структурное подразделение госоргана, расположенное в другом населенном пункте (ст.44 Закона № 175-З);

• назначением выпускника учреждения образования по распределению (направлению) на гражданскую должность в населенный пункт, который не является местом жительства выпускника.

Фактический переезд в другую местность как основание для получения гарантий

Из положений ст.96, ч.1 ст.98 ТК и ст.65 Закона № 175-З следует, что гражданский служащий, назначенный (избранный) на гражданскую должность, приобретает право на получение установленных этими положениями гарантий:

• в отношении самого себя - только в случае его фактического переезда в другую местность в связи с таким назначением (избранием);

• в отношении членов своей семьи - только в случае их фактического переезда в другую местность в связи с таким назначением (избранием).

Выдача гражданскому служащему аванса на расходы, предстоящие в связи с переездом в другую местность, законодательством не предусмотрена.

 

справочно

Справочно

В ст.96 ТК предусмотрены денежные выплаты работникам в порядке возмещения (компенсации) расходов, связанных с переездом на работу в другую местность, то есть расходов, которые работниками в связи с таким переездом уже произведены.

В ст.65 Закона № 175-З установлены гарантии, которые предоставляются гражданским служащим в случае их переезда в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности.

 

Из положений ст.96 ТК и ст.65 Закона № 175-З усматривается также, что:

• члены семьи гражданского служащего могут переехать в другую местность либо одновременно с гражданским служащим либо позднее;

• некоторые гарантии, связанные с переездом членов семьи гражданского служащего в другую местность, могут быть предоставлены гражданскому служащему только, если члены его семьи фактически переехали в другую местность в течение определенного срока.

 

справочно

Справочно

К примеру, гарантии, установленные пп.1, 2 и 4 ч.1 ст.96 ТК в отношении членов семьи гражданского служащего, предоставляются гражданскому служащему только в случае, если члены его семьи переехали на его новое место жительства в другой местности до истечения одного года со дня фактического предоставления им жилого помещения.

Срок, на который осуществляется переезд на работу в другую местность, как основание для получения гарантий

По общему правилу для получения гражданским служащим гарантий, установленных ст.96 ТК и ст.65 Закона № 175-З, не имеет значения срок, на который он переезжает на работу в другую местность.

Однако, к примеру:

1) расходы, связанные с проживанием на новом месте, выплата которых предусмотрена ч.3 ст.96 ТК, могут быть выплачены гражданскому служащему только если он переведен на работу в другую местность на срок не более одного года;

2) предусмотренное в подп.1.3 п.1 ст.65 Закона № 175-З для гражданских служащих, переехавших в другую местность в связи с назначением (избранием) на определенные гражданские должности, право на внеочередное улучшение жилищных условий путем строительства жилого помещения долевым способом предоставляется не ранее чем через один год после назначения (избрания) на такие должности.

Установление факта переезда в другую местность

Госорган, на гражданскую должность в который назначен (избран) гражданский служащий, переехавший в связи с этим в другую местность, в том числе с членами своей семьи, должен установить факт такого переезда для предоставления гражданскому служащему гарантий, предусмотренных ст.96 ТК и ст.65 Закона № 175-З.

Способы, которыми может быть подтвержден факт переезда гражданского служащего и членов его семьи в другую местность, законодательством не определены.

Такой факт гражданский служащий может подтвердить, например:

• зарегистрированным в установленном порядке договором найма жилого помещения в населенном пункте, в который переехали гражданский служащий и члены его семьи;

• штампом в документах, удостоверяющих личность, о регистрации по месту жительства в населенном пункте, куда переехали гражданский служащий и члены его семьи, - в случае, если в результате переезда в другую местность (другой населенный пункт) гражданский служащий и члены его семьи изменили место жительства;

• свидетельством о регистрации по месту пребывания в населенном пункте, куда переехали гражданский служащий и члены его семьи, - в случае временного выезда гражданского служащего и членов его семьи из места жительства в другую местность (другой населенный пункт) (ст.53 ЖК; подп.4.5 и 4.6 п.4, ч.1 п.16, ч.1 п.25 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утв. Указом от 07.09.2007 № 413, пп.19 и 31 Инструкции о порядке ведения регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания, утв. постановлением МВД от 15.11.2010 № 364).

Гарантии, установленные ст.96 ТК

Общие требования

Из положений ч.1 ст.98 ТК следует, что гарантии, установленные ст.96 ТК, обязан предоставить госорган, на гражданскую должность в который назначен (избран) гражданский служащий, переехавший для работы на этой должности в другую местность.

Сроки, в течение которых соответствующий госорган обязан предоставить гражданскому служащему такие гарантии, ТК и другими актами законодательства о труде не определены.

В каждой конкретной ситуации госорган самостоятельно решает вопросы, связанные с предоставлением этих гарантий, после получения документов, подтверждающих факт переезда гражданского служащего и членов его семьи в другую местность.

При этом в контексте ст.96 ТК под членами семьи гражданского служащего понимаются его супруг (супруга), а также находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними:

• дети, в том числе усыновленные (удочеренные);

• родители обоих супругов.

В чч.2 и 3 ст.98 ТК определены основания, при наличии которых гражданский служащий обязан возвратить нанимателю компенсации, выплаченные ему в соответствии со ст.96 ТК в связи с переездом на работу в другую местность.

В частности, из п.2 ч.2 ст.98 ТК следует, что такие компенсации подлежат возврату, если гражданский служащий до истечения срока действия контракта был уволен за виновные действия, которые в соответствии с ТК, Законом № 175-З и иными актами законодательства явились основанием для прекращения контракта.

Возмещение транспортных расходов

Стоимость проезда гражданского служащего и членов его семьи в другую местность возмещается гражданскому служащему на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку (п.1 ч.1 ст.96 ТК).

Соответствующие вопросы урегулированы Положением о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утв. постановлением Совмина от 19.03.2019 № 176.

Так, возмещению подлежат:

• расходы по проезду гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Республики Беларусь железнодорожным, водным, автомобильным транспортом (кроме такси) по фактической стоимости проездных документов (билетов) (подп.9.1.1 п.9 Положения № 176);

• стоимость бронирования, комиссионных сборов, пользования комплектом спальных принадлежностей, а также сервисного обслуживания, включенного в цену проездного документа (билета).

При этом при переезде в другую местность на автомобильном транспорте возмещению подлежат расходы по проезду только транспортными средствами, выполняющими автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении (ч.2 п.10 Положения № 176).

 

справочно

Справочно

Расходы по проезду на маршрутном такси нерегулярного сообщения возмещению не подлежат.

 

Гражданский служащий для подтверждения факта переезда в другую местность его самого и членов его семьи может представить, например:

• проездной документ (билет) на бумажном носителе на бланке установленной формы, в том числе с определенной степенью защиты;

• документ на бумажном носителе, оформленный посредством информационно-функционального ресурса перевозчика в глобальной компьютерной сети Интернет, подтверждающий приобретение электронного проездного документа (билета) с электронной регистрацией, имеющий свой идентификационный номер и содержащий реквизиты поездки (абз.10, 16 и 17 ч.1 п.2, п.70 и 71 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, утв. постановлением Совмина от 17.07.2015 № 609; чч.7 и 11 п.27 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 972; абз.6 ч.1 п.84 Инструкции о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утв. постановлением Правления Нацбанка от 20.12.2023 № 472).

При отсутствии у гражданского служащего проездных документов (билетов), подтверждающих расходы на переезд его самого и (или) членов его семьи в другую местность, соответствующие расходы по переезду возмещаются в размере 0,1 базовой величины на каждого (ч.1 п.13 Положения № 176).

В таком же размере возмещаются расходы по переезду гражданского служащего и членов его семьи в другую местность по маршруту городских автомобильных перевозок пассажиров (ч.1 п.13 Положения № 176).

Гражданскому служащему возмещаются также расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве:

• до 500 кг - на самого гражданского служащего;

• до 150 кг - на каждого переезжающего члена семьи (п.2 ч.1 ст.96 ТК).

Расходы по провозу имущества в другую местность и его массу гражданский служащий может подтвердить, например, багажной, грузобагажной квитанцией или иным перевозочным документом (ч.7 п.27 и п.69 Правил № 972; пп.104 и 105 Правил № 609, абз.12 ч.1 п.3, п.98 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, утв. постановлением Совмина от 02.08.1999 № 1196).

По соглашению с нанимателем гражданскому служащему могут быть возмещены расходы по провозу и большего количества имущества (п.3 ч.1 ст.96 ТК).

При этом стоимость проезда членов семьи гражданского служащего и провоза их имущества в другую местность возмещается гражданскому служащему только в том случае, если члены его семьи переехали на его новое место жительства в другой местности до истечения одного года со дня фактического предоставления им жилого помещения (ч.2 ст.96 ТК).

Суточные за время нахождения в пути

За каждый день нахождения гражданского служащего в пути при переезде на работу в другую местность ему возмещаются суточные в соответствии с законодательством о служебных командировках (п.3 ч.1 ст.96 ТК).

 

справочно

Справочно

Под временем нахождения гражданского служащего в пути при переезде на работу в другую местность следует понимать время нахождения его в пути, исключая день прибытия в другую местность (абз.2 ч.3 п.20 Положения № 176).

 

Из положений ч.5 ст.93, ч.3 ст.96 ТК, абз.2 ч.3 п.20 Положения № 176 следует, что при переезде гражданского служащего на работу в другую местность:

1) днем выбытия в другую местность считается день отправления (выезда) поезда, автобуса или другого транспортного средства из населенного пункта, в котором гражданский служащий ранее работал и (или) проживал, а днем прибытия в другую местность - день приезда указанного транспорта в населенный пункт, в котором гражданский служащий будет работать и проживать;

2) при отправлении транспорта до 24 ч. включительно днем выбытия в другую местность считаются текущие сутки, а с 0 ч. и позднее - последующие сутки;

3) если день выбытия в другую местность совпадает с днем прибытия в эту местность, суточные за время нахождения в пути гражданскому служащему не выплачиваются;

4) на членов семьи гражданского служащего за время нахождения их в пути при переезде в другую местность суточные не выплачиваются.

Суточные за время нахождения гражданского служащего в пути при переезде на работу в другую местность выплачиваются в размере, определенном в приложении 1 к Положению № 176.

 

справочно

Справочно

На 01.05.2025 размер суточных составляет 12 руб.

Единовременное пособие

Единовременное пособие выплачивается:

• на гражданского служащего, переехавшего на работу в другую местность, - в размере его должностного оклада по новому месту службы;

• на каждого переехавшего в другую местность члена семьи гражданского служащего - в размере одной четвертой должностного оклада гражданского служащего по новому месту службы (п.4 ч.1 ст.96 ТК).

 

справочно

Справочно

Заработная плата гражданского служащего состоит из должностного оклада, надбавки за класс (классный чин, персональное звание, дипломатический ранг, квалификационный класс), надбавки за выслугу лет, премии и иных выплат, предусмотренных законодательством (п.2 ст.61 Закона № 175-З).

 

При этом единовременное пособие на членов семьи гражданского служащего, переехавших в другую местность, выплачивается только в том случае, если они переехали на новое место жительства гражданского служащего до истечения одного года со дня фактического предоставления им жилого помещения (ч.2 ст.96 ТК).

Расходы, связанные с проживанием на новом месте

Гражданскому служащему, который переехал в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданскую должность в порядке перевода, могут быть компенсированы расходы, связанные с проживанием на новом месте, если:

• срок перевода гражданского служащего на работу в другую местность не превышает одного года;

• семья гражданского служащего не переехала с ним у другую местность;

• решение о компенсации таких расходов принято нанимателем гражданского служащего (ч.3 ст.96 ТК).

При этом из положений ч.3 ст.96 ТК следует, что:

• наниматель вправе, но не обязан компенсировать гражданскому служащему соответствующие расходы;

• размер возмещенных гражданскому служащему расходов, связанных с проживанием на новом месте без семьи, не должен превышать половины размера суточных;

• соответствующие расходы не компенсируются гражданскому служащему, который переехал в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданскую должность не в порядке перевода, а, например, в связи с поступлением впервые на гражданскую службу.

С учетом логики изложения ст.96 ТК, а также положений законодательства о труде, регулирующих выплату суточных, представляется, что общий размер компенсаций, выплачиваемых на основании ч.3 ст.96 ТК, определяется не за одни сутки проживания гражданского служащего на новом месте без семьи, а за количество суток такого проживания, определенное по соглашению с нанимателем.

Другими словами:

• наниматель определяет количество суток проживания гражданского служащего на новом месте без семьи, за которые гражданскому служащему будут компенсированы расходы, установленные ч.3 ст.96 ТК, а также сумму компенсации за одни сутки в размере не свыше размера половины суточных;

• общий размер компенсаций, подлежащих выплате гражданскому служащему, определяется путем умножения суммы компенсации за одни сутки на количество суток, за которые выплачиваются компенсации.

 

справочно

Справочно

Из положений законодательства о труде следует, что выплата суточных осуществляется за каждые сутки в период действия обстоятельств, с которыми связана такая выплата (нахождение в пути при проезде к месту командировки или при переезде на работу в другую местность, проживание в месте командировки или в другой местности и т. д.)

На 01.05.2025 половина размера суточных составляет 6 руб. (приложение 1 к Положению № 176).

Гарантии, установленные ст.65 Закона № 175-З

Первоочередное право на предоставление арендного жилья

Общие положения

Гражданские служащие, переехавшие в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности, при определенных условиях получают первоочередное право на предоставление им арендного жилья в связи с характером служебных отношений в соответствии с жилищным законодательством (подп.1.1 п.1 ст.65 Закона № 175-З).

 

справочно

Справочно

Арендное жилье - жилые помещения государственного (республиканского и коммунального) жилищного фонда, предоставляемые гражданам на условиях договора найма арендного жилья (п.1 ст.1, п.2 ст.10 ЖК).

Арендное жилье предоставляется таким гражданским служащим по договору найма, который заключается на срок служебных отношений и подлежит обязательной регистрации в районном, городском, поселковом, сельском исполкомах, местной администрации района в городе (ч.2 п.2 ст.65 Закона № 175-З).

Типовой договор найма арендного жилья утвержден постановлением Совмина от 31.12.2014 № 1297 «О предоставлении арендного жилья».

 

Размер платы за пользование арендным жильем определяется для таких гражданских служащих:

• исходя из размера базовой ставки платы за пользование арендным жильем, устанавливаемой Совмином (далее - базовая ставка арендной платы), с применением коэффициентов, определяемых областными, Минским городским исполкомами в зависимости от степени благоустройства и места нахождения жилых помещений, если иное не установлено Президентом (ч.3 п.2 ст.31 ЖК).

 

справочно

Справочно

По состоянию на 01.05.2025 базовая ставка арендной платы составляет 0,2 базовой величины на 1 м2 общей площади жилого помещения в месяц (абз.2 п.2 постановления № 1297);

 

• с применением понижающих коэффициентов, которые определяются областными, Минским городским исполкомами, в случаях, установленных Президентом (ч.5 п.2 ст.31 ЖК; ч.3 п.2 ст.65 Закона № 175-З).

 

справочно

Справочно

Соответствующие понижающие коэффициенты применяются с учетом ограничений, установленных ч.6 п.2 ст.31 ЖК.

 

В контексте подп.1.1 п.1 ст.65 Закона № 175-З под членами семьи гражданского служащего понимаются его:

• супруг (супруга);

• дети, в том числе усыновленные (удочеренные);

• родители, усыновители (удочерители);

• родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, проживающие совместно с ним и ведущие с ним общее хозяйство;

• иные родственники, свойственники и нетрудоспособные иждивенцы, а также другие лица в соответствии с п.63 ст.1 ЖК.

Особый порядок предоставления арендного жилья установлен применительно к гражданским служащим, переехавшим в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности, входящие в перечень, утв. Указом от 17.11.2014 № 535.

Первоочередное право на предоставление арендного жилья коммунального жилищного фонда

Гражданские служащие, переехавшие в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности, получают первоочередное право на предоставление им арендного жилья коммунального жилищного фонда, за исключением арендного жилья коммунального жилищного фонда, построенного за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (абз.1 и 2 п.1 ст.111 ЖК).

Нормативными правовыми предписаниями абз.1, 2 и 5 п.1 ст.111 ЖК, подп.10.4 п.10 Положения о порядке предоставления арендного жилья, утв. постановлением № 1297, установлены обязательные условия получения гражданскими служащими первоочередного права на предоставление такого арендного жилья:

• при переезде на работу:

- в город Минск - отсутствие у самих гражданских служащих, а также у членов их семей, которым совместно с гражданскими служащими предоставляется арендное жилье, других жилых помещений в собственности (долей в праве общей собственности на жилые помещения) и (или) во владении и пользовании в городе Минске и Минском районе;

- в иной населенный пункт - отсутствие у самих гражданских служащих и вышеуказанных членов их семей, других жилых помещений в собственности (долей в праве общей собственности на жилые помещения) и (или) во владении и пользовании в этом населенном пункте.

 

справочно

Справочно

При этом не учитываются помещения, занимаемые гражданскими служащими в соответствующем населенном пункте по договору найма жилого помещения в общежитии;

 

• при отсутствии из числа работников в населенном пункте, в который гражданские служащие переезжают в связи с назначением на гражданские должности, равноценной замены для занятия соответствующих гражданских должностей.

Решение о предоставлении гражданскому служащему арендного жилья коммунального жилищного фонда принимается местным исполнительным и распорядительным органом (далее - местный исполком) на основании индивидуального ходатайства госоргана (далее - индивидуальное ходатайство) в порядке очередности поступления заявлений гражданских служащих (абз.3 ч.1 п.2 ст.65 Закона № 175-З; абз.2 п.6 Положения № 1297; приложение к Положению № 1297).

К индивидуальному ходатайству госорган должен приложить, наряду с другими документами, обоснование причин, повлекших назначение на гражданскую должность гражданского служащего из другого населенного пункта, в том числе обоснование отсутствия из числа работников в населенном пункте по месту предоставления арендного жилья равноценной замены для занятия соответствующей гражданской должности (абз.5 п.1 ст.111 ЖК; подп.10.4 п.10, абз.5 ч.2 п.12 Положения № 1297).

Первоочередное право на предоставление арендного жилья республиканского жилищного фонда

Госорганы, в оперативном управлении которых находится арендное жилье республиканского жилищного фонда, самостоятельно определяют в своих ЛПА категории гражданских служащих из числа гражданских служащих этих госорганов, имеющих первоочередное право предоставления такого арендного жилья (ч.1 п.2 ст.112 ЖК; ч.1 п.16 Положения № 1297).

С учетом положений подп.1.1 п.1 ст.65 Закона № 175-З указанные госорганы должны предоставлять такое право, в том числе, гражданским служащим этих госорганов в случае их переезда в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности.

При этом из требований жилищного законодательства следует, что госорганы:

• самостоятельно определяют обстоятельства, которые принимаются во внимание при предоставлении гражданским служащим такого права;

• в обязательном порядке должны учитывать наличие в населенном пункте по месту переезда как у самого гражданского служащего, так и у членов его семьи, которым совместно с ним предоставляется арендное жилье, жилого помещения в собственности (доли в праве общей собственности на жилое помещение) и (или) во владении и пользовании (абз.3 п.17 Положения № 1297).

Решения о первоочередном предоставлении гражданским служащим арендного жилья республиканского жилищного фонда должны приниматься госорганами в порядке очередности поступления заявлений гражданских служащих.

Предоставление арендного жилья отдельным категориям гражданских служащих

Предоставление арендного жилья гражданским служащим, переехавшим в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности, входящие в Перечень № 535, осуществляется с учетом требований Указа № 535.

 

справочно

Справочно

В Перечень № 535 входят, к примеру, должности Председателей Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания, Председателя Конституционного Суда, Председателя Правления Нацбанка, депутатов Палаты представителей Национального собрания, председателей Минского городского, областных и районных исполкомов, председателей Минского областного и Минского городского судов и др.

 

Указанным гражданским служащим арендное жилье предоставляется:

1) из числа арендного жилья республиканского жилищного фонда, находящегося в оперативном управлении ГХУ Управления делами Президента, и арендного жилья коммунального жилищного фонда, находящегося в оперативном управлении областных, Минского городского, районных, городских исполкомов;

2) независимо от наличия жилых помещений в собственности (долей в праве общей собственности на жилые помещения) и (или) владении и пользовании в населенном пункте по месту службы (ч.1 подп.1.2, ч.1 подп.1.4 п.1 Указа № 535).

Решения о предоставлении арендного жилья принимаются на основании заявлений указанных гражданских служащих в порядке очередности их поступления:

• Управлением делами Президента (далее - УД Президента) - в отношении арендного жилья республиканского жилищного фонда;

• облисполкомами и Минским горисполкомом - в отношении арендного жилья коммунального жилищного фонда (ч.2 подп.1.4 п.1 Указа № 535).

Размер платы за пользование арендным жильем указанными гражданскими служащими определяется исходя из базовой ставки арендной платы с применением коэффициентов, устанавливаемых по согласованию с Советом Министров:

• УД Президента - в отношении арендного жилья республиканского жилищного фонда;

• облисполкомами и Минским горисполкомом - в отношении арендного жилья коммунального жилищного фонда (ч.1 подп.1.6 п.1 Указа № 535).

Право на внеочередное улучшение жилищных условий

Право на внеочередное улучшение жилищных условий для гражданских служащих, кроме перечисленных в подп.1.3 п.1 ст.65 Закона № 175-З

В подп.1.2 п.1 ст.65 Закона № 175-З для гражданских служащих (кроме гражданских служащих, перечисленных в подп.1.3 п.1 ст.65 Закона № 175-З), которые переехали в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности, установлена специальная гарантия по внеочередному улучшению жилищных условий путем строительства жилого помещения долевым способом.

Такая гарантия предоставляется гражданским служащим, переехавшим на работу в другую местность, которые:

• состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

• имеют стаж работы на государственных должностях в госорганах не менее 10 лет.

 

справочно

Справочно

К государственным должностям относятся:

• гражданские должности:

• воинские должности;

• должности начальствующего и рядового состава военизированных организаций (п.2 ст.8 Закона № 175-З).

 

Соответствующий 10-летний стаж госслужбы:

1) не включает стаж госслужбы на должностях, которые не являются государственными должностями.

 

справочно

Справочно

К примеру, в случаях, предусмотренных в ст.58 Закона № 175-З, в стаж гражданской службы засчитываются периоды работы на должностях, которые не являются государственными должностями;

 

2) может включать либо периоды только одного вида госслужбы, либо периоды одновременно нескольких видов госслужбы.

 

справочно

Справочно

Виды госслужбы:

• гражданская служба;

• военная служба;

• служба в военизированных организациях (ст.2 Закона № 175-З).

 

По мнению автора, нормативные правовые предписания подп.1.2 п.1 ст.65 Закона № 175-З допускают их неоднозначное понимание и позволяют полагать, что:

1) при предоставлении соответствующей гарантии не учитывается стаж работы на государственных должностях в госорганах, который гражданский служащий имеет на момент переезда на работу в другую местность;

2) для получения такой гарантии гражданский служащий, переехавший на работу в другую местность, должен не менее 10 лет после переезда отработать на государственных должностях в госорганах.

Однако такие выводы представляются нелогичными, поскольку подобное понимание нормативных правовых предписаний подп.1.2 п.1 ст.65 Закона № 175-З приведет к тому, что, к примеру:

• гражданский служащий, который к моменту переезда на работу в другую местность отработал на государственных должностях в госорганах 15 лет, для получения указанной гарантии должен будет отработать еще 10 лет на таких должностях, то есть получит эту гарантию при стаже госслужбы 25 лет;

• гражданский служащий со стажем работы на гражданских должностях 5 лет, который переехал на работу в другую местность, через 3 года перешел на службу в военизированную организацию и еще через 7 лет вернулся на гражданскую службу, сохранит статус гражданского служащего, переехавшего на работу в другую местность, и получит указанную гарантию.

По мнению автора, в подп.1.2 п.1 ст.65 Закона № 175-З фактически речь идет о том, что гражданский служащий может получить указанную гарантию после переезда на работу в другую местность при наличии стажа работы на государственных должностях в госорганах не менее 10 лет.

Гражданские служащие, которые соответствуют вышеуказанным требованиям к нуждаемости в улучшении жилищных условий и стажу госслужбы, приобретают право на внеочередное улучшение жилищных условий путем строительства жилого помещения долевым способом с размером прибыли застройщика (заказчика) не более 5 процентов от определяемой в текущих ценах сметной стоимости жилых помещений (далее - прибыль застройщика не более 5 %).

 

справочно

Справочно

Порядок заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства при строительстве жилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов с прибылью застройщика не более 5 % определен Положением, утв. постановлением Совмина от 12.03.2019 № 156.

Постановлением № 156 утверждена форма типового договора создания объекта долевого строительства.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июня 2025 г. следует руководствоваться вышеназванными Положением и формой в ред. постановления Совмина от 15.05.2025 № 266.

 

Такое право гражданским служащим может быть реализовано:

• в пределах устанавливаемой местными исполкомами доли жилых помещений, при заключении договоров создания объектов долевого строительства по которым предпочтение должно отдаваться гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - доля жилых помещений для нуждающихся в улучшении жилищных условий).

 

справочно

Справочно

Местные исполкомы вправе по каждому объекту строительства в населенных пунктах с численностью населения до 20 000 человек устанавливать долю жилых помещений для нуждающихся в улучшении жилищных условий (абз.2 пп.4.9 п.4 ст.24 Строительного Кодекса);

 

• в любом населенном пункте Республики Беларусь по выбору гражданского служащего, если в этом населенном пункте осуществляется долевое строительство и если такое право не было реализовано гражданским служащим в населенном пункте по месту направления на работу в связи с назначением (избранием) на гражданскую должность.

В соответствии с чч.2 и 3 п.3 ст.65 Закона № 175-З:

• направления на строительство жилых помещений долевым способом с размером прибыли застройщика не более 5 % выдаются гражданским служащим по ходатайству их нанимателей местными исполкомами;

• гражданский служащий обязан предоставить нанимателю копию договора создания объекта долевого строительства в течение пяти дней со дня его заключения.

 

справочно

Справочно

Местные исполкомы вправе устанавливать по каждому объекту строительства принцип заключения договоров создания объекта долевого строительства с физическими лицами, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по направлениям местных исполкомов или без выдачи таких направлений (абз.2 и 3 подп.4.9 п.4 ст.24 Строительного Кодекса).

 

Договор создания объекта долевого строительства подлежит досрочному расторжению в случае освобождения гражданского служащего от занимаемой гражданской должности (увольнения) до исполнения договора создания объекта долевого строительства:

• по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения;

• по соглашению сторон;

• в связи с истечением срока действия контракта (ч.4 п.3 ст.65 Закона № 175-З).

 

справочно

Справочно

Перечень оснований расторжения трудового договора, признаваемых дискредитирующими обстоятельствами увольнения, установлен п.6 Декрета от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

 

• возврат денежных средств гражданскому служащему по такому договору осуществляется в порядке, установленном Совмином.

 

справочно

Справочно

В настоящее время такой порядок установлен Положением, утв. постановлением Совмина от 08.01.2014 № 6.

Право на внеочередное улучшение жилищных условий для гражданских служащих, перечисленных в подп.1.3 п.1 ст.65 Закона № 175-З

В подп.1.3 п.1 ст.65 Закона № 175-З установлена специальная гарантия по внеочередному улучшению жилищных условий для состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданских служащих, переехавших в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности:

• включенные в кадровые реестры Главы государства и Совмина;

• руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений первого уровня управления госорганов, руководителями которых являются лица, занимающие высшие государственные должности Республики Беларусь;

• руководителей структурных подразделений первого уровня управления:

- аппаратов, секретариатов госорганов, руководителями которых являются лица, занимающие высшие государственные должности Республики Беларусь;

- иных госорганов, подчиненных (подотчетных) Президенту;

- республиканских органов госуправления;

• руководителей территориальных органов и их заместителей;

• заместителей председателей (глав администраций) и руководителей структурных подразделений первого уровня управления исполкомов областного и базового территориальных уровней.

 

справочно

Справочно

Указом от 05.02.2024 № 46 утвержден кадровый реестр Республики Беларусь, который включает в себя, в том числе, кадровый реестр Главы государства, кадровый реестр Совмина и перечень высших государственных должностей Республики Беларусь.

Уровни управления структурных подразделений госорганов определены в подп.1.1.1 п.1 постановления Совмина от 19.03.2018 № 203 «О порядке и условиях создания структурных подразделений в государственных органах и штатном расписании отдельных государственных органов».

 

По истечении 1 года после назначения (избрания) на соответствующие гражданские должности, указанные гражданские служащие приобретают право на внеочередное улучшение жилищных условий путем строительства жилого помещения долевым способом с размером прибыли застройщика не более 5 %, которое может быть реализовано в пределах устанавливаемой местными исполкомами доли жилых помещений для нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 

справочно

Справочно

В отличие от гражданских служащих, перечисленных в подп.1.2 п.1 ст.65 Закона № 175-З, для гражданских служащих, перечисленных в подп.1.3 п.1 ст.65 Закона № 175-З, не предусмотрено:

• обязательное наличие 10-летнего стажа работы на государственных должностях в госорганах;

• что соответствующее право на внеочередное улучшение жилищных условий они могут реализовать в любом населенном пункте Республики Беларусь по своему выбору, если в этом населенном пункте осуществляется долевое строительство и если такое право не было ими реализовано в населенном пункте по месту направления на работу в связи с назначением (избранием) на гражданскую должность.

 

На гражданских служащих, перечисленных в подп.1.3 п.1 ст.65 Закона № 175-З, в полной мере распространяются изложенные выше применительно к гражданским служащим, перечисленным в подп.1.2 п.1 ст.65 Закона № 175, положения чч.2, 3 и 4 п.3 ст.65 Закона № 175-З о (об):

• порядке выдачи направлений на строительство жилых помещений долевым способом с размером прибыли застройщика не более 5 %;

• сроке предоставления гражданским служащим нанимателю копии договора создания объекта долевого строительства;

• основаниях для досрочного расторжения договора создания объекта долевого строительства и порядке возврата денежных средств по такому договору.

Компенсация расходов по найму жилого помещения частного жилищного фонда

Гражданские служащие, переехавшие в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности, при проживании в этой местности в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма имеют право на денежную компенсацию расходов по найму в порядке, на условиях и в размере, которые определены Положением, утв. постановлением Совмина от 31.08.2022 № 571 (подп.1.4 п.1 ст.65 Закона № 175-З).

Из Положения № 571 следует, что указанная компенсация предоставляется таким гражданским служащим, в том числе на членов их семей, если они:

• проживают (зарегистрированы по месту жительства или месту пребывания) в жилых помещениях по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда в населенном пункте по месту переезда;

• не имеют в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений (долей в праве общей собственности на жилые помещения) в данном населенном пункте.

При этом в контексте Положения № 571 под членами семьи гражданского служащего понимаются совместно с ним проживающие и ведущие общее хозяйство:

• супруг (супруга);

• несовершеннолетние дети;

• дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими 18-летнего возраста;

• дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в учреждениях образования в очной форме получения образования, кроме лиц, находящихся на полном государственном обеспечении (примечание «**» к п.4 Положения № 571).

Если оба супруга являются гражданскими служащими и проходят гражданскую службу в одном населенном пункте, денежная компенсация предоставляется одному из них по их выбору (п.5 Положения № 571).

Денежная компенсация выплачивается гражданскому служащему:

• госорганом, в который он назначен (избран) на гражданскую должность, на основании заявления установленной формы и представленных с ним документов, подтверждающих наличие оснований для выплаты компенсации (п.6, ч.1 п.8 Положения № 571; приложение 1 к Положению № 571).

 

справочно

Справочно

Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении денежной компенсации переехавшему из другой местности руководителю госоргана принимается руководителем вышестоящего госоргана или уполномоченным им лицом (ч.2 п.8 Положения № 571);

 

• в размере, который определяется в соответствии с приложением 2 к Положению № 571, но не может превышать размера платы за пользование жилым помещением, указанного в договоре найма, пропорционально количеству дней месяца, за которые гражданский служащий имел право на компенсацию;

• ежемесячно в сроки для выплаты заработной платы (п.10 Положения № 571).

 

справочно

Справочно

К примеру, размер денежной компенсации расходов по найму жилого помещения в г. Минске в месяц составляет на гражданского служащего - 7,2 базовой величины, на каждого члена его семьи - 2,2 базовой величины (приложение 2 к Положению № 571).

Форма договора найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан утверждена постановлением Совмина от 12.09.2006 № 1191.

 

В п.13 Положения № 571 определены основания, при наличии которых выплата гражданским служащим денежной компенсации прекращается, например:

• строительство квартиры в многоквартирных или блокированных жилых домах;

• строительство одноквартирных жилых домов подрядным способом;

• прекращение гражданской службы в госоргане, в который гражданский служащий, переехавший из другой местности, назначен (избран).

Предоставление детям гражданских служащих мест в государственных учреждениях образования

В случае переезда в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности гражданским служащим гарантируется предоставление их детям мест в государственных учреждениях образования для получения дошкольного, общего среднего и специального образования по месту жительства или работы по их выбору (п.4 ст.65 Закона № 175-З).

 

справочно

Справочно

Соответствующая гарантия для таких гражданских служащих не распространяется на частные учреждения образования (п.6 ст.18 КоО).

 

Перечень видов учреждений дошкольного образования (УДО) установлен п.2 ст.137 КоО (детский сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка), учреждений общего среднего образования (УОСО) - п.2 ст.148 КоО (начальная школа, базовая школа, средняя школа, гимназия, лицей и др.), учреждений специального образования (УСО) - п.2 ст.267 КоО (специальный детский сад, специальная школа, специальная школа-интернат и др.).

 

справочно

Справочно

Специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество, формирование необходимых им в самостоятельной жизни компетенций (п.1 ст.262 КоО).

 

Требования к приему (зачислению) лиц для получения:

• дошкольного образования - установлены ст.140 КоО и Положением об учреждении дошкольного образования, утв. постановлением Минобразования от 04.08.2022 № 230;

• общего среднего образования - установлены ст.151 КоО и Положением об учреждении общего среднего образования, утв. постановлением Минобразования от 19.09.2022 № 322;

• специального образования - установлены ст.274 КоО, Положением о специальном детском саде, утв. постановлением Минобразования от 30.06.2023 № 183, и положениями о других видах учреждений специального образования.

Из положений законодательства об образовании усматривается, в частности, что:

• местные исполкомы закрепляют за начальными школами, базовыми школами, средними школами, гимназиями (для получения общего базового образования) территорию соответствующей административно-территориальной (территориальной) единицы (деревни, поселка, города, другого населенного пункта, микрорайона или района города и т. д.);

• преимущественное право при приеме (зачислении) в такие учреждения общего среднего образования (УОСО) имеют лица, проживающие на территории, за которой закреплено соответствующее УОСО;

• при наличии свободных мест в такие УОСО могут приниматься (зачисляться) лица независимо от места их жительства (п.1 ст.151 КоО).

Из положений законодательства об образовании также следует, что:

• за УДО административно-территориальные (территориальные) единицы не закрепляются, и место для ребенка может быть предоставлено в любом УДО при наличии свободных мест;

• в случае отсутствия мест в УДО, в которое родители (законные представители) хотят определить ребенка, ребенок с их согласия направляется в иное УДО, в котором имеется свободное мест.

 

справочно

Справочно

Одним из документов, на основании которых осуществляется прием (зачисление) лица в государственное УДО, является направление, выданное местным исполкомом по месту нахождения такого УДО (подп.1.3 п.1 ст.140 КоО).

 

Одновременно законодательством об образовании установлено, что прием (зачисление) лиц с особенностями психофизического развития в учреждения специального образования (УСО) осуществляется с учетом вышеуказанных правил, которые установлены для приема (зачисления) лиц в УОСО и УДО (п.1 ст.274 КоО).

Таким образом, по мнению автора, гражданские служащие, переехавшие в другую местность в связи с назначением (избранием) на гражданские должности, фактически имеют преимущественное право на прием (зачисление) их детей в государственные УОСО и государственные УСО на уровне общего среднего образования:

• расположенные по месту жительства гражданских служащих согласно территориальному закреплению этих УОСО и УСО, - в соответствии с п.1 ст.151, п.1 ст.274 КоО;

• расположенные по месту жительства гражданских служащих согласно территориальному закреплению этих УОСО и УСО или по месту их работы (по выбору гражданских служащих) - в соответствии с п.4 ст.65 Закона № 175-З.