


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ГОДОВАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ, ОТРАЖЕНИЕ ДАННЫХ В УЧЕТЕ
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности бюджетные организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств.
Данное условие закреплено в абзаце 3 п.2 ст.13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З) и пп.4 и 7 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Нормативно-правовое регулирование при инвентаризации
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок, условия проведения и оформления результатов инвентаризации в бюджетных организациях, являются:
• Закон № 57-З;
• Инструкция № 180;
• Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15;
• Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (далее - Инструкция № 34);
• Инструкция по учету и сохранности библиотечных фондов в Республике Беларусь, утвержденная приказом Министерства культуры Республики Беларусь от 28.08.1998 № 300 (далее - Инструкция № 300).
![]() |
Справочно Независимо от стоимости к основным средствам относится библиотечный фонд (п.5 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2012 № 60; далее - Инструкция № 60). Но для библиотечных фондов главой 10 Инструкция № 300 установлен отличный от основных средств порядок проведения инвентаризации. Перед составлением годовой отчетности проведение инвентаризации не обязательно (п.110 Инструкции № 300). |
Организационные моменты при назначении инвентаризационной комиссии
Перед проведением годовой инвентаризации в бюджетной организации должен быть издан приказ руководителя, в котором надлежит утвердить порядок, сроки проведения и состав инвентаризационной комиссии.
В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии.
В состав постоянной действующей инвентаризационной комиссии рекомендуется включать опытных специалистов в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющих необходимые знания и навыки, бухгалтеров, экономистов, юристов и др. (части первая, третья и шестая п.12 Инструкции № 180).
Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств. Однако инвентаризация должна производиться в их присутствии (п.13 и часть первая п.20 Инструкции № 180).
Инвентаризационные комиссии обеспечивают полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (п.15 Инструкции № 180).
Члены инвентаризационных комиссий несут ответственность за (п.16 Инструкции № 180):
1) своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя бюджетной организации;
2) правильность указания в описи отличительных признаков активов (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т. д.), по которым определяются их цены.
До начала инвентаризации инвентаризационная комиссия от каждого материально ответственного лица должна взять расписку в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы по учету ценностей сданы в бухгалтерию и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие списаны в расход (часть третья п.21 Инструкции № 180).
Ключевые моменты инвентаризации
Порядок проведения инвентаризации определяет руководитель бюджетной организации.
До начала проверки фактического наличия активов приходные и расходные документы или отчеты о движении активов и обязательств, денежных средств, бланков строгой отчетности должны быть сданы в бухгалтерию (бухгалтеру) (часть первая п.21 Инструкции № 180).
Фактическое наличие активов при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера (часть первая п.22 Инструкции № 180).
Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах (часть первая п.23 Инструкции № 180).
Данные об основных средствах вносят в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если назначение объекта изменилось (модернизация, реконструкция, переоборудование), в инвентаризационную опись вносится его новое назначение (часть первая п.38 Инструкции № 180).
При инвентаризации нематериальных активов проверяется наличие документов, подтверждающих права бюджетной организации на их использование, правильность отнесения объектов к нематериальным активам, исходя из критериев, установленных законодательством, а также правильность и своевременность принятия активов к бухгалтерскому учету (часть первая п.37 Инструкции № 180).
При инвентаризации запасов и затрат проводится проверка фактического наличия оборотных активов путем их пересчета, перевешивания или перемеривания. Данные об остатках оборотных активов вносятся после проверки их фактического наличия.
В случаях, когда перевешивание оборотных активов может привести к их порче, перевешивание может не производиться, а остатки берутся по бухгалтерским данным (части вторая и третья п.48 Инструкции № 180).
В кассе проводится подсчет фактического наличия денежных средств в бюджетной организации на момент инвентаризации и сверки с данными книги кассира, кассового суммирующего аппарата (часть первая п.58 Инструкции № 180).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг, бланков строгой отчетности проводится по видам, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения, за которое отвечает материально ответственное лицо (часть первая п.59 Инструкции № 180).
При инвентаризации расходов будущих периодов документально устанавливается сумма, подлежащая отражению в бухгалтерском учете на соответствующих счетах, своевременность и полнота отнесения фактических расходов на издержки производства и обращения в течение документально обоснованного срока, правильность списания затрат за счет созданных резервов (п.61 Инструкции № 180).
При инвентаризации обязательств проверяется правильность расчетов и наличие документов, подтверждающих основание для начисления и списания соответствующих сумм, обоснованность сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов (дебиторская, кредиторская и депонентская задолженность), по которым истекли сроки исковой давности (часть вторая п.62 Инструкции № 180).
На забалансовых счетах бюджетной организации сверяется фактическое наличие материальных ценностей (основных средств, принятых (сданных) на ответственное хранение, арендованных). Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах: один экземпляр остается в бюджетной организации, второй экземпляр передается организации, чьи материальные ценности находятся в бюджетной организации и учитываются на забалансовом счете (пп.24 и 36 Инструкции № 180).
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится перед составлением годовой статистической отчетности во всех местах их хранения и непосредственно в производстве с полной зачисткой помещений и оборудования (часть первая п.90 Инструкции № 34).
Наличие драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в составе оборудования, при невозможности в момент инвентаризации проверки их в натуре устанавливается по паспортам или другим учетным документам, а их отсутствие - по нормативно-справочной документации (перечням, справочникам) или комиссионно.
Сведения о драгоценных металлах и драгоценных камнях и изделиях, их содержащих, а также ломе и отходах, переданных в другие организации на переработку или находящиеся в пути, но числящиеся на учете бюджетной организации, проверяются по учетным документам, и результаты проверки оформляются отдельной описью.
Наличие драгоценных металлов в сплавах, солях, кислотах, растворах, находящихся во время инвентаризации в опломбированной специальной таре, предохраняющей их от порчи, устанавливается и вносится в инвентаризационную опись на основании учетной, технической документации, документов поставщиков или данных входного контроля (пп.101-103 Инструкции № 34).
Формирование инвентаризационных описей и актов инвентаризации
Большинство бюджетных организаций формируют в бухгалтерии следующие инвентаризационные описи и акты:
№ п/п | Объект инвентаризации | № формы по ОКУД | Наименование формы | Источник |
Внеоборотные активы | ||||
1 |
Основные средства |
1-инв |
Инвентаризационная опись основных средств | Инструкция № 180 (приложение 6) |
2 |
Нематериальные активы |
2-инв |
Инвентаризационная опись нематериальных активов | Инструкция № 180 (приложение 7) |
3 |
Незавершенное капитальное строительство |
3-инв |
Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства | Инструкция № 180 (приложение 8) |
4 |
Результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (далее - НИОКР) |
4-инв |
Акт инвентаризации незавершенных работ НИОКР | Инструкция № 180 (приложение 9) |
5 |
Незаконченные ремонты зданий, сооружений, машин, оборудования, установок и других объектов |
7-инв |
Акт инвентаризации ремонтов | Инструкция № 180 (приложение 12) |
6 |
Основные средства, находящиеся на ответственном хранении, аренде |
10-инв |
Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение | Инструкция № 180 (приложение 15) |
Оборотные активы | ||||
7 |
Оборотные активы: запасы и затраты |
6-инв |
Инвентаризационная опись оборотных активов | Инструкция № 180 (приложение 11) |
8 |
Материалы и товары, находящиеся в пути |
8-инв |
Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути | Инструкция № 180 (приложение 13) |
9 |
Товары, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями |
9-инв |
Акт инвентаризации товаров отгруженных | Инструкция № 180 (приложение 14) |
10 |
Оборотные активы, хранящиеся на складах других организаций, принятые (сданные) на ответственное хранение |
10-инв |
Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение | Инструкция № 180 (приложение 15) |
11 |
Расходы будущих периодов |
11-инв |
Акт инвентаризации расходов будущих периодов | Инструкция № 180 (приложение 16) |
12 |
Наличные денежные средства в кассе |
12-инв |
Акт инвентаризации наличных денежных средств | Инструкция № 180 (приложение 17) |
13 |
Наличие бланков ценных бумаг, бланков строгой отчетности |
13-инв |
Инвентаризационная опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности | Инструкция № 180 (приложение 18) |
Обязательства | ||||
14 |
Расчеты с подотчетными лицами и работниками, депонентами, расчеты с покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами |
14-инв |
Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами | Инструкция № 180 (приложение 19) |
Изделия и материалы, содержащие драгоценные металлы и камни | ||||
15 |
В составе оборудования, материальных ценностей, приборах и иных изделиях, содержащих драгоценные металлы |
инв-8а |
Инвентаризационная опись драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях, а также находящихся в составе любых материальных ценностей, в ломе и отходах | Инструкция № 34 (приложение 1) |
16 |
Извлеченные из списанной техники, узлов, приборов и изделий из них и хранящиеся отдельно от действующей техники и оборудования, содержащих драгметаллы |
инв-8 |
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них | Инструкция № 34 (приложение 2) |
17 |
Драгоценные камни, природные алмазы и изделия из них |
инв-9 |
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них | Инструкция № 34 (приложение 3) |
В случае выявления отклонений по результатам инвентаризации составляются сличительные ведомости по активам:
• инвентаризационная опись (сличительная ведомость) (форма 401) - Инструкция № 180, приложение 5;
• сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма 15-инв) - Инструкция № 180, приложение 20;
• сличительная ведомость результатов инвентаризации оборотных активов (форма 16-инв) - Инструкция № 180, приложение 21.
В сличительных ведомостях отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическими данными, отраженными в инвентаризационных описях. По каждому случаю выявленных отклонений комиссия берет объяснения от материально ответственных лиц.
Стоимость недостающих и излишне выявленных активов и обязательств в сличительной ведомости указывается в соответствии с законодательством.
Для оформления результатов инвентаризации применяются единые регистры, в которых объединены показатели (результаты) инвентаризационных описей и сличительных ведомостей (п.70 Инструкции № 180).
На активы, числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.), составляются отдельные сличительные ведомости (часть первая п.71 Инструкции № 180).
Напомним, что бюджетные организации результаты инвентаризации зачисляют на уменьшение (увеличение) финансирования из республиканского и (или) местных бюджетов, внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались активы, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации (п.75 Инструкции № 180).
При недостатке содержащейся в утвержденных формах информации бюджетная организация может принимать к учету самостоятельно разработанные и утвержденные в соответствии с законодательством формы (часть третья п.23 Инструкции № 180).
Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств бюджетной организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете
Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете на основании нормативных документов:
• Инструкции № 180;
• Инструкции № 60;
• Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25;
• Инструкции по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.04.2004 № 63;
• Инструкции № 34;
• Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196;
• Инструкции о порядке использования бланков строгой отчетности, выпускаемых Министерством юстиции Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.12.2010 № 110.
Приведем некоторые примеры корреспонденций счетов бухгалтерских операций по результатам проведенной инвентаризации:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Основные средства | ||
Списание недостачи оборудования: | ||
на сумму остаточной стоимости |
250 «Фонд в основных средствах» |
013 «Машины и оборудование» |
на сумму амортизации за весь период эксплуатации |
020 «Амортизация основных средств» |
013 |
Отнесение на виновное лицо суммы, подлежащей взысканию, в случае, если оборудование было приобретено за счет: | ||
бюджетных средств |
170 «Расчеты по недостачам» |
173 «Расчеты с бюджетом» |
внебюджетных средств |
170 |
|
Оприходование выявленных излишков, выявленных при инвентаризации оборудования по рыночной стоимости |
013 |
250 |
Материальные запасы | ||
Оприходование излишков материалов, выявленных при инвентаризации по рыночной стоимости (или стоимости аналогичных товаров) приобретенных за счет: | ||
бюджетных средств |
063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» |
140, 230 |
внебюджетных средств |
063 |
237 |
Списание недостачи материалов в пределах установленных норм естественной убыли; недостач и потерь от порчи, принятых за счет бюджетной организации: | ||
приобретенных за счет бюджетных средств |
140, 230 |
063 |
приобретенных за счет внебюджетных средств |
237 |
063 |
Списание недостач и потерь материалов (по учетным ценам), отнесенных за счет виновных лиц |
170 |
063 |
Одновременно производятся вторые записи: | ||
на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих материалов, приобретенных за счет бюджетных средств |
170 |
173 |
на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих материалов, приобретенных за счет внебюджетных средств |
170 |
237, 410 |
Отдельные предметы в составе оборотных средств | ||
Оприходование излишков отдельных предметов, выявленных при инвентаризации |
07 «Отдельные предметы в составе оборотных средств» |
260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» |
Списание недостачи отдельных предметов за счет бюджетной организации |
260 |
07 |
Списание недостачи отдельных предметов на виновное лицо |
170 |
07 |
Одновременно производятся вторые записи: | ||
на сумму недостачи предметов, приобретенных за счет бюджетных средств |
260 |
173 |
на сумму недостачи предметов, приобретенных за счет внебюджетных средств |
260 |
237, 410 |
Денежные средства | ||
Оприходование излишков денежных средств в кассе, выявленных при инвентаризации |
120 «Касса» |
140, 230, 237 |
Списание недостачи денежных средств за счет бюджетной организации |
140, 230, 237 |
120 |
Списание недостачи денежных средств на виновное лицо |
170 |
120 |
Погашение суммы причиненного вреда виновным лицом | ||
На сумму, внесенную в кассу организации |
120 |
170 |
На сумму, внесенную на счет в банке |
170 | |
На сумму, удержанную из заработной платы |
180 «Расчеты с персоналом» |
170 |
18.12.2015
Ольга Козарез, главный бухгалтер бюджетной организации