Пособие от 21.03.2016
Автор: Соколовская В.

Годовое общее собрание акционеров


СОДЕРЖАНИЕ

 

Обязательность проведения годового общего собрания акционеров

Участие в годовом собрании акционеров

Особенности утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов)

Информация о деятельности общества за отчетный период (годовой отчет)

Распределение прибыли

Избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора)

Запись годового собрания акционеров

Заключение

 

Материал помещен в архив

 

ГОДОВОЕ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ

Обязательность проведения годового общего собрания акционеров

Полагаем, основополагающим правом акционера можно считать его право участвовать в управлении деятельностью акционерного общества (далее - акционерное общество, общество, АО), которое реализуется путем участия в общем собрании акционеров с правом голоса по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров.

Обязанность акционерного общества ежегодно проводить годовое общее собрание участников (далее - годовое собрание акционеров) предусмотрена частью третьей ст.36 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон). В некоторых обществах годовое собрание акционеров носит формальный характер (как правило, в небольших закрытых акционерных обществах (ЗАО)), в других представляет собой масштабное мероприятие, церемонию, требующую тщательной и долгой подготовки. В любом случае годовое собрание акционеров - важнейший инструмент корпоративного управления, так как основная его функция - обсуждение акционерами основных достижений и проблем акционерного общества, возможность ознакомиться с результатами его деятельности, обсудить вопросы с руководителем, избрать органы управления АО, определив тем самым курс развития АО на будущий год.

В законодательстве не указана конкретная дата проведения годового собрания акционеров, установлен лишь предельный срок: годовое собрание акционеров должно быть проведено не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций - с даты их государственной регистрации, создания по 31 декабря включительно.

Таким образом, если уставом не определена конкретная дата проведения годового собрания в пределах указанного срока, то годовое собрание акционеров за 2015 год должно быть проведено не позднее 31 марта 2016 г.

В случае если АО состоит из одного участника, годовое собрание не проводится, однако решения по вопросам, предусмотренным частями третьей и четвертой ст.36 Закона, должны быть приняты единственным акционером также в трехмесячный срок после окончания отчетного года.

Вместе с тем нередки ситуации, когда АО не может провести годовое собрание с первого раза из-за отсутствия необходимого кворума. Общее собрание акционеров признается правомочным (имеет кворум), если его участники обладают в совокупности более чем 50 % голосов от общего количества голосов, принадлежащих акционерам, если уставом общества не предусмотрено для кворума большее число голосов. Отсутствие кворума для открытия годового собрания может быть связано как с наличием в обществе корпоративного конфликта, так и с отсутствием заинтересованности у акционеров участвовать в данном собрании (характерно для миноритария).

При отсутствии кворума для проведения годового собрания акционеров Закон обязывает общество провести повторное годовое собрание с той же повесткой дня. Повторное общее собрание может оказаться провести легче, чем первоначальное, так как повторное собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие не менее чем 30 % голосов размещенных голосующих акций общества. Для его организации необходимо осуществить практически те же мероприятия, что и для созыва первоначально несостоявшегося годового собрания. Подробно процедура регламентируется уставом акционерного общества, а также локальным актом АО.

Кроме того, на практике имеют место случаи, когда уполномоченным органом АО на созыв годового собрания акционеров игнорируется данная обязанность. Если в установленные Законом и уставом порядок и сроки годовое собрание акционеров не созывается уполномоченным на то органом, оно может быть созвано органами или акционерами, имеющими право требовать проведения внеочередного общего собрания.

Следует отметить, что законодательством не предусмотрена ответственность за непроведение годового собрания акционеров.

Вместе с тем ст.36 Закона предусмотрен перечень обязательных вопросов, по которым должны быть приняты решения на годовом собрании:

• утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - книга учета доходов и расходов));

• распределение прибыли и убытков общества;

• избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) (далее - наблюдательный совет), если его образование предусмотрено законом и уставом общества;

• избрание ревизионной комиссии (ревизора).

Непринятие своевременных решений по данным вопросам на годовом собрании может повлечь за собой негативные последствия для АО.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 апреля 2021 г. в Закон внесены изменения Законом от 05.01.2021 № 95-З. Комментарии см. здесь.

Участие в годовом собрании акционеров

Первоочередное значение при подготовке к проведению годового собрания акционеров имеет правильное установление лиц, которые вправе участвовать в этом собрании.

Согласно ст.13, 37 Закона лицами, имеющими право на участие в общем собрании участников хозяйственного общества, являются:

1) участники хозяйственного общества или лица, уполномоченные на то доверенностью, выданной им участниками хозяйственного общества;

2) иные лица, которые приобрели права пользования и (или) распоряжения долей (частью доли) в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества на основании договора, если иное не установлено законодательными актами, а также лицам, уполномоченным в соответствии с законодательными актами на управление наследственным имуществом в случае смерти участника хозяйственного общества.

Несмотря на простоту формулировок, на практике нередко возникают спорные ситуации, связанные с допуском того или иного лица на годовое собрание акционеров.

Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров, сформированного на дату, установленную уполномоченным органом хозяйственного общества (часть первая ст.81 Закона). Дата формирования реестра акционеров, на основании которого составляется список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не может быть определена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров.

 

Обратите внимание!

Эмитенты, по ценным бумагам которых в процессе обращения на фондовой бирже рассчитывается рыночная цена, обязаны сообщать фондовой бирже и территориальному органу по ценным бумагам о датах формирования реестра владельцев ценных бумаг для составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Информация представляется не позднее 2 рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом эмитента решения, установившего дату формирования реестра владельцев ценных бумаг (подп.12.5 п.12 Инструкции о порядке представления и публикации участниками рынка ценных бумаг отчетности и иной информации, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2010 № 157 (далее - Инструкция № 157)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 октября 2016 г. действуют новая Инструкция о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг и форма «Информация об акционерном обществе и его деятельности», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13.06.2016 № 43.

 

В случае неуведомления эмитентом фондовой биржи и территориального органа по ценным бумагам о датах формирования реестра владельцев ценных бумаг должностное или иное уполномоченное лицо эмитента может быть привлечено к административной ответственности по ст.23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (ст.24.11 КоАП от 06.01.2021 № 91-З).

 

Участники хозяйственного общества, в том числе АО, могут передавать полномочия по участию в управлении деятельностью хозяйственного общества иным лицам путем выдачи доверенности либо заключения договора в порядке, установленном законодательными актами (часть одиннадцатая ст.13 Закона). В соответствии с п.1 ст.186 Гражданского кодекса Республики Беларусь доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами, удостоверенное в установленном порядке.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. в п.1 ст.186 вышеназванного Кодекса внесено изменение Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-З. Изменение не повлияло на суть материала.

 

Итак, акционер, который не может лично присутствовать на годовом собрании акционеров, вправе выдать доверенность третьему лицу, уполномочив его участвовать в собрании.

Следует отметить, что законодатель не разъясняет, как понимать «участие в собрании»: обсуждение вопросов повестки дня и непосредственное голосование по ним или сам факт присутствия на собрании, в том числе без права голоса.

Согласно части первой ст.71 Закона акционеры - владельцы простых (обыкновенных) акций имеют право в том числе на участие в общем собрании акционеров с правом голоса по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров. Причем указанное право может быть расшифровано как совокупность следующих правомочий:

• вносить предложения в повестку дня собрания;

• выдвигать кандидатов для избрания в органы общества;

• требовать созыва общего собрания, внеплановых ревизий, аудиторских проверок;

• получать сообщения о проведении общих собраний и быть проинформированным о принятых им решениях и итогах голосования;

• получать информацию (материалы) общего собрания, выписки из протоколов, выписки из реестра, знакомиться со списком акционеров, имеющих право участвовать в общем собрании;

• присутствовать на собрании;

• участвовать в обсуждении вопросов повестки дня собрания;

• голосовать по вопросам повестки дня;

• обращаться с исками в суд по оспариванию решений общего собрания и т. п.

Доверенность может быть выдана как на все эти права, так и на любую их часть.

На практике затруднения возникают в случае явки на собрание как самого акционера, так и представителя акционера по доверенности, в частности юриста или адвоката.

Часто, особенно в открытом акционерном обществе (ОАО) с большим числом акционеров - физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, а также акционеров - юридических лиц, являющихся недостаточно юридически грамотными в области корпоративного права, часть акционеров обращается к адвокатам и юрисконсультам для получения консультаций (как предварительных, так и непосредственно на собрании) с целью принятия взвешенных решений.

Статья 62 Конституции Республики Беларусь гарантирует каждому право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 марта 2022 г. следует руководствоваться ст.62 Конституции с изменениями, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. (решение референдума - от 4 марта 2022 г.).

 

Полагаем, в данной ситуации юрист, адвокат либо иной специалист-эксперт, присутствие которого оправдано предоставлением юридической помощи и консультированием акционера, не может рассматриваться в качестве представителя акционера в прямом смысле этого слова. Отсутствие у такого лица права голоса на собрании позволяет использовать в отношении его термин «консультант». В связи с этим представляется нелогичным ограничивать присутствие на годовом собрании консультанта, действующего на основании доверенности без права голоса, одновременно с акционером, который непосредственно и реализует свое право голосовать по вопросам повестки дня.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что на годовом собрании акционеров могут быть озвучены сведения, составляющие коммерческую тайну АО и остальных акционеров. В закрытых акционерных обществах сам состав акционеров уже может представлять собой коммерческую тайну. Выходом в данной ситуации видится не запрет на присутствие на собрании консультанта акционера без права голоса (которого можно рассматривать, в частности, как оказывающего юридическую помощь), а заключение с ним соглашения о конфиденциальности. После заключения такого соглашения АО с консультантом акционерное общество будет наделено правом защищать конфиденциальность этих сведений от посягательств третьих лиц. Иногда целесообразно и вовсе заключить рамочное, многостороннее соглашение о конфиденциальности, когда стороной выступает не только АО, но и остальные акционеры.

Однако если представитель по доверенности уполномочен голосовать по вопросам повестки дня годового собрания акционеров, присутствие на собрании одновременно акционера и представителя по доверенности обоснованно ставится под сомнение. В таком случае возникают затруднения в определении лица, имеющего право участвовать в обсуждении и голосовать на собрании. Полагаем, если на собрание явились одновременно акционер и его представитель по доверенности с правом голоса, допущен к голосованию должен быть лишь один из них (преимущественно акционер).

Еще одна категория проблемных вопросов связана с отсутствием регламентации в Законе количества представителей акционера.

По общему правилу голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу «одна голосующая акция - один голос». В связи с отсутствием каких-либо запретов на то в законодательстве акционер вправе выдать доверенность как на все принадлежащие ему акции, так и на любую их часть, то есть на практике акционером может быть выдана как одна доверенность определенному лицу на все акции, так и несколько доверенностей нескольким представителям на разное количество акций в пределах пакета акций, принадлежащего акционеру.

В АО с числом акционеров более 100 голосование на общем собрании акционеров при принятии решений по вопросам, включенным в повестку дня, осуществляется только бюллетенями для голосования. Сложность в данном случае возникает в связи с тем, что независимо от числа принадлежащих акционеру акций выдается только один бюллетень для голосования. Поэтому при явке нескольких представителей с «раздробленным пакетом акций» единственно возможным выходом видится аннулирование единого бюллетеня и замена его на несколько бюллетеней по количеству представителей с указанием принадлежащего каждому количества голосов.

Кроме того, правомерна, по мнению автора, ситуация, когда один акционер (гражданин или юридическое лицо) представлен на собрании несколькими представителями, компетенция между которыми разделена не путем дробления пакета акций, а полномочиями по участию в обсуждении и голосованию по разным вопросам повестки дня. Например, на практике допустимы случаи, когда согласно выданным акционером доверенностям представитель А. голосует по вопросам 1-3, а представитель В. - по вопросам 4-6 повестки дня, при этом каждый - всеми голосами акционера.

В то же время полагаем неправомерным присутствие на собрании нескольких представителей акционера с абсолютно равным объемом полномочий по участию в обсуждении и голосовании по вопросам повестки дня. Исключение составляет п.4 Положения о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2008 № 694 (далее - Положение № 694), согласно которому в органы управления общества назначается, как правило, не менее двух представителей государства. Следует понимать, что уполномочивание каждого из представителей государства на голосование всем пакетом акций, принадлежащим государству как акционеру, не означает удвоения количества голосов, принадлежащего такому акционеру. В данном случае голосование такими представителями должно осуществляться как единым лицом в пределах принадлежащих акционеру акций, и возникновение противоречий внутри такого представительства недопустимо в связи с невозможностью разделения между ними голосов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 сентября 2023 г. следует руководствоваться Положением № 694 в ред. постановления Совмина от 01.06.2023 № 359.

 

Таким образом, одна из важнейших рекомендаций для уполномоченных органов (лиц) АО, отвечающих за регистрацию участников собрания, - тщательное изучение представленной доверенности. В свою очередь, при выдаче доверенности акционеру лучше не ограничиваться общими формулировками, а указывать как можно более точный и конкретный объем полномочий представителя. Право лица на участие в годовом собрании акционеров путем обсуждения и голосования по всем или некоторым вопросам повестки дня обязательно должно быть зафиксировано в доверенности во избежание конфликтных ситуаций, вплоть до возможности срыва годового собрания акционеров или оспаривания принятых на нем решений.

Особенности утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов)

Обязанность плательщика - представление в налоговый орган в установленном порядке не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь (подп.1.4 п.1 ст.22 Налогового кодекса Республики Беларусь). Отчетность организации подписывается (утверждается) ее руководителем и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации (п.5 ст.14 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон о бухучете)). Таким образом, бухгалтерская отчетность АО по итогам года, подлежащая сдаче в налоговый орган, в обязательном порядке должна быть утверждена на годовом собрании акционеров. Нарушение сроков утверждения бухгалтерской отчетности может поставить под сомнение ее достоверность и вызвать вопросы у проверяющих органов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Следует руководствоваться подп.1.4 п.1 ст.22 новой редакции данного Кодекса.

 

Кроме того, ст.23.16 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин за непредставление должностным или иным уполномоченным лицом в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством.

Утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) и распределение прибыли и убытков хозяйственного общества осуществляются при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора), а в установленных законом случаях - аудиторского заключения.

Применительно к АО следует помнить, что ежегодно должен проводиться обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерных обществ:

обязанных согласно законодательству Республики Беларусь раскрывать информацию об акционерном обществе в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах (то есть, в первую очередь, всех ОАО);

являющихся банками, биржами, страховыми организациями, страховыми брокерами;

являющихся резидентами Парка высоких технологий;

осуществляющих гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;

являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

иных АО, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает в эквиваленте 5 000 000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 31 декабря предыдущего отчетного года (часть третья ст.17 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. следует руководствоваться Законом об аудиторской деятельности в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З. Нормы ст.17 старой редакции содержатся в ст.22 новой редакции данного Закона.

 

При этом согласно части пятой ст.17 Закона об аудиторской деятельности юридические лица с долей государственной собственности (к ним относятся и АО, акции которых принадлежат государству, а также АО потребительской кооперации), в которых в отчетном периоде проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности в рамках ведомственного контроля, освобождаются от проведения обязательного ежегодного аудита.

Акционерные общества (кроме банков и АО, осуществляющих гарантированное возмещение вкладов) освобождаются от обязательного аудита, если за этот отчетный период у них проведен аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Следует иметь в виду, что частью девятой ст.17 Закона об аудиторской деятельности установлена дата проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности - не позднее 30 июня года, следующего за отчетным.

Вместе с тем законодательство о хозяйственных обществах предусматривает утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом аудиторского заключения в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Таким образом, до проведения годового собрания акционеров для принятия решения по вопросам утверждения бухгалтерской отчетности и распределения прибыли и убытков должно быть подготовлено заключение ревизионной комиссии (ревизора), а для ОАО и в иных указанных выше случаях также аудиторское заключение по итогам обязательного аудита.

Информация о деятельности общества за отчетный период (годовой отчет)

При применении части третьей ст.36 Закона на практике нередки проблемы с утверждением годового отчета. Законом не разъясняется, что представляет собой годовой отчет хозяйственного общества, какова его структура и содержание. Кроме того, как следует из ст.15 Закона о бухучете, формулировка «годовой отчет» не относится напрямую к бухгалтерской отчетности. На практике некоторые бухгалтеры трактуют понятие «годовой отчет» как примечания к годовой бухгалтерской отчетности (подробную пояснительную записку). Широко также распространено мнение, что годовой отчет - это отчет исполнительного органа АО о деятельности общества за год.

До проведения годового общего собрания исполнительный орган обязан подготовить информацию о деятельности общества за отчетный период, которая должна содержать:

• обзор наиболее важных событий в деятельности хозяйственного общества, произошедших в отчетном периоде;

• наименование хозяйственных обществ, размер долей в уставных фондах (количество акций), принадлежащих хозяйственному обществу;

• размер долей в уставном фонде (количество акций), отчужденных хозяйственным обществом в отчетном периоде;

• размер долей в уставном фонде (количество акций), приобретенных хозяйственным обществом в отчетном периоде;

• информацию о крупных сделках, иных сделках, на принятие решения о совершении которых в соответствии с уставом хозяйственного общества распространяется порядок принятия решения о совершении крупной сделки, а также о сделках хозяйственного общества, в совершении которых имелась заинтересованность его аффилированных лиц, в объеме, определенном Законом;

• планы и прогнозы деятельности хозяйственного общества на очередной финансовый год;

• иную информацию, обязательность доведения до сведения участников хозяйственного общества которой предусмотрена Законом, иным законодательством, уставом и (или) локальными нормативными правовыми актами этого общества (часть восьмая ст.39 Закона).

Следует помнить, что не менее чем за 20 дней до проведения годового общего собрания акционеров информация о деятельности АО за отчетный период должна быть доступна для ознакомления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, в местах, адреса которых указаны в извещении о проведении общего собрания. Эта информация должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании, также во время его проведения.

По сути указанная информация, предоставляемая руководителем общества, представляет собой годовую отчетность исполнительного органа общества.

Однако терминология Закона не позволяет сделать вывод о том, что указанная информация о деятельности АО, составляемая руководителем организации, является годовым отчетом в смысле ст.36 Закона.

Следует помнить, что акционерные общества среди прочих хозяйственных обществ имеют особый статус как эмитенты акций, в связи с чем АО в установленных законодательством случаях обязаны представлять в уполномоченные органы не только бухгалтерскую отчетность, но и отчетность участника рынка ценных бумаг.

Неутверждение в установленный срок годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности может повлечь за собой срыв сроков раскрытия годовой отчетности эмитента, если такая обязанность для него предусмотрена законодательством.

Согласно ст.88 Закона ОАО обязано раскрывать информацию об АО в объеме и порядке, определенных законодательством о ценных бумагах. В соответствии со ст.55 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о ценных бумагах) под раскрытием информации понимаются ее размещение на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг, опубликование в печатных СМИ либо доведение до сведения неопределенного круга лиц иным образом, а также ее представление в случаях, установленных Законом о ценных бумагах, определенному кругу лиц.

Из ст.55 Закона о ценных бумагах следует, что ОАО обязано составлять квартальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность и раскрывать информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности в форме ежеквартального и годового отчетов в следующем порядке:

• размещать (доводить до сведения) годовой отчет в срок не позднее одного месяца после его утверждения в порядке, установленном Законом;

• представлять годовой отчет в республиканский орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Следует отметить, что согласно п.8.3 Правил листинга ценных бумаг в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», утвержденных Протоколом Наблюдательного совета ОАО «БВФБ» от 05.03.2009 № 7, эмитенты должны соблюдать требования, установленные законодательством Республики Беларусь к порядку представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

При этом ежегодно публиковать свой годовой баланс в печатных средствах массовой информации обязаны только ОАО со сроком деятельности 1 год и более.

Кроме того, подп.5.2 п.5 Инструкции № 157 установлено, что ОАО обязано представлять в территориальный орган по ценным бумагам не позднее 3 месяцев со дня окончания финансового года годовой отчет, который составляется по итогам финансового года по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Акционерное общество, состоящее из одного акционера, должно раскрывать информацию об этом для всеобщего сведения посредством ее опубликования в печатных СМИ, определенных уставом акционерного общества, и (или) размещения на сайте этого общества в глобальной компьютерной сети Интернет.

Дополнительно ст.56 Закона о ценных бумагах предусмотрены случаи раскрытия АО информации о существенных фактах, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, которые могут повлиять на стоимость акций.

Следует отметить, что в период всего срока обращения акций АО как эмитент несет ответственность по возмещению владельцам акций убытков, причиненных недостоверной и (или) неполной информацией об акциях, в том числе убытков в связи с нарушением требований о раскрытии информации либо представлением недостоверного годового отчета.

Годовой отчет ОАО в территориальный орган по ценным бумагам представляет собой форму 1 «Информация об открытом акционерном обществе и его деятельности» (приложение 1 к Инструкции № 157), бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытка, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, пояснительную записку (при применении упрощенной системы налогообложения), аудиторское заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что годовой отчет, упоминаемый в Законе, не есть некий общий документ для хозяйственных обществ всех организационно-правовых форм, а касается только ОАО.

Подтверждение этому можно найти в Своде правил корпоративного поведения, рекомендованном приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 18.08.2007 № 293 (далее - Свод правил) к применению всеми АО, созданными на территории Беларуси, однако направленном, прежде всего, на ОАО. Следует понимать, что Свод правил не нормативный правовой акт и имеет рекомендательный характер. Вместе с тем законодателем поставлена цель переориентировать все ОАО на руководство Сводом правил, о чем свидетельствует п.15 формы 1 «Информация об открытом акционерном обществе и его деятельности», в котором содержится обязательная к заполнению графа «Сведения о применении эмитентом свода правил корпоративного поведения (только в составе годового отчета)».

Таким образом, при составлении годового отчета, представляемого на утверждение годовому собранию, следует руководствоваться следующими нормами. Пунктом 15 главы 7 Свода правил рекомендовано, чтобы годовой отчет акционерам общества содержал необходимую информацию, позволяющую им оценить итоги деятельности акционерного общества за год. Годовой отчет должен освещать, прежде всего, общие вопросы деятельности общества: положение в отрасли, достигнутые за год результаты, решение стратегических задач, перспективы развития, отношения с конкурентами, описание основных направлений деятельности, обзор наиболее существенных сделок общества. Кроме того, в нем должны содержаться основные финансовые показатели деятельности общества. Пунктом 16 главы 7 Свода правил установлено, что принципиальное значение для акционеров имеет информация о ценных бумагах общества, в том числе сведения о выпусках акций и движении капитала за год, о выплате дивидендов (причинах их невыплаты). Отдельно прописано, что годовой отчет должен содержать также доклад, подготовленный исполнительным органом и содержащий оценку деятельности общества за год. Годовой отчет должен быть подписан руководителем акционерного общества, руководителями финансовой и бухгалтерской служб.

Проанализировав вышеизложенное, можно констатировать, что годовой отчет утверждается ОАО в составе годовой отчетности эмитента согласно Инструкции № 157 с применением рекомендаций Свода правил. Закрытое акционерное общество не обязано представлять годовую отчетность эмитента, в связи с чем утверждение годового отчета для ЗАО не носит обязательного характера. Вместе с тем, принимая во внимание подотчетность исполнительного органа и совета директоров (наблюдательного совета) общему собранию акционеров, директору ЗАО целесообразно представить годовому собранию акционеров отчет о деятельности АО за год с учетом оценки, данной наблюдательным советом (в случае образования в ЗАО такого органа управления).

Распределение прибыли

Законом в части первой ст.72 предусмотрено, что решения об объявлении и выплате дивидендов за первый квартал, полугодие и 9 месяцев могут приниматься АО на основании данных его промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, а по результатам года - на основании данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Данная норма никоим образом не вступает в противоречие с положением ст.36 Закона о необходимости распределить прибыли и убытки АО на годовом собрании. Независимо от периодичности выплаты дивидендов акционерам, установленной уставом, решениями собраний акционеров и учетной (дивидендной) политикой АО, вопросы распределения прибыли и убытков АО на годовом собрании должны быть рассмотрены обязательно. В противном случае нераспределенная прибыль (убыток) будет аккумулироваться на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» типового плана счетов бухгалтерского учета, установленного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, то есть нераспределенная прибыль автоматически становится источником финансирования АО, пополняя его оборотные средства без соответствующего решения общего собрания акционеров. Такое игнорирование императивно предусмотренной обязанности распределить прибыль акционерного общества может напрямую нарушить права акционеров, в частности право голосовать по своему усмотрению по вопросу о распределении прибыли общества, в том числе о направлении ее на выплату дивидендов при соблюдении всех предусмотренных законом условий.

Избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора)

На годовом общем собрании акционеров в обязательном порядке также должны быть рассмотрены вопросы избрания членов совета директоров (наблюдательного совета), если его образование предусмотрено Законом (в АО с числом акционеров более 50) и уставом АО, и ревизионной комиссии (ревизора) (часть четвертая ст.36 Закона).

Конкретного срока, в течение которого члены наблюдательного совета могут исполнять свои обязанности, Законом не установлено. Однако из смысла вышеприведенной нормы вытекает, что наблюдательный совет избирается на срок не более 1 года (до очередного годового собрания) и каждое годовое собрание акционеров должно в обязательном порядке рассмотреть вопросы избрания членов наблюдательного совета, если его образование предусмотрено Законом и уставом АО.

Частью пятой ст.51 Закона предусмотрена возможность досрочного прекращения полномочий члена наблюдательного совета исключительно по решению общего собрания акционеров. В практике известны ситуации, когда полномочия всех членов наблюдательного совета АО прекращены досрочно в середине отчетного года и внеочередным общим собранием акционеров избран новый состав наблюдательного совета.

Ошибкой при подготовке к собранию может стать невключение в повестку дня годового собрания акционеров вопроса об избрании членов наблюдательного совета. Исходя из буквы закона независимо от даты избрания членов действующего наблюдательного совета на годовом собрании акционеров должен быть избран новый состав наблюдательного совета. При этом стоит помнить, что лица, избранные в состав наблюдательного совета, могут переизбираться неограниченное число раз, в связи с чем новый состав данного органа управления может полностью совпадать с прежним.

Аналогичные правила действуют и в отношении ревизора (ревизионной комиссии) АО.

Последствия неизбрания нового состава наблюдательного совета, а также ревизора (ревизионной комиссии) в Законе прямо не установлены, однако, следуя логике законодательства, по истечении предельного срока принятия решения по вопросам об их избрании, совпадающего с предельным сроком проведения годового собрания акционеров, полномочия членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии (ревизора) автоматически прекращаются.

По мнению автора, в таком случае целесообразно применить по аналогии норму части третьей ст.52 Закона, которой регламентировано, что в случае, если количество членов наблюдательного совета оказалось менее половины количества избранных его членов или менее числа, определенного уставом для наличия кворума, данный орган обязан в 15-дневный срок принять решение о проведении внеочередного общего собрания для доизбрания или избрания нового состава наблюдательного совета этого общества. При этом оставшиеся члены наблюдательного совета вправе принимать решение только о созыве этого внеочередного общего собрания.

Таким образом, в ситуации, когда до 31 марта 2016 г. включительно годовое собрание акционеров не проведено либо проведено, но решение об избрании членов наблюдательного совета АО не принято, полномочия действующего наблюдательного совета с 1 апреля 2016 г. прекращаются, за исключением полномочий по созыву годового (а в предусмотренных Законом случаях - повторного годового) либо внеочередного собрания акционеров с вопросом повестки дня об избрании членов наблюдательного совета.

Кроме того, свои особенности по избранию членов наблюдательного совета имеют ОАО, созданные в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, акции которых принадлежат Республике Беларусь и (или) административно-территориальной единице. Согласно п.31 Положения № 694 в состав наблюдательных советов таких ОАО назначаются представители государства на основании решений органов, осуществляющих владельческий надзор, принимаемых до проведения общего собрания акционеров обществ, в повестку дня которого включен вопрос об избрании членов наблюдательного совета. Орган, осуществляющий владельческий надзор, вправе в любое время заменить представителя государства. Из этого следует, что представители государства назначаются в наблюдательный совет ОАО исключительно по решению органа, осуществляющего владельческий надзор, и голосование по кандидатурам, назначенным представителями государства в наблюдательный совет такого ОАО, не требуется. Основание для участия представителя государства в работе наблюдательного совета - решение органа, осуществляющего владельческий надзор, и доверенность.

 

Обратите внимание!

Данный вывод касается только ОАО, созданных в процессе преобразования государственных унитарных предприятий. В прочих ОАО, акции которых принадлежат Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам, представители государства избираются в наблюдательный совет на общих основаниях по результатам голосования на годовом собрании акционеров по кандидатурам, предложенным органом, осуществляющим владельческий надзор.

Запись годового собрания акционеров

Законом вопрос о разрешении или запрете осуществления звуко- и (или) видеозаписи во время проведения общих собраний акционеров не урегулирован.

Вместе с тем часто акционер желает воспользоваться современными техническими средствами для осуществления записи происходящего на собрании акционеров, в том числе в целях защиты своих прав и законных интересов впоследствии. Кроме того, само акционерное общество в лице председателя общего собрания, секретаря собрания на практике использует всевозможные записывающие устройства как для облегчения составления протокола собрания, так и с целью дисциплинирования акционеров, в отношении которых предполагается их недобросовестное намерение по срыву или затягиванию собрания.

Для рассмотрения вопроса по регулированию правоотношений в области проведения звуко- и видеозаписи собрания акционеров необходимо обратиться к процессуальному законодательству Республики Беларусь.

Так, в ст.229 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК) в перечне средств доказывания наряду со свидетельскими показаниями, письменными и вещественными доказательствами, заключениями экспертов названы также звуко-, видеозаписи и записи на иных носителях информации.

Использование полученной звукозаписи в суде в качестве средства доказывания предусмотрено и хозяйственным процессуальным законодательством (абзац 3 части второй ст.83 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК)).

При этом часть третья ст.90 ХПК, как и часть третья ст.229 ГПК, содержит ограничение на использование в качестве средства доказывания звукозаписи, полученной скрытым путем. Законодательством разрешено получение записи скрытым путем лишь в рамках проведения оперативно-разыскной деятельности.

Таким образом, основной принцип, определяющий применение в качестве средств доказывания в гражданском процессе звуко-, видеозаписей и записей на иных носителях информации, - открытый характер их получения.

Следовательно, до начала осуществления записи необходимо позаботиться о подтверждении открытого способа ее получения.

Правильнее всего направить письменное заявление в адрес общего собрания акционеров о том, что заинтересованным лицом будет открытым способом осуществляться звуко- и (или) видеозапись собрания в целях возможного представления в экономический суд в качестве средства доказывания при возникновении спора.

Иными словами, при намерении вести звуко-, видеозапись (равно как и запись на других носителях информации) необходимо обязательно уведомить об этом общее собрание акционеров, а сам факт уведомления о произведении записи целесообразно зафиксировать в протоколе.

Тем не менее даже в случае, когда запись собрания акционеров производилась с соблюдением указанного выше требования, то есть открыто, возникает закономерный вопрос о защите прав и законных интересов всех участников собрания касательно их персональных данных, а также сведений, которые могут составлять конфиденциальную информацию и коммерческую тайну самого общества.

В ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» указано, что конфиденциальность информации есть требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь.

Таким образом, лишь в случае незаконного распространения и (или) предоставления информации об участниках собрания или акционерном обществе можно привлечь к ответственности лицо, злоупотребившее сделанной звуко-, видеозаписью или записью на ином носителе информации.

Логично, что такой порядок не в полной мере соответствует законному желанию акционеров и АО защитить конфиденциальную информацию, озвученную на общем собрании акционеров. По инициативе в том числе самого акционерного общества вопрос о возможности осуществления записи собрания может решаться в рамках принятия решений по процедурным аспектам проведения собрания (то есть голосованием). По мнению автора, данный вопрос не должен включаться в повестку дня собрания с целью предупредить срыв собрания развернувшимися дебатами.

И все же следует понимать, что из норм законодательства не следует необходимость получать согласие на произведение записи, важно лишь, чтобы запись производилась открыто.

Заключение

Несмотря на простоту и прозрачность регламентации вопросов созыва и проведения годового собрания акционеров, на практике возникает немало спорных ситуаций, которые не в полной мере освещены законодателем. Из практического опыта оптимальным решением для минимизации всевозможных рисков будет детальная регламентация всех процедурных аспектов созыва и проведения годового собрания путем утверждения локального нормативного акта АО об общем собрании акционеров.

 

Справочно

Положение о порядке созыва и проведения общего собрания акционеров открытого акционерного общества см. здесь.

 

21.03.2016

 

Вероника Соколовская, юрисконсульт общества с ограниченной ответственностью «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий»

 

По этой теме также см.:

Алгоритм проведения годового общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью.