Корреспонденция счетов от 26.11.2018
Автор: Чернюк А.

Годовое заключение счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие годового заключения счетов бухгалтерского учета

Списание фактических расходов, произведенных за счет приносящей доходы деятельности

Списание фактических расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования

Распорядители и получатели средств бюджета

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ГОДОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Годовое заключение счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях - один из подготовительных этапов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

В материале рассмотрены сущность этого подготовительного этапа, а также порядок отражения в бухгалтерском учете операций по годовому заключению счетов.

Понятие годового заключения счетов бухгалтерского учета

Бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов.

Под годовым заключением счетов понимается отражение в учете заключительных записей по списанию произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов как за счет бюджетного источника финансирования, так и за счет внебюджетных источников.

Для проведения годового заключения счетов в книге журнал-главная выводится предварительный остаток по каждому счету (субсчету) на конец текущего отчетного года.

Если сумма фактических расходов превышает остаток соответствующего источника финансирования, списание расходов производится в сумме, равной остатку источника финансирования. В случае, когда источник финансирования превышает сумму фактических расходов, после списания расходов остаются источники финансирования по кредиту соответствующих счетов (субсчетов) (п.21 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.03.2010 № 22, далее - Инструкция № 22).

Названная выше норма может быть использована только при списании фактических расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования.

Списание фактических расходов, произведенных за счет приносящей доходы деятельности

Расходы по внебюджетным средствам списываются без всяких оговорок ежемесячно (в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах - в конце года) (часть третья п.11 Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2009 № 157, далее - Инструкция № 157). Это противоречит списанию расходов при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности в конце года в соответствии с п.21 Инструкции № 22.

В связи с сезонным характером производства в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах все расчеты, связанные с исчислением фактической себестоимости сельскохозяйственной продукции, производятся лишь в конце года, поэтому и расходы списываются в конце года.

Списание расходов по внебюджетным средствам (в сумме, равной фактической себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) согласно части третьей п.11 Инструкции № 157 отражается следующей бухгалтерской записью.

 

Содержание операции Дебет Кредит
Списание расходов по внебюджетным средствам

 

Однако названная бухгалтерская запись не может быть применена по отношению к подсобным хозяйствам (включая подсобные сельские хозяйства). При наличии подсобных хозяйств наряду с учетом затрат на производство надо вести учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, определять финансовые результаты от реализации, следить за состоянием расчетов с покупателями.

При списании расходов в сумме, равной фактической себестоимости изготовленной продукции, необходимо оприходовать готовую продукцию и составить следующую бухгалтерскую запись.

 

Содержание операции Дебет Кредит
Оприходование готовой продукции подсобных хозяйств
211

 

Кроме того, несмотря на то что в подсобных сельских хозяйствах фактическая себестоимость сельскохозяйственной продукции определяется в конце года, учет этой продукции (выпуск из производства, отгрузка покупателям, использование для собственных нужд организации) ведется в течение года (по мере осуществления указанных операций). Названные операции в течение года отражаются в бухгалтерском учете по плановой себестоимости и корректируются до фактической себестоимости лишь в конце года после составления отчетных калькуляций (часть вторая п.11 Методических указаний о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь от 11.12.1997 № 59).

Из вышеизложенного следует, что в конце года списанию подлежит лишь разница между фактической себестоимостью выпущенной продукции и ее плановой себестоимостью.

 

справочно

Справочно

В Инструкции № 157 субсчет 080 «Затраты на производство» не задействован, но бюджетная организация имеет право предусмотреть в учетной политике для учета расходов (затрат) по осуществлению приносящей доходы (предпринимательской) деятельности субсчет 211 «Расходы по внебюджетным средствам» или субсчет 080.

 

Инструкция № 22 не включает в понятие годового заключения счетов списание финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей. Поэтому организации вправе производить списание финансового результата (прибыли или убытка) ежемесячно или в конце года (в соответствии с учетной политикой).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 января 2022 г. следует руководствоваться Инструкцией № 22 с изменениями, внесенными постановлением Минфина от 22.12.2021 № 73, изменилось название данной Инструкции: «Инструкция о составлении и представлении бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций».

 

справочно

Справочно

По мнению автора, бухгалтерские записи по списанию финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей должны составляться ежемесячно.

 

В настоящее время бюджетные организации при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности выручку от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, другие доходы должны признавать в бухгалтерском учете по методу начисления (п.1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2013 № 11 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета доходов в бюджетных организациях и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь»).

 

справочно

Справочно

Под методом начисления понимается отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они фактически совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним (п.4 ст.3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

При использовании метода начисления отпускная стоимость отгруженной продукции (работ, услуг) совпадает с выручкой от реализации, а фактическая себестоимость отгруженной продукции (работ, услуг) совпадает с фактической себестоимостью реализованной продукции.

 

Для учета реализованной продукции (работ, услуг) в бюджетных организациях предназначены субсчета 237 «Прочие источники» и 280 «Реализация продукции (работ, услуг)».

По кредиту субсчетов отражаются выручка от реализации продукции, а по дебету - фактическая производственная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), расходы по реализации, а также налоги, уплачиваемые из выручки.

Сравнением (сопоставлением) записей по кредиту и дебету субсчетов 237 и 280 ежемесячно определяется финансовый результат от реализации (прибыль или убыток).

На сумму прибыли (убытка) ежемесячно составляются следующие бухгалтерские записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит
На сумму прибыли
237, 280
На сумму убытка
410
237, 280

 

Составление этих записей ежемесячно позволяет накапливать финансовый результат деятельности организации нарастающим итогом с начала года на одном субсчете 410 «Прибыли и убытки». Такую методику учета можно предусмотреть в учетной политике организации. При ее использовании субсчета по учету реализованной продукции (работ, услуг) должны закрываться ежемесячно и остатков по этим субсчетам в бухгалтерском балансе не должно быть.

 

справочно

Справочно

Наличие в разделе 4 пассива бухгалтерского баланса (приложение 2 к Инструкции № 22) статей «Реализация продукции (работ, услуг) (280)» (строка 890), «Реализация других материальных ценностей (281)» (строка 900) свидетельствует о том, что разработчики Инструкции № 22 не предполагают ежемесячное списание финансовых результатов в дебет (кредит) субсчета 410.

Списание фактических расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования

По окончании года производится списание фактических расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования, в пределах имеющегося источника финансирования, что отражается следующими бухгалтерскими записями.

 

Содержание операций Дебет Кредит
Списание фактических расходов у главного распорядителя бюджетных средств на сумму его собственных расходов
Списание фактических расходов у главного распорядителя бюджетных средств на сумму расходов подведомственных ему организаций (на основании их годовых отчетов)
230
231
232
Списание фактических расходов у нижестоящего распорядителя и получателя бюджетных средств на сумму их собственных расходов
140
200
142
202
143
203
Списание фактических расходов у нижестоящего распорядителя бюджетных средств на сумму расходов подведомственных ему организаций (на основании их годовых отчетов)
140
140
142
142
143
143
Списание фактических расходов на выплату пенсий и пособий в органах по труду, занятости и социальной защите

 

По субсчетам 200 «Расходы по бюджету», 203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения» на начало следующего года может быть дебетовый остаток. Так, по субсчету 200 не списываются в конце года сумма начисленной заработной платы за вторую половину декабря, если она выплачивается за счет ассигнований нового года; стоимость потребленных коммунальных услуг, услуг связи и других при наличии задолженности по ним. По субсчету 203 не списываются расходы по незаконченным и законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам строительства и реконструкции (часть четвертая п.4 и часть шестая п.7 Инструкции № 157).

Распорядители и получатели средств бюджета

По вопросу классификации распорядителей бюджетных средств на главных распорядителей и нижестоящих распорядителей и использования субсчетов счета 23 «Финансирование и займы» и субсчетов счета 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию» необходимо обратить внимание на следующее.

В Бюджетном кодексе Республики Беларусь (далее - БК) определение термина «главный распорядитель бюджетных средств» отсутствует, есть лишь определение терминов «распорядитель бюджетных средств» и «получатель бюджетных средств».

Получатель бюджетных средств - бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств (подп.1.44 п.1 ст.2 БК).

Права и обязанности получателей бюджетных средств определены ст.82 БК.

Получатели бюджетных средств несут ответственность за управление бюджетными ассигнованиями, а также принимают бюджетные обязательства и осуществляют расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных бюджетными сметами (п.2 ст.103 БК).

 

справочно

Справочно

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, полученные и принятые получателем бюджетных средств и (или) подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году за счет средств соответствующего бюджета (подп.1.11 п.1 ст.2 БК).

 

Распорядитель бюджетных средств - организация, которая в соответствии с БК и иными актами бюджетного законодательства имеет полномочия на распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляет другие функции (подп.1.46 п.1 ст.2 БК).

 

справочно

Справочно

Бюджетные ассигнования - полномочия на использование суммы бюджетных средств, определенной распорядителем бюджетных средств получателю бюджетных средств в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (подп.1.9 п.1 ст.2 БК).

 

Распорядителями бюджетных средств могут быть (подп.2.1 и 2.2 п.2 ст.80 БК):

1) по бюджетным назначениям, предусмотренным законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, - государственные органы, другие государственные организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

2) по бюджетным назначениям, предусмотренным решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, - государственный орган, его структурные подразделения с правами юридического лица, бюджетная или иная организация, наделенная государственными органами полномочиями по реализации определенных задач и функций государства.

Основные функции распорядителей бюджетных средств определены ст.81 БК.

 

справочно

Справочно

Бюджетные назначения - полномочия на использование и (или) распределение определенной суммы бюджетных средств, предоставленные на основании реестра расходных обязательств распорядителям бюджетных средств законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год в порядке, определенном БК (подп.1.10 п.1 ст.2 БК).

 

В настоящее время термин «главный распорядитель» используется лишь в одном действующем нормативном документе (см. п.5 Методических указаний о порядке учета денежных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденных приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.1999 № 364 (далее - Методические указания № 364), и п.1 корреспонденции субсчетов по основным бухгалтерским операциям Методических указаний № 364).

Из Методических указаний № 364 следует, что методика учета бюджетного финансирования зависит от статуса распорядителя бюджетных средств (главный или нижестоящий распорядитель средств). Субсчета 230-232 счета 23 используются главными распорядителями бюджетных средств, а субсчета 140-143 счета 14 - нижестоящими распорядителями. Термин «получатель бюджетных средств» в Методических указаниях № 364 не используется.

В Инструкции № 157 используются лишь термины «распорядитель бюджетных средств» и «получатель бюджетных средств»: субсчета 230-232 используются распорядителями бюджетных средств, а субсчета 140-143 - получателями бюджетных средств (пп.4 и 6).

Нормативные документы, в которых была бы приведена характеристика счета 23 и его субсчетов, а также счета 14 и его субсчетов, отсутствуют.

В связи с тем, что методика учета бюджетного финансирования в соответствии с Методическими указаниями № 364 зависит от статуса распорядителя бюджетных средств, автор оперирует терминами «главный распорядитель бюджетных средств», «нижестоящий распорядитель бюджетных средств» и «получатель бюджетных средств».

Приведенная выше методика учета по списанию фактических расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования, соответствует практике. По мнению автора, этой методикой следует руководствоваться до момента внесения изменений в нормативные документы, регулирующие данный вопрос.

 

26.11.2018

 

Анна Чернюк, доцент