Пособие от 15.11.2011
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта при заключении инвестиционного договора


 

Материал помещен в архив

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ДОГОВОРА

Инвестиционный проект и инвестиционный договор

Инвестиционным проектом признается совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени (часть третья ст.14 Инвестиционного кодекса РБ (далее - Кодекс)).

 

 

От редакции: С 26 января 2014 г. Инвестиционный кодекс РБ утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З. Взамен названного кодекса принят Закон РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях».

 

Для реализации инвестиционных проектов могут предоставляться гарантии Правительства РБ кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь (часть вторая ст.18 Кодекса), при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор (ст.44 Кодекса).

Инвестиционный договор с Республикой Беларусь понимается как договор, заключаемый с инвестором (инвесторами) на основании решения республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству РБ, Управления делами Президента РБ (далее - государственный орган), областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее - исполнительный комитет), Совета Министров РБ по согласованию с Президентом РБ и содержащий обязательные условия, установленные законодательством для такого вида договора (п.2 Положения о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 06.08.2011 № 1058 (далее - Положение)).

При этом инвестиционный договор заключается на основании решения:

1) государственного органа, исполнительного комитета, если таким инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, дополнительных льгот и преференций, кроме установленных Декретом Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 10), иными решениями Президента РБ и актами законодательства;

2) Совета Министров РБ по согласованию с Президентом РБ, если данным инвестиционным договором предусматривается предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента РБ (подп.1.2 п.1 Декрета № 10).

Для заключения инвестиционных договоров, если решение об их заключении принимается Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ, т.е. когда в инвестиционном договоре будут предусмотрены льготы и преференции, не установленные действующим законодательством, требуются бизнес-план инвестиционного проекта и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта (подп.1.2 п.1 Декрета № 10).

Государственная комплексная экспертиза проводится с целью подготовки заключения для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов (часть первая ст.20 Кодекса) Министерством экономики РБ (далее - Минэкономики РБ).

Основные критерии оценки инвестиционных проектов

Статьей 21 Кодекса определены основные критерии оценки инвестиционных проектов при проведении государственной комплексной экспертизы:

- актуальность инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли;

- финансовое состояние организации-инвестора;

- техническая, технологическая, финансовая возможность и целесообразность реализации инвестиционного проекта в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;

- обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в этом проекте;

- научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;

- конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;

- сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта.

Сроки проведения государственной комплексной экспертизы

Обратим внимание на следующий аспект. В соответствии с Кодексом государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта осуществляется в течение не более 30 дней со дня поступления материалов по этому проекту в Минэкономики РБ. В случае необходимости получения дополнительной информации продолжительность государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта может быть увеличена Минэкономики РБ, но не более чем до 60 дней (часть первая ст.22 Кодекса). Аналогичный подход прослеживается и в Инструкции о внесении и рассмотрении материалов и заключений по инвестиционным проектам при проведении в Министерстве экономики Республики Беларусь государственной комплексной экспертизы, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 03.06.2005 № 102.

Вместе с тем в соответствии с Положением при поступлении в государственный орган, исполнительный комитет заявления от инвестора (инвесторов) в 10-дневный срок с даты получения заявления готовится заключение по бизнес-плану инвестиционного проекта. При положительном заключении по бизнес-плану инвестиционного проекта и согласовании проекта инвестиционного договора с государственными органами, в компетенции которых находятся вопросы, связанные с предусмотренными в проекте инвестиционного договора условиями, государственный орган, исполнительный комитет обеспечивают получение заключения:

- обязательной юридической экспертизы проекта инвестиционного договора, проводимой Министерством юстиции РБ;

- государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта, проводимой Минэкономики РБ.

Срок проведения обязательной юридической экспертизы проекта инвестиционного договора и государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта не должен превышать 10 рабочих дней (п.9 Положения).

Документы, представляемые для государственной комплексной экспертизы

Следует учитывать и перечень документов, представляемых инвестором (инвесторами) в государственные органы для рассмотрения вопроса о заключении инвестиционного договора, которым предполагается предоставление льгот и преференций, не установленных законодательством.

Так, в соответствии с Положением к заявлению инвестора (инвесторов) о заключении инвестиционного договора прилагаются следующие документы:

- проект инвестиционного договора, подписанный инвестором (инвесторами);

- копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь), легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (датированная не позднее одного года до подачи заявления) или иное эквивалентное доказательство юридического статуса инвестора (инвесторов) в соответствии с законодательством страны его учреждения (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь);

- копия документа, удостоверяющего личность инвестора (для физических лиц - резидентов Республики Беларусь), копия документа, удостоверяющего личность инвестора, с переводом на русский язык и документ, подлинность подписи переводчика на котором засвидетельствована нотариально (для физических лиц - нерезидентов Республики Беларусь);

- копия документа, подтверждающего полномочия лица (лиц), подписавшего проект инвестиционного договора, на его подписание (для юридических лиц);

- краткое финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта, подготовленное в произвольной форме и содержащее указание объемов и источников инвестиций, срока реализации инвестиционного проекта, ожидаемого социально-экономического эффекта, а также иную информацию, характеризующую инвестиционный проект.

В случае если проектом инвестиционного договора предусматривается предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента РБ, к заявлению дополнительно прилагаются:

- бизнес-план инвестиционного проекта, разработанный в соответствии с актами законодательства;

- заключение о финансовом состоянии инвестора (инвесторов) за 2 года, предшествующие дате обращения, а для инвесторов, с начала создания которых прошло менее 2 лет, - за период деятельности. Заключение аудитора (для юридических лиц - резидентов Республики Беларусь) или заключение по результатам проведения финансового Due Diligence с его переводом на русский язык (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь) должно содержать всестороннее исследование финансового состояния инвестора (инвесторов), его возможностей по осуществлению заявленных инвестиций;

- иные документы, необходимые для проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта в соответствии с актами законодательства (п.5 Положения).

Если руководствоваться нормами Кодекса, то для проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов инвестором (инициатором инвестиционного проекта) помимо письменного заявления прилагаются:

1) бизнес-план;

2) для иностранного инвестора, не являющегося резидентом Республики Беларусь, - легализованная выписка из торгового регистра страны его учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его учреждения или постоянного места жительства (выписка должна быть датирована числом не позднее одного года до подачи документов);

3) заключение республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству РБ), в подчинении которого находится инвестор (инициатор инвестиционного проекта), если такое подчинение инвестора имеется, либо к компетенции которого относятся вопросы, связанные с выпуском намечаемой продукции (работ, услуг);

4) аудиторское заключение о финансовом состоянии инвестора (инициатора инвестиционного проекта);

5) заключение Государственного комитета по науке и технологиям РБ о научно-техническом уровне используемых технологий по инвестиционным проектам, претендующим на государственную поддержку, установленную для производств, основанных на новых и высоких технологиях; по инвестиционным проектам с привлечением иностранных кредитов под гарантии Правительства РБ, а также по иным инвестиционным проектам в случаях и на условиях, определенных Правительством РБ (часть вторая ст.22 Кодекса).

Приведенные разночтения в нормах Кодекса и Положения, с нашей точки зрения, могут быть обусловлены тем фактом, что согласно нормам Кодекса государственная комплексная экспертиза инвестиционных проектов проводится не только в рамках заключенных инвестиционных договоров, но и для предоставления гарантий Правительства РБ кредиторам и в иных случаях.

 

15.11.2011 г.

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь