




Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 1 июня 2025 года.
Комментарий к Указу от 06.03.2025 № 95
С 1 июня 2025 г. вступают в силу Указы № 94 и № 95, которые меняют подход к государственной поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилье можно будет приобретать с помощью льготных кредитов и субсидий, не участвуя в процессе строительства. Узнайте, какие формы поддержки доступны и кто может на них рассчитывать.
Разделы комментария:
Новая государственная поддержка в жилищном строительстве: Указы № 94 и № 95
Комментируемый Указ «О государственной поддержке при жилищном строительстве» меняет порядок строительства жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указ № 95 необходимо рассматривать в совокупности с Указом от 06.03.2025 № 94.
Указ № 95 объединяет все существующие формы государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Предполагается, что Указы № 94 и № 95 упростят нуждающимся в улучшении жилищных условий процедуру приобретения собственного жилья без необходимости участия в процессе строительства.
Так, в частности, предусматривается, что граждане, имеющие право на господдержку, будут получать ее не в период строительства жилых помещений в рамках формирования организации застройщиков (ЖСПК), а при приобретении уже готового жилья, построенного по государственному заказу.
Указом № 95 утверждено Положение об условиях предоставления гражданам государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилых помещений, а также установлены особенности применения ранее действовавшего законодательства к отношениям по предоставлению гражданам государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилых помещений и иным связанным с такой поддержкой отношениям.
Положение содержит 7 приложений:
• Перечень терминов и их определений;
• Функции государственных органов, организаций по реализации настоящего Положения;
• Функции и права ОАО «АСБ Беларусбанк» по реализации настоящего Положения;
• Перечень оснований увольнения с военной службы, являющихся виновными деяниями, признаваемыми дискредитирующими обстоятельствами увольнения;
• Перечень оснований увольнения с военной службы, прекращения государственной гражданской службы, трудовых отношений;
• Перечень категорий граждан, которыми государственная поддержка не возмещается при их увольнении с военной службы, прекращении государственной гражданской службы, трудовых отношений;
• Особенности функционирования специальных счетов «Субсидия».
Отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указ № 95 также устанавливает особенности применения ранее действовавшего законодательства к отношениям по предоставлению гражданам государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилых помещений и иным связанным с такой поддержкой отношениям (приложение 1 к Указу № 95).
Приложением 2 к Указу № 95 вносятся изменения в указы Президента, а приложением 3 признаны утратившими силу ряд указов Президента, в том числе Указ от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений».
Изменения вступают в силу с 1 июня 2025 г. Однако в отношении жилых домов, которые строятся в рамках долевого строительства, по которым проектная декларация опубликована до этой даты, сохранят свое действие условия, которые были предусмотрены ранее.
Кому и в какой форме предоставляется господдержка
Государственная поддержка предоставляется гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах).
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, пользуются правом на получение льготного кредита на строительство или приобретение жилых помещений, финансовой помощи наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законами и международными договорами Республики Беларусь (п.2 Положения).
Формы господдержки при строительстве или приобретении жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
Перечень терминов и их определений для целей Положения определен в приложении 1.
Категории граждан, имеющих право на господдержку
В п.4 Положения перечислены категории граждан, имеющих право на получение льготных кредитов, в том числе категории, имеющие внеочередное право и право на совместное использование льготного кредита и одноразовой субсидии. Для удобства восприятия приведем их в таблице.
Подпункт п.4 | Право на получение льготного кредита | Право на получение одноразовой субсидии | Право на совместное использование льготного кредита и одноразовой субсидии | Внеочередное право на получение льготного кредита | Внеочередное право на получение одноразовой субсидии |
подп.4.1 | военнослужащие, проходящие военную службу, имеющие не менее 5 лет выслуги на военной службе (независимо от отнесения к категории малообеспеченных) |
- |
- |
- |
- |
подп.4.2 | прокурорские работники, имеющие не менее 5 календарных лет выслуги на государственной гражданской службе в органах прокуратуры (независимо от отнесения к категории малообеспеченных) |
- |
- |
- |
- |
подп.4.3 | граждане, уволенные с военной службы, в том числе реализовавшие свое право на принятие на учет по месту жительства в течение 6 месяцев со дня увольнения с военной службы, граждане из числа прокурорских работников, уволенные с государственной гражданской службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением численности или штата работников, имеющие соответственно не менее 5 лет выслуги на военной службе, государственной гражданской службе в органах прокуратуры (независимо от отнесения к категории малообеспеченных) |
- |
- |
да |
- |
подп.4.4 | дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (независимо от отнесения к категории малообеспеченных) |
да |
да |
да |
да |
подп.4.5 | граждане, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, из числа указанных в подп.1.1, 1.4-1.7, 1.9, абз.2 и 8 подп.1.12 п.1 ст.105 и абз.2 п.5 ст.106 ЖК (независимо от отнесения к категории малообеспеченных) |
да |
да |
- |
- |
подп.4.6 | граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений социального пользования, предоставленных им как детям-сиротам, - в течение срока действия заключенного с ними срочного договора найма жилого помещения социального пользования (независимо от отнесения к категории малообеспеченных) |
да |
- |
да |
да |
подп.4.7 | трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение - в течение срока действия заключенного с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования (независимо от отнесения к категории малообеспеченных) |
да |
- |
да |
да |
подп.4.8 | многодетные семьи (при условии отнесения к малообеспеченным) |
да |
- |
да |
да |
подп.4.9 | граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы (при условии отнесения к малообеспеченным) |
да |
да |
да |
да |
подп.4.10 | граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий, инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на ЧАЭС, другими радиационными авариями (при условии отнесения к малообеспеченным, кроме неработающих одиноких инвалидов I и II группы) |
да |
да |
да |
да |
подп.4.11 | ветераны боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, предусмотренных в подп.1.1-1.3 п.1 ст.7 Закона «О ветеранах» |
да |
да |
да |
да |
подп.4.12 | граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания (при условии отнесения к малообеспеченным) |
да |
да |
да |
да |
подп.4.13 | совершеннолетние молодые граждане, являющиеся лауреатами специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, - по согласованию соответственно с Минобразования или Минкультуры в порядке, установленном Совмином, и на основании документов, подтверждающих такое звание (при условии отнесения к малообеспеченным) |
да |
- |
да |
да |
подп.4.14 | граждане, которым были назначены стипендии Президента талантливым молодым ученым, - по согласованию с НАН Беларуси в порядке, установленном Совмином, и в соответствии с подтверждающими назначение этих стипендий документами, выдаваемыми организациями, осуществлявшими их выплаты (при условии отнесения к малообеспеченным) |
да |
- |
- |
- |
подп.4.15 | граждане, проживающие не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, договорам финансовой аренды (лизинга), предметом лизинга по которым является жилое помещение частного жилищного фонда, состоящие на учете в течение указанного срока и не утрачивавшие оснований состоять на учете (при условии отнесения к малообеспеченным) |
да |
- |
- |
- |
подп.4.16 | судьи (при условии отнесения к малообеспеченным) |
да |
- |
- |
- |
подп.4.17 | космонавты (при условии отнесения к малообеспеченным) |
да |
- |
- |
- |
подп.4.18 | молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей (при условии отнесения к малообеспеченным) |
да |
- |
- |
- |
подп.4.19 | граждане, осуществляющие строительство или приобретение жилых помещений и трудовую деятельность в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области (при условии отнесения к малообеспеченным) |
- |
- |
- |
- |
подп.4.20 | граждане, осуществляющие строительство или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках (при условии отнесения к малообеспеченным) |
да |
- |
- |
- |
подп.4.21 | граждане, состоящие на учете по месту жительства в областных центрах и г. Минске и осуществляющие строительство или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (при условии отнесения к малообеспеченным) |
да |
- |
да |
да |
Условия предоставления господдержки
1. Отнесение к числу малообеспеченных семей.
Отдельным категориям граждан, указанным в приведенной выше таблице, господдержка оказывается при условии отнесения их к числу малообеспеченных.
Малообеспеченными являются граждане, у которых:
• среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает пятикратного среднемесячного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи документов для включения в списки на получение льготных кредитов на возведение, реконструкцию или приобретение жилых помещений, для получения одноразовых субсидий или для направления на заключение договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по госзаказу.
![]() |
Справочно На момент издания Указа № 95 среднемесячный бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения составляет 447,64 руб., пятикратный - 2 238,2 руб.; |
• общая стоимость заявленного имущества не превышает для получения:
льготного кредита - двукратного предельного размера льготного кредита для данной семьи;
одноразовых субсидий - стоимости жилого помещения исходя из принимаемой в расчет для определения размера одноразовой субсидии стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения и максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда для данной семьи.
Порядок отнесения граждан к категории малообеспеченных для предоставления государственной поддержки определяет Совмин.
В настоящее время такой порядок определен в Положении об отнесении граждан к категории малообеспеченных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения, утв. постановлением Совмина от 20.12.2000 № 1955. Вероятно, данное постановление будет скорректировано в соответствии с нормами Указа № 95.
2. Льготные кредиты, одноразовые субсидии не предоставляются гражданам, указанным в п.4 Положения, и членам их семей, улучшающим совместно с ними жилищные условия, если эти граждане и трудоспособные члены их семей относятся к трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, за исключением случаев, установленных Совмином (п.11 Положения).
3. Соблюдение принципа одноразовости получения государственной поддержки, то есть предоставление льготных кредитов, одноразовых субсидий осуществляется только один раз (п.12 Положения).
Вместе с тем существуют исключения из этого принципа. Так, право на повторное получение государственной поддержки при возникновении повторных оснований для принятия на учет в связи с увеличением состава семьи при рождении (усыновлении, удочерении) детей в этих семьях имеют:
• многодетные семьи;
• семьи, приобретшие статус многодетных семей после улучшения жилищных условий с использованием государственной поддержки.
Порядок реализации принципа одноразовости получения государственной поддержки и права граждан на ее повторное получение будет определен Совмином.
4. Льготные кредиты и (или) одноразовые субсидии предоставляются с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок установления которой также будет определен Совмином.
5. Жилое помещение государственного жилищного фонда, занимаемое по договору найма гражданами и (или) членами их семей, получившими государственную поддержку, в котором не остаются проживать лица, сохраняющие право владения и пользования им, подлежит сдаче наймодателю.
6. Строящиеся или приобретаемые, а также построенные или приобретенные с использованием льготного кредита жилые помещения находятся в залоге (ипотеке) у ОАО «АСБ Беларусбанк». При этом:
- право залога возникает у ОАО «АСБ Беларусбанк» с момента заключения соответствующего кредитного договора и прекращается в случае прекращения кредитного обязательства, гибели заложенного жилого помещения или обращения на него взыскания залогодержателем в порядке, установленном законодательством;
- залог (ипотека), предусмотренный Положением, распространяется на земельный участок, находящийся в частной собственности и предоставленный для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, либо на право аренды (если за право аренды взималась плата) этого земельного участка (зарегистрированную долю в праве собственности или аренды на такой земельный участок, на котором расположена квартира в блокированном жилом доме), принадлежащие кредитополучателю либо переход права на которые к кредитополучателю осуществляется одновременно с переходом права собственности на жилое помещение;
- требования других залогодержателей жилых помещений, построенных или приобретенных с использованием льготного кредита, удовлетворяются из стоимости этих жилых помещений после удовлетворения требований ОАО «АСБ Беларусбанк» по соответствующим кредитным договорам;
- залог (ипотека) указанных жилых помещений производится по правилам, определенным законодательством, не противоречащим Положению.
Ограничения по распоряжению жилыми помещениями, построенными или приобретенными с использованием льготного кредита
В определенных случаях не допускается сдача в наем, аренду или отчуждение жилых помещений, построенных или приобретенных с использованием льготного кредита (пп.18 и 19 Положения).
![]() |
Обратите внимание! В данном случае под жилым помещением понимается одноквартирный жилой дом, квартира в многоквартирном или блокированном жилом доме, а также объект недвижимости, образованный в результате их раздела, слияния или вычленения изолированных помещений из названных капитальных строений, незавершенное законсервированное капитальное строение (доли в праве собственности на указанные объекты), за исключением: • построенного гражданином на земельном участке, предоставленном ему как состоящему на учете, одноквартирного, блокированного жилого дома, объекта недвижимости, образованного в результате раздела, слияния или вычленения изолированных помещений из названных капитальных строений (долей в праве собственности на указанные объекты), в течение 5 лет со дня государственной регистрации создания одноквартирного, блокированного жилого дома; • незавершенного законсервированного капитального строения, построенного гражданином на земельном участке, предоставленном ему как состоящему на учете. |
1. Предоставление жилых помещений (их частей), построенных или приобретенных с использованием льготного кредита, по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда или по договору аренды жилого помещения:
- до полного возврата (погашения) льготного кредита не допускается, за исключением нижеуказанных случаев;
- в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилого помещения или члена его семьи и иное) осуществляется с разрешения соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа без согласия залогодержателей.
2. Продажа гражданами жилых помещений, построенных или приобретенных с использованием льготного кредита:
- до полного возврата (погашения) льготного кредита и в течение 5 лет со дня досрочного возврата (погашения) этого кредита, но не более периода, оставшегося до наступления срока его полного возврата (погашения), установленного кредитным договором, не допускается, за исключением нижеуказанных случаев;
- в течение 5 лет со дня досрочного возврата (погашения) этого кредита, но не более периода, оставшегося до наступления срока его полного возврата (погашения), установленного кредитным договором, может осуществляться соответствующему местному исполнительному и распорядительному органу в порядке, установленном законодательством.
При отказе соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа от покупки жилого помещения, построенного или приобретенного с использованием льготного кредита, купля-продажа, дарение, мена либо иная сделка об отчуждении такого жилого помещения в течение 5 лет со дня досрочного возврата (погашения) кредита, но не более периода, оставшегося до наступления срока его полного возврата (погашения), установленного кредитным договором, осуществляются с разрешения этого местного исполнительного и распорядительного органа:
• в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилого помещения или члена его семьи и иное);
• при улучшении жилищных условий собственником жилого помещения путем строительства или приобретения жилого помещения;
• при досрочном возврате (погашении) льготного кредита кредитополучателями в порядке и случаях, определенных в гл.6 Положения.
3. До полного возврата (погашения) льготного кредита допускается дарение кредитополучателями жилых помещений, построенных или приобретенных с использованием льготного кредита, только членам их семей или мена ими названных жилых помещений на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов, которые могут приниматься в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилого помещения или члена его семьи и иное) либо при улучшении жилищных условий собственником жилого помещения путем строительства или приобретения жилого помещения. Такое дарение или мена осуществляются только с согласия ОАО «АСБ Беларусбанк».
4. Отчуждение гражданами одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, построенных с использованием льготного кредита на земельных участках, предоставленных им как состоящим на учете, объектов недвижимости, образованных в результате раздела, слияния или вычленения изолированных помещений из названных капитальных строений (долей в праве собственности на указанные объекты), может осуществляться:
- до истечения 5 лет со дня государственной регистрации создания одноквартирных, блокированных жилых домов - в порядке и на условиях, предусмотренных в ст.66 КоЗ;
- после истечения 5 лет со дня государственной регистрации создания одноквартирных, блокированных жилых домов - в порядке и на условиях, предусмотренных в пп.18 и 19 Положения.
Отчуждение гражданами незавершенных законсервированных капитальных строений, построенных с использованием льготного кредита на земельных участках, предоставленных им как состоящим на учете, может осуществляться в порядке и на условиях, предусмотренных в ст.66 КоЗ.
Порядок предоставления льготных кредитов
1. Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать (п.22 Положения):
- 40 лет для: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп.4.4 п.4 Положения), для граждан, являющихся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законодательными актами как детям-сиротам (подп.4.6 п.4 Положения), а также для многодетных семей (подп.4.8 п.4 Положения);
- 20 лет для иных категорий граждан, имеющих право на получение льготного кредита (подп.4.1-4.3, 4.5, 4.7 и 4.9-4.21 п.4 Положения).
При предоставлении льготных кредитов на приобретение жилых помещений, строительство которых осуществлялось по государственному заказу, срок, на который предоставляются такие кредиты, исчисляется со дня заключения кредитного договора на получение льготного кредита по государственному заказу заказчиком.
2. Проценты за пользование льготными кредитами устанавливаются в следующих размерах (п.23 Положения):
- 1 % годовых для: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп.4.4 п.4 Положения), для граждан, являющихся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законодательными актами как детям-сиротам (подп.4.6 п.4 Положения), а также для многодетных семей (подп.4.8 п.4 Положения) и граждан, осуществляющих строительство или приобретение жилых помещений и трудовую деятельность в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области (подп.4.19 п.4 Положения);
- 10 % ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на дату утверждения списков, но не менее 3 % годовых - для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках (подп.4.20 п.4 Положения);
- 5 % годовых - для военнослужащих, имеющих не менее 5 календарных лет выслуги на военной службе; прокурорских работников, имеющих не менее 5 календарных лет выслуги, граждан, уволенных с военной службы, в том числе реализовавших свое право на принятие на учет по месту жительства в течение 6 месяцев со дня увольнения с военной службы, службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением численности или штата работников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), имеющих соответственно не менее 5 календарных лет выслуги на военной службе, государственной гражданской службе в органах прокуратуры, а также для молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей (подп.4.1-4.3 и 4.18 п.4 Положения);
- 20 % ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на дату утверждения списков, но не менее 5 % годовых - для иных граждан, указанных в подп.4.5, 4.7, 4.9-4.17, 4.20 и 4.21 п.4 Положения.
3. Изменение статуса кредитополучателя.
Семьям кредитополучателей или их супругов, в том числе бывших, включенных в списки, на которых переведен долг по полученному льготному кредиту в соответствии с п.56 Положения либо которыми в случае смерти кредитополучателя принята в полном объеме задолженность по полученному льготному кредиту на основании заключенного с ОАО «АСБ Беларусбанк» соответствующего договора, включая семьи граждан, указанных в подп.4.1-4.3 п.4 Положения и относящихся на дату утверждения списков к малообеспеченным гражданам, приобретшие статус многодетной семьи после утверждения списков (перевода долга либо приема задолженности по полученному льготному кредиту):
• срок, на который предоставляются льготные кредиты, увеличивается до 40 лет;
• процентная ставка за пользование этими кредитами в течение срока их возврата (погашения) устанавливается в размере 1 % годовых исходя из суммы задолженности на дату представления документов в ОАО «АСБ Беларусбанк»
В случае утраты семьей статуса многодетной семьи в процессе строительства либо в период возврата (погашения) льготного кредита условия льготного кредитования не изменяются.
Пунктом 25 Положения определено, что в случаях трудоустройства и (или) переселения кредитополучателей и (или) их супругов, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек или в городах-спутниках (подп.4.20 п.4 Положения), в период предоставления льготного кредита и осуществления строительства жилых помещений в населенные пункты, не относящиеся к городам-спутникам или с численностью населения свыше 20 тыс. человек, производится перерасчет размера процентов за пользование льготным кредитом по ставке в размере 20 % ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на дату утверждения списков, но не менее 5 % годовых (подп.23.4 п.23 Положения), на дату заключения кредитного договора.
4. Заключение кредитного договора и нормативы кредитования.
Основанием для заключения кредитного договора на получение льготного кредита является утверждение нормативов в списках, которые представляются в ОАО «АСБ Беларусбанк» местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными органами (организациями), имеющими право на утверждение списков (в том числе в виде электронного документа без взимания вознаграждения (платы)).
В списках указываются нормируемые размеры общей площади жилого помещения, которые устанавливаются:
• с учетом нормативов общей площади строящегося или приобретаемого жилого помещения для определения величины льготного кредита и количества членов семьи кредитополучателя;
• за вычетом общей площади жилых помещений, в том числе приходящейся на принадлежащие кредитополучателю и членам его семьи доли в праве общей собственности на жилые помещения (за исключением случаев, установленных Совмином):
- находящихся в собственности кредитополучателя и (или) членов его семьи;
- находившихся в собственности и отчужденных кредитополучателем и (или) членами его семьи в течение 3 лет до включения в списки.
Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю в праве общей собственности на него, определяется исходя из общей площади жилого помещения пропорционально размеру доли в праве общей собственности на него.
Нормативы общей площади строящегося или приобретаемого жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются в размере:
20 м2 (в г. Минске - 15 м2, а для многодетных семей - 20 м2) на одного члена семьи, за исключением нижеуказанных случаев;
30 м2 на одного члена семьи - при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома, а также при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры общей площадью более 100 м2 в блокированном жилом доме в сельских населенных пунктах гражданами, постоянно проживающими и работающими в таких населенных пунктах;
44 м2 - при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме в сельских населенных пунктах гражданами, постоянно проживающими и работающими в таких населенных пунктах.
Для Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждан, обладающих правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, вышеуказанные нормативы общей площади жилого помещения увеличиваются на 15 м2 на каждого члена семьи, имеющего право на дополнительную площадь жилого помещения по перечисленным основаниям.
Гражданам, осуществляющим строительство или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 м2 (в г. Минске - менее 10 м2) на одного человека либо однокомнатной квартиры совместно с членом семьи независимо от его пола, кроме супругов, а также жилых помещений в населенном пункте не по месту постановки на учет, льготный кредит предоставляется при условии добровольного волеизъявления таких граждан и членов их семей, состоящих на учете совместно с этими гражданами, на снятие с учета (п.31 Положения).
Максимальный размер льготного кредита на строительство жилого помещения определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения и стоимости 1 м2 общей площади строящегося жилого помещения, не превышающей предельного норматива стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения, определяемого Совмином, и не должен превышать 90 % (для многодетных семей - 100 %) стоимости строительства нормируемых размеров общей площади жилого помещения, принимаемой в расчет для определения размера льготного кредита.
![]() |
Справочно Предельный норматив стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения на 2025 год установлен постановлением Совмина от 03.02.2025 № 65 «О мерах по выполнению заданий по строительству жилых домов и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к ним на 2025 год». |
Льготный кредит на приобретение:
• жилого помещения (за исключением нижеуказанного жилого помещения) предоставляется гражданам в размере, не превышающем 90 % (для многодетных семей - 100 %) максимального размера льготного кредита на строительство жилого помещения и размера наименьшей стоимости приобретаемого жилого помещения, определяемой согласно договору купли-продажи или заключению об оценке по определению оценочной стоимости жилого помещения в соответствии с законодательством об оценочной деятельности;
• жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу, предоставляется в размере, применяемом при льготном кредитовании строительства жилых помещений.
С гражданами, осуществляющими строительство жилых помещений и включенными в списки, заключение кредитных договоров производится при условии внесения ими собственных средств на строительство этих жилых помещений в размере не менее 15 % от суммы, определенной как разность между стоимостью строительства жилого помещения и максимальным размером льготного кредита. Расчет размера собственных средств, внесенных на строительство, производится исходя из стоимости выполненных работ и (или) закупленных материалов и изделий.
Главами 5 и 6 Положения определены особенности предоставления льготных кредитов в юго-восточном регионе Могилевской области, а также гражданам, состоящим на учете по месту военной службы (государственной гражданской службы, работы).
Возврат (погашение) льготного кредита и уплата процентов за пользование им
Возврат (погашение) льготного кредита и уплата процентов за пользование им граждане осуществляют равными долями в течение всего периода возврата (погашения) кредитов (п.45 Положения):
• при приобретении жилых помещений - со следующего месяца после предоставления льготного кредита;
• при строительстве жилых помещений:
- гражданами, постоянно проживающими и работающими в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках, (подп.4.20 п.4 Положения), и многодетными семьями (подп.4.8 п.4 Положения) - со следующего месяца после сдачи жилого дома в эксплуатацию, но не позднее 3 лет после начала кредитования;
- иными гражданами - со следующего месяца после сдачи жилого дома в эксплуатацию, но не позднее 2 лет после начала кредитования.
В пп.46 и 47 Положения определены порядок и условия отсрочки платежа по кредитному договору.
Одноразовые субсидии
Одноразовые субсидии предоставляют местные исполнительные и распорядительные органы, организации.
Размер одноразовой субсидии на строительство жилого помещения:
• определяется как сумма базовой доли одноразовой субсидии, определяемой в процентах от принимаемой в расчет для определения размера одноразовой субсидии стоимости строительства нормируемых размеров общей площади жилого помещения и жилищных квот (именных приватизационных чеков «Жилье») получателя одноразовой субсидии и членов его семьи, имеющих право на их индексацию;
• суммарно не может превышать 70 % принимаемой в расчет для определения размера одноразовой субсидии стоимости строительства нормируемых размеров общей площади жилого помещения.
Величина базовой доли одноразовой субсидии на строительство жилого помещения определяется исходя из:
• времени нахождения на учете получателя одноразовой субсидии, кроме случаев, установленных Совмином;
• среднемесячного совокупного дохода семьи;
• стоимости 1 м2 общей площади строящегося жилого помещения, не превышающей предельного норматива стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения, определяемого Совмином;
• количества членов семьи получателя одноразовой субсидии;
• нормируемых размеров общей площади жилого помещения, определяемых:
- в порядке, установленном в абз.3-5 ч.1, ч.2 п.29 и п.33 Положения;
- с учетом нормативов общей площади в размере 20 м2 (в г. Минске - 15 м2, а для многодетных семей - 20 м2) на одного члена семьи (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома - 30 м2). Для граждан, обладающих правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, норматив общей площади для начисления одноразовой субсидии увеличивается на 15 м2 на каждого члена семьи, имеющего такое право.
Одноразовая субсидия на приобретение жилого помещения:
• начисляется в порядке, применяемом при субсидировании строительства жилых помещений;
• предоставляется в размере наименьшей стоимости приобретаемого жилого помещения, определяемой согласно договору купли-продажи или заключению об оценке по определению оценочной стоимости жилого помещения в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (за исключением жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу);
• рассчитывается на приобретение жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу, по стоимости 1 м2 общей площади в конкретном жилом доме без учета затрат, не включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимых на стоимость строительства, не превышающей предельного норматива стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения, определяемого Совмином.
Одноразовые субсидии местные исполнительные и распорядительные органы, организации, принявшие решения о предоставлении таких субсидий, перечисляют на специальные счета «Субсидия», открытые каждым получателем одноразовой субсидии в ОАО «АСБ Беларусбанк» для аккумулирования на нем средств одноразовых субсидий.
На денежные средства, перечисленные получателю одноразовой субсидии на специальный счет «Субсидия», производится начисление процентов в размере, предусмотренном для вкладов (депозитов) до востребования, в порядке, определенном банковским законодательством. Соответствующие суммы начисленных процентов используются получателем одноразовой субсидии в порядке, установленном для использования такой субсидии.
Особенности функционирования специальных счетов «Субсидия» определены в приложении 7 к Положению.
Финансовая помощь
Финансовая помощь предоставляется многодетным и молодым семьям после наступления срока возврата (погашения) льготных кредитов и уплаты процентов за пользование ими исходя из суммы задолженности по льготным кредитам на дату представления кредитополучателями или их супругами (бывшими супругами) в ОАО «АСБ Беларусбанк» документов, необходимых для ее получения, в следующих размерах:
многодетным семьям:
- при наличии троих детей, включенных в списки, в возрасте до 23 лет на дату утверждения списков - 75 % от суммы задолженности по предоставленным льготным кредитам;
- при наличии четверых и более детей, включенных в списки, в возрасте до 23 лет на дату утверждения списков - 100 % от суммы задолженности по предоставленным льготным кредитам;
семьям при рождении (усыновлении, удочерении) третьего и последующих детей после утверждения списков (перевода долга либо приема задолженности по полученному льготному кредиту):
- при наличии троих несовершеннолетних детей на дату рождения (усыновления, удочерения) ребенка (с учетом родившегося, усыновленного, удочеренного) - 75 % от суммы задолженности по предоставленным льготным кредитам;
- при наличии четверых и более несовершеннолетних детей на дату рождения (усыновления, удочерения) ребенка (с учетом родившегося, усыновленного, удочеренного) - 100 % от суммы задолженности по предоставленным льготным кредитам;
молодым семьям:
- при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка после заключения кредитного договора (перевода долга либо приема задолженности по полученному льготному кредиту) - 10 % от суммы задолженности по предоставленным льготным кредитам;
- при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка после заключения кредитного договора (перевода долга либо приема задолженности по полученному льготному кредиту) - 20 % от суммы задолженности по предоставленным льготным кредитам.
Порядок предоставления финансовой помощи, а также случаи и порядок ее перерасчета, в том числе при изменении состава многодетных и молодых семей в связи с отменой усыновления (удочерения), будет определен Совмином.
Перевод долга по кредиту
Перевод долга по полученному кредитополучателем льготному кредиту после государственной регистрации возникновения (перехода к нему) права собственности на построенное или приобретенное жилое помещение (п.56 Положения):
• допускается:
на члена семьи кредитополучателя с его согласия и согласия ОАО «АСБ Беларусбанк»;
на бывшего супруга (супругу) кредитополучателя, включенного в списки, с его (ее) согласия и согласия ОАО «АСБ Беларусбанк» - в случае расторжения брака;
• производится с учетом кредитоспособности члена семьи или бывшего супруга (супруги) кредитополучателя.
Обязанность по возврату (погашению) льготного кредита и уплате процентов за пользование им может быть возложена:
• решением суда на супруга (супругу) кредитополучателя, иных членов семьи, в том числе бывших, совместно улучшивших жилищные условия, претендующих на долю в построенном или приобретенном жилом помещении;
• на основании брачного или иного договора (соглашения), заключенного в письменной форме, на супруга (супругу) кредитополучателя - при расторжении брака.
В случае смерти кредитополучателя в период осуществления строительства жилого помещения или до государственной регистрации возникновения (перехода к нему) права собственности на построенное или приобретенное жилое помещение местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы (организации), имеющие право на утверждение списков, вносят изменения в списки, в которых:
• совершеннолетний член семьи кредитополучателя указывается кредитополучателем по льготному кредиту, выданному ОАО «АСБ Беларусбанк» умершему кредитополучателю;
• совершеннолетнему члену семьи кредитополучателя (независимо от отнесения его к категориям, указанным в п.4 Положения) предоставляется право с учетом его кредитоспособности на получение льготного кредита в пределах разницы между размером льготного кредита, полагавшегося умершему кредитополучателю в соответствии с кредитным договором, и суммой льготного кредита, предоставленного по кредитному договору, заключенному с умершим кредитополучателем, - в случае смерти кредитополучателя до предоставления ему в полном объеме полагающегося размера льготного кредита.
Также п.59 Положения определено, что при отсутствии совершеннолетних членов семьи кредитополучателя, а также в случае незаключения договора о приеме задолженности по кредиту умершего кредитополучателя заказчик, наследник умершего кредитополучателя осуществляет возврат льготного кредита, перечисленного умершему кредитополучателю, в сроки и порядке, определяемые Совмином.