Пособие от 15.12.2011
Автор: Жагуло В.

Государственные служащие: особенности и алгоритм действий при приеме на работу


 

Материал помещен в архив

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ: ОСОБЕННОСТИ И АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

1. Правовое регулирование

2. Основные термины и определения

3. Особенности приема на работу государственных служащих: краткий обзор

4. Квалификационные требования, предъявляемые при поступлении на государственную службу

5. Алгоритм действий при оформлении приема работника на должность государственного служащего

Правовое регулирование

Правовое регулирование труда государственных служащих осуществляют следующие нормативные правовые акты:

- Конвенция Международной организации труда № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе»;

- Трудовой кодекс РБ (далее - ТК);

- Закон РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон о государственной службе);

- Указ Президента РБ от 09.02.2004 № 58 «О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей»;

- Закон РБ от 04.01.2003 № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» (далее - Закон о декларировании доходов);

- Закон РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон о борьбе с коррупцией);

- Квалификационный справочник «Государственные должности государственных служащих», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.10.2003 № 135 (далее - Квалификационный справочник);

- Положение о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу, утвержденное Указом Президента РБ от 17.03.2005 № 139;

- Положение о проведении конкурса на занятие государственной должности, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 26.09.2003 № 1221 (далее - Положение о проведении конкурса);

- Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные постановлением Минтруда РБ от 05.04.2000 № 46 (далее - Типовые ПВТР).

В сфере медицинского обследования:

- перечень категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу, утвержденный постановлением Минздрава РБ, МВД РБ, Минтруда и соцзащиты РБ от 08.08.2005 № 23/243/104 (далее - Перечень категорий работников);

- Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 (далее - Инструкция о медосмотрах).

В сфере охраны труда:

- Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон об охране труда);

- Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее - Инструкция о порядке обучения);

- государственный стандарт Республики Беларусь ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

В сфере воинского учета:

- Закон РБ от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее - Закон о воинской обязанности);

- Инструкция о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденная постановлением Минобороны РБ от 31.05.2011 № 21 (далее - Инструкция о порядке воинского учета).

Для отдельных категорий государственных служащих:

- Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей;

- Закон РБ от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»;

- Закон РБ от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» и др.

Основные термины и определения

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и исполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования (ст.5 Закона о государственной службе).

Государственная должность - должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом о государственной службе и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа (ст.4 Закона о государственной службе).

К государственным должностям не относятся должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа. Перечень таких должностей утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 17.10.2003 № 123.

Особенности приема на работу государственных служащих: краткий обзор

Особенность приема на государственную службу
Содержание особенности приема на государственную службу
Правовая норма
Особые требования к кандидатам на государственную должность На государственную службу могут быть приняты только граждане Республики Беларусь, достигшие
18-летнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь
Пункт 1 ст.24 Закона о государственной службе
Впервые поступающие на государственную службу сдают квалификационный экзамен Пункт 4 ст.27 Закона о государственной службе
Наличие установленных законодательством оснований для отказа гражданину в приеме на государственную службу Такой отказ может быть получен в случаях:
- признания гражданина в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;
- наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, входящего в утвержденный Правительством РБ перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;
- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
- несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;
- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- отсутствия гражданства Республики Беларусь;
- представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;
- непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;
- увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения 2 лет со дня увольнения за такие действия;
- наличия судимости;
- в иных случаях, установленных законодательными актами
Статья 33 Закона о государственной службе
Особенность оформления трудовых отношений с государственными служащими Заключается только контракт (а не иные виды трудового договора) Пункт 2 ст.30 Закона о государственной службе
Как исключение, контракт не заключается:
- с лицами, назначаемыми на высшие государственные должности, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального собрания РБ, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, председателями местных Советов депутатов, а также судьями;
- с гражданами, поступающими на государственную службу на период исполнения обязанностей временно отсутствующего государственного служащего (с ними заключается срочный трудовой договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде)


Пункт 5 ст.30 Закона о государственной службе






Пункт 6 ст.30 Закона о государственной службе
Предварительное испытание может устанавливаться на срок от 3 до 6 месяцев. Не устанавливается при поступлении на государственную службу, в т.ч. путем утверждения (наравне с избранием и по конкурсу) Статья 29 Закона о государственной службе
В отличие от трудового договора в контракт с государственным служащим обязательно включаются положения об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Пункт 10 Положения о порядке заключения контрактов (примечание 1)
Срок хранения контракта с государственным служащим - 75 лет, а «обычных» трудовых договоров - 3 года Пункт 219 Перечня-2006 (примечание 2)

   

Примечание 1. Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 07.10.2003 № 1271 (далее - Положение о порядке заключения контрактов).

Примечание 2. Перечень типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей по оперативному и статистическому учету и отчетности, электронным информационным ресурсам, трудовым отношениям, социальной защите, работе с кадрами, образованию, таможенному контролю, материально-техническому обеспечению, административно-хозяйственной деятельности, делопроизводству, работе архивов организаций с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Минюста РБ от 14.12.2006 № 82.

Квалификационные требования, предъявляемые при поступлении на государственную службу

Согласно ст.26 Закона о государственной службе квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:

- соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

- необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;

- владение государственными языками Республики Беларусь;

- знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Дополнительные квалификационные требования, предъявляемые к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей, могут устанавливаться иными актами законодательства.

Квалификационные характеристики государственных должностей определяются Квалификационным справочником.

Алгоритм действий при оформлении приема работника на должность государственного служащего

Шаг 1. Включаем претендента в резерв кадров государственных служащих.

Согласно ст.17 Закона о государственной службе в государственных органах создается резерв кадров государственных служащих для занятия вакантных государственных должностей (за исключением должностей, занятие которых осуществляется путем избрания).

В резерв кадров государственных служащих включаются:

- граждане, принявшие участие в конкурсном отборе и рекомендованные конкурсной комиссией для зачисления в кадровый резерв;

- государственные служащие, уволенные в результате ликвидации государственного органа, сокращения численности или штата работников.

Шаг 2. При поступлении гражданина впервые на государственную службу направляем его на сдачу квалификационного экзамена для лиц, впервые поступающих на государственную службу.

Указом Президента РБ от 17.03.2005 № 139 «Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу» предусмотрено обязательное проведение квалификационного экзамена для лиц, впервые поступающих на государственную службу. Квалификационный экзамен проводится с целью установления соответствия уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, впервые поступающих на государственную службу, современным требованиям эффективной работы в государственных органах. Квалификационный экзамен проводится квалификационными комиссиями, которые создаются в соответствующих государственных органах или их вышестоящих органах.

Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, руководителем государственного органа может быть назначено на соответствующую должность. Если же на замещение данной должности объявлен конкурс, то проведению конкурса предшествует сдача квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен не сдается следующими лицами, впервые поступающими на государственную службу, на следующие должности:

- включенные в перечень высших государственных должностей Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента РБ от 08.11.2001 № 644, а также на государственные должности их заместителей;

- судей Конституционного Суда РБ, Верховного Суда РБ, Высшего Хозяйственного Суда РБ, иных общих и хозяйственных судов;

- председателей областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета;

- выборные государственные должности в палатах Национального собрания РБ, местных Советах депутатов, полномочия на которых осуществляются на профессиональной основе;

- членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Также освобождены от сдачи квалификаонного экзамена лица, впервые поступающие на должности прокурорских работников, военнослужащих, должности рядового и начальствующего состава Следственного комитета, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, и лица, обучавшиеся в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, иных учреждениях образования и направленных на работу в государственные органы, иные государственные организации.
 

От редакции: Норма вышеназванного Указа приведена в соответствии с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 30.12.2011 № 621.

 

Шаг 3. При необходимости проводим конкурс на занятие государственной должности.

Проведение конкурса осуществляется в соответствии со ст.26 Закона о государственной службе и Положением о проведении конкурса.

Конкурс объявляется государственным органом только на вакантную должность и при отсутствии резерва кадров для ее занятия. Вакантной должностью в государственном органе признается не замещенная государственным служащим должность, предусмотренная в штатном расписании государственного органа.

Решение о проведении конкурса, форме и сроках проведения конкурса, об установлении перечня должностей, подлежащих занятию, принимает руководитель государственного органа, наделенный правом приема и увольнения работника.

Выпускники учреждений высшего образования, направленные на работу в государственный орган по договорам (заявкам), занимают вакантные должности без конкурса.

Участвовать в конкурсе могут граждане Республики Беларусь не моложе 18 лет, имеющие право на поступление на государственную службу в соответствии с законодательством о государственной службе.

Лица, впервые поступающие на государственную службу, допускаются к участию в конкурсе при условии сдачи квалификационного экзамена.

Не допускаются к участию в конкурсе граждане, которые не могут быть приняты на государственную службу в соответствии с законодательством о государственной службе.

Конкурс может быть открытым или закрытым. В закрытом конкурсе участвуют работники, состоящие в резерве кадров государственных служащих.

Организация и проведение конкурса возлагаются на кадровую службу и конкурсную комиссию, создаваемую решением (приказом) руководителя государственного органа.

Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявления на имя руководителя государственного органа и прилагают к нему следующие документы:

- личный листок по учету кадров;

- автобиографию;

- копии документов об образовании, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы;

- медицинскую справку о состоянии здоровья (для занятия отдельных государственных должностей, перечень которых определяется законодательными актами);

- декларацию о доходах и имуществе;

- документ, удостоверяющий личность (по прибытии на конкурс).

Документы для участия в конкурсе представляются в государственный орган в течение месяца со дня опубликования объявления о проведении конкурса.

Результаты конкурса оформляются протоколом и доводятся до сведения его участников. Материалы заседания конкурсной комиссии передаются на рассмотрение руководителя государственного органа, который принимает окончательное решение.

Выписка из протокола заседания конкурсной комиссии о результатах конкурса хранится в личном деле работника, назначенного на должность по итогам проведенного конкурса.

Шаг 4. Требуем предъявить документы, необходимые при поступлении на государственную службу (п.1 части первой ст.54 ТК и ст.25 Закона о государственной службе).

    

Документы, представляемые гражданами при поступлении на государственную службу
     
Вид документа
Наименование документа
Правовая норма
Личное заявление Подп.1.1 п.1 ст.25 Закона о государственной службе
Личный листок по учету кадров Подп.1.2 п.1 ст.25 Закона о государственной службе
Документ, удостоверяющий личность Паспорт Подп.1.3 п.1 ст.25 Закона о государственной службе, п.1 части первой ст.26 ТК, п.3 Положения о документах, удостоверяющих личность, утвержденного Указом Президента РБ от 03.06.2008 № 294
Документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу) Военный билет Подп.1.3 п.1 ст.25 Закона о государственной службе, п.1 части первой ст.26 ТК, п.29 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 18.12.2003 № 1662
Удостоверение призывника




Трудовая книжка, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей Трудовая книжка Подп.1.4 п.1 ст.25 Закона о государственной службе, п.2 части первой ст.26 ТК, п.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30 (далее - Инструкция о трудовых книжках)
Документ о соответствующем образовании, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется Диплом о профессионально-техническом образовании (диплом о профессионально-техническом образовании с отличием) Подп.1.5 п.1 ст.25 Закона о государственной службе, п.3 части первой ст.26 ТК, ст.98 Кодекса Республики Беларусь об образовании
Диплом о среднем специальном образовании (диплом о среднем специальном образовании с отличием)
Диплом о высшем образовании (диплом о высшем образовании с отличием, в т.ч. с золотой медалью)
Диплом магистра
Диплом исследователя
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (для инвалидов) Индивидуальная программа реабилитации инвалида Пункт 5 части первой ст.26 ТК
Декларация о доходах и имуществе Декларация о доходах и имуществе Подп.1.6 п.1 ст.25 Закона о государственной службе, п.6 части первой ст.26 ТК
Страховое свидетельство Свидетельство социального страхования
(в случае его отсутствия - представление сведений, необходимых для регистрации застрахованного лица в органах, осуществляющих персонифицированный учет)
Пункт 6 части первой ст.26 ТК, ст.10 Закона РБ от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования»
Медицинское заключение о состоянии здоровья
(для занятия отдельных государственных должностей, перечень которых определяется законодательными актами)
Медицинская справка о состоянии здоровья Подп.1.7 п.1 ст.25 Закона о государственной службе, п.6 части первой ст.26 ТК, п.33 Инструкции о медосмотрах
Документ о направлении на работу (для молодых специалистов) Свидетельство о направлении на работу Пункт 32 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное и профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.06.2011 № 821

 

При необходимости государственный орган вправе запросить с места предыдущей работы информацию, характеризующую гражданина, претендующего на занятие государственной должности в этом государственном органе (п.5 ст.25 Закона о государственной службе).

Также работник вправе представить нанимателю рекомендательное письмо и другие документы, характеризующие предшествующую работу (часть четвертая п.9 Типовых ПВТР).

Шаг 5. Работник подает личное заявление о приеме на работу.

Одной из особенностей оформления приема на государственную службу является подача гражданином личного заявления. К примеру, в соответствии со ст.26 ТК заявление не является документом, который работник обязан представить.

Личное заявление о приеме на работу включается в состав личного дела работника (абзац 7 п.6 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Белкомархива от 26.03.2004 № 2 (далее - Инструкция о ведении личных дел работников)).

Шаг 6. Претендент представляет декларацию о доходах и имуществе.

Государственные служащие обязаны представлять в соответствующий государственный орган (организацию) декларацию о доходах и имуществе при поступлении на службу (ст.19 Закона о борьбе с коррупцией).

Непредставление декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в нее неполных, недостоверных сведений являются основанием для отказа в приеме на государственную службу (часть вторая ст.19 Закона о борьбе с коррупцией).

Государственные служащие представляют декларацию по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 952.

Лица, являющиеся кандидатами на должности и занимающие должности, включенные в кадровый реестр Главы государства РБ, представляют декларации по форме, установленной Положением о порядке формирования и проверки данных о кандидатах на должности и лицах, занимающих должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 02.11.2000 № 577.

Порядок заполнения декларации определяется Министерством по налогам и сборам РБ и изложен в Инструкции о порядке заполнения физическими лицами деклараций о доходах и имуществе, утвержденной постановлением МНС РБ от 09.01.2008 № 1.

Бланк декларации выдается бесплатно государственным органом, в который представляется декларация.

Шаг 7. Направляем претендента для прохождения обязательного медицинского осмотра.

Постановлением Совета Министров РБ от 02.10.2003 № 1250 определен перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей на государственной службе. В этот перечень включены: органические, включая симптоматические, психические расстройства; психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ; шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства; аффективные расстройства настроения; расстройство зрелой личности и поведения у взрослых; умственная отсталость; эпилептическая болезнь. Наличие утвержденного медицинским заключением одного из заболеваний названного перечня является основанием для отказа в приеме на государственную службу.

Прохождение предварительного медицинского осмотра определяется в соответствии с Инструкцией о медосмотрах. Кроме того, согласно Перечню категорий работников для занятия некоторых должностей необходимо прохождение предварительного профилактического наркологического осмотра.

Для прохождения предварительного медицинского осмотра лицу, поступающему на работу, выдается индивидуальное направление, форму которого организация разрабатывает самостоятельно. В направлении указываются производство, профессия, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с графой 2 приложений 1-3 к Инструкции о медосмотрах (п.9 Инструкции о медосмотрах).

По окончании предварительного медосмотра лицу, прошедшему медосмотр, выдается медицинская справка о состоянии здоровья, предусмотренная п.7.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200, с указанием годности к работе в данной профессии в условиях воздействия факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса (п.33 Инструкции о медосмотрах).

Шаг 8. Предлагаем подписать обязательство, предусмотренное ст.16 Закона о борьбе с коррупцией.

Гражданин, претендующий на занятие должности, которая в соответствии с Законом о борьбе с коррупцией относится к должности государственного должностного лица, подписывает обязательство, предусмотренное ст.16 Закона о борьбе с коррупцией.

В соответствии с частью первой ст.16 Закона о борьбе с коррупцией государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст.17 Закона о борьбе с коррупцией, а также законодательством Республики Беларусь о государственной службе для государственных служащих (если соответствующая должность государственного должностного лица относится к государственной службе), и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Перечень лиц, относящихся к государственным должностным лицам, приведен в ст.1 Закона о борьбе с коррупцией. К таковым, в частности, относятся: Президент РБ, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания РБ, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам.

Подписание рассматриваемого обязательства государственными служащими закреплено также в ст.25 Закона о государственной службе.

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной государственной организации.

Неподписание данного обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной государственной организации за неисполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Кроме того, государственное должностное лицо обязано в течение 3 месяцев после назначения (избрания) на должность передать на время исполнения своих обязанностей в доверительное управление под гарантию государства находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица
 
Я, Савченко Андрей Николаевич                                                                                                        ,
   (фамилия, собственное имя, отчество)
в соответствии с Законом РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» обязуюсь:

- не заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц;

- не оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;

- не быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью Минского городского исполнительного комитета                                                                          ;

(наименование государственного органа)

- не принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

- не выполнять имеющие отношение к трудовой деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) я являюсь (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов), иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

- приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь выполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии;

- не занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

- не принимать участие в забастовках;

- не заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором я занимаю государственную должность, или уполномоченным им лицом;

- не выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

- не принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные мною при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает 5 базовых величин, передавать в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором я занимаю государственную должность;

- не использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

- не иметь счетов в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

- не принимать без согласия Президента РБ государственные награды иностранных государств.

Мне разъяснено, что государственное должностное лицо, нарушившее данное письменное обязательство, привлекается к ответственности, в т.ч. освобождается от занимаемой должности, в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь.

 

08.11.2011
 
Савченко
 
А.Н.Савченко
(дата)
 
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)

   

Шаг 9. Изучаем сведения, представленные гражданином при поступлении на государственную службу в случаях и порядке, предусмотренных ст.10 Закона о государственной службе (п.2 ст.25 Закона о государственной службе).

Шаг 10. Согласовываем кандидатуру на должность государственного служащего, если требуется такое согласование.

Шаг 11. Знакомим работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъясняем его права и обязанности (п.2 части первой ст.54 ТК), т.е. с теми вопросами порученной работы, условий и оплаты труда, прав и обязанностей работников, которые не отражены в письменной форме трудового договора.

Шаг 12. Знакомим работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок (п.3 части первой ст.54 ТК).

С момента подписи об ознакомлении с документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок, их соблюдение для работника становится обязательным.

Шаг 13. Проводим вводный инструктаж по охране труда (п.4 части первой ст.54 ТК).

Обязанность нанимателя проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим со всеми работниками организации закреплена в п.6 части первой ст.55, п.9 части первой ст.226 ТК, абзаце 5 части первой ст.13 Закона об охране труда.

В ходе проведения вводного инструктажа по охране труда работник должен получить основной объем сведений по безопасности и гигиене труда, правилам поведения на территории организации, действиям при возникновении несчастных случаев, аварий и инцидентов на производственных объектах, а также быть ознакомлен с основными обязанностями и правами в области трудовых правоотношений, охраны труда.

Регистрация вводного инструктажа осуществляется в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 8 к Инструкции о порядке обучения (п.47 Инструкции о порядке обучения).

Шаг 14. Заключаем контракт, в случаях, предусмотренных законодательством, - иные виды трудового договора.

По общему правилу, установленному ст.30 Закона о государственной службе, с государственными служащими заключается контракт на срок не менее 1 года. Максимальный срок контракта Законом о государственной службе не определен, но действует положение ст.17 ТК о максимальном сроке срочного трудового договора - не более 5 лет.

Примерная форма контракта с государственным служащим приведена в приложении к Положению о порядке заключения контрактов.

С гражданами, поступающими на государственную службу на период исполнения обязанностей временно отсутствующего государственного служащего, заключается срочный трудовой договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Контракт заключается в письменной форме в 2 экземплярах на срок не менее 1 года.

Контракт является основанием для издания решения, приказа, распоряжения, иного акта соответствующего государственного органа, должностного лица о назначении государственного служащего на должность.

Шаг 15. Оформляем заключение контракта (трудового договора) соответствующим решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица о назначении государственного служащего на должность (п.5 части первой ст.54 ТК).

Шаг 16. Заключаем при необходимости договор о полной материальной ответственности.

Наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии - самостоятельно утвердить примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (часть третья ст.405 ТК).

Примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, а также примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждены постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 764.

Отметим также, что согласно п.10 Положения о порядке заключения контрактов контракт с государственным служащим должен предусматривать полную материальную ответственность государственного служащего за ущерб, причиненный по его вине нанимателю излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением.

Шаг 17. Заводим (заполняем) на работника трудовую книжку (п.6 части первой ст.54 ТК) или вносим запись о приеме на работу, а также выдаем расписку работнику о ее получении.

Лицу, впервые поступающему на работу, нанимателем заполняется трудовая книжка образца республиканской трудовой книжки 1995 г. в соответствии с представляемыми работником документами в его присутствии (абзац 2 подп.1.3 п.1 постановления Совета Министров РБ от 10.12.1997 № 1635 «О трудовых книжках работников» (далее - постановление № 1635)).

Сведения о работнике заверяются подписью нанимателя или специально уполномоченного лица и печатью нанимателя, а в случае ее отсутствия у индивидуального предпринимателя либо у гражданина, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора, - печатью исполнительного комитета, осуществившего регистрацию нанимателя.

Заполнение трудовой книжки лицу, впервые поступающему на работу, осуществляется нанимателем (уполномоченным должностным лицом) в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу (п.10 Инструкции о трудовых книжках) в соответствии с требованиями постановления № 1635 и Инструкции о трудовых книжках.

При приеме от работника трудовой книжки лицом, оформляющим прием и увольнение работников, ему выдается расписка в произвольной форме, содержащая реквизиты организации, в т.ч. печать нанимателя (абзац 3 п.58 Инструкции о трудовых книжках).

Запись о приеме на работу вносится нанимателем по основному месту работы (так как трудовые книжки ведутся только по месту основной работы (часть вторая ст.50 ТК)), а лицам, работающим по совместительству, по их желанию запись в трудовую книжку сведений о работе производится нанимателем по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству (копия приказа (распоряжения) нанимателя), и указывается отдельной строкой (п.6 Инструкции о трудовых книжках).

Шаг 18. Заводим личную карточку на работника.

В настоящий момент отсутствует унифицированная форма личной карточки, нормативно не определен порядок ее ведения и заполнения. Следовательно, наниматель самостоятельно разрабатывает форму личной карточки работника и порядок ее ведения. За основу можно взять ранее действовавшую форму Т-2.

Шаг 19. Оформляем личное дело государственного служащего.

Согласно ст.14 Закона о государственной службе сведения о прохождении государственной службы отражаются в личном деле государственного служащего, которое содержит анкетные и автобиографические данные. К личному делу приобщаются также документы об образовании, о переподготовке, повышении квалификации, стажировке, об аттестации государственного служащего и другие данные.

Личное дело государственного служащего ведется кадровой службой соответствующего государственного органа в порядке, определяемом, в частности, Инструкцией о ведении личных дел работников.

На руководящих работников, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства, оформляются дубликаты личных дел, хранящиеся в Администрации Президента РБ (п.49 Положения об организации работы с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций, утвержденного Указом Президента РБ от 26.07.2004 № 354).

Особенностью ведения личных дел государственного служащего является, в частности, то, что в личное дело обязательно включается контракт (п.7 Инструкции о ведении личных дел работников).

Шаг 20. Заполняем документы по воинскому учету и уведомляем военкомат о приеме на работу военнообязанного.

После проверки документов на лиц, подлежащих воинскому учету, ответственный за воинский учет оформляет специальную личную карточку (личную карточку воинского учета), форма которой содержится в приложении 2 к Инструкции о порядке воинского учета (форма 2).

Личные карточки воинского учета заполняются на основании паспорта, военного билета, документа об образовании и других документов, необходимых для заполнения личной карточки.

Заполнение раздела «Сведения о воинском учете» личной карточки воинского учета (оборотная сторона формы 2) производится в соответствии с записями, содержащимися в документах воинского учета.

О приеме на работу лица, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, ответственные за воинский учет обязаны сообщить в недельный срок в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства (абзац 2 части первой ст.9 Закона о воинской обязанности). Данный срок следует отсчитывать с момента приема на работу указанного лица. Специальной формы, в которой должно быть сделано такое сообщение, не предусмотрено. В этих целях в соответствующий орган целесообразно направить письмо с указанием сведений о лице, подлежащем воинскому учету.

За нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование исполнению гражданами обязанностей по воинскому учету предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 4 до 5 базовых величин (часть вторая ст.25.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Шаг 21. Выдаем служебное удостоверение государственного служащего.

Государственному служащему при поступлении на государственную службу выдается служебное удостоверение, которое является официальным документом, удостоверяющим личность государственного служащего и занимаемую им должность (ст.15 Закона о государственной службе).

Шаг 22. Оформляем документы персонифицированного учета и представляем их в территориальные органы Фонда социальной защиты населения.

Оформление документов персонифицированного учета производится в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 31.12.2009 № 159, а порядок и сроки их представления - в соответствии с Правилами индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).

Так, форма ПУ-1 (тип формы - регистрация) представляется в орган Фонда социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней со дня принятия на работу физического лица, не имеющего свидетельства социального страхования (п.14 Правил), а форма ПУ-2 (тип формы - исходная) представляется работодателем - 1 раз в квартал в течение месяца, следующего за отчетным кварталом (п.15 Правил).

Шаг 23. Присваиваем класс.

Согласно ст.11 Закона о государственной службе каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих (см. также постановление Совета Министров РБ от 29.03.2004 № 347 «О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей в республиканских органах государственного управления, областных и городских Советах депутатов, местных исполнительных и распорядительных органах и признании утратившими силу постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам государственной службы»). Для государственных служащих устанавливается высший класс из 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.

Лицам, поступающим на государственную службу впервые, класс государственного служащего присваивается не ранее чем через 6 месяцев (ст.13 Закона о государственной службе).

При наличии стажа государственной службы соответствующий класс государственного служащего присваивается не позднее 1 месяца с момента назначения на государственную должность. О присвоенном классе вносится запись в трудовую книжку государственного служащего.

   

Запись в трудовую книжку государственного служащего о присвоенном классе
 

<…>

 
10
15
08
2011
Присвоен 8-й класс государственного служащего Решение комиссии по присвоению классов от 15.08.2011.
Приказ от 15.08.2011 № 29-к

   

15.12.2011 г.

   

Владимир Жагуло, юрист

 

От редакции: С 11 февраля 2012 г. в Закон РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 333-З внесены изменения и дополнения.

С 15 февраля 2012 г. в Инструкцию о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденную постановлением Минобороны РБ от 31.05.2011 № 21, на основании постановления Минобороны РБ от 24.11.2011 № 58 внесены дополнения.

С 29 марта 2012 г. в п.3 приложения к Положению о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 07.10.2003 № 1271, на основании постановления Совета Министров РБ от 19.03.2012 № 242 внесены дополнения.

С 6 апреля 2012 г. подп.3.10 п.3 ст.9 Закона РБ от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 334-З изложен в новой редакции.

С 12 апреля 2012 г. в Закон РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» на основании Закона РБ от 22.12.2011 № 332-З внесены изменения и дополнения.